Какие материалы используют для строительства судов

Люксовые яхты (суперяхты) имеют длину от 24 метров, а мегаяхты — от 40 метров. Такие плавательные средства проектируются и собираются судостроительными компаниями по эксклюзивному дизайну, с применением новейших технологий оформления внутренних интерьеров, технического оснащения.

Верфью продумывается каждая мелочь, ведь дорогостоящее судно должно отвечать требованиям современного покупателя и иметь успех продаж. В стремлении удовлетворить потребности взыскательных и богатых клиентов, некоторые модели даже оснащаются лодками, гидроциклами или открывающейся платформой для перевозки авто. Интересно, из чего же строят такие яхты мечты?

Какие материалы используются для строительства суперяхт?

По результатам одного интересного маркетингового исследования, проведенного на рынке яхт больших размеров (от 80 футов) получены следующие результаты:

  • 41% корпусов всех яхт выполнены из алюминия;
  • 26% из композита;
  • 10% из стеклопласика (GRP);
  • 7% из стали и столько же деревянных корпусов;
  • 3% из полимеров с добавлением карбона, стекла, базальта для прочности (FRP);
  • 2% и менее из комбинированных материалов, например сталь с алюминием или деревом.

Из чего делают супер яхты

Профессия «Сборщик корпусов металлических судов»

Алюминий в судостроении

Этот металл идеален для строительства плавательных средств. Впервые использован в 1891 году при создании пассажирского лайнера Le Migron в Швейцарии, а уже спустя 4 года доказал свое преимущество в судостроении.

Возможность массового применения ограничивалась высокой стоимостью (по сравнению со сталью алюминий стоил в 35 раз дороже, данные 1895 года), а также несовершенством технологичных процессов использования «легкого металла» в строительстве лодок, что явилось причиной сильнейшей коррозии алюминиевых корпусов на начальном этапе применения. И только спустя несколько десятков лет эта проблема была устранена добавлением в сплав кремния и магния.

Сегодня в судостроении и машиностроении используется около 4% всего добываемого алюминия. Чистый металл марки АД1 применяется для создания пищевых емкостей, переговорных труб, а сплавы — для изготовления корпусов и надстройки судов. Алюминиевые сплавы имеют высокую прочность, коррозионностойкость, устойчивость к воздействию низких температур, отличной сварочной способностью, формуемостью, эстетичностью. (фото 2_1, 2_2)

Фото 2_1

Фото 2_2

Преимущества использования алюминия в строительстве супер-яхт:

  • снижение веса судна более, чем на 50–60%;
  • увеличение грузоподъемности;
  • улучшение мореходные качеств и управляемости (увеличение скорости, снижение мощности механизмов).

В погоне за совершенством появляются новые составы металлов с улучшенными характеристиками. Например, в 1999 году открыт сплав марки 5059, который оказался прочнее стали, обладает теми же показателями, что и низколегированная сталь S235. Постоянное развитие технологий позволяет верфям создавать суда нового поколения, с прекрасными техническими возможностями.

Прибыль от грузовых судов — фрахтователи, брокеры, судовладельцы и индексы.

Композит и стеклопластик в изготовлении яхт

Использование полимеров делает конструкцию судна в 2 раза легче стальной, что значительно снищает расход топлива и увеличивает грузоподъемность на 50%. Кроме этого, композит имеет отменные эксплуатационные свойства — простота ремонта, коррозионностойкость, прочность, устойчивость к ударам, вибрации, немагничность.

Материал может заменить одной деталью несколько, что сокращает количество соединительных швов и повышает герметичность всей конструкции. Основополагающим фактором применения полимеров в судостроительной отрасли является их взаимодействие с водой — первые несколько месяцев композитный материал впитывает воду и улучшает свои характеристики.

Полимеры используются для создания корпусов яхт, оборудования и различных надстроек: резервуары для топлива, пищи, воды, крышки люков, рубки, вентиляционные каналы, перегородки, обтекатели антенн, мачты. Уникальные свойства делают стеклопластик материалом будущего.(фото 3 Композиты, фото 4 Стеклопластик)

Фото 3

Фото 4

Сталь

Стальные корпуса востребованы при строительстве больших яхт для продолжительного плавания в открытом море. Достоинством прочной конструкции из стали является способность противостоять механическим ударам, например о коралловые рифы в Индийском или Тихом океане. Стеклопластиковые конструкции легко повреждаются при сильных ударах о препятствие, тогда как на стальном корпусе остаются только вмятины.

Еще одним преимуществом стального корпуса служит долговечность и износостойкость. Но внешний вид стали далек от эстетики, нуждается в постоянном уходе, регулярном проведении противокоррозионной обработки, зачистке ржавчины.

В судостроительной индустрии используются углеродистые или низколегированные стали по ГОСТ 5521—93 «Прокат стальной для судостроения». Сталь используется в виде проката (профильного или листового), швеллеров, уголков, профилей и прочих разновидностей. (фото 5_1, 5_2)

Фото 5_1

Фото 5_2

Дерево

Широко используется при строительстве яхт небольших размеров. Если подводную часть стеклопластикового судна достаточно раз в год поднимать из воды для осмотра и очистки, то деревянные модели требуют серьезного ухода. Необходимо постоянно следить за состоянием палубы и корпуса, поскольку агрессивное воздействие окружающей среды негативно сказывается на краске и лаке.

Лодки из дерева подвержены воздействию морских червей-сверлильщиков, которые повреждают конструкцию. Для защиты периодически наносят слой специальной краски. Но несмотря на требовательность в уходе, деревянные яхты подкупают владельцев эстетичным внешним видом. Новые технологии обработки деревянных деталей эпоксидной смолой могут значительно продлить срок эксплуатации судна.

Часто древесина используется для внутренней отделки суден, изготовленных из других материалов (например, стеклопластика) и предоставляет широкие возможности для декорирования лодок. (фото 6_1, 6_2, 6_3)

Источник: tentnakater.ru

Судостроительные материалы

При постройке и ремонте судов применяют различные материалы: металлы, дерево, пластмассы и др., обладающие определенными химическими, физико-механическими и технологическими свойствами, которые учитывают «при постройке и ремонте судовые конструкций.

Каждая поставляемая на судостроительный и судоремонтный заводы партия материала обязательно сопровождается документом — сертификатом, в котором указаны все его качества; в лабораториях заводов материал проходит химические, механические и технологические испытания.

При назначении марок материала для изготовления какого-либо судового изделия (деталей корпусов, механизмов, оборудования) руководствуются действующими правилами Регистра, Государственными стандартами (ГОСТ), отраслевыми нормалями (ОСТ), в которых изложены основные требования, предъявляемые к изделиям в условиях эксплуатации судов.

Сталь. Основным материалом для постройки и ремонта судов служит углеродистая сталь, а для ряда морских и смешанного плавания («река — море») судов — низколегированные стали, обладающие повышенной прочностью и облегчающие массу корпуса. При изготовлении и ремонте корпусных конструкций судов используют только стали по ГОСТ 5521—67.

Судостроительные стали в зависимости от их основных характеристик и назначения изготовляют следующих марок:
углеродистая — С, ВМСт3сн (по ГОСТ 380—71);
низколегированная — 09Г2, 09Г2С, 10Г2С1Д, 10ХСНД (по ГОСТ 5521—67).

Помимо стали ВМСт3сп, металлургические заводы поставляют стали марок: ВМСт3пс, ВМСт3кп, ВКСт3сп, ВКСт3пс, ВКСт3ки (ГОСТ 380—71).

Углеродистую сталь С применяют для постройки и ремонта морских судов; углеродистую сталь ВМСт3сп обыкновенного качества— судов внутреннего и смешанного («река — море») плавания.

Судостроительная сталь должна:
обладать некоторой устойчивостью против коррозии (в воде и на воздухе);
выдерживать обработку в горячем и холодном состояниях;
хорошо свариваться дуговой сваркой;
выдерживать загиб на 180° в холодном состоянии по оправке.

Сталь (в соответствии с ГОСТ 5521—67) поставляют в виде листового и профильного проката; различают:
толстолистовую сталь (толщина листов 4—56 мм); тонколистовую сталь (толщина листов 0,9—3,9 мм);, фасонную (или профильную) сталь (рис. 4): равнобокий угольник, неравнобокий угольник, швеллер (корытный профиль), двутавр, углобульб, полособульб, симметричный полособульб, люковый сегментный (полукруглый), круглые профили.

В судостроении применяют и другие стали с особыми физическими или физико-механическими свойствами: ковкие стали — для изготовления мелких деталей, углеродистые и легированные — для судовых поковок, нержавеющие стали. Последние обладают высокой коррозионной устойчивостью, хорошо свариваются; из них изготовляют крылья для судов на подводных крыльях, облицовки гребных валов, лопатки турбин и др.; однако имеют повышенную стоимость, поэтому применение их ограниченное.

Читайте также:  Общие положения при строительстве газопроводов

Алюминий. Он обладает высокой пластичностью, более высокой коррозионной стойкостью по сравнению со сплавами, созданными на его основе, но имеет низкие механические и литейные свойства, поэтому в судостроении его применяют в виде тонкой фольги, используемой в качестве теплоизоляционного материала.

Алюминиевые сплавы (в них входит 80—90% алюминия) делятся на две группы: обрабатываемые давлением и литейные.

Рис. 4. Профильный прокат:
1 — равнобокий угольник, 2 — неравнобокий угольник, 3 — швеллер, 4 — двутавр, 5 — углобульб, 6 — полособульб, 7 — симметричный полособульб, 8 — люковый профиль, 9— сегментный профиль, 10 — прутковая сталь

Алюминиевые сплавы, обрабатываемые давлением (деформируемые). Рассматриваемые сплавы бывают термически неупрочняемые и упрочняемые.

Термически неупрочняемые сплавы (по сравнению с упрочняемыми) обладают меньшей прочностью, но гораздо более высокой антикоррозионной стойкостью, повышенной пластичностью, хорошей свариваемостью.

К термическим неупрочняемым сплавам относятся: алюминиево-марганцевый и алюминиево-магниевый сплавы.

Алюминиево-марганцевый сплав АМц обладает низкой прочностью, имеет высокую антикоррозионную стойкость и большую пластичность в отожженном состоянии; хорошо сваривается; применяют для изготовления легких выгородок, баков для жидкостей (кроме щелочей и кислот), вентиляционных труб и др.

Алюминиево-магниевые сплавы АМг, АМг5, АМг5В, АМгб, АМг61 обладают высокими антикоррозионными свойствами; при содержании магния меньше 3% прочность их незначительна, при большем содержании магния (свыше 5,5%) прочность сплава увеличивается, но понижается сопротивление коррозии.

Сплавы АМг и АМг5 применяют для изготовления малонагруженных конструкций: легких переборок, трубопроводов, арматуры, бачков, а также для внутренней отделки судов; хорошо свариваются контактной и аргонно-дуговой сваркой, несколько хуже газовой. Из сплава АМг5 изготовляют заклепки.

Сплав АМг5В (средней прочности) наиболее коррозионноустойчив. Сплавы АМг5В, АМгб, АМг61 применяют для изготовления нагруженных прочностных конструкций корпусов судов; хорошо свариваются контактной и аргонно-дуговой сваркой.

К термически упрочняемым сплавам относятся алюминиево-медные сплавы и алюминиевые сплавы для ковки и штамповки.

Алюминиево-медные сплавы (дуралюмины) до изготовления корпусов судов обрабатывают, а затем закаляют в особых масляных ваннах с быстрым охлаждением; имеют прочность, равную прочности некоторых малоуглеродистых сталей. В состав дуралюминов, кроме меди, магния и кремния, упрочняющих сплавы, входит марганец, способствующий измельчению структуры металла. Серьезным недостатком этих сплавов является низкая их антикоррозионная стойкость.

Дуралюмин Д1 применяют для изготовления малонагруженных конструкций корпуса: настилов в корпусе, внутренней обшивки, трапов, дверей, стоек, судовой мебели, а сплав Д6 — для изготовления нагруженных конструкций: переборок, кронштейнов, раскосов. Из сплава Д16, обладающего высокой прочностью, изготовляют заклепки, обшивку и набор корпусов и конструкций.

Алюминиевые сплавы для ковки и штамповки в качестве основы имеют алюминиево-медные сплавы с добавкой легирующих элементов: магния, никеля, железа и кремния. В судостроении применяют сплав АК4, обладающий относительно высокой прочностью, используемый для изготовления несложных штамповок и поковок.

Алюминиевые литейные сплавы сохраняют свойства чистого алюминия с присадками (кремний, магний, медь и цинк), которые улучшают литейные свойства сплава, повышают прочность и твердость, но одновременно уменьшают его пластичность, антикоррозионную стойкость, тепло- и электропроводность.

Алюминиево-кремниевые сплавы (силумины) применяют при фасонном литье. Из сплава АЛ2 изготовляют арматуру, коробки, маховики, барашки, кронштейны и др.

Алюминиево-магниевые сплавы обладают по сравнению с силуминами более высокой антикоррозионной стойкостью и лучшими механическими свойствами.

Наибольшее применение получили сплавы АЛ8 (в закаленном состоянии), АЛ 13 и 45Мг2; из АЛ8 и АЛ 13 изготовляют детали арматуры масляных и топливных систем, вентиляции и дельных вещей; из сплава 45Мг2 —детали и изделия (трубопроводы пресной воды, масляные и топливные системы, судовые механизмы и оборудование, дельные вещи), работающие при высокой температуре, но не выше 100° С.

Основным преимуществом всех алюминиевых сплавов является их малая плотность (2,6—2,8 г/см 3 ), что в три раза меньше плотности судостроительной стали (7,85 г/см 3 ). Поэтому алюминиевые сплавы широко применяют для постройки судов облегченного типа (СПК, СВП, полуглиссеров), а также для изготовления надстроек крупных пассажирских судов.

Лесоматериалы. Все древесные породы делят на хвойные и лиственные. Из хвойных пород в судостроении применяют: сосну, ель, лиственницу, пихту и кедр. Из лиственных — березу, дуб, ясень и красное дерево.

Лесоматериалы применяют в виде бревен, брусьев, брусков, досок, фанеры, столярных и древеснослоистых плит.

Бревна и брусья используют для изготовления деталей, поддерживающих корпусные конструкции при сборке на стапеле и на сборочных площадках.

Из брусков изготовляют обрешетники, подножные решетки и другие судовые конструкции; из досок — переборки, настилы и др.

Фанеру используют для изоляции и декоративной отделки помещений; выпускают различных марок и типоразмеров толщиной от 0,8 до 16 мм; изготовляют из шпона (тонкий слой древесины толщиной 0,4—0,7 мм) различных пород дерева — березы, ореха, дуба и др.

Столярные плиты — это клееные щиты, основа (внутренняя часть) которых состоит из брусков дерева хвойных пород, соединенных между собой клеем или вшпунт, а рубашки (наружная часть) — из шпона или фанеры, наклеенных на основу. Из плит изготовляют крышки столов, боковые стенки и полки шкафов, панели и переборки судовых помещений.

Древеснослоистыё пластики (ДСП) изготовляют в виде плит из листов березового шпона, пропитанных фенолформальдегидными смолами и клеенных при высокой температуре (до 150° С) под давлением (до 300 кГс/см 2 ).

Для защиты древесины от загнивания и придания ей огнестойкости ее пропитывают специальными растворами — антисептиками и антипиренами.

В судостроении применяют материалы, получаемые на химических заводах при помощи синтеза различных органических веществ. В основном используют эластики и пластики (пластмассы).

Эластики обладают высокой эластичностью и сохраняют свою первоначальную форму после снятия усилий.

Пластмассы применяют для изготовления крупногабаритных конструкций, устанавливаемых на металлических корпусах: надстроек, рубок, капов и др., а также переборок и выгородок внутри корпуса. Применение синтетических материалов для изготовления судовых конструкций стало возможным в результате создания специальной группы пластмассовых материалов — стеклопластиков. Этот материал по сравнению с металлом и деревом обладает большой относительной прочностью, не магнитен, не корродирует, стоек против гниения, красится в процессе полимеризации и др.

Стеклопластик — материал сложной композиции, основными составляющими которого является связующее (смола с различными добавками), и армирующий материал. В качестве связующего для стеклопластиков используют ненасыщенные полиэфирные смолы холодного отверждения; армирующий материал — стекловолокнистые наполнители: стеклохолсты, стекложгут, стеклоткани разнообразного плетения. Тканевые материалы подразделяют на ткани из крученых и некрученых нитей (жгутовые ткани или стеклорогожки).

Плотность стеклопластиков зависит от материала и объема армирования и составляет 1,6—1,8 г/см 3 ; стеклопластики в 5 раз легче стали и в среднем примерно в 2 раза легче алюминиевых сплавов.

Стеклопластик подвержен старению, и «прочностные показатели его снижаются как при продолжительном действии нагрузки, так и без нее. Снижение предела прочности только в результате старения составляет 10—20% за 10 лет.

При погружении стеклопластиков в морскую или речную воду прочность его снижается (особенно в первые 10 суток) примерно на 25—35%, а затем незначительно. Для уменьшения величины снижения предела прочности стеклопластика армирующий материал (стеклоткань) обрабатывают гидрофобноадгезионными составами, отталкивающими воду. Например, состав ГВС-9 снижает потери прочности до 10—12%, зависящие от марки смолы и стекловолокнистых наполнителей.

Стеклохолст — армирующий материал, обеспечивает наиболее равномерные (одинаковые по всем направлениям) прочностные свойства стеклопластика. Химически связанный стеклохолст представляет собой хаотически расположенное рубленое волокно, соединенное специальными эмульсиями; легко пропитывается смолой; значительно дешевле стеклотканей. Прочность стеклопластиков, полученных на основе стеклохолста, относительно невелика, поэтому их применяют для изготовления малонагруженных судовых конструкций (надстроек, выгородок и др.) и корпусов мелких судов (катеров, лодок).

Стекложгут используют для подкрепления конструкций в строго определенном направлении (например, для армирования свободных поясков балок набора); применяют для производства балок таврового или полособульбового профиля способом непрерывной протяжки на специальных машинах. В таких балках жгуты во всех элементах ориентированы параллельно направлению подкрепления. Стекложгут применяют также для получения рубленого волокна при изготовлении стеклопластика методом напыления; этот материал (рубленое волокно) близок по свойствам к стеклопластику, армированному стеклохолстом.

Читайте также:  Коэффициенты при работе на высоте в строительстве

Стеклоткани сатинового переплетения и кордные ткани, используемые в качестве армирующего материала, обеспечивают относительно высокую прочность стеклопластика.

У тканей сатинового переплетения каждая нить основы (нити, идущие вдоль направления рулона) проходит над определенным количеством нитей утка, а затем — над группой таких нитей. В этих тканях нет крупных перегибов нитей, как в тканях полотняного переплетения. Поэтому стеклопластики на их основе обладают большей прочностью и жесткостью; эластичны, хорошо укладываются по обводам формы и легко пропитываются смолой. Эти свойства обусловили их широкое применение в судостроении.

Кордные ткани изготовляют как из крученых, так и некрученых нитей. Нити основы кордных тканей связаны относительно слабыми нитями утка и не имеют перегибов. Стеклопластик, армированный кордными тканями, применяют для усиления связей в определенном направлении (например, для палубного стрингера, ширстрека, горизонтального киля, поясков балок и др.).

Изоляционные материалы применяют на судах для тепловой, противопожарной и противошумной изоляции; не должны поддерживать горения, быть стойкими к воздействию влаги, для чего изоляцию покрывают сверху шпаклевкой и окрашивают.

Покрасочные материалы служат для покрытий всех судовых поверхностей. К ним относятся: масляные, смоляные и силикатные краски, свинцовый и железный сурик, белила, лаки, синтетические краски, эмали (на основе пентафталевых смол), этинолевые краски, кузбасский лак и др.

Для лучшей защиты судовых конструкций и обеспечения более длительного срока их службы лакокрасочные покрытия наносят на тщательно зачищенные и загрунтованные поверхности.

Подводные поверхности корпусов морских судов покрывают специальными красками, более стойкими против обрастания корпуса ракушками и водорослями.

Клеи применяются для соединения различных деталей судового оборудования и корпусных конструкций; должны обладать хорошей адгезией (способностью прилипать к поверхности), достаточной прочностью, огнестойкостью, температуроустойчивостью, нетоксичностью и технологичностью.

Бетон получают смешивая судостроительный цемент с водой и наполнителями (песок, щебень и гравий) в определенных пропорциях. Конструктивное соединение бетона и стальной арматуры — железобетон отличается не только хорошей твердостью, но и способностью частично работать на растяжение; применяют для изготовления корпусов железобетонных судов, покрытия палуб, ремонта отдельных корпусных конструкций стальных судов.

Мастики применяют для защиты палуб от воздействия влаги и придания им большей стойкости против механических воздействий и искрообразования (на танкерах). В судостроении и судоремонте применяют специальные мастики (типа «Нева» и др.); ими покрывают палубы после окончания сварочных работ и испытаний их на водонепроницаемость.

К прочим неметаллическим судостроительным материалам относятся: резина, применяемая для прокладок, уплотнения горловин, иллюминаторов, люков, дверей и др.; кожа — для различных прокладок, манжет и отделки мебели (широко используется искусственная кожа); стекло — для изготовления иллюминаторов, зеркал, водоуказательных стекол и др. В качестве отделочных материалов находят применение линкруст, повинол, различные ткани и др.

Источник: www.stroitelstvo-new.ru

МАТЕРИАЛЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ технические материалы, показатели свойств которых отвечают требованиям классификационных норм и правил к материалам для строительства судов или требованиям норм и стандартов (ТУ, ОСТ, ГОСТ) к материалам, используемым в технологических процессах постройки судов. Соответственно различают основные Материалы Судостроительные (Материалы Судостроительные корабля, конструктивные), учитываемые в ведомостях нагрузки масс судна как входящие в его массу, и вспомогательные Материалы Судостроительные(Материалы Судостроительные верфи, технологические), необходимые для обеспечения производственной деятельности, но не увеличивающие спусковую массу судна.

Общие требования к Материалам Судостроительным: функциональное соответствие (прочность, стойкость к рабочей среде, долговечность, безопасность и безвредность, совместимость с другими Материалами Судостроительными; доступность (приемлемая стоимость, возможность своевременного получения в нужных количествах); технологичность (пригодность к переработке в детали и изделия типовыми методами на стандартном оборудовании). Основные пути совершенствования: постепенный переход от природных (древесина, растительные волокна) к искусственным (металлы и сплавы, бетон, минеральные композиты), а затем к синтетическим Материалам Судостроительным (полимеры и композиты на их основе); замена горючих Материалов Судостроительных (ткани, масляные краски, древесина, пробка, войлок) негорючими (металлопласт, асбосилит, стеклоткани, пеностекло); замена дорогих и дефицитных (кожа, цветные металлы и сплавы, высоколегированная сталь, органические растворители) более дешевыми и доступными (биметалл, нетканые материалы, композитные ткани, водные составы); переход от менее технологичных (высыхающие краски, засыпная теплоизоляция, спусковые насалки) к более технологичным (термопластичные краски, щитовая изоляция, спусковые щиты из пластмасс), от универсальных (углеродистая сталь) к специализированным (низколегированная корпусная сталь целевых марок).

Единая классификация Материалов Судостроительных отсутствует. Различают следующие 8 групп Материалов Судостроительных.

Конструкционные Материалы Судостроительные: сталь — углеродистая (С, ВСтЗсп), низко- и среднелегированная (09Г2, 09Г2С, ЮХСНД, 10Г2С1Д, 10Г2С1ДМ), высоколегированная (Х19Н10Т), двухслойная (КД, КД-1, КД-4); алюминиевые сплавы (АМг-5, АМг-61, АМг-61Н); сплавы титана (группа ВТ); бетон и железобетон; древесина; композитные материалы на полимерной основе (стеклопластик, углепластик). Категории толстолистовой стали нормальной прочности (по требованиям Регистра СССР): А (4-60 мм), В (5-30 мм), D (4-40 мм), Е (4 — 40 мм).

Для всех категорий ов = 400-=-490 МПа, от> 235 МПа, 65 27 Дж. Толстолистовая сталь (4-50 мм) повышенной прочности по требованиям Регистра СССР разделяется на категории: А32, D32, Е32, А36, D36, Н36, D40, Е40. Для категорий 32: 310 МПа, 65>25%, при 0°С а»>31 Дж; для категорий 36: ав = 490ч-620 МПа, ат>350 МПа, б5>25%, при 0°С а»>34 Дж; для категорий 40: пв = 530ч-690 МПа, ст»>390 МПа, 65>25%, при 0°С а»>36 Дж.

Материалы Судостроительные для отделки и оборудования судовых помещений, обеспечивающие комфортные условия обитаемости, безопасность людей на судах; теплоизоляционные, огнепреграждающие, противопожарные, вибро- и звукоизолирующие (или поглощающие), декоративно-отделочные, палубных покрытий, гидрозащитные, светотехнические. Основные Материалы Судостроительные этой группы: минеральные волокна (стеклянное, базальтовое, каолиновое, асбестовое, кварцевое) и изделия из них (пряжа, холсты, маты, ткани, бумага, картон); асбоцементные композиции (асбосилит); ткани (органические огнезащищенные, минеральные); полимеры (оргстекло, поликарбонат, полиамиды, полистирол, полиолефины и др.); резина, резинотканевые изделия, линолеум, релин; стекло и ситаллы; полимерные клеи, пропитки и герметики.

Основной ассортимент — штучные (листовые, блочные, щитовые) и непрерывные (рулонные) заготовки и материалы. Материалы Судостроительные для судовых устройств и оборудования (якорного, рулевого, швартового, буксировочного и др.).

Основные Материалы Судостроительные этой группы: чугун (серый, ковкий, антифрикционный, высокопрочный), сталь углеродистая (обычного качества, качественная, конструкционная), низко- и средне-легированная (типов X, ХМ, ХМА, ХН, ХНА и др.), отдельные медные и алюминиевые сплавы. Ассортимент — отливки, поковки, сортовой прокат, литосварные и штампосварные детали.

Материалы Судостроительные для судовых систем и трубопроводов (питательной воды, сжатого воздуха, топлива, смазки, вентиляции, жидких грузов, балластной, осушительной и др.), а также судовой арматуры и насосов. Сюда входят: сталь углеродистая (Ст.

3, 10, 20); сталь низко- и среднелегированная (09Г2С, 12МХ, 15ХМ, Х18Н12Т); медь и медные сплавы; алюминий и его сплавы; полимеры (термопласты и реактопласты), композиты на полимерной основе, специальные сплавы. Ассортимент — трубы, фасонные отливки, поковки и штамповки, листовой и фасонный прокат.

Материалы Судостроительные судовой электротехники, автоматики и связи — преимущественно проводниковые (медь, алюминий), изолирующие (диэлектрические) в широком ассортименте, магнитные, керамика, прецизионные сплавы, композитные на полимерной или минеральной основе. Ассортимент — кабель, проволока, фасонный и листовой прокат, формованные детали и изделия.

Материалы Судостроительные для механического и энергетического оборудования (движительного комплекса, в том числе валов и винтов, ЭУ, механизмов, котлов, теплообменных аппаратов, баллонов сжатых газов). К ним относятся: среднеуглеродистая низко- и среднелегированная сталь для деталей и узлов паровых турбин (валов, роторов, дисков, лопаток, диафрагм, крепежа); высоколегированная сталь и сплавы на нежелезной основе для деталей ГТУ; углеродистые и легированные стали и специальные сплавы для контуров АЭУ; стали и цветные сплавы для гребных винтов, антифрикционные сплавы, припои и т. д. Ассортимент — отливки, поковки, листовой и фасонный прокат.

Читайте также:  Проект строительства 2 этажного дома

Материалы Судостроительные для защиты судов от воздействий внешней среды — противокоррозионные, противообрастающие, антистатические, тепловой защиты и т. д. В основном используются в виде покрытий. Преобладают составы на полимерной основе — шпатлевки, грунтовки, модификаторы ржавчины, краски, эмали, лаки, спецпокрытия, а также металлические и неметаллические материалы устройств протекторной и катодной защиты.

Ассортимент — жидкие, пастообразные, порошковые, листовые (пленочные) Материалы Судостроительные. Технологические Материалы Судостроительные для очистки заготовок и конструкций, для смазки, сварки, литья, нагрева, склеивания, контроля качества, термообработки, спуска судов и прочих операций, проводимых на заводе-строителе. Ассортимент — абразивные и металлические гранулы (зерна, порошки, дробь) для механической очистки металла; органические растворители и различные неорганические соединения, а также поверхностно-активные вещества в составах для очистки; смазочно-охлаждающие жидкости и технологические смазки для обработки резанием и давлением; флюсы, обмазки, присадки, защитные и горючие газы для сварочных работ; формовочно-шихтовые Материалы Судостроительные; консервационные смазки и грунтовки для временной защиты от коррозии; клеи силовые (конструкционные), герметики, в том числе анаэробные; пенофиксирующие составы для испытаний на непроницаемость; иониты для водоочистки, спусковые насалки. Этот ассортимент соответствует тем формам, в которых продукты поставляются промышленностью или применяются в технологических операциях.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Полезное

Смотреть что такое «МАТЕРИАЛЫ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ» в других словарях:

Япония — (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия

Михайлова, Мария Борисовна — Файл:Num1 Мария Борисовна Михайлова Род деятельности: искусствовед, историк архитектуры Место рождения: Москва Гражданство … Википедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

Испания — (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия

Финляндия — (Suomi) Финляндская Республика (Suomen Tasavalta). I. Общие сведения Ф. – государство на С. Европы. Граничит с СССР на В. (длина границ 1269 км), Швецией на С. З. (586 км) и Норвегией на С. (716 км). На Ю. и З. берега Ф … Большая советская энциклопедия

КБМ-401 — … Википедия

Африка. Экономический очерк. Промышленность. Машиностроение и металлообработка — Отрасли, связанные с обработкой металлов, в большинстве африканских стран находятся на начальных стадиях развития, удовлетворяя незначительную часть национальных потребностей в металлоизделиях, инструментах и машинах, в основном несложных по… … Энциклопедический справочник «Африка»

Египет — I Египет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… … Большая советская энциклопедия

Индия — Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс.

Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… … Географическая энциклопедия

Источник: sea_enc_reference.academic.ru

Классификация судов по материалам для корпуса и надстроек

В настоящее время прогулочные суда изготавливают из следующих материалов:

  • сталь,
  • алюминиевые сплавы,
  • стеклопластик,
  • листовой пластик,
  • эластичная синтетическая ткань,
  • дерево.

Материалы могут комбинироваться: корпус стальной, надстройка деревянная.

Различные марки конструкционных сталей применяются для постройки, в основном, водоизмещающих прогулочных судов, для которых весовые характеристики не являются определяющими. Судостроительная сталь — относительно пластичный материал и при ударе корпуса о твердое препятствие он деформируется и, если камень имеет острую кромку, возможна пробоина. Пробоина возможна и при выходе тяжелого корпуса на каменистый берег. Сталь подвержена коррозии, требует регулярного обновления покрытий (окраска, полимерные пленки).

Алюминиевые сплавы применяются двух видов: это различные марки алюминиево-медных сплавов — дюралей (Д16, Д16АТ и т. д.) и алюминиево-магниевых сплавов (АМг5, АМг61 и другие). Дюраль — материал прочный, но с низкой коррозионной стойкостью. Клепаные дюралюминиевые конструкции в судостроении применяются все реже.

Алюминиево-магниевые сплавы более пластичны, хорошо свариваются, при ударе деформируются относительно глубоко, прежде чем прорваться. Это коррозионно-стойкие сплавы, пригодные для контактной и аргонно-дуговой сварки. Ведущие отечественные и зарубежные фирмы выпускают некрашеные корпуса из алюминиево-магниевых сплавов, используя их свойство образовывать защитную окисную пленку.

Стеклопластик — композиционный материал, который состоит из армирующих, связующих и декоративных компонентов. В качестве армирующих компонентов применяются стеклоткани, стекломаты, стеклорогожу и стекложгуты. Стеклопластик обладает большой прочностью на разрыв, например, не уступая стали при равной массе листов обшивки.

В матрицу, которая предварительно покрыта гелькоутом (слоем смолы, смешанной с красителем), в определенном порядке укладывают армирующие материалы и пропитывают их связующими смолами. Стеклопластик не подвержен гниению. Трескается при очень сильных ударах, но при этом редко теряет форму. Слабо сопротивляется истиранию.

Неправильно заведенный якорный канат за ночь, при длительном покачивании судна, может протереть палубу насквозь. Ремонтировать стеклопластик несложно, но необходима сухая теплая погода, иначе стеклопластик не полимеризируется. В настоящее время все чаще используется углеткань, пропитанная кевларом. Этот материал прочнее и легче стеклопластика.

Листовые пластики. Для изготовления гребных и моторных лодок длиной до 4-5 метров применяют так называемые термопласты, в частности, ABC — пластики или полиэтилены. Они поставляются в листах, которые укладывают в вакуум-формовочную машину и разогреваются. После откачки воздуха лист принимает форму матрицы, повторяя все изгибы и выступы (продольные реданы и т. д.).

По прочности термопласты уступают стеклопластикам, не требуют окраски, однако испытывать их на ударную прочность не стоит. Солнечные лучи влияют на эти материалы отрицательно, снижая прочность. Если судно надолго оставить под солнцем на крупных камнях или узкой опоре прицепа, возможны вмятины. Однако известны лодки, которые исправно служат более 20 лет.

Эластичные синтетические ткани , мягкие материалы, армированные различными синтетическими тканями (капрон, нейлон и др.) и покрытые полимерами из группы искусственных каучуков (неопрен, хайполон и др.), используются для изготовления надувных судов. Обладают стойкостью к истиранию и к воздействию атмосферы и водной среды, нефтепродуктов и химикалиев. Надувные лодки изготавливаются сотнями тысяч штук в год на протяжении нескольких десятков лет. Ремонтируются резинотканевые и пластиковые корпуса достаточно легко и просто при помощи соответствующих клеев и заплат.

Дерево — традиционный судостроительный материал. При постройке судов используют доски, бруски и различные виды фанеры (водостойкая, бакелитовая и т. д.). Этот материал подвержен гниению, однако при соответствующей защите и уходе служит десятилетиями. В настоящее время используется при изготовлении штучных судов.

Источник: www.kateralodki.ru

Рейтинг
Загрузка ...