Великий Шёлковый путь / торговля / факторы развития / международное разделение труда / этапы развития / Европа / Азия / Восток / Запад. / Great Silk Road / trade / development factors / international division of labor / stages of develop-ment / Europe / Asia / East / West.
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дацко А.А., Южакова Т.Л.
В данной статье выявляются и анализируются основные этапы и факторы развития Великого Шёлко-вого пути, рассматривается международное разделение труда при осуществлении торговли государств по данному торговому маршруту. Даётся характеристика особенностей развития Великого Шёлкового пути на различных этапах его функционирования. Делается вывод о неоднородности развития торгового пути в разные исторические эпохи, о многообразии факторов, влиявших на развитие Великого Шёлкового пути , о зависимости международного разделения труда от природно-географического фактора.
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дацко А.А., Южакова Т.Л.
STAGES AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE GREAT SILK ROAD
This article identifies and analyzes the main stages and factors of the development of the Great Silk Road , examines the international division of labor in the implementation of trade by states along this trade route. The characteristics of the development of the Great Silk Road at various stages of its functioning are given. The con-clusion is made about the heterogeneity of the development of the trade route in different historical epochs, about the variety of factors that influenced the development of the Great Silk Road , about the dependence of the inter-national division of labor on the natural and geographical factor.
Великий Шёлковый путь
Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ»
helped to clarify the bright pages of the selfless heroic struggle of the Kazakh people against the Dzungarian invaders, for example, to reveal the unknown aspects of the great battles of Orbulak, to reveal unique images of such heroic figures as Zhangir Khan and Zhalantos Bahadur, and the famous batyrs that surrounded them at that time provided significant assistance.
1. Ualikhanov Sh.Sh. Kep tomdyk shygarmalar zhinagy / Shokan Ualikhanov. — Almaty: Tolagai group, 2010. Vol.1. — 157 b.
2. Aronuly S. Bori basy — uranym. Zhyr, tolgau, aitystar, estelikter. Almaty: Khalygaralyk Abay cluby, 2013. — 288 b.
3. Tauasaruly Kazybek bek. Typ-kiyannan ozime deyin. Basp. dayyndagan B. Kydyrbekuly. -Almaty: Zhalyn, 1993 . — 416 p.
4. Levshin A.I. Opisaniye kirgiz-kazachikh, ili kirgiz-kaysatskikh ord i stepey / pod obshch. red. M.K. Kozybayeva. — Almaty: Sanat, 1996. — 656 s.
5. Kasietti Orbulak. Tarihi zhinaK / Beksultan Nurzhekeuly. — Almaty: Zhalyn, 2018. — 576 b..
6. Omarbekov T. Karasay batyr turaly derekter ne deidi? Otan tarikhy, No2 (86), 2019 . — B. 6-15.
STAGES AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE GREAT SILK ROAD
Великий шёлковый путь
student of the Faculty of Philology, History and Social Science branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University»,
Slavyansk-on-Kuban Yuzhakova T.
Candidate of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University»,
Slavyansk-on-Kuban ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ
студент факультета филологии, истории и обществознания филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,
г. Славянск-на-Кубани Южакова Т.Л.
кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,
This article identifies and analyzes the main stages and factors of the development of the Great Silk Road, examines the international division of labor in the implementation of trade by states along this trade route. The characteristics of the development of the Great Silk Road at various stages of its functioning are given. The conclusion is made about the heterogeneity of the development of the trade route in different historical epochs, about the variety of factors that influenced the development of the Great Silk Road, about the dependence of the international division of labor on the natural and geographical factor.
В данной статье выявляются и анализируются основные этапы и факторы развития Великого Шёлкового пути, рассматривается международное разделение труда при осуществлении торговли государств по данному торговому маршруту. Даётся характеристика особенностей развития Великого Шёлкового пути на различных этапах его функционирования. Делается вывод о неоднородности развития торгового пути в разные исторические эпохи, о многообразии факторов, влиявших на развитие Великого Шёлкового пути, о зависимости международного разделения труда от природно-географического фактора.
Keywords: Great Silk Road, trade, development factors, international division of labor, stages of development, Europe, Asia, East, West.
Ключевые слова: Великий Шёлковый путь, торговля, факторы развития, международное разделение труда, этапы развития, Европа, Азия, Восток, Запад.
Одним из основных факторов развития челове- большими, так и малыми. Одни влияли на развитие чества была торговля. Для её осуществления про- какого-либо определённого региона, а другие на кладывались торговые пути. Они могли быть как
государства или на всё население материка и их хозяйственную деятельность. Таким глобальным торговым путём был Великий Шёлковый путь, который проходил через большую часть Евразии.
Он был создан во II веке до нашей эры по инициативе императоров Древнего Китая из династии Хань, благодаря чему стал возможен не только товарообмен, но и системный процесс взаимодействия культур, политических взглядов. Данная торговая артерия обеспечивала активную торговлю различных народов.
Так, наблюдалось перемещение таких товаров, как кедр, поставляемый Ливаном, чёрное дерево и серебро из Египта, золото из Бактрии, лазурит и киноварь из Согдианы, слоновая кость из Индии и бирюза из Хорезма, а так же рабы и многое другое [1, с. 101]. На развитие торгового пути повлияли многочисленные факторы. Эволюция Великого Шёлкового пути прошла несколько этапов, каждый из которых связан с той или иной исторической эпохой. Характерной чертой являлось наличие разделения труда в области торговли между странами, входящими в маршрут Великого Шёлкового пути, которое обеспечивало разнообразие продаваемых товаров и создавало здоровую конкуренцию стран-поставщиков.
Данная тема освещена в трудах историков, таких как У. Дюрант, П. Франкопан, Й. Херрманн, Г. Чайлд, А. Мамадазимов, Н. Т. Рахимов, Ю. В. Ла-тов, Ф. Бродель и др. Кроме того, сведения о становлении и развитии Великого Шёлкового пути можно обнаружить в записях известных путешественников, торговцев и миссионеров: Марко Поло, Гильом де Рубрик, Джованни Мариньоло, Николо и Матео Поло, ибн Хардадбех, Кудам ибн Джафар, Ибн ал-Факих, ал-Мукаддаси, ал-Истахри и т. д. Тем не менее, этот вопрос недостаточно разработан, требует более глубокого изучения и систематизации уже имеющихся данных.
Целью данной работы является изучение этапов и факторов развития Великого Шёлкового пути, определение международного разделения труда при осуществлении торговли государствами по данному торговому маршруту. Эта тема актуальна, так как Великий Шёлковый путь имел особое значение для интеграции восточных и западных взглядов на мир, политико-экономических воззрений различных государств, религий, культур. Более того, в современных условиях существует проект возрождения Великого Шёлкового пути, который, вероятнее всего, в будущем вновь сможет оказывать огромное влияние на различные сферы жизни мирового сообщества.
Великий Шёлковый путь возник путём объединения уже существовавших торговых маршрутов, таких как Великий Лазуритовый путь, возникший в ГУ-Ш тыс. до н.э., Нефритовый путь, по которому нефрит поступал в Древний Китай, «Соболья дорога», способствовавшая распространению пушнины, «Степной путь», оформившийся в середине Г тыс. до н. э. и ставший основной дорогой, доставлявшей шёлк в Европу [1, с. 104].
Великий Шёлковый путь просуществовал около 1700 лет, соединяя страны Востока и Запада.
Развитию и популярности торговой магистрали способствовал ряд факторов, на характеристике которых остановимся подробнее.
Во-первых, это высокий уровень развития тех торговых путей, которые вошли в состав Великого Шёлкового пути, а также налаженная в этих пределах система торговли с другими государствами, нацеленными на продажу и покупку при помощи старых маршрутов.
Во-вторых, это популярность китайских товаров в высших слоях европейского общества. Шёлк и фарфоровые изделия пользовались огромным спросом в Греции и в её колониях, в Римской империи, а в дальнейшем и в Византии, у кочевых народов Восточной Европы [2, с.125]. После Арабских завоеваний УГГ — УГГГ веков восточные товары стали потребляться по всему южному Средиземноморью, вплоть до Испании. С XI века государства Западной Европы стали в больших количествах покупать восточную продукцию. Данные товары были очень дорогими и приносили Китаю и другим странам, расположенным на маршруте Великого Шёлкового пути, колоссальные прибыли.
В-третьих, процветание Великого Шёлкового пути зависело от стабильности обстановки на всём его протяжении. Этого можно было добиться разделением сфер влияний на протяжении торгового пути между крупными державами или созданием огромнейшей империи, которая могла бы контролировать все важнейшие торговые пункты данного маршрута [2, с.126].
Первый вариант осуществлялся с большим успехом вплоть до III века н. э., когда вся Евразия находилась под властью четырёх могущественных империй — Кушанской, Ханьской, Парфянской и Римской [1, с. 105]. Но позднее указанные страны распались. Кушанская и Ханьская империя погрузились в междоусобные войны и разделились на множество враждующих между собой мелких государств.
От Римской империи осталась лишь Византия, а Парфянская держава сменилась державой Сасанидов. В результате, стабильность на Великом Шёлковом пути была утрачена почти до VI века. Наступила эра второго варианта обеспечения порядка на торговом пути — контролирование его одним мощным государством.
В последней трети VI века данный маршрут практически полностью попал под контроль Тюркского каганата. Но длилось это недолго: Тюркский каганат вскоре распался. Инициатива перешла к китайской империи Тан, которая держала в своей власти торговый путь около 150 лет. Этот временной период многие историки называют периодом наивысшего расцвета трансевразийской торговли [2, с. 128].
После Арабских завоеваний (VII — УШ вв.) контроль над Великим Шёлковым путём вновь стали осуществлять несколько государств. Так было вплоть до возникновения империи Чингисхана (вторая четверть ХШ века), в условиях которой он почти полностью попал под её влияние. В XIV веке торговая артерия попал под власть державы Тимура [2, с. 129]. В 1424 году китайский император Юнлэ из династии Мин закрыл северо-западные границы Китая из-за постоянной угрозы вторжения ойратских монголов,
вследствие чего Великий Шёлковый путь фактически прекратил своё существование, хотя некоторые его малые части функционировали вплоть до XVIII века [3].
Прошло более пятисот лет, и в XX веке Организация Объединённых Наций предложила возродить Великий Шёлковый путь. В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение вернуть к жизни Великий Шёлковый путь для развития международного сотрудничества в сферах туризма, торговли, политики, науки и культуры.
Правовой статус программы был зафиксирован в 1998 году, когда 12 стран региона (Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Украина) подписали Основополагающее многостороннее соглашение (BMLA) «О развитии международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия». Образован ТРАСЕКА — международный транспортный маршрут Европа-Кавказ-Азия.
Поразительно, но в него не вошли территории Китайской Народной Республики и Российской Федерации, что, вероятно, объясняется соображениями политического характера [4]. В противовес этим планам в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин заявил о появлении «экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП), иными словами, Нового Шёлкового пути.
Этот проект получил официальное название «Один пояс, один путь». В его рамках планируется постройка железнодорожных линий, которые будут проходить через Турцию, Балканы, Иран, Сибирь в Париж, Москву, Берлин. Существует морская версия Нового Шёлкового пути [5]. То есть, можно сказать, что возрождённый Великий Шёлковый путь будет способствовать развитию новых государств, как то было в давние времена.
Успешное функционирование Великого Шёлкового пути зависело от создания развитой системы международного разделения труда в сфере торговли, что во многом зависело от природно-геогра-фических условий. Благодаря разделению труда между странами-участницами торгового пути были возможны обеспечение развития транспортных коммуникаций и разнообразие товаров как на восточных, так и на западных рынках [2, с. 130].
Самой популярной продукцией на Великом Шёлковом пути были шёлковые ткани и шёлк-сырец. Шёлк очень ценился в европейских государствах во все времена. Он был дороже золота и наравне с драгоценными металлами ходил по Евразии, как валюта. Главным его экспортёром была Китайская империя.
Вплоть до V — VI вв. н. э. Китай был монополистом на рынке шёлка и шёлковых изделий, а потом конкуренцию ему стали составлять государства Средней Азии. В Средние века Китай стал активно и с большим успехом торговать чаем и фарфоровыми изделиями (посуда, украшения, различные фигурки и т. д.).
На изготовлении хлопчатобумажной и шерстяной ткани специализировались страны Центральной Азии и Ближнего Востока [2, с. 130]. Данные
товары пользовались спросом в Китайской империи. Поэтому шерстяные и хлопчатобумажные ткани двигались не в привычном западном направлении торгового пути — в европейские страны, а в восточном — в Китай.
Особо ценный товар поставляли государства Южной и Юго-Восточной Азии. Этим товаром были специи: гвоздика, чёрный перец, имбирь, корица, мускатный орех и т. д. Они продавались в Европе по колоссальным ценам [6]. Купить их мог себе позволить только очень богатый человек. С помощью них консервировались различные продукты или же производились лекарства. Люди, занимавшиеся торговлей специями, сколачивали в кратчайшие сроки целое состояние, а государства, продававшие их, набивали казну.
Западная Европа, покупая восточные товары, не могла предложить в обмен равные по количеству и качеству товары. Поэтому европейцы были вынуждены платить драгоценными металлами: серебром и золотом. Ценные металлы целыми караванами вывозились из Европы в Азию.
Большая их утечка ухудшала экономическое положение западных стран и уже в XVI веке появились теории запрета вывоза полноценной монеты на Восток [2, с. 130]. Но эти меры не возымели эффективного действия: драгоценные металлы продолжали активно переливаться из экономики европейских держав в экономику держав азиатских. Западная Европа добилась конкурентоспособности товаров собственного производства в сравнении с восточной продукцией лишь в XVIII — XIX веках, после промышленной революции, когда уже и Великий Шёлковый путь прекратил своё существование.
Таким образом, можно сказать, что Великий Шёлковый путь прошёл несколько этапов в своём развитии. Зародился он во II в. до н. э. в период правления династии Хань в Китае. Пережил свой расцвет в VI в. н. э. при правлении династии Тан и фактически перестал существовать в XV в. после закрытия северо-западных границ Китая императором Юнлэ из династии Мин.
А сегодня данный торговый путь переживает эпоху своего возрождения. На развитие Великого Шёлкового пути влияло множество факторов. Во-первых, состояние тех торговых путей, которые, объединившись, легли в основу создания Великого Шёлкового пути. Во-вторых, популярность китайских товаров в высших слоях европейского населения.
В-третьих, стабильность или нестабильность обстановки на всём протяжении данной торговой магистрали. Большое значение имело существовавшее разделение труда в сфере торговли между странами. Так, Китай традиционно поставлял шёлк, чай, фарфор. Страны Центральной Азии и Ближнего Востока специализировались на производстве хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
Государства Южной и Юго-Восточной Азии торговали дорогостоящими специями. Международное разделение труда зависело в большей мере от природно-географического положения государства-участника торгового пути. Ев-
ропейские державы в обмен на восточную продукцию, за неимением конкурентоспособного товара, расплачивались серебром и золотом.
Источник: cyberleninka.ru
Как Великий шелковый путь повлиял на развитие ремесел?
Как Великий шелковый путь повлиял на развитие торговли?
Как Великий шелковый путь повлиял на развитие строительства?
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как Великий шелковый путь повлиял на развитие ремесел? Как Великий шелковый путь повлиял на развитие торговли? Как Великий шелковый путь . » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Кто из названных государственных государственных Деятелей стали участниками борьбы за высшую власть после смерти Сталина
Источник: urokam.net
Как повлиял Великий Шёлковый Путь на развитие строительства?(Заранее спасибо)
Из-за Шелкового пути население в городах увеличивалось, равно как и объемы производства, ремесла. В городах начали появляться различные мастера от гончаров до кузнецов и так далее. Каждый мастер занимался своим делом, но важно понимать, что каждое ремесло от ювелирного искусства до обработки металла было полезно и необходимо городу. Об этом свидетельствуют гончарные мастерские в Талгаре, Отраре и многих других местах.
2) влияние на развитие торговли
Увеличение населения в городах и расширение ремесел повлекло за собой и развитие торговли, иначе было невозможно, потому что Казахстан был на Шелковом Пути и нельзя было не ухватить кусок от этого пирога. Расширение ремесел позволило расширить и продукцию, которой можно торговать – это и стекло, ювелирные изделения, продукты, и так далее. Шелковый путь появлиял на развитие товаро-денежных отношений в Казахстане, особенно в крупных городах такие как Туркестан, Отрар и прочие. Помимо денег обменивали и на зерно, козьи шкуры, ткани, мясо и так далее.
3) влияние на развитие строительства
— таможенные пункты (представляли собой стену с отрезком в форме арки : )
Источник: matfaq.ru