Чтобы обеспечить нормальное функционирование, строительная организация должна иметь в своем составе подразделения основного производства ( выполнение СМР ), подсобного производства ( изготовление полуфабрикатов ), и по обслуживанию основного строительного производства ( транспорт, снабженческие подразделения и др.).
Все структурные звенья строительной организации связаны между собой с помощью системы управления, которая является ее главным органом.
Схема структуры строительной организации отображает не реальную структуру конкретной организации, а ее функции.
2.Организационные структуры управления строительных организаций
Строительно-монтажные управления (СМУ) и управления начальника работ (УНР) непосредственно занимаются реализацией инвестиционных проектов или их отдельных частей, потребляя ресурсы в ходе строительства зданий и сооружений.
Принципиальной разницы в структуре СМУ и УНР нет. Их задача состоит в организации строительства объектов в сроки, установленные договорами в соответствии с требованиями к качеству выполнения работ. Для этого используются календарные планы, разработанные в составе проекта производства работ (ППР), технологические карты и документы по качеству строительных и монтажных работ.
Мир строительных профессий
Структура аппарата управления сму (унр)
Виды организационных структур этих предприятий треста зависят от их производственной мощности. Во главе аппарата управления СМУ и УНР находится начальник и 2-3 заместителя, которые руководят отдельными видами деятельности предприятия.
Главный инженер занимается производственной и технической деятельностью, отвечает за организацию труда и его безопасность. Ему подчиняются отделы:
производственно-технический (ПТО), организации труда и заработной) платы (ОТиЗ), главногомеханика, старшего инженера по технике безопасности.
ПТО получает из треста или непосредственно от заказчиков проектно-сметную документацию на планируемые к строительству объекты, организует ее изучение, при наличии замечаний оформляет претензии, выдает документацию исполнителю, организует( в случае отсутствия) разработку ППР. ПТО принадлежит основная роль в разработке планов потребности в материалах, изделиях и конструкциях, а также в машинах и механизмах. ПТО способствует лучшей организации производства СМР на объекте и в подсобных производствах; участвует в определении производственных заданий и доведении их до исполнителей, контролирует в ходе производства соответствие выполняемых работ проектно-сметной документации и требованиям строительных норм и правил; проверяет соответствие фактического расхода материалов и труда нормам; следит за соблюдением на строительных площадках требований безопасности при выполнении работ и производственной санитарии
Производственно-технический отдел организует и контролирует ведение исполнительной документации, организует и проводит техническую учебу инженерно-технических работников, а также профессиональную подготовку рабочих.
Тенденции, изменившие роль ИТ в строительстве
Главный механик участвует в определении потребности в строительных машинах и механизмах для строящихся объектов и в разработке планов механизации работ. Он организует обеспечение объектов электроэнергией, сжатым воздухом, кислородом и ацетиленом.
К задачам отдела ОТиЗ относятся: оказание помощи производителям рабств подготовке плановых заданий бригадам, подготовка нормативной базы по организации труда, ведение отчетности по затратам труда на выполнение СМР.
Инженер по технике безопасности обучает работников; безопасным методам производства работ, проводит инструктаж, контролирует соблюдение требований безопасности. Главный экономист отвечает за плановую работу и экономический анализ производственной: и коммерческой деятельности СМУ. Ему подчинены плановый отдел, бухгалтерия, сметно-договорной отдел.
Плановый отдел при участии ПТО с привлечением начальников участков разрабатывает годовые и оперативно-производственные планы работы СМУ и производственных подразделений, подводит итога по истечении плановых периодов, совместно с бухгалтерией ведет учет выполнения плановых заданий и затрат на производство, составляет статистическую отчетность, осуществляет анализ производственно- хозяйственной деятельности СМУ.
Бухгалтерия осуществляет учет затрат на производство анализирует производственно-хозяйственную деятельность подразделений СМУ, составляет бухгалтерский баланс, организует внутрипроизводственный хозрасчет, контролирует правильность расходования материальных затрат, ведет расчеты за выполненные работы, оплачивает заработную плату
Сметно-договорнрй отдел получает от заказчиков проектно-сметную документацию на планируемые к строительству объекты, организует ее изучение, при .наличии замечаний оформляет претензии, выдает документацию исполнителю, организует ( в случае отсутствия) разработку ППР, заключает договора с заказчиками , рассчитывает договорные цены..
Заместитель начальника СМУ по снабжению организует работу по обеспечению строительства объектов материальными ресурсами, для чего ведет маркетинговую работу и заключает договора на поставку материальных ресурсов через отдел снабжения и группу маркетинга. Отдел снабжения совместно с ПТО определяет потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях инструменте, инвентаре, спецодежде; .данные о потребности передает в отдел снабжения треста, частично сам заключает договора на поставку ресурсов стройки. В обязанности отдела снабжения также входит обеспечение быта работников СМУ, поэтому этот отдел часто называют отдел материально-технического обеспечения (МТО).
Инженер по кадрам (в больших УНР отдел кадров) осуществляет (через биржу труда и рекламу) набор рабочих; оформляет документы по приему (увольнению) работников, участвует в повышении квалификации кадров.
Источник: studfile.net
Организационная структура управления в строительном производстве
Структура органов управления строительной организацией: линейная, функциональная и смешанная. Экспедиционный и вахтовый способы производства. Структура управления строительного треста. Децентрализация крупных и иерархических структур, инвестиционный цикл.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.11.2016 |
Размер файла | 257,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тема: «Организационная структура управления в строительном производстве»
Содержание
экспедиционный строительный инвестиционный децентрализация
1. Структура органов управления строительной организацией
1.1 Линейная структура управления
1.2 Функциональная структура управления
1.3 Линейно-функциональная структура управления
1.4 Матричная структура управления
2. Принципы построения организационной структуры управления
3. Формы управления строительными организациями
4. Мобильные строительные организации
4.1 Экспедиционный способ производства
4.2 Вахтовый способ производства
4.3 Экспедиционно-вахтовый способ производства
5. Функции аппарата управления строительными организациями
5.1 Структура управления строительного треста
5.2 Структура управления строительно-монтажного управления
6. Совершенствование организационных форм управления строительным производством
6.1 Децентрализация крупных и иерархических структур
6.2 Децентрализация строительных трестов
6.3 Инвестиции и инвестиционный цикл
Введение
Термин «организация» имеет много значений, как в обиходной речи, так и в экономической лексике. Это, по всей видимости, связано с тем, что вопросы выбора метода, способствующего выполнению поставленных целей, с самого начала сопровождали историю человечества. При этом определенные действия приобретают особое значение только при вдумчивом и планомерном, т.е. рациональном подходе.
Проблемами организации занимались еще на заре цивилизации. Однако особенно жарко разгорались споры о целенаправленном построении организации в тех случаях, когда речь шла о рациональном устройстве крупных общественных образований и учреждений, которые создавались на длительный период.
В ходе экономического развития, одним из этапов которого стала индустриализация, были созданы крупные хозяйственные единицы, что потребовало введения в экономическую сферу организационных принципов и что в свою очередь вызвало еще большую дифференциацию теоретических основ.
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается:
— состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления;
— системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы;
— набор координационных и информационных связей;
— порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.
Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством.
Целью данной работы является изучение организационной структуры управления предприятиями, типов организационных структур и их характеристик, рассмотреть этапы проектирования структур, принципы построения.
1. Структура органов управления строительной организацией
Структура системы управления состоит из отдельных работников, образующих аппарат управления, и технических средств управления. Работник управления выполняет какую-то часть функций управления и занимает должность, которая связана с конкретными правами и обязанностями. Техника управления охватывает всю совокупность орудий труда и технических средств, используемых в процессах управления. В настоящее время техника управления все в большей мере влияет на структуру управления.
Структура управления состоит из звеньев и из ступеней.
Звено управления — это организационно и функционально обособленное подразделение (например, производственный, технический, плановый и другие отделы треста) или специалист соответствующего аппарата управления определенного уровня.
Организационное объединение звеньев управления одного уровня в управленческую структуру образует ступень управления (участок, СУ, трест и т. д.).
Орган управления состоит из одной или нескольких первичных групп, связанных между собой отношениями разделения труда работников.
Первичная группа — это коллектив работников управления, у которых есть общий руководитель, и сами они не имеют подчиненных.
Органы управления по положению в структуре управления делятся на:
Связи между элементами структуры (работниками и органами) могут быть вертикальными (связи руководства и подчинения) и горизонтальными (связи кооперации равноправных элементов).
В свою очередь, вертикальные связи могут быть линейными (обязательное подчинение по всем вопросам управления) и функциональными (подчинение по определенным функциям).
Рисунок 1 — Связи между элементами структуры.
Так, начальник СУ подчинен управляющему треста по вертикали структуры, а между собой начальники СУ поддерживают связи по горизонтали. Непосредственно начальнику СУ подчинены главный инженер, заместители начальника, начальники некоторых отделов и т. д. В то же время главный инженер СУ выполняет указания главного инженера треста по вопросам, связанным с организацией подготовки производства, механизацией работы, внедрением новой техники и т. д. Такая форма подчинения является функциональной.
Работники аппарата управления обычно делятся на линейных руководителей и функциональный персонал.
Линейные руководители — это мастера, прорабы, начальники участков и строительных управлений. Они осуществляют общее руководство деятельностью соответствующей организационной структуры, во главе которой они находятся.
Функциональный персонал способствует реализации процесса управления, обеспечивает систематизацию и подготовку необходимых данных в определенных сферах управленческой деятельности, а также информационную взаимосвязь по горизонтали и вертикали структуры управления по всем вопросам, связанным с выполнением соответствующих функций.
Различают следующие типы структур управления:
1.1 Линейная структура управления
При линейной структуре орган имеет одну вышестоящую и несколько нижестоящих инстанций. Все вопросы решаются по одной линии связи. Каждый руководитель получает информацию только от непосредственных подчиненных и управляет их деятельностью. Только этот руководитель принимает решение по всем вопросам, относящимся к руководимой им сфере производства.
Основными принципами построения линейной структуры является единство распорядительства, строго вертикальное направление обмена информации. Линейные организации эффективны, когда число задач невелико, задачи эти несложны и могут быть решены в ближайшей вышестоящей инстанции.
При такой структуре создаются благоприятные возможности всех уровней управления в реализации поставленной цели. Но при такой структуре между одинаковыми уровнями системы нет связи и по всем вопросам необходимо обращаться к одному руководителю, который должен «знать все». Так как руководители не могут быть специалистами по всем вопросам, то возникает опасность принятия неквалифицированных решений. Кроме того, из-за ступенчатости время передачи информации увеличивается, что соответственно снижает оперативность управления. Это и является недостатком линейной структуры.
К линейной структуре наиболее близка структура небольших строительных участков.
Рисунок 2 — Схема линейной структуры управления.
1.2 Функциональная структура управления
Функциональная структура предусматривает разделение работ по функциям. В органе имеются звенья, которые специализируются на планировании, учете и т. д. Решения, подготовленные этими звеньями, обязательны для выполнения нижней ступенью управления.
Функциональная структура использует знания опытных и высококвалифицированных специалистов, что способствует повышению эффективности управления, ускоряет процесс движения информации, повышает оперативность управления. Но эта структура усиливает функциональный подход, что приводит к рассмотрению вопросов с частных позиций. Она также нарушает принцип единоначалия, единство распорядительства и ответственность за работу, ведет к двойному подчинению. При ней затрудняется координация работ из-за усложнения согласованности распоряжений и очередности их выполнения.
Рисунок 3 — Схема функциональной структуры управления.
1.3 Линейно-функциональная структура управления
Действующие системы управления представляют собой сочетание различных сторон линейной и функциональной структур управления.
В линейно-функциональной или линейно-штабной структуре за основу берется линейная структура, но при каждом звене руководства создается штаб, состоящий из отделов, специализированных по отдельным функциям. Линейный руководитель рассматривает и утверждает подготовленные штабом решения, которые передаются подчиненным линейным руководителям, а на их основе принимаются решения в масштабе своего уровня также с участием штаба.
Принимаемые решения в такой структуре обычно являются квалифицированными, но сам процесс выработки и принятия решений оказывается длительным, так как требует согласования и увязки между различными звеньями. По линейно-функциональной структуре построены практически такие органы управления строительством, как СУ, трест, комбинат и др. Так, в тресте имеется аппарат управления, который является штабом для управляющего треста, осуществляющего линейное руководство деятельностью всех производственных подразделений треста.
Рисунок 4 — Схема линейно-функциональной структуры управления.
При линейно-функциональной структуре сплошь и рядом руководство осуществляется параллельно и линейными, и функциональными руководителями. Так, главный механик треста руководит аналогичными службами СУ, начальник производственного отдела отдает отдельные распоряжения руководителям ПТО управлений и т. п. Более того, для хорошо действующего аппарата управления характерны максимальная самостоятельность и инициатива функционального аппарата. При этом линейный руководитель полностью отвечает за результаты деятельности своих подразделений.
1.4 Матричная структура управления
Последнее время получают развитие новые типы структур управления: структуры с временными (создаваемыми на определенный период) органами и управление по проекту (объекту, проблеме, разработке), получившие название матричных.
В матричных структурах управления, основанных на принципах программно-целевого управления, предусмотрены связи, обеспечивающие увязку функциональных и линейных подразделений в рамках выполняемой задачи. Эту увязку осуществляет специально создаваемый орган или должностное лицо. Так, в проектных организациях главные архитекторы проекта (ГАП) и главные инженеры проекта (ГИП) руководят и отвечают за реализацию проекта, координируя работу различных отделов института по порученному им объекту. Такое управление не изменяет сложившейся системы, но в структуре управления появляется дополнительное звено управления, координирующее по горизонтали вертикальные связи между звеньями.
Примером такой структуры в строительстве являются создаваемые на больших и сложных комплексах штабы строительства. Назначенный во главе штаба руководитель обладает полномочиями решать все вопросы, относящиеся к строительству комплекса, независимо от своего основного должностного положения.
Рисунок 5 — Схема матричной структуры управления.
2. Принципы построения организационной структуры управления
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Наиболее полный перечень принципов формирования, сформирован на основе исследований Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. и мн. др.:
— принцип единства распорядительства и персональной ответственности — исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний;
— принцип четкого функционального разграничения — каждое звено должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функций других подразделений;
— принцип установления точных границ между линейным и функциональным руководством. Линейное руководство — управление производством, функциональное — помощь линейному руководству;
— принцип распространенности контроля, то есть правильное определение нормы управляемости;
— принцип минимизации ступеней управления: чем меньше ступеней в структуре, тем более гибко и оперативно будут приниматься меры на случай любых осложнений, а следовательно, эффективнее будет работа предприятия в целом;
сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления;
— принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица;
— принцип рационального сочетания централизации и децентрализации выполнения функций. При децентрализации руководства повышается активность низовых звеньев управления, которые ближе находятся к производству. При централизации создаются условия для эффективного применения современных средств управленческой техники, специализации подразделений и исполнителей, однако при этом может пострадать оперативность принятия и реализации решений, значительно понизится активность и ответственность нижестоящих звеньев;
— принцип гибкости (в том числе желание модифицировать себя, так как система, по мнению Лебедева О.Т., Каньковской А.Р. сопротивляется изменениям, касающимся способа ее организации) и экономичности — реагировать на изменения внешней и внутренней среды с наименьшими затратами.
3. Формы управления строительными организациями
Строительно-монтажными организациями (СМО) являются тресты и самостоятельные или входящие в состав треста строительно-монтажные управления (СМУ, СУ и т. п.) или хозрасчетные участки — первичные самостоятельные производственно-хозяйственные единицы, непосредственно осуществляющие строительство. Трест обладает всеми правами, предусмотренными Законом о государственном предприятии. При наличии в составе треста строительных управлений трест является хозрасчетным объединением.?
Другую структуру имеет трест-площадка. В состав такого треста не входят управления, и руководство производством осуществляется непосредственно через строительные участки. В последние годы в связи с приватизацией строительных организаций происходит переход от многоступенчатой и иерархической структуры к более простой и экономной. При этом тресты ликвидируются, как лишнее звено, а строительные управления становятся независимыми предприятиями. Для повышения рентабельности работы в новых условиях СУ наращивают мощности.
По виду выполняемой работы тресты могут быть:
Общестроительные тресты через подчиненные подразделения выполняют основные виды общестроительных работ (монтажные, каменные, бетонные, столярно-плотничные и др.). Они являются обычно генподрядчиками.
Специализированные тресты выполняют один вид работы или комплекс из нескольких однородных работ (фундаментостроение, отделочные работы, электромонтажные, санитарно-технические и т. д.). По мере углубления специализации растет число организаций с более узкой технологической специализацией (свайные, гранитно-мраморные работы, монтаж телефонных сетей, промвентиляция и т. д.). Наряду с технологической специализацией в строительстве широко распространена отраслевая специализация, в соответствии с которой различают тресты жилищного, промышленного, железнодорожного, шахтного и других видов строительства.
Специализированные организации, как правило, являются субподрядчиками, но иногда выступают в качестве генподрядчиков (например, тресты фундаментостроения для некоторых ДСК) или выполняют работу по прямому договору с заказчиком;
По району деятельности тресты могут быть:
— тресты городского типа;
Тресты-площадки создавались ранее в промышленном строительстве для выполнения крупных объемов работ на одной площадке.
Тресты городского типа выполняют работы в пределах одного города, территориальные — в пределах определенных районов.
Домостроительные комбинаты (ДСК) — особая организационная форма объединения строительной организации и промышленного предприятия. В функции ДСК входит строительство индустриальными методами из деталей собственного изготовления (крупнопанельных, объемных и т. п.) зданий жилищно-гражданского назначения (преимущественно жилых домов). При этой форме организации в одном предприятии сосредоточен замкнутый технологический цикл строительного производства — от изготовления деталей и транспортировки на площадку до возведения и сдачи объекта в эксплуатацию.
В ДСК нашло отражение развитие всех видов специализации:
— отраслевой — сооружение жилых домов определенной серии;
— подетальной — многосерийное изготовление деталей на определенных заводах, цехах и пролетах;
— технологической — выполнение отдельных видов работ (монтажных, отделочных и др.) постоянными коллективами (бригадами, потоками, управлениями).
ДСК является комбинированной формой строительства, основанной на концентрации производства путем соединения различных предприятий, связанных единой целью, — конечной продукцией, — в комплексное предприятие.
ДСК — наиболее эффективный метод массового строительства, пример соответствия организационной формы индустриальной сущности современного строительного производства. Непрерывный технологический процесс изготовления, транспортировки, сборки и других работ создает оптимальные условия для обеспечения поточной организации строительства.
Повышение уровня специализации позволяет достигнуть высоких показателей на заводе, транспорте и строительстве, сократить сроки и повысить качество строительства.
В ДСК затраты труда на единицу площади ниже на 20. 30%, выход площади на башенный кран выше в 1,7. 1,8 раза, численность аппарата меньше на 15. 17% и рентабельность выше в 1,6. 1,7 раза по сравнению с показателями трестов, ведущих строительство традиционным способом.
Почти все ДСК выступают в качестве субподрядчиков, выполняя в одних случаях весь комплекс работ по надземной части дома, в других — только монтаж, в третьих — монтаж и часть общестроительных и специальных работ. Некоторые ДСК строят и подземную часть зданий. Генподрядчиками для ДСК являются территориальные тресты квартальной застройки, выполняющие комплекс работ по инженерной подготовке территории, подземной части зданий, благоустройству, а также строительство входящих в застройку объектов культурно-бытового назначения и других нежилых зданий (Санкт-Петербург), или тресты фундаментостроения, выполняющие только работы нулевого цикла (Москва и др.). Остальные здания на массиве в этом случае строят другие организации. Вместе с тем имеются ДСК — генподрядчики (в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и др.), у которых общестроительные и специализированные организации по договорам субподряда выполняют все работы по подготовке территории и нулевому циклу, все или часть специальных и отделочных работ.
В зависимости от структуры и особенностей хозяйственного и административно-правового положения входящих в него предприятий ДСК делят на три типа.
ДСК ленинградского типа, называемого так по месту организации, имеют единый строительный баланс. Взаимоотношения между предприятиями внутри комбината регулируются на основе принципов внутреннего хозяйственного расчета. Система управления двухзвенная: управлению комбината подчинены промышленные цехи, строительные и специализированные участки (потоки). Промышленной частью комбината руководит начальник производства, а строительной — гл. строитель.?
ДСК московского типа при централизованном управлении имеют два самостоятельных баланса: промышленный и строительный. Оба сектора на полном хозяйственном расчете. Система управления трехзвенная: управление комбината — заводы, монтажные управления — производственные цехи, строительные потоки.
ДСК такого типа аналогичны строительным трестам, включающим первичные подразделения — строительно-монтажные управления (МУ) и промышленные заводы, специализирующиеся на различных деталях дома. ДСК такого типа обеспечивают ввод почти четверти мощностей, хотя по количеству они составляют менее 1/10 всех домостроительных комбинатов. Крупные масштабы производства на ДСК московского типа создают дополнительные условия для совершенствования производства путем дальнейшего углубления специализации.
ДСК смешанного типа сочетают признаки комбинатов первого и второго типов. Заводы ДСК находятся на самостоятельном балансе, а строи
тельные потоки — на строительном балансе ДСК. Схема управления в промышленном секторе трехзвенная: управление комбината — завод — цех, в строительном — двухзвенная: управление комбината — поток (участок).
Комплектно-блочный метод промышленного строительства предполагает максимальный перенос объемов СМР со строительной площадки в заводское производство предприятий-поставщиков, предприятий-заказчиков и сборочно-комплектовочных предприятий строительной индустрии (находящихся в составе строительных организаций).
На сборно-комплектовочных базах (предприятиях) выполняется агрегирование технологического оборудования, технологических, несущих и ограждающих конструкций в блочные устройства различного типа и назначения, размеры и вес которых ограничиваются лишь условиями транспортировки. В отечественной практике обычно применяют блоки массой до 100 т, прорабатывались варианты 1000 т и более. Транспортировка блоков осуществляется как традиционными средствами, так и перспективным транспортом на воздушной подушке, понтонах.
В результате объем работ непосредственно на площадке сокращается в два раза и более. Строители выполняют нулевой цикл, устанавливают и стыкуют между собой блоки.
Организационной основой метода является новый тип промышленно-строительной системы, объединяющий строительную организацию (ПМК), завод-изготовитель, транспортное подразделение, управление комплектации и специализированное проектно-конструкторское, технологическое бюро и обслуживающие хозяйства.
4. Мобильные строительные организации
География строек, определяемая потребностями народного хозяйства, не может полностью совпадать с расположением строительных организаций, поэтому часть работ приходится выполнять в удаленных от строительной базы районах. Кроме того, даже в районах дислокации крупных СМО на отдельных пусковых объектах возникают пиковые нагрузки, превышающие возможности местной СМО, что порождает необходимость периодической перебазировки части мощностей одних трестов в помощь другим в пределах одного региона. Отсюда возникает задача повышения подвижности (мобильности) строительных организаций.
Мобильность строительного производства — это способность трудовых коллективов и производственных мощностей к перебазированию в короткие сроки на новые места дислокации для обеспечения строительства удаленных от базы объектов.
Проблема мобильности строительных организаций, ставшая одной из наиболее актуальных, решается путем создания специальных мобильных формирований, а также выработки методов повышения мобильности обычных СМО.
Область применения мобильных организаций и их роль в экономике страны состоит в следующем:
1) увеличение строительства в районах с экстремальными природными условиями (осваиваемые районы Севера и Востока,
зона пустынь, на долю которых приходится около 15% всех капиталовложений);
2)производство работ на линейно-протяженных объектах (ЛЭП, нефтегазопроводы, автомобильные и железные дороги);
3) рост объема специализированных работ, требующих высококвалифицированных кадров;
4)пионерное освоение новых районов и площадок;
5)снятие пиковых нагрузок.
Для обеспечения мобильности необходимо соблюдение следующих условий:
1)проектные решения, позволяющие сооружать объекты с минимальными затратами труда непосредственно на строительной площадке;
2)развитая стационарная опорно-тыловая база, снабжающая необходимыми ресурсами мобильные формирования;
3)повышение мобильности строительных машин и создание передвижных баз стройиндустрии;
4)развитие мобильной социальный инфраструктуры;
5)стимулирование подвижности трудовых ресурсов на основе экспедиционно-вахтового метода;
6)специальные организационные формы, обеспечивающие учет названных выше факторов в условиях территориально разобщенного и автономно действующего производства.
Особенностью деятельности мобильных организаций является постоянное освоение новых районов (пионерное освоение), что отличает их от обычных (стационарных) СМО.
К мобильным относятся организации, выполняющие работы на объектах, удаленных от места постоянного жительства работников, когда транспортные условия не позволяют им ежедневно возвращаться к месту проживания.
Рациональной организационной формой мобильной СМО является общестроительный или специализированный трест, объединяющий на едином строительном балансе:
1. Мобильные СМУ (МСМУ), мобильные специализированные СМУ (МССМУ), ПМК, СМП и т. п. ПМК — эффективная форма первичной организации, выполняющей работы в условиях рассредоточенного строительства; имеет широкое распространение в транспортном и сельском хозяйстве. Характерной особенностью работы ПМК является частое перемещение подразделений и возведение объектов в отрыве от местоположения базы.
2. Подразделения, обслуживающие производственную деятельность, — УМ, АТП, УПТК, производственная база (стационарная) и мобильная (передвижные предприятия, цеха, полигоны, РБУ, котельные, электростанции и т. д.).
3. Подразделения по обеспечению жизнедеятельности и бытовых условий в вахтовых поселках.
Специфике мобильного строительства соответствуют такие формы организации труда, как:
— экспедиционный способ производства;
— вахтовый способ производства;
— экспедиционно- вахтовый способы производства.
Имея много общего, эти методы отличаются между собой по ряду элементов: структуре управления, режиму труда и отдыха, организации социальной инфраструктуры и др.
4.1 Экспедиционный способ производства
Экспедиционный способ предполагает перемещение трудовых коллективов без семей на значительные расстояния от мест проживания на срок до завершения работ или на время, ограниченное возможностями человека с размещением в экспедиционных мобильных поселках (или населенных пунктах), максимально приближенных к месту производства работ. По окончании работ поселок перебазируется на новое место, а работники возвращаются к месту семейного проживания. Циклы выездов к месту работы и возвращений домой повторяются в запланированной очередности. Способ характерен неразвитой инфраструктурой на месте производства работ и связанной с этим необходимостью обеспечить условия жизнедеятельности работников в обстановке автономности.
4.2 Вахтовый способ производства
Вахтовый способ исходит из того, что при значительном удалении объектов от мест дислокации строительных организаций и постоянного жительства строителей работа на них осуществляется вахтовым (сменным) персоналом, проживающим без семьи в специальных вахтовых поселках и периодически возвращающимся домой для отдыха. Регулярное чередование периодов труда и отдыха в местах проживания — характерный признак этого метода, применяемого при освоении новых территорий, при рассредоточении объектов, например, в сельском строительстве.
4.3 Экспедиционно-вахтовый способ производства
Экспедиционно-вахтовый способ является комбинацией предыдущих методов и предполагает перемещение на значительное расстояние работников без членов их семей в базовые поселки или города на время экспедиции с дальнейшей их деятельностью по вахтовой схеме.
Экспедиционное и вахтовое строительство характерно особым режимом труда и отдыха, основанным на суммированном учете рабочего времени, накоплении переработки (сверх 8-часового рабочего дня) и систематическим возвращением на место постоянного проживания. При назначении конкретного режима труда и отдыха учитываются климатические и сезонные влияния, удаленность от базы и условия доставки.
Важным элементом социальной подготовки мобильного строительства является развитая инфраструктура, включающая полевые городки (вахтовые поселки), состоящие из жилой, складской и вспомогательных зон. Жилая зона включает в себя жилые дома и здания социально-бытового и культурного обслуживания.
5. Функции аппарата управления строительными организациями
Функции аппарата управления СМО показаны ниже на примере строительного треста и строительного управления (СУ). Эти структуры были на протяжении семидесяти лет практически единственными организационными формами строительных предприятий.
При переходе к рынку, с ликвидацией централизованного управления отраслью, большая часть трестов распалась на различные частные (с государственным участием или без) фирмы, более простые и менее иерархические. Их основой стали СУ. При этом, как правило, увеличилась численность рабочих и сократился аппарат за счет ликвидации подразделений, деятельность которых была в прошлом связана с плановым началом советской экономики. Отпала надобность в плановом отделе, нормировании труда и зарплаты и т. п. Процесс преобразования структур далеко не закончен. Предстоит создать новые функциональные службы, необходимые в рыночных условиях, и соответствующий аппарат.
В то же время, без достаточно мощных строительных предприятий типа треста невозможно осуществление проектов в нефтехимиии, металлургии, строительстве нефтегазопроводов и др. крупных инженерных сооружений. Исходя из этих соображений, далее рассматриваются примеры структур и функций аппарата управления строительных трестов и СУ.
Управление деятельностью строительно-монтажных организаций осуществляют руководители организаций и аппарат управления, состоящий из линейного и функционального персонала. Линейный персонал — старшие прорабы, прорабы, мастера, диспетчеры, геодезисты, участковые механики и др.; функциональный персонал — работники аппарата треста и управлений, выполняющие специализированные функции в подготовке и управлении производством.
5.1 Структура управления строительного треста
Управление трестом осуществляется управляющим и подчиненным ему аппаратом — администрацией треста.
Управляющий трестом назначается вышестоящей инстанцией и является доверенным лицом государства или другого собственника, уполномоченным на основе принципа единоначалия организовать всю работу предприятия, без доверенности действовать от имени треста, представлять трест во всех организациях и учреждениях, распоряжаться в соответствии с планом в пределах, установленных законом, его имуществом и средствами, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке расчетные и другие счета предприятия.
Управляющий имеет право утверждать и изменять оклады заработной платы ИТР и служащим в пределах своих полномочий. В компетенцию управляющего входит право приема на работу и увольнения подчиненных ему работников, которое он реализует в соответствии с трудовым законодательством. Управляющий непосредственно руководит плановым и сметно-договорным отделами, бухгалтерией и отделом кадров. Руководство остальными отделами и службами он осуществляет через своих заместителей, которые по его указанию и на основе действующих правил возглавляют определенные участки управленческой работы и несут за эту работу полную ответственность. Один из заместителей, обычно главный инженер, является первым заместителем управляющего.
Главный инженер ответственен за осуществление технической политики в организациях треста. В его обязанности входят внедрение в производство достижений науки и техники, совершенствование технологии, обеспечение качества работ. Он руководит производственным и техническим отделами, отделами главного механика и энергетика, технолога, лабораторией, направляет работу по охране труда и рационализации.
Заместитель управляющего организует материально- техническое снабжение, транспорт, хозяйственное обслуживание производства, а также коммунально-бытовое обслуживание коллектива треста. Ему подчинены управления комплектации (или контора снабжения), транспортное подразделение, АХО, жилищно-коммунальная контора (ЖКК) и пожарно-сторожевая охрана (ПСО). В крупных трестах эти функции распределяются между двумя-тремя заместителями управляющего. Общей тенденцией становится освобождение строительных организаций от несвойственных их профилю функций — организации жилищно- коммунального хозяйства, содержания объектов культуры и т. п. Однако, в отдаленных и неосвоенных районах, где нет развитой инфраструктуры, строители по-прежнему вынуждены заниматься этой деятельностью.
Заместитель управляющего по экономической работе (главный экономист) руководит планово-экономической работой треста, организует хозяйственную и финансовую деятельность, разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия по улучшению технико-экономических показателей работы треста. Эта должность введена в последние годы в больших трестах. В порядке перераспределения обязанностей между руководством заместителю по экономической работе могут поручить отделы планово-экономический, сметно-договорный, труда.
Его работа должна проводиться в тесном контакте со службой главного бухгалтера, который подчинен непосредственно управляющему.
Составными структурными частями аппарата треста являются:
Они действуют на основе положений, утвержденных управляющим, который назначает руководителей этих подразделений и контролирует их деятельность.
Плановый отдел составляет проекты перспективных, годовых и оперативных планов подрядных и субподрядных работ; планы деятельности предприятий и хозяйств строительной организации; доводит плановые задания до исполнителей, организует учет их выполнения и составляет отчет; согласовывает с заказчиками внутрипостроечные титульные списки; осуществляет экономический анализ производственно- хозяйственной деятельности и разрабатывает предложения по повышению эффективности работы строительной организации.
Производственный отдел ведет подготовку производства (совместно с главным технологом); направляет, систематически контролирует и регулирует производственную деятельность строительно-монтажных управлений и участков, своевременный ввод в действие мощностей и объектов; в соответствии с технологической последовательностью увязывает сроки выполнения работ строительными управлениями и субподрядными организациями; составляет графики строительства и обеспечения его материально-техническими ресурсами.
При диспетчерской форме управления функции производственного отдела ограничиваются в основном подготовкой производства.
Технический отдел принимает от заказчиков проектно-сметную документацию, контролируя ее своевременное поступление, комплектность и качество; обеспечивает технической документацией СУ и субподрядные организации; разрабатывает с участием других подразделений треста планы технического развития и организационно-хозяйственные мероприятия; проводит мероприятия по применению прогрессивных конструкций и эффективных материалов; осуществляет техническую информацию; руководит рационализаторской и изобретательской работой в тресте.
Главный технолог является заместителем главного инженера, руководит отделом (группой) проектирования производства работ и отвечает за подготовку производства и соблюдение технологической дисциплины. Основной обязанностью главного технолога является внедрение передовой технологии и организации работ путем разработки соответствующей проектно-технологической документации, входящей в состав ППР (технологических карт и схем, привязок монтажных механизмов, стройгенпланов, графиков), и организация контроля за их исполнением.
Главный механик, возглавляющий в больших трестах отдел, является заместителем главного инженера по вопросам механизации работ. В его обязанности входят организация и контроль за эксплуатацией собственного и арендуемого парка машин, механизмов и оборудования; обеспечение своевременного и правильного оформления наряд-заказов и соответствующей проектной и сметной документации субподрядным управлениям механизации и контроль за их работой на объектах треста; контроль за работой ремонтно-механических мастерских; внедрение новых машин, оборудования и оснастки.
Главный энергетик является заместителем главного инженера по вопросам энергоснабжения. Он организует и контролирует эксплуатацию энергетического хозяйства и связи на объектах треста; иногда контролирует работу электромонтажных субподрядных организаций.
Сметно-договорный отдел рассматривает и согласовывает сметную документацию, контролирует ее поступление; оформляет договоры подряда и субподряда, контролирует их выполнение и предъявляет санкции при нарушении договоров; контролирует правильность расчетов с заказчиками и субподрядчиками за выполненные СМР; следит за правильным применением поставщиками оптовых цен на промышленную продукцию; разрабатывает планово-расчетные цены на материалы и услуги для подразделений треста.
Отдел (контора) материально-технического снабжения организует получение, доставку и хранение материалов, деталей, конструкций, оборудования, инструмента, спецодежды и инвентаря.
Бухгалтерия осуществляет бухгалтерский учет хозяйственной деятельности, контроль за правильным расходованием материальных ценностей и денежных средств.
Отдел производственных предприятий треста организует эксплуатацию бетонно-растворных установок, полигонов для изготовления бетонных и железобетонных конструкций, деревообделочных цехов и мастерских и т. д.; разрабатывает для них плановые задания, контролирует их производственно-хозяйственную деятельность и распределяет продукцию.
Юрисконсульт (юридический отдел) — обеспечивает правовое обслуживание: участвует в подготовке договоров с заказчиками, подрядчиками, поставщиками и др. контрагентами; подготавливает претензионные иски, представляет свою организацию в арбитражном и гражданском суде; консультирует по всем юридическим вопросам.
5.2 Структура управления строительно-монтажного управления
Структура аппарата строительно-монтажного управления (СМУ, СУ) и приравненных к нему организаций — монтажного управления (МУ), управления начальника работ (УНР), передвижной механизированной колонны (ПМК), постоянно действующего строительно- монтажного поезда (ПДСМП), мостостроительного поезда и т. п. — в основном аналогична структуре треста. Производственными подразделениями СУ являются участки, во главе которых стоят старшие производители работ или производители работ. В подчинении старших прорабов находятся прорабы и строительные мастера, штат которых зависит от объема, сменности и сложности строящихся объектов. Кроме того, на участке могут быть предусмотрены расчетчик, табельщик, кладовщик.
К основным обязанностям прораба относятся: выполнение утвержденных показателей плана работ; обеспечение должного качества работ; рациональное использование трудовых и материальных ресурсов.
Для выполнения этих обязанностей прораб должен детально изучить проектно-сметную и технологическую документацию (ПОС, ППР), своевременно составить или принять участие в составлении заявок на материалы, механизмы, оснастку и др.; обеспечить подготовку фронта работ, составление мастерами нарядов и приемку работ; журналы работ и необходимую исполнительную документацию (акты на скрытые работы,
акты приемки работ и др.); осуществлять необходимые мероприятия по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности на своем объекте; организовывать рационализаторскую работу и содействовать подчиненным в расчетах и оформлении предложений.
Прораб имеет право перестановки подчиненных на участке, утверждать наряды, представлять к поощрению и взысканию подчиненных рабочих, ИТР и МОП.
Строительный мастер является младшим командиром на производстве, в задачу которого входит техническое и организационное обеспечение работы подчиненного ему коллектива (бригады, смены и т. д.). Мастер должен изучить РД и ППР; подготовить фронт работ и необходимый инвентарь и приспособления; рассчитать и выдать заранее наряд на предстоящую работу; провести необходимый инструктаж по охране труда; в период работы давать необходимые отметки, производить другие инструментальные замеры и обеспечивать своевременное поступление материальных ресурсов, а по окончании работы принять ее по количеству и качеству и закрыть наряд.?
Мастер подчиняется производителю работ. Мастерами, как правило, назначаются техники или молодые специалисты с высшим образованием, для которых эта работа является первой ступенью в качестве организатора производства.
Бригадир — непосредственный руководитель низового производственного коллектива. Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более на общестроительных работах и, начиная с 6 человек, — на специальных работах. Коллективы меньшего состава называются звеньями. Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены.
Определенную часть трудового дня он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадирами назначаются наиболее квалифицированные и энергичные рабочие, обладающие организаторскими способностями и пользующиеся авторитетом. Бригадир принимает от мастера задание и распределяет работу между членами бригады. В его обязанности входит проверка фронта работ и обеспечение их качественного выполнения.
6. Совершенствование организационных форм управления строительным производством
В новых условиях внешней экономической среды организационные формы строительных предприятий меняются, приспосабливаясь к ней. Изменения касаются взаимоотношений между:
— центром управления строительной организацией и нижестоящими подразделениями;
— создателем строительной продукции и ее потребителем.
Взаимоотношения между верхним уровнем управления и нижестоящими подразделениями характеризуются понятием централизации. Под централизацией понимается система организации и управления, при которой все нижестоящие органы подчинены центральной власти, центру. Обратный процесс — децентрализация — это ослабление или отмена в целом централизации; применительно к управлению выражается в передаче функций, прав и ответственности с верхних уровней организации на нижние или параллельные.
Иногда в этом значении употребляют термин интеграция — объединение в целое каких-либо частей; в экономике это выражается в процессе взаимного приспособления, расширения экономического, производственного и организационного сотрудничества. Соответственно, дезинтеграция — распадение целого на составные части с полной потерей связи с материнской организацией.
Эти, казалось бы, взаимоисключающие тенденции — децентрализации, с одной стороны, и централизации — с другой, имеют одну основу — рыночные отношения.
6.1 Децентрализация крупных и иерархических структур
В стране имеются большие централизованные организации — бывшие министерства и главные управления, крупные тресты, преобразованные в акционерные общества и объединения различных форм, как правило, с участием государства. Сохранение таких иерархических структур в новых условиях обусловлено рядом причин: значительным объемом госзаказа (федерального, объектов федерации, муниципальных органов); сложностью отдельных отраслей строительства; возможностями таких систем обеспечить более полную загрузку первичных строительных предприятий и организовать снабжение ресурсами, а также выполнение ими ряда функций, которые не под силу отдельным небольшим предприятиям.
Преобразования в подобных структурах направлены на ослабление основного их недостатка — многоступенчатости, которая снижает гибкость управления, сковывает инициативу и заинтересованность непосредственных исполнителей в обстановке, когда именно от этих качеств сегодня зависит успех дела.
Один из возможных вариантов — создание нетрадиционных структур, соединяющих иерархическую систему координации действий всех подразделений, — присущую старой организации, — с наделением первичных подразделений всеми правами юридического лица. Так, в производственно-проектно-агростроительную корпорацию «Нечерноземагропромстрой», — основного подрядчика по строительству на селе, в городах и поселках Нечерноземной зоны, — входит почти полторы тысячи СМО и предприятий, в т.ч. ПСО «Элеваторспецстрой», акционерная компания «Дороги России», несколько межрегиональных ассоциаций и ряд других предприятий.
Имущественные интересы участников обеспечиваются в форме долевого участия в прибыли концерна.
Через корпорацию происходит объединение информационных , технологических, строительных, снабженческих и бытовых возможностей, а также организуется сервисное обслуживание, маркетинговая деятельность. Концерн организует повышение квалификации руководящего персонала и рабочих. Масштаб организации позволяет содержать научно- производственный центр «ЦНИИЭПсельстрой», проводящий работы в сфере деятельности концерна.
Таким образом, за счет частичной децентрализации, при сохранении нескольких уровней управления, удалось соединить преимущества малых предприятий с возможностями большой фирмы.
6.2 Децентрализация строительных трестов
В дореформенное время основной организационной структурой являлся трест, имевший в своем составе несколько строительных управлений. Государство обеспечивало трест заказами, финансированием, материально-техническими ресурсами; ему устанавливались плановые показатели, в том числе фонд заработной платы.
Трест получал проекты и заключал договоры с заказчиками и субподрядчиками, распределял задание каждому СУ, передавал ресурсы и контролировал исполнение. Управления имели определенные права лишь в оперативном исполнении задания.
С переходом к рыночной экономике сложилась ситуация, когда формирование «портфеля» заказов, вся сметно-договорная работа, обеспечение материально-техническими ресурсами сосредоточились у непосредственных исполнителей — СУ, а роль трестов, ставших акционерными обществами, значительно снизилась и часто свелась к нулю. Подразделения, работая самостоятельно и почти независимо от акционерного общества (бывшего треста), не имеют юридических прав и обязанностей. В то же время, АО несет за них определенную ответственность (налоги, финансовые обязательства и пр.). Такая ситуация стала объективной предпосылкой реорганизации АО путем создания на базе подразделений самостоятельных юридических лиц в виде ООО, ЗАО и др.
Одним из вариантов децентрализации явилось выделение из акционерных обществ (б. трестов) самостоятельных юридических лиц на базе их структурных подразделений (б. СУ) с приданием им различного правового статуса. Выход происходит в различных вариантах, с сохранением или без сохранения экономических и административных зависимостей от материнской организации.
Небольшая доля зарплаты не соответствует уровню, сложившемуся в развитых индустриальных странах, и вызвана влиянием сохранившихся до сих пор элементов государственного (в данном случае муниципального) регулирования.
В руководстве управления, кроме начальника, имеется гл. инженер и заместитель начальника. Аппарат сократился, ликвидировался плановый отдел. ПТО остался численно без изменения, но изменились функции работников. В его составе три сметчика, инженер по комплектации и сотрудник, занимающийся договорами.
Увеличился аппарат снабжения, в котором заняты инженер по снабжению, диспетчер, контролирующий подачу заявок и ход поставок, а также кладовщик. На местах работают три техника, закрепленные за участками (кустами), обеспечивающие своевременное снабжение. Увеличилась бухгалтерия (с 5 до 8 чел.). Вместо инженера по труду и нормировщиков, — один нормировщик, обязанность которого — вести табельный учет для начисления зарплаты. В отделе гл. механика, кроме него, участковые механики, энергетик и инженер ППР.
6.3 Инвестиции и инвестиционный цикл
Влияние рынка на отношения по линии потребитель — исполнитель связано в строительстве с понятиями инвестиций и инвестиционного цикла (ИЦ).
Инвестиции — денежные средства и имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или/и социальных результатов. Инвестициями, помимо денежных средств, могут быть банковские кредиты, ценные бумаги, оборудование, патенты, лицензии и другое имущество и имущественные права, использование ко-торых позволяет получить экономический или социальный эффект.
Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности являются инвесторы, осуществляющие вложение средств, а также застройщики, заказчики, подрядчики, поставщики, проектные, банковские, страховые, посреднические организации и пользователи построенных объектов.
Субъекты инвестиционной деятельности могут совмещать несколько функций: застройщик и заказчик, заказчик-проектировщик — строитель-пользователь и т.д. Инвестор самостоятельно определяет размер и направление И, уровень их эффективности. Он имеет право привлекать к реализации и других юридических и физических лиц на основе договоров.
Государство, даже в странах наиболее «чистого капитализма», как например США, не вмешиваясь в оперативную деятельность предпринимателей, постоянно осуществляют свою инвестиционную политику путем различных мер регулирования: предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, установлением налоговых и таможенных льгот и норм амортизации; а также контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, условиями пользования землей и др. природными ресурсами, антимонопольными мероприятиями, приватизацией государственной собственности и многими другими рычагами воздействия. Сильным средством вмешательства государства служат общенациональные и локальные инвестиционные программы, иногда с установлением прямого управления их осуществлением.
Источник: otherreferats.allbest.ru
Структурные подразделения: виды, особенности, налогообложение
В небольших организациях распространённым является положение дел, когда выполнение одной функции закреплено за конкретным сотрудником или же он выполняет несколько заданий. По мере роста уже несколько работников занимаются тем же самым.
На этом этапе развития появляется необходимость объединения этих лиц в определённые подразделения, именуемые отделами, группами, участками, секциями, звеньями, цехами. Это делается для того, чтобы оптимизировать управляемость. В качестве объединяющего фактора используются выполняемые функции. Так формируются структурные подразделения организации.
Что такое структурное подразделение организации – правовое регулирование
Понятие структурного подразделения предприятия определяет его в качестве отдельной единицы, объединяющей определенные рабочие места и занимающих их сотрудников, которое обладает определенной самостоятельностью в рамках организации. Разделение на структурные подразделения позволяет реализовать эффективное делегирование труда, упрощает управление персоналом и всем предприятием в целом. Именно поэтому без разделения на структурные подразделения эффективное ведение деятельности возможно только в организациях, относящихся к малому бизнесу.
Законодательство, в свою очередь, никак не регламентирует деятельность отдельных структурных подразделений, не выделяет особенности их и не предоставляет никаких правовых механизмов, связанных с данным аспектом трудовых взаимоотношений. Поэтому работодатели вправе самостоятельно организовывать разделение различных коллективов и структур в рамках предприятия, без излишних ограничений в нормативных и процессуальных вопросах.
Соответственно, структурные подразделения организации не могут обладать признаками самостоятельного субъекта хозяйствования. То есть, в их отношении должны соблюдаться определенные принципы:
- О создании или расформировании структурных подразделений, их переформатировании, работодатель не должен извещать контролирующие органы или профсоюзы, пока не проводятся изменения в фактических рабочих местах.
- Структурные подразделения не ставятся на учет в налоговых органах и страховых фондах.
- Отдельная бухгалтерская отчетность в отношении структурных подразделений предприятия не ведётся. Также, им не присваиваются отдельные статистические коды. Деятельность структурных подразделений отражается в общем балансе предприятия.
Специфика
Создание подразделений основывается на данных о виде деятельности, численности личного состава, местоположения и иных характеристиках. Рассмотрим такой пример: фирма изготавливает бетонные блоки, рекламный отдел занимается сбытом, а учет лежит на бухгалтерии. Но при этом есть значительная разница между различными субъектами.
Так, структурные подразделения строительной организации существенно отличаются от того, что есть в составе банковских учреждений. Также учитывается и специфика координации действий различных отделов. Чем большего размера организация, тем важней становится вопрос управления.
В идеале необходимо позаботится о том, чтобы все подразделения были связаны единой целью и обладали всем необходимым информационным обеспечением. По мере роста придерживаться такого положения дел становится всё сложней, что сказывается на взаимодействии и сети коммуникаций. В таком случае очень важно следить за четким разделением обязанностей.
Иначе можно ждать внутреннего конфликта. Чтобы избежать неопределённости, следует руководствоваться четкими критериями. И тогда не важно, что является объектом влияния – структурные подразделения кредитной организации, банка, ІТ-компании, завода или сельхозсубъекта – их эффективность будет на высоте.
Какие бывают структурные подразделения в организации?
В первую очередь можно разделить структурные единицы на внутренние и обособленные. Первые не обладают всеми признаками организации и существуют исключительно как часть общего предприятия. В свою очередь, вторые часто даже находятся не только в отдельном здании, но и в другом городе и даже стране (филиал, представительство и т. д.).
Основной же классификацией считается следующее разделение:
1. Управления. Эти подразделения занимаются исключительно административными обязанностями. Они контролируют весь рабочий процесс и генерируют новые задачи для каждой отдельной группы. Фактически управления являются одним из немногих структурных элементов, в которых исключено появление каких-либо сотрудников производства. В этой нише трудятся менеджеры, управляющие, бухгалтеры и т. д.
2. Отделения. Присутствуют не во всех типах организаций. В зависимости от сферы деятельности могут различаться по территориальному и функциональному признаку. В первом случае чаще всего встречаются в банковском и страховом деле. Так, у каждого района города существует собственное отделение банка, к которому принадлежат («привязаны») его жители.
Обычно такая система наблюдается в государственных учреждениях. Во втором случае с помощью отделений становится возможным обслуживание клиентов по конкретным узконаправленным вопросам. Лучшим примером, поясняющим подобную специфику, является система здравоохранения, где каждое отделение отвечает за определённую группу больных.
3. Департаменты. По значимости занимают второе место после управлений. В них также не бывает производственных служащих, а характер деятельности является чисто административным. Департаменты наиболее часто встречаются в сфере государственного управления, где занимаются контролем исполнения всех принятых и существующих законов, правил и норм.
4. Отделы. Самый распространённый вид структурных единиц предприятия. Отделы необходимы как раз для разделения направлений деятельности и основных функциональных обязанностей между работниками. Так существуют отдел кадров, производственный и финансовый отделы, юридический, контроля качества и прочие. В каждом из них установлен собственный режим, цели и нормы.
Причём в зависимости от величины всей корпорации могут встречаться как самостоятельные виды подразделений, так и входящие в сферу влияния управлений и департаментов.
5. Службы. Равно как и отделы, данные элементы обособлены по определённой функциональной принадлежности. Отличие состоит лишь в том, что службы больше похожи на обособленные структурные единицы. Они работают не в одной конкретной организации, а предоставляют свои услуги согласно договору, который может быть заключён с любым другим предприятием.
Ярким примером может послужить служба безопасности, выполняющая конкретную задачу для предприятия-сотрудника. При этом она подчиняется собственному внутреннему протоколу и имеет свою автономную структуру управления.
6. Бюро. По представлению очень похожи на отделы. Различие лишь в том, что бюро является всё-таки меньшей по значимости и уровню единицей и может заниматься исключительно информационной, документарной и административной деятельностью. В круг решаемых задач входят очень узкие конкретные вопросы, список которых, кстати, тоже довольно мал.
Все перечисленные подразделения можно разделить и на более мелкие сегменты: цеха, секторы, участки, группы. С их помощью можно добиться ещё большей эффективности, однако, в этом вопросе решающую роль играет успешное построение всей системы и правильное продвижение общей политики предприятия.
Виды подразделений
В качестве основы была взята классификация, в рамках которой выделяют 61 отдел. Они будут более-менее структурированы по сходству выполняемых ими обязанностей. Также следует отметить, что на практике их названия могут иметь немного другой вид, но суть от этого не меняется. Более детально с этим поможет ознакомиться внутреннее положение.
Структурные подразделения образовательной организации и коммерческого предприятия разнятся из-за разных целей. Так что при изучении конкретных субъектов это нужно учитывать. Ведь преследуются разные цели, над достижением которых и работают структурные подразделения организации. Виды же существуют следующие.
Структурное подразделение организации — это: определение и правовые аспекты работы
Структурное подразделение организации — это структурная часть, которая выполняет функциональные, производственные задачи. Сотрудники в своей работе руководствуются должностными инструкциями .
Так как структурное подразделение предприятия — это его часть, его нельзя рассматривать в отдельности от самого предприятия, наделять юридической, экономической самостоятельностью. Если руководство организации приняло решение о создании структурного подразделения, нет никакой необходимости или обязательства оповещать регистрационные органы (если речь не идет об обособленном подразделении).
Деятельность структуры отражают в общем балансе компании. Для звена не назначают отдельный статистический код, не открывают и отдельный банковский счет и так далее.
Эксперты «Системы Кадры» расскажут
об особенностях работы ячеек, на которые возложены определенные функции, об оформлении документов при создании таких структур, дадут определение индексатору и подробно опишут способы его создания.
На основании чего осуществляется работа структурных подразделений
Деятельность структурного подразделения — это выполнение функциональных, производственных задач. В организации может быть разработано Положение о работе структурного подразделения . Это делает руководитель организации с учетом установленных норм законодательства.
Раздела Положения о работе структурного подразделения
- Общие положения, где описано сама организация и намерение создать отдельную структуру.
- Численности и состава персонала.
- Функции и задачи, возложенные на звено.
- Цели и методы их достижения.
- Порядок назначения руководителя.
Административные, финансово-учетные и вспомогательные службы
От них зависит работа основ и балансировка работы организации. К таковым относятся:
- Канцелярия.
- Секретариат.
- Служба делопроизводства.
- Отдел охраны труда.
- Служба управления персоналом.
- Отдел организации труда.
- Бухгалтерия.
- Служба оперативного управления.
- Финансовое подразделение.
- Отдел внешнеэкономических связей.
- Склады готовой продукции и материалов.
- Планово-экономический отдел.
- Служба стандартизации.
- Юридическая служба.
- Отдел кадров.
- Служба безопасности.
- Вычислительный центр.
- ВОХР – военизированная охрана.
Также часто можно встретить структурные подразделения образовательной организации. Часто они действуют в высших учебных заведениях, крупных инженерных, научных, аграрных, промышленных и других компаниях, где разрабатывается передовая продукция. Среди них выделяют исследовательски-технические и производственные отделы.
Руководитель структурного подразделения — это кто, кем он может быть назначен
Руководитель структурного подразделения — это работник, на которого возложена непосредственная ответственность за выполнение поставленных задач. Методики и модель управления делегируются высшим руководством организации или могут выбираться руководителем отдела, сектора, участка, цеха самостоятельно.
Эксперт «Системы Кадры»
расскажет, , приведет пример создания службы охраны труда в виде отдельного звена.
Работа созданной ячейки должна быть гибкой. Это позволит максимально быстро реагировать на все изменения, происходящие не только внутри организации, но и во внешней среде, на рынке труда. Учитывая, что звено отвечает за соответствующую сферу деятельности, работа всех единиц ячейки должна быть специализированной. Нагрузка на руководителя не должна быть чрезмерно большой.
Исследовательско-технические подразделения
В этой сфере работают следующие подразделения:
- Научно-исследовательский отдел.
- Служба технико-экономических исследований.
- Отдел технического контроля.
- Лаборатория измерительной техники.
- Конструкторский отдел.
- Техническая служба.
- Опытное производство.
- Испытательский цех.
- Отдел автоматизации (механизации).
- Служба научно-технической информации.
- Опытный цех.
- Отдел главного технолога.
- Служба подготовки персонала.
- Инструментальный отдел.
- Конструкторско-техническая служба.
- Отдел главного механика.
- Бюро подготовки кадров.
- Опытно-экспериментальный цех.
- Бюро маркетинговых исследований.
- Научно-исследовательская лаборатория.
- Бюро охраны природы.
- Отдел изобретательства и патентирования.
Что такое структурное подразделение организации – правовое регулирование
Понятие структурного подразделения предприятия определяет его в качестве отдельной единицы, объединяющей определенные рабочие места и занимающих их сотрудников, которое обладает определенной самостоятельностью в рамках организации. Разделение на структурные подразделения позволяет реализовать эффективное делегирование труда, упрощает управление персоналом и всем предприятием в целом. Именно поэтому без разделения на структурные подразделения эффективное ведение деятельности возможно только в организациях, относящихся к малому бизнесу.
Законодательство, в свою очередь, никак не регламентирует деятельность отдельных структурных подразделений, не выделяет особенности их и не предоставляет никаких правовых механизмов, связанных с данным аспектом трудовых взаимоотношений. Поэтому работодатели вправе самостоятельно организовывать разделение различных коллективов и структур в рамках предприятия, без излишних ограничений в нормативных и процессуальных вопросах.
Филиалы и дочерние компании не считаются структурными подразделениями организации. Ключевая особенность структурных подразделений заключается именно в том, что они выделяются строго внутри компании, не являются самостоятельными и не могут существовать в отрыве от субъекта хозяйствования в целом.
Соответственно, структурные подразделения организации не могут обладать признаками самостоятельного субъекта хозяйствования. То есть, в их отношении должны соблюдаться определенные принципы:
- О создании или расформировании структурных подразделений, их переформатировании, работодатель не должен извещать контролирующие органы или профсоюзы, пока не проводятся изменения в фактических рабочих местах.
- Структурные подразделения не ставятся на учет в налоговых органах и страховых фондах.
- Отдельная бухгалтерская отчетность в отношении структурных подразделений предприятия не ведётся. Также, им не присваиваются отдельные статистические коды. Деятельность структурных подразделений отражается в общем балансе предприятия.
Законодательство не предусматривает и не допускает возможности открывать отдельные банковские счета для отдельных структурных подразделений компании.
Производственные подразделения
Это отделы, цеха и службы, которые непосредственно массово создают товары для их реализации конечным потребителям. К ним относятся:
- Отдел материально-технического снабжения.
- Служба комплектации и внешней кооперации.
- Производственно-диспетчерский отдел.
- Подразделение капитального строительства.
- Цеха вспомогательного производства.
- Энергомеханический отдел.
- Отдел главного энергетика.
- Транспортный цех.
- Отдел главного конструктора.
- Производственные цехи (сборочные, механообрабатывающие и им подобные).
- Специальное конструкторское бюро.
- Ремонтно-строительный цех.
- Энергоцех.
- Ремонтно-механический цех.
Вот такие бывают структурные подразделения организации. Виды реализации тоже существуют разные: отделы, лаборатории, службы и бюро. Каждый подход имеет свои преимущества, из-за которых его и выбирают. А сейчас давайте рассмотрим небольшой пример функционирования, в котором будут действовать структурные подразделения образовательной организации. Как они функционируют?
На чем базируется система коммуникации внутри самой организации при передаче данных между разными структурными подразделениями?
Обособленное структурное подразделение — это какое: требования и функции
Структурное подразделение — это рабочая ячейка. Если речь идет об обособленном подразделении, то оно, в отличие от внутреннего, располагается отдельно от головной организации.
Структурное подразделение организации — это (пример)
Обособленное структурное подразделение — это представительство, филиал или иное обособленное подразделение. При его создании соблюдается определенная последовательность.
Структурное подразделение — это ячейка, на которую возлагают определенные функции. При создании нескольких подразделений их функции не должны дублировать друг друга. В зависимости от места нахождения, в организации могут создавать внутренние структурные подразделения, а также обособленные подразделения.
Организационный процесс
— это процесс создания организационной структуры предприятия.
Организационный процесс состоит из следующих этапов:
- деление организации на подразделения соответственно стратегиям;
- взаимоотношения полномочий.
Делегирование
— это передача задач и полномочий лица, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Если руководитель не делегировал задачу, значит должен выполнить ее сам (М.П. Фоллет). В случае роста компании предприниматель может не справиться с делегированием.
Ответственность
— обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность нельзя делегировать. Объем ответственности — причина высоких окладов у менеджеров.
— ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не личности. Пределы полномочий — это ограничения.
— это реальная способность действовать. Если власть — это то, что реально может делать, то полномочия — это право делать.
Линейные и штабные полномочия
Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Создается иерархия уровней управления, образуя ее ступенчатый характер, т.е. скалярную цепь.
Штабные полномочия — это консультативный, личный аппарат (администрация президента, секретариат). В штабах нет подчиненности по нисходящей линии. Большая власть, полномочия сосредоточены в штабах.
Построение организаций
Руководитель передает свои права и полномочия. Разработка структуры обычно осуществляется сверху вниз.
Этапы организационного проектирования:
- разделите организацию по горизонтали на широкие блоки;
- установите соотношение полномочий для должностей;
- определите должностные обязанности.
Примером построения структуры управления является бюрократическая модель организации по М. Веберу.
Пример в образовательной сфере
В качестве субъекта исследования возьмём крупный университет. Эта организация подходит благодаря своему масштабу, многочисленным подразделениям и весьма широкому спектру осуществляемой деятельности. Итак, первоначально давайте выделим административные подразделения. Каждый университет имеет управляющие составляющие (ректорат, деканат), отдел кадров, бухгалтерию, службу системных администраторов. Также отдельно могут быть научно-исследовательские институты и центры.
Далее деление уже идёт на уровень кафедр. Каждая из них ведёт по 4-6 групп. А если есть заочное обучение, то и 8-12. Таким образом, группы студентов являются наименьшими численными подразделениями в крупных университетах. Эти образовательные учреждения построили буквально идеальное (на бумаге) взаимодействие.
Итак, ректорат получает информацию от министерства образования в общих чертах. Потом он передаёт её деканатам в плановые отделы, которые весь нужный материал разбивают на необходимое количество часов, заботятся о предоставлении аудиторий и отсутствии конфликтов. Эта информация в последующем идёт кафедре, которая может внести свои предложения.
Требования к структурным подразделениям
Чтобы обеспечивать непрерывную эффективную работу, структурное подразделение должно соответствовать ряду обязательных требований, а именно:
Источник: marshallcombo.ru