Для этого выпуска мы выбрали 10 историй инженеров, которые работают в разных городах и сферах — от мобильных сетей и теплоэлектростанций до горной промышленности и авиастроения.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
«Чувствуешь себя винтиком целого механизма»
Должность: инженер-конструктор на заводе
Город: Москва
Доход: до 120 000 Р
Я учился в филиале Московского государственного университета приборостроения и информатики в своем городе. Попал вместе с одногруппниками на практику на завод. Там как раз набирали студентов в новый отдел. Тогда только зарождалось 3Д-моделирование: нужно было сделать 3Д-модель изделия, посмотреть по ней, что может пойти не так во время сборки в цехе, оперативно внести изменения и таким образом уменьшить количество доработок на живом изделии.
Когда я получил диплом, меня перевели на полную ставку. Доход был небольшой — в пределах 25 000 Р . Но с повышением квалификации сумма увеличивалась.
Профессия инженер-строитель
Работаю здесь уже семь лет. Живу в Подмосковье, а на работу езжу в Москву — уходит порядка полутора часов от порога до порога. Рабочий день начинается в семь утра, поэтому встаю я около пяти.
Работаю в основном за компьютером, а в обед стараюсь выбраться погулять. Бывает, нужно съездить на производство — это мне особенно нравится, потому что там я вижу плоды своих трудов.
Подработки бывают не очень часто, но если бывают, то долгосрочные — приходится выкладываться по полной. В такие моменты чувствуешь себя винтиком целого механизма.
Моя зарплата сейчас — в районе 100 000 Р . Подработки оцениваются по-разному , в зависимости от важности задачи. Дополнительно можно заработать от 5000 до 20 000 Р в месяц. Еще некоторые ребята зарабатывают, регистрируя конструкторские идеи и получая на них патент. Кто-то занимает призовые места на конкурсах.
Основная статья моих расходов — это ипотека, 44 000 Р . Мы живем в другой квартире, за которую уже расплатились, а год назад взяли еще двухкомнатную. Мечта — переехать в нее, а вторую сдавать. И хотелось бы успеть купить еще одну квартиру до пенсии.
«Один раз выучиться и потом всю жизнь этим зарабатывать не выйдет»
Должность: инженер в иностранной компании, которая занимается оборудованием для горных работ
Город: Кемерово
Доход: 100 000 Р
У меня высшее техническое образование по специальности «электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». Оно позволяет работать практически в любой отрасли промышленности. Я начинал в 2007 году с дохода 28 000 Р . Сначала работал в теплоэнергетике, затем — в электроэнергетике, сейчас — в горной промышленности.
Прогресс здесь, конечно, не такой быстрый, как в ИТ, и нередко применяются технологии, которым больше десятка лет, а то и несколько десятков, но один раз выучиться и потом всю жизнь этим зарабатывать не выйдет.
Профессия инженер-строитель
С 2011 года и до сих пор работаю в российском представительстве иностранной компании, которая занимается производством и обслуживанием оборудования для горных работ. Иностранное происхождение работодателя сказывается, национальная специфика хоть и накладывается, но выражена не так явно, как у исконно российских работодателей. Я подразумеваю такие принципы, как «я начальник, ты дурак», «не нравится — у меня за забором куча желающих поработать» и прочее в таком духе. Здесь этого практически нет.
Сейчас я закреплен на сервисном контракте и практически все свое рабочее время провожу на территории заказчика, где работают несколько канатных карьерных экскаваторов нашего производства. В основном консультирую персонал, но некоторые работы выполняю сам. Если производится техобслуживание или ремонт, то провожу весь день на экскаваторе, иногда приходится выезжать и в нерабочее время. Если нет, занимаюсь отчетной или подготовительной работой по ремонтам, перепиской с техподдержкой при необходимости.
Для меня самый положительный момент — что большую часть рабочего времени я провожу с техникой, а не с людьми.
Карьерный экскаватор — очень дорогая машина, ее простои — огромная недополученная прибыль для заказчика, поэтому практически все изумительные истории в нашей работе связаны с запуском в работу неисправной машины при отсутствии оригинальных запчастей в наличии. Однажды мы обнаружили неисправность соединительного шлейфа между двумя электронными платами электропривода. Неисправность эта не типовая, в наличии такие шлейфы никто не держал, однако внешне они напомнили мне те, что я видел в обычном компьютере. Я попросил друга разобрать свой компьютер и привезти мне этот шлейф — посреди ночи, между прочим, — и после небольшой доработки ножовкой он встал на место как родной. Работает уже семь лет.
Сейчас я зарабатываю чуть больше 100 000 Р в месяц после уплаты НДФЛ. Кроме того, работодатель оплачивает ДМС, страхование от несчастных случаев, а также предоставляет служебный автомобиль. Для моего региона это довольно хорошие условия. К сожалению, на инженерной должности заработать существенно больше крайне затруднительно — только в случае роста в руководители или перевода в менеджеры по продажам, но мне это не интересно. Подработки я не беру, свободное время лучше потрачу в свое удовольствие.
В среднем после всех расходов у меня остается 40 000—50 000 Р в месяц, обычно вкладываю их в уменьшение долга по ипотеке. Сейчас я планирую переезд в другую страну, поэтому крупных покупок не совершаю, но потом свободные средства буду инвестировать и тратить на образование.
Несомненно, я продолжу заниматься инженерным делом, однако хочу уйти из технического обслуживания в разработку или хотя бы во внедрение новых проектов, так как техобслуживание — это очень рутинное занятие и особого профессионального роста не предполагает.
«Из сотрудника стараются выжать побольше, если он хочет нормально зарабатывать»
Должность: инженер-конструктор на авиазаводе
Город: Иркутск
Доход: до 25 000 Р
Окончил бакалавриат по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». После упорно пытался попасть на контракт в вооруженные силы по специальности. В итоге насмотрелся всякого и после разговора с одним товарищем капитаном решил, что пора перестать стучать в эту дверь.
Решил переехать в Новосибирск, поступил в магистратуру НГТУ, но после первого же семестра перевелся в Иркутский политех. Здесь выбрал уже другое направление — конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. К концу первого курса на мое резюме ответили с авиазавода. На собеседовании меня ни о чем не спрашивали, кроме того, пойду ли я в армию, и взяли инженером-конструктором.
Мне нравится элемент творчества: технические задания приходят на самые разные виды оснастки — от тележки до стапеля, от съемника до фиксатора. Но для этого нужно много знаний. Считаю, что эта профессия подходит только людям увлеченным. Почему — видно из размера зарплаты.
Мой оклад — 11 500 Р , коэффициент — 1,6, плюс есть премии. В итоге получаю 22 000—25 000 Р . Спасает стипендия: еще 6000 Р .
Система оплаты труда запутанная. Оценивают нас в форматах А4. То есть итог твоей работы — комплект конструкторской документации, чертежи. Казалось бы , все просто: нужно посчитать, сколько форматов А4 в твоих чертежах. Но нет!
Там множество коэффициентов — понижающих и повышающих. В табеле есть количество форматов в месяц. Все, что выше, оплачивается. Но, по сути, нет никакого документа, определяющего систему оценивания работ конструктора. По большому счету их оценивают от балды!
Сначала оценивает твой групповод, потом — начальник конструкторского бюро, который постоянно снижает оценку групповода. Эта система не учитывает трудозатраты: можно «наформатить» на простой работе и перекрыть табель, а можно заколебаться на сложной и по итогу остаться в минусе — это значит, что ты должен будешь закрывать долги по форматам в следующем месяце. За переработки тебе оплатят не все сверхурочные форматы, а только 30 — это плюс 3000 Р . Чтобы оплатили остальные, нужно отвечеровать 12 часов. Но вечеровки не оплачиваются! Считаю, что из сотрудника стараются выжать побольше, если он хочет нормально зарабатывать.
Подработки я целенаправленно не беру, но иногда попадаются сами: там печь нарисовать, тут с курсовой помочь. Но это мелочи.
Я езжу на работу из соседнего города, трачу на проезд около 5000 Р в месяц. Еще 3500 Р плачу за коммуналку и интернет, остальное уходит на еду. Бывает, остается немного денег, но чаще всего получается впритык.
Считаю, что моя работа — это очень ценный опыт. Однако понимаю, что задерживаться тут нельзя, нужно искать что-то более оплачиваемое. К слову, руководитель группы со стажем 40 лет получает 60 000—65 000 Р в месяц. Нужно учиться новому, например промышленному дизайну. Либо заниматься тем же моделированием, но в другой области.
«Мы все привыкли к горячей воде, но мало кто задумывается, как это сложно в производстве»
Должность: инженер-энергетик на ТЭЦ
Город: Владивосток
Доход: 65 000 Р
В институте я тысячи раз слышал байку о том, как мы важны для своей отрасли, что нас с руками и ногами заберут, как только мы выйдем за порог университета. Но реальность такова, что ты никому не нужен без опыта работы. После двух месяцев поисков меня пригласили работать в другой город. Поскольку вариантов не было, я рискнул. А через полтора года вернулся и без проблем устроился в родном городе.
Суть работы в моей отрасли — получать, передавать, распределять тепловую и электрическую энергию. Я инженер эксплуатации теплотехнического оборудования на ТЭЦ. Под моим контролем находится оборудование котлотурбинного цеха различной мощности. Я должен составлять ремонтные программы, контролировать эксплуатацию оборудования, организовывать его ремонт и вести документацию.
Работа связана с большими рисками и влиянием вредных факторов на здоровье. Это высокие температуры — в цехе бывает до +80 °C, шум, вибрация, угольная пыль. Оборудование давно устарело и даже неоднократно выработало свой эксплуатационный ресурс. Но ничего не поделаешь: в нашей стране энергетическая отрасль не удостоена пристального внимания.
Мы все привыкли к горячей воде и не можем обойтись без электричества, но мало кто задумывается о том, как это сложно в производстве. Энергетик должен обладать знаниями в области физики, термодинамики, гидрогазодинамики, механики, химии и других наук. Работа с критическими параметрами оборудования — температура пара до 555 °C, давление свыше 100 кгс/см² — требует профессионализма и любви к своему делу.
Я получаю около 65 000 Р , это среднерыночная зарплата. Зарабатывать больше можно за счет повышения по службе. Но в этой сфере тяжело: взрослые не хотят уходить на пенсию, молодежь из-за этого не имеет возможности карьерного роста.
Я хотел бы иметь дополнительный доход, обрести финансовую независимость и уйти из энергетики. Лучшим решением будет обучиться профессии, которая позволит работать из любой точки мира, имея под рукой компьютер.
«Нравится работа, но не зарплата»
Должность: инженер по управлению и мониторингу в едином центре управления сетью «Мегафона»
Город: Санкт-Петербург
Доход: 47 000 Р
Я с детства интересовался мобильными телефонами и тем, как работает мобильная связь. Хотел работать именно в «Мегафоне», тогда это была несбыточная мечта. Поступил в Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича. Сразу после выпуска, осенью 2014 года, стал целенаправленно изучать вакансии «Мегафона».
После собеседований меня готовы были взять сразу на три. Я выбрал работу с радиосетью и системами жизнеобеспечения базовых станций в едином центре управления сетью, он же ЕЦУС, он же GNOC. Сейчас мое направление стало называться «технические инновации и инфраструктура».
Суть моей работы — обеспечивать работоспособность антенн в центральном филиале. Сюда входит семь областей: Тульская, Курская, Калужская, Орловская, Брянская, Владимирская и Нижегородская. Все происходит удаленно, с помощью сигнальных сообщений на трех больших мониторах. Также в нашем центре есть видеостена длиной примерно 30 метров и высотой 3 метра — туда выводятся самые важные данные по всей России.
Я работаю сутки через трое. Приезжаю к девяти утра, желательно за 10—15 минут уже быть на месте, чтобы принять смену у инженера, который уходит с суток. Загружаю ПК под своей учетной записью, запускаю системы управления и мониторинга. Около 10—11 утра перерыв на чай, обед после 12:30, вечером тоже есть перерыв на чай.
После шести вечера рабочая обстановка обычно становится спокойнее, так как домой уходят коллеги-пятидневщики, а коллеги из регионов не так активно пишут письма и звонят, да и вообще что-то ломают на сети. Ужинаю около восьми, есть даже возможность сходить в магазин. Трудности возникают иногда из-за большого количества аварийных сообщений или одной большой аварийной ситуации — тогда не отлучиться. После 11 вечера обычно производят плановые работы и стресс-тестирования на сети, иногда они растягиваются до 2—3 часов ночи — это прибавляет работы и ответственности. К девяти утра готовлюсь сдавать смену и еду домой отсыпаться.
У нас довольно хороший социальный пакет, ДМС, страховка выезжающих за рубеж, компенсация расходов на мобильную связь с установленными лимитами для каждой должности. Но низкая индексация зарплаты: с 37 000 Р за пять с лишним лет зарплату повысили до 47 000 Р . Новые сотрудники на той же должности могут получать даже больше, это несправедливо. Такой доход точно не соответствует сфере и должности — как минимум исходя из инфляции за прошедшие пять лет.
Чтобы зарабатывать больше, нужно стать старшим инженером, но для этого придется дождаться освободившегося места или перейти в другое подразделение — и не факт, что зарплата сразу увеличится. Или устроиться в другую компанию. Здесь меня держит график и нравится работа, но не зарплата.
«Доход растет сам — в зависимости от того, что я могу предложить работодателям»
Должность: инженер в дата-центре
Город: Новосибирск
Доход: 35 000 Р
В 2017 году я окончил Колледж телекоммуникаций и информатики в Новосибирске, поступил заочно в вуз и работал в компании, бравшей на аутсорсинг ИТ-инфраструктуру малого и среднего бизнеса. Но работа не заладилась: бешеный ритм и безграничная многозадачность делали свое дело. Бывало, приезжаешь на аварийные работы, а тебе звонят и сообщают, что еще одному клиенту нужна срочная помощь.
Как-то меня позвали на собеседование в дата-центр технопарка новосибирского Академгородка. На старте пообещали зарплату порядка 26 000 Р или чуть больше. В отличие от прошлой работы, тут не было KPI — только выработанные часы и премия, если хорошо выполняешь обязанности.
К тому же сутки через трое — идеальный для меня график: можно уехать в короткое трехдневное путешествие на Алтай или в Шерегеш кататься на лыжах или сноуборде. Правда, особенно «везучие» могут попасть на смену 31 декабря или в другой праздник. И тогда приходится праздновать в гордом одиночестве под тихий шум оборудования в автозале.
Работа инженера здесь сводится к тому, чтобы оборудование нормально функционировало и клиенты, разместившие его, не думали об этом. Фактически дата-центр принадлежит правительству Новосибирской области, но частные клиенты попадают сюда через посреднические компании, которые арендуют в ДЦ стойки. Делается это по концессии между правительством и компаниями-посредниками.
Поскольку это государственное учреждение, тут просто страшная бюрократия: даже ручки покупаются по конкурсам. Это доставляет невероятные неудобства, нужные приборы и оборудование иногда приходится ждать месяцами.
Зато, прямо скажем, в провинции очень мало крупных ИТ-компаний, это сильно ограничивает возможность знакомства с передовыми технологиями и оборудованием. Но в дата-центре располагаются как раз те немногие компании, что работают с топовым железом, и ты его тоже изучаешь.
Мой рабочий день начинается с того, что я принимаю смену, читаю электронную почту и составляю примерный план на сутки. Далее следует обход — полный осмотр всех помещений и оборудования на предмет неисправностей. После нужно составить и отправить отчет руководителю ДЦ, главному энергетику и всем инженерам. Это занимает где-то час.
Затем могут быть какие угодно задачи — от помощи клиенту в миграции до прокладки кабелей и контроля обслуживания инженерных систем ДЦ подрядчиками. Вечером — второй обход.
После этого открывается технологическое окно, когда проводится большая часть переключений на оборудовании клиентов, длиться оно может до раннего утра, но зачастую эта процедура занимает не больше часа.
Самое сложное — это ночные работы и крупные миграции клиентов. Обычно эти две вещи неразрывно связаны. Поскольку для простых пользователей перерыв заметен быть не должен, крупные компании перевозят свое оборудование в ДЦ исключительно ночью по праздникам или в выходные, чтобы работа офисов не стояла. Продолжаться миграция может и несколько суток, если что-то пошло не так. Но обычно это тщательно планируемое мероприятие и все проходит гладко.
Это очень спокойное место, примерно 70% времени ты проводишь в одиночестве и можешь работать в подходящем тебе ритме. Аварии происходят крайне редко, поэтому можно заняться самообразованием или просто немного отдохнуть. Пожалуй, эта профессия особенно подходит студентам и фрилансерам, у нас весь штат состоит из тех и других.
Я зарабатываю в среднем 35 000 Р , но бывают так называемые высокие месяцы — февраль, март, май и декабрь: в них много праздничных дней, а значит, за дежурства платят больше. Еще я подрабатываю фотографией и заключил договор с агентством, которое выкупает интересные им кадры. Это приносит мне до трети доходов каждый месяц — в общей сложности выходит около 50 000 Р .
Довольно скоро передо мной встанет выбор: продолжать совершенствовать себя в роли инженера или стать фотографом. Я вряд ли останусь инженером ДЦ: это все же базовая ступень в узкопрофильной специальности. Но я вижу будущее в профессии инженера в целом: эта сфера в последние годы развивается с невиданной скоростью. А доход растет сам — в зависимости от того, что я могу предложить работодателям.
«Дается форма секретности, так что про заграницу можно забыть»
Должность: инженер-конструктор на одном из предприятий «Росатома»
Город: Химки
Доход: до 90 000 Р
После девятого класса учился в электромеханическом колледже и подрабатывал кем придется, например «принеси-подай» в автосервисах. На последнем курсе работал на заводе механиком. Не понравилась зарплата — и я понял, что нужно учиться дальше. Сдал экзамены, поступил в МГСУ на кафедру механики строительных машин.
На четвертом курсе начал искать работу по специальности «инженер-механик». Бесполезное занятие, если вокруг одни менеджеры. В итоге устроился инженером-конструктором без категории при заводе.
Суть профессии — «сделай то — не знаю что». В работе нужен широкий спектр навыков и знаний: 3Д-моделирование, черчение, материаловедение, электротехника, схемотехника, сопромат, технологии изготовления деталей, сборки, испытаний. После того как сделаны чертежи на каждую деталь, идут девять кругов ада их согласований.
Когда все утверждено, начинается процесс изготовления и закупки деталей — десятый круг ада: или купят не то, или сделают не так. Когда изделие собрано, нужно участвовать в конструкторском надзоре на испытаниях. Все замечания и результаты фиксируются, и в 3Д-модели и чертежи вносятся правки.
В памяти всегда остается самое первое задание, выполненное в одиночку, от схемы до готового изделия и испытаний. Очень классное чувство, когда понимаешь, что дал идее жизнь, она всем понравилась и идет в серию.
Три года работаю на одном из предприятий «Росатома» на производственной площадке автотранспортного оборудования. Здесь интересная работа, стабильная зарплата, бесплатные обеды и предоставляется общежитие.
Но компьютеры у нас не предназначены для проектирования, сумки досматривают, а в зависимости от должности и выполняемых работ дается форма секретности, так что про заграницу можно забыть. Почти всегда работать приходится по 10—12 часов , переработки не оплачиваются. Часто работаем по выходным, за это платят в двойном размере. Если есть силы и желание, можно напроситься самому, если нет, то все равно придется работать, когда будут гореть сроки. Я обычно работаю три субботы в месяц.
В среднем за месяц выходит около 85 000—90 000 Р . Для конструктора, судя по рынку, это хорошая зарплата. Но все равно мало. Доход увеличивается пропорционально навыкам и знаниям — это правильно. Я учусь чему-то новому на работе.
Источник: journal.tinkoff.ru
Проходной балл «ниже плинтуса». Почему вузы не могут набрать будущих инженеров даже на бюджет
После вступительной кампании — 2022 многие вузы объявили о недоборе студентов на бюджет. Больше всего незакрытых мест оказалось на инженерных и технических направлениях. Почему так произошло и в чем вообще проблема? Разбираемся.
Приемная кампания — 2022: скандалы и странности
В этом году поступающие в вузы столкнулись сразу с несколькими сложностями.
Во-первых, не было «второй волны» поступления. То есть решать, куда именно нести оригинал аттестата, нужно было быстро. А если ты не медалист, не льготник и не стобалльник, но хочешь попасть в престижный вуз, принять решение было сложно: ну а вдруг не пройдешь со своими баллами, а в то место, куда мог бы поступить по общему конкурсу, попасть уже не успеешь?
Во-вторых, появилась возможность подать документы через сервис «Поступи онлайн». Мы уже подробно рассказывали эту историю: там суть в том, что онлайн-регистрация работала не идеально и даже отличники оказались без мест в вузах просто из-за технических ошибок.
А еще в этом году вузам выделили дополнительное и довольно большое количество бюджетных мест. По данным РБК со ссылкой на Минобрнауки, теперь их стало 588 тысяч, то есть на 11,5 тысяч больше, чем было ранее. «Каждый второй выпускник школы будет обеспечен очным бюджетным местом», — цитировал ТАСС главу Минобрнауки РФ Валерия Фалькова.
И это третья особенность приемной кампании — 2022: часть из тех самых бюджетных мест оказалась незаполненной, на остальные люди смогли поступить с рекордно низкими баллами ЕГЭ. Особенно показательным оказался кейс с инженерными и техническими направлениями. Именно на них пришелся основной объем дополнительных бюджетных мест: теперь это почти половина из всех 588 тысяч.
Недобор инженеров: почему он случился
«В университете недобор 320 человек! Очень волнуют физики — не занято 13 мест. Если кто-то не поступил куда хотел, приходите к нам. Наши выпускники работают в РАН, на космических предприятиях», — цитирует «Российская газета» пост из соцсетей одного из российских вузов.
И это не единичный случай: после окончания приемной кампании 9 августа 2022 года многие (по большей части региональные) вузы столкнулись с тем, что часть бюджетных мест в них оказалась незанятой. Если зайти на сайты этих вузов, можно увидеть множество объявлений о донаборе студентов на направления вроде «Химическая технология», «Металлургия», «Горное дело», «Фундаментальная и прикладная физика», «Машиностроение» и так далее. Где-то свободных мест пара десятков, где-то — несколько сотен. В основном это зависит от локации вуза и его престижности.
Недобор студентов на технические и инженерные направления эксперты, впрочем, прогнозировали и до окончания приемной кампании.
Доктор технических наук Евгений Белый еще в июле писал в своем телеграм-канале «Наука и университеты»: «Будущим инженерам в 2022 году выделено более 251 тысячи бюджетных мест. Но для поступления на техническое направление (специальность) нужно сдать профильную математику. По данным Рособрнадзора, ЕГЭ по профильной математике в 2022 году сдали с достаточным для поступления баллом 240 тысяч человек. В это число, как вы понимаете, входят не только те, кто планирует стать инженером, но и те, у кого в планах поступление на другие направления, где требуется этот предмет, в частности на программы подготовки учителей математики и информатики, экономические направления и др. Так что на технические специальности дефицит абитуриентов ожидается серьезный, и выпускники прошлых лет его не закроют».
Всё так и вышло: в топовые столичные вузы конкурс, конечно, все равно был, а вот в региональные университеты на инженерные и технические направления в этом году можно было поступить с очень низкими баллами ЕГЭ.
Но даже эта мера не позволила закрыть все бюджетные места
«Практически это означает, что, если мы опустим планку проходного балла „ниже плинтуса“ в 53 балла, например, все равно будет недобор, — цитирует „МК“ преподавателя одного из вузов, члена приемной комиссии Евгения Шульгина. — Потому что число выпускников, сдавших профиль ЕГЭ по математике, было меньше выделенного „на инженеров“ КЦП. Я не знаю цифр, но мы это почувствовали. ЕГЭ по физике почти никто не сдает, химию сдают мало».
Издание «Бизнес Online» приводит цитату проректора по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергея Михайлова, который объясняет непопулярность математики, физики и химии на ЕГЭ: «Дети просто боятся сдавать физику и математику: понимают, что у них недостаточно знаний для приличных результатов ЕГЭ. В школах к одному из самых сложных экзаменов готовят слабо, проще и надежнее сделать выбор в пользу обществознания».
С химией и физикой все действительно так. Количество выпускников, которые выбрали ЕГЭ по химии, в этом году снизилось на 9 тысяч человек по сравнению с прошлым годом. Физика же вообще впервые выбыла из тройки самых популярных ЕГЭ по выбору, уступив место более актуальной в нынешние времена информатике.
Что будет дальше
Эксперты в один голос заявляют: просто увеличив количество бюджетных мест на непопулярных направлениях, едва ли возможно сделать их привлекательными для абитуриентов, привлечь в региональные вузы лучшие умы и в итоге поднять промышленный сектор. Напротив, будущих инженеров, технологов, специалистов технического профиля вузам придется делать из условных троечников — тех, кто выбрал эти направления из-за маленького конкурса и низкого проходного балла.
«Те, кто в этом году придет учиться на технические специальности, едва преодолев пороги на ЕГЭ, наверное, должны учиться не в вузах, а в колледжах. А избыточные бюджетные места с технических направлений лучше передать на специальности с высоким конкурсом. Это, на наш взгляд, более справедливо и выгодно для всех участников этого процесса — государства, вузов, работодателей, абитуриентов», — продолжает мысль автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый.
Как бы там ни было, на данный момент приёмная кампания по инженерным и техническим направлениям в ряде вузов продолжается: те, кто подавал документы на другое направление, но не прошел по конкурсу, могут просто «перекинуть» их на соседний факультет. Но можно принять участие и в новых вступительных испытаниях: по указанию Минобрнауки они продлятся до 5 сентября.
Источник: mel.fm