На производственно-складской территории(категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: Под производственную базу и железнодорожный подъезд) хочу приобрести участок земли для строительства холодного ангара для производственно-складских целей. Участок планирую оформить на отца и через ИП сдавать в аренду для моего ООО.
Участок готовы отмежевать точно под размеры моего ангара. Участок 13 на 46, на нем планирую поставить ангар 12 на 45. Ангар с минимальными требованиями: каркас с обшивкой профлистом. Но ангар с запасом прочности под небольшую кран-балку 3,2 т, но возможен вариант козлового крана(с опорами не на каркас ангара, а на пол).
Прочитал несколько тем про не капитальные строения согласно п.51 Градостроительного кодекса. Но те же самые навесы, киоски и гаражи тем или иным способом крепятся к земле, тем самым имеют фундамент, будь то свайный, блочный, ростверк и тд , даже если они к нему крепятся болтами.
Строить без разрешения можно
Одни строительные компании, которые производят ангары на болтовом соединении, говорят что любое здание которое имеет фундамент, является капитальным, другие компании производя те же самые ангары(но без кран-балок), с пеной у рта доказывают, что ну и что что крепится к фундаменту, но оно мобильное и быстроразборное, поэтому не относится к объектам капитального строительства. И те и другие делают проект здания. Можно ли застраивать здание(пятно застройки) в границах отмежеванного участка без отступа? Как определить капитальное или не капитальное строение? на крайний случай: какие последствия, если поставить ангар без разрешения на строительство какие могут быть проблемы(штрафы, санкции)?
Здравтвуйте, Николай. Прежде всего нужно определиться, что вы хотите — капитальное или некапитальное строительство?
Безусловно, для отнесения имущества к недвижимому нужно определить его прочную связь с землей — то есть наличие прочного фундамента и связи с ним. Если будут просто болты — тогда это некапитальное строение — просто навес. Однако, если кадастровый инженер даст заключение, что это имущество относится к недвижимому, тогда оно и будет недвижимым.
Теперь к другому моменту — вам участок дадут под строительство базы. Это три года в основном.
ЗК РФ Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:
1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;
Продлить такой договор под строительство можно будет только еще на три года
Согласно п. 21,22 Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
21. В случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 — 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
ФАС также придерживается такого мнения
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2016 г. N ИА/90/16 «О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения»
В связи с изменениями, внесенными Законом N 171-ФЗ, пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ прямо указано на возможность однократного продления договора без торгов в целях завершения строительства при условии соблюдения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ.
При этом, такое право предоставляется:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;2) собственнику объекта незавершенного строительства, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Если объект не будет достроен — участок изымут, вне зависимости от расположения на нем незавершенного строения. Однако, как вы говорите, вы собираетесь достраивать. После строительства капитального строения вам смогут поменять вид разрешенного использования земельного участка под размещение производственного здания, ангара и др. — какое выберете, оформите право на строение в Росреестре, получите без торгов участок в аренду на 49 лет.
ЗК РФ Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:
17) на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом;
Касательно отступов от границ участка при строительстве на нем ангара.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Таким образм, если в плане застройки не будет никаких ограничений, в том числе и противопожарных — вы вправе застроить участок. Главное, чтобы был к нему подъезд со стороны прилежащих к нему участков, если они разграничены.
Тем более, что ангар у вас 12 на 45 и меньше предоставляемого участка, препонов к осуществлению деятельности я не вижу.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Таким образом, осуществлять строительство объектов возможно при соблюдении соответствующих градостроительных норм и целевого назначения земельного участка.
Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом законодательно закреплено, что разрешение на строительство не капитальных объектов допустимо без разрешения на строительство.
Важным моментом как показывает и судебная практика является привязка к земле и возможность перемещения объекта без изменения его без ущерба его целевому назначению. В том случае если вы можете свободно разобрать данный объект и перенести (поставить ) объект в другое место данный объект не является объектом капитального строительства.
Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено их строительство, должны определяться в соответствии с градостроительным регламентом (п.2 ч.6 ст.30, п.2 ч.1 ст.38 ГрСК РФ). Градостроительным регламентом устанавливается правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (ч.1 ст.36 ГрСК РФ). Градостроительные регламенты относятся к правилам землепользования и застройки и утверждаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п.3 ч.2 ст.30, ч.1 ст.32 ГрСК РФ).Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено их строительство, должны быть указаны на чертеже градостроительного плана земельного участка (п.3 ч.3 ст.44 ГрСК РФ), форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 г. № 840. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (ч.ч. 1, 2 ст.44 ГрСК РФ).
Строительство объекта недвижимости на земельном участке осуществляется в соответствии с градостроительным планом земельного участка, в котором указываются минимальные отступы от границ земельного участка до объектов капитального строительства на основании принятого органом местного самоуправления градостроительного регламента для территориальной зоны, в пределах которой находится данный земельный участок. В том случае, если строительство начато до принятия органом местного самоуправления градостроительного регламента, необходимо руководствоваться СНИП.
Планировка и застройка городских и сельских поселений регламентируется СНиП 2.07.01−89. Согласно п.2.12 СНиП 2.07.01−89 расстояния между жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, нормами освещенности, а также в соответствии с противопожарными требованиями.
Ответственность за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода в эксплуатацию установлена статьей 9.5 КоАП РФ
Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Прежде всего начинать нужно с определения возможности строительства склада на земельном участке.
Исходя из территориальной зоны, строительство и размещение склада возможно с учетом градостроительных регламентов.
Земельный кодекс
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными,коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Вам нужно выбрать вид разрешенного использования земельного участка, на котором Вы планируете строить 6.9. «Склады».
Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
Склады
Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов
6.9
Что касается разрешения на строительство, коллеги Вам в общих чертах указали, что если объект — ангар (склад) не является недвижимым имуществом, то на него не требуется получать разрешение на строительство.
Градостроительный кодекс
Статья 51. Разрешение на строительство
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
Не являются объектами капитального строительства объекты, которые могут быть перенесены без несоразмерного ущерба, то есть если Ваш ангар, возможно разобрать и поставить на новый фундамент, то его можно признать не капитальным объектом.
Градостроительный кодекс
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
Гражданский кодекс
Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Наличие или отсутствие фундамента не является определяющим.
Важна возможность разобрать и собрать (переместить) конструкцию без несоразмерного ущерба ее назначению.
Вопрос с определением является ли объект капитальным строением может решаться с привлечением экспертов, в ходе судебного разбирательства, либо до него можно сделать заключение.
Пример судебной практики
Решение от 29 сентября 2015 г. по делу № А40-104083/2014
Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)Является ли спорный ангар объектом капитального или некапитального строительства? Имеет ли он прочную связь с землей и возможно ли его перемещение без несоразмерного ущерба назначению?
Согласно экспертному заключению N 06-21/05-2015 от 30.06.2015 года, при ответе на первый вопрос эксперт указал, что объектом исследования является здание коровника – одноэтажное здание, расположенное на территории ВДНХ, в непосредственной близости от Совхозного выезда, построено в 1954 году по индивидуальному проекту двухрядного коровника, оснащённого двумя силосными башнями для хранения кормового запаса, в период с 1993 по 2001 г.г. было переоборудовано под размещение офисных и складских помещений, и используется в этом качестве по настоящее время.
Проведённые натурные исследования показали, что металлический ангар представляет собой быстровозводимое сборно-разборное сооружение с конструкциями заводской поставки соединенными в конструктивную систему на месте, не имеющее подземной части, не оборудованное системами водоснабжения, канализации, теплоснабжения, отопления и вентиляции, не предусматривающее постоянных рабочих мест и постоянного пребывания людей, без естественного освещения, предназначенное только для временного складирования негорючих материалов.
В ангаре смонтировано деревянное перекрытие на вертикальных опорах (опираются на асфальт), конструкции которого не связаны со строительными конструкциями ангара и приспособлены исключительно для складирования негорючих фиалов (в БТИ учтены как«к1» и «к2»). Такая конструкция не может рассматриваться как антресольный этаж, а является складским стеллажом, с площадью, не включаемой в полезную площадь здания (сооружения).
Некапитальный характер спорного строения, является условием, исключающим возможность обращения с требованием о сносе самовольной постройки применительно к положениям ст. 222 ГК РФ. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24 января 2012 года N 12576/11.
http://sudact.ru/arbitral/doc/.
Разъяснение Минрегиона (утратили силу) но заслуживает внимание.
Документ утратил силу или отменен
Минрегиона России от 21.06.2012 N 15319-АП/08
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июня 2012 г. N 15319-АП/08
В связи с обращением о разъяснении законодательства о градостроительной деятельности Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках осуществления полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, установленных пунктами 1 и 5.5 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, сообщается следующее.
При рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам капитального строительства необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).
В частности, сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, являются:
1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде
опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);
2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты, и пригружаемой фундаментными блоками;
3) мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.
У перечисленных сооружений отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при возведении данных объектов не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.
Указанные сооружения связи являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.
Согласно части 3 статьи 49, пункту 2 части 17 статьи 51 и части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдача разрешения на строительство не требуется, государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.
Просим довести позицию Министерства до сведения органов государственного строительного надзора.
Отступы необходимо соблюдать с учетом противопожарных норм в зависимости от класса пожароопасности Вашего объекта.
Лучше привлечь специалиста в области пожарной безопасности
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)
Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесничествами (лесопарками)
1. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12161584/16/#block_69#ixzz4qpGF1Jh9
Санкцию Вам коллеги указали. Штраф за самовольное строительство, если признают что на строительство ангара требуется получения разрешения на строительство.
Еще одна санкция указана в приведенном мною примере судебной практики — иск о сносе самовольной постройки, опять же при признании объекта капитальным строением.
Источник pravoved.ruСтроительство склада до 1500 м2 без разрешения на строительство
Складские помещения необходимы для нормального рабочего процесса предприятия или магазина, а так же для хранения личных вещей граждан (спортинвентарь, автомобильные шины, мебель, детские коляски). Но нельзя основываясь лишь на собственном желании возвести склад на понравившемся участке. На то должны быть права и соответствующее разрешение.
Развернуть строительство без разрешения технически возможно. Поскольку склады — строения быстровозводимые, застройщик может завершить процесс строительства без соответствующего разрешения до того, как контролирующие органы выявят нарушения законодательства и назовут объект самовольной постройкой. Однако это может произойти, когда склад уже начали эксплуатировать. Органы контроля сначала налагают на владельцев штраф, а затем через суд добиваются либо узаконивания, либо (если экспертиза покажет, что объект был построен с нарушениями) сноса самовольно возведённого строения. В любом случае владелец оказывается в финансовом проигрыше, и может заплатить за свою беспечность довольно дорого.
Размеры штрафов за самострой в 2019 году составляют: для физических лиц — от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц и предпринимателей — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Для юридических лиц штрафные санкции установлены в размере от 500 тыс. до миллиона рублей. Наибольшие убытки грозят владельцам, по чьему делу суд вынесет решение о сносе. Как показывает судебная практика, правосудие не жалеет ни жилых домов, ни больших торговых центров, ни тем более складов: если сооружение возведено незаконно и с нарушением норм, его ликвидируют, а земельный участок приводят в первоначальное состояние.
Весомая помеха в эксплуатации складом, построенном без разрешения на строительство, — отказ в выдаче прав собственности на него, а также невозможность подведения и подключения электричества, воды, канализации. Без правоустанавливающих документов фактический владелец самовольно возведённого сооружения не может ни продать здание, ни подарить, ни использовать его по собственному усмотрению. Такая стройка становится пустой тратой денег. Единственный способ избежать проблем — это узаконивание постройки хотя бы после окончания строительства, если по каким-то причинам не удалось сделать этого до закладки первого кирпича. Юристы ООО «Лендлорд-инвест» в такой ситуации оказывают очень эффективную помощь.
Процедура получения разрешения
Прежде чем начинать строительство складских помещений, необходимо ознакомиться с градостроительным планом земельного участка (ГПЗУ). В плане закреплены виды разрешённого использования (ВРИ) участка. Тип планируемого строения должен соответствовать основному виду. В случае если это условие не соблюдается, необходимо изменить основной вид на один из перечня условно разрешённых или вспомогательных. Нельзя, например, на землях сельскохозяйственного назначения разбить склад для хранения горюче-смазочных материалов.
В зависимости от месторасположения участка, строительство согласовывают с Управлением архитектуры, Росавиацией, Мосавтодором, Управлением культуры, Департаментом по недропользованию или другими органами, указанными в ГПЗУ. Затем на участке проводят инженерные изыскания, в ходе которых определяют физические и химические свойства грунта, выявляют болезнетворные микроорганизмы в почве и воздухе, вычисляют глубину залегания грунтовых вод, замеряют уровень радиации, а так же подготавливают топографический план местности.
На основании ГПЗУ и проведённых изысканий формируют схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) и разрабатывают архитектурный проект. При разработке описывают системы обеспечения электричеством, газом и водой, системы вентиляции, теплоснабжения и канализации. Ещё предусматривают противопожарные мероприятия, по защите окружающей среды и обеспечению доступа инвалидов. Расписывают сроки по демонтажу имеющихся на участке объектов (при необходимости) и строительству новых.
Если площадь склада будет больше 1500 м2 или он будет выше двух этажей, проводят экспертизу проекта. Указанные документы загружают на проверку в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Затем с положительным заключением ИСОГД и правоустанавливающими документами на земельный участок подают заявление в Минстрой для получения разрешения на строительство.
Стоит обратить внимание, что согласно ст. 51 ГК РФ разрешение на строительство объектов выдаётся только при наличии правил землепользования и застройки. Это правило не распространяется на объекты федерального, регионального или муниципального значения, к которым складские комплексы не относятся.
Как узаконить склад без разрешения на строительство
Когда складской комплекс уже построен, а разрешение ещё не получено, это не значит, что самострой придётся сровнять с землёй. Есть практика узаконивания уже готовых зданий. Если склад построен без нарушения чьих-либо прав, в соответствии с градостроительным планом, с соблюдением строительных норм и его ещё не обнаружили, то действовать можно по стандартной схеме.
Нужно заказать ГПЗУ, согласовать по нему строительство, провести инженерные изыскания, сформировать СПОЗУ, разработать проект и сдать его на экспертизу (при необходимости), проверить документацию в ИСОГД и подать заявление о выдаче разрешения на строительство. Затем получить заключение о соответствии (для поднадзорных объектов), заказать технический план и подать заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию. После этого объект ставят на кадастровый учёт и регистрируют права собственности.
Однако, если незаконно возведённый склад уже обнаружен, отстаивать права придётся в суде. Для этого понадобится положительное заключение строительной экспертизы, справки из пожнадзора и санитарно-эпидемиологической службы, правоустанавливающие документы на земельный участок под возведённым складом, технический план здания и квитанции об уплате штрафов. На основании положительного решения суда объект ставят на кадастровый учёт и оформляют на него права собственности. После этого владелец вправе использовать его по установленному назначению, продавать, дарить или сдавать в аренду. И в первом и во втором случае есть вероятность, что перед признанием прав придётся приводить самострой в соответствие требованиям.
Помощь в подготовке документации и получении разрешения на строительство оказывают кадастровые инженеры и юристы ООО «Лендлорд-инвест». Мы проведём изыскания, согласуем строительство, подготовим проектную документацию, организуем экспертизу и получим разрешение на строительство.
Внесём изменения в стороннюю проектную документацию, если заказчик получил отказ в выдаче разрешения. При необходимости получим разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства. Проведём техническую экспертизу и узаконим самовольное строительство. Введём объект в эксплуатацию и оформим права собственности.
Источник llmo.ru