«Дачная амнистия», как исключительный правовой механизм легализации недвижимости, имеет массу преимуществ, но также не лишена недостатков. К примеру, «амнистия» позволяет гражданам в льготном порядке оформить садовый или дачный участок в собственность. Но только при условии, что он не зарезервирован для общественных нужд, не изъят и не имеет прочих ограничений в обороте. При этом для «дачной амнистии» в водоохранной зоне установлены свои особые ограничения.
Особенности «дачной амнистии» в водоохранной зоне
Закон прямо запрещает распределять земельные участки, которые являются частью береговой полосы (ширина такой полосы составляет примерно от 5 до 20 метров). Данные территории признаются общественными, поэтому здесь не допускается частное капитальное строительство.
В водоохранной зоне вне границ береговой полосы участок можно оформить в собственность, но на этой территории действует особый режим хозяйствования: не допускается загрязнение воды, истощение водного объекта, ухудшение среды обитания растений и живых существ. Построенные жилые дома в обязательном порядке должны иметь либо центральную канализацию, либо собственные сооружения для очистки сливаемой воды.
Как построить дом у воды, чтобы его не снесли?
Ширина установленной водоохранной зоны может быть от 50 м (для небольшого озера или ручья) до 500 м (для моря). Еще более жесткие ограничения установлены для прибрежных полос, ширина которых может быть от 30 м до 200 м.
Если же водоем имеет статус источника питьевой воды, то для него в обязательном порядке устанавливается санитарная зона. В пределах этой территории капитальное строительство запрещено, либо серьезно ограничено.
Как решить проблемы землевладельцев в водоохранной зоне
Вот что делать владельцу земли, если участок расположен не только на водоохранной территории, а еще и в санитарной зоне водоема? Человек десятки лет использует участок, но зарегистрировать его в собственность не может, так как земли из охранной зоны второго пояса не подлежат приватизации. Что интересно, ширина такого пояса в некоторых случаях может составить километры.
По информации Росреестра данный запрет лишает тысячи землепользователей возможности оформить в частное владение как землю, так и жилые строения. Для разрешения указанной проблемы регистратор разработал поправки в Земельный кодекс. Нововведения позволят снять ограничения на переоформление земельных участков по «дачной амнистии» в водоохранной зоне второго пояса.
Не пропустите изменения в правилах «дачной амнистии»! Получите профессиональную консультацию у наших экспертов по регистрации недвижимости.
Источник: dachnaya-amnistiya.ru
Изменения в законодательстве в отношении водоохранной зоны от Водного кодекса РСФСР до Водного кодекса РФ
Марушина, Д. А. Изменения в законодательстве в отношении водоохранной зоны от Водного кодекса РСФСР до Водного кодекса РФ / Д. А. Марушина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15546/ (дата обращения: 08.10.2022).
Купил УЧАСТОК, а строить ЗАПРЕЩЕНО I охранная ЗОНА (ижс снт)
Человека всегда тянуло к воде, и особенно сейчас, в современном обществе, наличие земельного участка рядом с водой является показателем статуса и мечтой огромного числа людей. Но невозможно просто захотеть купить земельный участок у водоема и построить там дом — существуют ограничения на территории, прилегающие к водоемам, и со временем и с изменением законодательства эти ограничения изменялись. Рассмотрим ход этих изменений, начиная с появления первого Водного кодекса РСФСР в 1972 году.
Именно в Водном кодексе РСФСР в статье 91 впервые упоминается водоохранная зона как полоса, созданная для защиты водного объекта от загрязнения, засорения и истощения, а также других неблагоприятных явлений, вызванных изменениями физических, химических, биологических свойств вод, снижение их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод. Порядок создания и использования водоохранных зон был определен Советом Министров РСФСР [1].
Согласно Постановлению [2] минимальная ширина воды водоохранной зоны устанавливаются в размерах:
Ширина водоохранных зон, согласно прошлому законодательству
Вид водного объекта
Расстояние от среднемноголетнего уреза воды влетний период по длине реки от истока
Минимальная ширина
от 51 до 100 км
от 101 до 200 км
от 201 до 500 км
Вид водного объекта
от среднемноголетнего уреза воды в летний период и для водохранилищ от уреза воды при нормальном подпорном уровне при площади акватории
Для рек и озёр минимальная ширина прибрежных полос устанавливается в зависимости от среднего многолетнего уровня воды в летний период; для водохранилищ — от уровня воды на нормальном удерживающемся уровне с учетом прогноза переработки берегов на протяжении десятилетнего периода в следующих размерах:
Виды угодий, прилегающих креке, озеру, водохранилищу
Ширина прибрежной полосы (м) при крутизне прилегающих склонов
Обратный инулевой уклон
Уклон до 3 градусов
Уклон более 3 градусов
Луга и сенокосы
Для рек до 10 км от истока ширина прибрежной полосы совпадала с водоохранной зоной. Размеры прибрежных полос рек, озер и водохранилищ внутри населенных пунктов были определены на основе конкретных условий планирования и застройки в соответствии с утвержденным генеральным планом, а при его отсутствии — органами исполнительной власти субъектов РФ при согласовании с бассейновыми водными объединениями Комитета РФ по водному хозяйству, органами государственного санитарного надзора и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ [2].
Указанные в Положении размеры ширины зон определялись на основе физических, географических, почвенных, гидрологических и других условий, а также интересов всех водопользователей, и эти размеры были утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ по предложениям от бассейновых водохозяйственных объединений и органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, и согласовывались со службой землеустройства Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, при участии органов государственного санитарного надзора, а также объединений, которые выполняли функции государственного управления и контроля за использованием, сохранением и защитой лесов [2]. То есть, имея информацию о среднем многолетнем уровне воды в летний период, размеры водоохранных зон были установлены на основании экспертной оценки данных ведомостей.
В границах водоохранных зон были запрещены следующие виды деятельности:
− проведение работ, направленных на борьбу с вредителями и болезнями растений путем использования авиационных химических технологий и пестицидов, а также минеральных удобрений;
− размещение захоронений, хранение навоза, мусора и промышленных отходов;
− вырубка лесов (кроме рубок ухода, санитарных рубок);
− парковка, ремонт и заправка автомобилей;
− проведение промывки пойменных озер, строительство новых и расширение существующих промышленных объектов и социальной сферы без предварительного согласования с органами Государственного комитета по охране природы.
Также в список были добавлены следующие ограничения для прибрежных полос:
− запрещена распашка земли;
− выпас и организация летних скотоводческих лагерей;
− установка палаточных городков.
Введением Постановления Правительства Российской Федерации [3] было признано недействительными Постановление [2].
В 1995 году был принят новый Водный кодекс Российской Федерации, согласно которому водоохранная зона была территорией, прилегающей к водному объекту, на которой устанавливался специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также защиты при ведении хозяйственной деятельности. На этой территории также была создана зона с особыми условиями использования, которая теперь стала называться прибрежной защитной полосой [4].
Процедура установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования теперь определялись Постановлением [3] Правительства Российской Федерации. По сравнению с предыдущим, Постановление [3] претерпело незначительные изменения. Размеры и границы водоохранных зон так же определялись физическими, географическими, почвенными, гидрологическими и другими условиями, но теперь также учитывался прогноз изменений береговой линии водоемов. Список водоемов, для которых была создана водоохранная зона, также был расширен — добавлены моря и болота. Минимальная ширина водоохранных зон реки претерпела минимальные изменения (изменилась ширина водоохранных зон рек длиной до 10 км — с 15 до 50 м), водоохранные зоны озер остались без изменений.
В дополнение к запретам [2] были добавлены следующие:
− в отношении водоохранной зоны: запрет на размещение дачных и садовых участков в зонах с шириной водоохранных зон менее 100 метров и крутизной склонов прилегающих территорий более 3 градусов;
− в отношении прибрежных полос: запрет на складирование вымываемых отвалов и движение автомобилей и тракторов (за исключением транспортных средств особого значения).
В целом положения, изложенные в [3], в значительной степени совпадают с [2].
В 2006 году вступил в силу новый Водный кодекс [5], положения которого действуют и сегодня. Существенные изменения, которые пришли с новым Кодексом, включают следующие пункты:
− к перечню водных объектов добавились каналы и ручьи;
− сократилось число градаций рек;
− водоохранные зоны выделяются без учёта физико-географических, почвенных, гидрологических и другим условий;
− изменилась ширина выделяемых водоохранных зон (таблица 3):
Ширина водоохранных зон, согласно нынешнему законодательству
Вид водного объекта
Расстояние от среднемноголетнего уреза воды влетний период по длине реки от истока
Источник: moluch.ru