Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.
Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.
Изменения в экологическом законодательстве
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.
Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.
Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОГЛАСНО ГЛ. 26 УК РФ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ», ЯВЛЯЮТСЯ:
- — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
- — нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
- — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
- — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
- — загрязнение вод;
- — загрязнение атмосферы;
- — загрязнение морской среды;
- — нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
- — порча земли;
- — нарушение правил охраны и использования недр;
- — незаконная добыча водных животных и растений;
- — нарушение правил охраны рыбных запасов;
- — незаконная охота;
- — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
- — незаконная порубка деревьев и кустарников;
- — уничтожение или повреждение лесов;
- — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
- — экоцид.
Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.
Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.
Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).
На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:
- — экологизацию экономики;
- — создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
- — выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.
Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.
Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.
В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).
Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:
- — наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
- — оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
- — прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.
По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.
По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.
По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
- — глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
- — базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
- — национальный — мониторинг в масштабах страны;
- — региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
- — локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
- — импактный — мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.
Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химический мониторинг — это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.
Физический мониторинг — система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).
Биологический мониторинг — мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.
Экобиохимический мониторинг — мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).
Дистанционный мониторинг — в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.
Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.
Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.
Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.
Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.
Экологический менеджмент на предприятии – это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.
Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.
Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.
При обнаружении фактов нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, следует обращаться в Минприроды Ставропольского края, Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора и межрегиональное управление Россельхознадзора.
Источник: adm-essentuki.ru
Природа отдаст свое
Госдума готовит экологические послабления для приоритетных инфраструктурных проектов
Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который снимает ряд действующих экологических ограничений «в целях повышения устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией». В случае его принятия до конца 2024 года «приоритетные инфраструктурные проекты» можно будет строить в районе Байкала и на других особо охраняемых природных территориях (ООПТ) без государственной экологической экспертизы. Под них разрешат использовать и участки региональных природоохранных территорий. Перечня объектов, для которых будут сделаны подобные послабления, еще нет — его депутаты обещают разработать ко второму чтению.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Поправки к Градостроительному кодексу, законам «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал» и ряду других внесло в Госдуму правительство в конце марта. Из пояснительной записки следует, что документ разработан «в целях повышения устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией».
Документ расширяет действие ряда положений принятого в 2020 году закона, который снял часть ограничений для ускорения железнодорожных строек ОАО РЖД. В частности, тогда было решено, что до конца 2024 года проектная документация «объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», которые планируется построить на ООПТ любого уровня, не обязана проходить экологическую экспертизу. Аналогичное послабление было сделано и для объектов «магистральной инфраструктуры» на Байкальской природной территории. Перечень объектов должно было установить правительство. В пояснительной записке говорилось, что поправки необходимы для «увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба» (см. “Ъ” от 27 июля 2020 года).
В случае принятия свежих поправок эти послабления будут действовать для «реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры».
Документ к таким проектам относит, в частности, магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы. Однако перечень остальных объектов «иной инфраструктуры» должно будет в дальнейшем также определить правительство. Оговаривается лишь, что сюда не могут быть отнесены объекты капитального строительства жилого назначения.
Таким образом, строительство указанной инфраструктуры на ООПТ любого уровня (заповедники, заказники, нацпарки, ботанические сады, природные парки и т. д.), а также на Байкале будет проводиться без государственной экологической экспертизы. Кроме того, в случае принятия законопроекта для строительства такой инфраструктуры можно будет выкраивать участки из региональных природоохранных территорий.
В «Гринписе России» указывают, что ООПТ занимают 12,5% территории страны. Причем большую часть составляют природоохранные территории именно регионального значения (86% от общего числа ООПТ; занимают 52% их суммарной площади). «Если законопроект будет принят, из большей части ООПТ России могут быть вырезаны участки для создания инфраструктуры»,— обращают внимание зеленые.
Эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин опасается, что в перечень правительства может попасть любая инфраструктура — от газопроводов и канализаций до мусоросжигательных заводов и прочих промышленных объектов.
Также эколог указывает, что отсутствие необходимости проводить экологическую экспертизу «представляет серьезную угрозу экологической безопасности страны, может привести к массовым техногенным авариям, разрушению особо ценных и уникальных природных экосистем».
Как правительство и РСПП смягчают экологические требования
В комитете по экологии Госдумы также серьезно обеспокоены законопроектом. Там отмечают, что его положения «полностью противоречат не только режиму охраны ООПТ, но и целям создания таких территорий». «Большинство особо охраняемых природных территорий будут подвергнуты серьезному негативному воздействию от промышленной деятельности, ущерб невосполним,— говорится в заключении комитета.— Предлагаемый подход влечет значительный риск истощения популяций и природных экосистем, нарушения структуры природных биоценозов, распространение возбудителей заболеваний животных и растений, гибель объектов животного и растительного мира ввиду изменения физических характеристик среды». В комитете также обращают внимание, что законопроект не предполагает обязанности осуществления компенсационных мероприятий в связи с негативным воздействием деятельности на природные экосистемы. Кроме того, там считают, что отсутствие конкретного перечня объектов, на которые будут распространяться послабления, создает коррупционные риски «в связи с установлением для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил».
Несмотря на бурное обсуждение, законопроект в среду одобрен Госдумой в первом чтении. Фракции КПРФ, справоросы и «Новые люди» голосовали против. Их претензии были аналогичны тем, что выдвинули экологи.
В ответ на замечания депутатов председатель ответственного комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов заявил, что в законопроекте идет речь только о приоритетных объектах, «а не о коммерческих стройках».
«Если не будет перечня объектов, утвержденных в этом зале ко второму чтению, значит, не будет и законопроекта,— заверил он.— Это позиция нашего комитета и всех семи комитетов соисполнителей».
Вместе с законопроектом принято постановление Госдумы, согласно которому при доработке документа ко второму чтению предстоит учесть ряд принципиальных моментов. Так, в частности, депутаты определят исчерпывающий перечень видов и объектов инфраструктуры, которые могут относиться к приоритетным проектам. Кроме того, необходимо будет уточнить, что строить в ООПТ можно будет лишь в случае соответствия природоохранному законодательству. Планируется также добавить необходимость проведения компенсационных мероприятий при любом строительстве.
Источник: www.kommersant.ru
Национальный проект «Экология»
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.
Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.
Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек
Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.
Финансовое обеспечение
- федеральный проект «Чистая страна» — 124 206,8 млн. рублей
- федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» — 296 223,8 млн. рублей
- федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов опасности» — 36 353,3 млн. рублей
- федеральный проект «Чистый воздух» — 500 139,8 млн. рублей
- федеральный проект «Чистая Вода» — 245 050,0 млн. рублей
- федеральный проект «Оздоровление Волги» — 205 378,9 млн. рублей
- федеральный проект «Сохранение озера Байкал» — 33 944,9
- федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов» — 15 152,0 млн. рублей
- федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» — 6 282,8 млн. рублей
- федеральный проект «Сохранение лесов» — 151 009,8 млн. рублей
- федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» — 2 427 300,0 млн. рублей
Федеральные проекты национального проекта «Экология»
-
сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства сроки реализации: 20.12.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта С.Н.Ястребов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024.
- Руководитель проекта В.Г.Логинов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.С.Осьмаков , заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024.
- Руководитель проекта А.Е.Лихачев , генеральный директор госкорпорации «Росатом» сроки реализации: 01.08.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства сроки реализации: 10.01.2018 – 25.12.2024.
- Руководитель проекта С.Н.Ястребов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.01.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта А.В.Чибис , заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.М.Амирханов , заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.Г.Логинов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.01.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства
Видео о национальном проекте
Министр экологии и природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин о задачах нацпроекта «Экология» в 2019 г.
Реализация национального проекта «Экология» в регионах России
Экология как национальный проект: какой будет рост экономики? Академик Порфирьев Б.Н.
О национальном проекте «Экология» говорили в Совете Федерации
Председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва
Руководитель Проектного офиса «Формирование Единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности» госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва
Другие национальные проекты
Прикрепленные документы 14
Сретенский Клуб
Финансируйте для своего региона https://disk.yandex.ru/i/5HgevvUj-1oR7A
«Строительство завода по безотходной переработке углеродсодержащих отходов на газообразные и жидкие энергоносители экологически безопасным способом. Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства за счёт продуктов переработки древесных отходов, нефтешламов, бытового мусора, низкосортного угля.»
Окупаемость 12 мес. Рентабельность от 100%. Вложение 1,2 млрд. руб. ($20 млн.)
Отходов нет. СО2 перерабатывается. Полигона нет. Экология 100% (без пыли и вони). Годовая прибыль 1,2 млрд. руб. ($20 млн.)
Производительность завода — от 73000 тонн в год полигонного ТБО.
Увеличение производительности в два, четыре и т.д. раза с прибыли предприятия.
Нет таких углеродсодержащих отходов, которых бы нельзя переработать в вторичные ресурсы!
Проект: ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗ БУДУЩЕГО»
Проект: Проект идеология — технология «НРАВСТВЕННОСТЬ»
Инициатива: Сетевой консорциум непрерывного образования
Инициатива: ДИСКУРС — 24 экосоциальная технология
Инициатива: Программа реформ Ковалева — Программа Русского экономического чуда
Инициатива: О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Источник: strategy24.ru