Самое важное от специалистов на тему: «Учет субсидий на капитальные вложения». Здесь собрана полная информация по вопросу. Актуальность данных на 2020 год просьба уточнять у дежурного специалиста.
Учет субсидий на капитальные вложения
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться учредителем субсидии на капитальные вложения, а также субсидии на иные цели. Остатки целевых субсидий, образовавшиеся на конец года, нужно возвращать в бюджет или предоставлять учредителю и в орган Федерального казначейства сведения, подтверждающие потребность в данном остатке. |
Субсидии на капитальные вложения и на иные цели
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Цели выделения данных субсидий определяются учредителями.
Финансовая Грамотность | Учет Доходов И Расходов
Наиболее распространенными направлениями, на которые выделяются целевые субсидии согласно приказам различных ведомств, являются:
— | капитальный ремонт, реконструкция, реставрация, консервация объектов основных средств; |
— | природоохранные мероприятия; |
— | стипендиальное обеспечение; |
— | компенсация расходов на проезд к месту отпуска и обратно работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера; |
— | выплаты спортсменам-призерам соревнований и тренерам команд; |
— | выплаты академикам; |
— | приобретение дорогостоящего оборудования и др. |
Предоставление субсидий на иные цели осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми учредителями и бюджетными или автономными учреждениями по типовой форме.
В соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление ими капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение недвижимости в государственную (муниципальную) собственность (субсидии на капитальные вложения) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.
Субсидии на капитальные вложения также предоставляются на основании соглашения.
Лайфхаки: как вести учет доходов и расходов // Наталья Смирнова
Соглашение о выделении указанной субсидии должно содержать, в том числе:
— | обязанность автономного учреждения открыть лицевой счет для учета операций с субсидиями в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ или финансовом органе муниципального образования; |
— | порядок возврата бюджетным или автономным учреждением средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего ее, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии. |
Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения, предоставленных бюджетным учреждениям, подлежат возврату в соответствующий бюджет. Указанные остатки могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений). Для автономных учреждений предусмотрены те же правила в случае осуществления операций с иными субсидиями на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК) или финансовых органах (части 3.17, 3.18 ст.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Учет субсидий на капитальные вложения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетному учреждению субсидия на капитальные вложения выделялась по соглашению в 2018 году. По субсидии образовался остаток, по которому было принято решение о его частичном использовании на те же цели (на основании уведомления о разрешении), а частично он был возвращен в доход бюджета. По соглашению 2019 года учреждению перечисляется субсидия на капитальные вложения.
Как в 2019 году правильно учитывать целевые субсидии по КФО 6, а именно остаток прошлого года, возврат части остатка прошлого года и поступления текущего года?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Целевые субсидии, предоставленные на цели капитальных вложений в 2019 году, учитываются с применением счета 6 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», при этом начисляются доходы будущих периодов с применением счета 6 401 40 162 «Доходы будущих периодов по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
Остаток прошлого года по предоставленной субсидии на капитальные вложения подлежит переносу в межотчетный период на счет 6 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
Бухгалтерские записи по учету остатка субсидии на капитальные вложения 2018 года, если этот остаток разрешен к использованию в 2019 году, бюджетному учреждению следует согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите подробнее в разделе «Как перейти на новые планы счетов» материала «Новые редакции Инструкций 157н, 162н, 174н и 183н: обзор самых важных изменений 2019 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, февраль-март 2019 года)».
*(2) Смотрите, в частности, п. 2.7 Раздела II Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, приложение к письму Минфина России от 14.03.2016 N 02-07-07/14989, приложение к письму Минфина России и Федерального казначейства от 13.07.2018 NN 02-06-07/49174, 07-04-05/02-14766.
*(3) Смотрите подробнее в разделе «Учет целевых субсидий в 2019 году: новые проводки и правила, советы по учету в сложных ситуациях» материала «Новые редакции Инструкций 157н, 162н, 174н и 183н: обзор самых важных изменений 2019 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, февраль-март 2019 года)».
Как учредителю проверить учет «капитальных» субсидий на иные цели: 4 основных момента
-pa№ya- / Depositphotos.com |
С 2019 года финансовое ведомство разграничило безвозмездные перечисления, а в их числе и субсидии на иные цели, на текущие и капитальные. Поступления/ перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов, формирующих или увеличивающих стоимость объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.
По окончании финансового года орган-учредитель вправе организовать проверку правильности учета и расходования целевых субсидий, в том числе и предоставленных подведомственным АУ и БУ в истекшем периоде на капитальные цели. В письме от 28 октября 2019 г. № 02-02-08/82595 Минфин подчеркнул, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет методы и формы проведения проверок в отношении получателей субсидий. Это позволяет учредителю реализовать контрольные действия двумя способами:
- камерально – путем рассмотрения представленных получателем субсидии отчетов о расходах за счет средств субсидии, отчетов о достижении показателей эффективности и результативности представления субсидии;
- осредством проведения выездной проверки в целях фактического подтверждения соблюдения учреждением условий, целей и порядка предоставления этих субсидий и достижения показателей результативности использования указанных средств.
На что обратят внимание ревизоры в ходе проверки «капитальной» субсидии, какие показатели сверят и что нужно сделать учреждению, чтобы к нему не было претензий, – разберем пошагово:
Шаг 1. Соответствие классификации операций сектора государственного управления при доведении и получении субсидий капитального характера
Классификация перечислений/поступлений производится по характеру расходования ее получателем, а значит, субсидия на иные цели классифицируется в качестве текущей или капитальной одинаково у учредителя и у учреждения – получателя субсидии. Следовательно, в учете обеих сторон перечисление/ получение субсидии капитального характера должно быть отражено по кодам КОСГУ и счетам, предназначенным для учета именно таких субсидий:
У учредителя – при перечислении
У бюджетного/ автономного учреждения – при получении
Дебет КРБ 1 206 81 562 – Кредит КРБ 1 304 05 281
Шаг 2. Применение КОСГУ при осуществлении расходов за счет «капитальной» субсидии
Капитальный характер в этом случае будет и у расходов, произведенных в целях, например, приобретения основного средства. «Капитальность» затрат подтверждается применением соответствующих элементов КОСГУ. В отношении основных средств наряду со статьей 310 с 2019 года для этих целей применяются новые расходные подстатьи – 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» и 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений». Таким образом, приобретение основного средства у учреждения может быть отражено:
1. только по КОСГУ 310 – если условиями договора предусмотрена поставка основных средств, сопровождаемая накладной, в том числе с включенными в стоимость поставки работами по монтажу;
2. по КОСГУ 310 и КОСГУ 228 – если на поставку и на выполнение работ, оказание услуг, формирующих стоимость основного средства (монтаж, иные работы по приведению объекта в состояние, пригодное для использования) заключены разные договоры. В этом случае в стоимость объекта могут быть включены и расходы по КОСГУ 347.
О необходимости отнесения расходов, которые впоследствии увеличат стоимость объекта основных средств, на подстатью 228 с отражением на счете 0 106 01 000 напоминал Минфин в письме от 10 июля 2019 г. об отражении в учете установки и монтажа системы пожарной сигнализации № 02-08-10/51224
Убедитесь, что расходы по «капитальной» субсидии на приобретение объекта ОС отражены только с применением КОСГУ 310, КОСГУ 228, КОСГУ347 и отнесены в дебет счета 5 106 01 310 – проведенные за счет КФО 5 расходы обычно НЕ формируют себестоимость работ, услуг и НЕ подлежат отнесению в дебет счета 109 00.
Шаг 3. Отражение капвложений в отчетности
Учитывать основные средства по КФО 5 нельзя – соответствующие вложения с КФО 5 обязательно надо перевести на КФО 4. Как это сделать – смотрите здесь.
И если все операции учтены верно, в годовой форме Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768) по строке 070 должно быть отражено движение по счету 0 106 00 000 между разными КФО: по «4» – в графе «Поступление», а по «5» – в графах «Поступление» и «Выбытие (уменьшение)».
В таком случае у учредителя не должно быть вопросов к порядку учета основных средств, приобретенных за счет «капитальной» субсидии.
Шаг 4. Правильность учета «смешанных» субсидий
В отличие от «капитальных», субсидии на цели текущего характера, как правило, НЕ предусматривают приобретение/создание ОС или НМА. Но есть исключение – так называемые «смешанные» субсидии. Условия предоставления таких субсидий предусматривают одновременно капитальные и некапитальные расходы. Наглядный пример: субсидия на проведение спортивного мероприятия, для которого требуется покупка основных средств (оборудования, мебели, спортинвентаря и т.д.), оплата услуг по организации питания и транспортных услуг, приобретение материальных запасов (шары, цветы, ленты, наградной материал и пр). Несмотря на частичную направленность на приобретение основных средств, «смешанные» субсидии классифицируются как безвозмездные поступления текущего характера и отражаются у учредителя по КОСГУ 241, а у учреждения – по КОСГУ 152.
При этом на часть суммы «смешанной» субсидии, направленную на приобретение основных средств, в учете и отчетности учреждения будут отражены обороты по счету 5 106 00 000 и увеличится показатель счета 4 101 00 000 – картина, характерная для учета операций со средствами субсидий капитального характера и, как исключение, «смешанных» субсидий.
Обратите внимание: предоставление «смешанной» субсидии обоснованно в тех случаях, когда планируется комплексное мероприятие, из обеспечения которого невозможно выделить конкретные суммы на расходы на приобретение основных средств и оплату услуг, как в вышеприведенном примере. Если же условия Соглашения изначально предусматривают размер средств для каждого направления расходов, правомерность выделения в таком случае «смешанной» субсидии может быть поставлена под сомнение. На сегодняшний день Минфин не давал никаких разъяснений по этому вопросу, однако до урегулирования всех нюансов относительно порядка предоставления «смешанных» субсидий целесообразно придерживаться указанного принципа.
Проанализируйте условия предоставления «смешанной» субсидии по Соглашению и КОСГУ, по которым эта субсидия была доведена учредителем и принята к учету учреждением, – в случае выявления несоответствий проще уточнить и исправить их в текущем году.
Учет субсидий на капитальные вложения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетному учреждению предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности — строительство ледового дворца (КФО «6»). В целях подготовки площадки к строительству учреждение должно оплатить в доход муниципалитета компенсационную плату в денежной форме за вырубку леса. Оплата осуществляется в добровольном порядке.
Может ли бюджетное учреждение осуществить такие расходы за счет КФО «6»? Если да, то по какому коду видов расходов (орган казначейства предлагает КВР 414)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, бюджетное учреждение сможет оплатить по КФО 6 в случае, если в соглашении о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства данное направление расходов будет предусмотрено.
Если подобные расходы являются неотъемлемой частью расходов, связанных со строительством объекта, и средства на их выплату доведены в рамках субсидий на капитальные вложения, то в бухгалтерском учете такие расходы могут быть отражены по коду видов расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» при условии их оплаты по КФО 6.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
21 сентября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Учет субсидий на капитальные вложения
С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
Финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий учредителем. Расчеты по субсидиям взаимосвязанно отражаются в учете учреждения и в учете учредителя. В 2019 году порядок учета субсидий на государственное (муниципальное) задание, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения изменился. |
Новые приказы
Учет субсидий в бюджетных и автономных учреждениях ведется в соответствии:
— | с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в которую внесены изменения приказом Минфина России от 28.12.2018 № 299н; |
— | Инструкцией по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), в которую внесены изменения приказом Минфина России от 28.12.2018 № 300н. |
Учредитель ведет учет субсидий согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в Инструкцию № 162н внесены приказом Минфина России от 28.12.2018 № 297н.
Все приказы об изменениях вступили в силу и применяются при ведении бухгалтерского учета, начиная с 2019 года.
Субсидия на госзадание
Дебет счета 4 20531 561 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит счета 4 40140 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Учет субсидий на капитальные вложения
А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
Осуществление капитальных вложений позволяет решить некоторые социальные проблемы, а также создать новые рабочие места. Однако органы исполнительной власти занимаются этим не сами, а через сеть подведомственных учреждений. О том, как реализовать различные программы капитальных вложений, Минфин России и Федеральное казначейство дали разъяснения в своих письмах.
Совместное письмо Минфина и Казначейства
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Порядок учета субсидий бюджетными учреждениями с 2019 года
Жизнь бухгалтера бюджетного учреждения нельзя назвать скучной. С наступлением очередного финансового года уже традиционно приходится пересматривать порядок ведения бюджетного учета. В новой статье разберемся, как с 2019 года бюджетным (автономным) учреждениям правильно организовать учет получаемых из бюджета субсидий.
Виды получаемых бюджетными учреждениями из бюджета субсидий
На основании Соглашений, заключаемых с учредителями, бюджетным (автономным) учреждениям могут предоставляться из бюджета:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
- субсидии на иные цели (КФО 5);
- субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).
Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.
Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем. Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.
Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности. При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено. К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.
Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.
Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий
С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)
Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.
К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.
При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.
Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:
- 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
или: - 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».
Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».
Проводки при учете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
С 01.01.2019 вступил в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»*(2).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основное новшество для учета субсидий в связи с данным стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.
Соответствующие правки уже внесены в инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях. Они подлежат применению с 01.01.2019.
Напомним, что ранее доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признавались доходами текущего года на основании условий Соглашения (при наступлении даты предоставления субсидии).
Если обобщить вышесказанное, то учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается учреждениями с 01.01.2019 следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 131 — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
2. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131 — отражено признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания доходов текущего финансового года;
3. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий в связи с недостижением установленных заданием показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.
Проводки при учете целевых субсидий
Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:
1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.
Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.
Статья подготовлена
Как учредителю проверить учет «капитальных» субсидий на иные цели: 4 основных момента
-pa№ya- / Depositphotos.com |
С 2019 года финансовое ведомство разграничило безвозмездные перечисления, а в их числе и субсидии на иные цели, на текущие и капитальные. Поступления/ перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов, формирующих или увеличивающих стоимость объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.
По окончании финансового года орган-учредитель вправе организовать проверку правильности учета и расходования целевых субсидий, в том числе и предоставленных подведомственным АУ и БУ в истекшем периоде на капитальные цели. В письме от 28 октября 2019 г. № 02-02-08/82595 Минфин подчеркнул, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет методы и формы проведения проверок в отношении получателей субсидий. Это позволяет учредителю реализовать контрольные действия двумя способами:
- камерально – путем рассмотрения представленных получателем субсидии отчетов о расходах за счет средств субсидии, отчетов о достижении показателей эффективности и результативности представления субсидии;
- осредством проведения выездной проверки в целях фактического подтверждения соблюдения учреждением условий, целей и порядка предоставления этих субсидий и достижения показателей результативности использования указанных средств.
На что обратят внимание ревизоры в ходе проверки «капитальной» субсидии, какие показатели сверят и что нужно сделать учреждению, чтобы к нему не было претензий, – разберем пошагово:
Шаг 1. Соответствие классификации операций сектора государственного управления при доведении и получении субсидий капитального характера
Классификация перечислений/поступлений производится по характеру расходования ее получателем, а значит, субсидия на иные цели классифицируется в качестве текущей или капитальной одинаково у учредителя и у учреждения – получателя субсидии. Следовательно, в учете обеих сторон перечисление/ получение субсидии капитального характера должно быть отражено по кодам КОСГУ и счетам, предназначенным для учета именно таких субсидий:
У учредителя – при перечислении
У бюджетного/ автономного учреждения – при получении
Дебет КРБ 1 206 81 562 – Кредит КРБ 1 304 05 281
Шаг 2. Применение КОСГУ при осуществлении расходов за счет «капитальной» субсидии
Капитальный характер в этом случае будет и у расходов, произведенных в целях, например, приобретения основного средства. «Капитальность» затрат подтверждается применением соответствующих элементов КОСГУ. В отношении основных средств наряду со статьей 310 с 2019 года для этих целей применяются новые расходные подстатьи – 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» и 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений». Таким образом, приобретение основного средства у учреждения может быть отражено:
1. только по КОСГУ 310 – если условиями договора предусмотрена поставка основных средств, сопровождаемая накладной, в том числе с включенными в стоимость поставки работами по монтажу;
2. по КОСГУ 310 и КОСГУ 228 – если на поставку и на выполнение работ, оказание услуг, формирующих стоимость основного средства (монтаж, иные работы по приведению объекта в состояние, пригодное для использования) заключены разные договоры. В этом случае в стоимость объекта могут быть включены и расходы по КОСГУ 347.
О необходимости отнесения расходов, которые впоследствии увеличат стоимость объекта основных средств, на подстатью 228 с отражением на счете 0 106 01 000 напоминал Минфин в письме от 10 июля 2019 г. об отражении в учете установки и монтажа системы пожарной сигнализации № 02-08-10/51224
Убедитесь, что расходы по «капитальной» субсидии на приобретение объекта ОС отражены только с применением КОСГУ 310, КОСГУ 228, КОСГУ347 и отнесены в дебет счета 5 106 01 310 – проведенные за счет КФО 5 расходы обычно НЕ формируют себестоимость работ, услуг и НЕ подлежат отнесению в дебет счета 109 00.
Шаг 3. Отражение капвложений в отчетности
Учитывать основные средства по КФО 5 нельзя – соответствующие вложения с КФО 5 обязательно надо перевести на КФО 4. Как это сделать – смотрите здесь.
И если все операции учтены верно, в годовой форме Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768) по строке 070 должно быть отражено движение по счету 0 106 00 000 между разными КФО : по «4» – в графе «Поступление», а по «5» – в графах «Поступление» и «Выбытие (уменьшение)».
В таком случае у учредителя не должно быть вопросов к порядку учета основных средств, приобретенных за счет «капитальной» субсидии.
Шаг 4. Правильность учета «смешанных» субсидий
В отличие от «капитальных», субсидии на цели текущего характера, как правило, НЕ предусматривают приобретение/создание ОС или НМА. Но есть исключение – так называемые «смешанные» субсидии. Условия предоставления таких субсидий предусматривают одновременно капитальные и некапитальные расходы. Наглядный пример: субсидия на проведение спортивного мероприятия, для которого требуется покупка основных средств (оборудования, мебели, спортинвентаря и т.д.), оплата услуг по организации питания и транспортных услуг, приобретение материальных запасов (шары, цветы, ленты, наградной материал и пр). Несмотря на частичную направленность на приобретение основных средств, «смешанные» субсидии классифицируются как безвозмездные поступления текущего характера и отражаются у учредителя по КОСГУ 241, а у учреждения – по КОСГУ 152.
При этом на часть суммы «смешанной» субсидии, направленную на приобретение основных средств, в учете и отчетности учреждения будут отражены обороты по счету 5 106 00 000 и увеличится показатель счета 4 101 00 000 – картина, характерная для учета операций со средствами субсидий капитального характера и, как исключение, «смешанных» субсидий.
Обратите внимание: предоставление «смешанной» субсидии обоснованно в тех случаях, когда планируется комплексное мероприятие, из обеспечения которого невозможно выделить конкретные суммы на расходы на приобретение основных средств и оплату услуг, как в вышеприведенном примере. Если же условия Соглашения изначально предусматривают размер средств для каждого направления расходов, правомерность выделения в таком случае «смешанной» субсидии может быть поставлена под сомнение. На сегодняшний день Минфин не давал никаких разъяснений по этому вопросу, однако до урегулирования всех нюансов относительно порядка предоставления «смешанных» субсидий целесообразно придерживаться указанного принципа.
Проанализируйте условия предоставления «смешанной» субсидии по Соглашению и КОСГУ, по которым эта субсидия была доведена учредителем и принята к учету учреждением, – в случае выявления несоответствий проще уточнить и исправить их в текущем году.
Вопрос-ответ
Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
статья 78.2 БК РФ выделение субсидии МУПу на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности
Ответил пользователь, Редакция журнала «Бюджетный учет» ([email protected])
Согласно пункту 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы России бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе — капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Обязанность формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяется на МУП согласно нормам Закона №
Формирование отчетности МУП предусматривается согласно приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Таким образом, формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности следует осуществлять согласно Инструкции № 191н.
Инструкция № 33н применяется при формировании годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
Учёт субсидии на выполнение государственного задания у учредителя и получателя субсидии – отражение в 1С: БГУ
На сегодняшний день в Российской Федерации существует разграничение государственных учреждений по организационно-правовой форме на казённые, бюджетные и автономные. Не вдаваясь в подробности бюджетного процесса, можно обозначить способы получения денежных средств из бюджета этими учреждениями следующим образом:
— Казённые учреждения, по сути, и составляют бюджетную систему Российской Федерации. Они напрямую имеют доступ к денежным средствам. Однако, как таковых денежных средств они не получают, а пользуются лимитами бюджетных обязательств, доведенными до них вышестоящими казёнными учреждениями (распорядителями средств бюджета). Деятельностью казённых учреждений является государственное управление. Соответственно, эти учреждения могут рассчитывать только на те деньги, «которые им дали».
— Более самостоятельными являются бюджетные и автономные учреждения. Чаще всего эти учреждения оказывают какие-либо услуги населению и получают доходы. Но всё же они подвластны государству, и, соответственно, получают деньги из бюджета через казённые учреждения. Такие поступления называются субсидиями.
Выделяют три вида субсидий, которые могут получать бюджетные и автономные учреждения:
— на выполнение государственного (муниципального) задания,
— на капитальные вложения,
В данной статье остановимся на субсидиях на выполнение государственного (муниципального) задания. Также всё то, что будет сказано про бюджетные учреждения, справедливо и для автономных.
Учёт субсидии на государственное (муниципальное) задание часто вызывает множество проблем и вопросов у бухгалтеров. По большей части, это связано с регулярными изменениями законодательства. Часто вносятся корректировки в инструкции по ведению бухгалтерского учёта, а в разъяснениях Минфин приводит разные способы отражения операций по учёту субсидий.
Рассмотрим следующий пример: Министерство образования заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с МБОУ «Школа № 7» на 2019 год. Существенным будет то, что данное соглашение заключено заранее (в 2018 году). Сумма субсидии составляет 5 миллионов рублей. Периодичность перечисления субсидии на лицевой счёт получателя субсидии: ежеквартально.
Отражение операций у учредителя
Для начала рассмотрим те операции, которые должен сделать в учёте учредитель. Рекомендации даны в письме Минфина России от 15.06.2018 № 02-07-10/41205.
Шаг 1: Заключено соглашение о предоставлении субсидии. Датой заключения соглашения необходимо сделать следующие проводки:
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.501.23.241 | КРБ.1.502.21.241 | 5 000 000 |
Обратим внимание на то, что вид договора стоит выбрать – «С поставщиком», а также установить признак «Долгосрочный», это облегчит заполнение табличной части документа.
Шаг 2: На начало 2019 года учреждение делает перенос показателей по счетам санкционирования. На этом шаге не будем останавливаться подробно, так как данные операции стоят отдельного разговора.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.501.21.241 | Б.1.502.11.241 | 5 000 000 |
Некоторые учреждения принимают решение, вместо переноса показателей сделать перерегистрацию обязательств, это не будет являться ошибкой.
Шаг 3: Начисление расходов по предоставлению субсидии на выполнение задания и принятие денежного обязательства.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.401.20.241 | КРБ.1.302.41.730 | 5 000 000 |
КРБ.1.502.11.241 | КРБ.1.502.12.241 | 5 000 000 |
Шаг 4: Перечисление в январе 2019 года субсидии на 1 квартал.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.302.41.830 | КРБ.1.304.05.241 | 1 250 000 |
Для анализа корректности учёта обязательств рекомендуется проверить введенные данные. Это можно сделать с помощью отчёта «Сводные данные об исполнении бюджета ПБС».
Из отчёта мы видим, что учреждение приняло бюджетное и денежное обязательства, а также исполнило данное обязательство на 1 250 000 руб.
Отражение операций у получателя субсидии
Теперь рассмотрим те операции, которые должен сделать у себя в учёте получатель субсидии – бюджетное учреждение. Все операции будут отражаться по коду финансового обеспечения 4.
Шаг 1: Зарегистрируем соглашение о предоставлении субсидии, отразив его в составе доходов будущих периодов.
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.205.31.560 | КДБ.4.401.40.131 | 5 000 000 |
Шаг 2: Регистрация плановых показателей по доходам на очередной (2019) год в 2018 году.
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.507.20.131 | КДБ.4.504.21.131 | 5 000 000 |
Шаг 3: Регистрация в 2019 году плановых показателей по доходам на текущий год.
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.507.10.131 | КДБ.4.504.11.131 | 5 000 000 |
Шаг 4: согласно графика перечисления субсидии, сумма субсидии на 1 квартал признана доходом текущего периода.
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.401.40.131 | КДБ.4.401.10.131 | 1 250 000 |
Шаг 5: субсидия поступила на лицевой счёт учреждения.
Дт | Кт | Сумма |
КИФ.4.201.11.510 | КДБ.4.205.31.660 | 1 250 000 |
КДБ.4.17.01.131 | 1 250 000 |
В целях проверки корректности отражения операций используем отчёт «Сводные данные об исполнении плана ФХД».
Из этого отчёта видим, что учреждение запланировало доход по субсидии на 5 000 000 руб. и 1 250 000 руб. уже получило.
Источник: edp73.ru
Бюджетная субсидия: как их правильно учитывать
В целях утверждения единого порядка отражения операций по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Министерством финансов были разработаны единые правила, закрепленные в Письме от 04.02.2020 № 02-06-07/6939. Рассмотрим порядок учета полученной учреждением субсидии на выполнение государственного задания, а также целевой субсидии в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.
Порядок учета субсидии на выполнение государственного задания
В соответствии с п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), доходы учреждения в виде субсидии на выполнение государственного задания отражаются по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов, подстатье 131 КОСГУ. Операции по учету субсидии на выполнение государственного задания отражаются по коду финансового обеспечения 4 в бюджетных учреждениях согласно Приказу Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкции № 174н), в автономных учреждениях – согласно Приказу Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкции № 183н).
Ввиду действующего федерального стандарта «Доходы», утвержденного приказом Минфина РФ от 27.02.2018 № 32 (далее – СГС «Доходы»), субсидии на выполнение государственного задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение.
Есть вопросы по бюджетной бухгалтерии?
Задайте их с помощью формы и получите ответы от наших экспертов в области бюджетного учета.
Заключение соглашения о предоставлении субсидии
1. Бюджетные и автономные учреждения формируют План финансового-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД), где принимают к учету показатели плана в части доходов от получения субсидии на государственное задание. Для отражения утвержденных плановых назначений в БГУ 2.0 в меню «Планирование и санкционирование» – «Плановые показатели деятельности» предусмотрен документ «Плановые назначения».
Обратите внимание, при создании статьи плана «Раздел и подраздел» – установить в зависимости от классификации расходов учреждения, код аналитической группы – «130», код КОСГУ (КЭК) – «131».
На основании проведенного документа формируются следующие бухгалтерские записи:
ДТ 4.507.10.131 – КТ 4. 504.11.131.
2. На основании заключения соглашения о предоставлении субсидии в бухгалтерском учете подлежат отражению доходы будущих периодов: в меню «Услуги, работы, производство» – «Долгосрочные договоры, аренда» предусмотрен документ «Начисление доходов будущих периодов».
Ранее в статье было отмечено, что субсидии на выполнение государственного задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение. В соответствии с Инструкцией 157н для учета доходов будущих периодов предусмотрен счет 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг».
По мере выполнения государственного задания учреждение предоставляет учредителю отчет о выполнении государственного задания и/или отчет о достижении целевых показателей. Согласно п. 158 Инструкции 174н, п. 186 Инструкции 183н на основании предоставленного отчета доходы будущих периодов списываются в состав доходов текущего финансового года.
Таким образом, в реквизите «Признание доходов» рекомендовано указать способ «В особом порядке», что позволит в документе «Списание доходов будущих периодов» устанавливать сумму списания доходов вручную на основании предоставленного отчета учредителю (рис. 1).
На основании проведенного документа «Начисление доходов будущих» формируются следующие бухгалтерские записи:
ДТ 4.205.31.561 – КТ 4.401.40.131
Предоставление субсидии из бюджета
1. Поступлении субсидии из бюджета на лицевой счет учреждения отражается в меню «Денежные средства» – «Расчетно-платежные документы» документом «Кассовое поступление» на основании Выписки из лицевого счета. На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:
ДТ 4.201.11.510 – КТ 4.205.31.661
ДТ 4.508.10.131 – КТ 4.507.10.131 – отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания.
Признание доходов будущих периодов и возврат субсидии в связи с невыполнением задания
1. Признание доходов будущих периодов по субсидии доходами текущего финансового года предусмотрено в меню «Услуги, работы, производство» – «Долгосрочные договоры. Аренда» документом «Списание доходов будущих периодов».
На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:
ДТ 4.401.40.131 – КТ – 4.401.10.131
Списание доходов будущих периодов производится на основании Отчета о выполнении государственного задания. Но в случае, если при формировании отчета о выполнении государственного задания в определенный срок, учреждению не представляется возможности отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, тогда результат по использованию субсидии отражается на основании Извещения (ф. 0504805). Извещение формирует учреждение, получившее субсидию, и направляет учредителю в установленный им срок. На сайте Минфина РФ в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая отчетность)» размещены шаблон извещения, примеры заполнения извещения.
Однако, формирование извещения не снимает обязанность учреждения предоставлять отчет о выполнении задания. Результатом рассмотрения отчета могут быть корректировки тех показателей, которые были сформированы ранее на основании извещения. В такой ситуации учредитель направит учреждению извещение с корректирующим бухгалтерскими записями и данные записи будут подлежат отражению в том году, в котором было принято решение о корректировке расчетов по субсидии.
2. Возврат субсидии в связи с невыполнением государственного задания отражается в меню «Учет и отчетность» документом «Операция бухгалтерская» на основании предоставленного отчета о выполнении государственного задания или извещения (ф. 0504805):
ДТ 4.401.40.131 – КТ 4.303.05.731
На основании платежного поручения документом «Кассовое выбытие» необходимо отразить возврат в бюджет субсидии прошлого года, соответствующий невыполненному заданию:
ДТ 4.303.05.731 – КТ 4.201.11.610
Порядок учета субсидии на иные цели (целевой субсидии)
Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- из местных бюджетов.
Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов – это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера – она относится к субсидии текущего характера.
Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.
В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.
Порядок отражения субсидии на иные цели в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0, аналогичен порядку отражения субсидии на выполнение государственного задания. Рассмотрим основные бухгалтерские записи по учету субсидии на иные цели:
-
Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:
07060000000000000150.5.507.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)
07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) – 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)
00000000000000000000.5.201.11.510 – 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)
07060000000000000150.5.508.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)
07060000000000000150.5.401.40.152 (162) – 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: gendalf.ru
Взаимосвязь бюджетов движения денежных средств (БДДС) и доходов и расходов (БДР)
Бюджетирование на предприятии представляет собой процесс создания различных бюджетов, как в разрезе отдельных подразделений, так и всей компании в целом. Проще говоря — это планирование работы организации на будущее. Бюджетные индикаторы охватывают все сферы деятельности компании, и во многом зависят от ее организационной структуры. Бюджетирование предполагает распределение ресурсов во времени, является частью общей системы финансового контроля и, в частности, опирается на бюджет движения денежных средств (БДДС), а также бюджет доходов и расходов (БДР).
Характеристики БДДС и БДР
Результаты бюджетирования заключаются в соответствующих системах бюджетов. Они представляются в виде документов, отражающих собой количественные планы на периоды времени в переводе на денежные единицы. В них содержится информация о предполагаемых прибылях и убытках, а также указываются суммы, необходимые для достижения поставленных целей.
Бюджетирование играет важную роль в процессе систематизации всего процесса планирования и корректного анализа экономики в рамках компании. Финансовый анализ в свою очередь способствует формированию бюджета в разных ракурсах. Но самыми распространенными отчетами в этом процессе является следующая бюджетная документация:
- БДДС (бюджет движения денежных средств);
- БДР(бюджет доходов и расходов).
Эти документы кроме финансовых потоков также отображают объём продаж, стоимость готовой продукции, и другие показатели, влияющие на рост компании. Эти документы объединяет то, что они составляются, как правило, на основании совершенных или предстоящих хозяйственных операций.
Особенности БДР
Бюджет доходов и расходов отражает суммы приходов и расходов по конкретному производственному подразделению. Этот документ является методом записи операционной деятельности, формирующей прибыль и убытки. С помощью БДР планируется доход, и оценивается доходность на предстоящие отрезки времени.
При этом предприниматели принимают решения о целесообразности внедрения и развития того или иного проекта. Например, если БДР показывает, что прибыль превышает расходы, то принимается положительное решение о данном проекте. Информация вносится в этот документ во время начисления. Первичными документами для его составления является следующая документация:
- акт выполненных работ;
- документы о приёмке или передаче товара;
- акт переоценки;
- документация о прочих совершенных операциях.
Цифры вносятся в момент отгрузки товара. При этом фактическое поступление денег роли не играет. Поэтому в отдельные периоды возможны убытки (например, в связи с реализацией сезонного товара или при запуске новых проектов).
Главным критерием здесь является прибыль. Она зависит от капитала и исчисляется в виде стоимости в денежных единицах. По доходам и расходам, отражаемым в этих документах, рассчитывают себестоимость товара и рентабельность производства. БДР похож на форму бухгалтерской отчетности, касающуюся прибылей и убытков. Документ оформляется файлом Excel или в специализированных программах.
Характеристика БДДС
Бюджет движения денежных средств отображает перемещение денег организации по ее банковским счетам и кассам. Документ этого типа связан с каждым из объектов бизнеса, подлежащим бюджетированию, содержит данные обо всех денежных операциях, составляется на период от одного дня, и формируется на основании информации о предстоящих выплатах и поступлениях. Данный бюджет показывает потоки денежных средств исключительно в денежной форме.
Это позволяет своевременно исключать моменты кассовых разрывов, когда у фирмы отсутствуют деньги для погашения текущих выплат. Первичными документами для оформления соответствующих операций являются кассовые ордера, выписки из банков, и прочая подобная документация. БДДС похож на форму отчетности бухгалтерии относительно движения денежных средств предприятия.
Различия между БДР и БДДС
Построение бюджета можно рассмотреть на конкретном примере. При стабильном доходе среднестатистической семьи весь доход (заработные платы каждого из ее членов, пенсии, пособия, и так далее) складываются, и получается общий доход семьи (общая прибыль).
Затем хозяйка или хозяин подсчитывают предстоящие расходы. Это оплата коммунальных услуг, расходы на продукты, одежду, обучение детей, и прочие необходимые траты. Иначе, это и есть действия по составлению бюджета. Как правило, в семье расчет осуществляется на месяц вперед.
После подсчета будущих доходов и расходов предположительно должны остаться какие-то деньги. Их можно потратить на поездку в отпуск, развлечения, покупку мебели или бытовой техники.
Директор предприятия осуществляет практически такие же расчеты. Но только он делает это по правилам бухучета. Директор должен сопоставить будущий доход и расход, подсчитать предположительные остатки, принять соответствующие решения, и сделать заключение о рентабельности производства.
Такое процесс и называется «бюджетирование». А само планирование в свою очередь заключается в контроле полученных результатов, подготовке управленческих приказов, анализе отклонений фактических показателей от запланированных результатов.
Рассматривая оба примера, можно сказать, что домохозяйка рассчитывает, сможет ли она после оплаты всех счетов что-либо отложить на непредвиденные расходы или съездить в отпуск всей семьей. А руководитель, например, завода подсчитывает денежные средства, которых должно хватить на уплату налогов, выплату заработной платы сотрудникам, создание новых проектов, и осуществление новых вложений.
При относительной схожести БДР и БДДС (они лежат в основе бюджетирования любой компании и отражают потенциальную прибыль и остатки финансов) все-таки эти документы имеют и существенные различия.
Что касается разницы между этими документами, то в основном они различаются формой капитала и его стоимостью. Говоря простыми словами, разница выражается различным отражением операций в документации. БДДС фиксирует капитал предприятия в денежном эквиваленте, а БДР – в товарной форме. Она переносит стоимость в виде взаимосвязанного расхода и дохода.
Поэтому эти отчеты могут отображать и/или не отображать те или иные события. К примеру, в БДДС отображаются такие операции, как
- учет кредитов и процентов;
- закупка основных средств (ОС);
- расходы на капитальный ремонт.
А в БДР фиксируются:
- затраты на амортизацию;
- переоценка ОС и товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
- данные о недостачах;
- разница в курсах используемых валют.
Взаимосвязь между БДДС и БДР
В бухучете есть термин: бюджет по балансовому листу (ББЛ). Он вместе с БДДС и БДР образует так называемый сводный бюджет. Каждый из трех документов характеризуется отношением к капиталу, деньгам компании, их состоянию и движению. Но не следует думать, что вместе эти три бюджета и составляют сводный бюджет. Они лишь дополняют друг друга.
А в совокупности они дают общую динамическую картину развития бизнеса.
ББЛ фиксирует капитал и его движение в денежном эквиваленте, отображает результаты исполнения БДДС, движение оборотных средств, итоги исполнения БДР за конкретные периоды. Поэтому лишь все три документа одновременно позволяют проанализировать факторы, определяющие финансовые и экономические показатели деятельности компании.
Взаимную связь бюджетов можно рассмотреть на примере произвольного завода-изготовителя какой-либо продукции.
Пример взаимного дополнения бюджетов
Можно рассмотреть ситуацию, при которой компания в обычном рабочем режиме (определенных производственных мощностях, регулярном выпуске продукции из одних и тех же материалов, периодических закупках материалов, имеющихся в наличии у постоянного поставщика) испытал определенные трудности из-за выхода из строя оборудования.
Авария была устранена в оперативном режиме, но в результате простоя несколько тонн исходных материалов осталось неиспользованными. Сырьё было израсходовано и закуплено дополнительно в необходимом количестве, но уже в текущем месяце. Но так как заводом были недополучены прибыли из-за производственного простоя, то недостающее количество сырья закупалось в долг (возникновение кредиторской задолженности). Такие затраты не должны быть отражены в бюджете производства по отдельным статьям для того, чтобы их легко было выялять и анализировать.
Кроме того, за текущий месяц была реализована не вся, а лишь 80% готовой продукции. Часть этой выручки получалась денежными средствами (прибыль), а какой-то процент был представлен покупателям в кредит (возникновение дебиторской задолженности).
В итоге образовались следующие показатели:
- прибыль;
- дебиторские задолженности;
- кредиторские задолженности;
- денежный поток;
- остаток на складах.
Все эти показатели группируются следующим образом.
- Учет платежей.
- Расчет прибылей.
- Фиксация задолженностей и складских остатков.
Вся информация, сгруппированная по этим показателям, отображена в соответствующих отчетных документах. А их составление и планирование в свою очередь и называется: бюджетирование. В процессе такой работы составляется множество отчетов. В итоге они образуют основные бюджеты. Самыми главными из них считаются следующие:
- БДДС с планами платежей;
- БДР с планами прибылей;
- ББЛ с предоставлением информации о задолженностях, стоимости ТМЦ, и другими данными.
Все отчетные балансовые документы отражены в балансе и взаимосвязаны, хотя они могут и не затрагивать документацию о движении денег или финансовых показателях (за исключением БДДС). В нем перемещение денег всегда отражено в балансе.
Связи между БДДС и БДР, не являющиеся абсолютными, отображаются в соответствующих бухгалтерских схемах. Например, это следующие взаимодействия:
- выручка из БДР связана с притоком из БДДС;
- себестоимость от реализации товара связана с оттоком бюджета, зафиксированного в БДДС;
- наличие взаимосвязей между задолженностями по долгам и выплатам;
- прочие взаимосвязи.
Но существует взаимосвязь, которая считаются абсолютной:
- денежные остатки на начало периода (данная сумма отражается и в балансе, и в БДДС);
- изменение денежных средств (само количество денег изменяется, но остается там же);
- размер чистой прибыли за указанный в БДР отрезок времени (по окончанию периода он попадет в пассив баланса, но впоследствии произойдет корректировка за счет вновь полученных прибылей и/или понесенных убытков).
Так, БДР отображает планируемые прибыли (именно с них собственники получат свои проценты). А БДДС показывает суммы предстоящих платежей и дает информацию о возможностях и источниках кассовых разрывов. Только все документы одновременно (вместе с бюджетом ББЛ) дают представление о работе фирм и контроле за исполнением управленческих решений.
Принципы оформления БДДС и БДР
Составление БДДС и БДР осуществляется по разным принципам и характеризуется определенными особенностями.
Принципы составления БДР
Составление этого бюджета осуществляется по начислению доходов, расчету расходов и прибылей.
Доход отображается в соответствии с его источником. Это следующие сферы:
- основная деятельность;
- прочие сферы, связанные с нерегулярным доходом (например, доходы от сдачи помещений в аренду);
- нереализованные доходы, не связанные с операционными функциями (как, например, проценты или дивиденды)
Расходы детализируются по группам:
- суммы себестоимости;
- транспортировка, хранение, рекламу, и так далее;
- хозяйственные расходы;
- прочие траты (пени, штрафы, и так далее).
Прибыль может рассчитываться в виде валовой, операционной, чистой прибыли, и прибыли до начисления налогов. В некоторых случаях БДР составляется по разным направлениям работы компании. Также могут указываться платежи по кредитам.
Принципы составления БДДС
Оформление БДДС происходит по определенному алгоритму. Сначала устанавливают обязательный минимальный денежный остаток. Этот показатель может зависеть от сферы деятельности компании и возможности возникновения непредвиденных ситуаций.
На втором этапе определяется доходная часть БДДС. Здесь используют план продаж, графики выплаты долгов, учитывают потенциальные поступления (например, проценты или дивиденды). При этом используют расходную часть: зарплата, материалы, и все остальные траты.
Последний этап предполагает расчет чистого денежного потока и анализ возможностей кассовых разрывов. В случае необходимости осуществляется корректировка БДДС.
Информацию для создания БДДС собирают двумя способами: способ «снизу вверх», предполагающий сбор информации от подразделений в единый документ, и способ «сверху вниз», обеспечивающий сначала составление документа и только затем доведение сведений до руководителей подразделений.
Резюме
Главными экономическими категориями оценки результатов деятельности являются показатели стоимости, капитала, дохода, и расхода. При этом бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов показывают эффективность и рентабельность различных предприятий по разным подразделениям и видам деятельности. Эти бюджеты считаются родственными документами, но информация в них отражается по различным принципам. БДР составляются при помощи метода начисления, отражают доходы, расходы, и прибыли. А БДДС заполняются в соответствии с кассовым методом, отражают количество и движение денежных остатков.
Источник: www.finoko.ru