«1С:Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» реализовано на платформе «1С:Предприятие 8» и представляет собой многофункциональное отраслевое решение для ведения бухгалтерского и налогового учетов в организациях сельского хозяйства с любой системой налогообложения, включая подготовку регламентированной и специализированной отчетности.
Описание
«1С:Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» реализовано на платформе «1С:Предприятие 8» и представляет собой многофункциональное отраслевое решение для ведения бухгалтерского и налогового учетов в организациях сельского хозяйства с любой системой налогообложения, включая подготовку регламентированной и специализированной отчетности.
«1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой сельскохозяйственного предприятия, а именно:
- Учет животных и птицы на выращивании и откорме в двойном количественном измерении (головы и масса);
- Учет движения животных из группы в группу, перемещения с фермы на ферму, отражение получения приплода и привеса животных;
- Отчетность по движению животных в разрезе веса, стоимости, количества голов;
- Учёт затрат по содержанию и эксплуатации сельскохозяйственных машин и оборудования согласно рекомендациям Министерства сельского хозяйства РФ;
- Учёт путевых листов автомобилей, тракторов, грузовых машин с автоматическим расчётом ГСМ по норме;
- Регистрация выработки основных средств с начислением амортизации по нескольким параметрам;
- Отражение в бухгалтерском учёте операций реализации в счёт зарплаты;
- Учёт доходов и расходов по ЕСХН, отчётность по доходам и расходам для целей ЕСХН;
Использование решения позволяет:
Бухгалтерская отчетность в строительстве. Новые правила в 2022 году | Запись вебинара
Агрономам:
- вести учёт затрат и выпуск продукции до посевной площади (поля);
- вести учёт выполненных технологических операций (пахота, сев, внесение удобрений и пр.) до поля;
- вести учёт продаж сельскохозяйственной продукции в физическом и зачётном весе;
- распределять площади посева по культурам и подразделениям;
- видеть структуру посевных площадей и распределять её по культурам в целом;
- формировать географическую структуры посевных площадей;
- формировать специализированные отчёты.
Зоотехникам:
- вести расширенный учёт затрат по содержанию животных и птицы в разрезе половозростных групп животных;
- вести учёт массы поголовья продуктивного и рабочего скота на забалансовых счетах;
- формировать отчёты «Движение скота и птицы по ферме СП-51», «Отчёт о кормах»;
- вести учёт реализованных животных в головах.
Бухгалтеру по учету кадров и заработной платы:
- производить расчёт сдельной заработной платы;
- автоматически распределять фонд оплаты труда между исполнителями по КТУ в случае выполнения ручных работ группой работников;
- отражать в бухгалтерском учёте операции реализации в счёт зарплаты.
Бухгалтеру по учету аренды земли и имущества:
Пообъектный учет в строительстве. Практические инструменты для бухгалтеров
- вести взаиморасчёты в разрезе договоров, срока начисления и продукции, за которую начисляется арендная плата.
Бухгалтеру по учету транспорта и сельхозтехники:
- учитывать нефтепродукты в килограммах с применением коэффициента перерасчёта в литры;
- регистрировать выработку основных средств по следующим параметрам: машино-дни, машино-смены, отработанно часов, перевезено тонн, пробег общий, пробег с грузом, тонно-километры и т. д.;
- учитывать затраты на ремонт, движение топлива по каждой единице техники;
- вести учёт путевых листов с автоматическим расчётом расхода ГСМ по норме.
Автоматическое закрытие счетов затрат:
- возможность производить расчёт себестоимости продукции в бухгалтерском учёте, как помесячно, так и один раз в год;
- расчёт себестоимости итерационным способом при многочисленных встречных выпусках.
«1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» является дополнением к типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия 8» ред. 3.0 системы программ «1С: Предприятие 8» с сохранением всех типовых механизмов и возможностей данной конфигурации.
«1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой сельскохозяйственного предприятия, включая подготовку регламентированной и специализированной отчетности.
Программный продукт может эффективно использоваться на предприятиях различных типов: как у непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства, так и на предприятиях, занимающихся не только производством, но и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Функциональные возможности конфигурации:
Учет затрат в животноводстве:
- ведение расширенного учёта затрат по содержанию животных и птицы в разрезе половозростных групп
- животных;
- учёт массы поголовья продуктивного и рабочего скота на забалансовых счетах;
- специализированные печатные формы.
Учет затрат в растениеводстве:
- ведение учёта затрат и выпуска продукции до посевной площади (поля);
- учёт выполненных технологических операций (пахота, сев, внесение удобрений и пр.) до поля;
- вести учёт продаж сельскохозяйственной продукции в физическом и зачётном
- специализированные печатные формы.
Расчёт заработной платы (расчёт сдельной заработной платы):
- реализован расчёт сдельной заработной платы;
- для ручных работ, выполненных группой работников, реализована возможность автоматического распределения фонда оплаты труда между исполнителями по КТУ (коэффициент трудового участия).
Специализированные отчёты:
- «Отчет о движении скота и птицы по ферме СП-51»,
- «Отчет о кормах» в животноводстве
- «Структура посевных площадей» в растениеводстве.
Учёт аренды земельной доли физическим лицам:
- Взаиморасчёты ведутся в разрезе договоров, срока начисления и продукции, за которую начисляется арендная плата.
Учет торговых операций:
- Учёт продаж сельскохозяйственной продукции в физическом и зачётном весе;
- Учёт реализованных животных в голова.
Учёт затрат в автомобильном и тракторном парке:
- Учет нефтепродуктов в килограммах с применением коэффициента перерасчёта в литры;
- Учет выработки, затрат на ремонт, движение топлива по каждой единице техники;
- Ведение учёта путевых листов автомобилей и тракторов с автоматическим расчётом расхода ГСМ по норме.
Автоматическое закрытие счетов затрат:
- возможность производить расчёт себестоимости продукции в бухгалтерском учёте, как помесячно, так и один раз в год;
- расчёт себестоимости интерациональным способом при многочисленных встречных выпусках.
Возможность удалённой работы и контроля:
- удалённая работа с конфигурацией в режиме тонкого и веб-клиента;
- организация рабочих мест непосредственно в удалённых производственных подразделениях
Учет документов
Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов программы, соответствующих первичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Обеспечена работа с такими первичными отраслевыми документами как:
- «Выпуск продукции с поля»
- «Акт расхода семян и посадочного материала»
- «Акт об использовании удобрений»
- «Сортировка и сушка продукции растениеводства»
- «Реализация сельскохозяйственной продукции»
- «Приплод животных»
- «Привес животных»
- «Перевод животных»
- «Перемещение животных»
- «Перевод молодняка животных в основное стадо»
- «Перевод из основного стада в откорм»
- «Поступление животных и скота»
- «Оприходование животных»
- «Забой, падеж животных»
- «Реализация животных»
- «Путевой лист»
- «Учетный лист тракториста-машиниста»
- «Путевой лист трактора»
- «Перемещение топлива в баки»
- «Учетный лист труда и выполненных работ»
- «Сдельный наряд»
- «Реализация товаров в счет заработной платы»
- «Реализация товаров в счет заработной платы списку сотрудников»
- «Начисление арендной платы»
- «Выплата арендной платы»
Ведение учета деятельности нескольких организаций
Позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет хозяйственной деятельности нескольких организаций. Учет по каждой организации можно вести в отдельной информационной базе. В то же время конфигурация предоставляет возможность использовать единую информационную базу для ведения учета нескольких юридических лиц. Это удобно, если их хозяйственная деятельность тесно связана между собой: можно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников, складов (мест хранения) и т. д., а обязательную отчетность формировать раздельно.
Электронный документооборот
Программа «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» поддерживает юридически значимый электронный документооборот в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи») и форматами обмена электронными документами, утвержденными ФНС.
Специализированная отчетность
В решение «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» включены формы квартальной отчетности АПК:
- Бухгалтерский баланс (форма № 1),
- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2),
- Отчет о движении капитала (форма № 3),
- Отчет о движении денежных средств (форма № 4),
- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),
- Форма № 6-АПК. Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса.
В конфигурации поддерживаются следующие формы отчетности АПК:
- Форма № 8-АПК. Отчет о затратах на основное производство,
- Форма № 9-АПК. Производство и себестоимость продукции растениеводства,
- Форма № 10-АПК-село. Средства целевого финансирования,
- Форма № 10-АПК-регион. Средства целевого финансирования,
- Форма № 10-АПК-фермер. Средства целевого финансирования,
- Форма № 10-АПК-промышленность. Средства целевого финансирования,
- Форма № 10-АПК-обслуга. Средства целевого финансирования,
- Форма № 13-АПК. Производство и себестоимость продукции животноводства,
- Форма № 15-АПК. Наличие животных,
- Форма № 16-АПК. Баланс продукции,
- Форма № 17-АПК. Движение основных сельскохозяйственных машин и оборудования,
- Информация об оказании услуг (форма № 1-АПК_спр),
- Информация о результатах деятельности (форма № 1-АПК_спрК).
Актуальность форм отчетности АПК соответствует ежегодным приказам Министерства сельского хозяйства РФ об утверждении форм отчетности на очередной отчетный период.
Отправка отчетности через Интернет
В это приложение встроен функционал для работы с сервисом «1С-Отчетность», который позволяет отправлять регламентированную отчетность в контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и Росалкогольрегулирование через Интернет непосредственно из программ 1С:Предприятия без переключения на другие приложения и повторного заполнения форм.
Кроме сдачи электронной отчетности, сервис «1С-Отчетность» поддерживает:
Неформализованную переписку с ФНС, ПФР и Росстат;
Сверки с налоговой (запросы ИОН);
Сверки с ПФР (запросы ИОС);
Отправку реестров больничных листов в ФСС;
Получение требований и уведомлений;
Отправку электронных документов в ответ на требования ФНС;
Получение выписок ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
Возможность формирования пакетов с отчетностью в формате для банков и прочих получателей;
Ретроконверсию (процесс перевода ПФР бумажного архива в электронный вид;
Отправку уведомлений о контролируемых сделках;
Онлайн-проверку регламентированных отчетов
Пользователям всех версий, кроме базовых, для использования 1С-Отчетности необходимо наличие действующего договора 1С:ИТС.
Без дополнительной оплаты подключить сервис для одного юридического лица или ИП могут пользователи, заключившие договор 1С:ИТС уровня ПРОФ.
Для подключения к сервису «1С-Отчетность» обращайтесь к своей обслуживающей организации (партнеру фирмы «1С»).
Поддержка различных систем налогообложения
В программе для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей поддерживаются следующие системы налогообложения:
- общая система налогообложения (налог на прибыль для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ),
- упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ),
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).
Учет материально-производственных запасов
Учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и методическим указаниям по его применению. Поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:
- по средней себестоимости,
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Для поддержки способов оценки ФИФО на счетах учета материально-производственных запасов ведется партионный учет. Различные способы оценки могут применяться независимо для каждой организации. В бухгалтерском и налоговом учете организации способы оценки МПЗ совпадают.
Складской учет
По складам может вестись количественный или количественно-суммовой учет. В первом случае оценка товаров и материалов для целей бухгалтерского и налогового учета не зависит от того, с какого склада они получены. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости.
В информационной базе можно отразить результаты инвентаризации, автоматически сверяемые с данными учета. На основании инвентаризации отражается выявление излишков и списание недостач.
Учет торговых операций
Автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг. При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры. Все операции по оптовой торговле учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками. Для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере таможенной декларации.
Для розничной торговли поддерживается как оперативное отражение розничной реализации, так и отражение продаж по результатам инвентаризации. Товары в рознице могут учитываться по покупным или продажным ценам. Для розничных продаж поддерживается оплата банковскими кредитами и использование платежных карт.
Автоматизировано отражение возвратов товаров от покупателя к поставщику.
В конфигурации поддерживается использование нескольких типов цен, например: оптовая, мелкооптовая, розничная, закупочная и т. п. Это упрощает отражение операций поступления и реализации. Предоставлена возможность вести учет артикулов номенклатуры.
Учет комиссионной торговли и агентских договоров
Автоматизирован учет комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых на комиссию (у комитента), так и переданных для дальнейшей реализации (комиссионеру). Поддерживается отражение операций по передаче товаров на субкомиссию. При формировании отчета комитенту или регистрации отчета комиссионера можно сразу произвести расчет и отразить удержание комиссионного вознаграждения.
Автоматизирован учет агентских услуг со стороны агента (оказание услуг от своего имени, но за счет принципала) и со стороны принципала (оказание услуг через агента).
Автоматизирован учет операций по комиссионной (агентской) закупке товаров и услуг как на стороне комиссионера (агента), так и на стороне комитента (принципала). Учтена специфика оформления документов по учету НДС при таких операциях. При формировании отчета комитенту или регистрации отчета комиссионера можно сразу произвести расчет и отразить удержание комиссионного вознаграждения.
Учет операций с тарой
Автоматизированы операции по учету возвратной многооборотной тары. Учтена специфика налогообложения таких операций и расчетов с поставщиками и покупателями.
Учет банковских и кассовых операций
Реализован учет движения наличных и безналичных денежных средств и валютных операций. Поддерживается ввод и печать платежных поручений, приходных и расходных кассовых ордеров. Реализован учет денежных документов.
На основании кассовых документов формируется кассовая книга установленного образца.
Автоматизированы операции по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами (включая перечисление денежных средств на банковские карты сотрудников или корпоративные банковские карты), внесение наличных на расчетный счет и получение наличных по денежному чеку, приобретение и продажа иностранной валюты. При отражении операций суммы платежей автоматически разбиваются на аванс и оплату.
Платежные поручения на уплату налогов (взносов) можно формировать автоматически.
Реализован механизм обмена информацией с программами типа «Клиент банка».
Учет расчетов с контрагентами
Учет расчетов с поставщиками и покупателями можно вести в рублях, условных единицах и иностранной валюте. Курсовые разницы по каждой операции рассчитываются автоматически.
Расчеты с контрагентами в конфигурации всегда ведутся с точностью до документа расчетов. При оформлении документов поступления и реализации можно использовать как общие цены для всех контрагентов, так и индивидуальные для конкретного договора.
Способ погашения задолженности по договору можно указать непосредственно в документах оплаты. Способ зачета авансов указывается в документах поступления и реализации.
Поддерживается учет резервов по сомнительным долгам в соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и ст. 266 НК РФ.
Учет основных средств и нематериальных активов
Учет основных средств и нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Автоматизированы основные операции по учету: поступление, принятие к учету, начисление износа (амортизации), модернизация, передача, списание, инвентаризация. Возможно распределение сумм начисленной амортизации за месяц в налоговом учете между несколькими счетами или объектами аналитического учета.
Учет основного и вспомогательного производства
Автоматизирован расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством, учет переработки давальческого сырья, учет спецодежды, спецоснастки, инвентаря и хозяйственных принадлежностей. В течение месяца учет выпущенной готовой продукции ведется по плановой себестоимости. В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг.
Учет полуфабрикатов
Для сложных технологических процессов, предполагающих промежуточные стадии с выпуском полуфабрикатов, поддерживается складской учет полуфабрикатов и автоматический расчет их себестоимости.
Учет косвенных расходов
В программе предоставляется возможность учета различных расходов, не связанных напрямую с выпуском продукции, оказанием работ, услуг, – косвенных расходов. В конце месяца производится автоматическое списание косвенных расходов.
Для учета общехозяйственных расходов поддерживается применение метода «директ-костинг». Этот метод предусматривает, что общехозяйственные расходы списываются в месяце их возникновения и полностью относятся на расходы текущего периода. Если в организации метод «директ-костинг» не применяется, то общехозяйственные расходы распределяются между стоимостью произведенной продукции и незавершенным производством.
При списании косвенных расходов возможно применение различных методов распределения по номенклатурным группам продукции (услуг). Для косвенных расходов возможны следующие базы распределения:
- объем выпуска,
- плановая себестоимость,
- оплата труда,
- материальные затраты,
- выручка,
- прямые затраты,
- отдельные статьи прямых затрат.
Учет НДС
Учет НДС реализован в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ. Автоматизировано заполнение книги покупок и книги продаж. Для целей учета НДС ведется раздельный учет операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ.
Отслеживаются сложные хозяйственные ситуации в учете НДС при реализации с применением ставки НДС 0 %, при строительстве хозяйственным способом, а также при исполнении организацией обязанностей налогового агента. Суммы НДС по косвенным расходам в соответствии со 170 НК РФ могут быть распределены по операциям реализации, облагаемым НДС и освобожденным от уплаты НДС.
Помощник по учету НДС контролирует порядок выполнения регламентных операций.
Учет заработной платы и персонифицированный учет
В конфигурации ведется учет расчетов с персоналом по заработной плате. Обеспечивается формирование унифицированных форм по трудовому законодательству.
Автоматизированы следующие операции:
- отражение в учете сдельной оплаты труда
- начисление зарплаты работникам предприятия по окладу с возможностью указать способ отражения в учете отдельно для каждого вида начисления;
- учет удержаний;
- ведение взаиморасчетов с работниками вплоть до выплаты зарплаты и перечисления зарплаты на карточные счета работников;
- депонирование;
- исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организаций;
- формирование соответствующих отчетов (по НДФЛ, налогам (взносам) с ФОТ), включая подготовку отчетности для системы персонифицированного учета ПФР.
При выполнении расчетов учитывается наличие на предприятии инвалидов, налоговых нерезидентов и других категорий работников. Для упрощения работы с документами по учету кадров и заработной платы реализован Помощник по учету зарплаты.Для анализа начисленной заработной платы и налогов (взносов) с ФОТ предназначены отчеты «Анализ расходов на оплату труда», «Анализ начисленных налогов и взносов».
Налоговый учет по налогу на прибыль
Налоговый учет по налогу на прибыль ведется на тех же счетах, что и бухгалтерский учет. Это упрощает сопоставление данных бухгалтерского и налогового учетов и выполнение требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». По данным налогового учета автоматически формируются налоговые регистры и налоговая декларация по налогу на прибыль.
Для выявления ошибок налогового учета и учета разниц в оценке активов и обязательств предназначен отчет «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль».
Упрощенная система налогообложения
Автоматизирован учет хозяйственной деятельности организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговый учет по УСН ведется в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.
Поддерживаются следующие объекты налогообложения:
- доходы,
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Книга учета доходов и расходов формируется автоматически.
Для анализа структуры доходов и расходов налогового учета по УСН предназначен отчет «Анализ состояния налогового учета по УСН».
Единый сельскохозяйственный налог
Автоматизирован учет хозяйственной деятельности организаций уплачивающих ЕСХН. Налоговый учет по ЕСХН ведется в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.
Декларация по ЕСХН и отчеты о доходах и расходах формируется автоматически.
Учет деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход
Независимо от того, применяет ли организация УСН или общую систему налогообложения, некоторые виды ее деятельности могут облагаться единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). В конфигурации предусмотрено разделение учета доходов и расходов, связанных с деятельностью, облагаемой и не облагаемой ЕНВД. Расходы, которые нельзя отнести к определенному виду деятельности в момент их совершения, можно распределять автоматически по завершении периода.
Учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей — плательщиков НДФЛ
Учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, ведется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов, и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, главами 23 и 25 НК РФ.
Автоматически формируется Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, и налоговая декларация по НДФЛ.
Бухгалтерский учет субъектов малого предпринимательства
Реализован бухгалтерский учет с применением книги учета фактов хозяйственной деятельности (К-1) и регистров учета имущества малого предприятия.
Регистры бухгалтерского учета
Поддерживается ведение регистров бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». Регистры бухгалтерского учета (стандартные отчеты, справки-расчеты, регистры бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства) могут быть подписаны электронной подписью и сохранены в архиве.
Завершающие операции месяца
Автоматизированы регламентные операции, выполняемые по окончании месяца, в том числе переоценка валюты, списание расходов будущих периодов, определение финансовых результатов и другие. Закрытие счетов 20, 23, 29, 25, 26 может производиться как ежемесячно так один раз в конце года. Помощник закрытия месяца позволяет определить необходимые регламентные операции закрытия месяца и выполнить их в правильной последовательности и без ошибок.
В состав конфигурации входит набор отчетов «Справки-расчеты», отражающих расчеты, связанные с проведением регламентных операций по закрытию месяца: «Распределение косвенных расходов», «Расчет налога на прибыль и другие».
Стандартные отчеты
Конфигурация предоставляет пользователю набор стандартных отчетов, которые позволяют анализировать данные по остаткам, оборотам счетов и по проводкам в самых различных разрезах. При формировании отчетов имеется возможность настроить группировку, отбор и сортировку информации, выводимой в отчет, исходя из специфики деятельности организации и выполняемых пользователем функций.
Регламентированная отчетность
В программу включены обязательные (регламентированные) отчеты, предназначенные для представления собственникам организации и контролирующим государственным органам, включая формы бухгалтерской отчетности, налоговые декларации, отчеты для органов статистики и государственных фондов.
Поддерживаются следующие предусмотренные законодательством виды формирования и сдачи регламентированной отчетности:
Источник: kkm.center
Учет по новому Закону
С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в связи с чем ныне действующий Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» канет в Лету. Законодатель в рассматриваемом Законе N 402-ФЗ попытался учесть все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века, когда принимался прежний Закон.
Несколько по-иному в Законе дано определение бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными этим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 1 Закона N 402-ФЗ). Акцент в определении, как видим, сделан на составлении на основе документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета бухгалтерской (финансовой) отчетности как конечной цели бухгалтерского учета.
Под бухгалтерской отчетностью при этом понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ (п. 1 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Как видим, изменено понятие бухгалтерского учета, которое переориентировано с учетного процесса (упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации об объектах учета и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 Закона N 129-ФЗ)) на конечный результат бухгалтерского учета — формирование документированной систематизированной информации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом помимо бухгалтерской отчетности речь идет и о финансовой.
Это обусловлено тем, что такая отчетность, в том числе по правилам международных стандартов, должна давать достоверное представление о реальном (действительном) финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период, иными словами, отражать реальную экономику экономического субъекта в его сегодняшнем состоянии. Процесс же ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также отражения данных об учетной стоимости объектов бухгалтерского учета в первичных бухгалтерских документах не столь важен для заинтересованных в получении информации лиц, в частности собственников, инвесторов, кредиторов. Указанные данные в большей степени понадобятся руководству для определения фактических затрат, понесенных субъектом.
Примечание. В качестве приоритета в новой системе бухгалтерского учета выступают, прежде всего, интересы пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности: участников, учредителей, кредиторов и иных заинтересованных лиц, желающих инвестировать капитал в развитие данного субъекта.
В целях принятия оптимальных управленческих решений в большей степени важно знать, сколько стоит тот или иной объект в реальности, причем на конкретную дату, какую выгоду в дальнейшем можно получить, используя эти объекты различными способами, или какие сделки и их условия могут оказать влияние на финансовое положение организации в перспективе.
Примечание. Целью нового Закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма его регулирования.
Экономические субъекты
В ст. 2 Закона N 402-ФЗ приведен перечень экономических субъектов, для которых выполнение норм рассматриваемого Закона является обязательным. К таковым законодатель отнес:
- коммерческие и некоммерческие организации;
- государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Банк России;
- индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и лиц, занимающиеся частной практикой;
- находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Как видим, под сферу действия Закона N 402-ФЗ подпадают индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой. Но для некоторых из них льгота в части ведения бухгалтерского учета сохранена. Касается это лиц в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов (или доходов и расходов) или иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Напомним, что п. 2 ст. 54 НК РФ закреплено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России. Во исполнение данного положения Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.
В силу п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят:
- физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой,
— по суммам доходов, полученных от соответствующей деятельности. Исчисление налога указанные налогоплательщики осуществляют в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, уплачивающие налог на доходы физических лиц в соответствии с положениями гл. 23 НК РФ, вправе не вести бухгалтерский учет.
Положение о возможности неведения бухгалтерского учета распространяется также на индивидуальных предпринимателей:
- перешедших на упрощенную систему налогообложения и применяющих ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ;
- являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога при ЕНВД согласно п. 2 ст. 346.29 НК РФ признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. В указанных целях плательщик ЕНВД должен вести учет физических показателей, в том числе и их изменений в течение налогового периода.
Исходя из этого руководство финансового ведомства посчитало, что индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом (Письмо Минфина России от 17.07.2012 N 03-11-10/29). Руководство же налоговой службы данное Письмо направило нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (Письмо ФНС России от 21.08.2012 N ЕД-4-3/13838).
Примечание. Не обязаны вести бухгалтерский учет, в соответствии с Законом N 402-ФЗ, и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Особенности исполнения обязанности по ведению бухгалтерского учета установлены в отношении организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». С 1 января 2013 г. такие организации обязаны вести бухгалтерский учет, но они имеют право делать это упрощенным способом, если относятся к субъектам малого предпринимательства (п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Напомним, что критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства определены п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Постановлением же Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 000 000 руб., малые предприятия — 400 000 000 руб., средние предприятия — 1 000 000 000 руб.
С начала следующего года организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, теряют право на возможность неведения бухгалтерского учета, поскольку такового Законом N 402-ФЗ не установлено.
Сфера действия Закона N 402-ФЗ распространяется не только на круг лиц, но и на отдельные виды операций. Так, рассматриваемый Закон применяется при ведении бухгалтерского учета (п. п. 3, 4 ст. 2 Закона N 402-ФЗ):
- доверительным управляющим переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;
- одним из участников договора о совместной деятельности общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;
- в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Объекты бухгалтерского учета
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются (ст. 5 Закона N 402-ФЗ):
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Примечание. Фактом хозяйственной жизни признаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Согласно разд. 7 «Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей» Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ России 29.12.1997) элементами формируемой в бухгалтерском учете информации:
- о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал;
- финансовых результатах деятельности организации, отражаемых в отчете о прибылях и убытках, — доходы и расходы организации.
Информация об изменениях в финансовом положении организации, которая отражается в отчете о движении денежных средств, является производной от элементов бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.
Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендная плата, а также прочие доходы.
Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
При определении финансового результата деятельности организации прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разница между доходами и расходами.
Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов приведены в разд. 8 Концепции.
Исходя из нового перечня объектов бухгалтерского учета практически любое явление хозяйственной жизни экономического субъекта может быть отнесено к таковым.
Организация ведения бухгалтерского учета
С 1 января 2013 г. руководители организаций, за исключением руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, не могут возлагать на себя функции главного бухгалтера (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Примечание. Организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета, согласно п. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, возложена на руководителя экономического субъекта.
Исключением из общего правила являются случаи, когда индивидуальный предприниматель либо лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ. Тогда они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные Законом N 402-ФЗ для руководителя экономического субъекта (п. 2 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Руководитель экономического субъекта в силу п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, которое может и не занимать должность главного бухгалтера, но фактически выполнять его обязанности по письменному распоряжению руководителя, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Законом N 402-ФЗ ужесточены требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ):
- в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций);
- страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах;
- акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
- иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
- в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
Главный бухгалтер в указанных структурах должен иметь высшее профессиональное образование.
Такое лицо должно иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет.
Рассматриваемое лицо не должно иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (предусмотренные разд. VIII УК РФ: преступления против собственности, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях).
Законодателем при этом сделана оговорка о том, что положения п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию 1 января 2013 г. возложено ведение бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Следовательно, работник, принятый на должность главного бухгалтера в приведенных структурах вплоть до 31 декабря 2012 г., не соответствующий новым критериям, может продолжать выполнять свои трудовые функции.
Перечисленные критерии касаются и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги по договорам гражданско-правового характера, — как физических, так и юридических:
- физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать данным требованиям;
- юридическое лицо, с которым субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям.
Закон N 402-ФЗ подробно регламентирует последствия возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ):
- данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
- объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Таким образом, в случае разногласий между руководителем субъекта и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Руководитель экономического субъекта обязан организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В субъекте же, бухгалтерская отчетность которого подлежит обязательному аудиту, надлежит организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) (ст. 19 Закона N 402-ФЗ).
Напомним, что согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях:
- если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
- если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
- если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, ПИФ или НПФ;
- если объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 000 000 руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 000 000 руб.;
- если организация представляет или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность;
- в иных случаях, установленных федеральными законами.
Первичные документы и регистры бухгалтерского учета
Каждый факт хозяйственной жизни, то есть сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Новшеством Закона N 402-ФЗ является отмена обязательного применения в учете унифицированных форм первичных документов. С начала 2013 г. формы первичных документов должны утверждаться руководителем субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Первичные документы можно составлять по любым формам, главное, чтобы они содержали обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Их перечень остался прежним:
Подписи при этом должны быть расшифрованы: указаны фамилии и инициалы либо иные реквизиты, необходимые для идентификации лиц.
Упразднение обязанности применять в учете унифицированные формы, скорее всего, плюс для экономических субъектов, поскольку теперь реквизиты, показатели, графы или строки, которые в силу специфики проводимых фактов хозяйственной жизни не заполнялись в унифицированных формах, можно исключить из формы первичного документа. У налоговых органов при этом изымается повод к непринятию к учету расходов по хозяйственным операциям, оформленным документами, не соответствующими унифицированным формам.
С другой стороны, список самых важных и наиболее часто применяемых форм составляет более десятка категорий, каждая из которых включает по несколько форм: по учету материально-производственных запасов, продукции, различных торговых операций, кассовых операций, результатов инвентаризации, основных средств, нематериальных активов, рабочего времени, расчетов с персоналом по оплате труда, кадров и т.д.
В целях упрощения оформления всех форм первичных документов, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности субъекта, вполне разумно взять за образцы существующие унифицированные формы документов и в случае необходимости откорректировать их. Полученные формы при этом следует в обязательном порядке утвердить в учетной политике.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Отсутствие в Законе N 402-ФЗ упоминания об использовании унифицированных форм не означает, что они вовсе не должны применяться. Так, Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России от 12.10.2011 N 373-П) предписывает оформлять кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, приходными и расходными кассовыми ордерами. Формы же данных ордеров утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
В Законе N 402-ФЗ закреплена возможность применения субъектами электронной формы документа, подписанного электронной подписью (п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В случаях же, предусмотренных законодательством РФ или договором, когда представление таких документов другому лицу или в государственный орган необходимо на бумажном носителе, по требованию указанных лиц экономический субъект обязан будет изготовить копии первичных документов на бумажном носителе (п. 6 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В Законе N 402-ФЗ установлен несколько другой подход к порядку внесения исправлений в первичный учетный документ: исправления с начала 2013 г. допускаются, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 Закона N 403-ФЗ).
Законодатель при установлении этой нормы, как видим, воспользовался конструкцией «разрешено все, что прямо не запрещено». Так, в новом Законе в отличие от предшествующего нет запрета на возможность внесения исправлений в кассовые и банковские документы. Упомянутым же Положением N 373-П внесение исправлений в кассовые документы не допускается (п. 2.1 Положения N 373-П).
В отношении необходимых реквизитов при внесении исправлений правила остались прежними: исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. При регистрации объектов бухгалтерского учета в упомянутых регистрах не допускаются пропуски или изъятия.
Формы регистров бухгалтерского учета с 1 января 2013 г. утверждаются также руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются (п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ):
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Регистр бухгалтерского учета может составляться на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом установлена обязанность экономического субъекта по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа, в случае если законодательством РФ или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе (п. п. 6, 7 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Исправления в регистре бухгалтерского учета возможны. Но они должны содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Исправления же в регистрах без санкции лиц, ответственных за их ведение, недопустимы (п. 8 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Положения о режиме коммерческой тайны в отношении сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, как это было установлено Законом N 129-ФЗ, ст. 10 Закона N 402-ФЗ не содержит. В силу же п. 11 ст. 13 Закона N 402-ФЗ режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности также не может быть установлен.
Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. План счетов бухгалтерского учета, согласно п. 5 ст. 3 Закона N 402-ФЗ, это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения устанавливаются федеральным стандартом (пп. 5 п. 3 ст.
21 Закона N 402-ФЗ).
Законом N 402-ФЗ установлены только обязанность проведения инвентаризации и ее задача — сопоставление фактического наличия соответствующих объектов с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом самостоятельно, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Несколько изменен и момент регистрации в бухгалтерском учете выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета. С 2013 г. такие расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. п. 3 и 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ). Следовательно, с начала следующего года результаты инвентаризации будут отражаться на дату ее начала, а не на последний день месяца, в котором она окончилась, либо года при годовой инвентаризации, как это делается сейчас (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. в Приложении к Приказу Минфина России от 13.06.1995 N 49).
Бухгалтерская отчетность
Статьями 13 — 17 Закона N 402-ФЗ определены общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, особенности ее составления при реорганизации и ликвидации юридического лица.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Бухгалтерская отчетность формируется на последний календарный день отчетного периода, который именуется отчетной датой (п. 6 ст. 15 Закона N 402-ФЗ). Она составляется в валюте РФ и включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, в том числе филиалов, независимо от места их нахождения (п. п. 6, 7 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Субъекты должны составлять годовую бухгалтерскую отчетность за отчетный год. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица).
Если субъект зарегистрирован после 30 сентября, то первым отчетным годом для него будет период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом ее регистрации, включительно. Но у субъекта при этом имеется право на его сокращение до периода с даты государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ), то есть исключены аудиторское заключение и пояснительная записка. Информация, подлежащая ранее раскрытию в отдельной самостоятельной форме пояснительной записки, в настоящее время содержится в приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках.
Утверждение и опубликование бухгалтерской отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральным законом. При этом у субъектов, подлежащих обязательному аудиту, бухгалтерская отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением (п. п. 9, 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Из этого следует, что начиная с 2013 г. подпись главного бухгалтера в бухгалтерской отчетности не требуется.
В состав годовой бухгалтерской отчетности некоммерческой организации входят бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (п. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
Один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности (называемый обязательным) экономические субъекты обязаны представить в орган государственной статистики (п. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Его следует представить в территориальный орган Росстата не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода для включения в государственный информационный ресурс.
Каждое заинтересованное лицо может получить доступ к этому информационному ресурсу. Правила пользования этим информационным ресурсом и порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности должен установить Росстат (п. 4 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Обязанность по представлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы Законом N 402-ФЗ не предусмотрена. Но она установлена новой редакцией пп. 5 п. 2 ст. 23 НК РФ, которая начинает действовать с 1 января 2013 г. (пп. «а» п. 1 ст. 1, п. 3 ст.
5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). И представить ее надлежит не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
При этом сделано исключение для организаций, которые в соответствии с Законом N 402-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет. Таковых же пока нет. Для субъектов малого предпринимательства и организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», Законом N 402-ФЗ предусмотрено право по применению лишь упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Несколько по-иному представлены положения о промежуточной бухгалтерской отчетности, составляемой за период менее отчетного года — с 1 января по отчетную дату периода, за который она оформляется. Составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность экономические субъекты должны только в случаях, предусмотренных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. п. 4, 5 ст. 13, п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ). Состав промежуточной отчетности устанавливается федеральными стандартами.
Законом N 402-ФЗ установлены сроки хранения бухгалтерской документации. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. п. 1, 2 ст. 29 Закона N 402-ФЗ).
Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558) для бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним и др.) установлены следующие сроки хранения: сводная годовая (консолидированная) и годовая хранится постоянно, квартальная — 5 лет, месячная — 1 год (ст. 351 (подраздел 4.1 «Бухгалтерский учет и отчетность»)).
Регулирование бухгалтерского учета
Регулирование бухгалтерского учета, согласно ст. 20 Закона N 402-ФЗ, будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- единства системы требований к бухгалтерскому учету;
- упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
- применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
Как видим, среди принципов регулирования бухгалтерской отчетности заявлена необходимость упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.
Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет, разделены на 4 категории:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Стандарт бухгалтерского учета — это документ в области регулирования бухгалтерского учета, который устанавливает минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения (п. 3 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности. При этом они не должны противоречить Закону N 402-ФЗ. Все экономические субъекты обязаны применять данные стандарты.
Федеральные стандарты будут разрабатываться и утверждаться в соответствии с программой их разработки (п. 1 ст. 26 Закона N 402-ФЗ). Подобную программу надлежит составить уполномоченному федеральному органу. Она при этом должна ежегодно уточняться.
Федеральные стандарты для организаций государственного сектора разрабатываются уполномоченным федеральным органом (пп. 1 п. 1 ст. 28 Закона N 402-ФЗ).
Отраслевыми стандартами устанавливаются особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Они не должны противоречить федеральным стандартам. Отраслевые стандарты являются обязательными для применения всеми экономическими субъектами.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов подлежат использованию правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России и Банком России до 2013 г. (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Рекомендации по ведению бухгалтерского учета разрабатываются в целях:
- правильного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также
- распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
Указанные рекомендации не должны создавать препятствий для осуществления экономическими субъектами их деятельности. В отличие от вышеупомянутых стандартов рекомендации применяются субъектами в добровольном порядке (п. п. 7, 8, 10 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Стандарты экономического субъекта необходимы для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета. Каждый экономический субъект самостоятельно решает, нужны ли ему собственные стандарты или не нужны. При положительном решении он определяет порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов.
Стандарты экономического субъекта должны применяться всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Если у организации имеются дочерние общества, то она вправе разработать и утвердить общие стандарты, которые будут применяться как основным обществом, так и его дочерними компаниями.
Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. п. 11 — 15 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Помимо перечисленных выше стандартов в Законе N 402-ФЗ упомянут и международный стандарт. Таковыми признаются стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта (п. 4 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). К международным стандартам относятся:
- Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);
- Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP);
- Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP).
В настоящее время в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету уже имеется посыл к международным стандартам финансовой отчетности. Так, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) предлагает воспользоваться международным стандартом при разработке организацией способа ведения бухгалтерского учета для формирования учетной политики в том случае, когда по конкретному вопросу в нормативных правовых актах соответствующие способы не установлены (п. 7 ПБУ 1/2008).
Регулирование бухгалтерского учета осуществляют соответствующие государственные органы и негосударственные субъекты.
Органами государственного регулирования являются уполномоченный федеральный орган и Банк России. Уполномоченный федеральный орган — это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Такими полномочиями наделен Минфин России.
Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета установлены ст. 23 Закона N 402-ФЗ. К таковым, в частности, отнесены:
- утверждение программы разработки федеральных стандартов;
- утверждение федеральных и отраслевых стандартов;
- организация экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета;
- представление России в международных бухгалтерских организациях.
К субъектам негосударственного регулирования относятся саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, которые заинтересованы принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
Функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета установлены ст. 24 Закона N 402-ФЗ. Среди них:
- разработка проектов федеральных стандартов, публичное проведение обсуждения этих проектов и представление их в уполномоченный федеральный орган;
- участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
- участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
- разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета.
Непосредственно для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета. В состав такого совета будут входить десять представителей от субъектов негосударственного регулирования и пять от уполномоченного органа.
Состав совета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. Предложения о кандидатах в члены совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, Банком России, научными организациями и высшими учебными заведениями.
Источник: www.mosbuhuslugi.ru