Как получить господряд на строительство

В предыдущей статье мы с вами начали знакомиться с видами государственной поддержки для бизнеса. Сегодня мы с вами отдельно остановимся на программах поддержки производителей и разберем на какие субсидии от государства они могут рассчитывать.

Внесем сразу ясность: рассматриваемые нами программы на уровне регионов незначительно отличаются своими требованиями к заявителям и суммами субсидий. Данные программы появились задолго до появления короновируса и они никак не связаны с теми мерами поддержки, оказываемыми государством в период пандемии.

Программы, с которыми мы сегодня познакомимся, разработаны специально для производственных компаний, предприятий, которые производят фактический материальный продукт. Сюда не относятся компании, производящие программное обеспечение (для них есть отдельные виды субсидий, которые мы разберем в следующих статьях) и некоторые компании, занятые в сфере добычи полезных ископаемых.

Программы будут актуальны как для микро, так и для малых и средних предприятий. В особенности для предприятий, задумывающихся над своим расширением. Ведь, как правило, данный процесс всегда вызывает много вопросов: — Где взять деньги? — Окупятся ли вложения? Тут то и приходит на помощь государство, готовое помочь вам.

Бизнес-план строительной фирмы. Бизнес на госторгах, тендерах, господрядах, госконтрактах, аукционах

Источник: vc.ru

Как покоряются вершины господрядов

«Донаэродорстрой» получил крупнейший в своей истории госконтракт на строительство и эксплуатацию дальнего обхода Краснодара за 41,5 млрд рублей. «Эксперт Юг» восстановил историю роста компании — она состоит в основном из контрактов с Минтрансом

Как покоряются вершины господрядов

Основанное в Ростове АО «Донаэродорстрой» (входит в ГСК «Дон») стало победителем конкурса на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, ремонт и эксплуатацию дальнего западного обхода Краснодара за 41,5 млрд рублей. Это крупнейший контракт в истории компании, которая долго шла к тому, чтобы стать видным федеральным игроком. Сегодня ни одна крупная дорожная стройка не обходится без участия этого подрядчика, который начал своё восхождение с реконструкции федеральной трассы «Дон».

Краснодарский проект как новая «Таврида»

Контракт на стройку западного обхода Краснодара заключён в сентябре 2020 года, сообщал министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Во время посещения новых участков трассы «Таврида» в Крыму Дитрих доложил президенту России Владимиру Путину, что этот проект будет завершён в 2023 году.

Дальний обход Краснодара станет частью трассы М4 «Дон». «Он уже запроектирован, сейчас оформляется земля, археология. В сентябре мы заключим контракт на стройку. В 2023 году он будет», — сказал министр (цитата по ТАСС). Торги ещё в июле объявила ГК «Автодор». Предполагается, что трасса будет эксплуатироваться на платной основе.

КАК НАЙТИ ГОСЗАКАЗ И ЗАРАБОТАТЬ БЕЗ ОФИСА И СОТРУДНИКОВ

В качестве источника финансирования работ указаны субсидии из федерального бюджета. В материалах закупки отмечалось, что размер инвестиций исполнителя составит 4,15 млрд рублей. Также инвестсоглашение обяжет победителя компенсировать гос­компании 150 млн рублей, потраченных на предпроектную подготовку.

Протяжённость магистрали первой категории составит более 50 км. На четырёхполосной трассе возведут три развязки, четыре моста, десять путепроводов. Дорога позволит разгрузить город и подъезды к нему от транзитных потоков, идущих на юг. Её общая протяженность составит 51 км, она свяжет М4 «Дон» с трассой А289 (Краснодар — Славянск-на-Кубани). Предполагается, что дорога будет платной.

Создание новой магистрали позволит обойти существующую городскую агломерацию и зоны перспективной застройки, обеспечит транспортный подход к Крымскому мосту.

На конкурс было подано две заявки. Как следует из итогового протокола комиссии, победителем конкурса в конце августа признано АО «Донаэродорстрой», стратегическими партнерами которого выступают АО «СМУ-Дондорстрой», ООО «СУ-873», АО «ДЭП № 33». Первые две компании входят в ГСК «Дон». Название второго участника в итоговом протоколе закупки не раскрывается.

Читайте также:  Техническая эксплуатация это в строительстве

Из документов закупки известно, что компания предложила исполнить контракт за ту же цену, что и «Донаэродорстрой», однако не предоставила документы, подтверждающие опыт выполнения работ. Победитель же смог документально подтвердить опыт работ на 34,6 млрд рублей.

Компания школьных друзей с федеральными амбициями

АО «Донаэродорстрой» принадлежит в равных долях Николаю Имедашвили, Владимиру Кирсанову и бывшему депутату Госдумы и Законодательного собрания Ростовской области Алексею Кнышову. Кнышов и Имедашвили — друзья детства, вместе они в конце 90-х приобрели имущество бывшего треста «Донаэродорстрой», который был организован в 60-е годы для строительства дорог и аэродромов, рассказывал Кнышов газете «Ведомости». Затем к ним присоединился и Владимир Кирсанов.

Вместе они постепенно консолидировали различные дорожно-строительные активы в Ростовской области, которые позволили им создать группу стро­ительных компаний «Дон». Эта группа объединяет несколько компаний, занимающихся строительством и обслуживанием дорог (АО «Донаэродорстрой»), строительством промышленных объектов («СМУ-Донаэродорстрой»), установкой систем автоматики, телемеханики и связи (ООО «Связьинформ»), а также строительством систем энергоснабжения (ООО «Сигнал-строй»).

Первым крупным контрактом компании стала реконструкция трассы М4 «Дон» на территории Ростовской области, которая началась в 2005 году. Изначально дорога здесь имела всего две полосы для движения, которые не были разделены между собой защитными ограждениями, что приводило к большому количеству аварий, а зимой и в период летних отпусков — к огромным пробкам. Трассу стали постепенно расширять и строить на ней многоуровневые развязки, а «Донаэродострой» получил подряды на строительство отдельных участков. Это событие Кнышов считает отправной точкой создания ГСК «Дон» как крупной компании с федеральными амбициями.

В «Донаэродорстрое» тогда рассказывали «Эксперт ЮГ», что география присутствия компании постоянно расширяется. К Ростовской области добавились Воронежская и Волгоградская области, Краснодарский край. «За годы работы только в сфере капитальной реконструкции объектов РЖД мы охватили свыше полутора десятков российских регионов. Непрерывно наращивая мощности, холдинг вышел на просторы центральной России, Урала и Сибири», — поясняли в компании.

Федеральные амбиции были и у Алексея Кнышова, который 4 декабря 2011 года избран депутатом Госдумы шестого созыва от Ростовской области от партии «Единая Россия. Однако в сентябре 2012 года ему со скандалом пришлось покинуть Госдуму. Это произошло после того, как СК РФ по заявлению депутатов от «Справедливой России» провёл проверку и установил, что Алексей Кнышов совмещал парламентскую работу с ведением бизнеса, что запрещено законом. Ему грозило лишение свободы сроком до двух лет, и он добровольно подал в отставку с поста депутата. Однако в итоге СК РФ не нашёл оснований для возбуждения дела и признал, что Кнышов не лоббировал свои коммерческие интересы в статусе депутата Госдумы.

Возвращение на дорожную стройку

Громкий уход с политической сцены больно ударил по амбициям Алексея Кнышова, однако позволил ему снова вернуться к управлению родной компанией. Благо, возвращение в родной регион ознаменовалось целым рядом крупных подрядов, к которым «Дон­аэродорстрой» привлекал областной бюджет. Это, например, строительство новой трассы Ростов-Азов (7,5 млрд руб­лей), новой автодороги к аэропорту «Платов» (3,6 млрд рублей) или шестиполосного участка транспортного обхода Аксая (8,9 млрд рублей).

Не обходилось и без скандалов. Например, чтобы выиграть тендер областного минтранса на строительство трассы Ростов — Азов, «Донаэродорстрою» достаточно было снизить стартовую цену на 1%, и он получил контракт за 7,428 млрд рублей. При этом ещё пять претендентов конкурсная комиссия не допустила к аукциону. Антимонопольная служба отменила итоги этого тендера, а минтранс провёл повторные торги, на которых снова победил «Дон­аэродорстрой», но только снизив цену уже на 11,5%.

Читайте также:  Министерство строительства и ЖКХ это

Губернатор Ростовской области Василий Голубев (слева) и Алексей Кнышов 26-2.jpg GCC-DON.COM

В августе 2019 года акционеры АО «Донаэродорстрой» приняли решение о переводе компании в Москву. Как сообщала тогда её пресс-служба, тем самым закреплялся федеральный статус. «Этот шаг позволит вести ещё более эффективное взаимодействие с заказчиками и партнёрами по качественному выполнению обязательств нашего портфеля контрактов, по созданию в самых разных уголках России новых рабочих мест, по внедрению инноваций и передовых технологий», — говорилось в сообщении «Донаэродорстроя».

Перевод в Москву позволил компании Кнышова и его товарищам, которые обосновались в столице, не зависеть от настроения региональных властей и, в какой-то мере, даже диктовать свои условия. Так, например, в апреле «Донаэродорстрой» через арбитражный суд расторг контракт с минтрансом области на строительство завершающего участка Северного обхода Ростова-на-Дону стоимостью 1,24 млрд рублей. Заказчик в лице минтранса не успел вовремя скорректировать проектно-сметную документацию, которая не предполагала выноса из зоны строительства высоковольтные линии электропередач. В результате сдача объекта затянулась уже на год.

Год назад компании Кнышова и его партнёров достался контракт на строительство обхода Волгограда почти на 19 млрд рублей, а также обхода станицы Ленинградской в Краснодарском крае на сумму в 9,8 млрд рублей. Сейчас, по данным сайта «Ростендер», в портфеле «Донаэродорстроя» (без учёта обхода Краснодара) госконтракты на сумму 59 млрд рублей. Из них с областным минтрансом — на сумму 13,7 млрд рублей.

Таким образом, компания постоянно заключает миллиардные контракты со структурами Минтранса России, который с июня 2018 года возглавляет Евгений Дитрих. Его работу курирует помощник президента РФ, бывший министр транспорта Игорь Левитин. Именно при нём в 2005 году начался поэтапный подъём ГСК «Дон» к вершинам господрядов.

Планы на будущее

Сегодня Алексей Кнышов является соучредителем в 11 организациях, в том числе и в ООО «ПО «Дондорстрой», у которой контракты с волгоградским «Облкомдортрансом» на сумму более 1,2 млрд рублей. Также он совладелец «Федерации рэгби Ростовской области». Имедашвили и Кирсанов также имеют доли в этих компаниях. Они выигрывают различные дорожные тендеры в разных городах европейской части России — от Воронежа до Новгорода.

Несмотря на широкую географию присутствия и довольно крупные контракты, всё-таки в «высшей лиге» дорожного строительства пока другие игроки. Даже в некогда родной Ростовской области по-настоящему крупные контракты достаются игрокам федерального уровня. Например, в конце августа «Автодор» выбрал компанию, которая получит контракт по строительству и эксплуатации платного участка трассы М4 — «Обход Аксая» длиной более 30 км (полная стоимость строительства обхода — более 100 рублей). Контракт на 85,9 млрд выиграла компания «НПС Аксай», которой через компанию «Нацпроектстрой» владеют ВЭБ и миллиардер Аркадий Ротенберг. В рамках договора поставщик должен обеспечить строительство и введение в эксплуатацию дороги, а также её функционирование.

Пока «Донаэродорстрой» (выручка, по данным «СПАРК-Интерфакс» за 2019 год, 7,5 млрд рублей, чистая прибыль — 1,5 млрд) не входит даже в первую десятку рейтинга крупнейших дорожно-строительных компаний России, однако, учитывая набранный темп и лёгкость, с которой она получает крупные подряды на Юге, это явно ненадолго.

Источник: expert.ru

Строят не все господряд

Крупные компании, реализующие госзаказы по строительству инфраструктуры, пытаются сократить в этом сегменте долю малых и средних предприятий (МСП). Они обратились через отраслевую ассоциацию в Минстрой с просьбой снизить требования для госзаказчиков распределять до 25% всех объемов контрактов между небольшими исполнителями, ссылаясь на то, что у таких компаний нет опыта и мощностей. Потенциальный объем строительных работ, который МСП могут выполнить для государства, достигает 500 млрд руб. Эксперты опасаются, что предложение крупного бизнеса приведет к дальнейшему снижению уровня развития малого и среднего бизнеса в стране.

Читайте также:  Выгодные размеры дома для строительства

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо от 29 июня Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупных исполнителей госстроек) замглавы Минстроя Александру Ломакину с просьбой снизить порог обязательных закупок госструктурами и компаниями с госучастием у субъектов МСП. По действующим нормам госзаказчики обязаны делать закупки у МСП в объеме не менее 25% совокупного годового объема таких контрактов. В противном случае они могут быть оштрафованы. Авторы обращения также просят снизить размер этих штрафов. В Минстрое на запрос “Ъ” не ответили.

НАИК указывает, что из-за значительных сумм инфраструктурных контрактов затруднительно привлекать нужное количество исполнителей из числа МСП, способных выполнить такой объем работ без ущерба качеству и срыва сроков. У небольших компаний зачастую нет опыта и мощностей для качественного выполнения таких заказов, соглашается руководитель InfraOne Research Александра Галактионова.

По подсчетам эксперта «НЭО Центра» Ирины Долгих, в марте—июне 2022 года в сфере дорожного строительства было объявлено конкурсов на 4,5 млрд руб. со средней ценой лота в 4,4 млн руб., что «вполне по силам МСП».

Александра Галактионова отмечает, что ежегодный объем господрядов на строительство составляет в среднем 2–3 трлн руб., соответственно, МСП должны выполнять работы более чем на 500 млрд руб. Эксперт считает, что в дорожно-транспортном строительстве без ущерба качеству возможно делегировать МСП 8–10% госконтрактов.

Гендиректор НАИК Мария Ярмальчук напоминает, что в последние три года доля МСП в ВВП составила около 20%, но большая часть из них задействована в сфере торговли и услуг. В 2019–2020 годах в строительстве и обрабатывающей отрасли на долю МСП приходилось не более 10% совокупной выручки, продолжает она.

Гендиректор ГК «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев опасается, что снижение доли МСП в госконтрактах приведет к снижению уровня развития в стране малого и среднего бизнеса. Впрочем, он признает, что представители МСП сейчас неохотно участвуют в гостендерах из-за заниженных цен госконтрактов. «В первом полугодии 2022 года эта проблема только усугубилась»,— добавляет господин Плиев.

На Госсовете представлена общегосударственная строительная стратегия

В письме НАИК в Минстрой также указывается, что сейчас максимальная цена контракта в дорожном строительстве определяется некорректно, из-за чего фактическая стоимость реализации проекта оказывается выше реальных затрат. Ассоциация также просит разработать механизм «расчета реалистичных среднеотраслевых зарплат», чтобы составить индекс изменения сметной стоимости дорожного строительства. По их данным, сейчас среднеотраслевая зарплата занижена более чем на 30%, из-за чего стоимость строительства недооценена на 10–15%.

Участники рынка не раз обращали внимание на эту проблему. Устаревшая модель ценообразования, не соответствующая рыночным реалиям, привела к большому числу срывов госконтрактов в сфере строительства. В ряде регионов не состоялось до половины плановых закупок по капитальному ремонту школ из-за отсутствия заявок от подрядчиков, говорил ранее зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Николай Алексеенко. С уже заключенными договорами тоже возникали проблемы: в 2019–2021 годах 169,5 тыс. госконтрактов в сфере строительства на общую сумму 4,4 трлн руб. были расторгнуты или их подрядчики оштрафованы. Это составляет 26,2% от общего числа всех заключенных тогда строительных госконтрактов общей стоимостью 10,95 трлн руб.

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
Загрузка ...