13 августа 2021 года было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315, которое вносит изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации.
Изменения призваны снизить объёмы незавершённого строительства, в том числе в рамках реализации нацпроектов, не допустить расторжения контрактов ввиду существенного увеличения цен на строительные ресурсы.
Государственные и муниципальные заказчики получают возможность вносить изменения в государственные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенные в соответствии с законом № 44-ФЗ, в том числе в части срока исполнения и цены контракта.
Чтобы внести существенные изменения в условия контракта, заказчику и подрядчику потребуется заключить дополнительное соглашение к контракту на основании направленных заказчику предложений подрядчика.
Ужин негодяев№192 /Трагедия Сирии Турции/Летняя резина на льду/100млн Докуспаре/ Налоги и проверки
Распределять выделенные бюджетные средства согласно направлениям деятельности будут главные распорядители. В постановлении учтены различные их категории. Действие постановления распространяется на контракты, заключенные до 1 июля 2021 года.
Изменить цену контракта на сумму, превышающую стоимость объекта капитального строительства, можно лишь после принятия решения Правительства об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства.
Обоснование изменения цены контракта будет осуществляться в порядке, установленном Минстроем России (Приказ Минстроя РФ от 21 июля 2021 г. № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр»). В данный момент приказ проходит регистрацию в Минюсте.
Для контрактов, предусмотрены три алгоритма расчёта (таблица 1).
Таблица 1. Алгоритмы расчёта контрактов различной стоимости
Стоимость контракта
Особенности
Не более 30 млн рублей
Расчет оформляется в разрезе строительных ресурсов, суммарная стоимость которых с учетом объема поставки по контракту в целом (как приобретенных, так и тех, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком) составляет не менее 80 процентов от общей стоимости всего объема таких строительных ресурсов, необходимых для исполнения контракта, закупка которых еще не была произведена подрядчиком, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, и ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели значительное изменение.
Определение перечня ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования осуществляется на основании сметной документации в базисном уровне цен, получившей положительное заключение органов экспертизы и использованной при формировании начальной (максимальной) цены контракта, или на основании информации о текущей стоимости строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, предусмотренных условиями контракта, и использованной при формировании сметы контракта.
Как повысить прибыль, сокращая операционные расходы
Для подтверждения ценовых показателей таких ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования представляются обосновывающие документы, содержащие информацию о цене таких строительных материалов и (или) оборудования, действующей на дату заключения действующего контракта, а также на дату проведения расчета. При этом под датой проведения расчета понимается дата предоставления расчетных и обосновывающих документов подрядчиком заказчику.
Ценовые показатели ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, используемые для проведения расчета, определяются по наиболее экономичному варианту, определенному на основании ценовых показателей строительных материалов и (или) оборудования в представленных обосновывающих документах.
При выполнении расчета стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта, и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов), в уровне цен на дату заключения контракта определяется путем применения к их ценовым показателям в уровне цен на дату утверждения проектной документации, учтенных в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта, индексов цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемые Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода, и индексы-дефляторы Министерства экономического развития РФ по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», принятых при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам расчета определяется разница между стоимостью ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, ценовые показатели которых по данным подрядчика претерпели изменение, принятой при формировании сметы контракта (в уровне цен на дату заключения контракта), и стоимостью ценообразующих материалов и (или) оборудования поставки подрядчика, стоимость которых уточнена в процессе исполнения контракта в связи с выявленным существенным изменением стоимости строительных материалов и (или) оборудования (в уровне цен на период проведения Расчета).
Сдоп = Сц.м.контракт — Сц.м.нмцк, где:
Сдоп: величина возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта.
Сц.м.нмцк: стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, определенная в уровне цен на дату заключения контракта.
Сц.м.контракт: стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Новая цена контракта определяется как сумма цены работ по действующей смете контракта и величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта, по формуле: Сн.цена = Ссущ.смета + Сдоп, где:
Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ссущ.смета: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Сдоп: величина возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта. Величина изменения стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования (Сдоп) распределяется пропорционально на остаток выполняемых работ по каждой позиции сметы контракта. Распределение осуществляется путем умножения цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент увеличения стоимости работ (Кув), определяемый по формуле: Кув = 1+ (Сдоп / Сост) где: Сост: цена остатков работ по смете контракта на дату корректировки сметы контракта.
От 30 до 100 млн рублей
Используется коэффициент корректировки цены контракта, рассчитанный на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем РФ.
Сн.цена = Свып.р + (Ссущ.ц — Свып.р) х Ккор + Сдоп, где:
Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта.
Свып.р: цена выполненных работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта. По решению заказчика стоимость работ, принятых после 1 января 2021 г., может не включаться в Свып.р.
Ссущ.ц: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта.
Ккор: коэффициент корректировки цены контракта, учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, рассчитываемый по формуле: Ккор = Цнов / (Цнмцк х Идеф).
Цнмцк: сметная стоимость всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, рассчитанная в уровне цен III квартала 2020 года с применением соответствующих индексов сметной стоимости строительства, размещенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ от 24 октября 2017 г. № 1470/пр, за исключением стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов).
Цнов: сметная стоимость всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, рассчитанная в уровне цен на дату выполнения Расчета с применением соответствующих индексов изменения сметной стоимости строительства, размещенных Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 октября 2017 г. № 1470/пр, действующих на дату выполнения Расчета, за исключением стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметнонормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов).
Идеф: индекс-дефлятор Министерства экономического развития РФ по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», рассчитываемый для периода с III квартала 2020 года по дату выполнения Расчета. Если для определения начальной (максимальной) цены контракта использовалась сметная документация, сформированная в уровне цен на дату утверждения проектной документации с учетом особенностей, установленных федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ особенностей ценообразования и сметного нормирования, а также с применением документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4740; 2019, № 26, ст. 3317, то для определения Цнов применяется порядок, аналогичный принятому в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта.
От 100 млн рублей и выше.
Алгоритм расчёта аналогичен приведённому выше. Дополнительно предусмотрена необходимость проведения проверки достоверности правильности определения сметной стоимости органами государственной экспертизы.
Сн.цена = Свып.р + Цост х Ктенд, где:
Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта.
Свып.р: цена выполненных работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта.
Цост: сметная стоимость не выполненных объемов работ в уровне цен исполнения контракта. Указанная стоимость определяется путем применения к сметной стоимости, определенной по результатам проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки сметной стоимости, индексов-дефляторов Министерства экономического развития РФ по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», принятых при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Ктенд: коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур.
Величина изменения стоимости не выполненных объемов работ распределяется пропорционально на остаток выполняемых работ по каждой позиции сметы контракта. Распределение осуществляется путем умножения цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент увеличения стоимости работ (Кув), определяемый по формуле: Кув = (Сн.цена — Свып.р)/ (Ссущ.ц — Свып.р), где:
Ссущ.ц: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта. В случае установления особенностей ценообразования и сметного нормирования федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Сн.цена определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Если цена контракта не превышает 100 млн рублей, заказчик сможет принять решение о её корректировке в связи с существенным ростом цены строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчика, в отношении работ, выполненных после 1 января 2021 года (материалов и оборудования, закупленного после 1 января 2021 года), на величину, не превышающую 30% цены контракта. Вносить изменения в сметную документацию, разработанную в составе проектной документации и проходить повторную экспертизу не потребуется.
Для контрактов стоимостью 100 млн рублей и более корректировать смету можно будет лишь после проведения повторной государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости по формуле, приведенной в приказе, а также определением коэффициента увеличения стоимости работ.
Также постановлением утвержден перечень заказчиков, которые могут внести изменения в контракты в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи Закона № 44-ФЗ. Список состоит из 39 пунктов.
Полный текст постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 приведён на сайте правовой информации.
О последние изменения в закупках в сфере проектирования и строительства вы сможете узнать на курсе повышения квалификации: «Договоры в строительстве: правовое регулирование и арбитражная практика».
Источник: www.fcaudit.ru
Увеличение стоимости работ в строительном подряде (по независящим от подрядчика причинам)
Давние размышления и недавние темы на zakon.ru (данный блог, данное обсуждение) побудили обсудить соотношение п. 3 ст. 743 ГК и п. 3 ст. 744 ГК.
Как известно, цена договора подряда (цена работы, смета) может быть приблизительной или твердой, коей по общему правилу и является (п. 3 ст. 709 ГК). И в зависимости от того, какой она считается, регулируются и все правовые последствия с ней связанные (п. 5 и п. 6 ст.
709 ГК, соответственно).
Для строительного подряда общие положения о подряде применяются, если иное не установлено правилами ГК о строительном подряде (п. 2 ст. 702 ГК). И правила такие есть.
Тут, правда, такой момент, что на практике работы, указанные в технической документации не всегда совпадают с работами, указанными в смете. Но это уже другой вопрос, так что будем считать, что у нас работы и там, и там совпадают (по объему, содержанию и т.п.).
И вот, собственно, предмет обсуждения: иногда возникают такие ситуации, когда «по независящим от подрядчика причинам [фактическая] стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 %» (п. 3 ст. 744 ГК). И в этом случае подрядчик «вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК пересмотра сметы [заключения соглашения об изменении сметы, договора]».
При чем из буквального толкования п. 3 ст. 744 ГК – и post factum.
А вот в п. 3 ст. 743 ГК (спорной по отношению к п. 3 ст. 744 ГК) весьма строгий порядок: обнаружение увеличения стоимости строительства, сообщение заказчику, приостановка работ, выполнение (если могут быть выполнены). И при невыполнении подрядчиком обязанности сообщить заказчику и дождаться ответа подрядчик лишается права на оплату дополнительно выполненного (п.п. 3-5 ст.
743 ГК).
Исключение лишь одно – доказать «необходимость немедленных действий в интересах заказчика» (п. 4 ст. 743 ГК).
Но фактически-то речь идет в п. 3 ст. 743 ГК и п. 3 ст. 744 ГК об одном и том же – обнаружение увеличения стоимости работ по независящим от подрядчика причинам.
И словосочетание «дополнительные работы» не должно вас смущать, так как практика толкует и как буквально «дополнительные работы», и как «дополнительный объем/объемы работ», и как «дополнительные материалы для работ».
Судебная практика относит дополнительные объемы предусмотренных договором подряда работ к дополнительным работам (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2014 по делу № А43-10195/2013, ФАС Московского округа от 02.12.2010 по делу № А40-39505/10-63-337, ФАС Центрального округа от 28.05.2010 по делу № А08-787/2007-5-12). Тем же подходом суды руководствуются при оценке увеличения количества предусмотренного договором материала, использованного при строительстве (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 31.08.2010 по делу № А51-22603/2009, ФАС Поволжского округа от 17.12.2010 по делу № А12-5038/2010).
Получается: если подрядчик обнаруживает, что стоимость строительства превысится (по независящим от подрядчика причинам) — п. 3 ст. 743 ГК и строгий порядок дальнейших действий, а если подрядчик обнаруживает, что стоимость работ превысила (также по независящим от подрядчика причинам) смету не менее чем на 10 % — он вправе сразу идти с требованием об изменении сметы: причем и post factum, причем независимо от того сообщал ли подрядчик что-нибудь заказчику, была ли «необходимость немедленных действий в интересах заказчика» и т.п.
Странно как-то и нелогично. Усложняется еще тем, что внятного определения объему содержания понятий «дополнительные работы» (п. 3 ст. 743 ГК) и «стоимость работ» (п. 3 ст.
744 ГК) нет по сути.
Но фактически получается и в п. 3 ст. 743 ГК, и в п. 3 ст. 744 ГК речь об одном и том же (нюанс только в этом «не менее чем на 10 %»). Да и практика «дополнительные работы» пресекательно не толкует.
P.S. Кстати, вот смущает еще странность в п. 6 ст. 709 ГК, что расходы на выполнение работ отделены от «расходов на материалы, оборудование, на услуги, оказываемые третьими лицами». Что тут хотел сказать законодатель? На мой взгляд, из абз.
1 п. 6 ст. 709 ГК следует исключить это окончание «или необходимых для этого расходов», как лишь создающее лишнюю неопределенность.
Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России
new! Внешнеэкономические контракты
Деловые переговоры: правовые стратегии
Похожие материалы
Комментарии (60)
Анна, в одном случае речь идет о ситуации, в которой подрядчик пришел в поле, а там не только строить, но еще и ломать предварительно нужно. Вот это «ломать» нужно согласовать, т.е. обнаружил объем «ломать» — сообщение заказчику. С другой стороны этот пункт защищает заказчика от навязывания ненужных ему услуг, ну не нужна мне дорожка, увенчанная изумрудами, мне попроще бы.
В другом случае само строительство подорожало, например, потому что бакс скаканул, и подорожали запроектированные стройматериалы или необходимое именно для этой стройки оборудование, что в наших то условиях сплошь и рядом. Тута подрядчик вправе сразу идти с требованием об изменении сметы.
Нельзя абсолютно все риски сложить на подрядчика, ибо это уже будет не подряд, а продажа готового объекта. Но и права заказчика тоже нужно охранять. Вот законом баланс и установлен.
Владислав, Я-то понимаю что баланс.
Но давайте вернемся к ГК, меня именно соотношение норм интересует 🙂
П. 3 ст. 744 ГК — «по не зависящим от [подрядчика] причинам стоимость работ превысила смету». Тут — «стоимость работ» (по сути речь идет о фактической цене работ) включает в себя все возможные превышения (по не зависящим от подрядчика причинам): объемы потребовались, не учтенные проектной документацией, работы потребовались, не учтенные в проектной документации, дополнительные материалы потребовались, расходы на материалы, оборудование и услуги третьих лиц увеличились («бакс скаканул»). Иначе как еще толковать «стоимость работ»? 🙂
И тут не менее чем на 10 % превышение — иди сразу изменять смету.
П. 3 ст. 743 ГК — «обнаруживший . необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства». И тут строгий порядок при таком обнаружении (п.п. 3-5 ст. 743 ГК).
Вот если толковать здесь «дополнительные работы» пресекательно (т.е. строго не указанных в ПД работ, а не и требуемый повышенный объем указанных всё-таки в ПД работ, например), получается примерно так: если фактическая стоимость работ для подрядчика превысит смету на 10 %, может сразу идти изменять ее; превышение до 10 % в отношении не указанных в ПД работ — строгий порядок.
Но на практике, как мы видим, «дополнительные работы» никто так пресекательно не толкует. И получается так: если фактическая стоимость работ для подрядчика превысит смету на 10 %, может сразу идти изменять ее; превышение до 10 % в отношении не указанных в ПД работ, не указанного в ПД объема работ, не предусмотренной в ПД потребности в материалах и оборудовании (в том числе и в большем объеме) — строгий порядок.
Т.е. в п. 3 ст. 743 ГК не входит в «дополнительные работы» лишь возрастание стоимости материалов, оборудования и услуг третьих лиц («бакс скаканул»).
И получается весьма интересное соотношение 🙂
« Владислав, Я-то понимаю что баланс. Но давайте вернемся к ГК, меня именно соотношение норм интересует :)… »
Ключевое слово именно «баланс» и он в ГК – обе нормы однозначно возлагают почти все коммерческие риски именно на заказчика, но при этом эти нормы защищают заказчика от навязывания ему лишних дополнительных работ через обязательное согласование.
Для понимания этой области права необходимо также учитывать, что строительство это не сферический конь в вакууме, а реальный бизнес, и в нем присутствует два аспекта: смета вырастает всегда и в строительстве всегда заинтересованы нужные люди.
Дальше, чтоб стало понятно, используем универсальную формулу для расчета сметной стоимости строительства:
Стоимость работ = цена работ х объем работ
И согласно этой формуле
« П. 3 ст. 744 ГК — «по не зависящим от [подрядчика] причинам стоимость работ превысила смету». Тут — «стоимость работ» (по сути речь идет о фактической цене работ) »
П. 3 ст. 744 ГК – это именно цена, все. Причем в этой норме заложено еще и правило-исключение 10%, согласно которому риск незначительного повышения цены (до 10%) лежит подрядчике, а все что выше 10% – на заказчике.
П. 3 ст. 743 ГК – это именно объем работ, все. Обнаружил – согласуй, не согласовал – плати сам. Риск несогласования – на подрядчике, риск обнаружения – на заказчике.
При возникновении конфликтной ситуации суду для разрешения спора надлежит разрешить вопросы, что стало причиной увеличения сметной стоимости строительства: «стоимость (цена) работ превысила смету» или «необходимость проведения дополнительных работ». Необходимо также учитывать насколько выросла сметная стоимость строительства и имеются ли допустимые доказательства согласования.
— Если цена выросла больше чем на 10%, то обязать заказчика оплатить (заключить доп.соглашение об изменении сметы), ибо этот риск на заказчике.
— Если цена выросла меньше чем на 10%, то возложить эти расходы на подрядчика, ибо этот риск на подрядчике.
— Если же были выполнены дополнительные работы, несогласованные с заказчиком, то возложить их на подрядчика, ибо риск несогласования – на подрядчике.
— Если же были выполнены дополнительные работы и представлены допустимые доказательства согласования, то возложить их стоимость на заказчика, ибо риск увеличения сметы из-за увеличения объема – на заказчике.
В итоге из двух норм вытекает четыре возможных решения. Но если суды будут строго руководствоваться этим алгоритмом, то у них не будет возможности принимать «нужные» решения для «нужных» людей (см. второй аспект). Именно поэтому возникает практика.
С практикой все обстоит еще проще, ибо есть адепты пресловутой «свободы договора» и их огромное желание перетянуть на себя центр принятия решения, создать свой механизм получения на «законном» основании чужой собственности, примазаться к денежным потокам. Кому удается возвести в закон свои собственные интересы, тот действует легально и не прибегает к насилию.
Поэтому практика в эпоху пресловутой «свободы договора» по определению не может соответствовать букве и духу закона, а лишь выражает финансовые интересы нужных людей, а также арбитра и (или) его компетентность.
Сейчас адепты пресловутой «свободы договора» начнут кидать в меня камни, что типа есть еще процессуальные основы, бремя доказывания и оценка доказательств судом по своему усмотрению. Ну что ж, свежесть бывает только одна, а доказательства либо есть, либо их нет (недопустимые доказательства). Если у суда есть сомнения, что подрядчик согласовывал с заказчиком что-либо, то для выяснения всех обстоятельств у суда есть право и суду необходимо запросить дополнительные доказательства, а не подлавливать сторону спора. Состязательность и свобода – это конечно хорошо, но обществу нужно не выяснение чей адвокат круче, а укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обществу нужны четкие и прозрачные правила. В данном случае такие правила есть, но, увы, не всегда соблюдаются.
Источник: zakon.ru
Увеличиваем расходы
Задача увеличить расходы, не привлекающие внимание проверяющих, ставится почти перед каждым главным бухгалтером. И ее решение вполне возможно при нашем неоднозначно трактуемом законодательстве. Поэтому перед тем как отправиться в отпуск, еще раз проанализируйте реальные расходные возможности вашей компании.
Рост за счет «правильных» документов
Наибольшее число расходных операций, которые подвергают сомнению проверяющие, связаны с работами и услугами. Существует несколько взглядов на то, какие документы могут быть приняты в подтверждение оказанных услуг (выполненных работ).
1-й вариант
По мнению налоговиков, наличие акта оказанных услуг (выполненных работ) достаточно для подтверждения реальности понесенных расходов на оплату единовременных услуг (по управлению, консультационных услуг и т.п.).
В большинстве случаев суды придерживаются такой же точки зрения (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2006 г. по делу № Ф04-7676/2006(28479-А27-40), ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2006 г. по делу № А43-44279/2005-35-1292 и др.).
- видов услуг (работ);
- времени их выполнения или периодичности;
- отделов и (или) структурных подразделений, задействованных при реализации заключенного договора;
- состава работников, ответственных за реализацию договора;
- протоколов, переписки сотрудников и т.п.
Законодательство не обязывает компании составлять такие отчеты. Однако если сумма расходов, отражаемых в налоговой базе, существенна, предприятие-заказчик услуг (работ) само заинтересовано в том, чтобы иметь полное представление о действиях, совершаемых исполнителем, и полноценных ответах на предполагаемые вопросы проверяющих.
В итоге отчеты о проделанной работе могут иметь разные формулировки. Например, результатом оказания юридических услуг будет служить правовое заключение, проведения ремонтных работ – гарантийные обязательства по проделанной работе и т.д.
2-й вариант
Если организация или индивидуальный предприниматель оказывают услуги за наличный расчет, они обязаны применять контрольно-кассовую технику или соответствующие бланки строгой отчетности (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ). Акты в этом случае не требуются.
Квитанции установленной формы, кассовые и товарные чеки, счета на оплату, квитанции о приеме почтовых отправлений также считаются документами, служащими подтверждением в целях налогообложения прибыли (письма Минфина от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404, от 03.04.2007 г. № 03-03-06/1/209). При этом факт несения соответствующих расходов не может подтверждаться авансовыми отчетами и актами, составленными организацией в одностороннем порядке.
3-й вариант
Для документального подтверждения регулярно оказываемых услуг не требуется ежемесячных актов. Так, в письме Минфина от 16.04.2009 г. № 03-03-06/1/247 говорится, что подтверждающие документы расходов на услуги связи, оказываемые в течение длительного срока, могут составляться по окончании действия договора или в конце года. Поскольку Налоговым кодексом не установлен отдельный порядок признания расходов на услуги связи, ежемесячное составление такого акта не является обязательным для документального подтверждения расходов.
4-й вариант
Наличие ежемесячного или ежеквартального акта – еще не панацея от претензий налоговиков, что наглядно подтверждает письмо Минфина от 05.04.2005 г. № 03-03-01-04/1/170. Согласно ему, если в акте, составляемом по итогам квартала, нельзя отразить фактическое исполнение указанных в договоре обязательств в течение квартала, то осуществляемые на основании этого акта затраты организации не могут быть признаны как отвечающие условиям документальной подтвержденности.
Подобная ситуация может возникнуть при исполнении договоров, которые заключаются, например, между организацией оптовой торговли и крупными сетями продуктовых магазинов на оказание услуг, направленных на продвижение товаров. На основании этих договоров исполнитель обязан обеспечивать присутствие товаров заказчика в согласованном ассортименте и с определенной долей выкладки во всех своих магазинах, а также их минимальный запас в каждой точке. Поскольку текущий ежедневный контроль в акте, конечно, никто не отражает, такие расходы налоговики решили не учитывать в налоговой базе.
5-й вариант
Некоторые расходы по оказанию услуг предприятия оформляют товарно-транспортной накладной или поручением экспедитору в электронном виде.
В отношении ТТН налоговики всегда были очень щепетильны (к примеру, письмо УФНС по г. Москве от 24.11.2006 г. № 20-12/104890). Так, если организация торговли транспортные услуги поставщика по доставке до станции назначения товаров принимает на основании одной только накладной поставщика, в которой услуги по перевозке не включены в стоимость товара, а выделены отдельной строкой, то их учитывают в целях налогообложения прибыли только при наличии транспортных железнодорожных накладных, подтверждающих услугу по транспортировке. Напомним, что транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: оригинала накладной (выдается перевозчиком грузополучателю), дорожной ведомости (составляется для перевозчика и участников перевозочного процесса), корешка дорожной ведомости (остается у перевозчика), квитанции о приеме груза (остается у грузоотправителя). Если же перевозка грузов осуществляется автомобильным транспортом, то, кроме отчета или акта выполненных работ, обязательно наличие ТТН по форме №1-Т.
А вот в отношении поручения экспедитору, оформленному в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ, из Минфина был получен одобрительный ответ (письмо от 19.05.2006 г. № 02-14-13/1297). При этом порядок оформления и условия представления поручений экспедитору в электронном виде должны быть предусмотрены договором транспортной экспедиции.
Обоснование необходимости расхода
В налоговом законодательстве понятие экономической целесообразности до сих пор отсутствует, а порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, конечно же, не регулируются. Поэтому и обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата только субъективно. Общепринято, что главным обоснованием понесенных расходов на сегодня может быть только предпринимательский риск и право единоличной оценки их целесообразности, а также необходимости и величины для данного предприятия.
На практике же налоговый орган не пытается опровергнуть те или иные расходы, он их просто не принимает, а предприятие вынуждено подтверждать и обосновывать расходы уже не для себя, а для оправдания перед проверяющими.
Как же преуспеть в правдоподобности объяснений и защитить свои расходы?
Свидетельства необходимости
Логика достаточно проста: если на предприятии есть имущество, значит, оно должно быть задействовано в производственном, административном, вспомогательном процессе, то же касается и приобретаемых работ и услуг. О необходимости того или иного ОС свидетельствуют следующие факты:
1) начисляется оплата труда или компенсация по тому или иному направлению, процессу. Например, если есть автомобиль, то мало отразить его на счете 01 «Основные средства» и списывать начисленную по нему амортизацию на счет 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы». За ним должен быть закреплен водитель или лицо, ответственное за его сохранность. Факт прикрепления может быть определен в распоряжении, приказе по предприятию, а также должностной инструкции (если даже им управляет, например, сам руководитель, который является таким же сотрудником предприятия, как и все остальные работники);
3) имеется связь расходов с технологией производства. К примеру, наличие различных видов средств практически круглосуточной связи предусматривается строительными нормами: радиосвязь применяется для контактов диспетчерского персонала с передвижными объектами (транспортными средствами, строительными механизмами и др.), а также если связь по проводам не может обеспечить необходимой оперативности руководства или применение ее в принципе нецелесообразно.
В любом случае расходы должны быть связаны с деятельностью предприятия, направленной на получение дохода, а не с самим фактом его извлечения. Другими словами, для экономического обоснования расходов совсем не важна их связь с какими-то конкретными доходами.
«У меня зазвонил телефон»
В расшифровках телефонных переговоров почти каждой организации можно увидеть, что сотрудники пользуются мобильной связью в выходные или праздничные дни, в вечернее или нерабочее время. В этом случае трудно отследить необходимость звонков работодателя или личную потребность работника. Многие налоговики считают, что использовать сотовый телефон в служебных целях можно только в рабочие дни и в рабочее время, порядок которых устанавливается в коллективном договоре или правилах внутреннего распорядка. Поэтому, чтобы инспекторы не причислили эти расходы к категории непроизводственных, очевидно, что с обоснованностью следует определиться заранее.
Например, денежные выплаты, установленные на предприятии в целях возмещения работникам понесенных затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, могут быть предусмотрены в локальном нормативном акте предприятия «Положение о социальных гарантиях, льготах и компенсациях». В Положении необходимо предусмотреть порядок начисления предоставленных гарантий и компенсационных выплат, производимых за счет средств работодателя, и ответственность работника.
Так, по мобильным телефонам на каждого работника администрация предприятия может завести специальный счет и резервировать определенную сумму денег для оплаты установленного работодателем объема потребляемых телефонных услуг. Возможен и другой вариант: сотрудники сами оплачивают счета, а организация компенсирует им потраченные суммы при выплате заработной платы.
Операция «Ы»
Если какие-либо хозяйственные операции, осуществляемые на предприятии, не вписываются в общепринятые рамки хозяйственной деятельности или не согласуются с обычной практикой деятельности компании, то также необходимо заранее предпринять соответствующие меры для экономического обоснования расходов по ним.
Экономическая оправданность расходов может быть условно увязана со следующими параметрами:
- издержки связаны с выполнением существенных условий договоров. Допустим, по договору компания должна обеспечить охрану проводимого ею мероприятия. И хотя профиль предприятия – организация праздников и концертов, а не охрана, оно будет вынуждено нести такие расходы;
- затраты направлены на сохранность ранее полученных доходов. Например, предприятие может заказать аудиторские услуги, которые подтвердят правильность формирования прибыльной отчетности и минимизируют риски штрафных санкций;
- расходы направлены на предотвращение уменьшения имущества. В этих целях может проводиться дорогостоящий капитальный, а не косметический ремонт имущества, находящегося на балансе или взятого в аренду;
- затраты связаны с экономией средств, которая достижима путем заказа, например, консультационных или маркетинговых услуг: консультационный договор может дать квалифицированное заключение по конкретной сделке, маркетинговый договор – обзор-заключение по рынку покупаемых или продаваемых товаров и услуг;
- расходы направлены на снижение риска потерь или связаны с избежанием убытков и т.д.
Если вашему предприятию все-таки хотят доначислить налог в связи с неоправданностью понесенных затрат, то можно потребовать признать необоснованное получение прибыли и у поставщика этих товаров (работ, услуг). Если сделка изначально прозрачна, то при отсутст вии явно необоснованных затрат это вполне естественно: одно предприятие уменьшает платежи в бюджет, другое в этот же период увеличивает.
Добавка
Рассмотрим еще несколько примеров, которые помогут увеличить или, по крайней мере, сохранить расходы компании:
Б. Анализ общедоступных информационных писем Минфина и ФНС по вопросам администрирования налога на прибыль позволяет сделать вывод, что организация не обязана получать доход от осуществления расхода в размере, его превышающем. Например, из норм НК РФ совсем не очевидна правомерность выводов об экономической необоснованности расходов, если в результате их осуществления организация получила убыток (письмо ФНС от 27.04.2007 г. № ММ-6-02/356).
В. Если нормы в отношении каких-либо расходов в целях налогообложения прибыли не установлены, придумывать их не обязательно. Так, если предприятие не относится к Минтрансу РФ, то оно не обязано применять в учете и его распоряжение от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»». При этом следует помнить, что публикуемые в информационно-поисковых системах письма Минфина не всегда содержат сами вопросы, которые могли бы позволить достоверно понять полученный от чиновников ответ. Так, в письме от 14.01.2009 г. № 03-03-06/1/6 специалисты Минфина рекомендовали при определении норм расхода топлива для автомобилей, в отношении которых такие нормы не утверждены, руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) дополнительной информацией, предоставляемой изготовителем ТС.
Г. Если операция не подпадает под действие одной статьи, положения налогового законодательства, следует пробовать подвести его под другие. Такой подход демонстрирует, например, письмо Минфина от 22.08.2007 г. № 03-03-06/4/115, в котором рассматривается ситуация, которая может иметь место на любом предприятии (см. Пример).
В организации имеется должность бухгалтера по расчету налога на добавленную стоимость. В период сдачи квартальной отчетности специалист по НДС отсутствовал. В результате отчетность по этому налогу согласился сформировать заместитель главного бухгалтера, в должностные обязанности которого не входит составление отчетности по НДС в случае отсутствия ответственного специалиста бухгалтерской службы. С заместителем главного бухгалтера был оформлен договор возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 21 статьи 255 НК РФ затраты на оплату труда работников, состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), не относятся к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли.
Следуя положениям письма Минфина от 22.08.2007 г. № 03-03-06/4/115, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на выплату сумм по гражданско-правовому договору, заключенному со штатным работником, ввиду их экономической обоснованности (необходимость сдачи квартальной отчетности) предприятием были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Источник: delo-press.ru