Система планово-предупредительного ремонта (ППР) предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов: техническое (межремонтное) обслуживание; текущий ремонт; капитальный ремонт.
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс работ, необходимых для поддержания работоспособности оборудования между ремонтами. ТО осуществляется эксплуатационным (аппаратчиками, машинистами, операторами и т. п.) и обслуживающим дежурным персоналом (помощниками мастеров, дежурными слесарями, электриками, мастерами КИПиА) в соответствии с действующими на предприятиях инструкциями по рабочим местам и регламентами.
В объем ТО входят:
1) эксплуатационный уход (обтирка, чистка, наружный осмотр, смазка, проверка состояния систем охлаждения подшипников, наблюдение за состоянием крепежных деталей, проверка исправности заземлений и т. д.). Все неисправности фиксируются в сменном журнале эксплуатационным персоналом и устраняются в возможно короткий срок.
2) мелкий ремонт оборудования (подтяжка крепления и контактов, частичная регулировка, замена предохранителей, выявление общего состояния изоляции). Обслуживающий персонал должен регулярно просматривать записи эксплуатационного персонала в сменном журнале и принимать меры по устранению указанных неисправностей.
Американские строители. Почему у нас такого нет?!
Текущий ремонт (ТР) – это ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования и состоящий в замене и восстановлении отдельных частей оборудования и их регулировке.
Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
На капитальный и на текущий ремонты оборудования составляются Ведомости дефектов (форма 3) и Сметы затрат (форма 4).
Ведомость дефектов составляется с учетом технического состояния и типовой номенклатуры ремонтных работ, подписывается механиком подразделения.
При проведении капитального ремонта должны быть выполнены работы по техническому освидетельствованию и испытанию оборудования, подведомственного Ростехнадзору, в соответствии с требованиями действующих правил и инструкций.
Устранение непредвиденных инцидентов и аварий оборудования осуществляется в ходе внеплановых ремонтов. Постановка оборудования на внеплановый ремонт производится без предвариельного назначения.
При проведении внепланового ремонта заменяются (или восстанавливаются) только те элементы, которые явились причиной отказа или в которых выявлено прогрессирующее развитие дефекта.
Основной задачей внепланового ремонта является восстановление работоспособности оборудования и скорейшее возобновление производства (процесса), если он был прерван.
Внеплановые ремонты проводятся на основании распоряжения руководителя структурного подразделения по представлению механика.
Ремонт оборудования может осуществляться с применением следующих стратегий ремонта:
— по техническому состоянию (III);
— по потребности (IV).
Сущность стратегии регламентированного ремонта заключается в том, что ремонт выполняется с периодичностью и в объеме, установленном в эксплуатационной документации независимо от технического состояния составных частей оборудования в момент начала ремонта.
Сущность смешанной стратегии ремонта заключается в том, что ремонт выполняется с периодичностью, установленной в НТД, а объем операций восстановления формируется на основе требований эксплуатационной документации с учетом технического состояния основных частей оборудования.
Сущность стратегии ремонта по техническому состоянию заключается в том, что контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленном в НТД, а момент начала ремонта и объем восстановления определяется техническим состоянием составных частей оборудования.
Сущность стратегии ремонта по потребности заключается в том, что ремонт оборудования производится только в случае отказа или повреждения составных частей оборудования.
Стратегия I применяется для обеспечения ремонта оборудования, эксплуатация которого связана с повышенной опасностью для обслуживающего персонала, в том числе оборудования, подконтрольного органам Ростехнадзора.
На основании стратегии II обеспечивается ремонт всего остального основного и неосновного оборудования предприятия.
По решению руководства предприятия часть оборудования может быть переведена на ремонт по техническому состоянию (стратегия III). Перечень такого оборудования составляется руководителем подразделения, согласовывается главным механиком предприятия и утверждается главным инженером.
Стратегия IV рекомендуется к применению для оборудования первой и второй амортизационной групп. Она частично реализуется в форме внеплановых ремонтов после отказов.
Ремонт оборудования производится в соответствии с действующим на предприятии Положением о ППР оборудования.
С капитальным ремонтом может быть совмещена модернизация оборудования. При модернизации оборудования решаются следующие задачи:
— увеличение мощности производственного оборудования;
— автоматизация производственных процессов и технологических объектов;
— удешевление и упрощение эксплуатации;
— повышение эксплуатационной надежности, удешевление ремонта;
— улучшение условий труда и повышение безопасности работы.
Наиболее перспективным методом ремонта оборудования является агрегатный (агрегатно-узловой),при котором неисправные агрегаты и узлы заменяются новыми или отремонтированными с использованием деталей заводского изготовления.
Агрегатно-узловой метод всегда предпочтителен как при текущем, так и при капитальном ремонтах.
Одной из разновидностей агрегатно-узлового метода является рассредоточенный капитальный ремонт, при котором восстановление ресурса оборудования осуществляется в течение нескольких этапов на протяжении всего ремонтного цикла. В этом случае остановка на выполнение капитального ремонта исключается.
Агрегатно-узловой метод ремонта, проводимый рассредоточенным способом, особенно успешно реализуется при внедрении на предприятиях средств технической диагностики.
Для контроля за выполнением плана планово-предупредительных ремонтов существует служба технического надзора, которая проводит осмотры и испытания оборудования, контролирует качество ремонтных работ, проверяет правильность эксплуатации оборудования, расследует причины аварии.
Источник: megaobuchalka.ru
Какие работы включает в себя текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме? Что туда входит и что относится в перечень работ по текущему ремонту МКД?
Каждый многоквартирный дом обслуживается соответствующей организацией. Граждане редко вникают в нюансы управления и не делают этого совершенно опрометчиво.
Дело в том, что сами работники управляющих компаний не редко сами не могут разобраться в сложном законодательстве и не придерживаются норматив текущего ремонта, что уж говорить о простых гражданах.
Да и работы по текущему ремонту многоквартирного дома частенько осуществляется спустя рукава. Было бы неплохо, если бы жильцы могли сами контролировать качество и частоту производимых действий по благоустройству и поддержанию пригодного состояния дома.
Сегодня мы поговорим какой должен быть перечень работ по текущему ремонту многоквартирного дома.
Какие законы регламентируют работы?
Любая действующая ЖКХ или ТСЖ, которые обслуживают многоквартирный дом, на начальном этапе становления отношений с жильцами – собственниками помещений заключают договор.
Именно он является первоначальным источником права для подобных взаимоотношений.
Если договор составлялся в соответствии со всеми правилами и требованиями жилищных инспекций, то значительное место в нем отведено перечню обязанностей обслуживающей организации.
Так, там должен упоминаться текущий ремонт: что туда входит, объем и план работ.
Кроме того, Жилищный кодекс также закрепляет наличие такого вида ремонта, как текущий. Статья 54 перечисляет, за какие виды работ по многоквартирному дому должны отчисляться выплаты гражданами и среди них – текущий ремонт жилого помещения: что входит в него.
Те, кто хочет в точности знать, что включает в себя текущий ремонт многоквартирного дома, как часто они должны проводиться и какие существует нормы — может обратиться к еще одному важному, но не слишком известному нормативно-правовому акту.
Постановление Госстроя №170, которое было принято 27 сентября 2003 года. В нем указано, что относится к текущему ремонту многоквартирного дома со стороны управляющей организации (о перечне работ по текущему ремонту можно прочесть тут).
О документации, которую необходимо оформить на текущий ремонт, а также об особенностях ремонта подъезда читайте не нашем сайте.
Что входит?
Поговорим о том, что входит в понятие текущий ремонт МКД и какие это работы, относящиеся к нему.
Виды работ по текущему ремонту обязаны проводиться в четко определенный срок. И этот срок назначает не управляющая компания или ТСЖ по своим внутренним убеждениям, соображениям и интересам. Сроки проведения подобных работ должны обсуждаться на собрании жильцов, а также закрепляться договором.
Текущие работы – это не резко возникшая необходимость в проведении устранения поломок. Это четко спланированные действия по улучшению и поддержанию состояния дома.
Как правило, проводиться они могут не чаще чем один раз в квартал, то есть раз в три месяца или же даже раз в год. Частотность работ определяют жильцы совместно с управляющей организацией.
Что входит в текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме? Текущие работы проводятся в отношении общедомовых помещений, к которым относят крышу, подъезды, подвалы, технические помещения, лестничные проемы, лифты и так далее. А вот если какие-то неисправности произошли непосредственно у вас в квартире – вы должны разобраться с этим сами, не стоит ждать даты начала проведения работ.
Перед тем как начать перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья, текущий ремонт, управляющей организации совершается обход обслуживаемого участка. Записываются все неполадки и нарушения, назначается фронт работ, способ устранения проблем.
Жильцы также могут принять участие в этом действии, поделившись с управленцами своим недовольством по поводу состояния общедомового имущества.
Ознакомиться с планом проведенных работ может каждый жилец.
Теперь определимся с тем, что входит в текущий ремонт многоквартирного дома:
- Крыша. Необходимо осуществить укрепление кровли, опор, подлатать имеющиеся трещины, произведение покраски, покраска или замена водосточных труб.
- Перекрытия. Укрепление дополнительными элементами, покраска, замена.
- Фундамент. Укрепление фундамента, дополнительная заливка отдельных элементов, прочищение системы вентиляции, устранение сырости.
- Стены. Устранение трещин, покраска, герметизация, окраска. Восстановление архитектурных элементов.
- Окна. Замена отдельных деталей герметизация, замена целых блоков.
- Перегородки между квартирами. Усиление, заделка, покраска.
- Полы. Укрепление, замена элементов, замена всего покрытия.
- Вентиляция. Прочистка, замена отдельных элементов или всей системы.
- Потолки. Выравнивание, покраска, побелка.
- Отопительная система. Прочистка, восстановление работ. Подготовка к отопительному сезону.
- Водоснабжение. Прочистка системы, проверка работоспособности, устранение неполадок.
- Мусоропровод. Чистка, восстановление работоспособности.
Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме включает в себя и другие виды работ. Перечень далеко не закончен, ведь каждый дом имеет индивидуальную систему функционирования, а это значит, количество необходимого вмешательства может возрасти.
Смотрите в видео: что входит текущий ремонт жилого помещения и что такое индивидуальные тарифы:
В чем отличие от капитального?
Выполнение работ по текущему ремонту отличается от капитального сроками проведения. Если первый вид работ может проделываться от одного до нескольких раз в год, то второй же может производиться раз в несколько лет.
Перечень работ по текущему ремонту дома в основном связан с восстановлением и подготовкой отдельных коммуникаций и дома в целом, а также ремонтом отдельных элементов.
Капитальный ремонт многоквартирного дома характеризуется полной заменой тех или иных коммуникаций, систем и составляющих МКД.
Работы, выполняемые при текущем ремонте, идут в среднем от нескольких дней до нескольких недель.
Капитальный ремонт многоквартирного дома может занять продолжительные месяцы прежде, чем вы получите конечный результат.
Кто должен делать и оплачивать ремонт в подъезде многоквартирного дома: управляющая компания или сами жильцы?
Прочитав статью, вы будете знать как заставить УК или ЖКХ сделать ремонт в подъезде за свой счет.
Какие работы могут быть включены дополнительно?
Теперь вы знаете, какие работы относятся к текущему ремонту МКД. А что делать, если жильцы недовольны способом функционирования отдельных коммуникаций и требуют их замены?
Данное действие может быть внесено и в текущий ремонт здания, перечень работ тоже может быть изменен. Если в доме действительно имеют место быть серьезные неполадки, которые требуют вмешательства профессионалов, не стоит откладывать подобное в долгий ящик.
Совершив замену определенных вещей раньше, чем наступит срок исполнения капитального ремонта, коммунальщики сами себе облегчат работу в будущем.
Однако, средства на проведение отдельных работ, не связанных с текущими, будут взяты из бюджета, который сформирован отчислениями жильцов в счет капитального ремонта.
Также, в редких случаях коммунальщики могут принять участие в восстановительных работах в частном помещении гражданина. Происходит это в случае, если ущерб и неполадки гражданину принесли действия или бездействия работников управляющей компании.
К примеру, не сделан текущий ремонт кровли по СНиП.
В результате чего вода от таящего снега испортила побеленный потолок и залила обои на стенах квартиры.
Надеемся, теперь вы знаете, какие работы входят в текущий ремонт многоквартирного дома и где они должны быть прописаны.
Что никогда не будет проводиться?
Во время проведения текущего ремонта многоквартирного дома, а конкретно его общедомовых помещений, вы не можете требовать, чтобы осуществили действия по ремонту вашей личной собственности, если на то нет определенных оснований, указанных в пункте выше.
Кроме того, наверняка будет отказано в замене инженерных коммуникаций без имеющейся на то необходимости. Даже если вышел срок эксплуатации того или иного сооружения, но оно продолжает отменно функционировать, коммунальщики не будут менять инженерные установки и их комплектующие до момента наступления проведения капитального ремонта, где под данный пункт выделена отдельная строка трат.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что текущий ремонт – это не побелка стен и уборка в подъездах. Все что относится к текущему ремонту в многоквартирном доме – это комплексный подход к вопросу содержания многоквартирного дома, который захватывает все имеющиеся общедомовые помещения.
Управляющая компания или ваше ТСЖ не может предусмотреть все, в конце концов, они не проживают в данном доме, а только его обслуживают.
Поэтому, если вы имеете активную гражданскую позицию, и вам не все равно, что происходит с вашим домом – проявите инициативу и говорите коммунальщикам, на что им нужно обратить внимание и что заменить. Только в этом случае вы почувствуете пользу от проведения текущего ремонта.
Источник: svoe.guru
Виды ремонтов, их характеристика.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов (внеоборотных активов).
Основные фонды[1] — это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания. К ним относятся: здания, сооружения, различные машины и оборудования, приборы и инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки находящиеся в собственности предприятия, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Для поддержания основных фондов в рабочем состоянии необходим их ремонт. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает простой оборудования, увеличивает срок службы основных фондов.
Ремонт это по своей сути процесс или комплекс мероприятий по восстановлению
утерянных возможностей оборудования или нарушенной его работоспособности,
восстановление функциональных качеств и внешнего вида основных фондов путём замены или модификации их составных частей.
В данной контрольной работе мы подробно рассмотрим ремонт основных фондов.
Виды ремонтов, их характеристика.
Для поддержания основных фондов в работоспособном состоянии необходимо проводить ремонт. Различают три вида ремонта:
Капитальный ремонт -это существенный ремонт, связанный с полной разборкой машины и заменой всех износившихся деталей и узлов.
Прежде чем приступать к капитальному ремонту, необходимо тщательно проанализировать в экономическом плане, что более выгодно – капитальный ремонт или приобретение новой техники. Известно, что затраты на капитальный ремонт очень значительны и сопоставимы с затратами на приобретение новой техники, а иногда и больше. Естественно, в этом случае необходимо отдавать предпочтение новой технике. Особенно экономически невыгодно проводить второй и третий капитальный ремонт.
Во многих случаях капитальный ремонт не устраняет моральный износ, поэтому довольно часто экономически целесообразно капитальный ремонт проводить совместно с модернизацией. Но и здесь необходимо просчитать, что более выгодно для предприятия – капитальный ремонт совместно с модернизацией или приобретение новой техники.
Для профилактики и предупреждения досрочного износа оборудования проводят плановыетекущие ремонты.
Текущий ремонт представляет собой мелкий ремонт, обусловленный особенностями эксплуатации основных производственных фондов, и производится в процессе функционирования основных фондов.
Для текущего ремонта нехарактерен длительный простой, так как при мелком текущем ремонте заменяются отдельные сменные детали и узлы, осуществляются определенные технологические работы по смазке и другие мероприятия. Его подвидом является техническое обслуживание (ТО), которое выполняется для содержания оборудования в рабочем состоянии, а так же для продления срока его безотказной работы. В ходе ТО заменяются некоторые детали (части) машин и оборудования, планово изнашиваемые в ходе эксплуатации. Это могут быть как фильтры, так и резцы, прокладки трения и т.д.
Восстановительный ремонт – представляет собой особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: авариями, набегом бойцов пожарной охраны или МЧС, а также просто стихийными бедствиями — наводнениями, пожарами, землетрясениями, оползнями. Кроме того восстановительный ремонт необходим после длительного простоя основных фондов, который приводит к диффузии трущихся деталей. Особо стоит выделить необходимость восстановительного ремонта после окончания военных действий. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства.
Затраты на ремонт зависят от физического износа, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала обслуживающего машины и оборудование.
Источники финансирования ремонтов
Источниками финансирования затрат по всем видам ремонта (текущему, среднему и капитальному) являются издержки производства, себестоимость продукции. Расходы на ремонт включают оплату труда ремонтных рабочих, стоимость материалов, запасных частей, узлов оборудования, оплату проектно-сметной документации и т.п.
Финансирование ремонта осуществляется в соответствии с планом по выполнению ремонтных работ. Сметно-финансовые расчеты к плану ремонта составляются на основе действующих норм, цен, тарифов, расценок и прейскурантов.
На большинстве несезонных предприятий с круглогодичным циклом производства фактические затраты по ремонту основных фондов непосредственно списывают их на издержки производства. При этом суммы расходов на проведение всех видов ремонта включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат (материальным затратам, на заработную плату и др.).
В то же время для некоторых предприятий важно равномерное списание затрат по ремонту на себестоимость продукции. Это необходимо для предприятий с выраженным сезонным характером производства (например, в рыбной отрасли) или таких, где требуются крупные разовые затраты на ремонт отдельных объектов.
Так, в рыбной отрасли капитальный ремонт оборудования, посольных емкостей, флота осуществляется до наступления путины. Здесь затраты на ремонт в предпутинный период достигают 40-45% годового их объема. В период путины затраты по капитальному ремонту резко снижаются. Если стоимость выполненного ремонта относить на себестоимость продукции того периода, в котором он производился, то это вызовет колебание уровня издержек производства в течение года, удорожание себестоимости.
Поэтому для обеспечения равномерного включения затрат по ремонту основных фондов в себестоимость продукции создается специальный резерв средств (ремонтный фонд). Сумма резерва ежемесячно включается в себестоимость продукции в размере норматива, устанавливаемого предприятием самостоятельно. Норматив разрабатывается сроком на 5 лет в процентах к балансовой стоимости основных фондов. По мере выполнения ремонтных работ их фактические затраты финансируются за счет созданного резерва средств в ремонтном фонде. Разница между фактическими затратами на ремонт и произведенными плановыми отчислениями в ремонтный фонд отражается в балансе как расходы будущих периодов или резерв предстоящих расходов и платежей.
Предприятия осуществляют также ремонт объектов непроизводственного назначения (дошкольных учреждений, клубов, жилья и т.д.). Источником финансирования ремонта основных непроизводственных фондов является чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия.
Нормы запасов отдельных деталей, факторы определяющие численность ремонтных рабочих
Восстановление изношенных деталей непосредственно на предприятии имеет смысл тогда, когда в них наблюдается острый дефицит и нет возможности их приобрести. Восстановление изношенных деталей позволяет ликвидировать дефицит запчастей и своевременно проводить многие виды ремонтов. К привлекательным сторонам восстановления
деталей относится их меньшая стоимость, чем стоимость приобретения новых запчастей. Кроме того, в таком случае исчезают расходы на доставку запасных частей на предприятие.
Заключение
Затраты на ремонт в значительной степени зависят от физического износа основных производственных фондов, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каждом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа оборудования.
На предприятии должны своевременно и качественно проводиться планово-предупредительные ремонты (ППР), что существенно снизит аварийность, а следовательно, простои оборудования и затраты на средние и капитальные ремонты.
Список литературы
1. Сергеев И.В. “Экономика предприятия”: Учеб. Пособие. — 4-е изд., — М.: Финансы и статистика, 2005
2. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ – Дана, 2001г.;
3. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 2-е изд. – С: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000г.;
[1] Сергеев И.В. “Экономика предприятия”: Учеб. Пособие.-4-е изд., — М.: Финансы и статистика, 2005
Содержание
Введение |
1. Виды ремонтов, их характеристика |
2. Источники финансирования ремонтов |
3. Нормы запасов отдельных деталей, факторы определяющие численность ремонтных рабочих |
4. Текущий и капитальный ремонт печи (пример) |
Заключение |
Список литературы |
Введение
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов (внеоборотных активов).
Основные фонды[1] — это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания. К ним относятся: здания, сооружения, различные машины и оборудования, приборы и инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки находящиеся в собственности предприятия, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Для поддержания основных фондов в рабочем состоянии необходим их ремонт. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает простой оборудования, увеличивает срок службы основных фондов.
Ремонт это по своей сути процесс или комплекс мероприятий по восстановлению
утерянных возможностей оборудования или нарушенной его работоспособности,
восстановление функциональных качеств и внешнего вида основных фондов путём замены или модификации их составных частей.
В данной контрольной работе мы подробно рассмотрим ремонт основных фондов.
Виды ремонтов, их характеристика.
Для поддержания основных фондов в работоспособном состоянии необходимо проводить ремонт. Различают три вида ремонта:
Капитальный ремонт -это существенный ремонт, связанный с полной разборкой машины и заменой всех износившихся деталей и узлов.
Прежде чем приступать к капитальному ремонту, необходимо тщательно проанализировать в экономическом плане, что более выгодно – капитальный ремонт или приобретение новой техники. Известно, что затраты на капитальный ремонт очень значительны и сопоставимы с затратами на приобретение новой техники, а иногда и больше. Естественно, в этом случае необходимо отдавать предпочтение новой технике. Особенно экономически невыгодно проводить второй и третий капитальный ремонт.
Во многих случаях капитальный ремонт не устраняет моральный износ, поэтому довольно часто экономически целесообразно капитальный ремонт проводить совместно с модернизацией. Но и здесь необходимо просчитать, что более выгодно для предприятия – капитальный ремонт совместно с модернизацией или приобретение новой техники.
Для профилактики и предупреждения досрочного износа оборудования проводят плановыетекущие ремонты.
Текущий ремонт представляет собой мелкий ремонт, обусловленный особенностями эксплуатации основных производственных фондов, и производится в процессе функционирования основных фондов.
Для текущего ремонта нехарактерен длительный простой, так как при мелком текущем ремонте заменяются отдельные сменные детали и узлы, осуществляются определенные технологические работы по смазке и другие мероприятия. Его подвидом является техническое обслуживание (ТО), которое выполняется для содержания оборудования в рабочем состоянии, а так же для продления срока его безотказной работы. В ходе ТО заменяются некоторые детали (части) машин и оборудования, планово изнашиваемые в ходе эксплуатации. Это могут быть как фильтры, так и резцы, прокладки трения и т.д.
Восстановительный ремонт – представляет собой особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: авариями, набегом бойцов пожарной охраны или МЧС, а также просто стихийными бедствиями — наводнениями, пожарами, землетрясениями, оползнями. Кроме того восстановительный ремонт необходим после длительного простоя основных фондов, который приводит к диффузии трущихся деталей. Особо стоит выделить необходимость восстановительного ремонта после окончания военных действий. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства.
Затраты на ремонт зависят от физического износа, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала обслуживающего машины и оборудование.
Источник: infopedia.su
Лекция 3. Стратегии и виды технического обслуживания и ремонта
Состояние механизма оценивается по значениям выходных параметров: температуры, шума, вибрации, изменения давления и др. Возникающие отклонения от заданных значений устраняются во время ремонта. Для проведения ремонта необходима остановка механизма, что приводит к нарушению непрерывности технологического процесса. Несоответствие между выполняемыми функциями и фактическим состоянием оборудования проявляется в виде отказов, поломок.
В зависимости от экономической целесообразности после поломки машины существует два альтернативных решения: приобретение нового оборудования или ремонт отказавшей машины. Индивидуальность изготовления машин, большие сроки эксплуатации корпусных деталей приводят к необходимости восстановления работоспособности отказавшего механизма на месте эксплуатации.
Существует возможность обеспечения безотказной работы путём проведения предупредительных ремонтов. В этом случае проведение ремонтов должно быть обосновано техническим состоянием оборудования, в противном случае затраты на поддержание работоспособного состояния машин значительно увеличиваются, повышая себестоимость выпускаемой продукции. Если, механическое оборудование не обеспечивает заданных параметров выполняемых функций (в частности энергетической эффективности) и непрерывности протекания технологического процесса, тогда оборудование демонтируют и устанавливают новое. Под нарушением непрерывности протекания технологического процесса понимается следующее ‑ проводимые ремонты не обеспечивают заданного уровня безотказности, и отказы механизма являются причиной неплановой остановки технологического процесса.
Во всех иных случаях следует проводить ремонт и восстанавливать работоспособность эксплуатируемого механизма, для исключения частого повторения этапа освоения. Обусловлено это тем, что этап освоения нового оборудования всегда связан с наибольшим числом ошибок персонала по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
При проведении первых ремонтов происходит накопление опыта. Если данный этапы пройден, механизм эксплуатируется длительно. Срок службы многих машин составляет несколько десятков лет, что возможно благодаря системе технического обслуживания и ремонта, принятой на металлургических предприятиях. Основные условия: высокий уровень квалификации эксплуатационного и ремонтного персонала; рационально выбранные сроки проведения ремонта, определяющие проведение эффективного восстановления работоспособности узлов механизма. Вне зависимости от принятой стратегии в области ремонта, для конкретной машины (приобретение нового оборудования, предупредительные ремонты или их комбинация) обязательной частью производственной деятельности является проведение технического обслуживания (ТО).
Техническое обслуживание
Рисунок 17 – Операции по техническому обслуживанию механического оборудования
Осмотр механизма проводится для получения информации о работоспособности или степени износа узлов и деталей. Может проводиться в статическом (при остановленном оборудовании) или динамическом режиме. Разборка оборудования для осмотра – ревизия, обычно совмещается с проведением текущего ремонта, но может проводиться и специально перед ремонтом, для уточнения его объёма. Осмотр включает в себя элементы визуального, измерительного контроля, восприятия шумов и контроль вибраций, оценку степени нагрева корпусных деталей, которые используются для определения состояния оборудования.
Осмотр, в сочетании с использованием методов технической диагностики при эксплуатации, позволяет сделать вывод о техническом состоянии оборудования, причинах появления дефекта или повреждения, выявить неисправности, установить механизм их возникновения и протекания. Проведение осмотра не влияет на работоспособность механизма, но позволяет получить информацию о фактическом состоянии оборудования. Эффективное и своевременное использование данной информации позволяет предупредить развитие повреждений своевременным проведением ремонта.
Очистка оборудования от пыли, окалины, использованной смазки позволяет восстановить процессы теплоотдачи от корпусных деталей механизма в окружающую среду и обеспечить свободное перемещение элементов механизма. Данная операция проводится периодически во время работы или остановок механизма. Специальные устройства для очистки редко предусмотрены проектными решениями. Для проведения очистки оборудования часто необходимы трудоёмкие работы. Очистка оборудования предназначена для возвращения оборудования в проектные условия эксплуатации.
Установлено, что чистое оборудование работает дольше. Происходит это благодаря повышению теплоотдачи корпусных деталей в окружающую среду, снижению по этой причине температуры механизма. За этим следует снижение температуры смазки, повышение демпфирующей способности масляной пленки и как следствие – повышение долговечности работы механизма.
Защита от коррозии – актуальна для металлургического, энергетического и химического производства, позволяет продлить срок службы металлоконструкций зданий и мостовых кранов, оборудования для охлаждения агрегатов и энергетического оборудования. Отсутствие защиты от коррозии часто приводит к повреждениям водоохлаждаемых элементов, требует значительных затрат средств по восстановлению фундаментов и металлоконструкций. Окраска оборудования не является в настоящее время эффективным методом защиты от коррозии. Методы защиты от коррозии должны предусматриваться при проектировании машин.
Смазка деталей и узлов машин наиболее ответственная операция ТО, обеспечивающая возможность функционирования механизма. Качественная и своевременная подача смазочного материала позволяет продлить ресурс машины даже при значительных повреждениях элементов. Подача смазки необходима на протяжении всего срока службы механизма.
Выполняемые функции: снижение коэффициента трения, защита контактируемых поверхностей от коррозии, снижение температуры узла (в случае применения жидкой смазки) и отвод продуктов износа из зоны трения. Как показывают результаты анализа отказов, нарушение одной из перечисленных функций часто является причиной отказа. Нарушения режимов смазывания приводит к возникновению непериодических внезапных отказов.
Затяжка резьбовых соединений – операция, исключающая возникновение дополнительных динамических нагрузок, возникающих при раскрытии стыка соединяемых деталей. При эксплуатации машин факторами способствующими ослаблению резьбовых соединений являются: чередование периодов нагрева и охлаждения механизмов, воздействие вибрации и ударов. При ослаблении резьбовых соединений происходит раскрытие стыка соединяемых деталей и практически мгновенное уменьшение жёсткости узла. Это приводит к увеличению динамичности механической системы и изменению технического состояния механизма. Основное требование к резьбовым соединениям – обеспечение равномерной затяжки с необходимыми значениями усилия предварительной затяжки.
Затяжка резьбовых соединений входит в перечень работ, постоянно выполняемых ремонтной службой. Качественная затяжка резьбовых соединений приводит к снижению динамических нагрузок, уменьшению вибрации, обеспечивает стабильную и длительную эксплуатацию механического оборудования.
Ремонт
Восстановление работоспособности и обеспечение безотказности работы механического оборудования предприятий на этапе эксплуатации выполняется путём проведения ремонтов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Ремонт – комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного состояния изделия.
Ремонтные операции (рисунок 18) для механического оборудования включают: регулировку, замену и восстановление деталей и узлов.
Рисунок 18 – Ремонтные операции
Регулировка – операция, которая выполняется на заключительной стадии монтажа, испытаниях или начальной стадии эксплуатации. Иногда проводится в процессе эксплуатации механизма. Регулировку параметров, изменяющихся в процессе эксплуатации и выходящих за рамки допустимых, необходимо проводить на протяжении всего цикла работы машины до её списания.
Наибольшее распространение имеют:
- Выверка расположения механизма, обеспечивающая правильное положение оборудования относительно технологической оси и выполнение заданных технологических функций.
- Регулировка радиального зазора и осевой игры в регулируемых подшипниках, выполняемая после установки новых подшипников.
- Регулировка взаимного расположения сопрягаемых деталей для обеспечения минимальных напряжений на контактирующих поверхностях.
- Центрирование валов механизма и двигателя, осуществляемое для обеспечения компенсирующих способностей соединительных элементов.
- Балансировка роторов механизмов в собственных опорах. Для ряда высокоскоростных механизмов металлургического производства, в первую очередь прокатного, данная операция стала регулярной в практике работы ремонтных служб металлургического предприятия.
Правильная регулировка механизма – основа длительной эксплуатации. Низкое качество регулировочных операций является причиной отказов, снижения производительности и увеличения потребляемой мощности металлургическими машинами.
Замена деталей и узлов проводится для предупреждения их возможной поломки и предупреждения возникновения аварийных ситуаций. Детали, заменяемые во время ремонта: подшипники, валы, зубчатые зацепления, уплотнения, соединительные элементы, резьбовые соединения. Заменить можно практически все детали, за исключением базовых ‑ корпусных, замена которых требует проведения монтажных операций и выверки положения относительно технологической оси. В зависимости от экономической целесообразности проводится замена деталей на новые или восстановленные.
Восстановление деталей и узлов – проводится для обеспечения возможности продолжения эксплуатации дорогостоящих элементов: конусов загрузочных устройств доменных печей, прокатных валков, корпусных деталей. Восстановление корпусных деталей вынужденное ремонтное действие, связанное с нарушением условий нормальной работы механизма или поломкой узлов и деталей. Целесообразность данной операции определяется путём сопоставления требуемых затрат и экономических показателей агрегата после проведения ремонта.
Перечень рациональных ремонтных операций при техническом обслуживании и ремонтах ограничен определенными временными границами. Каждому из этапов износа соответствуют рациональные виды ремонта с позиции их влияния на техническое состояние. Трудность в практическом применении этого заключения состоит в том, что индивидуальность характеристик элементов приводит к тому, что одновременно установленные детали находятся на различных стадиях жизненного цикла. Это требует определения эффективной и своевременной ремонтной операции, с учётом фактического состояния. Правильный выбор вида ремонта и своевременность его проведения обеспечивают безотказность оборудования в межремонтный период.
Стратегия технического обслуживания и ремонта
Практическая реализация использования видов ремонта восстанавливаемых механических систем реализуется в формировании стратегий технического обслуживания и ремонта. Стратегию проведения ремонта по видам оборудования разрабатывает предприятие, которое его эксплуатирует, с учётом требований правил технической эксплуатации, назначения оборудования, эксплуатационных данных по его надёжности и условий эксплуатации, которые изменяются, нормативно-правовых актов по охране труда и окружающей природной среды. Стратегия проведения ремонта группы оборудования на предприятии может содержать такие виды ремонта: текущий, капитальный – по степени возобновления ресурса; регламентированный, стандартный, по техническому состоянию – по регламенту выполнения; плановый и неплановый – по методам планирования.
Стратегия проведения ремонта группы оборудования на предприятии может содержать такие методы проведения: необезличенный, обезличенный – с сохранением принадлежности ремонтируемых частей; агрегатный, поузловой, рассредоточенный, поточный, децентрализованный, смешанный, централизованный, фирменный – по организации выполнения.
Для стратегии регламентированного текущего и капитального ремонтов должны быть установлены типовые регламенты и нормативы периодичности работ. Для стратегии ремонта по фактическому состоянию объёмы работ и сроки ремонтов определяются техническим состоянием оборудования. Для смешанной стратегии используют нормативы периодичности ремонтов, а объёмы работ определяются техническим состоянием. Для стратегии ремонтов по потребности ремонты (неплановые) производятся в случае отказа или повреждения оборудования.
Первые упоминания о стратегиях технического обслуживания относятся к работам производителей и пользователей диагностической аппаратуры. Обобщая результаты данных работ, виды стратегий технического обслуживания и ремонта следует разделить на пассивные и активные.
Пассивные стратегии технического обслуживания и ремонта
Пассивные стратегии в той или иной форме отвечают на изменение технического состояния: ремонт после отказа, ремонт по состоянию. При этом управление надёжностью механизма осуществляется лишь на этапе восстановления его работоспособности. Существующие стратегии технического обслуживания и ремонта, достоинства и недостатки каждой стратегии рассмотрены с учётом использования методов оценки текущего состояния.
- Стратегия ремонтов после отказа применяется в случае использования многочисленных, недорогих машин, с дублированием каждого ответственного участка технологического процесса. Механическое оборудование эксплуатируется до выхода из работоспособного состояния – до отказа. Затраты на техническое обслуживание в этом случае минимальны. Возникающие отказы часто непредсказуемы и приводят к существенным затратам по их ликвидации.
Данная стратегия используется по отношению к недорогому вспомогательному оборудованию, имеющему резервирование. В этом случае замена механизма дешевле, чем затраты на ремонт и обслуживание. При отсутствии резервирования на время ремонта производственный процесс приходится останавливать. Часто при эксплуатации оборудования до выхода из строя проводятся периодические измерения вибрационного состояния машины. Это позволяет рационально выбирать время ремонта и своевременно обеспечивать подготовку к ремонту, переходя к ремонту по состоянию, в некоторых случаях используется термин – послеосмотровые ремонты.
- Стратегия ремонтов по состоянию. При этой стратегии обслуживания состояние машин и механизмов контролируется периодически или в зависимости от результатов диагноза и прогноза технического состояния. Ремонт проводится в оптимальные сроки, в необходимом объёме. Основой для этого служит знание фактического состояния механизма. Это позволяет минимизировать объём ремонтов и обеспечить безаварийную работу. Эффективность применения стратегии определяется снижением объёмов проведения ремонтов, повышением безотказности работы оборудования за счёт своевременного технического обслуживания.
Для реализации возможности эксплуатации машин по состоянию необходимо иметь оперативную информацию о его изменении по времени наработки. Один из путей получения этой информации — организация непрерывного или периодического контроля изменений (тренда) представительных параметров технического состояния, характеризующих изменения развития эксплуатационных повреждений с наработкой механизма, с тем, чтобы указать время, когда скорость потери работоспособности достигнет критической отметки.
Тренд – это основная тенденция изменение контролируемого параметра в течение какого-то отрезка времени (например, времени эксплуатации роторной машины или от пуска до останова машины). В идеальном случае тренд соответствует модели износовых повреждений (рисунок 19). Фактически на текущие значения влияют внешние параметры, включая проведение ремонтных операций и случайные события, происходящие внезапно или периодически.
Рисунок 19 – Изменение характеристики технического состояния со временем наработки t:
T1 – период приработки; Т2 – период нормального функционирования; T3 – зарождение и развитие повреждения; Tф – время фактического срока проведения ремонта; Tа – время наступления аварии; Uн – уровень нормального функционирования (хорошее состояние); UД – предельно допустимый уровень (удовлетворительное состояние); Ua – аварийный уровень (недопустимое состояние)
На основании информации о техническом состоянии решаются задачи: определения рациональных сроков и объёмов ремонта; выявление механизма с наихудшими параметрами, требующего немедленной замены; оценка качества проведенного ремонта; оценка состояния и качества монтажа нового оборудования. Эффективность решения этих задач обеспечивается за счет ремонта наиболее изношенного оборудования, ликвидации ошибок монтажа и контроля состояния оборудования, вступающего в эксплуатацию после ремонта.
Деятельность ремонтной службы, при функционировании в рамках данной стратегии, определяется изменением фактического состояния механизма и носит постоянный внеплановый характер. Наличие большого комплекса последовательно работающих механизмов приводит к нарушению непрерывности технологического процесса. Кроме того, существуют не контролируемые отклонения в техническом состоянии механического оборудования.
Активные стратегии технического обслуживания и ремонта
Активные стратегии влияют на состояние оборудования до возникновения необходимости ремонта путем предупредительной замены узлов и деталей, либо устранением отклонений и неисправностей в работе механизмов – упреждающий ремонт (проактивная стратегия ремонтных воздействий). Принудительная замена деталей и узлов не всегда экономически оправдана, однако повышает безотказность работы оборудования. Проблематичным в данном случае является выбор рациональных сроков и объёмов заменяемых деталей. Если техническое состояние оборудования известно, появляется возможность снизить объёмы ремонтов и увеличить срок службы оборудования. Это осуществляется путём выявления и устранения дефектов и повреждений, приводящих к снижению ресурса.
- Стратегия планово-предупредительных ремонтов должна обеспечивать безотказную работу оборудования путем принудительной замены узлов и деталей в сроки, устанавливаемые на основе статистического анализа отказов. Установленное среднее значение норматива заранее предполагает аварийные отказы одних деталей и замену других, не отработавших свой ресурс. Следовательно, данная стратегия не исключает возможность возникновения аварийных отказов.
Фактически оказывается, что не менее 50% регламентных ремонтных воздействий выполняются без особой необходимости. В некоторых случаях безотказность работы оборудования после технического обслуживания или ремонта снижается, иногда временно, до момента окончания процесса приработки, а иногда постоянно. Снижение показателей надёжности обусловлено появлением отсутствовавших до ремонта дефектов сборки. Проведение необоснованных ремонтов может являться причиной отказов из-за дефектов монтажа.
- Упреждающий ремонт проводится до возникновения необходимости замены узлов и деталей, путём устранения отклонений от работоспособного состояния механизма. Преобладающим в деятельности ремонтных служб, становится диагностирование состояния и предупредительное техническое обслуживание. Одновременно решается вопрос обоснования необходимости проведения ремонтов.
Знание фактического состояния объекта создает принципиально новые предпосылки управления работоспособным состоянием оборудования, существенно меняет стратегию ремонтных служб, ориентируя её не только на своевременную замену, а на преобладание качественного технического обслуживания. Это позволяет сформулировать целевую функцию деятельности ремонтной службы, как стабилизацию технического состояния оборудования в рассматриваемом временном интервале.
Получаем следующую постановку задачи: при известных законах изменения технического состояния необходимо обеспечить минимальное изменение в техническом состоянии механизма путем выполнения рациональных ремонтных воздействий. По отношению к обслуживанию оборудования цеха промышленного предприятия возникают ограничения, связанные с постоянным объёмом выполняемых ремонтных работ и требованием качественного проведения ремонтов. Решение данной задачи, в такой постановке позволяет снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования до минимально возможного уровня.
Сравнительная характеристика стратегий технического обслуживания и ремонта приведена в таблице 1.
Источник: eam.su