Доброго дня. Слово «ресурсы» мы слышим очень часто. «Тебе нужен ресурс», «будь в ресурсе», «у меня нет ресурсов». Но не всегда мы понимаем, о чем собственно речь.
Давайте определимся, с понятиями.
Но результат нужно понимать. Когда мы не знаем, что хотим получить, то как можно найти на это ресурс?
..виды ресурсов..
Ресурсы могут быть материальные и нематериальные. Первые (материальные) оставим в стороне. Нематериальные ресурсы- это время, информация, социальные связи, наши навыки, способности, знания, здоровье.
Нематериальные ресурсы, в свою очередь, могут быть внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это работа, семья, друзья. Чтобы получать от них энергию нужно к ним подключиться. Внешние ресурсы потенциально могут быть в какой-то момент утрачены.
Внутренними ресурсами можно пользоваться в любое время, независимо от обстоятельств. Например, к ним относятся эмоции, жизненный опыт, черты характера человека, его жизненная философия.
Любой навык, любое умение добавляет нам гибкости и компетентности, увеличивает возможности. К примеру, владение востребованной специальностью позволяет найти хорошую работу, которая позволит зарабатывать деньги и реализовывать определенные желания. Все это про ресурсы.
Fallout 4:Убираем «лимит построек» + Много ресурсов |БЕЗ МОДОВ
Таким образом, ресурсы — это все, на что мы можем опираться, то, что помогает нам двигаться вперед, достигать желаемого результата.
. ресурсы и цель..
Ресурсы эффективно искать под цель.
- Определите точку А: где Вы сейчас
- Определить точку Б: куда вы хотите прийти
- Наметьте шаги от А к Б
4.Напишите 3-6 ресурсов, которые помогут на этом пути (тут можно использовать метафорические карты)
Например, Юлия, 31 год
Ситуация: недавний развод
точка А, сейчас: не верит в себя; постоянное ощущение усталости и упадка сил, много плачет, боится смотреть в будущее.
точка Б, август 2020 года: возвращение опоры на себя; похудеть на 6 кг, поправить здоровье, вернуть жизненную энергию.
С помощью метафорических карт Юлия обозначила следующие свои ресурсы:
1. Заботиться о других
2. Наполнять свою жизнь теплом (маленькие уютные радости)
3. Вступить в женский клуб (она давно смотрит на него)
4. Заняться спортом
5. Позволить себе отдых
6. Оторваться от проблем
При активации ресурсов важно вспомнить, что помогало вам раньше? Например,в 2016 году Юля из небольшого города переехала в мегаполис. Что помогло ей быстрее адаптироваться к новым условиям? Были выделены умение знакомиться с людьми, смелость, хорошая память, аналитический склад ума, прогулки в красивых местах, разговоры с друзьями. Эти ресурсы стоит вспомнить и сейчас, что бы справиться с ситуацией.
. копилка ресурсов.
Что нужно для строительства Ратуши Rise of Kingdoms? Здания, ресурсы и время постройки
Предлагаю такое упражнение
1. Выпишите пять состояний, в которых вам приятно находится. Например, «быть спокойной», «быть уверенной в себе», «иметь интерес к окружающему миру», «иметь мотивацию к действиям».
2. На каждое из перечисленных состояний напишите по одному событию из своей жизни. Опишите эти события детально. Это ваша копилка личностных ресурсов.
3.Когда в жизни наступает сложная ситуация и кажется сил нет, откройте свою копилку, и выберите то состояние, которое вам сейчас хотелось бы испытать. Прочитайте описание к нему, закройте глаза, и представьте как можно более детально эту ситуацию снова. Погрузитесь в этот момент и постарайтесь пережить его еще раз.
Источник: www.b17.ru
Виды ресурсов: природные, минеральные, трудовые и другие
Ресурсами называется все то, что используется для достижения каких-либо целей. Их задачей является удовлетворение потребностей субъектов среды.
Классификация по направленности
На сегодняшний день различают следующие виды ресурсов:
- Трудовые. От них зависит степень качества обслуживания потребностей населения и окружающей среды.
- Природные. К ним относят и атмосферу, и воду, и даже космос. Кроме того, в природные ресурсы включены всевозможные полезные ископаемые.
- Финансовые. В состав этого вида ресурсов входят различные кредиты, капитальные вложения и многие другие банковские операции.
Более общими понятиями являются экономические, информационные и производственные ресурсы.
Классификация по типам
Относительно этого критерия принято различать такие виды ресурсов, как и воспроизводимые, и нет. К первому типу относят все накапливаемые и складируемые объекты. К невоспроизводимым причисляют все остальные. В естественной природе аналогом классификации будет исчерпаемость ресурсов. Также к типовому критерию относят такие свойства объекта, как заменимость, степень потребления и происхождение.
Воспроизводимые ресурсы во время работы сохраняют свою форму и могут использоваться для прочих целей (на следующих этапах). В случае долгого простоя их степень полезности утрачивается и впоследствии не компенсируется. Именно поэтому такие ресурсы называются «мощностью». К ним относят людей, механизмы и условия труда (станки, машины).
Невоспроизводимые ресурсы по окончании работы полностью или частично расходуются. При этом не допускается возможность повторного использования. У такого типа ресурсов нет срока давности. Они могут использоваться как в текущий момент времени, так и в далеком будущем.
Главным свойством этого типа ресурсов является постепенный расход запаса, то есть отсутствие способности к накоплению. Такие ресурсы относят к типу «энергия». Примером могут служить предметы труда, топливо, финансы.
Разновидности ресурсов: финансовые
В экономической теории можно выделить две основные группы источника глобального потенциала. К первой относят материальные виды ресурсов, а ко второй – человеческие. На сегодняшний день существует огромное множество различных комбинаций производственных факторов. В материальные ресурсы входят земля и капитал, в человеческие – предпринимательская и трудовая способности. Все эти факторы направлены на производство товаров и обеспечение услуг.
Главными ресурсами мировой экономики считаются именно финансовые. К ним можно отнести и денежные средства, и ценные бумаги, и дебиторские задолженности, и различные вложения, и прочие операции с капиталом. Особенность этих ресурсов в том, что они считаются неисчерпаемыми, то есть не могут быть полностью потреблены или использованы. В свою очередь, многие из них являются накопляемыми.
Создание финансовых ресурсов необходимо для взаимодействия внешней и внутренней среды. Они представляют собой отдельный тип коммуникации людей и организаций.
Разновидности ресурсов: производственные
К этому типу относят не только различные материалы, готовую продукцию и услуги, но и всевозможные вариации работы. Производственные виды ресурсов имеют одну общую особенность – потребляемость. Все плоды деятельности человека и машины могут быть использованы полностью или частично, но в любом случае они пользуются спросом.
Основным аспектом производственных ресурсов является рентабельность. Иными словами, насколько степень затратности будет соответствовать конечному результату (продукция, услуги). По данному критерию ресурсы могут быть прибыльными, умеренными, убыточными.
За успешность производства отвечают умственные и физические способности работников. Обе характеристики объединяют в трудовые ресурсы. Именно они играют важнейшую роль в осуществлении оптимальной производственной деятельности. В свою очередь, этот вид ресурсов ограничивается трудоспособными возрастными критерием.
В России у мужчин он будет включительно от 16 до 59 лет, а у женщин – от 16 до 54. В некоторых странах работать можно уже с 14 лет и выходить на пенсию к 65 годам.
Разновидности ресурсов: природные
Материалы этого типа используются для различных нужд, производства благ. Природные ресурсы – это совокупность предметов и веществ, находящихся на определенной территории планеты. Это и реки, и озера, и моря, и горы, и животные, и растения. Из подвидов выделяют водные, грунтовые и лесные ресурсы.
В земной коре содержится огромное множество полезных веществ, которые необходимы для комфортного проживания человека. Поэтому именно она считается главным источником природных ресурсов. В ней находятся сотни полезных ископаемых, пригодных для прямого использования или переработки. Например, глина, песок, гранит и прочие материалы незаменимы в строительстве.
По происхождению ресурсы бывают органические и нет. К первой группе относят нефть, уголь, газ, химические элементы. Их добывают как на поверхности, так и на высокой глубине. К неорганическим относят горные породы (камень, руду и т. д.).
Стоит отметить, что все полезные ископаемые в конечном счете являются исчерпаемыми, в том числе водные и лесные ресурсы. Из жизненно важных природных продуктов потребления следует выделить солнце и воздух. Они вкупе с водой являются незаменимыми ресурсами для всего живого на планете. Это касается и фауны, и флоры.
Разновидности ресурсов: электронные
К таковым, в первую очередь, относят цифровые данные. По сути, электронные ресурсы представляют собой все виды информации на соответствующих носителях (жесткий или гибкий диск, флэшка и т. д.). Это глобальная база данных, которая состоит из фильмографии, различных сборников, документов, изданий и проч.
Электронный каталог имеет безграничные возможности. Сегодня цифровые ресурсы занимают первое место среди источников информации. К ним относят электронные библиотеки, энциклопедии, книги, журналы и прочие публикации. Документы представлены в цифровом виде, причем формат может быть различным. То же касается и вариативности языков: русский, английский и любые другие.
Среди пользователей электронных ресурсов могут быть как читатели научных публикаций, так и простые обыватели, включая детей. Цифровые данные делятся на категории в зависимости от направленности: экспертные, специализированные, художественные, социальные, политические и т. д.
Плюс электронной информации в том, что ее можно без труда хранить, сортировать, распечатывать, искать.
Разновидности ресурсов: Интернет
Под эту категорию подходят любые точки Глобальной сети, называемые веб-сайтами. Интернет-ресурсы представляют собой набор страниц, которые размещены во всемирной системе Internet. Они могут быть текстовые, графические, мультимедийные. К первому виду относятся различные документы, напечатанные на клавиатуре, ко второму – картинки, презентации и прочее, к третьему – видеоматериалы, музыка и т. п.
В свою очередь, интернет-сайты бывают статичными и динамичными. Первые основаны на среде программирования HTML, а вторые – на специальных скриптах. Каждый подобный интернет-ресурс хранится на выделенном хостингом сервере. Адрес сайта представляет собой его доменное имя в Глобальной сети.
Самым популярным источником интернет-ресурсов является Всемирная паутина, сокращенно – WWW. На втором месте идет FTP-хранилище со встроенной системой пересылок на файлы. Из прочих стоит выделить E-mail и чат.
Разновидности ресурсов: образовательные
К таковым относят учебные материалы (пособия, конспекты, презентации, доклады и проч.). Образовательные ресурсы могут быть печатными и электронными. В современном мире больший приоритет отдается именно цифровым материалам, хотя в учебных заведениях все еще используются полиграфические издания.
Электронные образовательные ресурсы хранятся на всевозможных носителях: от дискеты до Интернет-облака. Они бывают текстового, графического и мультимедийного формата. Доказано, что для обучения и усвоения информации лучше всего подходят аудио- и видеоматериалы, а также различные презентации. С другой стороны, для здоровья человека полезнее будут именно печатные издания.
Источник: www.syl.ru
Ресурсы, необходимые для СМК
Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 [1] достаточно ясно указано, что « организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые:
а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также
b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований ».
Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда.
В стандарте ISO 9004:2000 [2] этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 [3] к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов.
В итоге мы имеем документы, в которых достаточно подробно описываются ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы. Их в стандарте ISO 9001:2008 названо четыре:
1. Внедрение СМК.
2. Поддержание СМК в рабочем состоянии.
3. Постоянное повышение результативности СМК.
4. Повышение степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований.
Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, сформулированный в начале статьи.
Попытаемся ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК.
Об экономической и методической важности проблемы
Само по себе появление в тексте стандарта ISO 9001:2008 отдельного блока, посвященного менеджменту ресурсов, отразило логический факт признания очевидного: никакая система не будет жизнеспособной без выделения на эти цели соответствующих ресурсов.
Напомним, что в предыдущей версии стандарта ISO 9001:1994 [4] по этому вопросу содержалась всего одна фраза: « Поставщик должен определить требования к ресурсам и предоставить соответствующие ресурсы, включая назначение подготовленного персонала, для менеджмента, осуществления работы и верификации деятельности, включая внутренние аудиты качества » (п. 4.1.2.2 «Ресурсы»). При этом из совокупности различных видов ресурсов в этой версии стандарта ISO 9001 разработчики нашли необходимым напрямую отразить в самом тексте этого стандарта требования лишь о человеческих ресурсах — в разд. 4.18 «Подготовка персонала».
Вместе с тем, как хорошо сказано авторами [5, с. 235], « ни одна, даже самая совершенно разработанная система менеджмента не будет функционировать, если она не обеспечена соответствующими ресурсами ». Именно эти обстоятельства, вне сомнения, привели к появлению в ISO 9001:2000, а затем и в ISO 9001:2008 самостоятельного блока требований к менеджменту ресурсов, начинающегося в разд. 6.1 «Общие положения».
Здесь для нас важно то обстоятельство, что разработчики стандарта ISO 9001:2008 ничего проблемного в толковании и реализации требований этого раздела не увидели. Иначе он был бы дополнен, как минимум, соответствующими примечаниями.
Анализируя другие стандарты на СМК, основанные на ISO 9001, нетрудно выяснить, что их разработчики тоже «не споткнулись» об эти требования. На это указывает тот факт, что в таких стандартах, как ISO/ТS 16949:2009 [6], ISO/ТS 29001:2010 [7], а также в СТО ГАЗПРОМ 9001–2006 [8], в отличие от многочисленных добавлений к другим разделам, к требованиям разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 не добавлено НИЧЕГО.
Не иначе как попав под это «обаяние», вслед за ними никаких «подводных камней» в этих требованиях не увидели и специалисты-практики. Только этим автор может объяснить тот факт, что практически во всех проанализированных им монографиях по вопросам внедрения стандартов ISO серии 9000 и проблемам менеджмента качества НИКАК не комментируются требования разд. 6.1, а пояснения фактически сводятся к их простому цитированию.
Согласитесь, мало чего нового по сравнению с текстом самого стандарта ISO 9001 можно узнать, например, из следующих комментариев к этому разделу специализированного издания [9] (здесь приведен ПОЛНЫЙ текст соответствующего фрагмента): « В соответствии с данным пунктом стандарта вы должны обеспечить организацию необходимыми ресурсами как для поддержания и совершенствования системы менеджмента качества, так и для того, чтобы деятельность организации удовлетворяла потребителей. К числу указанных ресурсов относятся… » [9, с. 69]. Абсолютно аналогичные и совсем «небогатые» комментарии содержатся в книгах [10, с. 60], [11, с. 54], [12, с. 63], [13, с. 84], [14, с. 705].
Более того. Некоторые авторы в своих комментариях в значительной степени «уходят» от требований стандарта. Так, в книге [15] приведен типовой образец «Руководства по качеству», где в разд. 6.1 «Управление ресурсами» предлагается написать следующее (это — ПОЛНЫЙ текст рекомендации по рассматриваемому разделу): « Руководство Завода обеспечивает процессы материально-техническими ресурсами, финансовыми ресурсами, оборудованием (в том числе контрольно-измерительными приборами), человеческими ресурсами, создает необходимую инфраструктуру и обеспечивает производственными условиями, необходимыми для достижения соответствия продукции заданным требованиям и улучшения ее качества » [15, с. 293]. Как видно, здесь авторами ничего не сказано о ресурсах, необходимых собственно для СМК — для ее внедрения, поддержания в рабочем состоянии и повышения результативности.
Далее в этой же книге [15] содержатся рекомендации по проведению внутренних аудитов СМК, в том числе рекомендуется применять для этого контрольный перечень вопросов, или так называемый чек-лист. Так вот, в отношении разд. 6.1 в нем сформулирован всего один вопрос [15, с. 323]: « Имеются ли данные, которые подтверждают, что организация выделила и своевременно предоставила ресурсы, необходимые для:
- внедрения и улучшения процессов СМК;
- повышения удовлетворенности потребителей? »
А это, согласитесь, совсем не эквивалентно проверке соответствия истинным требованиям стандарта ISO 9001:2008.
Все зафиксированное выше не могло не отразиться на четкости и глубине понимания требований разд. 6.1 потребителями стандарта, консалтинговыми структурами, да и, конечно же, сертифицирующими органами. И вот свидетельства этого.
Автор сделал попытку найти более-менее подробные разъяснения того, как интерпретировали требования разд. 6.1 ISO 9001:2008 организации с сертифицированными СМК. Но после анализа Руководств по качеству первых двух десятков выбранных наугад компаний пришлось остановиться, поскольку выявилось, что в подавляющем большинстве случаев по интересующему нас вопросу можно прочитать лишь следующее: « ЗАО (ОО ) «ХХХ» определяет и своевременно обеспечивает выделение необходимых ресурсов для создания и поддержания СМ К и непрерывного повышения ее результативности, а также повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований. К числу выделяемых ресурсов относятся… »
Тиражированность содержания таких заявлений не удивительна. Источником их являются как уже указанные выше монографии, так и другие источники, к которым, естественно, обращаются организации за советом и помощью при внедрении своих СМК.
К последним, например, можно отнести ГОСТ Р 51814.7–2005 [16]. Там в Перечне вопросов по оценке выполнения требований пунктов (подпунктов) / разделов (подразделов) ГОСТ Р 51814.1 (а это аналог ISO/ТS 16949 — прим. авт.) положение, касающееся требований разд. 6.1, изложено методом простого их ПОВТОРЕНИЯ и звучит так: « Определила и обеспечивает ли организация ресурсы, требуемые для:
а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, а также постоянного повышения ее результативности;
б) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований ».
– Порядок определения требований к компетентности персонала компании в соответствии с требованиями стандарта.
– Управление персоналом в рамках СМК, включая подбор и обучение.
– Управление инфраструктурой компании, включая:
- здания, сооружения, производственные и административные помещения;
- технологическое оборудование;
- системы технического обеспечения жизнедеятельности компании;
- средства связи, внутренние и внешние компьютерные сети и связанные с ними средства коммуникации и программное обеспечение;
- транспорт.
– Управление производственной средой, включая установления параметров и мониторинг управления ими ».
Встречаясь в различных изданиях, подобные многочисленные примеры наталкивают читателей на мысль о том, что здесь все просто: занимайся УПРАВЛЕНИЕМ человеческими ресурсами, инфраструктурой и производственной средой — и требования разд. 6.1 будут выполнены фактически сами собой.
Все вышесказанное достаточно наглядно показывает актуальность заданного вопроса: так из чего все-таки состоят те КОНКРЕТНЫЕ действия и виды деятельности, для реализации которых в стандарте требуется определить и предоставить необходимые ресурсы?
А уж ЗАТЕМ, установив это, можно начинать управлять соответствующими ресурсами так, чтобы они использовались результативно и эффективно.
Попытка автора найти ответ на этот вопрос выявила немало интересного.
Цель первая: на что нужны ресурсы при внедрении СМК?
Внедрение СМК — первое из четырех направлений деятельности, для реализации которого организация должна определить и выделить соответствующие ресурсы. При этом — направление ОСОБЕННОЕ.
Внедрение СМК — необходимый этап ее создания.Но не единственный
Читая анализируемый раздел, нетрудно заметить, что разработчики стандарта, распространяя требования разд. 6.1 на внедрение СМ К , по неизвестным причинам не распространили эти требования на два действия, предшествующие этому, а именно: на разработку СМК и ее документирование. Что представляется совершенно нелогичным. Как минимум, по двум причинам.
Во-первых, для разработки и документирования СМК тоже нужны ресурсы, которые необходимо определить и предоставить . А в стандарте ЭТОГО почему-то не требуется.
Во-вторых, в начале разд. 4.1 стандарта ISO 9001:2008 представлен жизненный цикл СМК, включающий деятельность по разработке, документальному оформлению, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и постоянному повышению результативности СМ К . Определение и выделение ресурсов, указанное в разд. 6.1, коснулось НЕ ВСЕХ этих этапов. Вместе с тем, представляется, что если при формировании требований разд. 6.1 и надо было что-то из этих действий исключать, то ВМЕСТЕ с разработкой и документированием логично было исключать и внедрение .
Указанные три действия СОВМЕСТНО являются действиями по СОЗДАНИЮ системы, ПОСЛЕ чего она становится таковой и де-юре , и де-факто . Именно в результате СОВОКУПНОСТИ всех этих трех действий и появляется ТО, что надо поддерживать в рабочем состоянии и результативность чего надо постоянно повышать .
Второе соображение представляется очень важным. Стандарты на системы менеджмента (и, в частности, стандарты на СМК) создавались и создаются не только как модель для применения, но и зачастую как набор критериев для будущей сертификации. А она возможна, естественно, только в отношении уже ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ системы.
При этом аудиторов не должна интересовать ИСТОРИЯ разработки, документирования и внедрения СМК. Во время аудита тот факт, в полной ли мере или нет когда-то В ПРОШЛОМ были выделены ресурсы на внедрение СМК, влиять на результаты оценки соответствия просто-напросто НЕ ДОЛЖЕН. Хотя бы потому, что сама сертификация может проходить спустя годы ПОСЛЕ внедрения СМК.
Аудиторы должны проводить анализ соответствия ВНЕДРЕННОЙ СМК и не отвлекаться на исследование того, «в какую цену» это внедрение обошлось организации. «Оставление» же в разд. 6.1 требований, относящихся к внедрению СМ К , порождает при сертификации специфическую и достаточно пикантную проблему.
С одной стороны, строго следуя стандарту, аудиторы ОБЯЗАНЫ попросить сертифицируемую организацию представить и затем проанализировать свидетельства того, что она определила и предоставила ресурсы, необходимые для внедрения СМК .
С другой же, обращаться с подобной просьбой — значит «ломиться в отрытую дверь»: ведь СМК им ПРЕДЪЯВЛЕНА. Тем самым очевидно, что действия по ее разработке, документированию и внедрению в организации ЗАВЕРШЕНЫ.
А это нельзя интерпретировать иначе, как то, что необходимые для этого ресурсы организацией были в свое время определены и предоставлены . При этом определены и предоставлены исчерпывающим образом — ведь внедренная и функционирующая СМК налицо! Чего и требует в этом месте ISO 9001:2008. Так что ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ оценка аудиторами выполнения организацией данного требования уже изначально ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА. Зачем тогда что-то проверять?
Именно в этом, с точки зрения автора, и проявляется методическая нелогичность включения в разд. 6.1 требований, касающихся определения и выделения ресурсов на внедрение СМК . Тут надо было:
- или ВКЛЮЧАТЬ ВСЕ действия по созданию СМК, в том числе ее разработку и документирование — что исходя из вышесказанного тоже нелогично,
- или ВСЕ эти действия ИСКЛЮЧАТЬ, оставляя для анализа соответствия только требования, относящиеся к уже внедренной, фактически существующей и функционирующей СМК.
Внедрение СМК — завершающий этап ее создания
Так или иначе, но определение и предоставление ресурсов для внедрения СМК в разд. 6.1 обозначено, и, значит, надо определить, КАКИЕ именно действия в него входят.
Решение этой задачи упрощается тем, что два предшествующих действия, создающих основу для внедрения СМК, к моменту ее внедрения должны быть завершены: система должна быть уже и разработанной, и документированной. Поэтому непосредственно для внедрения СМК организации останется осуществить всего несколько дополнительных действий (табл. 1).
Действия, необходимые для внедрения СМК
Примечание. Исходная ситуация: все необходимые для СМК процессы, а также процедуры, рабочие инструкции, положения, правила, регламенты, стандарты и т. п. документы разработаны и утверждены, дополнительная ответственность и полномочия установлены.
Цель вторая. Для чего нужны ресурсы приподдержании СМК в рабочем состоянии?
Элементы инфраструктуры СМК
СМК как любая система состоит из элементов, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии. Для поддержания СМК в рабочем состоянии — а это второе направление деятельности, нуждающееся в предоставлении ресурсов, — необходимо, чтобы в рабочем (т. е. функционирующем) состоянии были все ее элементы. Надо только четко представлять, ЧТО является элементами СМК.
Для стандарта ISO 9001:2008 примеры соответствующих видов деятельности (объектов менеджмента) и механизмов их менеджмента (субъектов менеджмента, являющихся элементами СМК) представлены в табл. 2.
Объекты и субъекты менеджмента качества в СМК
Влияющие на качество виды деятельности, менеджмент которых входит в состав СМК, или объекты менеджмента
Механизмы менеджмента качества (субъекты менеджмента), или элементы СМК
Установление политики в области качества
Правила установления политики в области качества
• сырьем, материалами, комплектующими;
Правила обеспечения квалифицированным персоналом.
Правила обеспечения необходимой инфраструктурой
Правила управления документами
Другие виды деятельности, указанные в
ISO 9001:2008
Правила осуществления всех других видов деятельности
С учетом этого, в отличие от достаточно распространенной точки зрения, автор считает, что элементами СМК или, точнее, ЭЛЕМЕНТАМИ СОБСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СМК являются не сотрудники, финансы, комплектующие, оборудование, средства измерения, производственная среда, склады, документы и т. п., а согласованные между собой ПРАВИЛА управления ими. Перечисленные же компоненты являются либо РЕСУРСАМИ (человеческими, финансовыми, материально-техническими, информационными, интеллектуальными), применяемыми для реализации соответствующих правил (функционирования тех или иных элементов СМК), либо ОБЪЕКТАМИ применения этих правил.
Поэтому, говоря об определении системы качества, вначале данном в стандарте ISO 8402:1986 [20], а затем в стандарте ISO 8402:1994 [21], а именно: « Система качества — это организационная структура, ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для осуществления менеджмента качества » , автор считает, что ресурсы в ее состав изначально были включены неоправданно. Чего нельзя сказать, например, об организационной структуре, установлении ответственности и описаниях процессов, поскольку они, вне сомнения, являются просто одними из специфических ВИДОВ правил.
Поддержание работоспособности элементов СМК
Из вышесказанного следует, что поддерживать СМК в рабочем состоянии означает поддерживать в рабочем состоянии все установленные ПРАВИЛА управления качеством, отраженные в конкретных процедурах, инструкциях, порядках, стандартах, регламентах и т. п. документах. И тогда становится понятным, какие именно действия необходимо для этого осуществлять (табл. 3).
Действия, необходимые для поддержания СМК в рабочем состоянии
1
Примечание. Исходная ситуация: все необходимые для СМК процессы, а также процедуры, рабочие инструкции, положения, правила,регламенты, стандарты и т. п. документы разработаны, утверждены и внедрены.
Цель третья. Для чего нужны ресурсы при повышении результативности СМК?
Что такое «повышение результативности СМК»
Как и в предыдущем разделе, вначале надо определиться с тем, что следует понимать под повышением результативности СМК. Свое мнение автор выразил ранее в статье [22]. В обобщенном виде оно следующее:
1. СМК результативна , если в организации реализована запланированная деятельность и достигнуты запланированные результаты, определенные в Политике и Целях в области качества, включая цели, относящиеся к удовлетворенности конкретных потребителей и ожиданиям рынка.
2. Повышение результативности СМК — повторяющаяся деятельность по повышению способности СМК достигать новых, более высоких целей, вырабатываемых в ходе реализации деятельности по постоянному улучшению.
Если в ходе функционирования СМК руководство организации, основываясь на своей политике в области качества, ПОСТОЯННО ставит перед коллективом все более и более высокие цели в области качества (включая те, которые относятся к удовлетворенности конкретных потребителей и ожиданиям рынка) и СМК ОБЕСПЕЧИВАЕТ достижение этих целей, то тем самым подтверждается появление у СМК на каждом очередном шаге более широких ВОЗМОЖНОСТЕЙ, большего ПОТЕНЦИАЛА! Это и служит доказательством того, что результативность СМК ПОСТОЯННО растет.
Действия по повышению результативности СМК
В контексте нашего исследования для нас важно установить: какими способами или механизмами обеспечивается обсуждаемое повышение результативности СМК ?
Прямые указания на этот счет содержатся в п. 8.5.1 стандарта ISO 9001:2008, где сказано: « Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования:
а) политики и целей в области качества,
b) результатов аудитов,
c) анализа данных,
d) корректирующих и предупреждающих действий, а также
e) анализа со стороны руководства» .
Кроме этого, в стандарте ISO 9004:2000 [2] приведены и другие возможные механизмы повышения результативности СМК, например:
- высшему руководству следует назначить представителя руководства и предоставить ему полномочия для управления, мониторинга, оценки и координации системы менеджмента качества. Это назначение направлено на поддержку результативного…функционирования и улучшение системы менеджмента качества [2, п. 5.5.3];
- постоянное улучшение процессов в организации будет повышать результативность… системы менеджмента качества… [2, п. 7.1.2].
Приведенные примеры, конечно же, не являются исчерпывающими, но позволяют в первом приближении получить ответ на заданный вопрос о содержании третьего направления деятельности, для которого стандарт требует определить и выделить ресурсы (табл. 4).
Действия, необходимые для повышения результативности СМК
Примечание. Исходная ситуация : все необходимые для СМК процессы, а также процедуры, рабочие инструкции, положения, правила, регламенты, стандарты и т. п. документы разработаны, утверждены, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии
Цель четвертая. Для чего нужны ресурсы при повышении степени удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований?
Осталось рассмотреть четвертое, последнее направление деятельности, для реализации которого стандарт требует определять и выделять ресурсы. Это будет нетрудно сделать, поскольку в самом требовании содержится важная подсказка: речь идет о ресурсах, необходимых для выполнения требований потребителей .
Ограниченность требований п. 6.1
Еще раз обратим внимание читателя, что, как и в случае первого из четырех анализируемых направлений деятельности, сформулированное разработчиками стандарта требование представляется не совсем логичным и последовательным. Это следует из того, что в него не вошло требование об определении и предоставлении ресурсов, необходимых для УСТАНОВЛ ЕНИЯ требований потребителей. А ведь, во-первых, без этого шага невозможно организовать само выполнение требований, а во-вторых, для установления требований также нужны ресурсы, которые необходимо определить и предоставить . А в стандарте ЭТОГО опять почему-то НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
Деятельность по выполнению требований
Вместе с тем, задачу все равно надо решать. А поскольку в стандарте речь идет все-таки только о ВЫПОЛНЕНИИ требований, сосредоточимся именно на данной деятельности. Типичный набор действий, обеспечивающих решение этой задачи, представлен в табл. 5.
Действия, необходимые для выполнения требований потребителей
Примечание. Исходная ситуация: требования потребителей определены, проанализированы и оценены как выполнимые организацией, контракт на поставку продукции или оказание услуги заключен.
Первое. Говоря непосредственно о самих требованиях п. 6.1, следует отметить, что они не вполне логичны и последовательны:
a) из триединых совокупностей действий по созданию СМК, а именно «разработка — документирование — внедрение», в требования стандарта о необходимости определения и предоставления ресурсов действия по разработке и документированию почему-то не попали;
б) включенное в стандарт требование об определении и предоставлении ресурсов на деятельность по внедрению СМК фактически является «холостым выстрелом», поскольку на деле не может быть использовано в качестве критерия сертификации: в ходе аудита любая организация будет предъявлять аудиторам ДЕЙСТВУЮЩУЮ СМК, тем самым доказывая выполнение этого требования АВТОМАТИЧЕСКИ;
в) требования о необходимости определения и предоставления ресурсов почему-то не охватили одну из неотъемлемых фаз жизненного цикла продукции — ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ потребителей.
Автор надеется, что этот недостаток будет учтен и устранен в следующей редакции ISO 9001.
Второе. Если, тем не менее, поставить цель реализовать требования, содержащиеся в п. 6.1, то оказывается, что действия, для выполнения которых необходимо определять и выделять ресурсы, в каждом из указанных в этом пункте направлений деятельности вполне конкретны. Их набор представлен в табл. 1, 3, 4 и 5. Здесь остается только добавить, что потребности в соответствующих ресурсах в конкретных организациях могут отличаться от того набора, который автор представил в этих таблицах как наиболее вероятный. Но это — не самое главное.
Главное — это то, что у читателей теперь появится возможность четко обосновать НАПРАВЛЕНИЯ деятельности, на реализацию которых они запрашивают соответствующие ресурсы. В этом, собственно, автор и видел свою задачу, работая над данной статьей.
Кроме того, у читателей появится больше ясности и в вопросе о том, НА ЧТО надо предусматривать и выделять те ресурсы, о которых говорится в п.п. 5.1(е) и 5.6.2(с) стандарта ISO 9001:2008.
В завершение остается обратить внимание читателей, что действия, указанные в табл. 1, 3 и 4, относятся к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА при осуществлении ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ПРОДУКЦИИ, конкретизированной в табл. 5. Поэтому:
- несмотря на эту связь, деятельность по менеджменту качества и деятельность по созданию продукции надо не смешивать, а РАЗЛИЧАТЬ, выделяя целенаправленно ресурсы для каждой из них в отдельности;
- именно из-за наличия этой связи КАЖДАЯ эта деятельность нуждается в обеспечении необходимыми ресурсами НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ДРУГАЯ. В особенности это относится к ресурсам, необходимым для поддержания СМК в рабочем состоянии и повышении ее результативности (см. табл. 3 и 4). Здесь автор полностью солидарен с положением из [6, с. 61]: К ресурсному обеспечению системы менеджмента качества надо относиться столь же строго и затрачивать при этом не меньше усилий, чем при обеспечении ресурсами производства .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
2. ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
3. ISO 9004:2009. Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
4. ISO 9001:1994. Системы качества. Модель для гарантирования качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
6. ISO/ТS 16949:2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности.
7. ISO/ТS 29001:2010. Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги.
8. СТО Газпром 9001–2006. Системы менеджмента качества. Требования. Ч. 1 и 2.
9. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в малом бизнесе. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
10. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в строительстве. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
11. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в области обучения. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
12. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в сфере услуг. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
13. Канне М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009.
14. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. – СПб.: Наука, 2003.
15. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ — к практике. – М.: НТК «Трек», 2004.
16. ГОСТ Р 51814.7–2005. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества.
19. Качалов В.А. Что такое целостность СМК и как ее сохранять? // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 2–3.
20. ISO 8402:1986. Качество. Словарь.
21. ISO 8402:1994. Управление качеством и гарантирование качества. Словарь.
Источник: www.qcert.ru