Как выбрать тему диссертации по строительству

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ / МАГИСТРАТУРА / ДИССЕРТАЦИЯ / ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ / БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / АКТУАЛЬНОСТЬ / RESEARCH PROBLEM / MASTER’S DEGREE / DISSERTATION / RESEARCH TOPIC / SCORE-RATING SYSTEM / RELEVANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина А.Ф., Верстов В.В., Гайдо А.Н.

В статьи рассматриваются методические подходы к выбору тематик выпускных квалификационных работ в форме магистерских диссертации по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство», профилю «Технологии и организация строительства». Актуальность тематики авторы обосновывают на основании опыта подготовки магистров на кафедре Технологии строительного производства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Рассматриваются основные требования, предъявляемые современными профессиональными стандартами к формированию компетенций у магистрантов. Авторы подчеркивают важность первого этапа научно-исследовательской работы в семестре, при котором обучающиеся совместно с научным руководителем должны выявить проблему и определить направления работы и сформулировать тему выпускной квалификационной работы ( диссертации ), основываясь на анализе опыта работы и соответствующих документированных и недокументированных источников.

Тема 2. Как правильно выбрать тему магистерской диссертации

Предлагаются подходы к формулированию тематики исследований, основанные на выявление актуальных проблем в различных областях технологии и организации строительства. Анализируется соответствующий опыт работ, по подготовке магистров, накопленный на кафедре.

Для этого этапа представлено ряд требований к выбору актуальных направлений исследования и дали рекомендации, основанные на практическом опыте работы по данному направлению. Проанализированы различные источники и направления формулирования тематик выпускных квалификационных работ магистрантов. При этом представлены соответствующие требования к наличию опыта у научного руководители обучающегося. В заключении изложены подходы к оценке работы магистрантов в семестре на основании бально-рейтинговой системы , для реализации которой представлена система начисления баллов за различные разделы выполненных ими исследований, подготовленных статей, участие в конференциях и кейс чемпионатах.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина А.Ф., Верстов В.В., Гайдо А.Н.

Рассмотрение модернизации технологий полносборного строительства в магистерской диссертации по теме «Технология и организация строительства»

Организация подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов на кафедре оснований и фундаментов Кубанского государственного аграрного университета

Основные этапы подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов на кафедре оснований и фундаментов КубГАУ

Совершенствование магистерских программ по направлению «Строительство» для обучения навыкам инновационного мышления

Научно-исследовательская деятельность обучающихся по магистерской программе «Историческое образование» направления 44. 04. 01 Педагогическое образование: из опыта работы

Как писать диссертацию — правильный выбор темы

METHODICAL APPROACHES TO THE SELECTION OF THE MASTER THESES BY SPECIALTY 08.04.01 «CONSTRUCTION», PROFILE «TECHNOLOGY AND ORGANIZATION OF CONSTRUCTION»

The article considers methodological approaches to the selection of topics for final qualifying works in the form of master’s theses in the direction of preparation 08.04.01 «Construction», the profile «Technologies and organization of construction». The authors justify the relevance of the topic based on the experience of training masters at the Department of construction production Technology of the Saint Petersburg state University of architecture and construction. The main requirements of modern professional standards for the formation of competencies of undergraduates are considered.

The authors emphasize the importance of the first stage of research work in the semester, in which students together with the supervisor must identify the problem and determine the direction of work and formulate the topic of the final qualifying work ( dissertation ), based on the analysis of work experience and relevant documented and undocumented sources. Approaches to the formulation of research topics based on the identification of actual problems in various areas of technology and construction organization are proposed. The corresponding experience of work on the preparation of masters, accumulated at the Department, is analyzed.

For this stage, a number of requirements for the selection of relevant research areas are presented and recommendations based on practical experience in this area are given. Various sources and directions of formulation of topics of graduate qualification works of undergraduates are analyzed. At the same time, the corresponding requirements for the student’s scientific supervisor’s experience are presented. In conclusion, the approaches to evaluating the work of undergraduates in the semester on the basis of a score-rating system , for the implementation of which a system for awarding points for various sections of their research, prepared articles, participation in conferences and case Championships is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ ТЕМ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 08.04.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО», ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»»

Раздел 2. Строительство

УДК 378.14 DOЫ0.37279/2413-1873-2020-18-35-42

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ ТЕМ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 08.04.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО», ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИИ

И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Юдина А.Ф. 1, Верстов В. В. 2, Гайдо А.Н. 3

Аннотация. В статьи рассматриваются методические подходы к выбору тематик выпускных квалификационных работ в форме магистерских диссертации по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство», профилю «Технологии и организация строительства».

Актуальность тематики авторы обосновывают на основании опыта подготовки магистров на кафедре Технологии строительного производства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Рассматриваются основные требования, предъявляемые современными профессиональными стандартами к формированию компетенций у магистрантов.

Авторы подчеркивают важность первого этапа научно-исследовательской работы в семестре, при котором обучающиеся совместно с научным руководителем должны выявить проблему и определить направления работы и сформулировать тему выпускной квалификационной работы (диссертации), основываясь на анализе опыта работы и соответствующих документированных и недокументированных источников. Предлагаются подходы к формулированию тематики исследований, основанные на выявление актуальных проблем в различных областях технологии и организации строительства.

Анализируется соответствующий опыт работ, по подготовке магистров, накопленный на кафедре. Для этого этапа представлено ряд требований к выбору актуальных направлений исследования и дали рекомендации, основанные на практическом опыте работы по данному направлению.

Проанализированы различные источники и направления формулирования тематик выпускных квалификационных работ магистрантов. При этом представлены соответствующие требования к наличию опыта у научного руководители обучающегося. В заключении изложены подходы к оценке работы магистрантов в семестре на основании бально-рейтинговой системы, для реализации которой представлена система начисления баллов за различные разделы выполненных ими исследований, подготовленных статей, участие в конференциях и кейс чемпионатах. Предмет исследования: методические подходы к выбору тематики исследовательских работ магистрантов по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры), ориентированной на профессиональную деятельность в сфере строительства объектов промышленного и гражданского назначения.

Материалы и методы: критический анализ накопленного опыта по выбору тематик выпускных квалификационных работ магистров. Системный подход к формированию соответствующий компетенций у обучающихся.

Результаты: сформированы методические походы к выбору тематик выпускных квалификационных работ магистрантов, представлены примеры формирования бально-рейтинговой системы при оценивании уровня сформированных компетенций обучающихся.

Выводы: ценность полученных выводов заключается в возможности их использовании на первом этапе научно-исследовательской работы магистрантов-строителей при выборе тематики диссертации, формулировании проблемы, цели и задач исследований.

Ключевые слова: проблема исследования, магистратура, диссертация, тема исследования, магистратура, бально-рейтинговая система, актуальность

Основными целями освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство», профилю «Технологии и организация строительного» (магистратура) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 08.04.01 (приказ Минобрнауки России № 482 от 31.05.2017) являются развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих их творческой активности, целеустремленности,

самостоятельности, а также формирование общепрофессиональных и профессиональных

компетенций, ориентированных на успешное решение задач в ходе профессиональной деятельности.

Такие компетенции у обучающихся формируются в ходе подготовки, апробации, написании и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме диссертации. Основной составляющей первого этапа научно-исследовательской работы (НИР) является формулирование проблемы и обоснование её темы.

С учетом изложенного основная проблематика исследуемая в статье касается процесса обоснования темы исследования для магистрантов. На кафедре технологии строительного производства Санкт-Петербургского государственного

одновременно проходит обучение более 50 человек,

которых необходимо обеспечить тематикой исследования, что вызывает известные затруднения при формулировании тем ВКР.

В этой связи авторы выполняют анализ, систематизацию и выработку методических подходов по выбору направлений и тем исследований магистрантов.

Известно, что выбор темы исследования сводится к определнию проблемы и это является нетривиальной и ответственной задачей, включающей в себя следующий ряд этапов [1]:

— формулирование и обоснование проблемы;

— установление её актуальности с учетом предварительного анализа литературных источников и опыта работы магистрантов;

— формулирование темы квалификационной работы.

К сформулированной на последнем из указанных этапов теме предъявляют следующие требования:

— актуальность, новизна, экономическая эффективность;

— уровень компетенций, сформированных у магистрантов в результате научно-исследовательской работы должен соответствовать уровню компетенций, установленных указанным выше государственным образовательным стандартом;

— соответствие профилю «Технологии и организация строительства»;

— решаемые задачи должны быть адекватны уровню подготовки (компетенциям) сформированными при подготовке бакалавров.

При этом для установления актуальности исследований может служить экономическая эффективность. На стадии выбора темы экономический эффект может быть определен только ориентировочно. Второй критерий — это решение магистрантами определенных

Читайте также:  Затраты в строительстве диссертация

актуальных в области профиля обучения. Для теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости.

Важной характеристикой темы является возможность реализовать на практике комплекса предлагаемых решений, особенно если это касается новых технологических или организационных разработок. Поэтому, формулируя тему, магистрант должен ознакомиться с уровнем развития строительного производства, существующими подходами к решению задач. На этой стадии особую

значимость приобретают констультации и указания научного руководителя ВКР [2].

Таким образом, в ходе НИР в первом семестре от магистранта требуется общее знакомство с проблемой и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план диссертации и в первом приближении определяется ожидаемый экономический эффект.

Поэтому соискателю необходимо

проанализировать общие вопросы в данном направлении, а также состояние вопроса, касающегося конкретной задачи в сфере строительной отрасли. От него требуется изучение предшествующего опыта и приобретение соответствующих знаний в смежных областях. При этом с учетом рекомендаций руководителя формулируется проблема, и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, а затем разрабатывается структура ВКР, устанавливается актуальность и формулирование задач.

В работах Шаленого В.Т. [3,4] подчеркивается значимость формирования проблематики исследования с учётом исследования проблем безопасности жизнедеятельности при выборе организационно-технологических решений на различных циклах строительства зданий и сооружений.

Исследования Егорова А.Н. и др. [5,6] направлены на формирование тематик инновационных технологий, исследуемых в магистерских диссертаций. Это проблематика «зеленого строительства», контурного

строительства, BIM технологий и т.п. В статье Вороны-Сливинской Л.Г. и др.[7] описана методика разработки основных разделов магистерской диссертации, направленных на совершенствование технологий полносборного строительства.

В работах Болотина С.А., Дроздова Л.М., Колчеданцева Л.М. и др. [8-10] опыт исследования магистрами в области современных методов прогноза продолжительности строительства и обоснования показателей поточного строительства.

Таким образом, чтобы пронализировать научную и техническую информациию в рассматриваемой области знаний, нужно провести соотвествующий литературный обзор по данной проблеме. Это необходимо, чтобы обосновать потребность и необходимость решения поставленных задач. Виды источников, рекомендуемых магистрантам для изучения, по их основным классификационным признакам представлены в таблице 1 [3-12].

Таблица 1. Классификация источников информации, рекомендуемых магистрантам для изучения в ходе определения проблемы и формулировании темы исследования Table 1. Classification of sources of information recommended for undergraduates to study during the definition of _the problem and the formulation of the research topic_

Наименование или вид источников Классификации

Источники научной информации Документальные Опубликованные Неофициальные Неопубликованные Первичные Вторичные Третичные

Не документальные Электронные ресурсы — Из специализированных ресурсов, включая базы статей РИНЦ, скопус и т.п. — Из тематических — Из разрозненных источников, включая социальные сети

Виды документальных источников По целевому назначению — Научные — Учебные — Справочные — Производственные — Официальные — Неофициальные — Патентные

По доступности для исследования — Открытые — С санкционным доступом — Ограниченного доступа

По уровню структуризации — Объединенные в информационные системы — Разрозненные (не объединенные)

По территориальной принадлежности — Международные — Государственные — Региональные — Отраслевые — От предприятий, организация

рекомендуются принять во внимание следующие методические подходы:

— внешние источники при которых на кафедру в качестве соискателя приходит специалист с производства с проблематикой, требующей технологического решения (тематика исследования должна быть известна магистранту по его профессиональному опыту). Например, тематика ВКР, сформилированная на основании исследования технологических параметров опалубочных систем при бетонировании перекрытий в стесненных условиях реконструкции объектов исторического наследия;

— внутренние источники, основанные на использование наработок научного руководителя. Подразумевается, что уже создана определенная база исходного материала для анализа в виде публикаций, патентов, каталога электронных ресуров и т.п.;

— продолжение тематики НИР проводимых на кафедре в рамках сформировавшейся научной школы и т. п. Магистранту в части развития этой тематики можно ставить задачу в разработке комплекта организационно-технологической документации для возможности практической реализации определенных решений;

Анализ приведенных в таблице 1 источников позволяет соискателю сформулировать рабочую гипотезу, наметить методы решения проблемы, выделить задачи и основные этапы исследования. Таким образом, этот этап должен завершаться формулированием цели, определением объекта исследования, оценкой эффективности

практических результатов решения научно-технической проблемы, возможности и их внедрения в практику.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для решения поставленной задачи был выполнен анализ соответсвующих научных работ, нормативных положений и опыта работ по подготовке магистрантов по профилю «Технологии и организация строительного».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ

Пройдя представленные этапы исследований в ходе НИР в семестре магистранту для определении пробелематики и формирования тем ВКР авторами

— внутренняя тематика исследовании, результаты которых можно использовать в учебном процессе при курсовом проектированиии и выполнении ВКР. Например, формирование новых норм и актуализации показателеи, представленных в сборниках ЕНиР с учетом применения новых технологии, машин, оборудования, инвентаря и т. п. В качестве основнои методологии при выполнении таких НИР следует применять хронометраж, проводимыи в реальных условяих строительных площадок;

— внутрення тематика в рамках сложившеися научнои школы на кафедре. Например, при проведеннии магистрантами исследовании при определении рациональных областеи применения вибрационного оборудования для работ нулевого цикла;

— внутренние источники в рамках развития идеи заложенных в предыдущих диссертациях магистрантов. Например, по теме совершенствование технологических процессов в силу каких-то ограничении остались нерешенными некоторые проблемы, которые можно успешно решить в ходе продолжения дальнеиших исследовании. Так в работе магистранта был предложен способ и определены основные технологические параметры по погружению свай в условиях мерзлых грунтов, основанные на применении термо-вибро лидера. Подана соответсвующая заявка на изобретение. Результатом такои работы явился комплект технологическои документации по примененеию

предлагаемого способа. В продолжении этой тематики магистранту следующего года обучения поставлена задача в определении параметров разогрева лидера, необходимого для исключения его смерзания с грунтовым массивом;

— поисковые работы, основанные на анализе первичных и вторичных источников в части исследования параметров современных технологии [5,6,7,11]. При этом магистранту можно выдать задание на решение проблемы и разработки комплектов технологическои документации для применения современного оборудования или новеиших технологии, не имеющих аналогов. К ним можно отнести исследования в направлении разработки организационно-технологических схем при возведении быстровозводимых здании, работе 3Д принтеров (контурное строительство), строительстве сооружений в условий Арктических зон с применением купольных систем состоящии из деревянных элементов и т. п.;

— формирование тем, входящих в известные перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ (указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 с дополнениями). Например, проблемы строительства в Арктических зонах. Кроме того, перечни таких тематик публикуется на сайте Фонда перспективных исследований при правительстве России (создан на основании Федерального закона от 16 октября 2012 года № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований»);

Таблица 2. Рекомендуемые направления проблематики ВКР Table 2. Recommended areas of dissertation problems

№ п/ п Источники формирования проблем (таматик), рассматриваемых в ВКР Рекомендации по выбору направления исследования для магистрантов различным форм обучения Наличие специализированных компетенций магистрантов для освоения темы Особые требования к компетенциям руководителям Необходимость перивлечения для консуцльтаций сторонних специалистов

1 Из перечней приоритетных направлений развития найки, технологий и техники РФ + + + + —

2 Кейс-задания от партнеров ВУЗа + + — — —

3 Продолжение тематики НИР, проводимых на кафедре в более ранних ВКР + — — — —

4 Задачи, ориентированные на производственные нужды — + + — —

5 Обоснование параметров современных технологий, с разработкой соответствующей -организационно-технологической документации + +

6 Из перечней приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ + — + + +

7 Внутренняя проблематика работ, основанная на экспериментальных исследований, проводимых в лабораторных условяих + + +

— внешние источники. Кейсовые задачи, поступаемые от производственных партнеров кафедры, университета. К формированию кейсов можно подойти с позиций заданий профильных комитетов региональных правительств, конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и других государственных структур на лучшие проекты по заданной тематике. Например, орагизационно-технологические разработки по комплексной реновации территорий, включая этапы по демонтажу существующих зданий и сооружекний, оценке возможности использования существующих конструкций фундаментов для нового строительства и т. п. [3];

— внутренняя проблематика работ, основанная на экспериментальных исследованиях, проводимых в межкафедральных лабораториях ВУЗа или на полигонах базовых кафедр. Например, определение конструктивно-технологических параметров устройства соединительных элементов быстровозводимых модульных зданий.

С учетом вышесказанного, для возможной качественной оценки методических подходов в таблице 2 приведены рекомендуемые направления проблематики ВКР для магистрантов, обучающихся по различным формам обучения.

Таким образом, представленные в таблице 2 показатели и методические подходы позволяют магистрантам и, в первую очередь, их руководителям провести анализ актуальности различных проблем по профилю ТОС и сформулировать тематику ВКР, а в дальнейшем сформулировать тему и задачи исследования.

Для соответсвующей оценки работы магистрантов в ходе НИР, с учетом представленного выше материала авторами разработана бально-рейтинговая система (БРС) по оценке компетенций, полученных магистрантами в ходе НИР в первом семестре [2].

Известно, что БРС это система непрерывной накопительной количественной оценки качества работы студентов и уровня освоения студентами образовательной программы. Она внедрена в образовательный процесс в ведущих ВУЗах Росии. Её основа состоит в использовании совокупности контрольных точек (результаты текущего контроля фиксируются как отдельная контрольная точка), равномерно распределенных в течение семестра.

На первом этапе НИР в семестре научный руководитель объявляет магистрантам правила БРС и систему начисления баллов по своей дисциплине. При этом условия, объявленные в начале освоения дисциплины, не меняются на всем протяжении. Приведём основные компоненты такой системы [12]:

Читайте также:  Прокатная сталь виды проката применение в строительстве

единая шкала оценивания работы студента; график изучения учебной дисциплины и описание видов и форм контроля учебной работы студента по дисциплине;

график контрольных точек (результаты текущего контроля фиксируются как отдельная контрольная точка);

описание порядка набора баллов и получение рейтинга;

комплекс методических материалов по каждой дисциплине;

Применяется следующая система оценки: максимальная сумма баллов 100. Общая сумма баллов за все контрольные точки составляет 55 балов и более. По каждой контрольной точке магистрантом должно быть набрано не менее минимально допустимого количества баллов. Минимальная и максимальная суммы баллов текущего контроля по каждой контрольной точке НИР в семестре устанавливаются кафедрой. Пример такой системы, разработанной авторами, представлен в таблице 3.

Таблица 3. Система начисления баллов при оценке научно-исследовательской работы магистрантов в

Table 3. Scoring system for evaluating research work of undergraduates in the first semester

№ Вид контроля (наличие необходимых материалов) Значения начисленных баллов

1 Выполнен анализ различных источников по теме исследования 10 10

2 Сформулирована проблема исследования 10 20

3 Обоснована тема исследования 5 10

4 Сформулированы цель и задачи исследования 5 10

5 Предложена гипотеза исследования 0 10

6 Подготовлен отчет по НИР в семестре 10 10

8 Статья по теме исследования подготовлена к изданию 5 10

9 Статья издана 0 20

Ниже приведена расшифровка представленных в таблице 3 значений баллов для перевода в традиционную систему оценок:

— до 54 баллов — «неудовлетворительно»; от 70 до 84 — «удовлетворительно»;

— от 85 до 100 — «хорошо»; от 55 до 59 -«отлично».

Таким образом, представленная авторами система позволит объективно выполнить оценку сформированных у обучающихся компетенций и контролировать процесс обоснования проблемы и темы ВКР, формулирования цели и задач исследования.

В заключении авторы отмечают важность определения тематики исследования при работе магистрантов над ВКР. К тематикам и выявленной проблеме необходимо предъявлять ряд требований, представленных авторами. Также обоснованы методические подходы по определению научными руководителями таких проблем.

С учетом изложенного предложены критерии бальной оценки этапов выполнения работ магистрантами в ходе научно-исследовательской работы в первом семестре. При этом, как подчеркивают авторы, в условиях быстрого пополнения объемов выполненных ВКР и ростом информационных массивов по новым технологиям авторами подчеркивается важность роли уровня квалификации научного руководителя,

отвечающего основным требования

соответствующего профессионального стандарта.

1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ. 2010. 280 с.

2. Верстов В.В., Юдина А.Ф., Гайдо А.Н. Основные принципы разработки разделов безопасности жизнедеятельности в составе курсовых проектов, выпускных квалифицированных работ и магистерских диссертациях по дисциплине «Технология строительного производства» // Педагогические параллели: материалы VI Международная науч.-практ. конференция. — СПб.: СПбГАСУ, 2018. -С.199-203.

3. Шаленый В.Т. Актуализация образовательной программы «Теория и практика организационно-технологических решений» для совершенствования профессиональной подготовки магистров-строителей. Инновационное развитие строительства и архитектуры: взгляд в будущее. // Сборник тезисов участников Международного студенческого строительного форума. 2018. Под общей редакцией Н.В. Цопы.

2018. С. 133-136.

4. Шаленый В.Т. Изыскание и отражение проблемы безопасности жизнедеятельности в программе «Теория и практика организационно -технологических решений для подготовки магистров-строителей». Методология безопасности среды жизнедеятельности. // Программа и тезисы IV Крымской Международной научно-практической конференции. Под редакцией: А.Т. Дворецкого, Т.В. Денисовой, А.Е. Максименко.

2017. С. 79-80.

5. Егоров А.Н., Дьячкова О.Н., Тилинин Ю.И. Актуальные направления повышения уровня

образовательного процесса и научных исследований в строительном ВУЗе // Педагогические параллели: материалы V Международная науч.-практ. конференция. — СПб.: СПбГАСУ, 2018. -С.201-206.

6. Егоров А.Н., Шприц Л.М., Гдимилян Н.Г. Инновационные технологии в строительстве // Строительство и реконструкция, 2015. — № 3(59). С.130-137.

7. Ворона-Сливинская Л.Г., Сычёв С.А. Методика разработки основных разделов магистерской диссертации как перспектива модернизации технологий полносборного строительства в России // Педагогические параллели: материалы V Международная науч.-практ. конференция. — СПб.: СПбГАСУ, 2018. -С.613-617.

8. Болотин С.А., Дроздов А.Д., Нефедова В.К. Некоторые практические аспекты применения bim-технологии в образовательном процессе // Педагогические параллели: материалы V Международная науч.-практ. конференция. — СПб.: СПбГАСУ, 2018. — С.73-79.

9. Болотин С.А., Дадар А.К.Х., Мальсагов А.Р. Анализ современных методов прогноза продолжительности строительства // Недвижимость: экономика, управление. 2018. № 4. С. 79-83.

10. Колчеданцев Л.М., Дроздов А. Д., Осипенкова И.Г., Ступакова О.Г. Петербургская школа поточной организации строительства // в сборнике: Петербургская школа поточной организации строительства. I Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 95-летию со дня рождения профессора Виктора Алексеевича Афанасьева — СПб.: СПбГАСУ, 2018. -С.3-7.

11. Юдина А.Ф., Евтюков С.А. Тилинин Ю.И. Развитие технологий жилищного строительства в Санкт-Петербурге // Вестник гражданских инженеров. № 1(72). СПбГАСУ, СПб 2019. С. 110119.

12. https://www.spbgasu.ru/upload-files/obrazovatdejatelnost/povishenijekvalifikacii/vnutr enniedoc

1. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologija nauchnogo issledovanija [The methodology of scientific research]. Moscow. Knizhnyj dom LIBROKOM. 2020. 280 р. (In Russian)

2. Verstov V.V., Judina A.F., Gajdo A.N. Basic principles of development of sections of life safety as part of course projects, graduate qualified works and master’s theses on the discipline technology of construction production // Pedagogicheskie paralleli: materialy VI Mezhdunarodnaja nauch. -prakt. konferencija. 2019. pp.199-203 (In Russian)

3. Shalenyj V.T. Updating the educational program «Theory and practice of organizational and technological solutions to improve» the professional

training of master builders. Innovative development of construction and architecture: a look into the future // Sbornik tezisov uchastnikov Mezhdunarodnogo studencheskogo stroitel’nogo foruma. 2018.pp.133-136 (In Russian)

4. Shalenyj V.T. Research and reflection of the problem of life safety in the program Theory and practice of organizational and technological solutions for the preparation of master builders. Methodology of life environment safety // Programma i tezisy IV Krymskoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. pp.79-80. (In Russian)

5. Egorov A.N., D’jachkova O.N., Tilinin Ju.I. Current directions for improving the level of educational process and research in the construction University // Pedagogicheskie paralleli: materialy V Mezhdunarodnaja nauch. -prakt. konferencija. 2018. pp. 201-206. (In Russian)

6. Egorov A.N., Shpric L.M., Gdimiljan N.G. Innovative technologies in construction // Stroitel’stvo i rekonstrukcija, 2015. Vol.3(59). pp. 130-137 (In Russian)

7. Vorona-Slivinskaja L.G., Sychev S.A. Methods of development of the main sections of the master’s thesis as a perspective of modernization of technologies of Full-Assembly construction in Russia // Pedagogicheskie paralleli: materialy V

Mezhdunarodnaja nauchno prakticheskaja konferencija. 2018. pp. 613-617 (In Russian)

8. Bolotin S.A., Drozdov A.D., Nefedova V.K. Some practical aspects of applying bim technology in the educational process // Pedagogicheskie paralleli: materialy V Mezhdunarodnaja nauchno prakticheskaja konferencija. 2018. pp. 73-79 (In Russian)

9. Bolotin S.A., Dadar A.K.H., Mal’sagov A.R. Analysis of modern methods for predicting construction duration // Nedvizhimost’: jekonomika, upravlenie. 2018. Vol.4. pp. 79-83 (In Russian)

10. Kolchedancev L.M., Drozdov A.D., Osipenkova I.G., Stupakova O.G. St. Petersburg school of flow organization of construction // V sbornike: Peterburgskaja shkola potochnoj organizacii stroitel’stva. I Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija, posvjashhennaja 95-letiju so dnja rozhdenija professora Viktora Alekseevicha Afanas’eva. 2018. pp. 79-83 (In Russian)

11. Judina A.F., Evtjukov S.A. Development of housing construction technologies in Saint Petersburg // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. Vol. 1(72). 2019. pp. 110-119 (In Russian)

12. https://www.spbgasu.ru/upload-files/obrazovatdej atelnost/povishenij ekvalifikacii/vnutr enniedoc

METHODICAL APPROACHES TO THE SELECTION OF THE MASTER THESES BY SPECIALTY 08.04.01 «CONSTRUCTION», PROFILE «TECHNOLOGY AND ORGANIZATION OF CONSTRUCTION»

YudinaA.F. ‘, Verstov V.V. 2, Gaido A.N. 3

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 4 Vtoraya Krasnoarmeiskaya ul., Saint

Abstract. The article considers methodological approaches to the selection of topics for final qualifying works in the form of master’s theses in the direction of preparation 08.04.01 «Construction», the profile «Technologies and organization of construction». The authors justify the relevance of the topic based on the experience of training masters at the Department of construction production Technology of the Saint Petersburg state University of architecture and construction. The main requirements of modern professional standards for the formation of competencies of undergraduates are considered.

The authors emphasize the importance of the first stage of research work in the semester, in which students together with the supervisor must identify the problem and determine the direction of work and formulate the topic of the final qualifying work (dissertation), based on the analysis of work experience and relevant documented and undocumented sources. Approaches to the formulation of research topics based on the identification of actual problems in various areas of technology and construction organization are proposed. The corresponding experience of work on the preparation of masters, accumulated at the Department, is analyzed.

For this stage, a number of requirements for the selection of relevant research areas are presented and recommendations based on practical experience in this area are given. Various sources and directions of formulation of topics of graduate qualification works of undergraduates are analyzed. At the same time, the corresponding requirements for the student’s scientific supervisor’s experience are presented. In conclusion, the approaches to evaluating the work of undergraduates in the semester on the basis of a score-rating system, for the implementation of which a system for awarding points for various sections of their research, prepared articles, participation in conferences and case Championships is presented.

Subject: Methodological approaches to the selection of research topics for undergraduates in the direction of training 08.04.01 Construction (master’s level), focused on professional activities in the field of construction of industrial and civil facilities. Materials and methods: critical analysis of the accumulated experience in the selection of topics for master’s final qualifying works. A systematic approach to the formation of appropriate competencies in students.

Читайте также:  Обязанности мастера участка в строительстве

Results: Methodical approaches to the selection of topics for graduate qualification works of undergraduates are formed, examples of the formation of a ball-rating system for evaluating the level of formed competencies of students are presented. Conclusions: The value of the obtained conclusions lies in the possibility of using them at the first stage of research work of master builders when choosing the topic of the dissertation, formulating the problem, goals and objectives of research. Key words: Research problem, master’s degree, dissertation, research topic, master’s degree, score-rating system, relevance/

Источник: cyberleninka.ru

ТОП-10 тем ВКР по строительству

С каждым днем инфраструктура городов, регионов и страны в целом становится более развитой: возведение новых сооружений и зданий, «новостроек» и пр. Спрос на недвижимость остается на высоком уровне уже длительное время. Более того, многие эксперты полагают, что для эффективного управления ресурсами, при наличии свободных денег лучше всего их вкладывать в драгоценные металлы или недвижимое имущество. Кризис, падение цен, инфляция сказывается в последнюю очередь на данных категориях. Поэтому цены на эти «товары» постоянно растут.

ТОП-10 тем ВКР по строительству

С каждым днем инфраструктура городов, регионов и страны в целом становится более развитой: возведение новых сооружений и зданий, «новостроек» и пр. Спрос на недвижимость остается на высоком уровне уже длительное время. Более того, многие эксперты полагают, что для эффективного управления ресурсами, при наличии свободных денег лучше всего их вкладывать в драгоценные металлы или недвижимое имущество. Кризис, падение цен, инфляция сказывается в последнюю очередь на данных категориях. Поэтому цены на эти «товары» постоянно растут.

Для возведения архитектурных сооружений, необходимо иметь соответствующее строительное образование, которое можно получить в СУЗе или ВУЗе. Как и везде, в строительной среде можно выделить две категории специализаций: рабочие (кто занимается непосредственно строительством, самой сложной работой) и административные (управление, контроль документооборот и пр.). Независимо от вида специализации каждый выпускник должен успешно пройти учебный курс, освоить образовательную программу и защитить дипломный проект.

Самые популярные строительные профессии-2020

Если Вы полагаете, что в колледжах и Вузах можно освоить лишь типичные направления, то Вы глубоко заблуждаетесь. Сегодня в данной среде требуются не только «рабочие руки», но и новые специалисты, умеющие грамотно и эффективно управлять всеми процессами, пользоваться новыми технологиями и пр.

Строительные профессии

Профессии связанные со строительством

К числу наиболее востребованных направлений подготовки строительного характера по итогам 2019-2020 учебного года относят:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Технолог. Данный специалист создает проектную и иную документацию, на основе которой будут производиться непосредственно строительные работы, позволит получить разрешение на строительство и пр. Он тесным образом взаимодействует с инженерами, геодезистами, архитекторами и иными экспертами и должен уметь читать чертежи, учитывать рекомендации иных экспертов в части подбора материалов и способов возведения/монтажа и пр. Все нюансы должны быть грамотно отражены в генеральном плане, проекте строительства и иной документации с учетом расчетов, схем и иных характеристик. Фактически он преобразует материалы с практики в формальный вид. Доход этого специалиста достигает 50-60 тысяч рублей.
  • Сметчик. Этот специалист занимается просчётом всех деталей и мелочей, оцениваем возведения зданий и сооружений с экономической точки зрения: материалы, техника, рабочая сил и пр. Его труд оплачивается на уровне 50 тысяч рублей ежемесячно.
  • Строитель. Данная профессия многогранна и включает в себя различные работы: монтажник, шпаклевщик, электрик, сварщик, крановщик и пр. Как правило специалисты этого профиля занимаются непосредственно строительными работами, самой сложной частью. Их доход колеблется от 30 до 200 тысяч рублей. Для отдельных категорий специалистов требуется дополнительный допуск к работам (например, на высоте, со специальным оборудованием (сварка, электрооборудование и пр.).

Что изучают студенты строительного профиля?

Профессиональная подготовка будущих строителей происходит поэтапно. Начинается она с освоения базовой программы, которая предполагает включение общеразвивающих и вводных дисциплин. К их числу относят преимущественно углубленный курс школьной программы (русский язык, черчение, геометрия, физика, химия, математика, высшая математика, теория вероятностей, история, философия, информатика и пр.). Во вводный модуль включают предметы, которые подводят к профилю, раскрывают ключевые термины, понятия, правила и пр.: механика, основы монтажа, специфика строительных конструкций, правила безопасности во время строительно-монтажных работ, стандарты в строительстве и пр.

Что изучают студенты строительного профиля?

Подготовка студентов строительных ВУЗов

Профильный модуль осваивается студентами старших курсов. Здесь они изучают все нюансы, связанные непосредственно с рабочей специальностью: использование электрооборудования в строительстве, сопромат, специфика подбора стройматериалов, планирование строительной деятельности, проектирование зданий и сооружений, основы реконструкций, геодезические работы, инженерная графика и пр.

Важно отметить, что далеко не всем строителям необходимо иметь высшее образование. Для выполнения прикладных работ (непосредственно возведения зданий и сооружений) достаточно иметь диплом бакалавра, но для управления рабочими процессами, разработкой планов, руководства обязательно наличие высшего образования.

Образовательный процесс предполагает обязательное прохождение практики на базе строительной площадки, организации, архитектурного или иного ведомства с учетом выбранной специальности. Здесь студент должен получить представления о будущей работе. Развить реальные профессиональные навыки и качества, пригодные в дальнейшем в повседневной трудовой деятельности. На практике учащиеся обретают и совершенствуют такие навыки, как монтаж конструкций, декоративное строительство (шпаклевка и покраска стен, подготовка помещений к ремонту) и т.д.

Учебный план будущих строителей и руководителей в данной среде также предполагает выполнение курсовых, контрольных, дипломных и научно-исследовательских работ, которые призваны углубить их познания, усовершенствовать навыки по сбору и обработке информации, развить математические и аналитические способности, организаторские возможности, следование четким регламентам и стандартам. Как правило, в курсовых и дипломных проектах присутствует три радела: теоретический, аналитический (на базе конкретного объекта), технический (предполагающий создание новой структуры или модернизацию конкретных элементов). Последний раздел должен иметь конкретные сведения: технико-экономическое обоснование решения проблемы, графическая часть, расчетная (сметная) и проектная часть и пр.

Специфика выполнения ВКР по строительному профилю

Выполнение дипломной работы строительного характера предполагает реализацию практического исследования. Без практики выполнить столь важный проект не удастся.

ВКР строителя

Помощь студентам-строителям в написании дипломной работы

В структуре ВКР будущего строителя обязательно должны присутствовать следующие разделы:

  • Теоретическая глава, призванная раскрыть ключевые моменты по теме: понятия, методики, правила, стандарты и пр.;
  • Аналитическая глава, миссия которой — диагностировать конкретную проблему на примере реального объекта (организации, здания и пр.). Здесь автор должен уметь грамотно оценивать ситуацию, действовать с учетом существующих правил, методик, новых инструментов и технологий и пр.;
  • Расчетно-графическая. В этом разделе студент должен выдвинуть предложение по решение проблемы, обосновав его соответствующими расчетами (экономическая целесообразность), графически (показать, как будет выглядеть предложение внешне) и пр.;
  • Проектная часть. На этой стадии студент учится грамотно и правильно оформлять строительную документацию, выдвигать свое предложение на рассмотрение и одобрение/критику с учетом действующих ГОСТов и т.д.

Выпускник в ВКР должен всесторонне обосновать свое предложение, досконально изучив тему и проблему.

Для выполнения дипломной работы автору потребуется не только учебная и научная литература, но и материалы «с эпицентра событий» (объекта): отчетность, строительная и проектная документация, ГОСТы и законодательные акты. При выполнении ВКР важно соблюдать принципы точности (все расчеты должны быть верными и точными), достоверности (база должна быть проверенной и надежной).

Защита ВКР производится не банальным пересказом, а самым настоящим «трибунным выступлением» с представлением раздаточного материала: презентации дополнительной паки с документами, презентации, чертежами и пр. Притом их наличие является обязательным аспектом.

Уникальность дипломной работы будущего строителя должен быть уникальным, но благодаря наличию практической главы с этим проблем (в 90% случаев) не возникает. Благодаря расчетам, анализу конкретной ситуации прохождение плагиата походит легко.

Топ-10 тем ВКР по строительному профилю

В дипломном проекте новоиспеченный специалист должен продемонстрировать определённые профессиональные навыки и качества:

  • Грамотно описывать проблему исследования;
  • Производить точные математические расчеты, аналитические операции и выдвигать аргументированные выводы и предложения;
  • Формировать строительную документацию с учетом действующих стандартов;
  • Демонстрировать умения по конструированию, проектированию хода строительства;
  • Объективно оценивать собственную гипотезу: реалистичность, достижимость, экономическую целесообразность, безопасность.

Самыми популярными темами выпускных аттестационных работ по строительству по результатам 2019-2020 учебного года стали:

  1. Проектирование одноэтажного жилого дома из монолитного кирпича (на примере конкретной местности, города, поселка);
  2. Основы формирования сметы при строительстве детского сада (на конкретном примере);
  3. Специфика реализации штукатурных работ: понятие, техника, материалы;
  4. Особенности использования сэндвич-панелей при строительстве коммерческих помещений;
  5. Подведение коммуникаций к новопостроенному зданию: понятие способы, проектирование и документальное сопровождение;
  6. Специфика кладки фундамента: выбор материалов, расчет показателей, проектирование и экономическое обоснование;
  7. Специфика формирования проектной документации на примере ООО;
  8. Формирование генерального плана строительства на примере ООО;
  9. Порядок проектирования и строительства кафе;
  10. Особенности работы монтажника при строительстве жилого дома.

Команда образовательного центра готова помочь в выполнении столь нелегкой миссии новоиспеченным строителям, выпускниками строительных СУЗов и ВУЗов. У нас трудятся теоретики (педагоги, ученые) и практики (действующие маляры, бригадиры, инженеры, архитекторы и пр.). Мы гарантируем прочную доказательную базу исследования, надежную информационную основу ВКР, качественные расчеты и графические материалы, грамотное обоснование и решение проблемы. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

Источник: disshelp.ru

Рейтинг
Загрузка ...