Размеры опор зависят от сечения и как следствие, веса монтируемого кабеля. Сечение кабеля, выбирается в соответствии с проектной мощностью магистрали ЛЭП. Все эти данные прописаны в проекте линии электропередачи.
Этапы установки опор линий электропередачи
Еще на этапе подготовительных работ, производится прокладка трассы ЛЭП: очистка трассы, выравнивание земли и другие работы.
Разметка трассы производятся строго в соответствии с проектом. При разметке, отмечаются места установки опор, а также их развозка по местам установки. В зависимости от конструкции опор они могут поставляться в разобранном или собранном виде. Разобранные опоры собираются рядом с местом установки. На собранную опору навешиваются нужные траверсы и другое линейное оборудование.
Перед сборкой опор или параллельно со сборкой, копаются котлованы или ямы для установки опор. Конструкция котлованов и размеры ям, также, прописаны, в проекте. Для магистральных ЛЭП и ВЛИ котлованы и ямы не копаются вручную. Для этого используются буровые установки.
Установка опоры ЛЭП 750 кВ
Металлические опоры ставятся на заранее сделанные фундаменты из бетона. Деревянные опоры и железобетонные опоры для ЛЭП 0,4-6 кВ устанавливаются без фундамента. Для укрепления устойчивости опоры на конец опоры в земле ставится поперечная консоль (правда не всегда). Для ЛЭП 6-10 кВ устанавливаются без фундамента, но с поверхностной заливкой опоры бетоном.
Опоры ЛЭП 35-500 кВ устанавливаются с крышкой на торце опоры вкопанном в землю (для усиления опоры) и заливкой опоры в грунте и основания опоры бетоном. Исключения могут составить опорные фермы в виде буквы «П».
а-Промежуточная опора; b- анкерна опора с подкосом, ставят на углах поворота ЛЭП от 20 до 90 градусов. 10Опора, 5-подкос (подопора)
Обычная конструкция ямы для деревянной и бетонной опоры ЛЭП до 1 кВ имеют цилиндрическую форму, глубиной 1100-1500 мм и диаметром на 100 мм шире размеров опоры. Делаются такие ямы при помощи буровых установок.
Примечание: В стесненных условиях, а также при малых объемах, яму под опору можно вырыть вручную. Профиль ямы должен быть не цилиндрическим, а ступенчатым.
Механизмы для установки опор ЛЭП и ВЛИ
Установка опор производится следующими механизмами.
- Кранобуровой машиной;
- Кранами СМК-10, К-162 или более мощными кранами;
- Специально установочной машиной К-ЛЭП-7;
- Краном и трактором.
Установка кранобуровой машиной
Технология установки опор кранами
Технология установки опор первыми тремя механизмами в принципе одинаковая. Собранная опора укладывается по оси воздушной линии. Центр тяжести опоры находится на 1500 мм от середины котлована. Стропа крепится к опоре выше её центра тяжести. Второй конец стропы крепится к крановому крюку. Опора поднимается.
Для ее удержания, к ней крепятся удерживающие стропы по длине опоры. Их удерживают руками, если опора небольшая, или поперечными лебедками.
Поднятую опору, достаточно 20-30 см от земли, направляют в котлован и устанавливают, закрепляя вертикальное положение временными опорами или растяжками.
Тяжелые стоечные опоры (до 25 метров весом до 7000 кг), устанавливают специальной установочной машиной, К-ЛЭП-7.
Установка опор краном и трактором
Установка опор с помощью крана и трактора имеет два варианта:
- Установка стационарным краном и трактором;
- Установка трактором и краном на колесной базе.
Установка стационарным краном и трактором
- Опора укладывается по оси ВЛ. Тяговые тросы крепятся к низу и верху опоры;
- Нижний трос крепится к лебедке трактора. Кран стоит у котлована и им опора поднимается над землей. При этом лебедкой трактора удерживается низ опоры. В таком «подвешенном виде» опору опускают в котлован;
- Нижний трос открепляется от лебедки трактора. Теперь к лебедке крепится верхний трос, который начинает натягиваться;
- Когда ослабнет трос крана, его открепляют, а опору удерживает трактор и две боковые лебедки временными расчалками.
Установка трактором и краном на колесной базе
При такой установке все происходит немного по-другому. Трактор ставят поперек трассы, в метре от котлована. Опора укладывается вдоль трассы на расстоянии 1500-2000 мм от края котлована. Краном опора подминается, а трактором удерживается. Поднимая опору, её край устанавливается в котлован.
Трактор усиливает натяжение опоры, при этом ослабевает трос крана. Когда вся нагрузка перейдет на трактор, кран отсоединяют и отводят на безопасное расстояние. Окончательный подъем опоры производится трактором.
Подъем опоры вручную
Конечно, остается подъем опор вручную. Вручную можно поднять деревянную опору для ВЛИ 0,4 кВ. Край опоры ставится на край котлована (ямы), трос крепится выше центра тяжести опоры. При подъеме опоры постоянно переставляется опорные мостки от верха к низу опоры. Установленную опору выставляют по уровню, засыпают и трамбуют.
Источник: elesant.ru
Как происходит установка опор ЛЭП: методы и средства монтажа
Установка опор ЛЭП считается самым сложным этапом прокладки линий воздушной электропередачи, что обусловлено необходимостью использовать крупные средства механизации. Конкретный метод монтажа подбирают с учетом конструкции самих опор, их фундамента (металлические опоры ставятся на заранее обустроенный бетонный фундамент) и условий в месте строительства линии. Всего существует 3 основных метода монтажа опор ЛЭП, которые мы предлагаем рассмотреть.
Установка опор «вывешиванием»
Классический, наиболее простой и распространенный метод монтажа опор ЛЭП предполагает подъем из горизонтального положения после полной сборки конструкции. Ее поднимают, используя кран, крано-бурильную машину или вертолет. Конструкцию располагают на площадке так, чтобы ее центр тяжести находился над центром вырытого котлована или обустроенного фундамента. Опускание на заданную глубину установки опоры ЛЭП производят посредством пасынков или стоек. В конце конструкцию фиксируют на фундаменте с помощью анкеров или зарывают котлован с тщательным утрамбовыванием каждого слоя.
Монтаж опор поворотом
Если характеристики крана не соответствуют массе и высоте опоры, то ее монтируют поворотом. Метод актуален для ситуаций, когда крановая установка имеет недостаточную грузоподъемность или высоту подъема крюка. Саму опору собирают так, чтобы ее траверсы были параллельны земле, а к двум подножникам опоры для фиксации на фундаменте крепят специальные поворотные шарниры. Непосредственно подъем осуществляется с применением тяговых и тормозных механизмов.
Монтаж наращиванием
Если невозможно установить опоры поворотом, то прибегают к способу монтажа наращиванием. Методика лучше всего подходит для конструкций башенного типа. Для Y-образных опор (типа «рюмка») способ не подходит.
По сути, такая технология предполагает, что одновременно происходят 2 операции — сборка и непосредственно установка конструкции. Вертикально собирается либо вся конструкция, либо только верхняя часть. В последнем случае нижняя часть конструкции собирается на земле и монтируется с помощью крана. Учитывая технологию, способ актуален для выполнения работы в условиях ограниченной площади. Кроме того, такой метод позволяет использовать такелажные устройства с грузоподъемностью гораздо меньшей, чем масса самих опор.
С помощью чего монтируют опоры ЛЭП
Для монтажа опор ЛЭП могут использоваться разные механизмы: крано-бурильная машина, кран, вертолеты, кран и трактор вместе.
Крано-бурильная машина
Используется для невысоких и относительно легких железобетонных или деревянных опор, подходящих для прокладки линий до 10 кВ.
Крановые установки подходят для монтажа любых опор ЛЭП, обычно предназначенных для линий до 220 кВ. Грузоподъемность крана подбирается с учетом массы конструкции, а вылет стрелы — так, чтобы обеспечить подъем в полную высоту над местом монтажа. Технология установки проста: конструкцию собирают на земле рядом с местом монтажа, а затем с помощью строп закрепляют на крюке, поднимают и ставят на фундамент или погружают на нужную глубину в котлован. Кран продолжает удерживать конструкцию, пока не будут закреплены анкерные болты или засыпан котлован.
Кран и трактор
Механизмы комбинируют, если нужно установить опору, масса которой превышает грузоподъемность крана, а высота больше высоты подъема крюка. Кран поднимает опору до угла с горизонтом 30-45°, а в дальнейшем переходит в режим ее торможения. До вертикального положения конструкцию поднимают уже трактором.
Вертолеты
Если перечисленные методы монтажа опор ЛЭП не подходят для их установки в конкретных условиях или они невыгодны в экономическом плане, то нередко прибегают к использованию вертолетов. Конструкцию собирают на обустроенной площадке, а затем вертолетом доставляют к месту установки и сразу монтируют на фундамент. Технология чаще всего применяется для металлических опор малой массы.
Для прокладки ЛЭП подходят опоры освещения типа ОГС, которые вы можете заказать в компании «КСО-1». Такие конструкции допускается использовать для низковольтных линий электропередачи напряжением 0,4 кВ, установки светильников и воздушной подвески кабельных сетей наружного освещения. Чтобы заказать опоры и их монтаж, свяжитесь с нами по контактному номеру или в онлайн-форме на сайте, и специалист ответит на все вопросы, а также примет вашу заявку на изготовление, доставку и установку конструкций.
Источник: ksosvet.ru
3.3.2. Установка стальных опор
Стальные опоры, поступающие на объект, должны снабжаться паспортом завода – изготовителя опор с указанием в нем всех необходимых данных. Стальные опоры, поступающие в разобранном виде, должны быть снабжены маркировкой, соответствующей заводской схеме сборки опоры. Детали опоры должны иметь антикоррозионное покрытие и не иметь повреждений в виде погнутостей, скручивания и т. д.
Как правило, опоры должны собираться около фундамента с одновременным креплением основания опоры к фундаменту шарнирами, с помощью которых производится подъем опоры. Выкладку опоры осуществляют на деревянных подкладках высотой не менее 30 см. Подкладки устанавливают под стыками опор.
Сборку болтовых опор, если они поступили в разобранном виде, осуществляют двумя методами:
1) сначала собирают нижнюю плоскость стойки, начиная от фундамента, затем в обратном порядке – посекционно три остальные плоскости. После окончательной сборки стойки отдельно собирают траверсы и крепят их к опоре. При наличии в конструкции опоры диафрагм плоскости опоры собирают в следующем порядке: на нижнюю плоскость устанавливают предварительно собранные элементы диафрагм, после чего к ним присоединяют поясной уголок и обрешетку боковой плоскости; аналогично собирают вторую боковую плоскость и, наконец, верхнюю обрешетку;
2) собирают две боковые плоскости секций, затем их устанавливают на ребро и расчаливают, после этого между боковыми плоскостями устанавливают диафрагмы и собирают нижнюю и верхнюю обрешетки. На собранную стойку крепят отдельно собранные траверсы и тросостойки.
Для укрупнительной сборки секций стальных промежуточных опор на оттяжках с параллельными поясами ВЛ 500 кВ и выше институтом «Оргэнергострой» разработан проект полигона. Полигон является передвижным быстромонтируемым и представляет собой комплект нестандартизированного оборудования, с помощью которого выполняется механизированная сборка секций опор. В комплект полигона входят грузоподъемные средства, кондукторы, кантователи, рольганги для подачи элементов секций на сборку и другое необходимое оборудование и инструменты. На полигоне имеются площадки для разгрузки и складирования элементов секций и собранных секций.
Технические характеристики полигона:
Производительность в смену опор 500 кВ, шт………… 2
Численность работающих в смену, чел………………….. 16
Наибольшая масса собираемых узлов, т:
Установленная мощность полигона, кВт……………….. 27,9
Площадь полигона, м 2 …………………………………………… 27 х 44 = 1148
Масса металлоконструкций полигона, т……………….. 3,16
Монтаж стальных опор в зависимости от назначения, типа, высоты, условий монтажа, массы производится следующими методами: свободного монтажа стреловыми кранами, поворотом, наращивания и комбинированного монтажа (табл. 3.17).
Оптимальная область применения методов монтажа стальных опор ВЛ
Строповку элементов стальных опор необходимо осуществлять в узлах соединения секций опоры. При монтаже опор методом поворота А-образную стрелу сначала устанавливают в вертикальное положение или с наклоном 5—15° в сторону подъема опоры.
Опорные части монтажной стрелы устанавливают в подготовленные приямки глубиной 30 см для предохранения ее при подъеме опоры от сдвига. Затем оголовок стрелы со стороны траверс опоры соединяют двумя тросами (вожжами) расчетной длины с опорой, а с другой стороны – тяговым тросом (тросами) или полиспастом (полиспастами) с тяговыми механизмами. Трос (тросы) к опоре крепят выше центра тяжести опоры на расстояние не менее чем 1,5 м.
Центр тяжести опоры определяют следующим образом: опору разбивают на отдельные секции (рис. 3.2), имеющие простую геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник, трапеция). Расстояние от основания до центра тяжести опоры определяют по формуле
L1,L2,L3….Lk – расстояния от центров тяжести секций до основания опоры;
Схема определения центра тяжести опоры
Центры тяжести отдельных секций определяют исходя из следующего:
центр тяжести треугольника находится на пересечении его медиан; расстояние от центра тяжести до основания равно 1/3 соответствующей высоты;
центр тяжести прямоугольника расположен в его геометрическом центре, и расстояние от него до основания равно половине высоты;
центр тяжести трапеции находят следующим образом – на продолжении меньшего основания трапеции откладывается отрезок, равный большему основанию, на продолжении большего основания с противоположной стороны трапеции откладывается отрезок, равный меньшему основанию, и концы отложенных отрезков соединяют прямой линией, пересечение которой с осью трапеции дает центр тяжести. Аналитически расстояние от основания трапеции до ее центра тяжести определяется по формуле
где h – высота трапеции;
а и b – соответственно большее и меньшее основания трапеции.
Тормозные и тяговые машины устанавливают от центра опоры на расстоянии от полутора до двух высот поднимаемой опоры. Высоту монтажной стрелы определяют расчетом, но она должна быть не меньше расстояния от шарнира до центра тяжести опоры.
Подъем собственно опоры производят после окончательной установки и выверки монтажной стрелы. Вначале отрывают опору от земли на расстояние 20–30 см и тщательно осматривают стрелы, опоры, такелаж и т. д. По окончании осмотра опору опускают и устраняют дефекты. При повторном подъеме на высоте 20–30 см от земли вторично проводят осмотр и при отсутствии дефектов опору устанавливают в проектное положение.
При прохождении центра тяжести опоры через вертикаль шарнира тяговый механизм (трактор) выключают и включают тормозной механизм (трактор). Окончательная установка опоры на анкерные болты происходит под собственным весом опоры, с удержанием ее от резкого «качка» тормозным механизмом.
В некоторых случаях для предохранения от деформаций стойки опоры внизу связываются элементами, образующими временную жесткую диафрагму. В местах вязки тросов элементы опоры усиливают распорками из бревен. Окончательную выверку опоры в вертикальном положении производят с помощью металлических прокладок. Они должны иметь размеры пяты опоры. Общая высота прокладок под одну ногу опоры не должна превышать 40 мм.
Установка опор методом поворота с помощью крана (кранов) и тракторов производится аналогично способу монтажа стреловыми кранами. Функции монтажной стрелы выполняет стреловой кран, который должен соответствовать массе и габаритам опоры во избежание контакта элементов опоры со стрелой крана. Кран поднимает опору до отметки, когда ось опоры составляет с плоскостью земли угол в 35–40°. Далее включаются в работу тяговый и тормозной тракторы, а стреловой кран из работы выводится.
При использовании двух кранов для предварительного подъема опоры их располагают симметрично относительно оси опоры.
Опоры на оттяжках, опирающиеся на фундамент в одной точке (одностоечные, трехстоечные, V-образные) и не имеющие шарнира, устанавливают в вертикальное положение при помощи стрелового крана с подтаскиванием на санях опорной части стойки.
Установка опор методом наращивания осуществляется совместно с ее сборкой. При этом низ опоры собирают на земле и устанавливают на фундамент. Затем на установленные секции опоры крепят специальный ползучий кран, с помощью которого последовательно монтируются следующие секции опоры. По мере наращивания секций ползучий кран перемещается выше.
Вместо ползучего крана в отдельных случаях применяется кран-стрела, также перемещающийся по мере наращивания секций вверх. Этот метод монтажа осуществляется в соответствии с проектом производства работ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
180-мм установка МУ-1
180-мм установка МУ-1 Тактико-техническое задание на установку МУ-1 с баллистикой 180-мм пушки Б-1-П было выдано в 1939 г., в том же году ОТБ ее и спроектировало.В 1940 г. работы над МУ-1 были приостановлены из-за форсирования работ по МУ-2 и возобновлены в 1943 г. В 1943 г. ОКБ-172
152-мм установка МУ-2
152-мм установка МУ-2 В марте 1939 г. было разработано техническое задание на проектирование 152/57-мм открытой палубной и береговой установки (позднее названной МУ-2). Согласно техническому заданию установка должна иметь ствол и баллистические данные 152-мм пушки Б-38, которая
Источники света, установка осветительных приборов и опор
Источники света, установка осветительных приборов и опор Вопрос. Как могут устанавливаться осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы)?Ответ. Могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах ВЛ
Кровля из стальных листов
Кровля из стальных листов Преимуществами кровли, сделанной из стальных оцинкованных листов, являются легкость, возможность покрыть крышу любой, даже достаточно сложной конфигурации, высокая степень сопротивляемости механическим воздействиям, долговечность. Срок
Соединение стальных труб
Соединение стальных труб Наиболее часто для сооружения различных трубопроводов используют стальные трубы. Соединение отдельных отрезков стальных труб можно производить на резьбе с помощью фитингов, на фланцах или сваркой.Наиболее приемлемый для домашних условий
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ИСУ-130
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ИСУ-130 Разработана в 1944 году. Выпущена опытная партия. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 47Экипаж, чел..
4Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .. 11420 х 3070 х 2480Вооружениепушка, шт..
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ИСУ-152 *
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ИСУ-152 * Разработана в 1943 году. Выпускалась серийно с 1943 г. Состояла па вооружении Советской Армии. Использовалась в боях Великой Отечественной войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 46Экипаж, чел. 5Габаритные размеры (длина х ширина х
1.2.6. Стойки опор
1.2.6. Стойки опор Стойки являются важнейшим элементом железобетонной опоры линий электропередачи. Стойки бывают двух видов: вибриро-ванные и центрифугированные (табл. 1.27).Все стойки армированы предварительно напряженной арматурой. Вибрированные стойки выполняются без
3.3. Сборка и установка опор ВЛ
3.3. Сборка и установка опор ВЛ Все работы по сборке и установке опор производятся по проектам производства работ, разрабатываемым в соответствии со СНиП 12–01—2004. До начала производства работ по сборке и монтажу опор должна быть подготовлена площадка, на которой будут
3.3.1. Установка железобетонных опор
3.3.1. Установка железобетонных опор Установка железобетонных опор производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен
3.3.3. Установка деревянных опор
3.3.3. Установка деревянных опор Деревянные опоры, имея сравнительно небольшую массу и размеры, устанавливают стреловым краном соответствующей грузоподъемности или краном и трактором с применением падающей стрелы или без нее в зависимости от условий. Выравнивание стоек
5.2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА ДЛЯ МОНТАЖА ОПОР
5.2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА ДЛЯ МОНТАЖА ОПОР 5.2.1. Монтажные стрелы Для монтажа опор применяются монтажные стрелы. Монтажные стрелы, как правило, изготавливаются из стали (бесшовные трубы, уголки, швеллеры, листовой прокат) и состоят из двух стоек. В
5.2.3. Тяговые и тормозные элементы при установке опор
5.2.3. Тяговые и тормозные элементы при установке опор При установке опор используются следующие элементы: тяговые и тормозные механизмы, канаты и элементы такелажа, монтажные стрелы, шарниры, соединительные элементы, якори, элементы закрепления фундаментов.На установке
Источник: tech.wikireading.ru
Установка металлических опор освещения технология
Способ монтажа опор освещения зависит от особенностей грунта и вида фундамента.
Отличие прямостоечных и фланцевых опор
Виды закладных деталей фундамента
Силовые и несиловые опоры освещения
Этапы монтажных работ
Технологические карты и СНиП
Этапы монтажа прямостоечных опор освещения:
1. Расчищаем территорию и размечаем места установки. С помощью нивелира отмечаем контрольные точки, в которых будут располагаться опоры освещения.
2. С помощью бура скважин создаем котлован в земле (в зависимости от размера опоры, но не менее 1 метра). Диаметр отверстия должен быть больше диаметра опоры на 10 см.
3. На дне формируем «подушку» из песка и гравия.
4. При монтаже питающего кабеля подземным методом (если кабель монтируется воздушным методом – переходите к п.14) — с помощью спецтехники или вручную выкапываем траншею для прокладки кабельной линии для подвода электроэнергии, глубина траншеи должна быть не менее 80 см, а вблизи автомобильных дорог — свыше 125 см.
5. Если кабель не является бронированным, то необходимо защитить его специализированными электротехническими трубами. Оптимальным вариантом является применение двустенных гофрированных труб соответствующего сечения и длины.
6. В траншею подсыпается и утрамбовывается слой песка или мелкого чистого грунта без включений слоем не менее 10 см.
7. Прокладываем кабель в трубе.
8. Кабельную линию засыпаем и трамбуем мелким грунтом или песком, слоем не менее 10 см.
9. На расстоянии 25 см. от кабеля прокладываем сигнальную встречную.
10. Далее происходит окончательная засыпка траншеи с учетом дальнейшей усадки земли после дождя и окончательная проверка на отсутствие зазоров.
11. Места ввода кабеля в бетонный фундамент должны быть защищены электротехническими трубами по всей высоте бетонного фундамента.
12. Длина кабеля питания в наземной части должна быть достаточной для свободного подключения к щитку, который устанавливается в нише опоры.
13. Помещаем пластмассовый кожух для прокладки питающего кабеля.
14. В нише размещаем основание опоры освещения, центрируют и фиксируют, используя временные распорки.
15. Заполняем котлован бетонным раствором (класса min В-20) и демонтируем фиксирующие распороки после его высыхания.
16. Поверхность бетона нужно точно выровнять по горизонтали, чтобы обеспечить прилегания основания опоры.
17. Верхнюю часть застывшего бетонного фундамента покрываем слоем битума.
18. Подключаем заранее выведенные питающие кабели в вводном щитке.
ПОЧЕМУ ВЫБИРАЮТ НАС?
Этапы монтажа фланцевых опор освещения:
1. Расчищаем территорию и размечаем места установки. С помощью нивелира отмечаем контрольные точки, в которых будут располагаться опоры освещения.
2. С помощью бура скважин создаем котлован в земле (в зависимости от размера опоры, но не менее 1 метра). Диаметр отверстия должен быть больше диаметра опоры на 10 см.
3. При монтаже питающего кабеля подземным методом (если кабель монтируется воздушным методом – переходите к п.12, пункт 13 пропускаем) — с помощью спецтехники или вручную, выкапываем траншею для прокладки кабельной линии для подвода электроэнергии, глубина траншеи должна быть не менее 80 см, а вблизи автомобильных дорог — свыше 125 см.
4. Если кабель не является бронированным, то необходимо защитить его специализированными электротехническими трубами. Оптимальным вариантом является применение двустенных гофрированных труб соответствующего сечения и длины.
5. В траншею подсыпаем и утрамбовываем слой песка или мелкого чистого грунта без включений слоем не менее 10 см.
6. Прокладываем кабель в трубе.
7. Кабельную линию засыпаем и трамбуем мелким грунтом или песком слоем не менее 10 см.
8. На расстоянии 25 см. от кабеля прокладываем сигнальную встречную.
9. Далее происходит окончательная засыпка траншеи с учетом дальнейшей усадки земли после дождя и окончательная проверка на отсутствие зазоров.
10. Места ввода кабеля во фланцевую закладную деталь должны быть защищены электротехническими трубами по всей высоте бетонного фундамента.
11. Длина кабеля питания в наземной части должна быть достаточной для свободного подключения его к щитку, который устанавливается в нише опоры.
12. Пропускаем кабель через полиэтиленовую трубу и выводим его над фланцем закладной детали.
13. Закладную деталь фундамента помещаем в приготовленном котловане, который доложен быть на 10 см больше ее размера.
14. Устанавливаем не менее трех деревянных клиновых распорок между стволом закладной детали и стенками скважины, контролируя горизонтальность плоскости фланца. Отклонение от горизонтальности плоскости фланца допускается не более 1:50.
15. Размещаем пластмассовый кожух для прокладки питающего кабеля.
16. Заливаем котлован бетонным раствором (класса min В-20) для фиксации закладной детали фундамента до уровня поверхности грунта. Полости и пустоты не допускаются.
17. Поверхность бетона нужно точно выровнять по горизонтали, чтобы обеспечить прилегания основания опоры.
ВНИМАНИЕ: Только точное выравнивание бетона гарантирует правильную установку опоры по вертикали.
18. Верхнюю часть застывшего бетонного фундамента покрываем слоем битума.
Опора устанавливается только после застывания бетонного основания, то есть не ранее, чем через трое суток.
21. На каждой из резьбовых шпилек устанавливаем шайбу и закручиваем гайки.
Проверяем вертикальность установки опоры, при необходимости, ослабив верхние гайки, вращаем нижние гайки до достижения отклонения от вертикали не более 0,5 градусов.
Данный способ крепления позволяет корректировать положение опоры, если закладная деталь сместилась в ходе усадки грунта или других факторов.
Установка опор на фундаменты, не полностью засыпанные грунтом, запрещается.
Видео монтажа опор освещения
Монтаж металлических опор освещения
Данные конструкции принято подразделять, в первую очередь, по материалу, из которого они изготовлены. Наилучшими характеристиками отличаются металлические опоры. Однако и конструкции из других материалов обладают некоторыми преимуществами и по-прежнему широко используются при организации освещения.
Классификация
Опоры принято классифицировать по ряду признаков. В частности, по методу ввода токоведущих кабелей столбы делят на силовые и несиловые. Первые используют при организации воздушных линий, вторые — подземных.
Силовые конструкции применяют там, где подземная проводка по каким-либо причинам невозможна. Внутренняя часть конструкции включает питающий кабель. Высота расположения воздушных сетей определяется Строительными нормами и правилами (СНиП).
Для установки используют кронштейны для светильников. Помимо кронштейнов, составной частью опор являются цоколи, выполняющие защитные (предохраняют кабель от повреждений и воздействия внешней среды) и эстетические функции.
Несиловые опоры предназначены для подземной прокладки кабелей. Максимальная разрешенная высота для такого рода столбов — 12 м. Кабель следует заглублять в грунт не меньше чем на 80 см. Если же речь идет о прокладке под автомагистралью, глубина закладки устанавливается в 125 см.
Обратите внимание! Несиловые столбы не применяют для монтажа высоковольтных линий.
По методу установки опоры подразделяют на прямостоечные и фланцевые. Установка последних начинается с размещения закладного элемента в грунт и его дальнейшего бетонирования. Когда закладная установлена, к ней при помощи анкерного крепежа фиксируется наземная часть конструкции.
Прямостоечные опоры — целостная конструкция, монтаж которой осуществляется в заранее подготовленную нишу в грунте. Затем отверстие заливают бетоном.
Обратите внимание! Соотношение вкопанной в грунт и наружной частей колонны определяется производителем. Данная информация сообщается в маркировке столба.
По форме различают следующие типы опор:
- конические граненые;
- конические круглые;
- трубчатые цилиндрические;
- трубчатые складывающиеся.
Внимание
При проведении работ с системой освещения, например, очистка от пыли или покраска, не требующих надзора со стороны квалифицированного персонала, помните:
- Осветительный прибор – это электроустановка, находящаяся под напряжением. Прежде чем приступать к работе – отключите напряжение со щита управления, выкрутите обычные предохранители.
- Предохранители рычажного типа обязательно должны быть установлены в выключенном положении.
- Индикаторной отверткой проверьте наличие напряжения в линии.
- Даже при полной уверенности, что схема обесточена НИКОГДА не касайтесь одновременно двух или более проводов.
-
Похожие записи
- Все о светодиодах smd (параметры, проверка и пайка)
- Зачем нужен стартер для люминесцентных ламп
- Трековая система освещения: устройство, типы и идеи
Назначение
По сферам применения опоры делят на такие разновидности:
- Высокомачтовые. Применяются для наружного освещения очень больших территорий (например, стадионов, аэропортов, горнолыжных трасс). Высокомачтовые конструкции предлагаются в самых разных исполнениях, отличающихся размерами, типами корон, количеством секций, видом поверхности (граненая, гладкая).
- Уличные конструкции для освещения пешеходных дорожек.
- Декоративные опоры. Используются для освещения локальных участков в садах, парках, на детских площадках и т.д. Декоративные столбы всегда являются несиловыми по своему исполнению. Могут выполняться с гранеными или округлыми поверхностями. Светильники также могут значительно разниться по своему внешнему виду и конструкции, поэтому и ГОСТ, применяемый к ним, будет отличаться. Высота установки декоративных систем обычно колеблется между 2 и 4 м.
- Магистральные опоры. Основное качество таких столбов — высокая устойчивость против механических и ветровых нагрузок.
- Специальные опоры. Используются для освещения отдельных объектов (например, площадей). Конструкции этого типа использовались сразу после появления электрических сетей. Изготавливаются чаще всего из сосны ввиду ее оптимальных рабочих характеристик и дешевизны.
Габариты опор
Высота, ширина и масса изделий определяются материалом, из которого они произведены. В качестве примера можно привести такие данные:
- Столбы из дерева выпускают в пяти вариантах: 6,5 м, 7,5 м, 9,5 м и 11 м. Диаметр опор колеблется между 14 и 24 см. По весу деревянные опоры разделяют на три группы: легкие, средние и тяжелые.
- Бетонные столбы отличаются большой массой. В зависимости от размеров, изделие может весить от 300 кг до тонны. Ширина столба — от 10 до 40 см. Высота конструкции — в пределах 4-11 м.
- Железобетонные опоры предлагаются таких же размеров, как и бетонные. Однако весят изделия из железобетона значительно больше, поскольку имеют металлическую составляющую. Вес стандартной конструкции может быть в рамках 450-1200 кг.
- Для металлических изделий принята минимальная высота в 1,5 м (в случае с торшерными светильниками). Толщина, диаметр и масса осветительной системы определяются ее задачами и конфигурацией.
Количество секций в металлической мачте освещения зависит от ее высоты. Трехсекционная мачта имеет 21-метровую высоту. Мачты с четырьмя секциями имеют высоту 28 м, на пять секций — 35 м, 6 секций — 45 м.
Разработка систем и монтаж уличных фонарей
Чтобы сделать качественное освещение зданий и прилегающие к ним территорий, улиц, дорог, тротуаров, площадей и многого другого, необходима комплексная разработка и монтаж всей системы наружного освещения. Одной из главных составляющих перечня проводимых строительно-монтажных работ является установка опор освещения.
Современные фонарные столбы
Проектная документация
Для достижения наилучших результатов, прежде всего разрабатываются проектные документы, в которых учитываются:
- рельеф и размеры освещаемой территории;
- уровень освещения;
- мощность электроосветительных приборов;
- длина и сечение проводов кабельной линии;
- количество опор и приборов освещения;
- возможность оборудования осветительного комплекса автоматической защитной системой и элементами ручного управления.
Типы конструкций
Методы крепления столбов
Существует несколько способов установки осветительных столбов:
- Установка опор в пробуренные в грунте отверстия с последующей их фиксацией бетонной смесью.
- Фланцевое закрепление опоры на железобетонном основании.
Виды монтажа фонарных столбов
Способы монтажа электропроводки
Снабжение электричеством осветительных приборов осуществляется как при помощи более простого воздушного метода закрепления токонесущих проводов, так и методом подземного прокладывания кабеля.
Закладка кабеля, как правило, осуществляется на глубину в пределах 0,8-1м. В случае прохождения кабеля под магистральной автодорогой, его заглубление должно быть не менее 1,25-1,5 м от уровня почвы.
Если электрокабель не имеет достаточно прочной защитной оболочки, то его монтаж проводят в специальных электротехнических трубах, жёсткость которых выбирается с учётом рыхлости почвы и степенью вероятности возникновения нежелательных механических повреждений. Первоначальным этапом проведения строительных работ является расчистка и планировка территории. С помощью нивелира определяются места расположения осветительных столбов, и отмечаются контрольными колышками. В случае подземной прокладки электроснабжающего кабеля, рытьё траншей может осуществляться до, или после того, как будет проведена установка опор.
Порядок проведения монтажных работ
Закрепление столбов методом бетонирования
С помощью бетонирования можно устанавливать как бетонные, так и металлические опоры освещения. Для этого в месте планируемого размещения столба в почве производится бурение отверстия. Величина заглубления столба выбирается в зависимости от типа грунта, высоты и толщины столба.
Таблица выбора величины заглубления столба
Диаметр отверстия должен превышать диаметр столба как минимум на 200мм. Если почва слишком мягкая, в яму закладывается пятнадцатисантиметровая подушка из песка и гранитного щебня, с соотношением толщины слоёв 2/3. Затем устанавливается столб, и при помощи временных распорок выравнивается строго вертикально. Пустоты между столбом и грунтом заполняются бетонной смесью, и тщательно утрамбовываются до уровня почвы. Для большей устойчивости, при монтаже металлических столбов перед бетонированием к столбу привариваются распорки из арматурного прута.
Фланцевый способ закрепления фонарных столбов
Данный способ осуществляется методом резьбового крепления металлического фланца, приваренного в нижней части столба к железобетонному основанию.
Иногда, для установки небольших опор освещения, используют заранее изготовленные монолитные бетонные блоки с приваренными к армирующему каркасу резьбовыми анкерными шпильками. Такой блок устанавливается с соблюдением горизонтальности верхней плоскости на песчано-гравийную подушку в яму соответствующих размеров. Грунт вокруг блока утрамбовывается, а фланец выставленного столба фиксируется гайками.
Готовый фундаментный блок
Для столбов большой высотности проводится изготовление железобетонного основания в месте расположения осветительной опоры:
- Выкапывается яма прямоугольного или круглого сечения.
- При высокой сыпучести грунта, или с целью изготовления фундамента с выступающей над поверхностью почвы цокольной частью, устанавливается опалубка.
- В опалубку закладывается металлическая рама с приваренными анкерными болтами и армирующими элементами.
- Подготовленная конструкция заливается и утрамбовывается бетонной смесью.
Фланцевое крепление столба
Изготовление бетона
Цементно-песчаный раствор для бетона готовят способом постоянного перемешивания сухой смеси с добавлением воды до достижения сметанообразной консистенции. Цемент желательно использовать не ниже марки 400. Пропорциональное соотношение цемента и песка 2/3.
Чтобы получился хороший бетон, в цементный раствор в качестве наполнителя добавляют гранитный щебень. Содержание щебня не должно превышать 75% всего объёма бетона.
Способы защиты конструкции от разрушения
В отличие от бетонных столбов, металлические осветительные опоры теряют внешний вид и разрушаются от коррозии. С целью увеличения срока эксплуатации и защиты от ржавления, перед установкой их следует покрыть антикоррозионной грунтовкой и покрасить.
Для предотвращения нежелательного раскручивания анкерных соединений фланцевых креплений столбов, в качестве контргайки желательно использовать корончатые гайки со шплинтом.
Корончатая гайка под шплинт
Технология монтажа столбов под фонари
Установка опор наружного освещения
При установке любых уличных фонарей необходимо использовать специальные опоры для монтажа наружного освещения, которые не только бы соответствовали техническим нормативам, но и гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Перед проведением работ по установке таких сооружений всегда разрабатываются проекты, в которых учитывается:
- уровень освещенности;
- расход потребляемого электричества;
- особенности технического обслуживания уличных фонарей;
- материал, из которого будет сделана опора;
- количество фонарей;
- технология установки опорных конструкций;
- особенности рельефа.
Любой монтаж должен проводиться только по разработанной проектной документации. Это обеспечивает надежность, безопасность и долговечность использования оснований для наружного освещения.
Материалы для опорных конструкций под фонари
Все основания для фонарей имеют форму столба или мачты, которые могут быть изготовлены из:
- металла;
- железобетона;
- композитных материалов;
От прочности оснований зависит не только качество освещения в темное время, но и безопасность людей. Конструкции под уличные фонари должны отвечать строгим техническим требованиям. Установка таких конструкций всегда должна проводиться опытными специалистами, которые обеспечат их надежную фиксацию. Технология крепления оснований определяется материалом, из которого они сделаны.
Самым доступным по цене считаются железобетонные конструкции. Армирование придает больше прочности бетону. Но такие изделия не всегда соответствуют эстетическим требованиям, предъявляемым к городским ландшафтам. Поэтому в городах часто устанавливаются металлические опоры освещения, которые производятся из стали или алюминия. Из металла можно создавать разнообразные формы оснований, которые не испортят внешнего вида фонаря.
Конструкции из композитных материалов отличает возможность создавать любые формы для оснований. Они не боятся агрессивных уличных воздействий и могут быть изготовлены в любой форме. Весят такие столбы немного, поэтому не представляют опасности для пешеходов. Но срок службы у них короче, чем у металлических аналогов и составляет не более 50 лет. К тому же композитные материалы стоят дорого и отличаются хорошей горючестью, что очень опасно при столкновении автомобиля с уличным фонарем.
Конструктивные особенности
Алюминиевый или стальный столб под уличный фонарь всегда имеет внутри полость и довольно небольшую высоту. В верхней ее части имеются отверстия, которые позволяют хорошо закрепить кронштейны для опор, на который будет подвешен фонарь. Декоративные части для таких конструкций изготавливают из чугуна. Наружная часть основания под освещение покрывается на металлических конструкциях оцинковкой, что защищает ее от коррозии.
Для хорошей освещенности в вечернее время больших пространств в городе используют мачты, высота которых зависит от назначения уличного освещения. Форма таких конструкций может быть граненой, трубчатой или в виде металлической фермы. На них устанавливается стационарная или мобильная подсветка. В первом случае мачты оборудуют лестницами или подъемником для проведения технического обслуживания. Мобильные фонари могут опускаться на специальной лебедке.
Функциональные особенности
По типу использования наружное освещение принято делить на:
- пешеходное;
- парковое;
- магистральное;
- специальное.
Фонари, освещающие пешеходные дорожки могут иметь любую форму и цвет, в зависимости от архитектурного замысла проектировщиков. На них всегда нужно устанавливать знак, предупреждающий пешеходов о наличии высокого напряжения.
Для освещения парковых зон необходимо использовать высокие фонари для лучшей освещенности территории в ночное время. При этом подсветка не должна раздражать глаза людей, создавая комфортные и безопасные условия для зрения.
Магистральные и специальные столбы и мачты устанавливают на особых объектах: стадионах, больших площадях, спортивных или строительных площадках. На эти конструкции дается большое напряжение, поэтому всегда необходимо на них устанавливать заземление.
Типы монтажных технологий
Для установки фонарных столбов и мачт используют прямостоячую или фланцевую технологию. В ходе монтажных работ кладут кабель, проводят установку заземлителей, устанавливают систему включения и выключения света.
Монтажные работы состоят из нескольких этапов:
- бурения скважин глубиной не менее 1,2 метра;
- прокладки траншеи для силового кабеля;
- установки столба или мачты в скважину;
- для металлических столбов проводят дополнительное армирование;
- прокладывают кабель;
- бетонируют скважину
- Устанавливают светильники.
Фланцевая технология монтажа начинается с рытья котлована, в который потом устанавливают опорный элемент для фонаря. После этого производят заливку бетона. Опора монтируется к основанию после застывания бетона. Такой способ монтажа позволяет быстро провести демонтажные работы. Для этого нужно будет только открутить опору от забетонированного основания.
Технология установки опор уличного освещения
Обустройство системы уличного освещения является ответственным и кропотливым действием. Это объясняется наличием различных требований и норм. Первым делом необходимо достичь максимальной функциональности осветительных приборов и реализовать правильную установку опор освещения.
Разновидности и материал опор
В качестве основной опорной конструкции для приборов уличного освещения используются столбы. В течение многих лет их изготовляли из стали, дерева, бетона, железа и железобетона, что объяснялось надежностью и прочностью этих материалов. Подобные опоры устанавливались в разных точках населенного пункта, включая:
- Тротуары улиц и пешеходные дорожки.
- Автомобильные трассы или магистральные дороги.
- Участки возле государственных учреждений.
- Автозаправочные станции.
- Стоянки автомобилей.
В зависимости от материала изготовления столбы могут обладать разным весом и характеристиками.
Конструкции из дерева и бетона
Уличные столбы освещения на основе дерева и бетона пользуются большим спросом и применяются в разных странах. В зависимости от типа конструкции выделяют такие разновидности столбов:
- промежуточные;
- угловые с подкосом;
- угловые с оттяжкой;
- анкерные.
К преимуществам моделей из дерева следует отнести:
- Небольшой вес. 10-метровый столб с пропиткой может весить 300 кг, поэтому он гораздо легче изделий из других материалов. За счет этой особенности затраты на транспортировку опоры сокращаются, ее можно погрузить в вагон или машину и доставить на место монтажа.
- Отсутствие сложностей установки. Выполнить монтаж опоры из дерева может несколько человек, без применения специальной техники. Для этого используют трос или канат, а также вспомогательные устройства.
- Способность дерева выдерживать большие нагрузки. Деревянные опоры не боятся изгибов и сохраняют прочность при интенсивном воздействии.
- Диэлектрические характеристики. В отличие от металла, древесина не передает электрический ток на землю в случае короткого замыкания. Это исключает необходимость покупки и установки изоляционных систем.
- Доступная стоимость. Опоры из дерева стоят от 2 до 6 тыс. рублей.
К минусам деревянных столбов относят уязвимость к гниению и вероятность повреждения в случае появления кромки льда на проводах. Чтобы укрепить опору, вокруг нее делается бетонная опалубка.
Металлические и железобетонные изделия
Еще для обустройства систем уличного света используются металлические и железобетонные опоры освещения. При этом вторые характеризуются следующими плюсами:
- Устойчивость к коррозийным процессам. Это свойство характерно для железобетонных изделий, т.к. металл остается уязвимым к коррозии.
- Высокая прочность. Осветительный столб из железобетона намного прочнее металлического, что делает его востребованными для агрессивных условий эксплуатации.
- Железобетон считается диэлектриком, который полностью поглощает любой ток и изолирует его от окружающей среды.
Металлические оцинкованные модели создаются на основе листа толщиной 3-4 мм и обладают конической граненой формой. Высота конструкции может варьироваться от 3 до 12 м, хотя существуют и специализированные опоры, высотой до 24 м.
Стальные опоры освещения поставляются с кронштейнами для монтажа осветительных приборов. В зависимости от специфики системы разрабатывается целая гамма металлических кронштейнов.
Основные принципы размещения
Существует несколько принципов и норм, в соответствии с которыми устанавливаются опоры уличного освещения. Перед определением расстояния между столбами освещения нужно разобраться с их конструктивными особенностями. Подобное изделие состоит из 2 частей:
- Основной элемент, который является опорой. Высота столбов зависит от его назначения и условий эксплуатации. При установке конструкций в малонаселенных пунктах принято придерживаться такой технологии, чтобы падающие лучи формировали своеобразный конус на земле.
- Источник светового потока. Прибор устанавливается в самой верхней части осветительного столба и может обладать разной формой и рабочими параметрами. Они определяются местом монтажа линии освещения. Так, если нужно обустраивать иллюминации автомобильных дорог, понадобится установить мощное оборудование, поэтому его размер будет достаточно большим. При освещении парков отдыха, скверов или открытых площадей основной акцент ставится на декоративность осветительных приборов.
Нередко столбы с лампами предназначаются не только для обеспечения улиц светом, но и фиксации различных коммуникационных проводов и линий электропередач. Расстояние между ними увеличивается в соответствии с установленными нормами.
Организация и порядок выполнения работ
На первый взгляд может показаться, что работы по установке столбов с фонарями не требуют больших усилий. У многих создается впечатление, что достаточно применить кран, поднять им опоры и закрепить их в заранее проделанных скважинах, но на практике ситуация выглядит иначе.
Существует масса норм и технологических карт, по которым выполняется монтаж опор.
Использование технологической карты
Самая распространенная технологическая карта предназначена для установки и демонтажа опор и других подобных конструкций с помощью краново-буровой машины «BOSCHUNG DELPHI S-111».
С помощью бурильной установки проделывается скважина, после чего туда фиксируется столб. При демонтаже опоры из земли применяется аналогичная техника.
Если технологическая карта адаптирована к отдельной строительной площадке, следует определить объем работ, провести расчеты и составить приблизительный график. С помощью карты можно организовать автоматизированное рабочее место для специалистов, которые будут участвовать в строительном процессе.
Монтаж опор
Перед тем как приступить к монтажу опор освещения, нужно реализовать несколько подготовительных действий:
- С учетом Правил о договорах подряда на проведение строительных работ подготавливаются нужные документы.
- После этого происходит согласование графиков поставки исходного сырья и техники. На этом этапе учитывается последовательность монтажных работ, которые будут выполняться на строительной площадке.
- Согласно СНиПу, необходимо предусмотреть все требования противопожарной безопасности.
- На последнем этапе осуществляется разработка проекта и подготовка документации для инженеров и бригадиров.
В случае если подключение уличных светильников осуществляется на проезжей части или загородной автомобильной магистрали, нужно разработать проект по организации движения автомобилей. Перед монтажом фонарных столбов проводится геодезическая разбивка осей трассы.
В конце происходит составление акта со всеми сопутствующими документами и технологической картой.
Демонтаж опор освещения
Необходимость извлечения опоры уличного освещения возникает в случае повреждения конструкции или изменения технологической карты. Подобный процесс требует повышенного внимания и осторожности, а в его выполнении принимают участие специалисты. Изначально они проводят обследование линий напряжения, определяют состояние столбов и определяют план действий.
Для демонтажа опор мастерам нужно обладать навыками промышленного альпинизма и применять автомобильный кран.
Технология демонтажа определяется способом крепления столба освещения. Сегодня применяются такие варианты фиксации: сварка, крюки, специальные крепежные элементы. Порой удается осуществить демонтаж своими усилиями, но в основном приходится задействовать профессиональную технику. Но независимо от специфики крепления, работы по демонтажу столбов осуществляются на большой высоте и требуют особой ответственности.
Демонтаж проводится после отключения проводов и состоит из следующих этапов:
- Предварительная оценка участка и состояния столбов.
- Создание плана действий по демонтажу.
- Задействование специальной техники и оборудования.
- Снятие электрических проводов.
- Демонтаж опоры и фундамента (если он имеется).
- Установка нового столба или засыпка углубления.
- Вывоз образованного в процессе демонтажа мусора на свалку.
Обязательные требования для проведения работ
Установка опор наружного освещения осуществляется с учетом установленных требований и правил.
В первую очередь нужно позаботиться о всей требуемой документации и разрешениях. Для повышения надежности крепления фланцев применяются корончатые гайки со шплинтом. Сам столб обрабатывается защитной краской или грунтовкой, а при монтаже в мягкую почву дополнительно усиливается песчано-щебеночной подушкой.
Если учесть такие нормы, процесс установки опор будет максимально качественным и результативным.
Источник: tokzamer.ru
Монтаж опор освещения: разбираемся с установкой, изучая технологическую карту
Тема сегодняшней статьи – опоры освещения и схема установки. Статья носит ознакомительный характер, так как подобными работами занимаются только подготовленные специалисты, используя необходимое профессиональное оборудование.
Такая задача непосильна для выполнения своими руками. Но подобная информация может пригодиться многим, кто любит знать обо всем, к тому же при установке опор освещения на вашем придомовом участке, вы для себя сможете оценить точность и правильность выполнения работ.
Организация и порядок выполнения работ
Со стороны может показаться, что задача, в принципе, пустяковая – поднял краном столбы, поставил в скважины, забетонировал и готово. Но это только внешнее, обманчивое впечатление у нас – дилетантов.
На самом деле по этому вопросу разработаны СНиПы и технологические карты. По одной из них мы и отправимся сегодня в путешествие.
Область применения ТК
Технологическая карта, которую мы будем разбирать, разработана под монтаж и демонтаж опор уличного освещения и прочих конструкций, имеющих аналогичное строение, при помощи крано-бурового агрегата «BOSHUNG DELPHI S-111», оборудованного мачтовым перестановочным устройством типа Р65/С.
Справка! Подобные агрегаты устанавливаются на колесную платформу для самостоятельного передвижения. У нас в России распространены шасси на базе автомобиля «КАМАЗ».
- Использование такой техники позволяет бурить скважины, устанавливать в них опоры, а также их извлекать при демонтаже.
- В случаях, когда технологическая карта привязывается к условиям определенной строительной площадки, необходимо уточнить объем работ, выполнить калькуляцию затрат труда, технико-экономических показателей и график выполнения работ.
- Карта предназначена для организации автоматизированного рабочего места для технологов, подрядчиков и заказчиков строительного производства.
Монтаж опор
Далее идет инструкция по порядку выполнения работ и требования к ним.
Прежде чем монтажники приступят к установке опор освещения, на строительной площадке должны быть выполнены следующие подготовительные мероприятия:
- Согласно Правилам о договорах подряда на выполнение капитального строительства, должна быть получена вся рабочая документация в определенные сроки.
- Далее согласуются графики поставки материалов, изделий и оборудования. При этом берется в расчет технологическая последовательность работ, которые будут выполняться на стройплощадке.
- Согласно СНиП 3.01.01-85* и СНиП 12-03-2001 должны быть соблюдены все требования по противопожарной безопасности, охране окружающей среды и труда.
- Далее разрабатывается проект и вся рабочая документация, с которой ознакамливаются бригадиры и инженерно-технические работники.
Если планируется, что работы будут выполняться на действующей проезжей части улицы или загородной магистрали, из-за чего может быть затруднено свободное движение транспортных средств, то в обязательном порядке разрабатывается проект по организации дорожного движения на время выполнения работ.
Перед тем, как приступать к работам, выполняется геодезическая разбивка осей трассы, по которой пройдут линии освещения для надежного закрепления опор. По итогу составляется акт, к которому прилагается схема с расположением знаков разбивки, а также все необходимые данные по привязке к высотной и базисной линии опорной сети.
Место под каждую скважину проходит инструментальную проверку положения осей опор и поверхности земли, после чего можно приступать к бурению.
Происходит это в следующей последовательности:
- Установка приводится в рабочее положение, с размещением бура над разметочным контрольным колышком;
- Затем производится бурение с откидыванием грунта;
- По достижении нужной глубины, бур извлекается из скважины;
- Далее установка переводится в положение для транспортировки и перемещается к следующей точке.
После начинается этап установки опор в скважины. При этом руководствуются требованиями СНиПов 3.03.01 – 87 и 3.05.06 – 85.
Для этих целей используется тот же агрегат, что и для бурения скважин, который имеет максимальную грузоподъемность в 3 т. 400 кг. Высота подъема крюка должная составлять 6м 2 см. Вот схема, на которой показана зависимость грузоподъемности от вылета крана.
Подъемный механизм Р65/С имеет две пары держателей опор для переноски столбов. Перед началом установки весь задействованный персонал должен быть ознакомлен с инструкцией по монтажу опор с применением этой установки. Все нужные данные имеются в руководстве укладчика столбов под Р65/С.
Процесс установки происходит следующим образом:
- Установка подъезжает к намеченной скважине и занимает рабочее положение, выдвигая все четыре опоры;
- Подбираются съемные грузозахватные приспособления;
- Если требуется закрепить оттяжки, необходимо выполнить осмотр и строповку опоры;
- После этого подается сигнал оператору, управляющему краном – визуально или по рации;
- Оператор, манипулируя агрегатом, выполняет перемещение опоры, поднимая, опуская и совершая поворот стрелы при необходимости;
- Затем делается расстроповка опор, оттяжки отцепляются.
Для того чтобы переместить опору, она стропится с помощью кольцевого стропа немного выше центра ее тяжести.
Монтажник, принимающий опору, должен находиться у скважины и направлять ее. К данной работе также предъявляются определенные требования, чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности.
Выполняется она в следующей последовательности:
- Под руководством лица, который отвечает за безопасность на строительной площадке, в строго определенном месте устанавливается подъемник. В соответствии с технологической картой, по периметру вокруг него устанавливается разметка для обозначения зоны опасности.
Интересно знать! Если в опасную зону попадают дома с оконными проемами, то все они заколачиваются прочными щитами. Если работы производятся та территории автотрассы или городской проезжей части, на границах зоны опасности устанавливаются соответствующие дорожные знаки.
- Далее монтажники делают подбор съемных грузозахватных приспособлений в соответствии с массой опоры и типом ее перемещения. Они проверяют исправность данных приспособлений — для этого осматриваются клейма или бирки, на которых проставлены номера и даты испытаний грузоподъемности. Затем монтажники сверяются с фактической массой груза, готовящегося к перемещению.
- После всех подготовительных мероприятий, монтажник подает сигнал оператору, чтобы тот переместил стрелу крана для строповки.
- Далее выполняется сама строповка.
- Перед тем, как отдавать команду на перемещение, монтажник должен убедиться, что закрепление произведено надежно, на опоре отсутствуют незакрепленные детали, опора ни за что не сможет зацепиться при подъеме, и что вокруг отсутствуют посторонние люди.
- Монтажник отдает команду поднять опору на 30 сантиметров над землей и снова убеждается в правильности строповки опоры. Важно, чтобы все ветви стропа имели одинаковое натяжение.
- Далее он отходит от опоры на безопасное расстояние и сигнализирует оператору о перемещении опоры до места установки.
- Монтажник должен принять опору в месте установки на высоте, не превышающей 1 метр от уровня грунта. Немного подталкивает ее для ориентации согласно схеме установки, и старший монтажник отдает команду опустить ее еще ниже до уровня в 40 – 50 сантиметров.
- Убедившись, что ориентация выполнена правильно, отдается последняя команда на полное погружение опоры. При этом монтажник продолжает контролировать направление движения.
- Перед тем как убрать стропы опора надежно закрепляется.
- За счет чего обеспечивается надежность фиксации? Для этого требуется соблюсти установленную проектом глубину заделки, установить ригели, анкерные плиты и тщательно утрамбовать прилегающий грунт при его засыпке, послойно. После выполняется бетонирование.
Владельцы подъемной техники обязаны разработать надежные методы строповки грузов. Им должны быть обучены сотрудники, выполняющие монтаж.
Монтажникам и операторам выдается схема строповки, изображенная графически. Все работы производятся только в присутствии лица, ответственного за безопасность.
Что касается зоны опасности, то ее величина определяется согласно СНиП 12-03-2001 по следующей формуле: R = 0,5d + l + 3,5; где:
- R – радиус опасной зоны;
- d — Диаметр основания опоры;
- 3,5 – расстояние в метрах, на которое может отлететь падающий груз, при высоте срыва до 10 метров.
Демонтаж опор освещения
Конечно же, мы не можем обойти стороной процесс демонтажа осветительных опор. Данная операция производится при помощи гидравлического домкрата (корчевателя столбов) СР-89/2. На фото выше показан принцип захвата опоры и принцип установки устройства.
Для домкратов этого класса предъявляются следующие требования:
- Грузоподъемность — 10 тонн;
- Максимальное рабочее давление – 200 бар;
- Рабочий ход – 60 сантиметров;
- Высота вместе с опорой – 1 метр;
- Масса самого домкрата – 100 кг;
- Длина троса – 25-40 сантиметров.
Интересно знать! Трос под такие приспособления изготавливается из стали или полистирола. Стальной вариант делают кольцевым или крученным.
Извлечение опор происходит по следующей инструкции:
- Корчеватель требуется установить вертикально относительно столба. При этом опорная площадка должна располагаться максимально близко к столбу и опираться на грунт без уклона – при необходимости предварительно его поверхность выравнивают. Сектора для переноса столбов располагаются как можно ближе к грунту, чтобы хода домкрата хватило на подъем, штанга корчевателя должна полностью погрузиться в гнездо опорной площадки.
- С обратной стороны от столба устанавливается агрегат Р65/С и при помощи кольцевого стропа столб стропится по его центру тяжести.
- Домкрат соединяется с выходами гидравлических инструментов установки Р65/С при помощи специальных гидравлических шлангов.
- В основании опора обвязывается кольцом тросом, который крепится на секторах переноса.
- Оператор агрегата выполняет подъем корчевателем, при этом синхронно с ним поднимается стрела крана, чтобы удерживать столб на поднятой высоте. При этом монтажники следят за тем, чтобы домкрат не отклонился от вертикальной оси.
- Если у домкрата не хватило хода, чтобы полностью вытянуть столб из грунта, его трос отцепляется, он снова переводится в стартовое положение и процедура повторяется, и так до полной выемки опоры.
После того, как опора извлечена, монтажники отцепляют домкрат от столба, и кран переносит его на грунт или сразу грузит в автотранспорт.
Обязательные требования для проведения описанных работ
Как вы понимаете, персонал, осуществляющий все перечисленные манипуляции, должен быть подготовлен соответствующим образом. При этом ответственные лица должны обеспечить полное соблюдение норм и правил на строительной площадке. В этой главе мы перечислим основные требования, которые должны соблюдаться неукоснительно.
Требования по приемке выполненных работ
Прежде чем допустить установленную опору к эксплуатации необходимо убедиться в том, что все работы выполнены качественно.
По этому вопросу разработан ряд технологических требований:
- Все работы по устройству скважин, установке и извлечению опор под уличное освещение могут производиться только при наличии полного комплекта утвержденной документации.
- Контроль над качеством проведения работ должен осуществляться только специализированными службами, входящими в состав строительных организаций.
- Процесс производственного контроля состоит из нескольких частей: проверка документации (соответствие комплектности и достаточности технической информации); проверка самих опор под уличное освещение (проверка сертификатов соответствия, паспортов, а так же визуальный контроль опор на наличие дефектов); контроль рабочих процессов; приемка уже установленных опор.
- Все результаты проверок заносятся в специальный журнал.
- Что касается операционного контроля, то он состоит в том, чтобы окончательно убедиться в отсутствии дефектов, а также проверить правильность технологии монтажа. Результаты также заносятся в журнал, но уже производства работ.
По результатам проверки составляется акт по качеству выполненных работ.
Общие требования по безопасности и охране труда
Те, кто служил в армии, наверняка помнят такую присказку, стандартную у всех замполитов, что устав написан кровью. Так вот, данная мудрость относится не только к армейскому уставу, но и к любой технике безопасности, где цена – это человеческая жизнь.
За годы, пока человек налаживал свою промышленность и осваивал все новые методы организации труда — от ручного, до современного, роботизированного, случалось всякое, поэтому следование простым и четким требованиям сохраняет здоровье трудящегося.
Далее будет перечислен список общих требований по безопасности при проведении работ при монтаже и демонтаже опор уличного освещения:
- Чтобы обеспечить безопасный процесс эксплуатации задействованных при работах агрегатов, владельцы установки и руководители организаций, которые его эксплуатируют должны назначить следующих должностных лиц: инженерно-технический служащий для надзора за эксплуатацией установки; инженерно-технический служащий, контролирующий исправность агрегата; работник, отвечающий за безопасную работу с установкой и контролирующий стропальщиков.
- К описанным работам не могут быть допущены лица моложе 18-ти лет. Те, кто допущен, проходят обучение, и далее — аттестацию у квалифицированной комиссии. Работники проходят медицинское обследование и получают удостоверение, подтверждающее их право на выполнение монтажных работ.
- Все задействованные на объекте работники должны проходить инструктаж по безопасности труда и пожарной безопасности. Всего таких мероприятий насчитывается четыре: вводный; на рабочем месте, первичный; повторный; плановый.
- К монтажным работам допускается только исправная установка, прошедшая испытания и зарегистрированная. Если на грузозахватных приспособлениях отсутствуют бирки, свидетельствующие о прохождении испытаний, то они удаляются со стройплощадки.
- Если кто-то из работников не прошел по какой-либо причине инструктаж или не имеет соответствующей квалификации, то к работе установке они допущены быть не могут.
- Оператор установки должен понимать условную сигнализацию. При этом он должен знать массу поднимаемого груза, чтобы сопоставить ее с возможной грузоподъемностью агрегата.
- Используемый агрегат должен оснащаться табличкой, в которой указываются грузоподъемность, регистрационный номер и дата следующего технического осмотра.
- Чтобы избежать несчастный случаев, действия монтажников и оператора установки должны быть согласованны.
- Прежде чем приступать к подъему груза, оператор должен убедиться в исправности агрегата и грузоподъемных захватов и стропов.
- Нельзя превышать максимальную грузоподъемность установки.
- В инструкции от производителя имеются данные о максимальной силе ветра, при которой разрешается выполнять работы. Также запрещено выполнять работы в сильный снегопад, туман, дождь и любой другой ситуации, когда оператор не в состоянии различить подаваемые ему сигналы от монтажников и разглядеть груз.
- Следует принять меры по предотвращению опрокидывания установки или ее произвольного перемещения под действием ветра или если она располагается на уклоне.
- Предварительно устанавливается порядок обмена сообщениями посредством сигнализации между монтажниками и оператором.
Эксплуатирующие установку организации совместно с ее владельцами обязаны:
- Разработать технологические карты, проекты производства работ и проект организации дорожного движения (при необходимости).
- Ознакомить с данными документами все лица, ответственные за безопасность проведения работ, под расписку.
- Предоставить исправные грузозахватные приспособления, прошедшие необходимую проверку, которые будут соответствовать характеру и массе перемещаемого груза. Помимо этого каждому работнику выдаются отличительные знаки.
- Вывесить на строительной площадке список, в котором будут указаны список грузов для перемещения и их масса. Операторы и монтажники получают копии данного списка на руки.
- Обеспечить проверку подъемной установки на максимальную грузоподъемность в сроки, установленные руководством по эксплуатации.
- Установить порядок пломбирования агрегата, а также сигнализации между оператором и монтажниками.
Также они обязаны убедиться в выполнении следующих правил:
- К месту работ по перемещению опор освещение не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к работе.
- Если во время работы возникла необходимость выполнить осмотр или ремонт конструкции подъемной установки, то перед этим обязательно глушится двигатель автомобиля.
- Все работы на установке должны выполняться в соответствии с проектом выполнения работ, а именно: параметры агрегата по вылету, грузоподъемности и высоте; обеспечение безопасного расстояния от действующих воздушных сетей электропередачи, мест передвижения пешеходов и автотранспорта, строений и мест складирования стройматериалов; соблюсти установку и работу установки рядом с откосами выемок; составить перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение способа строповки.
- Лица ответственные за безопасность работ агрегата, монтажники (электролинейщики) и операторы (машинисты) под расписку ознакамливаются с проектом проведения работ.
- Запрещена выгрузка опор, а также их опускание в кузов автомашины, если в нем находятся люди.
- Во время разгрузки/погрузки у подъемного механизма должны быть установлены все выносные опоры. Если агрегат располагается на мягкой почве, то необходимо под опоры уложить прочные подкладки большей площади.
- Оператор обязан следить за тем, чтобы при разгрузке/погрузке автомашины не нарушалось ее равновесие.
- Во время перемещения опор под ними не должно никого находиться. Возле поднятого груза может находиться монтажник, но только до тех пор, пока высота не превысит 1-го метра.
- Строповка выполняется надежно согласно с утвержденными схемами строповки. Стробы выбираются, исходя из массы и габаритов груза, при этом нужно, чтобы угол между ними не был больше 90 градусов.
- Если требуется опору переместить горизонтально, то предварительно она должная быть поднята на высоту 50 сантиметров от всех окружающих ее предметов, за которые она может зацепиться.
- В пределах перемещения опоры не должны находиться люди.
- Во время перерывов в работе, а также после ее окончания не допускается оставление груза в подвешенном состоянии.
- В начале подъема груз поднимается на высоту в 20-30 сантиметров, чтобы иметь возможность убедиться в правильности строповки.
- Если подъем осуществляется в непосредственной близи от зданий и прочих объектов, запрещается нахождение монтажников между ними и грузом.
При работе подъемной установки запрещено:
- Пребывание людей рядом с установкой;
- Начинать перемещение опоры, ели неправильно рассчитан центр тяжести и она находится в неустойчивом положении;
- Начинать подъем, если опора присыпана грунтом, заложена прочими грузами или примерзла к земле;
- Протягивать опору по земле;
- Пытаться оттягивать опоры в подвешенном состоянии – для ее разворота применяются оттяжки и крючья соответствующего размера;
- Приступать к работе, если неисправны тормоза или приборы безопасности;
- Запускать установку, если на ней находятся посторонние люди.
Согласитесь, перечень требований не маленький, и это при том, что мы не перечисляли требований по пожарной и экологической безопасности. Именно поэтому монтаж опоры освещения должен выполняться только работниками, прошедшими специальную подготовку.
Если вы желаете увидеть, как проходит данный процесс воочию, то можете просмотреть видео, которое мы для вас подобрали.
Источник: elektrik-a.su