Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – Закон № 44). В соответствии с указанным законом производятся закупки, в том числе, на выполнение каких-либо работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Не всегда представляется возможным точно определить, проверить виды и объемы работ по контракту. В ходе исполнения контракта подрядчик обнаруживает, что какие-то виды работ следует исключить, заменить, возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, изменении объемов работ по контракту, возникают взаимные претензии по госконтракту между сторонами. Вот почему часто стороны решают вопрос с помощью нашего адвоката. Какие возможности нам предоставляет Закон № 44, что говорит судебная практика, разберемся в настоящей статье.
Изменение видов работ по государственным (муниципальным) контрактам
В ходе исполнения контракта может выясниться, что какие-то работы не предусмотрены сметой, или выполнение каких-то видов работ не требуется.
Дополнительные работы по договору строительного подряда: проблемные вопросы
Изменение видов работ по контракту довольно спорный вопрос. Закон № 44 не закрепляет возможность изменения видов работ, отсюда вытекает вывод, что изменять виды работы по контракту нельзя. В разъясняющих письмах органов, также указывается, что изменять виды работ нельзя, а если требуется выполнить виды работ не предусмотренные контрактом, то необходимо проводить новую закупку. При этом в конце таких разъяснений, как правило, указано, что тот или иной орган не имеет полномочий по разъяснению законодательства.
В то же время, надзорные органы в ходе проверок применяют разъяснения органов, фактически не имеющих юридическую силу, так как разъяснения это не закон.
При анализе статей Закона № 44 вытекает, что виды работ определяются проектно-сметной документацией, иной технической документацией, это является существенным условием контракта, и Законом № 44 прямо закреплено общее правило о недопустимости изменения существенных условий.
При этом стоит отметить, что Градостроительный кодекс РФ говорит о возможности отклонения от проектной документации только после внесения в нее изменений в установленном порядке. Следовательно, если потребуется изменение видов работ, тогда необходимо внесение изменений в проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу. При этом цена контракта не подлежит изменению, а изменение видов работ должно быть обоснованным.
Однако, заказчик в этом случаи несет риски признания контролирующими органами незаконным изменение видов работ и, как следствие, незаконным оплату данных работ. В каждой конкретной ситуации необходимо доказывать обоснованность изменения видов работ для получения того результата, который требовался по контракту, согласовывать все изменения госконтракта по закону с соответствующими органами или расторгать контракт. Что и делает наш адвокат в рамках оказания юридической помощи обратившемуся.
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика
Письмо о необходимости выполнения дополнительных работ и изменение объема работ по заключенному контракту
Что делать, если в ходе выполнения работ возникла необходимость в дополнительных работах?
Для начала следует определить, что работы действительно являются дополнительными, которые не предусмотрены контрактом, но выполнение которых необходимо в рамках заключенного контракта, поскольку они влияют на прочность и годность объекта и их выполнение необходимо для достижения результата по контракту; данные дополнительные работы должны быть обнаружены в ходе выполнения работ.
Действия подрядчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией, заключаются, прежде всего, в уведомлении об этом заказчика.
ВНИМАНИЕ: дополнительные работы должны быть именно дополнительными, а не самостоятельными видами работ.
Далее, если в течении 10 дней от заказчика не поступает ответ на уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ, подрядчик обязан приостановить работы. НО! Если приостановление работ повлечет гибель или повреждение объекта строительства, в этом случае подрядчик не имеет права приостанавливать работы. В последующем он должен доказать, что была необходимость немедленно действовать в интересах заказчика.
Действия заказчика при получении сообщения от подрядчика об обнаружении дополнительных работ, заключаются в решении вопроса, необходимо ли выполнение дополнительных работ. Если такая необходимость есть, встает вопрос, что делать? Если дополнительные работы связаны с дополнительным объемом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, то Закон № 44 предусматривает возможность изменения объема работ по общему правилу не более чем на 10% по предложению заказчика. А если это дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, в этом случае, с учетом неофициальных разъяснений Закона № 44, следует проводить отдельные закупочные процедуры. В то же время судебная практика говорит, что к дополнительным работам могут быть отнесены те работы, которые объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены и данные работы подлежат оплате.
Кроме того, чтобы увеличить объем работ в размере 10% и цену контракта, такая возможность должна быть предусмотрено непосредственно в контракте.
На указанные требования Закона № 44 особенно следует обратить внимание подрядных организаций, поскольку при не соблюдении положений законодательства об уведомлении, о получении от заказчика предложения об увеличении объема работ по контракту, и соответственно об увеличении цены контракта не более чем на 10%, в случае, если такая возможность предусмотрена контрактом, подрядчик лишается возможности получить соответствующую оплату за выполненные дополнительные работы.
Суды при рассмотрении дел о взыскании стоимости за дополнительные работы проверяют выполнение требований законодательства по соблюдению порядка, и в случае, если порядок не был соблюден, во взыскании денежных средств за дополнительные работы подрядным организациям отказывают.
Следует не забывать про размер увеличения, а именно, не более 10% от цены контракта. Факт заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта более чем на 10% не гарантирует оплату в полном объеме. В одном из обзоров судебной практики Верховный суд РФ указал на ограничения в размере изменения цены контракта, которые установлены не только для подрядчика, но и для заказчика. Условие об увеличении цены контракта более чем на 10% в данной части ничтожно. В то же время, увеличение цены контракт и объема более чем на 10% допустимо только в случае, если не выполнение дополнительных работ грозит годности и прочности результата работ.
Объем работ может быть уменьшен в пределах 10% и соответственно уменьшена цена контракта.
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика
Взыскание неосновательного обогащения, в связи с увеличением объема работ по государственному или муниципальному контракту
Бывают случаи, когда подрядная организация, выполнив работы по строительству, в ходе выполнения работ или даже не приступив к работе, понимает, что объемы работ больше, чем требует заказчик, например, больше площадь квартир, подлежащих передачи заказчику во исполнение контракта.
В этой ситуации подрядчик обращается к заказчику, чтобы он оплатил лишние квадратные метры, которые фактически им приняты по контракту, а не принять их заказчик не мог, потому что это квадратные метры в квартирах, которые передавались подрядчиком во исполнение контракта.
НО! заказчик обозначает свои требования по площади квартир и иные требования изначально в контракте, а точнее в приложениях к нему, в том числе в техническом задании, и требовать от него оплаты за превышение квадратных метров подрядчик не имеет права, если цена контракта твердая. Конечно, многое зависит и от положений непосредственно государственного или муниципального контракту.
Не стоит обходить Закон № 44, выполняя работы без заключения государственного или муниципального контракта в установленном порядке, в надежде в дальнейшем в судебном порядке, после выполнения работ, взыскать неосновательное обогащение (подробнее о процедуре по ссылке). Судебная практика на этот случай говорит о возможности недобросовестных подрядчиков и заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска.
Есть случаи, когда невозможно заключить государственный или муниципальный контракт в конкретной ситуации в порядке определенным Законом № 44, но для исполнителя выполнение тех или иных работ, оказание услуг является обязательным, и он не может отказаться от выполнения соответствующих работ, поскольку они являются социально-значимыми и объективно необходимыми.
Также может возникнуть какая-то экстренная ситуация, требующая немедленного выполнения работ, поставки товара или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуацией
В этих случаях суды приходят к выводу о том, что работы, услуги подлежат оплате, несмотря на то, что оказаны вне рамок Закона № 44, а точнее при отсутствии заключенного контракта.
Иски в суд о внесении изменений в государственный или муниципальный контракт, об обязании заключить дополнительное соглашение к контракту
В ходе исполнения контракта у подрядчика может возникнуть необходимость в увеличении сроков работ, во внесении иных изменений в контракт. Обратившись к заказчику с соответствующим предложением заключить дополнительное соглашение, скорее всего подрядчик получит отказ, поскольку для заказчика предусмотрена как минимум административная ответственность за изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена, прежде всего законодательством о контрактной системе.
При предъявлении исковых заявлений подрядчиком к заказчику о внесении изменений в контракт или об обязании заключить дополнительное соглашение, суды, как правило, встают на сторону заказчика, указывая в решении на то, что Закон № 44 по общему правилу устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта, в том числе по срокам исполнения контракта. Также суды приходят к выводу, что подрядчик обратился в суд с иском, например, об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении сроков работ, в целях избежать финансовых санкций за нарушение сроков по контракту. Иногда суды встают на сторону подрядчика и выносят решения об удовлетворении исковых требований.
Не стоит забывать, что последняя инстанция по рассмотрению споров является Верховный суд РФ, и принятие решения нижестоящими судами не гарантирует, что оно не будет отменено верховным судом.
Есть шанс, что суд встанет на сторону подрядчика только при существенном изменении обстоятельств, в результате которых возникла необходимости по внесению изменений в контракт.
Ситуации могут быть разные и в одних случаях требования той или иной стороны скорее всего не будут удовлетворены судом, а в других — будут признаны судом законными и обоснованными. Все зависит от конкретных обстоятельств дела.
Помощь адвоката в споре между заказчиком и исполнителем госконтракта
Настоящая статья не является руководством к действию, в ней всего лишь проанализирована малая часть судебной практики по спорным правоотношениям, которая является неоднозначной. Разобраться в ситуации, проанализировав все обстоятельства, могут помочь наши адвокаты, в том числе:
- выстроить тактику действий подрядчика или заказчика при возникновении спорных вопросов в ходе исполнения государственного или муниципального контракта;
- оценить риски при принятии того или иного решения заказчиком или подрядчиком в рамках правового анализа государственного анализа и обстоятельств дела;
- с учетом обстоятельств дела, смогут дать прогноз, насколько положительным возможен исход дела при рассмотрении судом;
- составить документы по государственному или муниципальному контракту, процессуальные документы по судебному делу;
- осуществить представительство интересов доверителя в ходе рассмотрения дела судом;
- окажет иную юридическую помощь по проблеме Доверителя
Стоит отметить, что нормы Закона № 44 в основном носят императивный характер, но контролирующие органы и судебные органы довольно часто по-разному их трактуют, вот почему лучше обратиться к профессионалу — нашему адвокату, а не пытаться решить проблему самостоятельно.
Источник katsaylidi.ruКак согласовать дополнительные работы с заказчиком
Договор строительного подряда является основной формой оформления заказа работ по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Одной из распространенных спорных ситуаций, возникающей между заказчиком и подрядчиком, является согласование и оплата дополнительных работ, ранее не отраженных в смете, прилагаемой к договору.
Чаще всего конфликт возникает, когда подрядчик не согласовывает дополнительные работы с заказчиком и выполняет их по своей инициативе или же по устному уведомлению заказчика, а затем безуспешно пытается получить за них оплату.
Во избежание судебных разбирательств и недопонимания между сторонами договора подряда нужно внимательно относиться ко всем уведомлениям подрядчика о дополнительных работах, согласовывая их и оформляя в установленном законом и сложившейся практикой порядке.
Когда нужны дополнительные работы подряда, не предусмотренные договором?
Согласно условиям любого договора подряда, все работы должны выполняться в строгом соответствии с утверждённой сметой работ. В большинстве случаев дополнительные работы в рамках договора подряда отнюдь не прихоть подрядчика, желающего заработать дополнительные деньги, а объективная необходимость для качественного выполнения взятых на себя подрядчиком обязательств.
Юридическая поддержка! Помощь юриста WhatsApp +79372234028 сейчас!
юрист онлайн
Пример: Между заказчиком и подрядной организацией заключен договор подряда на реконструкцию крыши нежилого здания. В ходе работ выяснилось, что снег при текущей конструкции крыши будет скатываться во двор соседнего строения, прямо на парковку, создавая риск повреждения имущества третьих лиц. Подрядчик уведомил заказчика, что желательно установить на крыши заградительные конструкции, удерживающие снег.
Это – простейший пример, когда нужны дополнительные работы по договору подряда. Часто их объем может составлять до 20-30% от стоимости уже утвержденных работ, но в любом случае, вне зависимости от объема, обязательно требуется их согласование.
Судебная практика толкует положения ст. 743 ГК РФ достаточно подробно, относя к дополнительным работам по договору подряда работы:
- Без которых невозможно исполнение договора и завершение строительных работ;
- Которые выполнены подрядчиком, но не были включены в смету, утвержденную при заключении договора;
- Влекущие превышение стоимости согласованных работ по смете.
Исполнителю стоит быть осторожным при самовольном превышении стоимости работ, поскольку по мнению ВАС, изложенному в обзоре №51 от 24.01.2000 года, подрядчик не имеет права требовать оплаты за выполненные сверх сметы работы, если он не уведомил заказчика об их необходимости и не прекратил строительство, не дождавшись ответа от заказчика. Даже если заказчик подписал акт приемки работ впоследствии!
С учетом перечисленных нюансов лучше каждый случай индивидуально рассматривать с опытным юристом по договорной работе.
Как оформить дополнительные работы по договору подряда?
Всякое существенное изменение условий договора подряда должно быть оформлено дополнительным соглашением. Процедуру его заключения можно отразить следующими этапами:
Этап 1. Уведомление второй стороны о дополнительных работах. Подрядчик, руководствуясь ст. 743 ГК РФ, уведомляет заказчика в письменной форме о необходимости произвести дополнительные работы, прилагает техническое обоснование или предварительную смету на их производство. Альтернативно: заказчик, усмотревший необходимость выполнить дополнительные работы, неучтенные в смете, предлагает подрядчику их выполнить и заключить соответствующее дополнительное соглашение.
ВАЖНО: Любые контакты между сторонами лучше всего фиксировать письменно, тем самым обеспечивая доказательственную базу на случай судебного разбирательства. Устные уведомления или согласования в этом случае недопустимы!
Этап 2. Согласование условий. Сторонами составляется смета, согласовывается стоимость работ, проверяется необходимость их проведения. Строгих требований о том, кто должен составлять смету – нет. Заказчик может поручить подрядчику рассчитать стоимость требуемых работ или же сам составить смету дополнительных работ, передав ее на рассмотрение исполнителю договора.
ВАЖНО: При составлении сметы и определении стоимости дополнительных работ важно руководствоваться нормативной документацией, регулирующей методику определения стоимости строительной продукцией и иными правилами, обязательными для исполнения.
Этап 3. Заключение дополнительного соглашения. Если по условиям достигнут консенсус, стороны заключают дополнительное соглашение к договору подряда, в котором обязательно отражают:
- Состав и объем дополнительных работ со ссылкой на приложение-смету;
- Порядок оплаты работ;
- Сроки их исполнения.
- Другие существенные для сторон нюансы.
Доп.соглашение оформляется по числу сторон договора.
Этап 4. Оплата дополнительных работ по договору подряда. В зависимости от прописанных в доп.соглашении или положениях основного договора условий, заказчик оплачивает согласованные работы. В порядке аванса или по факту исполнения – зависит от воли сторон и достигнутых соглашений.
ВАЖНО: Если дополнительные работы в строительном подряде были выполнены по инициативе подрядчика до заключения дополнительного соглашения, но заказчик не имеет по ним претензий, ничего не мешает сторонам оформить дополнительное соглашение для уже выполненных работ, закрепив их на бумаге.
Дополнительные работы, не предусмотренные контрактом 44-ФЗ
Строительные подряды, заключаемые в рамках закона 44-ФЗ на конкурсной основе, имеют ряд особенностей по согласованию и подтверждению дополнительных работ. В целом порядок и процедура их оформления ничего не отличается от общих, изложенных выше правил, с главным исключением:
Дополнительные работы могут быть предусмотрены контрактом в небольшом объеме (не более 10%), что дает возможность сторонам заключить доп.соглашение, руководствуясь пп. «б» пункта 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Если же дополнительные работы превышают 10% от общей суммы контракта, то должна быть проведена отдельная процедура закупки работ отдельным контрактом.
Помощь юриста
Нельзя придумать универсальную инструкцию, которая бы позволила согласовать дополнительные работы в строительном подряде.
Каждый случай – индивидуален, а сама ситуация особенно осложняется, если к работе привлечены субподрядчики или же между заказчиком и подрядчиком возникают разногласия о необходимости работ, порядке их оплаты или же согласовании всех изменений в смету.
Мы поможем согласовать любые дополнительные работы по договору строительного подряда, избавив вас от необходимости в дальнейшем отстаивать свои права в суде. Квалифицированная помощь опытных юристов позволит решить все возникшие проблемы в кратчайшие сроки и в досудебном порядке. При необходимости, если достигнуть консенсуса не удалось, обеспечим полную судебную защиту «под ключ» от составления иска до исполнения решения суда.
Источник lawpractik.ruЮридическая поддержка! Помощь юриста WhatsApp +79372234028 сейчас!
юрист онлайн
Как взыскать с заказчика стоимость дополнительных работ
Договор строительного подряда — это одна из самых «конфликтных» сделок, заключаемых между предпринимателями. По данным системы «Банка судебных решений» на рассмотрении арбитражных судов находится более 100 тыс. споров по поводу этого контракта, и примерно 15% из них связано со взысканием оплаты за дополнительные работы (далее ДР).
Что нужно знать о ДР в рамках строительного контракта
ДР — это работы, связанные с предметом соглашения стройподряда, которые изначально не были согласованы, но необходимы для осуществления строительства.
Исполнитель не может сам принять решение о проведении ДР. Он должен известить об этом заказчика и получить его согласие на увеличение видов, объема, количества работ, и, соответственно, цены контракта.
Подрядчик должен приостановить стройку, если в течение 10 дней после уведомления заказчик не ответил ему. Негативные последствия простоя несет заказчик.
Строительная компания может взыскать стоимость ДР только тогда, когда работы были согласованы с контрагентом.
Подрядчик не может взыскать стоимость ДР, когда он не известил контрагента, не дождался его ответа или согласия. Такое правило действует даже в тех ситуациях, когда заказчик принял ДР по акту приемки.
ДР нужно отличать от самостоятельных работ. Последние не связаны с предметом подрядного соглашения, поэтому их стоимость взыскивают по правилам об обогащении без оснований. Например, если заказчик заказал строительство бани, а подрядчик построил баню и летнюю кухню, летняя кухня не будет считаться ДР. Летняя кухня — это предмет других отношений, фактически возникших между сторонами.
Споры между предпринимателями о взыскании стоимости ДР по строительному контракту рассматриваются в арбитражном суде по правилам искового судопроизводства.
Для подачи иска в арбитраж нужно соблюсти досудебный порядок.
Подробнее о том, по каким правилам и процедуре взыскивается стоимость ДР в рамках строительного подряда, вы можете прочитать далее в статье.
Взыскание платы за доп. работы с заказчика
Плата за ДР по подрядному соглашению взыскивается с заказчика в рамках искового судопроизводства в арбитраже. Сначала исполнителю нужно будет направить контрагенту досудебную претензию с требованием об оплате ДР. В случае игнорирования претензии в течение 30 дней или отказа заказчика оплатить работы можно обращаться в суд.
Справка. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной вариант самостоятельного разрешения конфликта. Например, участники договора могут установить, что их споры должны разрешаться посредством переговоров или медиации. Также они могут оставить претензионный порядок, но определить меньший срок для ответа на письменную претензию контрагента.
Исковое заявление составляется по общим правилам ст. 125–126 АПК РФ. В нем нужно указать:
данные об арбитражном суде;
данные об истце;
данные об ответчике;
требование истца о взыскании цены ДР с заказчика;
ссылку на норму права, которая обосновывает требование (ст. 709 и 743 ГК РФ);
факты, на которых основано требование истца (в данном случае — факт согласования ДР, факт проведения ДР, факт неоплаты ДР заказчиком);
доказательства, которые подтверждают позицию истца (например, переписка или иные документы, которые подтверждают проведение и согласование ДР, чеки, сметы и иные документы, которые подтверждают стоимость ДР);
цену иска (равна размеру стоимости ДР);
расчеты размера цены ДР;
данные и доказательства о том, что истцом соблюдены требования о примирении с контрагентом;
Иск и все письменные доказательства подаются в арбитражный суд лично, по почте или направляются в электронном виде через «Мой арбитр». Также истец обязан продублировать все процессуальные документы в адрес ответчика.
Исход дела во многом будет зависеть от того, какие работы были проведены, и были ли они согласованы. Дальше рассмотрим:
когда заказчик будет обязан оплатить ДР;
Когда заказчик должен оплатить стоимость доп. работ
Для ответа на поставленный вопрос, нужно разобраться с тем, что такое доп. работы.
Подряд в сфере строительства — это гражданская сделка между подрядчиком и заказчиком. Однако отношения в рамках этой сделки также регулируются иными отраслями законодательства, в частности, градостроительным и земельным. Потому неотъемлемой частью подрядного соглашения являются:
смета, с помощью которой стороны согласуют цену контракта.
Заключая договор, стороны изначально предполагают, что подрядчик будет выполнять работы, указанные в тех. документах, и не выйдет за рамки согласованной сметы. Однако на практике такого практически не бывает. В большинстве случаев появляются доп. работы, неучтенные сметой и проектом.
ВАС РФ изложил признаки доп. работ в Определении от 11.01.2011. Он указал, что ДР — это работы:
которые не согласованы участниками договоренности;
которые необходимы для продолжения строительных работ (без них дальнейшая стройка невозможна);
необходимость осуществления которых выявлена исполнителем в ходе реализации контракта.
Важно! ДР являются также работы, которые согласованы в тех. документации и учтены в смете, но в меньшем объеме, чем это необходимо.
Проведение ДР влечет расширение предмета договора стройподряда и его стоимость, поэтому закон требует, чтобы исполнитель согласовывал с заказчиком ДР.
В ст. 709 ГК РФ говорится, что при необходимости проведения ДР исполнитель должен заблаговременно предупредить об этом контрагента. Последний должен дать свое согласие на увеличение цены договора или может отказаться от сделки, заплатив подрядчику за уже выполненный объем работ.
Согласование ДР осуществляется в письменном виде и может подтверждаться:
иными документами, из которых можно определить перечень, объем и стоимость ДР.
Важно! Уведомление заказчика без получения его согласия не является надлежащим согласованием ДР (см. напр., дело № А58-2411/2017).
Таким образом, заказчик обязан заплатить за ДР во всех случаях, когда он был уведомлен о необходимости их осуществления и выразил свое согласие на их проведение.
Когда заказчику не придется оплачивать доп. работы
Логично предположить, если строительная компания не уведомила заказчика о необходимости осуществления ДР и/или не согласовала с ним их проведение, то взыскать с него стоимость ДР не получится. Об этом прямо говорит ст. 743 ГК РФ: исполнитель, который не выполнил требование об уведомлении и получении согласия не может требовать от контрагента оплаты ДР и возмещения убытков, связанных с их проведением.
В законе указано: если заказчик не отвечает на уведомление в течение 10 дней, подрядчику нужно приостановить стройку и ждать. Он не должен предпринимать никаких действий до одобрения контрагентом ДР, а все неблагоприятные последствия и риски от простоя несет заказчик.
Важно! Из правила про приостановление работ есть исключение. Подрядчик не несет риск неблагоприятных последствий при продолжении работ, если докажет, что он не мог этого сделать, потому что иначе объект строительства был бы поврежден или погиб.
Например, в деле № А81-2592/2013 подрядчик по договору взял на себя обязательства построить новую школу. Возведение постройки не могло быть начато, потому что оставалось маленькое расстояние между новым и старым зданием, а это противоречило требованиям пожарной безопасности. Подрядчик решил снести здание старой школы и выставил заказчику счет за ДР на 15 млн руб.
Заказчик отказался платить за доп. работы, так как они не были с ним согласованы. Суд поддержал в этом споре заказчика и указал, что ДР не были согласованы, и не была доказана необходимость немедленного их проведения.
Судебная практика уточняет законодательные нормы о согласовании ДР. В письме ВАС РФ № 51 говорится, что требовать оплаты ДР исполнитель не может даже в том случае, если впоследствии заказчик принял неучтенные и несогласованные работы по акту приемки. В данном случае заказчику даже не придется возвращать материалы, которые использовались для осуществления ДР (Определение ВС РФ по делу № А60-63204/2018).
Также на практике были и иные случаи, когда арбитраж вставал на сторону заказчика.
Из текста доп. соглашения к договору нельзя было определить согласованный объем ДР.
Согласованные в переписке ДР не совпадали с объемом фактически выполненных работ.
В ДР не было необходимости.
Работы нельзя признать дополнительными, потому что они выполнены за рамками предмета подрядного соглашения.
Самостоятельные работы
На практике часто встречается, что исполнители включают в акт приемки в качестве ДР так называемые «самостоятельные работы» (СР) — действия, которые не охватываются предметом строительного контракта, не связаны с ним никаким образом и требуют заключения самостоятельного договора строительного подряда.
Например, в контракте стороны договорились о ремонте первого этажа здания, а исполнитель отремонтировал не только первый, но и второй. Ремонт второго этажа — СР.
Для обоснования того, что работы являются самостоятельными, используется такие аргументы:
действия исполнителя не имеют прямой связи с предметом строительного контракта;
в выполненных работах нет ценности для заказчика (они ему не нужны и им не используются).
К СР не применяются правила ст. 709 и 743 ГК РФ о ДР. Суд признают такие отношения «фактическим подрядом» — сделкой между сторонами без надлежащего оформления договора.
Если подрядчик докажет, что СР используются заказчиком, т. е. имеют для него потребительскую ценность, он может предъявить к нему иск о неосновательном обогащении. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как взыскать неосновательное обогащение в арбитражном суде».
Компания «Консалт-групп» предлагает юридические услуги строительным компаниям и заказчикам в рамках споров о взыскании стоимости доп. работ и неосновательного обогащения.
Источник www.consult-gp.ru