Закупка капитального ремонта по 44-ФЗ — это приобретение строительных работ по нормам Федеральной контрактной системы. К участникам применяют особые требования.
Что относится к капитальному ремонту
Тендер на капитальный ремонт здания включает работы по восстановлению, замене или полному изменению конструкций, инженерных коммуникаций или самого сооружения. Капитальный и текущий ремонты подразумевают разный перечень работ (письмо Минстроя №7026-АС/08 от 27.02.2018). Текущий — это работы по устранению или исправлению неполадок, возникших в процессе эксплуатации. Такой ремонт проводится для профилактики износа здания или сооружения. Капремонт — это целый комплекс восстановительных работ, которые направлены на полное обновление или реконструкцию объекта.
Такие закупки регулируются Федеральной контрактной системой, ПП РФ №615 РФ 01.07.2016 и законодательными положениями Минстроя. Собрали все правила, как работает ПП РФ 615 по капитальному ремонту, 44-ФЗ и другие нормативные акты в таблице.
44-ФЗ | Реформа строительных закупок
Как провести закупку по капремонту
Все госзакупки капремонта проводят по нормам Федеральной контрактной системы.
Вот краткая инструкция, как закупить ремонтные работы по 44-ФЗ пошагово:
- Выбрать способ заказа.
- Подготовить закупочную документацию.
- Сформировать объект закупки и техническое задание.
- Обосновать начальную (максимальную) цену контракта.
- Сделать проект контракта.
- Провести торги и определить победителя.
- Заключить контракт.
- Принять и оплатить работы.
Шаг 1. Выбрать способ определения подрядчика
На способ закупки текущего ремонта по 44-ФЗ или капремонта влияет ОКПД выполняемых работ. Вот актуальная разбивка по коду продукции:
- Электронный аукцион проводится для строительства зданий (ОКПД 41.2), гражданское строительство (42), спецработы (43). Все эти коды — из аукционного перечня (РП №471-р от 21.03.2016). Нельзя закупать через аукцион буровые работы по ОКПД 43.13.
- Все, что не попало в аукционный перечень, приобретается через электронный конкурс или конкурсные процедуры с ограниченным участием (п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ).
- Если заказчик не превышает лимит по СГОЗ, он проводит электронный запрос котировок или заключает контракт с единственным поставщиком (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Шаг 2. Подготовить документацию
Заказчику необходимо подготовить полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, в который входит:
- проектная документация (п. 8 ч. 1 ст. 33);
- описание объекта закупки;
- техническое задание;
- проект контракта;
- извещение.
В первой части заявки подрядчик обязан согласиться на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66). Заказчик вправе установить дополнительные требования:
Закупка строительных работ по 44-ФЗ
- опыт выполнения аналогичных заказов (участник подтверждает квалификацию по ПП РФ №99 от 04.02.2015);
- членство в СРО при текущем и капитальном ремонте по 44-ФЗ (не для всех заказов, для подтверждения достаточно свидетельства СРО);
- лицензирование (для объектов культурного наследия по правилам ПП РФ №349 от 19.04.2012).
Шаг 3. Описать объект закупки и составить техзадание
В техническом задании подробно описывают объект закупки, перечисляют выполняемые работы, приводят перечень используемых материалов. Неотъемлемая часть техзадания на капремонт — это проектно-сметная документация (ч. 12 ст. 48 ГрК РФ).
Вот что еще приводят в техническом задании, например, для тендера на ремонт школы:
- архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения;
- порядок планировки;
- чертежи, эскизы и планы обмера;
- качественные показатели;
- требования к безопасности при проведении строительства.
В описании объекта госзакупки обязательно укажите сроки капремонта, условия реализации заказа, качественные нормативы (ГОСТы, СНиПы, санитарные требования). Отдельно оговорите возможность замены стройматериалов и порядок вывоза строительного мусора.
Шаг 4. Рассчитать НМЦК
Цену госзакупки капитального ремонта рассчитывают проектно-сметным методом (ст. 22 44-ФЗ, приказ №841/пр от 23.12.2019). Не забудьте пересчитать цены с момента составления сметы на дату разработки и утверждения закупочной документации и применить индекс-дефлятор.
Шаг 5. Подготовить проект контракта
Для госконтрактов в закупках по 615-ФЗ действуют типовые условия (приказ №9/пр от 14.01.2020). Обязательно включите в проект контракта:
- график строительства;
- порядок доставки и выгрузки стройматериалов (исключительно силами подрядчика);
- перечень рабочих документов;
- стоимость каждого этапа строительства;
- график взаиморасчетов.
Если проводите выборочный или комплексный капремонт, укажите в госконтракте сроки выполнения подряда, обязанности сторон, правила проведения скрытых работ. Предусмотрите возможность одностороннего отказа от исполнения, если в процессе строительства обнаружатся нарушения со стороны подрядчика. Включите в права заказчика пункт о проведении технического надзора.
Шаг 6. Определить победителя
Порядок и критерии выбора победителя определяются способом закупок. Если заказчик проводит электронный аукцион на капитальный ремонт с благоустройством по 44-ФЗ (или без него), победителем становится тот подрядчик, который предложил самую низкую цену. Победитель конкурса определяется по качественным и квалификационным характеристикам, установленным документами заказа. Закупочная комиссия рассматривает заявки, подводит итоги и составляет протоколы.
Если в техзадании есть проект капремонта, торговую процедуру проводят спустя 4 часа после момента окончания подачи заявок. Это указано в ч. 3 ст. 68 44-ФЗ.
Шаг 7. Исполнить госконтракт
Контроль строительства проводит заказчик: он проверяет порядок выполнения капремонта, качество материалов, соблюдение требований безопасности.
Если в контракте есть условие о технадзоре, сообщите в орган технического надзора о начале строительства минимум за 7 рабочих дней до старта капремонта (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ).
Госконтракт на капремонт разрешают менять по соглашению сторон. Допускается продление сроков и изменение цены и объемов строительства, но не больше, чем на 10% от цены соглашения (п. «в» ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Если возникли непредвиденные обстоятельства, контролирующие органы разрешают изменить условия только в том случае, если срок исполнения соглашения — один год и более (п. 8 ч. 1 ст.
95). Измените срок или стоимость максимум на 30%, если у вас есть соответствующее разрешение.
Если же исполнитель не успел закончить строительство по графику, однократно продлите срок на время, равное предыдущему сроку подряда. Но так делают, только если у подрядчика нет неустойки перед заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 95).
Шаг 8. Закрыть контракт
К документам сдачи-приемки относятся: акт КС-2, справка КС-3, счет и счет-фактура, журнал КС-6. Если вы обнаружили скрытые работы, засвидетельствуйте их и подпишите акт.
Заказчик вводит объект в эксплуатацию после завершения строительства и подписания документов приемки (ч. 8 ст. 110.2 44-ФЗ).
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник: gosuchetnik.ru
Закупки в строительстве
Особенности организации закупок строительными компаниями
Строительство – специфическая сфера, которая считается одной из наиболее рискованных среди всех видов бизнес-деятельности. Поэтому, чтобы наладить свою работу на эффективных и прозрачных условиях, все компании, занимающиеся такой деятельностью, рано или поздно понимают необходимость формализации процесса выбора поставщиков, выработке определенных критериев их отбора, а также установления контроля за выполнением контрактов. Благодаря здоровой конкуренции существует возможность выбрать оптимальное соотношение цены и качества и, что немаловажно, избежать коррупционных рисков.
Нормативная база
Система всех торгов, в том числе и в строительстве, регулируется двумя основными нормативными актами, которые применяются в зависимости от правовой формы застройщика. Большинство строительных компаний не подпадают по действия основных законов о закупках:
- № 44-ФЗ, регламентирующий особенности проведения закупок для государственных и муниципальных нужд;
- № 223-ФЗ, касающийся коммерческих торгов.
Действие первого норматива распространяется на государственные, муниципальные, казенные учреждения. Он содержит более жесткие условия и требования к проведению торгов. Второй закон регулирует проведение закупок отдельными категориями юридических лиц. Среди них предприятия, отвечающие за электро-, водо-, газоснабжение.
Особенности проведения закупок в сфере строительства
Закупки в строительстве могут представлять собой как конкурентные, так и неконкурентные процедуры определения наиболее подходящего исполнителя для выполнения ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ, которые требуются заказчику.
Компаниям предоставляется определенная свобода, когда речь заходит о проведении закупок в строительстве. Единственное правило, чтобы данная процедура не противоречила нормам гражданского законодательства, а также правилам добросовестной конкуренции.
Частные фирмы наиболее часто отдают предпочтение проведению открытых или закрытых торгов, а также аукционов. Рассмотрим более подробно все этапы организации тендера.
Подготовка, как правило начинается с формирования укрупненного графика затрат, сбора заявок от потенциальных партнеров, поиска вариантов проведения поставок, а также контроля над всеми этими процессами. Отметим, что при помощи сервиса «Корпос: Управление закупками для 1С» можно автоматизировать все вышеперечисленные процедуры.
План закупок составляют исходя из потребностей компании в определенных строительных материалах, а также сроков выполнения работ. Такое планирование производится на основе сметной документации, поэтому важно, чтобы она была в порядке. Если предприятие проводит строительные работы сразу на нескольких объектах, такие планы нужно составлять отдельно по каждому из них.
Но иногда возможны и такие ситуации, когда работу по строительству проводятся в оперативном режиме, из-за чего в планы очень быстро вносится множество корректив. В таком случае удобнее каждую неделю получать заявки на проведение той или иной закупки уже непосредственно на объекте. Их нужно собирать по каждому объекту, чтобы потом проще было формировать рабочий план закупок.
- Важным этапом является определение оптимальной цены на товары и услуги. Для этого в автоматизированную систему вносят начальные максимальные цены (НМЦК). Существует множество способов их определить: нормативный, тарифный, затратный, сопоставление рыночных цен и т.д. С их помощью можно будет быстро оценивать выгодность предложений, поступающих от поставщиков.
- Далее необходимо провести согласование конкурсной документации с профильными подразделениями фирмы, которые за нее отвечают. Каждый специалист проверяет свой участок работы. Инженеры, например, техническое состояние оборудования, юристы – правовые нюансы сделки, возможные риски. Благодаря программе «Корпос: Управление закупками для 1С» все процессы согласования можно проводить автоматически в электронном режиме.
- После всего весь перечень нужных компании товаров и услуг объединяется в единый график. Его удобно синхронизировать с каждым отдельным этапом строительных работ. Благодаря современным системам автоматизации можно согласовывать конечный вариант плана и обмениваться данными с внешними системами. Используя календарное планирование, легко управлять датами поставок, а при необходимости вносить в них нужные изменения.
Способы проведения тендеров по строительству
Как уже было отмечено, при проведении коммерческих тендеров нормативами не устанавливаются какие-то жесткие либо специальные требования к документации. Единственное, нужно, чтобы она была максимально понятной вашим контрагентам. Если потенциальные партнеры постоянно пытаются уточнить какие-то детали, значит, в тендерную документацию нужно внести уточнения.
После того как все лоты уже сформированы, можно переходить к выбору способу проведения закупок, а также площадки, которая будет для этого использоваться.
Здесь есть несколько вариантов. Например, можно заняться поиском подходящих поставщиков на электронных торговых площадках, где проводятся онлайн аукционы. На них, как правило, можно разместить практически любой тендер. Чтобы зарегистрироваться, потребуются уставные документы компании, а также электронная цифровая подпись.
Среди наиболее крупных коммерческих площадок выделяют:
В контрактной системе подрядные торги бывают нескольких типов:
- Электронный аукцион;
- Электронный запрос котировок (НМЦК не должно превышать 3 млн руб.);
- Электронный конкурс с ограниченным участием (используют, когда необходимо закупить особо опасные, технически сложные или уникальные объекты капитального строительства).
Обратите внимание, что для каждой из вышеперечисленных процедур нужно подготовить свой пакет документации. Отличаются также сроки и некоторая специфика их проведения. Перед участием в любых торгах, рекомендуем ознакомиться с нормативной базой.
Кто вправе участвовать в торгах
Тендеры на постройку различного рода зданий и сооружений могут проходить как в открытом виде, так и с ограниченным участием. В первом случае претендовать на выполнение заказа может любой желающий участник. При этом даже не нужно иметь пропуск от СРО.
Торги с ограниченным участием обычно проводят при строительстве:
- Особо опасных или сложных с технической точки зрения объектов;
- Искусственных дорожных сооружений;
- При максимальной цене контракта свыше 150 млн. руб.
Для того чтобы заниматься вышеперечисленными работами, нужен специальный допуск. Для его получения нужно войти в СРО и пройти аккредитацию с целью подтверждения наличия в штате квалифицированного персонала.
Определение благонадежности поставщика
Многие компании, прежде чем начать сотрудничество с потенциальным контрагентом, проверяют его на благонадежность. Это нормальная практика в мире бизнеса, и пренебрегать ею не стоит. Рекомендует выработать свой собственный список критериев, по которым в дальнейшем проводить проверку каждого нового партнера.
В первую очередь нужно убедиться в его официальном оформлении и законности работы. Потом фирму проверяют на платежеспособность, наличие на ней непогашенных кредитов или других невыполненных обязательств. Существует своеобразный черный список, так называемый реестр недобросовестных поставщиков. Важно, чтобы вашего контрагента в нем не было.
Программа «Корпос: Управление закупками для 1С» автоматически проводит проверку поставщика на добросовестность. Следует обратить внимание, что, когда компания занимается осуществлением коммерческих поставок, попасть в этот черный список она не может. Поэтому часто предприятия ведут свои внутренние реестры, давая оценку надежности тому или иному поставщику.
Для проведения максимально полной и качественной оценки поставщика используют как внутренние показатели его работы (выполнение графика поставок, количество полученной бракованной продукции), так и внешние. Наш сервис позволяет узнать много важной информации и поставщике: объемы его выручки, среднюю численность сотрудников, наличие задолженностей по налоговым выплатам, а также участие в судебных разбирательствах. В программу уже интегрирована специальная система контроля за основными показателями действующих и потенциальных контрагентов.
Найдя подходящего партнера и заключив с ним соглашение, возникает необходимость установить контроль за исполнением всеми сторонами сделки своих обязательств, выполнением графиков оплат и поставок. Следить за всеми этими процессами в автоматизированном режиме можно при помощи специальных систем, таких как «Корпос: Управление закупками для 1С».
Оформление контракта
Проект контракта можно разрабатывать уже после того, как готова закупочная документация. Для этого можно использовать типовые контракты либо типовые условия. Их можно найти в Приказе Минстроя от 14.01.2020 года № 9/пр.
Если же работы по строительству не подпадают под типовые, следует разработать свой проект. При этом следует руководствоваться общими законодательными нормами, а также потребностями заказчика. Вместе с проектом договора также нужно подготовить:
- Условия проведения оплаты согласно каждому этапу выполненных работ;
- График выполнения и оплаты строительных работ;
- Проектно-техническую документацию, которая отображает предмет и объемы контракта.
Сам документ стороны подписывают не ранее, чем через 10 дней после публикации в системе итогового протокола. Если имел место запрос котировок, то такой срок сокращается до 7 дней. Никаких особых требований и условий для заключения строительного контракта законодательством не предусмотрено.
Цепочка поставок в строительстве
Многие строительные фирмы стремятся наладить так называемое управление цепочкой поставок. Ведь последние существенно отличаются от своих аналогов, предположим, в производственной сфере. Здесь структура цепочки фрагментирована, информация между компаниями передается довольно медленно, а уровень конкуренции большой.
Поэтому возникает необходимость автоматизировать процесс управления поставками на всех этапах их проведения. В противном случае руководителям часто приходится полагаться на эффективность подрядчиков и поставщиков, поскольку по-другому достичь целей проекта практически невозможно.
Возможности программы Корпос
Отметим ряд возможностей, которые наш сервис может предложить строительству:
- Объединение всех закупок отдельно по каждому объекту строительства с установлением контроля за каждым этапом всей процедуры, начиная с момента подачи заявки и заканчивая поступлением товара на склад;
- Установление контроля за закупками, в том числе относительно их планирования и финансирования;
- Обеспечение контроля за складскими остатками, нормирование ТМЦ под стандартные операции;
- Налаживание долгосрочного стратегического партнерства с основными поставщиками.
Программу «Корпос: Управление закупками для 1С» можно настроить для работы как отдельной системы, чтобы обмениваться нужной информацией с другими сервисами ведения бухгалтерского учета. Также есть возможность встроить в ее функционал конфигурацию «1С:Бухгалтерия 8 (ред.3)».
Также наш продукт поставляют сразу с комплектом веб-сервисов, которые служат для помощи при проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. Так, благодаря им можно мониторить уровень рыночных цен на нужные товары, а также наладить обмен электронными документами.
Источник: 223-1c.ru
Законодательство о закупках в строительстве: не пора ли менять?
Как известно, законодательное регулирование системы закупок производится по четырем основным направлениям. Непосредственно бюджетные закупки регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупки юридических лиц, контролируемых государством, и естественных монополистов – Федеральным законом 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», закупки по оборонному заказу – Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 275 -ФЗ «О государственном оборонном заказе». Остальная часть хозяйственных отношений, не имеющих отношения к бюджету (примерно 80 % объема производства) регулируется только Гражданским кодексом РФ.
При этом по первым двум направлениям заключаются ежегодно около пяти миллионов контрактов со средним объемом закупки менее 6 миллионов рублей. Поскольку закупки проводятся по формально единым правилам, то, естественно, в этой массе теряются крупные строительные заказы объемом в миллиарды и десятки миллиардов рублей.
Текстовый объем только трех названных выше законов превышает миллион знаков (Новый Завет со всеми дополнениями имеет несколько меньший размер). Законодательство о закупках в строительстве уделяет больше внимания деталям электронного документооборота, чем практическим проблемам закупок. Вместе с тем, цифровизацией коррупцию победить всё равно не удается: по опросу, проведенному Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, средний размер «отката» составляет свыше 22 %. ФАС в 2020 году возбуждено 40,8 тысяч дел об административных правонарушениях при закупках. Раскрыто 197 картельных сговоров, треть из них – строители…
Настораживает, что большая часть закупок по Закону № 223-ФЗ организуется «иными» способами, которые могут быть как конкурентными, так и не конкурентными, какими именно – статистика умалчивает. Доля неконкурентных закупок (несостоявшиеся закупки и закупки у единственного поставщика) в последние годы катастрофически возросла: по отчету Счетной палаты РФ в 2020 году она составила 74,1 %. Понятно, что отследить пять миллионов закупок в год никакая служба не в состоянии. Поэтому назревает вопрос о выделении регулирования строительных закупок, как особо крупных и специфически устроенных, в отдельную ветвь законодательства.
Несмотря на то, что по Конституции России научные сообщества не имеют права законодательной инициативы, позволим себе высказать ряд небесспорных замечаний и предложений по этому поводу, разработанных на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.
Для удобства представим предложения в виде сопоставительной таблицы 1.
Таблица 1. Предложения по совершенствованию правил закупок в строительстве
Существующее правило | Предложения |
Принцип единства контрактной системы – не доказано, что так должно быть. | Принцип учета особенностей строительства, масштаба и вида объекта. |
Принцип профессионализма в сфере закупок – правильно, но не достаточно. | Принцип профессионализма в строительстве, а во вторую очередь в сфере закупок. |
В Законе № 223-ФЗ строительство упомянуто один раз, что за «иные» способы применяются юридическими лицами – не ясно. | Объединить фрагменты Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ (которые различаются только источником финансирования) и подготовить отдельное законодательство о закупках в строительстве. |
Область применения – товары, работы, услуги практически без учета их особенностей. | Различаются комплексный контракт на строительство объекта (со сдачей в эксплуатацию, в том числе, «под ключ») и частный контракт на выполнение отдельных видов работ. |
Организация тендера для крупных строек не отличается от обычных, переговоры заказчика и подрядчика запрещаются. | Для крупных строительных объектов могут применяться конкурентные переговоры независимой комиссии с претендентом. |
Стоимость строительно-монтажных работ жестко контролируется на всех этапах, а стоимость оборудования и материально-технических ресурсов никак не ограничивается. | При изготовлении оборудования инвестиционного назначения, особенно длительного цикла изготовления, следует нормировать косвенные расходы и плановую прибыль заводов. |
Для импортных товаров, выпускаемых на территории РФ, вводится условная надбавка. | Условная надбавка сохраняется. |
Не предусматриваются затраты на подготовку обоснования инвестиций, ТЭО, передислокацию строительных организаций. | Нормируются средства на разработку задания, исходно-разрешительной документации, обоснование инвестиций или ТЭО. |
Состав лотов не оговаривается в законодательстве. | При строительстве «под ключ» лот может включать стоимость оборудования, а также часть затрат на строительный контроль и часть резерва «непредвиденных». |
Стоимость проектных и изыскательских работ окончательно определяется при утверждении сводного сметного расчета. | Выданный заказ на ПИР и подготовительные работы не должен корректироваться по окончании работ. |
Время подачи заявки 7-15 дней – этого мало для рассмотрения проектной документации. | Время подачи заявки необходимо увеличить до 20-50 дней в зависимости от масштаба проекта. |
Участник конкурса не может вносить изменения в текст контракта, не успевает проверить проектно-сметную документацию. | Комиссия должна рассматривать замечания претендентов по поводу проектно-сметной документации, однако после принятия замечаний подрядчик уже не имеет права вносить предложения о дополнительных изменениях. |
Нельзя превышать начальную цену контракта, в которой могут быть ошибки в объемах и расценках, демпинг практически не наказывается. | Цена заявки должна находиться в пределах 80-105% начальной цены контракта, которая используется для градации масштаба объекта. |
Не учитывается стоимость единицы работ, при изменении объемов начинаются споры о стоимости. | Контракт может включать объем работ, но может включать только единичные расценки, объем работ определяет заказчик. |
Комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком, не должны включаться бабушки, дедушки и прочие родственники подрядчика | В комиссию для крупных закупок входят представители СРО, ФАС, ОМС, заказчика, ведется аудиозапись заседаний. |
Критерии выявления победителя не оговариваются, но 60% баллов принадлежит цене. | Следует учитывать цену, продолжительность работ, гарантии качества и др. |
Резервирование и использование средств на непредвиденные работы и затраты не рассматривается. | Резерв «непредвиденных» хранится на особом счету, расходуется с разрешения распорядителя бюджетных средств. |
В контрактах предусматриваются штрафы подрядчикам, но очень редко – премии. | В условия контракта следует включать как штрафы, так и премии исполнителям за сокращение сроков, качество работ, долговечность объекта. |
В контракте следует, как правило, указывать твердую цену. | В контракте следует предусматривать индексирование средств по кварталам строительства. |
Авансы составляют до 30% стоимости, а по факту могут не выплачиваться вообще. | Аванс не должен превышать стоимости 1-2 месяцев работ по графику, дополнительно к цене включаются затраты на перебазировку и другие первоочередные расходы. |
Изменять объем работ можно в пределах 10%. | Для капитального ремонта и реконструкции изменение работ может быть и больше, при уменьшении объемов работ цена единицы работ может быть увеличена . |
Что касается учета различной градации лотов по видам и предмету контракта, размеру лота, можно предложить примерную шкалу, приведенную в таблице 2 (числа, разумеется, условные).
Таблица 2. Виды торгов и способы подготовки
Наибольшие возражения может вызвать ограничение косвенных расходов и плановой прибыли на заводах-изготовителях оборудования и конструкций. Действительно, это будет прямой отход от рыночных принципов ценообразования. Однако в строительстве эти принципы и так попраны!
Накладные расходы и сметная прибыль лимитированы и по большинству видов работ составляют около 100 % и 60 % по отношению к сметной заработной плате рабочих соответственно, при этом сметная заработная плата рабочих жестко нормируется расценками. Нельзя же всерьез называть рыночными отношениями право строителей снижать себе оплату по сравнению со сметной стоимостью.
События 2021 года наглядно показали, что не собственные затраты подрядчиков, а цены на материальные ресурсы являются основным двигателем инфляции в строительстве. Однако правительство вместо того, чтобы обуздать завышение цен продукции, выделяло денежные средства в дополнение к контрактам, то есть гасило пожар керосином. Поэтому будет справедливо, если для заводов, выпускающих продукцию инвестиционного назначения, появится возможность в цену закладывать ограничения по косвенным расходам, допустим, 200-300% к заработной плате рабочих, а по прибыли — 20% к добавленной стоимости.
Плановые цены заводов сложно контролировать? Да, но ведь собираются контролировать цены, закладываемые производителями в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве. В заключение – самые спорные предложения.
В целом действующие правила установили «презумпцию виновности» подрядчика по отношению к заказчику. Взять хотя бы реестр недобросовестных поставщиков. В этот реестр подрядчику можно попасть легко: достаточно опоздать на несколько дней с оформлением документов, например, по обеспечению заключенного контракта. В то же время заказчик в подобный список никогда не попадет, даже если он систематически нарушает сроки оплаты, вносит постоянные изменения в задание, просто потому, что такого списка не существует.
Предлагается ввести реестр недобросовестных заказчиков за неисполнение своих обязанностей.
Наказания за подкуп и злоупотребления предусмотрены в случае доказанного преступления, сговора, интереса. Это сделать довольно сложно, хотя понятно, что подрядчик вынужден нарушать закон, а заказчику выгодно нарушать закон.
Возможно, при обнаружении самого факта злоупотребления заказчика следует отстранить от участия в конкурсах на определенный срок, а комиссию распустить. Освободившиеся бюджетные средства оперативно передать другим распорядителям бюджетных средств. Если подрядчик уличен в подкупе или в передаче средств фирме-однодневке для «обналичивания», то ему грозит преследование вплоть до уголовного. Однако нередко эта операция делается для «отката» заказчику, который может выйти «сухим из воды». Поймать за руку конкретного нарушителя, скорее всего, не удастся – как следует из ранее приведенных показателей статистики, дело заводится на один случай из 125 закупок.
Предлагается при обнаружении «обналичивания» у подрядчика лишать заказчика права выставлять объекты и работы на торги (допустим, на срок до года), то есть лишить «кормушки».
Источник: smeta-na.ru