Настоящие методические указания по выполнению и защите курсовой работы для студентов ГБПОУ «НГТ» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, разработаны с целью помочь студентам качественно выполнить курсовую работу в соответствии с современными требованиями, своевременно и профессионально подготовить её к защите, руководителям и преподавателям – организовать работу по подготовке курсовой работы студентами и защите.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Нефтегорский государственный техникум»
Разработчик: Рыкова Г.Н., преподаватель ГБПОУ «НГТ»,
Рассмотрены и одобрены предметно-цикловой комиссией ГБПОУ «НГТ»
Пояснительная записка
Учебными планами ГБПОУ «НГТ» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений , предусматривается обязательное выполнение обучающимися курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений. Курсовая работа в ГБПОУ «НГТ» является важным средством повышения теоретического и методического уровня подготовки обучающихся. Выполнение курсовой работы требует от обучающегося не только совершенствования теоретических знаний, но и ознакомления с опытом практической работы образовательных учреждений, разработки и апробации оптимальных способов решения проблем обучения по средством опытно-практической или опытно-экспериментальной работы.
ГОСТ 2022г — Как правильно оформить Курсовую работу | Пример оформления образца
Курсовая работа является работой, в которой на основе изучения междисциплинарного курса «Проектирование зданий и сооружений» комплексно решаются объемно-планировочные и конструктивные задачи. Студент знакомится с основными приемами архитектурно-конструктивного проектирования, учится пользоваться специальной литературой, нормами строительного проектирования – планировочными нормами, СНиПами, ГОСТами, приобретает навыки графического изображения архитектурно-конструктивной части проектного материала и составления пояснительной записки.
Курсовая работа представляет собой один из основных видов учебных занятий и форм контроля учебной работы обучающихся, которая дает возможность выявить степень владения обучающимися теоретическими знаниями и практическими навыками их применения, их научные склонности и интересы. Данное методическое пособие составлено в соответствии с Положением об организации выполнения защиты курсовой работы.
1. Общие положения
Курсовая работа представляет собой один из основных видов учебно-исследовательской работы обучающихся. Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элемент новизны. Она предусмотрена учебным планом ГБПОУ «НГТ» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и потому является неотъемлемой частью учебного процесса. Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем конкретной учебной дисциплины, рассматривается и принимается учебно-методическим объединением.
СМОТРЕТЬ ВСЕМ! Как написать курсовую за 20 мин с нуля и уникальностью 80% Показываем в режиме онлайн
Работа обучающихся над теоретической частью позволяет оценить следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Целью курсовой работы является
— систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных обучающимся при обучении в техникуме, применение этих знаний при решении конкретных научных, технических и производственных задач в соответствии с заданной темой работы;
— развитие навыков самостоятельной работы с методами исследования и экспериментирования при решении вопросов, связанных со сферой деятельности будущих специалистов;
— выявление подготовленности обучающегося для самостоятельной работы в условиях современного производства, в науке и технике;
— установление соответствия уровня освоенности компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования обучающихся, Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружении в части освоения видов профессиональной деятельности специальности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.
ПК 1.3. Выполнять несложные расчёты и конструирование строительных конструкций.
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.2.Вид деятельности. Организация различных видов деятельности и общения детей.
Подготовка и защита курсовой работы имеют следующие цели :
— систематизацию и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
— углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
— формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
— формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
— развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
— формирование компетенций, связанных с профессиональной деятельностью;
— подготовки к итоговой государственной аттестации.
1.1. Критерии оценки курсовой работы
Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Общая оценка определяется с учетом теоретической подготовки, качества выполнения и оформления работы.
«Отлично» выставляется за курсовую работу, если работа исследовательского (практического) характера: соответствует заявленной теме, актуальность темы обоснована убедительно и всесторонне, цель и задачи исследования сформулированы верно, практическое исследование соответствует индивидуальному заданию, выводы отражают степень достижения цели. Курсовая работа имеет положительный отзыв научного руководителя. При ее защите обучающийся показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, легко и правильно отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за курсовую работу, если работа исследовательского (практического) характера: работа соответствует заявленной теме, актуальность темы обоснована убедительно, цель и задачи исследования сформулированы верно, практическое исследование соответствует индивидуальному заданию, выводы отражают степень достижения цели. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При публичном выступлении на защите студент демонстрирует свободное владение материалом работы, но испытывает затруднения при ответах на вопросы членов экзаменационной комиссии.
«Удовлетворительно» выставляется за курсовую работу, если работа соответствует заявленной теме, актуальность темы обоснована неубедительно, цель и задачи исследования сформулированы некорректно, имеются замечания со стороны руководителя курсовой работы . При публичном выступлении на защите студент непоследовательно излагает работу, затрудняется при ответах на вопросы членов экзаменационной комиссии.
«Неудовлетворительно» – работа не соответствует заявленной теме, актуальность темы не обоснована, цель и задачи исследования сформулированы некорректно или не сформулированы, практическое исследование не соответствует индивидуальному заданию, выводы не соответствуют цели, работа оформлена без учёта требований, имеются замечания со стороны руководителя курсовой работы. При публичном выступлении на защите студент неконкретно и непоследовательно излагает работу, неправильно отвечает на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии.
В случае неявки на защиту обучающегося по уважительной причине, ему будет предоставлено право на защиту в другое время.
В случае неявки на защиту по неуважительной причине, обучающийся получает неудовлетворительную оценку.
2. Основные этапы подготовки курсовой работы
2.1. Выбор темы и согласование ее с научным руководителем
Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины.
Темы курсовых работ обсуждаются на методическом совете ПЦК по профессиональным дисциплинам и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим
требованиям:
соответствовать задачам подготовки специалистов;
приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив методической комиссии в целом;
учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики по избранной специальности.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами:
Преподаватель определяет тему курсовой работы (проекта) студента.
Студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.
Для того чтобы иметь общее представление об избранной теме, исследование необходимо начать с изучения основополагающих вопросов данной проблемы.
Выбрав тему, обучающийся должен определить конкретную конечную цель работы , результат, к которому обучающийся стремится, сформулировать задачи, которые потребуется решить для достижения поставленной цели работы.
Уяснение вопросов темы предполагает подбор и изучение научной литературы, определение объекта, предмета и задач исследования, обоснование актуальности темы, оценку ее теоретической и практической значимости. Очень важно иллюстрировать теоретические положения примерами из практики.
В случае затруднения, возникшего у обучающегося при выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю. Изменение темы допускается по ходатайству обучающегося при условии мотивированного обоснования.
Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
2.2. Составление плана выполнения курсовой работы
После выбора и согласования темы курсовой работы с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки консультаций и выполнения этапов курсовой работы.
Процесс подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной работы) включает несколько основных этапов:
Этапы выполнения работы
Ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к КР
Выбор и утверждение темы работы. Получение задания на курсовую работу
Составление плана и согласование его с руководителем работы
Подбор и изучение литературных источников и нормативных актов, законов Российской Федерации по теме КР
Подбор теоретического материала и представление руководителю.
Подбор практического материала и представление руководителю.
Систематизация теоретического и практического материала.
Оформление работы и представление ее руководителю КР
Подготовка к защите: получение отзыва и рецензии на КР
Допуск к защите КР
Конкретные сроки выполнения отдельных этапов устанавливаются руководителем КР и указываются в календарном графике. Календарные графики выполнения КР составляются на основе действующего графика учебного процесса. Содержание отзыва о курсовой работе доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за день до защиты курсовой работы. Внесение изменений в курсовую работу после получения отзыва не допускается.
2.3. Подбор и изучение литературных источников по теме курсовой работы
В процессе получения учебных и научных знаний обучающийся сталкивается с различными носителями информации. Понимание цели и предназначения каждого вида источника информации позволит более точно и правильно использовать их в своей работе.
Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами. Список литературы является существенной частью письменной экзаменационной работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора. Основные требования, предъявляемые к списку литературы: соответствие теме письменной работе и полнота отражения всех аспектов его рассмотрения; разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.; отсутствие морально устаревших документов; для Интернет сайтов – электронный адрес, аннотация представленной на сайте информации. Количество использованных источников должно быть не менее 5.
2.4. Сбор и анализ практического материала
Для сбора практического материала обучающийся должен воспользоваться конкретными данными из различных литературных и информационных источников.
По исходным данным задания необходимо разработать архитектурно-конструктивный проект здания. Выполнение проекта следует разбить на три стадии:
первая – проработка задания и выполнение эскизных чертежей (плана, , разреза, фасада здания): объем работ – 30%;
вторая – разработка чертежей в стадии технического проекта с уточнением архитектурно-планировочного и конструктивного решения: объем работ – 50%;
третья – окончательное оформление проекта и составление пояснительной записки: объем работ – 20%.
2.5. Написание и оформление работы
2.5.1. Формат. Поля. Шрифт. Интервал
Курсовая работа представляется в компьютерном наборе в редакторе WORD : Пояснительная записка представляет литературно — обработанную текстовую часть курсовой работы. Наименование основных разделов пояснительной записки определяются заданием. По объему должна содержать 20-25 страниц печатного текста формата А–4 с рисунками и оформляется в соответствии с ГОСТом.
— Шрифт Times New Roman;
— Кегль (размер букв) 14 пт.;
— Межстрочный интервал – полуторный;
— Поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см;
— Вид печати: На одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 97) по ГОСТ 7.32-2001.
Текст пояснительной записки при необходимости разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также должна ставиться точка. Например:
1. Название 1 раздела
1.1. Название 1 подраздела
1.2. Название 2 подраздела
2. Название 2 раздела
Каждый раздел начинается с новой страницы. Это же относится к введению, заключению, списку литературы и приложению. Подразделы располагаются на той же странице, что и основной раздел, т.е. не начинаются с нового листа. Знак переноса не ставится. Весь текст ПЭР кроме заголовков выравнивается по ширине страницы.
Шрифт названия раздела: Times New Roman, кегль 16 пт., заглавными буквами, выделение «жирным», межстрочный интервал одинарный.
Шрифт названия подразделов: Times New Roman, кегль 14 пт., выделение «жирным», межстрочный интервал одинарный.
Таблицы оформляются Times New Roman размер кегля шрифта 12.
Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена как
Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 — 2003. Все использованные литературные источники располагаются в алфавитном порядке.
Приложения. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком печатается слово «Приложение» с соответствующим номером (Приложение 1, Приложение 2). Приложения располагаются в конце работы. Нумерация приложений производится по мере появления ссылки на него в тексте работы.
Наличие и количество Приложений свидетельствуют о глубине проработки материала по избранной теме.
2.6. Подготовка к защите курсовой работы
При подготовке к защите студент устраняет недочеты, указанные в рецензии, при этом никакие листы с пометками научного руководителя из работы не изымаются и не заменяются. Необходимый материал к защите должен быть оформлен письменно в виде дополнений к курсовой работе.
2.7. Защита курсовой работы
Защита курсовой работы включает краткий доклад обучающегося (не более 8 минут). Доклад обучающегося может сопровождаться презентацией, подготовленной в программе PowerPoint , в которую выносятся основные положения.
При защите курсовой работы, обучающийся должен обосновать свои выводы по избранной теме, ответить на замечания, указанные в рецензии, а также на уточняющие и дополнительные вопросы, возникшие при защите.
Курсовая работа должна иметь следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Содержание (план).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Описание строительного объекта.
1.3. Объемно-планировочное решение
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2 .1. Оценка объемно-планировочных решений.
2.2. Особенности технологии возведения гражданских зданий
2.3. Складирование строительных материалов, изделий и конструкций.
2.4. Выбор строительных кранов и определения зон их действия.
2.5. Мероприятия по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности.
3. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему. В данном разделе дается характеристика здания, назначение, мощность, количество мест, класс сооружений, принятые степени огнестойкости и долговечности ограждающих конструкций.
Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему именно это проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что. » или «Данная тема актуальна, так как …».
Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы.
Объем введения может составлять 1-2 страницы.
Описание строительного объекта.
Данная работа разработана на строительство (указать свой жилой дом или строящееся здание) в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».
Описать форму здания, с подвалом или без подвала.
Высота всего здания…м
Высота всего этажа…м
Назначение здания, какие комнаты (квартиры) расположены на первом, втором этажах.
В данном разделе описываются необходимые при строительстве конструктивные решения.
Например фундамент выполнен из сборного железобетона (фундаментных подушек и блоков) на цементном растворе марки 100.
Стены выполнены из железобетонных панелей, изготовленных на заводе железобетонных изделий.
Перекрытия сборные железобетонные, заводского изготовления.
Перегородки из ячеистого бетона производства г. Самара по технологии германской фирмы «YTONG», так как они обладают повышенной стойкостью и долговечностью.
Лестницы и лестничные марши сборные железобетонные, заводского изготовления.
Кровля рулонная, из 4х слоев рубероида на битумной мастике МБК-Г-65
Оконные и дверные блоки пластиковые.
1.3. Объемно-планировочное решение
Объемно-планировочное решение жилого дома разрабатывается на основе функционального решения здания с учетом всех процессов, происходящих в жилище, и взаимосвязей между ними. Это осуществляется на основе зонирования. Рассматриваются функциональные требования к помещениям. Например: Очень важным помещением дома является кухня.
Здесь происходят процессы, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьем посуды. Очень часто кухня служит и местом принятия пищи. Поэтому при проектировании вопросам планировки и оборудования кухни должно быть уделено очень серьезное внимание с учетом удовлетворения повышенных санитарных требований, предъявляемых к этому помещению. Расположение оборудования кухни зависит от пропорций ее помещения, расположения проемов. По нормам она должна быть не менее 8 м2 и иметь ширину не менее 2 м. Кухни-столовые должны иметь площадь не менее 12 м2.
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Оценка объемно-планировочных решений
Определение объемов площадей здания, площади застройки, основных показателей, характеризующих экономичность объемно-планировочного решения здания.
Определение жилой, общей площади дома, строительного объема здания,
площади застройки здания. Производится объемы строительных работ. Пример: для того чтобы посчитать объемы кирпичной кладки необходимо знать площади, занимаемые оконными и дверными проемами. То есть необходимо просчитать площадь каждой стены и вычесть площадь оконных и дверных проемов.
2.2. Особенности технологии возведения гражданских зданий
Осуществление возведения построек на земле для отведенного строительства согласно нормативно-правовым положениям. Минимальные расстояния между объектами на земельном участке. Параметры строительства. Этапы возведения здания. Особенности технологии возведения зданий.
Рассмотрение правил строительства зданий, установленных Российским законодательством и э тапов возведения здания.
Ведомость ресурсов на строительные работы по строительству определяется на основании циклов работ по возведению здания или сооружения Пример: 1. Подготовительный период строительства состоит из: планировки площадки строительства бульдозером; срезки растительного слоя грунта в котловане бульдозером, геодезические работы.
Подземная часть строительства: Монтаж фундаментных подушек под фундаментные блоки; монтаж фундаментных блоков; и т.д.
Надземная часть строительства: Кладка наружных стен средней сложности под расшивку на растворе кладочном, при высоте этажа до 4м; Кладка внутренних стен впустошовку; Установка плит балконов в кирпичном здании; и т.д.
2.3. Складирование строительных материалов, изделий и конструкций
Рассматриваются правила складирования сборных конструкций и строительные материалы применяемых при строительстве зданий и сооружений. Требования к поверхности площадки для складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования. Места складирования материалов, предусмотренные в ППР. Складирование материалов согласно требованиям ГОСТ 12.3.009-76.
2.4. Выбор строительных кранов и определения зон их действия
Монтаж строительных конструкций осуществляют монтажным комплектом, в состав которого входят ведущая машина (монтажный кран или другие монтажные механизмы), вспомогательные машины (погрузочно-разгрузочные и транспортные машины) и технологическое оборудование (грузозахватные устройства, кондукторы, устройства для временного закрепления, выверки и др.). Необходимое количество вспомогательных средств механизации и технологической оснастки определяют исходя из эксплуатационной производительности крана. Выбор монтажного комплекта определяется методом ведения работ, так как он влияет на параметрические требования к машинам и на технико-экономические показатели их работы.
Для создания условий безопасного ведения работ, действующие нормативы предусматривают о пасные зоны работы крана.
3.5. Мероприятия по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности
Мероприятия по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности. В этом разделе необходимо осветить основные моменты соблюдения охране труда , техники безопасности и и пожарной безопасности. При организации строительной площадки необходимо соблюдать требования СНиП -3-4-80* „Техника безопасности в строительстве” при производстве строительно-монтажных работ на строительной площадки, основы трудового законодательства, которые изложены в Кодексе законов о труде (КЗоТ), правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ (ППБ-05-86).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит выводы по курсовой работе. В этом разделе должны содержаться основные теоретические и практические выводы и рекомендации, к которым пришел обучающийся в результате выполнения работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Обязательный раздел курсовой работы. Он характеризует уровень осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, над которым работает. В список литературы включаются печатные издания (книги, брошюры, статьи и т.д.) в соответствии с ФГОСом. Перечень источников выполняется в алфавитном порядке.
ПРИЛОЖЕНИЯ. Графическая часть курсовой работы включает:
План этажа по заданию в масштабе М 1:100 (1:50, 1:200),
Заданием предусмотрено разработать план типового этажа. Приступая к разработке, следует уточнить конструктивную схему здания, толщину внутренних стен и перегородок, размеры оконных и дверных проемов.
Вычерчивание плана начинают с нанесения координационных (разбивочных) осей и привязки к ним наружных и внутренних стен.
На плане показывают стены, перегородки, оконные и дверные проемы с заполнением, лестничные клетки, лифтовые шахты, вентиляционные каналы, сантехническое оборудование.
Внутри контура плана наносят:
— размеры помещений в свету и их площади;
— толщину стен, перегородок, их привязку к разбивочным осям;
— марки оконных и дверных блоков;
С наружной стороны плана проставляют размеры между координационными осями, размеры между крайними координационными осями. За последней размерной линией в кружках диаметром 6-12 мм размещают марки поперечных и продольных координационных осей.
2. Фасад здания или сооружения выполняют в масштабе 1:100 (1:50, 1:200), Фасад здания выполняется после разработки плана этажа и разреза. Вычерчивается фасад со стороны входа в здание.
Фасад – ортогональная проекция здания на вертикальную плоскость, наружная сторона здания. Чертеж фасада дает представление о внешнем виде здания, его архитектуре и о соотношении его отдельных элементов. Различают главный, дворовый, боковой и торцовой фасады. Главным фасадом называется вид со стороны улицы или площади. Определение других фасадов вытекает из названия.
Наименование фасада определяется крайними координационными осями. Наименование фасада надписывается над изображением с минимальным разрывом. На фасаде должны быть нанесены крайние координационные оси, высотные отметки. При графическом оформлении чертежа рекомендуются следующие толщины линий, мм: контура линии земли – 0,6…0,8, которую выводят за контур фасада на 30 мм; контура фасада, проемов, ограждений и плит балконов и лоджий, цоколя и т.д. – 0,4…0,6; заполнение проемов, деталей отделки фасада – 0,2…0,3.
При значительной высоте здания фасад можно выполнять с разрывом, исключающим повторяющиеся участки с сохранением характерных мест фасада.
3. Поперечный разрез в М 1:100 (1:50, 1:200),
Заданием предусматривается выполнение разреза по лестничной клетке, который разрабатывается после плана здания. До выполнения разреза необходимо выбрать тип фундамента, определить глубину его заложения, выбрать конструкцию перекрытия, покрытия, лестничной клетки, чердака, определить высоту этажа. На разрезе показывают только те элементы здания, которые попадают в плоскость разреза. На разрезе наносят координационные оси, отметки низа фундамента и уровня земли, низа и верха проемов, козырька над входом, отметки чистого пола этажей, лестничных площадок, потолка верхнего этажа, парапетов, расстояние между координационными осями, привязку наружных стен к крайним координационным осям. За условную нулевую отметку принимают отметку чистого пола первого этажа (+0.00), отметки ниже нулевого уровня обозначают со знаком минус.
Вычерчивание разреза начинают с нанесения координационных осей, обозначения их марок и размеров между ними. Затем тонкими линиями проводят наружные и внутренние грани стен, намечают уровень земли, наносят высоту помещений и толщину перекрытий по всем этажам здания, вычерчивают конструкцию чердака и крыши.
При значительной высоте здания разрез можно выполнять с разрывом, исключающим повторяющиеся участки с сохранением характерных мест разреза.
Внутри контура разреза указывают расстояние от чистого пола до низа оконного проема, расстояние от верха оконного проема до низа перекрытия, высоту дверных проемов, высоту помещения, толщину перекрытия, привязку стен к координационным осям и толщину стен.
Под разрезом проставляют размеры между координационными осями, их маркировку.
Рис. 5. Схема построения форматов (чертой обозначены основные форматы)
Обозначение формата : A4(11) – A3(12) – A2(22) – A1(24) – A0(44)
Размеры сторон формата, мм: 297×210 – 297×420 – 594X420 – 594×841 – 1189×841.
Лист оформляется рамкой, в правом нижнем углу вычерчивают основную надпись (штамп) установленного ГОСТом образца.
Чертеж оформляют рамкой (рис. 6) и основной надписью (угловым штампом в соответствии с ГОСТ 2.104-68 ЕКСД.
Рис. 6. Рамка чертежа и прямоугольник для основной надписи:
обозначение документов, 2 — границы формата, 3 — основная надпись,
4- рамка чертежа,5 — инвентарные номера и подписи
Рис.7. Примерный общий вид чертежа
Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал.
При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут . Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам , то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал.
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Нефтегорский государственный техникум»
(кегель 14, межстрочный 1,5 интервал)
(кегель 16, прописные буквы, жирный)
НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
(кегель 14, прописные буквы, жирный)
ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений
МДК.01.01 Проектирование зданий и сооружений
(Код дисциплины/модуля. Название дисциплины/профессионального модуля)
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
(Код специальности. Наименование специальности)
Студент ________________ _________________
Подпись И.О. Фамилия
Оценка выполнения и защиты курсовой работы
Руководитель ________________ _________________
Подпись И.О. Фамилия
Нефтегорск, 2020 г.
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Нефтегорский государственный техникум»
Рассмотрено и одобрено на заседании
Протокол №_от «___»________201_г.
Заместитель директора по УПР
на выполнение курсовой работы
студента группы №_______ ____________________________
(фамилия, имя, отчество)
Специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1. Срок сдачи студентом законченной работы « ____»_________ 20__ г.
2. Исходные данные к работе: размеры здания, высота этажа — м, площадь застройки проектируемого здания – м2, материал частей здания —
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
СЗс-101-07 / 5 семестр / Задания к курсовой работе
Задания к курсовому проекту по предмету: «Архитектура зданий» разработаны для студентов, обучающихся по направлению 270800.62 «Строительство» профиля подготовки «Промышленное и гражданское строительство», выполняющих курсовой проект на тему: «Гражданские и промышленные здания»
Для проектирования предлагаются жилые, общественные и промышленные здания с относительно простыми объемно-планировочными решениями.
Исходными данными для проектирования являются индивидуальные задания: эскиз объемно-планировочного решения здания или, чаще, паспорт типового проекта. Студенту также выдается бланк-задание, в котором указывается состав проекта и сроки его разработки.
В состав проекта, согласно требованиям нормативных документов и учебной программе входят пояснительная записка и графическая часть.
Графическая часть должна содержать:
Главный фасад М 1:100 – 1:200
План первого этажа М 1:100 – 1:200 (план типового этажа)
План перекрытия М 1:200
План фундаментов М 1:200,
Разрез (по всему зданию) М 1:100
Разрез (по лестнице) М 1:50
План кровли М 1:100 – 1:200
План раскладки плит перекрытия
Поперечные сечения фундаментов под наружные стены в бесподвальной части здания и подвальной части здания с раскладкой блоков по высоте в ленточных сборных фундаментах М 1:50, с гидроизоляцией и отмосткой
Шесть-восемь конструктивных узлов и деталей (для очной формы обучения) и три-четыре (для очно-заочной формы обучения):
цоколь, карниз или парапет;
узел примыкания или опирания перекрытия на наружную и внутреннюю стены;
опирание перегородки на перекрытие;
примыкание вверху и внизу лестничного марша к площадкам;
узлы опирания стропильных конструкций в скатных крышах;
узел устройства водосточных воронок в плоской кровле;
вертикальные и горизонтальные стыки в крупноблочных и крупнопанельных зданиях;
детали полов в разных помещениях;
детали заполнения оконного проема в стене: оконный блок, подоконная доска, наружный слив, откосы, перемычки
развертки фундаментов по одной из осей;
опирание лестничных маршей на лестничные площадки;
фрагмент плана лестничной клетки для типового этажа, если вычерчен план первого этажа; фрагмент схемы расположения плит покрытия над лестничной клеткой и т.д.
Узлы на чертежах следует обозначать так, как показано на рисунке 3.
Графическую часть проекта следует оформлять в черно-белой графике на листах формата А1 (594х841 мм) с соблюдением требований стандартов ЕСКД и СПДС. Плотность заполнения листов графическим материалом – 70-75%.
Пояснительная записка должна включать:
— Основную часть записки:
1. Объемно-планировочное решение здания (краткая характеристика здания)
2. Конструирование элементов подземной части здания. Фундаменты.
Конструирование каркаса здания. (Стены, колонны, фермы, плиты покрытия и перекрытия
Оконные и дверные проемы
Спецификации основных конструкций
— Список использованной литературы
Объем пояснительной записки — до 20 страниц текста, набранного на компьютере на листах писчей бумаги формата А4 (210х297 мм)
Текст записки должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word. Шрифт пояснительной записки — Times New Roman, размер шрифта 14 с полуторным межстрочным интервалом. Выравнивание — по ширине. Ориентация страницы — книжная.
Текст записки пишется в рамку, образованную полями: левое – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 15 мм. Основную надпись на листах пояснительной записки выполняют по ГОСТ 2.104-68. и ГОСТ 2.105-95.
Заголовки всех разделов выделяют в отдельную строку и выполняют прописными буквами. Все разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют и оформляют согласно требованиям ГОСТ 2.105-75 следующим образом, например: 1.3.4.6 — где 1 -номер раздела, 3 — подраздела, 4 — пункта, 6 — подпункта. Разделы «Введение», «Задание», «Содержание» — не нумеруют.
Очередной раздел необходимо начинать с новой страницы.
Раздел «Содержание» должен содержать названия разделов и подразделов с указанием страниц.
Титульный лист выполняется на бумаге формата А4 по ГОСТ 2.301-68 и должен соответствовать требованиями «Общих методических указаний по выполнению и оформлению курсовых работ студентами».
Таким образом, выполнение проекта сочетает проектно-конструкторскую и учебную деятельность учащихся и способствует усвоению, закреплению и углублению ими знания материала и приобретению навыков в области безрасчетного проектирования конструктивных элементов гражданских и промышленных зданий, формирует целостное представление об их назначении и работе, умение пользоваться нормативной и справочной литературой.
В конце работы необходимо указать используемую литературу, поставить дату выполнения. Работа должна быть подписана.
Источник: studfile.net
Цель и задачи курсового проекта
Цель выполнения курсового проекта — закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса; приобретение навыков практического использования теоретических знаний для комплексного решения архитектурно-строительных задач при разработке архитектурно-конструктивных проектов современных типов зданий; приобретение навыков работы со специальной, справочной и нормативной литературой.
В процессе выполнения курсового проекта студент должен овладеть начальными приемами архитектурной графики; приемами составления и оформления пояснительной записки.
Состав курсового проекта
Курсовой проект содержит графическую часть и пояснительную записку.
Графическая часть выполняется на 2 листах формата А1 или в виде альбома на листах формата А2 (А3). Фасады и генеральный план должны быть выполнены в отмывке (цвете). Перечень чертежей приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень чертежей
№ п/п | Наименование чертежей | Масштаб |
Планы этажей (с обоснованием объёмно-планировочного решения) | 1:100 (1:200) | |
Фасады здания (главный, боковой) | 1:100 (1:200) | |
Разрезы по лестнице (продольный, поперечный) | 1:100 (1:200) | |
Генеральный план участка | 1:500 (1:1000) | |
Конструктивный (узел) разрез по несущей стене | 1:10 (1:20) | |
Схемы расположения фундаментов, перекрытия, покрытия, кровли | 1:200 (1:400) |
В пояснительной записке кратко освещаются вопросы по всем пунктам проекта:
2 исходные данные (задание);
3 генеральный план и благоустройство территории;
4 объемно-планировочное решение;
5 конструктивное решение;
6 инженерное оборудование.
Исходные данные для проектирования
Разработать архитектурно-строительные чертежи здания (малоэтажного жилого дома, коттеджа) по заданной схеме, выдаваемого преподавателем. Чертежи должны отражать объемно-планировочное и конструктивное решение здания, а также составить пояснительную записку к проекту.
Задание, утвержденное преподавателем, необходимо прилагать в пояснительной записке.
Общие положения
4.1 Требования к объемно-планировочным решениям зданий
Для жилых зданий
При проектировании зданий жилого дома учитывают ряд требований, предъявляемых к объемно-планировочным решениям, согласно СНиП 31-02-2001 (Дома жилые одноквартирные) и СНиП 31-01-2008 (Здания жилые многоквартирные).
1 Функционально-пространственные требования:
-обеспечение правильного соотношения площадей жилых и подсобных помещений и рациональное взаимное расположение помещений, в соответствии с их функциональным назначением и взаимосвязи.
-планировка жилых комнат определяется их функциональным назначением, составом и размещением мебели, созданием свободных пространств для передвижения, эстетическими требованиями, модульно-координационной системой параметров и связью с соседними помещениями.
-планировка жилого дома должна предусматривать деление на две зоны: жилую (личные жилые комнаты и общесемейные комнаты) и подсобно-хозяйственную (помещения личной гигиены, хозяйственные, коммуникационные и помещения для хранения вещей). Четкое выявление в планировке дома соответствующих зон.
-обеспечение возможности вариантного размещения запланированных зон и создание свободного (незатеснённого) пространства.
2 Инженерно-строительные требования.
Конструктивные решения несущего остова жилого дома могут быть стенового, каркасного или смешанного вида. Выбор конструктивной системы жилого дома определяет статическую роль каждой из его конструкций. Материал конструкций и технику их возведения определяют при выборе строительной системы здания.
3 Экономические требования .
Создание максимальных удобств и комфорта при предельно экономичном и рациональном использовании ее пространства. Определяются они как совокупность единовременных и постоянных затрат.
4 пАрхитектурно-художественные требования.
Связаны со свободой выбора формы и обеспечения художественной выразительности облика здания. Усиление выразительности облика здания создается различными приемами размещения и группировки окон, балконов, лоджий, а также выделением частей фасадов выступами, разной фактуры или цветом поверхностей, отвечающих композиционному строю здания.
Планировочные характеристики зон бытовых процессов
Зоны приема пищи
На рисунке 3 показаны основные исходные данные по планировочной организации зон приема пищи.
Рисунок 3 — Основные исходные данные по планировочной организации зонприема пищи
В таблице 4 приведены основные планировочные характеристики зон приема пищи.
Таблица 4 — Основные планировочные характеристики зон приема пищи
Число мест | Номенклатура мебели | Приемы компоновки и планировочные параметры зон |
Наименование | Габариты в плане | Коли- чество |
1. стол обеденный | 60х80 | |
2. стул | 40х45 | |
1. стол обеденный | 80х80 (d=70) | |
2. стул | 40х45 | |
1. стол обеденный | 80х120 (80х80) (d=80) | |
2. стул | 40х45 | |
1. стол обеденный | 80х130 (d=100) | |
2. стул | 40х45 | |
1. стол обеденный | 80х180 (80х140) (d=120) | |
2. стул | 40х45 |
Зоны приготовления пищи
На рисунке 5 показаны основные исходные данные по планировочной организации зон приготовления пищи.
Рисунок 5 — Основные исходные данные по планировочной организации зон приготовления пищи
В таблице 6 приведены основные планировочные характеристики зон, приготовления пищи.
Таблица 6 — Основные планировочные характеристики зон, приготовления пищи
Числен-ность семьи | Номенклатура напольных мебельных изделий и приборов | Приемы компоновки и планировочные параметры зон | ||
Система оборудования | Наименование элементов оборудования | Габариты в плане | Коли-чество | |
1-2 | Кухонный блок | 1. рабочая поверхность | 40х60 (80х60) | |
2. плита | 40х60 | |||
3. мойка | 40х60 | |||
4. холодильник-стол (под рабочей поверхностью) | 60х60 | |||
Набор оборудования | 1. шкаф-стол рядовой | 60х60 | ||
2. плита | 52х60 | |||
3. мойка | 50х60 | |||
4. Холодильник (под рабочей поверхностью) | 60х60 | |||
3-4 | Набор оборудования: однорядное размещение | 1. шкаф-стол рядовой | 80х60 | |
2. плита | 52х60 | |||
3. мойка | 50х60 (80х60) | |||
4. холодильник | 60х60 | |||
Набор оборудования: угловое размещение | 1. шкаф — стол рядовой | 60х60 (80х60) | ||
2. шкаф-стол угловой | 100х60 | |||
3. плита | 52х60 | |||
4. мойка | 60х60 (80х60) | |||
5. холодильник | 60х60 | |||
5-6 | Набор оборудования: однорядное размещение | 1. шкаф-стол рядовой | 120х60 | |
2. плита | 52х60 | |||
3. мойка | 60х60 (80х60) | |||
4. холодильник | 60х60 | |||
Набор оборудования: угловое размещение | 1. шкаф- стол рядовой | 120х60 (60х60) (40х60) | ||
2. шкаф-стол угловой | 100х60 | |||
3. плита | 52х60 | |||
4. мойка | 50х60 (80х60) | |||
5. холодильник | 60х60 |
Рекомендуемый состав и площади помещений квартир для сельского государственного, колхозного, кооперативного и индивидуального строительства приведен в таблице 7.
Таблица 7 — Рекомендуемый состав и площади помещений квартир для сельского государственного, колхозного, кооперативного и индивидуального строительства
Тип помещения | Площадь помещений квартир, м 2 | ||||||
1 ком. для 1-2 чел. | 2 ком. для 2-3 чел. | 3 ком. для 3-4 чел. | 4 ком. для 4-5 чел. | 5 ком. для 6-7 чел. | 6 ком. для 8-9 чел. | 7 ком. для 10-12 чел. | |
1. Помещения общие для любого жилища | |||||||
Общая комната, спальни (суммарная жилая площадь) | |||||||
Кухня-столовая | |||||||
Передняя, шлюзы, коридоры | 6,5 | 7,5 | 12,6 14,1 | 13,6 16,1 | 15,6 17,1 | ||
Совмещенный с/у с местом для стиральной машины | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | |||
Ванная с местом для стиральной машины | |||||||
Уборная с умывальником | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Хозяйственная кладовая | 1,2 | 1,2 | 1,2 | ||||
Кладовая для несезонных вещей | 0,5 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | |||
Постирочная | — | — | — | — | — | — | — |
2. Помещения специфические для сельского жилища севера | |||||||
Кладовая для продуктов | 1,5 | 1,5 | |||||
Хозяйственное помещение | |||||||
Сушильный шкаф | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | ||
Шкаф для инвентаря | 0,3 | 0,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 0,8 |
3. Общая площадь |
1 В числителе – значения норм, рекомендуемые для государственного, колхозного и кооперативного строительства, в знаменателе – для индивидуального.
2 Для квартир в разных уровнях допускается увеличение общей площади на 2 м 2 .
Конструктивные схемы
Конструктивные схемы зданий должны соответствовать наиболее прогрессивным видам индустриального строительства, требованиям модульной системы, унификации и типизации конструкций и деталей и местным условиям строительства.
При проектировании зданий из дерева должно предусматриваться преимущественное использование сборных деревянных конструкций заводского изготовления.
В практике проектирования и строительства сложились следующие конструктивные схемы малоэтажных жилых зданий:
бескаркасная (стеновая) — продольные либо поперечные несущие стены и перекрытия различных типов;
каркасно-панельная — несущий каркас (колонны и ригели) и крупнопанельные стены и перекрытия;
объемно-блочная — блоки-комнаты, блоки-квартиры и другие блоки-помещения.
Наиболее распространенными для зданий массового строительства являются бескаркасная и каркасно-панельная схемы. Объемно-блочная схема требует сложной индустриальной базы, поэтому применяется редко.
Бескаркасная конструктивная схема наиболее целесообразна для зданий ячейкового типа (жилые дома, общежития, гостиницы, здания управлений и др.). Эта схема самая распространенная в жилищном строительстве, ее используют в зданиях различных планировочных типов высотой от 1 до 30 этажей.
Каркасно-панельная схема применяется в зданиях смешанного типа, имеющих помещения разных размеров (детские ясли-сады, школы, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, лечебно-профилактические учреждения и др.). Для массового строительства применяют каркасы из сборного железобетона.
Объемно-блочная схема в виде группы отдельных несущих столбов из установленных друг на друга объемных блоков применяется, в основном, для жилых домов высотой до 12 этажей.
В бескаркасных зданиях рекомендуется принимать следующие унифицированные размеры пролетов и шагов: 2,4; 2,7; 3,0; 3,3; 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6,0; 6,6 м (кратные ЗМ и 6М). В отдельных зданиях размеры пролетов могут быть 9 и 12 м.
Каркасные здания следует проектировать с сеткой колонн: 6х3; 6х6 и 6х9 м. При наличии зальных помещений сетка колонн может быть 6х12; 6х18; 6×24 м и больше.
Размеры объемных блоков в объемно-блочных зданиях следует принимать в увязке с объемно-планировочными параметрами помещений, для которых разрабатываются блоки.
Фундаменты
Материалом для фундаментов могут служить дерево, бутовый камень, бутобетон, бетон, железобетон. Деревянные фундаменты, как правило, используют лишь для временных деревянных зданий. Массовое распространение в современном строительстве получили бетонные и железобетонные фундаменты, особенно сборные.
По конструктивной схеме фундаменты различают ленточные, отдельностоящие, сплошные и свайные.
Ленточные фундаменты устраивают под все капитальные стены, а в некоторых случаях и под колонны. Они представляют собой заглубленные в грунт ленты – стенки из бутовой кладки, бутобетона, бетона или железобетона. Форма фундамента в плане повторяет очертания капитальных стен здания – несущих и самонесущих.
Ширину по верху (обрезу) у бутовых фундаментов применяют на 8-10 см шире стены. Минимальную ширину бутового фундамента принимают 30-35 см. Ширину железобетонных фундаментов определяют расчетом. Она может быть менее толщины стены. Размеры бетонных блоков: высотой 0,6 м, длиной до 2,4 м и шириной 0,3 0,4 0,5 и 0,6 м. Также могут быть и монолитные участки.
Отдельностоящие фундаменты представляют собой отдельные плиты с установленными на них подколонниками или башмаками колонн. Их устраивают для каркасных зданий. Разновидностью отдельностоящих фундаментов являются столбчатые, которые проектируют для малоэтажных зданий при малых нагрузках и прочных основаниях, когда ленточные фундаменты не рациональны.
В массовом строительстве нашли широкое применение сборные бетонные и железобетонные отдельностоящие фундаменты. В индивидуальных проектах применяют монолитные бетонные и железобетонные отдельностоящие фундаменты. В малоэтажных деревянных и кирпичных зданиях находят применение деревянные и каменные столбчатые фундаменты. Для сборных железобетонных колонн являются отдельно стоящие столбчатые монолитные или сборные стаканного типа. Размеры стакана (гнездо для установки колонны в фундамент) зависят от сечения и высоты колонны.
Колонны делают высотой на 1, 2 и 3 этажа. Сечение колонн делают 300х300 и 400×400 мм. Привязку колонн к координационным осям предусматривают по центру колонн в обоих направлениях. Ригели могут иметь прямоугольные сечения высотой 600 мм или тавровые сечения высотой 450 и 600 мм с оттиранием плит перекрытия на нижнюю полку тавра. Ригели опираются на консоли колонн скрытого типа, имеющих вылет 150 мм.
Сплошные фундаменты могут быть плитные и коробчатые, в один или несколько этажей. Сплошные фундаменты применяют для зданий с большими нагрузками или при слабых и неоднородных основаниях.
Свайные фундаменты применяют на слабых сжимаемых грунтах, при глубоком залегании прочных материковых пород, больших нагрузках и т.д. В последнее время свайные фундаменты получили широкое распространение для обычных оснований, так как их применение дает значительную экономию объемов земляных работ и затрат бетона.
В таблице 8 приведены наиболее употребительные конструкции фундаментов легких бесподвальных домов и фундаменты коттеджей и усадебных домов с техническим подпольем или цокольным этажом. Однако область и объемы применения представленных конструкций фундаментов существенно различаются. Большое влияние на возможность применения той или иной конструкции фундаментов под легкие дома оказывают пучинистые свойства грунтов площадки строительства.
К легким можно отнести все дома, вплоть до двухэтажных кирпичных коттеджей с мансардой и цокольным этажом, для которых силы пучения, действующие на фундамент, превышают вес здания на конкретной строительной площадке.
Наиболее экономичными являются столбчатые фундаменты и в типовых проектах домов закладывают именно их. На стадии типового проектирования характеристики грунтов будущих строительных площадок не известны. Поэтому столбчатые фундаменты рассчитывают применительно к площадкам, сложенным мелкими непучинистыми песками, в которых грунтовые воды отсутствуют. Характеристики грунтов следующие: угол внутреннего трения ф = 28°, коэффициент удельного сцепления С=2 кПа (0,02 кГс/см 2 ), модуль деформации Е=15кПа (150 кГс/см 2 ).
Для других грунтов с иными характеристиками и пучинистыми свойствами требуется пересчет фундаментов и определение возможности их применения. В соответствии с требованиями СНиП необходима привязка фундаментов типовых и индивидуальных проектов домов к конкретным условиям площадки строительства.
Таблица 8 – Фундаменты бесподвальных коттеджей, усадебных и дачных домов, хозблоков, бытовок
СТОЛБЧАТЫЕ ФУНДАМЕНТЫ | ||
Мелкозаглубленный сборный или моно-литный | Мелкозаглубленный из небольших блоков и кирпича | Сборный или монолит-ный пирамидальной формы |
Мелкозаглубленный из фундаментных блоков ФБС | Мелкозаглубленный из фундаментных плит ФП1 | Мелкозаглубленный из фундаментных блоков и плит |
ЛЕНТОЧНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ | ||
Мелкозаглубленный из фундаментных блоков Мелкозаглубленный щелевой | Мелкозаглубленный монолитный Мелкозаглубленный ригельный | Мелкозаглубленный монолитный Мелкозаглубленный комбинированный |
ПЛИТНЫЙ ФУНДАМЕНТ | БУРОВЫЕ ФУНДАМЕНТЫ Буронабивная опора Буронабвная опора с уширением Буровая опора с асбест-цементной трубой | ЗАБИВНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ Призматическая свая Пирамидальная свая Забивной блок |
СТОЛБЧАТЫЕ ФУНДАМЕНТЫ | ||
С цокольной панелью | С цокольной панелью | Из фундаментных блоков и плит |
ЛЕНТОЧНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ | ||
Из фундаментных блоков | Из фундаментных блоков и плит | Монолитный |
ПЛИТНЫЙ | НА БУРОВЫХ СВАЯХ | НА ЗАБИВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ |
Безростверковый вариант | Безростверковый вариант |
Наружные стены
По статической функции различают: несущие, самонесущие, ненесущие (навесные) конструкции стен.
Несущие стены помимо вертикальной нагрузки от собственной массы воспринимают и передают фундаментам нагрузки от смежных конструкций: перекрытий, перегородок, крыш и пр.
Самонесущиестены воспринимают вертикальную нагрузку только от собственной массы (включая нагрузку от балконов, эркеров, парапетов и других элементов стены) и передают ее на фундаменты.
Ненесущие стены поэтажно (или через несколько этажей) оперты на смежные внутренние конструкции здания (перекрытия, стены, каркас).Толщина внутренних несущих стен принимается 380 мм.Перегородок 200-250 мм.
Толщина наружных стен зависит от конструкции.
1 Сплошная кладка – 640 мм;
2 колодцевая кладка – 510 мм;
3 сплошная кладка с утеплителем с наружной стороны – 380 мм.
Конструкции наружных стен и их применение показано в таблице 9.
Таблица 9 – Конструкции наружных стен и их применение
Тип стены | Эскиз конструкции | Статическая функция | Применение | |
Бетонная (панельная или монолитная) | Однослойная | стены несущие стены самонесущие стены ненесущие | повышенной средней и малой этажности средней и малой этажности стены зданий любой этажности | |
Двухслойная | стены несущие стены самонесущие стены ненесущие | повышенной средней и малой этажности средней и малой этажности стены зданий любой этажности | ||
Трехслойная | стены несущие стены самонесущие стены ненесущие | повышенной средней и малой этажности средней и малой этажности стены зданий любой этажности | ||
Бетонная (крупноблоч ная) | стены самонесущие стены несущие стены самонесущие | повышенной средней и малой этажности малой этажности средней и малой этажности | ||
Из небетонных материалов | Бескаркасная (сэндвич) | стены ненесущие | стены зданий любой этажности | |
Каркасная | стены ненесущие | стены зданий любой этажности | ||
стены ненесущие | стены зданий любой этажности | |||
Каменная | Сплошная | стены несущие | повышенной средней и малой этажности | |
стены несущие | повышенной средней и малой этажности | |||
Слоистая | стены несущие стены самонесущие | средней и малой этажности повышенной средней и малой этажности | ||
стены несущие стены самонесущие | средней и малой этажности повышенной средней и малой этажности | |||
Деревянная | Рубленная бревенча-тая | стены несущие | малой этажности | |
Рубленная из брусьев | стены несущие | малой этажности | ||
Каркасная, щитовая, панельнвая | стены несущие | малой этажности |
1 – кирпич, 2 – мелкий блок, 3, 4 – утеплитель и воздушный прослоек, 5 – легкий бетон, 6 – автоклавный ячеистый бетон, 7 -конструктивный тяжелый или легкий бетон, 8 – бревно, 9 – конопатка, 10 – брус, 11 – деревянный каркас, 12 – пароизоляция, 13 – воздухонепроницаемый слой, 14 – обшивка из досок, водостойкой фанеры, ДСП или др.; 15 – обшивка из неорганических листовых материалов; 16 – металлический или асбестоцементный каркас; 17 – вентилируемый воздушный прослоек
Перекрытия
Перекрытия зданий со стенами из кирпича, стеновых камней и крупных блоков, выполняют, как правило, из многопустотных железобетонных панелей (настилов) с круглыми пустотами. В таблице 10 приведена номенклатура типоразмеров многопустотных железобетонных панелей.
Таблица 10 – Номенклатура типоразмеров многопустотных железобетонных панелей (ГОСТ 9561—76)
Длина | Толщина | Ширина | |||
+ | + | + | + | — | + |
+ | + | + | + | — | + |
— | + | — | + | — | + |
+ | + | + | + | + | + |
+ | + | + | — | + | + |
+ | + | + | — | + | + |
+ | + | + | + | — | + |
+ | + | + | + | — | + |
+ | + | + | + | + | + |
+ | + | — | + | — | + |
В случае когда невозможно перекрыть с помощью панелей, то применяют монолитное перекрытие (участки эркеров и т.п.).
Плиты перекрытия бывают многопустотные (L=3; 6; 7,2 и 9 м), ребристые (L=3; 6 и 9 м), Т-образные и типа «двойное Т» (L=9 и 12 м).
На рисунке 6 показаны сборные перекрытия из плит (настилов).
Рисунок 6 — Сборные перекрытия из плит (настилов):
а, б – типы железобетонных плит; в – опирание и сопряжение плит в кирпичном здании; г — то же, в крупноблочном; 1 — настил с овальными пустотами; 2 — настил с круглыми пустотами; 3 — ребристые плиты; 4 — анкер; 5 —внутренняя стена; 6 — раствор; 7 —кладка; 8 — вырезы (заполняются кладкой или вкладышами; 9—наружная стена; 10 — блоки-перемычки; 11 — закладные детали
Наружные стены
Наружные стены каркасных зданий выполняют самонесущими или навесными.
При пролетах здания 12. 24 м выбор системы покрытия разнообразен: плоскостные (балки, фермы, рамы и арки) и пространственные (оболочки, складки, шатры, своды, купола, вантовые покрытия), а также плиты покрытия «на пролет». Несущие конструкции покрытия могут быть выполнены из сборного, монолитного и сборно-монолитного железобетона, а также из стали и алюминия.
При разработке курсового проекта студент должен, изучив литературу, подобрать конструктивные элементы здания. Студенту задаются основные элементы каркаса, остальные он принимает самостоятельно.
Кровля
Крыши выполняемые в виде одной или нескольких наклонных плоскостей называются скатными. Конструктивно скаты состоят из верхнего ограждения – кровли и поддерживающей ее системы несущих элементов крыши – стропил и обрешетки. При установлении формы крыши существенное значение имеет уклон скатов, который тесно связан с кровельным материалом. Каждому материалу присущи допустимые пределы этого уклона, приведенные в таблице 11.
Таблица 11 – Уклоны различных кровельных материалов
Наименование материала | Уклон, град |
Кровельная сталь | ≥ 8 |
Черепица | ≥ 30..40 |
Плоские асбестоцементные плитки, шифер | ≥ 30 |
Волнистые асбестоцементные обыкновенного профиля | ≥ 15 |
То же, усиленного профиля | ≥ 10 |
Двухслойный рулонный ковер | ≤ 15 |
Трехслойный рулонный ковер | ≤ 6 |
Тесовая кровля | ≤ 50 |
Для скатов чердачных крыш чаще всего принимают уклоны от 1:5 до 1:1. Свес крыши обычно составляет ≥ 50..60 см.
Как правило, чердачные скатные крыши не утеплены, исключение – участки крыш, расположенные над мансардными этажами.
Чердаки должны проветриваться, для этого устраивается слуховое окно.
Конструкции чердака проектируются так, чтобы был обеспечен свободный проход высотой не менее 1,6 м и шириной не менее 1,2 м вдоль чердака (на отдельных участках протяженностью до 2 м допускается высота 1,2 м). В самых низких местах у наружных стен высота должна быть не менее 0,4 м, для обеспечения периодического осмотра и при необходимости ремонта. Конструкция крыш подразделяется на наслонные и висячие стропила.
Наслонные: стропильные ноги, прогоны, стойки, подкос, лежень. Применяют в тех случаях, когда в здании имеются два или несколько рядов вертикальных опор (стен),расстояния между которыми не превышает 5-8 м. Такие пролеты легко перекрыть наклонными балками (стропильными ногами) из досок, брусьев или бревен, располагаемыми вдоль скатов на расстояниях друг от друга в осях (шаге стропил) порядка 0,8-1,2 м и более. Внутренние стены и столбы доводят обычно только до уровня, превышающего верх чердачного перекрытия на 15-20 см. Их заменяет система стоек (шаг 4-6 м), покоящихся на лежнях и поддерживающих верхний продольный брус – прогон.
Стропильные ноги укладываются на прогоны, а нижние концы этих ног на подстропильные брусья – мауэрлат. Для жесткости и устойчивости стропил между стойками и прогонами вводят подкосы, разгружающие прогоны и образующие с ними подстропильную раму. Угол между подкосом и стойкой не должен превышать 40-45 о . Ширина досок, применяемых для стропил 40-50 мм, брусьев – 60-40 мм. Мауэрлаты выполняют из брусьев 140х160 или 160х180 мм либо из бревен 180х200 мм. Лежни имеют те же сечения при установке на стены.
Свес крыш устраивается на кобылках – доски прикрепленные гвоздями с боку к стропильным ногам.
Формы скатных крыш показаны на рисунке 7.
Рисунок 7 — Формы скатных крыш:
а — односкатная; б —двускатная; в —сводчатая; г — четырехскатная (вальмовая); д — трехскатная; е — шатровая; ж — мансардная; з — полущипцовая; и — полувальмовая к —пирамидальная; л — купольная; м — многоскатная; 1— конек; 2 — ребро; 3 — ендова (разжелобок); 4 — щипец
Планировка и благоустройство территории
Планировка и благоустройство территории жилых районов
Основные архитектурно-художественные задачи планировки и застройки жилых районов – создание композиционного единства и выразительности всей системы в сочетании с открытыми пространствами жилых территорий.
К входам в жилые дома должны быть обеспечены подъезды для автомашин с площадками для разворота и временных стоянок. Места для погрузки контейнеров с мусором, также должны быть обеспечены площадками для разворота автомашин (не менее 10Х10 м).
Удовлетворение требований к естественному освещению и инсоляции жилищ достигается соответствующей ориентацией различных типов жилых зданий и их взаимным расположением в системе застройки, с соблюдением санитарных разрывов в зависимости от этажности противостоящего затеняющего здания (смотреть рисунок 8).
. В климатическом подрайоне IVА расстояния между зданиями не должны быть менее 30 м, а в подрайонах IА, IБ, IГ и IIА допустимо увеличение разрывов на 25%.
Требования к разрывам даны в таблице 12.
Рисунок 8 — Схема санитарных разрывов между жилыми зданиями
План, разрез. (А – инсолируемый объект; Б – затеняющий объект)
Таблица 12 – Расстояние между жилыми зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями (со СНиП II-60-75*, 1981г.)
Расстояния нормируемые | Расстояния (м) при застройке зданиями с числом этажей | |
2-4 | ||
Между длинными сторонами зданий | ||
Между длинными сторонами зданий, а также между торцами зданий с окнами из жилых комнат | ||
Между торцами зданий без окон из жилых комнат | По нормам противопожарных расстояний | |
Между зданиями башенного типа при расположении их на одной оси | — | — |
Примечание: величины инсоляционных разрывов равны удвоенной высоте затеняющего здания (выступы не учитывают), при этом особенности местного солнечного климата и ориентации по странам света не учитывают.
Детские площадки, места для отдыха во дворах следует предохранять от воздействия солнечной радиации в жаркое время года помощью навесов, тентов, трельяжей с вьющейся зеленью, а также затеняющей посадкой деревьев с ЮЗ, ЮВ и Ю сторон.
В подрайонах с низкими зимними температурами, сильными ветрами и снежными бурями основная задача пространственной организации застройки – смягчение микроклимата внутри жилых микрорайонов, во дворах жилых комплексов. Это достигается частично или полностью замкнутой застройкой и созданием одно- или многорядного ветрозащитного фронта со стороны господствующих вредоносных ветров, с использованием зданий в виде ветрозащитных экранов.
Одно из существенных санитарных требований к застройке жилых территорий – защита от шума. При устройстве шумозащитных барьеров следует применять посадки деревьев и кустарников. Жилые дома должны отстоять от красных линий магистралей не менее чем на 6 м, от жилых улиц – на 3 м и от скоростных и грузовых дорог – на 50 м.
Вся территория жилой застройки должна быть благоустроена и озеленена. К элементам благоустройства относят: проезды, тротуары, хозяйственные и детские площадки, стоянки для автомобилей, озеленение, отмостки вокруг зданий. Тротуары устраивают шириной 1,25-1,5 м. Отмостки вокруг всех зданий следует устраивать шириной 0,6-0,7 м, при внешних стоках воды с крыш – на 5-10 см шире карнизов с уклоном от зданий в 2,5-3%.
Источник: infopedia.su