Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.
Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.
Аванса не будет
Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:
- бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
- портативных компьютеров,
- легковых автомобилей,
- на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.
Аванс будет не больше 30%
- В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
- Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.
Возможен аванс от 30% до 80%
Что делать, если не схлопываются аванс и отгрузка
На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.
Возможен аванс до 100%
Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:
- печатные издания или подписка на них,
- услуги связи,
- курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
- экспертиза проектной или финансовой документации,
- проведение методических, научно-практических, научных конференций.
Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.
Как искать закупки с авансом?
Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:
- Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
- Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.
Расчет поэтапно
В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.
44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:
Начисление НДС с авансов полученных. Примеры расчета НДС с авансов
- накладные,
- счета-фактуры,
- акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
- документы экспертизы (при необходимости) и др.
После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.
Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.
Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:
- Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
- Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу
Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.
Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.
Расчет после выполнения контракта
Процесс исполнения госконтракта включает в себя:
- Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
- Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
- Оплату.
Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.
Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.
Сроки оплаты
Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:
- не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
- не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.
Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.
Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Источник zakupki.kontur.ruУсловия о цене и порядке расчетов в договоре строительного подряда
Правовое регулирование договора строительного подряда производится в соответствии с § 3 гл. 37 ГК РФ. Существенные условия такого вида договора – предмет и сроки выполнения работ, однако немаловажным является и условие о цене. Настоящая статья посвящена некоторым юридическим аспектам согласования условий о цене и порядке расчетов в договоре строительного подряда.
Общие положения о цене договора строительного подряда.
Проанализировав ст. 746 ГК РФ, можно сделать вывод, что условие о цене не является существенным условием договора строительного подряда, за исключением случая, когда стороны пришли к соглашению о признании его таковым.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Статья 746 ГК РФ закрепляет определенную особенность в согласовании условия о цене в договоре строительного подряда, так как цена договора указывается в смете, то есть документе, в котором фиксируются виды работ и их стоимость.
Если стороны определили в договоре твердую цену, изменить ее можно только по соглашению сторон, в том числе в случае, когда корректировка цены происходит по видам работ в пределах сметной стоимости (Постановление ФАС МО от 13.10.2009 № КГ-А41/10355-09). При этом в соответствии с п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда не было возможности предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Подрядчик может потребовать увеличения установленной цены только в случае существенного возрастания стоимости предоставленных им материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора. Однако в случае отказа заказчика выполнить это требование подрядчику предоставлено лишь право требовать расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ (расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств).
В ГК РФ не указано, в какой момент подрядчик вправе заявить требование об увеличении твердой цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования. Анализ судебной практики свидетельствует, что такие требования могут быть предъявлены до окончания работ, то есть до подписания соответствующих актов приема-передачи, актов выполненных работ и т. д. (Определение ВАС РФ от 07.12.2010 № ВАС-14026/10). Отметим, что решение о согласии на увеличение цены может быть принято полномочным представителем заказчика, указанным в договоре.
Ситуация.
Постановлением ФАС МО от 13.03.2009 № КГ-А40/1319-09 установлено следующее. Подрядчик, потребовав на основании п. 6 ст. 709 ГК РФ увеличения цены в связи с подорожанием горюче-смазочных материалов, получил согласие инженера, который в соответствии с контрактом уполномочен принимать данное решение, а также заказчика, на что указано в итоговом решении инженера от 18.10.2007 № 468. В связи с этим суд признал правомерность требований о взыскании суммы удорожания горюче-смазочных материалов в размере 1 379 724,11 долл. США.
Установив факт несвоевременной оплаты заказчиком работ, выполненных в июне – июле 2006 года, и несвоевременного возврата гарантийных удержаний, суд взыскал с ответчика (заказчика) проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 472 985,36 долл. США, начисленные на суммы долга в порядке ст. 395 ГК РФ.
Не стоит забывать, что согласно п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от него ответа на свое сообщение в течение 10 дней (если законом или договором не предусмотрен для этого иной срок) подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Последний освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Судебная практика свидетельствует о том, что неисполнение данной обязанности даже при наличии подписанного заказчиком акта приема-передачи лишает подрядчика права на оплату дополнительных работ.
Ситуация.
ФАС ВВО в Постановлении от 22.08.2008 № А79-2638/2005 определил, что субподрядчик нарушил обязанность, предусмотренную п. 3 ст. 743 ГК РФ. Поэтому он не вправе требовать от генерального подрядчика оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-монтажных работ подписан его представителем, поскольку данный акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие генерального подрядчика на оплату дополнительных работ. При таких обстоятельствах у генерального подрядчика не возникло обязанности по уплате 250 268 руб. неосновательного обогащения. Оснований для удовлетворения требований субподрядчика у суда не имелось.
В определении в договоре приблизительной цены также имеются некоторые нюансы. Довольно часто стороны устанавливают окончательную цену на основании подписанных актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затратах.
Суды исходят из того, что в таких случаях цена определяется на основании подписанных актов приема-передачи, однако заказчик может возражать относительно выполненного объема работ и их качества. Тогда стоимость работ, как правило, устанавливается на основании заключения строительно-технической экспертизы (Постановление ФАС ЦО от 21.05.2008 № Ф10-1889/08).
Иногда стороны указывают цену в договоре следующим образом: «Стоимость работ является открытой и составляет на момент подписания договора в текущих ценах ориентировочно 1 000 000 руб. с уточнением стоимости работ по фактическому выполнению». В большинстве таких случаев суды определяют цену как приблизительную (Определение ВАС РФ от 01.07.2011 № ВАС-7919/11).
Это означает, что цена будет устанавливаться на основании подписанных между сторонами актов. Однако не подписанные заказчиком акты также могут применяться в качестве доказательств размера цены работ.
Ситуация.
Рассматривая спорную ситуацию, ФАС УО в Постановлении от 20.07.2010 № Ф09-4925/10-С4 указал следующее.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача ему результата работ (ст. ст. 711, 746 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе – немедленно заявить об этом подрядчику.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Подрядчик направил письмом в адрес заказчика акты выполненных работ и уведомление о готовности результата работ к сдаче (опись вложения в почтовое отправление от 24.12.2008). В связи с неявкой последнего для осуществления приемки результата работ подрядчик повторно направил сопроводительным письмом заказчику акты приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.12.2008, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 от 31.12.2008, счет-фактуру от 31.12.2008 (опись вложения в почтовое отправление от 16.04.2009).
Доказательства неполучения данных документов заказчик не представил. Таким образом, поскольку заказчик не привел обоснованные мотивы отказа от подписания актов приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ от 31.12.2008, суд принял подписанные в одностороннем порядке акты и справку в качестве доказательств выполнения подрядчиком работ.
Согласно п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 в договоре может быть установлен способ определения цены или ее составной части.
Ситуация.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 № 09АП-6978/2011, 09АП-7258/2011 указано следующее. В договоре стороны согласовали, что цена работ состоит из сметной, определяемой по приложению к договору, рассчитанной по сметным нормативам, и переменной стоимости, выраженной текущим индексом стоимостного показателя. Таким образом, способ определения цены согласован сторонами и позволяет произвести ее расчет.
Базисный уровень цен утвержден Распоряжением Правительства Москвы от 05.07.1999 № 521-РЗП, а примененные коэффициенты перерасчета сметной стоимости в акте по форме КС-2 и справке по форме КС-3 утверждены Распоряжением Департамента экономической политики и развития Москвы от 06.03.2008 № 7-р в соответствии с Протоколом заседания Межведомственного совета по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы от 27.02.2008 № МВС-2-08.
Учитывая изложенное, суд сделал вывод, что договор является заключенным, а иск заказчика о признании договора незаключенным не подлежит удовлетворению.
Согласно договору выполненные работы подлежат оплате заказчиком в течение 15 банковских дней после подписания акта приема выполненных работ. Поскольку указанные работы заказчиком оплачены не были, с него должна быть взыскана задолженность в сумме 49 063 805,27 руб.
Обязательность оформления актов по унифицированной форме.
Как было сказано выше, в случае установления сторонами приблизительной цены окончательная цена определяется на основании подписанных актов приема-передачи.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 утверждены согласованные с Минфином и Минэкономики унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (введены в действие 1 января 2000 года). В их числе формы КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». В Письме Росстата от 31.05.2005 № 01-02-09/381 указано, что применение унифицированных форм юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, является обязательным.
Однако суды часто признают, что составление акта приемки не по унифицированной форме не может являться безусловным основанием для освобождения заказчика от обязанности по оплате выполненных работ.
Ситуация.
ФАС ВВО в Постановлении от 03.03.2010 № А28-1197/2009 определил, что акт, подписанный заказчиком, является доказательством принятия им выполненных работ на сумму 899 939,81 руб. При этом оформление акта приемки от 10.08.2008 не по форме КС-2 не может служить основанием для освобождения заказчика от исполнения обязанности по оплате фактически выполненных и принятых работ.
При этом компаниям-подрядчикам следует иметь в виду, что из содержания акта, составленного не по унифицированной форме, должны определяться вид и стоимость работ. В противном случае суд может отказать в удовлетворении требований о взыскании стоимости работ, выполненных по договору строительного подряда.
Ситуация.
ФАС МО в Постановлении от 11.01.2010 № КГ-А40/14441-09 указал, что представленный генеральным подрядчиком в подтверждение выполнения работ акт, составленный не по форме КС-2, не позволяет определить наименование и количество выполненных работ, единицу измерения, а также цену за эту единицу. Кроме того, генподрядчик не представил справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Следовательно, вывод суда первой инстанции, что наличие задолженности заказчика перед генподрядчиком по контракту в сумме 15 781 892 руб. не доказано, является обоснованным, а кассационная жалоба генподрядчика удовлетворению не подлежит.
Соотношение понятий «предоплата» и «аванс».
Порядок оплаты работ также не является существенным условием договора строительного подряда. В статье 746 ГК РФ прямо определено, что в случае отсутствия соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ.
Эта статья гласит: если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда
Довольно часто стороны не видят разницы между понятиями «аванс» и «предоплата». Между тем предварительная оплата – это условие договора, в соответствии с которым одна сторона выплачивает другой стороне часть цены договора к определенному сроку. От аванса предоплата отличается сроком, размером, а также сущностью платежа.
Различия в правовой природе аванса и предоплаты нашли отражение и в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС МО от 09.12.2009 прямо указано: довод о том, что у аванса и предоплаты одинаковая правовая природа, не имеет юридического значения и не влияет на квалификацию произведенного покупателем платежа ввиду существенного различия указанных понятий, зависящих от процентного соотношения размера платежа и цены договора.
Таким образом, если договор предусматривает, что в случае просрочки уплаты аванса сроки производства работ сдвигаются на количество дней, равное числу дней просрочки, а договором установлена лишь обязанность заказчика по выплате предоплаты, просрочка уплаты аванса по договору в принципе невозможна. Соответственно, отсутствуют основания применения к заказчику каких-либо мер гражданско-правовой ответственности.
Заключение.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что довольно часто договор строительного подряда заключается на внушительные денежные суммы. Поэтому при согласовании условий договора необходимо анализировать не только действующее законодательство РФ, но и практику его применения, что позволит нивелировать возможные риски.
Источник www.audar-urist.ruПисьмо Минфина России от 17.04.2020 № 24-03-07/31203 «О выплате аванса на выполнение работ, а также приемке и оплате выполненных работ по архитектурно-строительному проектированию и инженерным изысканиям, если контрактом предусмотрено его поэтапное..
Минфин России, рассмотрев обращение по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части порядка установления в контракте аванса на выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию и (или) выполнению инженерных изысканий, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок. Вместе с тем Минфин России считает возможным сообщить следующее.
Согласно подпункту «б» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» порядок выполнения работ по контракту предусматривает наличие отдельного этапа, в рамках которого осуществляются архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, оплата которых производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации о достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что, в случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Таким образом, заказчик осуществляет выплату аванса в отношении отдельного этапа, в рамках которого осуществляются архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, в виде процента от размера цены этапа в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика на соответствующий финансовый год.
При этом приемка и оплата выполненных работ по архитектурно-строительному проектированию и (или) выполнению инженерных изысканий производятся после получения в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации о достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
Источник zakupki-inform.ru