В строительстве различают подготовительные, земляные, дорожные, транспортные, погрузочно-разгрузочные, бетонные, свайные, отделочные, кровельные, санитарно-технические, электромонтажные и другие виды работ. В настоящее время строительные работы выполняются преимущественно с использованием машин, благодаря их высокой производительности по сравнению с работами, выполняемыми вручную. Это приводит к сокращению сроков строительства и снижению связанных с этим затрат. В то же время в строительстве имеются некоторые технологические процессы или отдельные операции, в которых еще сохранился ручной труд, в основном, из-за нецелесообразности их механизации.
Строительные процессы, в которых заняты машины, называют механизированными, а их обеспеченность машинами — механизацией строительства, по отношению к которой строительные машины также называют средствами механизации. Различают полную и частичную механизацию. В первом случае все технологические операции строительного процесса выполняются машинами, а во втором на отдельных операциях используется также ручной труд.
бакалавриат Логистика 3 Логистика трубопроводного транспорта 4 Изыскание трассы и площадок для магис
В настоящее время для выполнения одних и тех же видов строительных работ используются различные типы и модели машин. В строительной практике при планировании организации работ приходится решать задачи оптимального выбора средств механизации для наиболее эффективного выполнения строительных работ. Подобные задачи возникают также при комплектовании парков машин управлений механизации для выполнения строительных работ более долгосрочного периода. В этих случаях ориентируются на показатели механизации, наиболее существенными из которых являются:
производительность труда на одного рабочего, численно равная отношению общего объема работ, выполненных в течение смены, к общему числу рабочих, занятых на этих работах;
стоимость единицы продукции, равная сумме всех денежных затрат, связанных с ее производством;
доля ручного труда, оцениваемая отношением объема или стоимости работ, выполненных вручную, к общему объему (стоимости) работ или отношением количества рабочих, занятых на ручных работах, к общему их числу.
Эффективность механизации строительства будет тем выше, чем больше первый показатель и ниже два других. Эти показатели также зависят от таких основных параметров машин как их масса, мощность приводного двигателя и др.
Так, при выполнении монтажных работ машинами малой мощности производительность труда в 8—13 раз больше того же показателя при использовании ручного труда, а в случае применения машин большой мощности это отношение может возрасти в 50—100 раз. Отношение стоимостей 1 т смонтированных машинами и вручную конструкций составит 0,4. 0,6 в случае применения машин малой мощности и в 3—4 раза меньше этого отношения в случае Применения машин большой мощности. Из этого сравнения еще не следует однозначный вывод о более высокой эффективности машин большой мощности. Их целесообразно использовать на массовых строительных работах, так как при ограниченных объемах этих работ, рассредоточенных по различным строительным объектам, и большой стоимости их перебазировок можно получить противоположный результат.
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»: 7 примеров, проводки, ситуации
Следует также весьма осторожно относиться к такому показателю как доля ручного труда, который в ряде случаев без связи с другими показателями не столько проясняет оценку уровня механизации, сколько усложняет ее. Рассмотрим это на примере механизации отрывки траншей с применением траншейного экскаватора производительностью 500 м 3 /ч.
Предположим, что доля ручного труда в этом процессе (очистка вручную траншеи от осыпавшегося грунта) составляет 0,5 %. Следовательно, уровень механизации в этом случае составит 99,5 %. На первый взгляд эта цифра свидетельствует о весьма высоком уровне механизации. Оценим теперь долю ручного труда по отношению числа рабочих, занятых ручным трудом, к общему их числу, предположив, что экскаватор обслуживается одним машинистом.
При указанной выше доле ручного труда в 0,5 % ежечасно из траншеи будет вынуто примерно 2,5 м 3 грунта вручную. При средней выработке 0,5 м 3 /ч на одного рабочего-ручника для выполнения этого объема работ потребуется 5 рабочих, что по отношению к общему числу рабочих 5+1=6 составит 5/6 • 100 % = 83,3 %. Другими словами, на каждого механизатора при указанном выше уровне механизации потребуется 5 рабочих, занятых ручным трудом. Производительность труда на одного рабочего составит (500 + 2,5) / 6 = 83,75 м 3 /ч. Даже незначительное (на 0,1 %) снижение доли ручного труда при прочих равных условиях приведет к сокращению рабочих-ручников на одного человека и увеличению производительности труда до (500 + 2) / 5 = 100,4 м 3 , что почти на 20 % выше прежнего показателя.
При переходе от ручного труда к машинному эффект достигается благодаря техническому перевооружению занятых в строительном процессе рабочих — замене примитивных ручных инструментов (лопат) машиной (экскаватором), соответствующей современному техническому уровню.
Наиболее полно уровень механизации можно оценить стоимостью единицы продукций, комплексно учитывающей все издержки строительного производства. В случае использования в строительном процессе только одной машины этот показатель преобразуется в удельные приведенные затраты
где Пэ — годовая эксплуатационная производительность машины; Z=C+EK — годовые приведенные затраты; С — текущие затраты, равные себестоимости годового объема продукции машины; Е— коэффициент эффективности капитальных вложений; К — единовременные капитальные вложения на создание или покупку машины.
Коэффициент К зависит от срока службы машины и составляет от 0,1. 0,15 для крупных машин до 0,4. 0,5 для машин малой мощности. Если в строительном процессе занято несколько машин, то при расчете приведенных затрат под Z понимают их суммарные затраты. Более высокой эффективности применения машин (их высокой производительности, минимальному расходу энергии, эксплуатационных материалов и инструментов при их работе, минимальным затратам времени и других ресурсов на ремонт, техническое обслуживание и перебазирование машин, минимальному числу машинистов и другого обслуживающего персонала) соответствуют меньшие удельные затраты.
В механизации строительства существует также понятие малой механизации с использованием ручных машин, механизмов, приспособлений и оснастки, упрощающих и облегчающих ручной труд и повышающих его производительность.
Источник: studopedia.ru
Лекция 1. Введение. Роль строительных машин в механизации и автоматизации технологических процессов в промышленном и гражданском строительстве
Введение. Роль строительных машин в механизации и автоматизации технологических процессов в промышленном и гражданском строительстве. Развитие строительных машин, механизации и автоматизации строительстве. Характеристика современного технического уровня строительных машин, механизация и автоматизация строительства и управления дальнейшего развития.
Современное строительство является одной из наиболее механизированных сфер человеческой деятельности. Строительные машины используются на всех этапах строительного производства, а именно:
1- в карьерной добыче строительных материалов (песка, гравия, глины, мела и т.д.);
2- в изготовлении железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций заводским способом;
3- на погрузке, разгрузке и транспортировке строительных материалов, изделий и конструкций;
4- в технологических процессах возведения зданий и сооружений, строительстве дорог, подземных коммуникаций, объектов гидротехнического, энергетического и других видов строительства;
5- на работах по освоению стройплощадок, от нулевого цикла до завершающих стадий отделочных, кровельных и других работ;
6- это средства механизации ремонтных и восстановительных работ (большой набор ручных машин).
В прошлом решалась задача замены трудоемких ручных строительных процессов машинными, вытеснения ручного труда широким внедрением средств малой механизации.
В настоящее время решаются проблемы более высокого уровня, к которым относятся:
1- создание комплексов машин с высокой выработкой строительной продукции при минимальных затратах на ее создание;
2- обеспечение комфортности обслуживающему машины персоналу, широкое внедрение автоматических систем управления для облегчения труда человека-оператора и повышения качества строительства.
Для специалиста-строителя в отношении строительных машин (СМ) необходима способность – ориентироваться в технологических возможностях различных моделей машин определенного назначения для оптимального комплектования ими (по номенклатуре и количеству) технологических процессов в заданных производственных условиях.
Машина требует постоянной заботы и ухода.
Нужны нормальные взаимоотношения строителя и машины, обеспечение их работоспособности.
Данная дисциплина (изучение СМ) базируется на общетехнических знаниях, полученных студентами на 1 и 2 курсах. Она является залогом успешного освоения других дисциплин специальности (ТСП, ТВЗС, Организация строительства).
Строительные процессы выполняют преимущественно с помощью машин. А это:
— высокая производительность труда;
— низкая стоимость стройпродукции;
— сокращение сроков строительства;
— снижение общих затрат.
Некоторые операции (процессы) ведут вручную, из-за нецелесообразности их механизации.
Строительные процессы, в которых заняты машины, называют механизированными, а их обеспеченность машинами – механизацией строительства.
Механизация может быть полной и частичной:
1- при полной механизации все работы выполняются машинами;
2- при частичной механизации на отдельных операциях используется ручной труд.
В механизации строительства также существует понятие малой механизации. Это когда используются ручные машины, механизмы, приспособления и оснастка, упрощающих и облегчающих ручной труд и повышающих его производительность.
Строительные работы могут быть выполнены различными типами и моделями машин.
Как выбрать оптимальные средства механизации? Здесь используют показатели механизации, а именно:
1- производительность труда на одного рабочего – это отношение объема работ к числу рабочих.
, (1)
где — общий объем работ, выполненный в течение смены;
– общее число рабочих, занятых на этих работах.
1- стоимость единицы продукции, равная сумме всех затрат в денежном эквиваленте, связанных с ее производством.
2- доля ручного труда – это отношение объема (стоимости) работ вручную к общему объему (стоимости) работ, или отношение количества рабочих ручных к общему их количеству.
; (2)
; (3)
Эффект механизации строительства выше, чем больше 1 показатель и ниже 2 и 3 показатели.
Эти показатели зависят также от основных параметров машин (массы, мощности и т.д.)
Наиболее полно уровень механизации можно оценить стоимостью единицы продукции, комплексно учитывающей все издержки строительного производства.
Удельные приведенные затраты определяются (для одной машины):
, (4)
где — годовая эксплуатационная производительность машины; Z=C+EK – годовые приведенные затраты; C – текущие затраты, равные себестоимости годового объема продукции машины; E – коэффициент эффективности капиталовложений. Зависит от срока службы машины: 1. Е=0,1-0,15 – для крупных машин; 2. Е=0,4-0,5 – для машин с малой мощностью; K – единовременные капиталовложения на создание или покупку машины.
Более высокой эффективности применения машин соответствуют меньшие удельные затраты.
Если в строительном процессе занято несколько машин, то под Z понимают их суммарные затраты, а под QUOTE — их суммарную годовую производительность.
Нужно стремиться к:
1- высокой производительности;
2- минимальному расходу энергии и топлива;
3- минимальным затратам эксплуатируемых материалов и инструментов при их работе;
4- минимальным затратам времени и других ресурсов на ремонт, техническое обслуживание и перебазирование машин;
5- минимальному числу обслуживающего персонала.
Строительные работы делятся на технологические процессы, последние на операции (цикличные, выполняются последовательно, и непрерывные, выполняются одновременно).
Рыхление прочного грунта гидромолотом перед его экскаваторной разработкой образует комплекс (комплекс машин – экскаватор + гидромолот).
Наиболее высокой формой механизации строительных работ является комплексная механизация (К.М.). Здесь все основные и вспомогательные тяжелые и трудоемкие операции и процессы выполняются комплексно с помощью машин, механизмов и оборудования.
В составе комплексов машин различают ведущие, вспомогательные и резервные машины.
Показатели комплексной механизации работ:
1. Уровень К.М. – отношение объема работ комплексно-механизированным способом к общему объему работ.
2. Механовооруженность труда – стоимость занятых в процессе машин, приходящаяся на одного рабочего.
3. Энерговооруженность труда – количество энергии, потребляемое в процессе выполнения строительных работ, приходящееся на один отработанный человеко-час или на одного рабочего.
Автоматизированными называют технологические процессы, в которых заняты машины, оснащенные устройствами, обеспечивающими выполнение строительных работ без оперативного вмешательства человека.
Автоматизация одна из наиболее эффективных форм системы управления (полностью или частично освобождает человека от управления машиной).
Автоматизацию называют полной или комплексной.
Здесь все основные и вспомогательные процессы управления автоматизированы, заданная производительность и качество продукции обеспечивается без человека (он только наблюдает за работой специальных устройств).
Важным является автоматический учет и контроль за работой машин, связь между отдельными агрегатами и пунктами управления.
Это позволяет получать информацию о:
1- производительности труда;
2- количестве занятых в технологических процессах рабочих;
3- фактическом времени чистой работы машин;
4- состоянии их основных агрегатов и узлов;
5- простоях машин с указанием причин;
6- выработке машин;
7- расходе энергии, горючих и смазочных материалов.
Результатом обработки этой информации является – эффективное оперативное руководство ходом строительства и работой парка строительных машин.
Источник: mydocx.ru
Как определить удельные приведенные затраты для нескольких машин задействованных на строительстве
Определение удельных приведенных затрат и показателей использования парка машин
Находящаяся в эксплуатации и вновь создаваемая машина характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными показателями: техническим уровнем конструкции машины и экономическими характеристиками ее работы.
Прогрессивность конструкции машины характеризуется этими показателями. Однако в эксплуатации предпочтение отдается машине с более высокими экономическими показателями. Следует отметить, что, как правило, повышение технического уровня является средством улучшения экономических показателей и обеспечения возрастающих требований социального характера.
При сравнении двух машин по удельным приведенным затратам предпочтение будет отдано той машине, у которой эти затраты меньше.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Эти основные составляющие эксплуатационных затрат в зависимости от типа машин и характера выполняемых ею работ могут включать дополнительные затраты, например на сменные элементы рабочих органов плужно-щеточных снегоочистителей (щетки, ножи отвалов и т.п.).
Внедрение новой машины влечет за собой изменение некоторых других показателей, которые так же, как и основной показатель, характеризуют эффективность внедрения новой техники. Такими показателями являются: экономия по затратам труда; повышение производительности труда механизаторов; экономия материальных ресурсов; срок окупаемости новой техники.
Весьма важным показателем эффективности новой техники является срок ее окупаемости. Применение новой техники зачастую связано со значительными капитальными затратами.
Выработка машин определяется их производительностью, которая зависит от особенностей использования на линии, т. е. соотношением продолжительности работы по назначению и общим временем пребывания машины на линии. Если рассматривать годовую выработку машин, то на нее будет влиять продолжительность работ, связанных с выполнением технического обслуживания и ремонта.
Несколько иначе характеризуется работа машин аварийно-технической службы. Обычно при рассмотрении показателей использования машин этого назначения учитывают только продолжительность работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом.
В связи с тем, что продолжительность работ не является непрерывной и подчинена основному требованию — устранению неисправностей или аварии в кратчайшие сроки, потери времени при работе на линии обычно не учитывают.
Рассмотрим методику определения показателей использования парка специальных автомобилей.
Коэффициент Кк п является исходным при определении нормативной потребности в машинах конкретного назначения. Обычно следует анализировать причины простоев машины, которые обусловливаются необходимостью выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, а также различными организационными причинами, в связи с чем пригодные к эксплуатации машины не могут быть направлены для работы на линию. Такими причинами являются обеспеченность водительским составом, технологическими материалами и др.
Источник: stroy-technics.ru