Какими достижениями в архитектуре и технике строительства

Предпосылками развития греческой архитектуры можно считать мягкий климат, лесные массивы, высокую сейсмичность, наличие известняка и мрамора. Вследствие этого основным строительным материалом был камень, в эпоху архаической Греции применялся известняк. Так, например, первый афинский Акрополь был выстроен из известняка как материала, лучше подвергающегося обработке.

Акрополь эпохи Перикла, построенный в VI в. до н.э., известен уже своими сооружениями из мрамора. Жилые дома и храмовые здания строились из сырцового и обожженного глиняного кирпича. Отличие состояло в том, что храмы облицовывались белым камнем и мрамором. Для устройства кровли применялись деревянные балки и стропила.

В ранний архаический период деревянными были даже колонны храмов, примером этого может служить храм богини Геры в Олимпии. В качестве кровельного материала использовались черепица и тонкие мраморные плиты. Основные приемы каменной кладки тоже формировались в этот ранний период развития государства.

ЧТО ПОСТРОИТЬ СЕГОДНЯ? Тренды в архитектуре и актуальные материалы для строительства

Стены возводились из крупных камней (квадров), которые подгонялись друг к другу плотно и насухо без применения раствора. Для устойчивости при возможных землетрясениях их соединяли между собой железными скобами и заливали свинцом. Архитектура Древней Греции имела очень рациональную стоечнобалочную систему. Она состояла из несущей стены или колонны и несомой части (перемычки, балки, плиты). В своем развитии древнегреческая архитектура делится на четыре основных периода: гомеровский, архаический, классический и эллинистический.

Самый ранний период – гомеровский (XIII–IX вв. до н.э.).

От архитектурных построек этого периода сохранились лишь руины. Археологи и историки архитектуры, изучая этот период, могут говорить о том, что в архитектуре прослеживалась сильная преемственность с крито-микенским периодом развития общества. Особенно эта преемственность была заметна в строительстве и в планировке храмов, которые возводились по принципу мегарона микенского периода (рис. 4.1, IV. 1).

Рис. 4.1. Схема древнегреческого храма тина мегарон

Архаический период (VII–VI вв. до н.э.) являлся периодом становления городов-государств, периодом их борьбы против родовой аристократии. В это время возросла роль спортивных соревнований, и в частности Олимпийских игр, благодаря которым укреплялось единство городов-полисов, возвышалось национальное самосознание греков.

Именно поэтому храмы и спортивные объекты были основой архитектуры той эпохи. Особую роль играли храмы Олимпии как места не столько религиозного поклонения, сколько общественно-политической жизни. По сути, храмы Олимпии были центрами культурных, экономических и политических связей между греческими городами-полисами.

Вторым крупным общественным центром этого периода можно назвать общенациональное святилище бога Аполлона в Дельфах. Город был крупным религиозным центром – местом, где люди могли узнавать будущее через посредство Дельфийского оракула. К нему стекалось множество людей, в основном торговцев и купцов, поэтому именно в Дельфах сложился первый в истории центр обмена деловой информацией, а в храме Аполлона, по сути, работала первая в Древнем мире торговая биржа (рис. 4.2).

Стиль архитектуры Биотек (Бионика).

Храм Аполлона в Дельфах (реконструкция)

Рис. 4.2. Храм Аполлона в Дельфах (реконструкция)

Именно в этот период развития Греции складываются основные типы храмов. Самый простейший тип древнегреческого храма – храм в антах. Основу его планировки составлял крито-микенский мегарон (общественное сооружение). Храмы этого типа строились из необожженного кирпича и перекрывались двускатной деревянной крышей.

На фасаде треугольный фронтон поддерживался широкими выступами продольных стен (антами), между которыми поставлены две колонны. Наиболее ярким примером подобного храма может служить храм богини Геры на острове Самос. Более сложным типом храма является простиль, который имел один открытый портик, опиравшийся на колонны, заменявшие выступы-анты.

Следующим типом храма являлся амфипростиль, у которого такой же портик устраивался как с парадной, так и с восточной (задней) стороны храма. Гораздо позднее, в V в. до н.э., появляется тип храма периптера, у которого ряды колонн окружали храмовое здание со всех строп. Этот архитектурный тип храма стал впоследствии основой храмовой архитектуры в Греции.

Иногда храмы окружали со всех сторон двумя рядами колонн. Такой тип храма назывался диптером. Надо отметить, что у древних греков присутствовало двойное назначение колоннады. С одной стороны, это художественное назначение: колоннада придавала всему сооружению торжественные и величественные формы. С другой стороны, колоннада имела и практическое назначение.

При помощи художественного образа, окружая храм, колоннада отделяла помещения, где происходило богослужение, от внешнего мира. Кроме уже названных типов храмов, в эпоху архаической и классической Греции возник еще один тип храма – толос (круглый периптер), который получил свое развитие и в Древнем Риме, где стал называться моноптером, а позднее его форма в европейской архитектуре эпохи Возрождения получила название ротонда (рис. 4.3)

Типы греческих храмов

Рис. 4.3. Типы греческих храмов

Расцвет античной древнегреческой демократии наступает после победы над персами. В этот период происходит попытка объединения греческих городов-полисов в единое государство. Этот период называется золотым пятидесятилетием (480–430 гг. до н.э.). В этот период создается Афинский морской союз (Архэ) и начинается этап, который в истории называется эпохой классической Греции.

В этот период греческая архитектура достигает своего наивысшего расцвета. Афины становятся центром не только общественной и культурной жизни, но и центром градостроительной концепции развития полисов. Ведущим архитектором этого периода был архитектор Гипподам, который проектировал такие города, как Милет, Пирей, Фурии.

Гипподам изложил принципы своей градостроительной концепции в научном труде. Интересно, что Гипподам впервые применял так называемую трассировку улиц с учетом расчета розы ветров и беспрепятственного стока атмосферных осадков. Кроме того, именно Гипподам определял ширину улиц согласно их назначению. Ведущая городская магистраль (например, магистраль, соединявшая город-порт Пирей с Афинами) была шириной 15 м, главные улицы проектировались шириной в 7 м, а боковые и второстепенные улицы – 3,5 м.

Огромным вкладом этого архитектора были зонирование территорий тех городов, которые он проектировал, и совершенствование регулярной системы их застройки. Например, город Милет, который имел значение крупного порта, построен на полуострове, сильно изрезанном бухтами.

Поэтому весь центр города Гипподам спроектировал как общественно-хозяйственный центр, а по берегу одной из бухт были возведены красивые набережные, здание театра, стадион, гимнасии, палестра. По берегам другой бухты Гипподам спроектировал торговые причалы и зернохранилище. Между двумя бухтами были возведены храм Аполлона Дельфийского, две агоры, булевтерий (рис. 4.4).

Город Милет (арх. Гипподам)

Рис. 4.4. Город Милет (арх. Гипподам):

а – план города; б – булевтерий

Однако главное очарование и красоту античному древнегреческому зодчеству придавали не регулярность и стройность застройки. Главное очарование было в его ордерных формах. В эпоху гомеровской и архаической Греции архитекторы смогли создать два основных ордера – дорический и ионический.

По сути, ордер – это художественное воплощение стоечно-балочной конструкции, лежащей в основе построения колоннады. Позднее, уже в эпоху эллинистической Греции, появляется третий тип ордера – коринфский. Ордер образуют колонны и опирающийся на них горизонтальный антаблемент.

Колонна в дорическом ордере состоит из ствола и капители, а в ионическом и коринфском ордерах – из базы колонны, ее ствола и капители. Капитель имеет поддерживающую часть эхин (в дорическом ордере) и широкую плиту абаку, на которую опирается архитрав – нижняя часть антаблемента. Промежуточной частью является фриз (рис. 4.5).

Греческий ордер

Рис. 4.5. Греческий ордер

Помимо храмов и общественных залов в эпоху классической Греции формируются и создаются новые типы сооружений. Если к закрытым сооружениям относятся все типы храмов и общественных зданий, то к открытым относились театры и стадионы. Древнегреческий театр состоял из театрона (амфитеатра), в центре размещалась орхестра – круглая площадка, на которой располагался хор. В классический период сцена представляла собой вытянутое двухэтажное здание, под портиком которого происходило театральное действо, в период эллинизма к сцене стали пристраивать специальный подиум – просцениум. Вместимость театров была внушительной. Так, театр в Пергаме вмещал до 14 тыс. зрителей, а диаметр театрона в Эпидавре достигал 115 м.

Наиболее ярким примером использования ордера в архитектуре является грандиозный ансамбль афинского Акрополя – крепости в центре Афин. Афинский Акрополь можно считать вершиной искусства композиции общественного центра. Еще в микенскую эпоху Акрополь был возведен как укрепленный замок афинских царей. В ходе греко-персидских войн 490-х гг. до н. э. Акрополь был сильно разрушен.

В эпоху классической Греции, которая совпадает с золотым пятидесятилетием 480–430 гг. до н.э., Акрополь был практически заново отстроен. Торжественные ворота Акрополя – Пропилеи, возведенные в 437–432 гг. до н.э. по проекту архитектора Мнесикла, состоят из двух музейных зданий, которые были объединены шестиколонными дорическими портиками с наружной и внутренней стороны ансамбля.

Боковые здания обращены к внутреннему пространству Пропилей ионической колоннадой. В центре Акрополя был возведен грандиозный храм Парфенон, в плане представлявший собой периптер. Парфенон имеет в плане размеры 30,86 ´ 69,51 м при высоте ордера 10,43 м, диаметр колонн у основания равен 1,9 м. Его колоннада – дорического ордера.

Храм был построен в 447–438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. В 421–406 гг. до н.э. на Акрополе возводится еще один храм Эрехтейон, посвященный двум божествам – Афине и Посейдону. Эрехтейон отличается не только размерами (11,63 × 23,5 м по стилобату), но и сложной композицией. Его северный и западный фасады на 3 м выше восточного. Композиция этого храма предельно асимметрична.

Три его портика украшены колоннами ионического ордера. Южный портик Эрехтейона обращен к Парфенону и был украшен вместо колонн фигурами девушек (кариатид), несущих на своих плечах антаблемент. Самым маленьким храмом Акрополя является храм богини Ники Аптерос (бескрылой). Его размеры по стилобату 5,4 × 8,14 м с высотой колонн ионического ордера 4,04 м. Храм был возведен в 449 г. до н.э. архитектором Калликратом (рис. 4.6).

Храмы афинского Акрополя (реконструкция)

Рис. 4.6. Храмы афинского Акрополя (реконструкция)

У подножия Акрополя была размещена большая площадь – Агора, на которой стоит хорошо сохранившийся храм Тезейон, посвященный Гермесу, близкий по форме Парфенону, но значительно меньших размеров (рис. 4.7).

План афинской Агоры

Рис. 4.7. План афинской Агоры

Говоря об архитектуре античной Греции, также необходимо отметить, что тогда возводились не только монументальные сооружения и храмовые комплексы, но и обычные жилые дома. Благодаря мягкому климату в Греции жилые дома возводились из облегченных конструкций, из недолговечных материалов, так как в таких домах люди проводили только ночные часы.

Но в период золотого пятидесятилетия и особенно в эпоху эллинизма, когда жизнь стала более упорядоченной и спокойной, изменились и характер жилого дома, и его назначение. Дома возводились из сырцового кирпича и в плане состояли из двух частей: мужской половины, предназначенной для встреч и бесед, помещения которой располагались вокруг внутреннего центрального двора (аулы) и занимали переднюю часть дома, и женской половины, которая также выходила в небольшой внутренний дворик-сад. В глубине могла быть расположена хозяйственная часть дома. Подобная схема и планировка жилого дома называется перистильной и характерна для античной Греции.

В эпоху эллинизма перистильный тип дома сохраняется, однако дома начинают возводиться из более долговечных материалов, например из камня, и возводятся в два этажа. В этот период прежде гладкие фасады, которые делались без окон, выходящих на улицу, стали украшаться мозаикой или живописью. Полы делались наливными.

Они были земляными на плотной гравийной или песчаной подушке и обильно проливались водой, после чего выравнивались. В богатых домах полы мостили каменными, а иногда и мраморными плитами. Однако по-прежнему дом возводился изолированным от внешней среды города, и перистильные дома составляли окруженные стенами и замкнутые кварталы.

Архитектура античной Греции является для нас живым и очень интересным наследием, которое не утратило своего значения и в настоящее время.

Источник: studme.org

Архитектура и техника

Александровская колонна

Дворцовая площадь Петербурга. Величественно возвышается здесь Александровская колонна — памятник победы в Отечественной войне 1812 г., сооруженный по проекту А. А. Монферрана в 1830-1834 гг.

Вместе с фигурой ангела она возносится на высоту 47,5 м. Ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести. Эту махину установили на площади в течение ста минут с использованием простейших механизмов — кабестанов (особого рода воротов). Однако в подъеме колонны в вертикальное положение участвовало 1440 дюжих гвардейцев, 60 унтер-офицеров, 300 матросов, 15 унтер-офицеров из гвардейского экипажа, а также офицеры из гвардейских саперных частей и строительные рабочие — всего 2,5 тысячи человек.

Прошло немногим более ста двадцати лет. В Москве воздвигнут обелиск тоже «как знак побед, как вестник славы» Отчизны, но уже в покорении космоса. Сооружение выполнено в стальном каркасе и облицовано листами современного «космического» металла — титана, который используется сегодня в авиационной и космической технике. Стометровая конструкция весом 200 т была собрана на земле, а установлена в вертикальное положение всего лишь двадцатью монтажниками.

Сравнение этих двух сооружений характеризует не только современный уровень строительной техники, но и показывает, как строительные конструкции и материалы, соответствуя характеру сооружения, способствуют раскрытию его идейно-смыслового значения. Вряд ли тяжелая глыба гранита смогла бы ярко и, так сказать, зримо выразить подвиг человечества, сумевшего преодолеть земное притяжение и выйти в космос.

Архитектуру невозможно представить отдельно от конструкций и строительных материалов. В самом деле, без глыбы естественного камня и изобретенного способа его установки не было бы дольмена, без обработанного камня и изобретения конструктивной системы из стоек и балок не было бы греческого храма Парфенона, без арки — римского Колизея, без кирпичной кладки — стен и башен Московского Кремля, без металла — Эйфелевой башни, без железобетона — башни Московского телецентра. Этот перечень можно продолжать долго: ведь вся история строительной деятельности человечества дает нам многочисленные примеры взаимного влияния архитектуры и техники. Здесь следует оговориться, что в данном случае мы говорим не о технике вообще, а о строительной технике, хотя как архитектура, так и строительная техника не изолированы от влияния техники в широком смысле этого слова.

Итак, архитектура и техника. Что подразумевается под этими понятиями, в чем их сходство и различие, каково их взаимодействие? Они связаны между собой единым созидательным процессом. В этом процессе архитектура отвечает на вопросы, что и где строить, а техника — из чего, как и каким способом.

Итак, из чего строить? На этот вопрос строительная техника дала ответ еще в глубокой древности, применяя камень, кирпич и бетон. Эти «старейшины» строительства широко используются и в настоящее время, несмотря на бурное развитие промышленности строительных материалов за последние полтора столетия и появление совершенно новых материалов для строительства.

Читайте также:  Известно что Египетские каменщики которые принимали участие в строительстве пирамид страхование

Древнейший кирпич представлял собой широкую, но довольно тонкую плитку и нередко назывался плинфом аналогично наименованию каменных плит. Размеры его были 30Х20Х4 см. Позже вошел в употребление более узкий и продолговатый кирпич размером 30х14х8 см, просуществовавший до XVII в., когда был введен кирпич тех же пропорций, но меньших размеров, а именно 25 X 12Х6 см.

Искусство кирпичной кладки достигло большого совершенства в ряде стран. Русские мастера, например, сумели создать сложнейшие произведения архитектуры с большим разнообразием форм при ограниченном количестве типов кирпичей. Так, храм Василия Блаженного в Москве построен из фигурных кирпичей 18 типов, а церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой — из кирпичей всего 9 типов. Это ли не пример одной из первых попыток унификации строительных изделий!

В начале XIX в. русский изобретатель Н. Булычев применил в Казани полые кирпичи, дающие большую экономию материала. Позже, в 1878 г., в России в виде эксперимента были изготовлены керамические крупноразмерные блоки (по объему равные 24 кирпичам) с большим количеством цилиндрических пустот — «трубчатые кирпичи» профессора А. Ббльмана. Они явились предшественниками современных крупных блоков, вьполненных из железобетона и достигающих нескольких тонн весом.

Бетон как строительный материал появился в глубокой древности.

Термин «бетон» — французская интерпретация латинского слова «битумен» — смола. Это искусственный строительный материал, представляющий собой затвердевшую пластическую смесь на основе вяжущего вещества. Еще за 3600 лет до н. э. в Египте из такого материала была построена пирамида Йимуса. Сохранились остатки и вавилонских бетонных сооружений.

Этот материал применяли также древние греки и карфагеняне. Сегодня термином «бетон», кан правило, называют цементные бетоны, полученные из смеси минерального гидравлического вяжущего вещества (преимущественно цемента) с водой и заполнителем (мелким — песок, крупным — гравий, щебень).

В 1867 г. французский садовник Монье, занятый изготовлением больших кадок для цветов, стал их делать не из дорогостоящей во Франции древесины, а из проволоки, обмазанной цементным раствором. После нескольких опытов он убедился, что новые кадки не только дешевле деревянных, но и значительно прочнее их. Так был изобретен армоцемент, положивший начало железобетону.

Дальнейшее историческое развитие строительных конструкций шло по пути технического совершенствования как самих конструкций, так и материалов. Во все времена человек стремился создать такую конструкцию, которая обладала бы равной или большей прочностью, чем ее предшественница, но требовала бы при этом меньше строительных материалов. В этом направлении работают специалисты и сегодня.

Вот наглядный пример. Диаметр купола римского Пантеона — «храма всех богов», сооруженного во II в. н. э.,- составлял 43 м, а толщина сечения купола у основания — 1,8 м. При этом величина диаметра купола Пантеона оставалась непревзойденной для купольных сооружений вплоть до середины XIX в. Современное купольное покрытие такого же диаметра, выполненное из армированного цемента (металлическая сетка, покрытая с обеих сторон бетоном), имеет толщину сечения всего 5-6см!

Разница, как видим, внушительная. Рекорд, продержавшийся семнадцать веков, оказался побитым в результате бурного развития строительной техники за последнее столетие. Показателем расхода строительного материала и его прочности является отношение толщины сечения купола к его диаметру. Если в Пантеоне оно составляет 1/24, то в современном куполе того же диаметра — 1/700.

В начале XX в. монолитный железобетон начал уже довольно широко применяться в строительстве. В 1910- 1911 гг. в Петербурге над новым зрительным залом, в котором теперь размещается кинотеатр «Великан», был возведен купол из монолитного железобетона пролетом 31 м. Это рекордное по тем временам сооружение.

Первым в мире сборным железобетонным куполом явился экспериментальный купол, построенный в 1910 г. русским инженером П. Соколовым в Павловске под Петербургом. Оригинальная тонкостенная конструкция диаметром у основания 4,26 м, воздвигнутая на поверхности земли, сохранилась до наших дней. Вскоре после постройки купол был использован под погреб-холодильник, а во время Великой Отечественной войны он служил бомбоубежищем.

Целый ряд достижений современной строительной техники вообще не имеет аналогов в истории. С чем, например, можно сравнить здания высотой 400-500 м при сравнительно небольшой площади опоры размером 50х50 м или покрытия зданий, пролет которых (расстояние между опорами) составляет 200-300 м!

А борьба с неравномерной осадкой огромных зданий! Дело в том, что любое сооружение, расположенное на земле, вдается в землю. Против такой осадки невозможно ничего поделать. Специалисты учитывают это явление, а строительные нормы регламентируют размер оседания.

Например, у нас в стране для доменных печей, заводских труб и водонапорных башен не считается опасным оседание даже. на 30 см. Но все это допустимо лишь для движения в вертикальном положении. А как быть в случае, если при осадке сооружение накренится, в силу чего изменится направление усилий от веса здания? Ведь это может привести к его разрушению.

В 1941 г. в торговом квартале города Сан-Паоло в Бразилии накренился небоскреб высотой 90 м. Один угол здания вдруг осел на 65 см. Выяснилось, что аварию вызвало строительство по соседству другого здания. Когда без особых предохранительных мер стали рыть для него котлован, грунт из-под небоскреба — мелкозернистый песок — попросту начал пересыпаться в котлован для нового здания.

Крен такой махины — дело нешуточное. К тому же он продолжал увеличиваться. На помощь пришла техника. Правда, один из методов торможения оседаний — нагнетание в грунт цемента и солей алюминия — не дал желаемого результата.

Тогда инженеры прибегли к другому весьма оригинальному способу: почву под зданием заморозили до глубины 18 м. Небоскреб теперь покоился на ледяном основании с температурой -20 С. Таким образом, удалось прекратить наклон здания, после чего строители начали его «выправлять». В земле пробурили около сорока глубоких отверстий и залили их бетоном: получились устои. Опираясь на них, мощные прессы грузоподъемностью 600-800 т «выжали» здание в первоначальное положение.

Благодаря развитию техники стала возможна передвижка зданий, имеющая большое практическое значение при реконструкции городов. Мало кто знает, что в России впервые было передвинуто здание еще в начале прошлого века. Об этом рассказал читателям журнал «Русская старина» за 1876 г. Вот как это происходило. В г. Моршанске Тамбовской губернии необходимо было передвинуть церковь.

Городские власти обратились за помощью к заморскому специалисту. «Патентованный механик, какой-то иностранец за это запросил такую большую цену, какой никак нельзя было дать ему»,- доносил моршанский городничий тамбовскому губернатору 25 марта 1812 г. Дело спас крепостной механик Дмитрий Петров: за небольшую плату он взялся сдвинуть с места деревянную церковь. Начались приготовления.

Под церковь подвели толстые бревна и посредством земляной насыпи слегка ее приподняли. Затем сделали под церковью новый бревенчатый фундамент, вроде полатей, а под бревнами установили катки. Всю церковь опутали канатами и скрепили по углам железными болтами. Повинуясь сотням рук рабочих, читаем дальше, церковь «была сдвинута с прежнего своего места на 42 аршина [около 30 метров], и во время этого Движения только крест наверху церкви слегка колебался».

Современная техника позволяет двигать сооружения куда большего размера, чем моршанская церковь, и при этом, разумеется, без использования мускульной силы рабочих. Еще в 30-е годы в процессе реконструкции Москвы понадобилось расширить несколько улиц, в том числе и главную магистраль столицы — улицу Горького.

Однако там стояло несколько домов, являвшихся памятниками архитектуры и мешавших проведению работ. Как быть? Оставалось одно: заставить дома «путешествовать». Для передвигаемого здания строили новый фундамент в том месте, куда оно должно было переехать, затем укладывали специальные стальные рельсы от здания до нового фундамента.

Здание подрезали снизу, отделяли от фундамента и подводили под сооружение металлическую раму. На этой раме по металлическим каткам здание переезжало на новое место с помощью электролебедок или гидравлических домкратов. Многоэтажное здание Моссовета объемом в несколько десятков тысяч кубометров тогда передвинули на 13,6 м, причем здание находилось в движении всего 40 минут.

Еще более дальний путь совершила Глазная клиническая больница, построенная в XVIII в. архитектором М. Казаковым (объем 23400 м3, вес 13300 т). Ее не только переместили на 80 м с улицы Горького в переулок Садовских, но развернули на 90?. Во время путешествия в больнице работал медицинский персонал, производились операции. Таким образом, в результате передвижек домов ширина улицы Горького с 16-18 м увеличилась до 50- 60м.

В послевоенные годы передвижка домов в столице возобновилась. В 1958 г. перехали на 63 м два пятиэтажных корпуса по улице Большие Кочки. В начале 1979 г. было передвинуто здание газеты «Труд» вдоль улицы Горького на 30 м от того места, где оно простояло 75 лет с момента постройки.

В последние годы на помощь строителям все активнее приходит авиация, которая не только доставляет строительные материалы и конструкции в отдаленные и труднодоступные районы страны, но и непосредственно участвует в процессе строительства. Вертолет и царский дворец. Казалось бы, две несовместимые вещи, появление на свет которых разделяют столетия.

Однако судьбе угодно было свести их вместе в городе Пушкине под Ленинградом. Здесь при реконструкции Большого дворца вертолет всего за 4 дня заменил 32 деревянные фермы покрытия на металлические. На эту работу даже современному подъемному крану потребовалось бы (с учетом времени на его установку) 45 дней.

Достижения строительной науки и техники неразрывно связаны с архитектурой. Они придают ей новый облик, активно участвуют в формировании ее художественных качеств и эстетических свойств. Но это активное влияние техники на архитектуру происходит не само собой, а при активном непосредственном участии архитектора.

Дело в том, что для инженера-конструктора и инженера-строителя созданная им конструкция — цель его работы. Для архитектора конструкция — средство воплощения в жизнь творческого замысла. Поэтому какими бы ни были конструкции рациональными с точки зрения их создателя, для архитектора это лишь исходный материал, который он преобразует, ведя поиск художественной формы в процессе работы над проектом. Во все времена архитектурная мысль, опираясь на технические средства созидания, сама стимулировала развитие строительной техники.

Тесная связь архитектуры и техники тем не менее не снимает специфических различий между ними. Эти различия необходимо знать для того, чтобы правильно оценивать обе составные созидательной деятельности человечества, чтобы правильно оценивать их возможности и пути внутреннего развития. Игнорирование или непонимание различий приводит иногда к переоценке одной составляющей и недооценке другой, а также к предъявлению требований, которые каждая из составляющих (техника или архитектура) не в состоянии выполнить в силу своей природы и специфики.

Техника, как и архитектура, совершенствуется во времени. Однако если развитие техники можно измерить так или иначе качественно и количественно, то измерить совершенство архитектуры нельзя. Архитектура — продукт творчества художника, его чувств и художественных идеалов.

Вся эта творческая система во многом индивидуальна и по-своему субъективна, так что не поддается точному измерению. Техника развивается непрерывно, все время «наращивая» свой объем количественно и качественно, принимая в себя все более совершенное, чем было прежде. Путь развития техники — прямое поступательное движение, как, например, в авиации и космонавтике.

Развитие архитектуры идет своим сложным путем. Здесь возможны взлеты и падения, рывки вперед и отступления назад. Преимущества современных автомобилей и авиалайнеров перед их предшественниками начала XX в. очевидны и ни у кого не вызывают сомнений.

Но кто может с уверенностью сказать, что выше по красоте форм, творческому звучанию и силе художественного воздействия на зрителя: Парфенон в Афинах или Казанский собор в Петербурге, церковь Покрова на Нерли или капелла Роншан во Франции. Конструкция каждого из сооружений отражает технический уровень своего времени, но разве это может служить критерием их художественных достоинств? Никто не может дать сравнительной оценки архитектуре столь разных сооружений. Да это и невозможно сделать, ибо красота этих памятников мирового зодчества несопоставима так же, как в те условия, в которых они были возведены.

При всем различии архитектуры и техники они нашли основу для взаимодействия — необходимость обеспечения все усложняющихся жизненных процессов человечества. Архитектура для строительной техники стала предметом ее целенаправленного существования, строительная техника для архитектуры — средством осуществления архитектурных замыслов.

МикротоннелированиеМикротоннелирование — современная технология бестраншейного подземного строительства, позволяющая прокладывать коммуникации.

Характеристики и правильный монтаж теплых половВ данной статье рассматривается: 1. Уникальность электрических теплых полов. 2.

Бензопила или газонокосилка? Садоводу нужно все!Ножовка, коса, секатор — до недавнего времени единственные помощники садовода-огородника.

Источник: build.rin.ru

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

Рим, подчинив себе во II веке до нашей эры Грецию, перенял многие культурные традиции, которые нашли отражение в том числе и в архитектуре. Кроме того, на архитектуру Древнего Рима повлияли и традиции этрусков, на чьих землях, собственно говоря, и расположился Рим. Так, в частности, от этрусков римляне переняли арку, а от греков – ордер (сочетание архитектурных конструкций).

Объединив арку и колонну, римляне создали так называемую «римскую ячейку» и внесли в строительный обиход аркады (повторяющиеся арки на колоннах). Аркада стала самым распространенным архитектурным элементом, применяющимся при строительстве любых сооружений. С помощью аркады римляне смогли сооружать знаменитые акведуки.

Кроме того, к традиционному греческому ордеру были добавлены этрусские вычурные капители (навершие колонн). Именно в пышности архитектуры нашли наиболее полное выражение государственные идеи Рима. Не монументальные пластические образы греческой архитектуры. А грандиозные храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь римской республики.

В качестве еще одной важной особенности древнеримской архитектуры стоит назвать ее практичность. Именно практичность, присущую римлянам, проявляется во всех сооружениях, необходимых для повседневной жизни: стратегических дорогах, мостах, акведуках и городах. Кстати, в основе планировки любого древнеримского города лежала планировка римского военного лагеря.

Среди римских изобретений в технике строительства в первую очередь можно выделить бетон, как смесь песка, связующего элемента и каменной или кирпичной крошки. Также в строительстве использовалась интересная техника, называемая «эмплектон».

Римляне возводили две параллельные стены и пространство между ними заполняли бутом или другими материалами для придания стенам прочности за счет композитности сооружения. Развитие древнеримских строительных технологий проявилось в появлении различных грузоподъемных конструкций. В частности, были повсеместно использованы «полиспасты» (система блоков, позволяющая за счет распределения нагрузки между блоками и рычагами поднимать большие грузы) и «триспастосы» (древний строительный кран, состоящий из А-образного каркаса, лебедки, блоков и трех шкифов). С помощью триспастосов, например, был возведен Пантеон.

Читайте также:  Бухгалтерский учет строительство 1 с

Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Прототипом раннехристианского храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных форм древнеримской гражданской архитектуры. Гражданская базилика представляла собой прямоугольное сооружение с полукруглой нишей в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний, а само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь, судья.

Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток. В восточной стороне сооружения установлен алтарь, окруженный полукруглой пристройкой, апсидой, а с западной стороны расположен вход.

Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн с полукруглыми арками на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых самый большой. Центральный неф освещается светом из окон второго яруса. Крыши у раннехристианских базилик были двускатными. Спустя пару веков стало применяться перекрытие-купол, по форме близкое к полусфере.

Купол возвышался над храмом на барабане со множеством окон и был символом Небесного царства. Купольная базилика стала основным типом христианского храма в Византии.

Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части: пресвитерий, средняя часть храма и притвор. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители, здесь расположен алтарь церкви. Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать.

Крестово-купольный храм – архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на мощных арках, возвышается барабан с куполом.

Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:

  • он прямоугольный или крестообразный в плане;
  • внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор;
  • столбы связаны арками;
  • арки с каждого столба перекинуты на стены;
  • система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами;
  • количество продольных нефов всегда нечетное;
  • количество поперечных нефов может быть любым;
  • из поперечных нефов самый широкий — чаще предалтарный, из продольных — всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола;
  • нефы перекрыты системой цилиндрических сводов;
  • своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест;
  • на пересечении этих нефов расположен купол.

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

С середины XII века в свободных городах-коммунах Италии сооружались различные торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы и гостиницы. Но главными украшениями городов были ратуши и центральные соборы.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С помощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое отторжение у людей XVI века?

В Средние века поначалу отношение к готическому искусству было настороженным. Готическая архитектура настолько сильно отличалась по конструкции от романской, что люди вполне оправдано опасались этой новизны. Тем не менее готический стиль продержался в Европе более трех веков, завоевывая разные страны и обретая в них национальные особенности. Готический стиль рассматривался современниками как символ величия церкви, королевской власти, вольных городов.

В XVI веке с приходом нового мировоззрения и новой эпохи, называемой Возрождением, люди начали противопоставлять искусство Возрождения искусству Средних веков. Естественно, средневековое искусство стало называться варварским, грубым и вообще не имеющим отношение к настоящему искусству, которое по мнению многих в то время появилось лишь с эпохой Возрождения. Как мы видим, Вазари был именно таким человеком, который заклеймил средневековое искусство ярлыком варварства и назвал рассматриваемый нами средневековый стиль «готикой».

Лишь в XVIII-XIX веках с появлением нового направления в искусстве, называемом романтизмом, начал возрождаться интерес к средневековому искусству. Оценки готического искусства резко изменились на противоположные. Теперь готике отдавали должное и воспринимали ее благосклонно, а зачастую с восхищением.

2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? Уточните, прав ли он.

Вазари утверждает, что название «готический» пошло от племени готов. Называние этого стиля происходит от слова «gotico» — непривычный, варварский.

На самом деле «готика» не имеет никакого отношения к племени готов. Этот стиль появился на севере Франции в XII веке. Его называли «музыкой в камне», он был призван продемонстрировать новое мироощущение европейцев, которое пришло на смену концепции пути к Богу через страдания, выраженной в романской архитектуре. Готический стиль должен был показать величие Бога, церкви, королевской власти и вольных городов. Любой, входящий в готический собор, должен был неминуемо впасть в религиозный экстаз.

3. В чем лично вы согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?

Я не согласен с мнением Вазари, поскольку оно продиктовано лишь желанием возвышения искусства Возрождения в сравнении с искусством «Тёмных средних веков». Сегодня у нас нет предрассудков относительно средневекового искусства. Поэтому мы вправе оценивать готический стиль, не оглядываясь на отношение к этой эпохе. Готические соборы действительно очень красивы.

Сегодня все средневековые соборы покрыты вековой копотью, и это оставляет некое ощущение мрачности. Но глядя на гармонию конструкции, величие архитектурных элементов, красочные витражи, начинаешь понимать, что готические соборы – настоящие шедевры, пережившие века и разнообразные мнения.

Обобщение информации параграфа

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах.

Романский собор

Романская культура – европейское явление, ознаменовавшее становление в Европе феодального строя и становление рыцарства в XI-XII веках. Бесконечные распри рыцарей обусловили появление по всей Европе укрепленных замков. Именно замковая архитектура оказала существенное влияние на конструкцию и внешний вид христианских соборов того времени. Позже этот период получил название романского.

Христианские соборы XI-XII веков служили не только местом церковного служения, но и были тесно связаны с жизнью городов: здесь собиралась община для совета, здесь заключались торговые сделки, здесь хранились ценности и исторические реликвии. Собор по своей сути должен был выполнить функции религиозного и гражданского учреждения, а также обеспечить защиту при вражеском нападении. Романский собор строили с расчетом вместить в него все население города. При этом романские зодчие должны были сохранить план христианской базилики, наиболее полно отражающей требования христианского культа, а также решить проблемы каменных перекрытий (из-за частых опустошительных пожаров) и обеспечения прочности здания. Поэтому в конструкции романских соборов были введены крестовые своды, позволившие увеличить объем базилики, но потребовавшие более мощных опор для распределения нагрузок и, соответственно, толстых стен с небольшим количеством узких проемов и массивных столбов центрального нефа.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

Конструкцию собора укрепляли всеми возможными способами: устраивали полукруглые римские арки, переплетали пролеты центрального нефа с боковыми пролетами и т.д. Таким образом, романские соборы стали массивными, монументальными сооружениями, с маленькими окнами наподобие бойниц.

Из-за этих конструктивных особенностей по-новому в романских храмах пришлось подходить к проблеме освещения. Романская базилика воплощала собой идею крестного пути и искупления грехов людских через страдания. Культ страдания был призван примирить людей со всеми тяготами жизни и дать им надежду на будущую райскую жизнь. Тяжелая поступь опорных столбов центрального нефа, тонувшего в полумраке, прерывалась поперечным нефом (трансептом) с выдававшимися за общий объем здания своеобразными апсидами с круглыми оконными проемами в виде розы (в дальнейшем такую розу стали называть готической розой, и она стала неотъемлемой частью готических соборов). Сосредоточение света в предалтарной и алтарной части собора олицетворяла идею божественного света и фактически проводило границу между божественным и мирским, между священнослужителями и мирянами.

Росписи в романских соборах практически не сохранились, но известно, что в романскую эпоху живописи уделяли гораздо большее значение, чем раньше: она располагалась не только на стенах, но и на сводах, и даже на окнах, где появились цветные витражи.

Важной особенностью романского собора стало появление скульптурного каменного декора – барельефа. С этого времени начал постепенно исчезать былой контраст между скромным внешним видом соборов и роскошной внутренней отделкой. Со временем барельефами стали покрывать не только капители колонн, но и обрамления арочных проемов и входных порталов.

Особенность каменного декора романского собора состояла прежде всего в изображении нечистой силы. Интересно, что до романского периода людям не было знакомо изображение черта. Сатану всегда представляли либо в виде связанного пленника, либо в виде черного херувима. Романский же черт приобрел фантастический и отталкивающий облик.

На барельефах в борьбу с исчадиями ада вступают ангелы, этот сюжет должен был показать вечную борьбу добра со злом. Причем исход сражения во многом зависел от соотношения добра и зла в самой душе человека. В этом заключалось различие нравственной стороны культуры Средних веков и античности, где человек был лишь орудием слепого рока, не имеющим возможности повлиять на собственную судьбу.

Готический собор

Между романским и готическим искусством не существует четкой временной границы. Готический стиль архитектуры эволюционировал из романского, переняв многие элементы. Однако появление готической культуры стало следствием очередной смены идеологической концепции церкви и государства.

Вся конструкция готического собора, устремленная ввысь, как бы выражала стремление человеческой души к Богу. Но готический храм был и воплощением борьбы противодействующих сил, результатом которой должно было стать Вознесение. Кроме того, церкви, королям и городам необходимо было материальное подтверждение величия. И таким подтверждением стал готический собор. Поэтому главной задачей готического храма было поразить человека и довести его до состояния религиозного экстаза.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

Родиной готического стиля является северная Франция. Здесь в 1137 году Сугерий, настоятель монастыре Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства в связи с необходимостью увеличения ее внутреннего пространства. Основу новой конструкции составлял крестовый каркасный свод.

Вместо доминировавшей в романском стиле полукруглой арки стали применять стрельчатую арку, которая позволяла перекрывать любой по размеру пролет. Эти особенности конструкции позволили облегчить стены и почти вытеснить их, заменив высокими окнами, отделенными друг от друга лишь узкими перемычками опор.

Чтобы снять нагрузку со стены, стали применять выступающие или вынесенные за пределы стен контрфорсы. Поскольку в готическом соборе сохранилась форма базилики в плане, где средний неф возвышался над боковыми, в качестве дополнительных ребер жесткости стали использовать специальные соединительные арки, которые перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Такие архитектурные приемы позволили увеличить размеры собора. В высоту теперь он мог достигать более 150 метров (это выше, чем египетские пирамиды). Но что самое главное, стена больше не являлась несущей конструкцией, и в соборах появились огромные окна со стрельчатыми арками проемов.

Теперь собор мог быть наполнен светом, льющимся из окон. Для сохранения легкого полумрака, таинства и мистики оконные проемы были украшены витражами, которые сами по себе были шедеврами. На витражах из цветного стекла изображались настоящие картины, поражающие воображение и дающие незабываемую игру света внутри собора. Никогда еще цвет и свет не играл такой символической роли.

Считалось, что цветом готики был фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба, символа верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски.

Театральный эффект в готических соборах должен был оказывать сильное эмоциональное воздействие на человека. Поэтому особое место в декоре собора заняли объемные скульптуры, так называемые горельефы, получившие большую выразительность по сравнению с барельефами за счет большего объема (в горельефе изображение выступает более чем на половину своего объема).

Естественно, тенденция к заполнению всего свободного пространства скульптурными композициями, начатая еще в романскую эпоху, в готике достигла своего пика. На поверхности храма не было ни одного места, где бы не стояла какая-нибудь фигура. Поскольку теперь соборы испытывали так сказать «недостаток стен», которые можно расписать фресками, особое внимание стало уделяться скульптурам внутри собора. Они разукрашивались таким образом, чтобы в полумраке производить неизгладимое впечатление.

Готика, как никакой другой стиль, предоставила христианской церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готического искусства виден расчет на эмоциональный натиск и театральные эффекты. В таком соборе торжественный ход богослужения, подкрепленный мистикой музыки, цвета и света, достигал основной цели – привести верующих в состояние религиозного экстаза.

2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам и внутреннему убранству.

Романский собор Готический собор
Типовой план Многонефная базилика с трансептом Многонефная базилика с трансептом
Крыша Крестовые своды Крестовый каркасный свод
Стены Толстые несущие стены Стены тонкие, не являются несущими
Арки Полукруглая арка Стрельчатая арка
Окна Круглые «розы», небольшие круглые или полукруглые арочные окна. Стреловидные, большие в боковых капеллах + круглые «розы».
Колонны Мощные колонны. Капитель — развитие византийской формы (пересечение куба и шара), декор растительный либо изображения животных, чудищ, сцен из Библии. Узкие, декорированные. Капители с растительными орнаментами.
Особенности конструкции Толстые стены, массивные колонны в качестве опор для распределения нагрузок, арочные пролёты. Каркасная конструкция, усиленная боковыми контрфорсами и аркбутанами (контрфорсами второго уровня).
Площадь и высота Площадь – большая. Высота – небольшая. Площадь и высота намного превышали романские храмы.
Внешнее оформление Либо никакого, либо каменный декор (барельефы) с изображениями нечисти. Более выразительный каменный декор (горельефы). «Боязнь пустоты». Богатое оформление огромных входных порталов.
Цокольная зона Свободная от декора. Украшена разнообразными сюжетными горельефными композициями.
Освещение Через окна «розы» в боковых проходах (трансептах), притворе и алтарной зоне, а также через узкие окна второго яруса. Через огромные боковые окна в капеллах, через окна «розы» в трансептах, притворе и алтарной зоне.
Витражи «Розы» с разноцветными витражами. «Розы» с разноцветными витражами. Сюжетные витражи на огромных окнах. Преобладают фиолетовые, красные и синие цвета.
Внутреннее оформление Настенные росписи — «Библия для неграмотных», также несет функцию устрашения. Скульптуры, каменный декор, роспись арок капелл.
Эмоциональное воздействие Культ страдания. Мистика и фантазии. Конструкция, устремленная вверх символизирует стремление к Богу. Каменный декор рассказывает о борьбе добра со злом. Большое значение придается цвету и свету. Общее ощущение – восхищение и религиозный экстаз.

3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они это достигали?

Читайте также:  Образец резюме в сфере строительства

Скульптура в Средних веках, как и архитектура, и живопись, имела свои этапы развития. Все эти этапы объединяло стремление показать не красоту человеческого тела, как в Античный период, а его душу. Если скульптура у греков отражала идею наглядности и простоты, то скульптура средневековой Европы склонялась к сложности, гротескности, элегантности.

Красота материального мира обманчива, а человеческое тело – лишь оковы для бессмертной души. Такую идеологию демонстрировала скульптура раннего Средневековья. У скульпторов эпохи готики возникает интерес к внутреннему миру своих героев, в своих работах скульпторы ищут возможности для передачи индивидуальных особенностей характера, внутреннего мира человека. Именно за счет передачи эмоций им удавалось донести до людей такие понятия как страдания, искупление, возвышение, благость.

Скульпторы тщательно прорабатывали черты лица и мимику, добивались реализма в изображении складок одежды, динамики позы и жестов. К примеру, готическая скульптура внесла изменения в трактовку образа Иисуса Христа. Если в раннем Средневековье Спаситель изображался как грозный судья и вседержитель, то в эпоху готики он все чаще предстает в образе мудрого пастыря, доброго наставника и учителя – смягчаются черты лица, можно даже увидеть легкую полуулыбку или взгляд полный сострадания и любви.

4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

Красочные витражи в готическом храме служили не только элементом украшения, они несли еще и просветительскую функцию, и выполняли задачу создания необходимого эмоционального фона. На витражах из цветного стекла изображались настоящие картины, поражающие воображение и дающие незабываемую игру света внутри собора. Никогда еще цвет и свет не играл такой символической роли.

Считалось, что цветом готики был фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба, символа верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. С помощью картин на витражах неграмотные люди могли увидеть различные библейские сюжеты, познакомиться с деяниями святых, проникнуться благостью церкви.

5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковою живопись?

В позднем Средневековье книга перестает быть достоянием узкого круга образованных священнослужителей. Широкое распространение получили сборники молитв, учебная литература и даже рыцарские романы, стихотворные и прозаические произведения. На фоне такой популяризации книг развивается книжная миниатюра.

Ее особенностью стало стремление передать в изображении не просто чей-то образ, но какую-нибудь жизненную ситуацию. Иллюстрации постепенно отходят от исключительно религиозного содержания и сосредотачиваются на человеческой жизни. То же самое происходит и с фресковой живописью.

Эволюция готической иллюстрации на рубеже позднего Средневековья и Возрождения характеризуется преодолением традиционной «плоскости» изображения и включением в нее реальных мотивов и реалистических деталей. Все миниатюры и фрески позднего Средневековья насыщены бытовыми подробностями. Пристальное внимание к природе и стремление ей подражать обусловили появление новых приемов, получивших свое развитие в эпоху Возрождения: предметы и люди отбрасывают тени, появляется перспектива – обширные пространства уходят вдаль, предметы уменьшаются по мере удаления и теряют четкие очертания. Впервые художники стали передавать световоздушную среду и механику движений человеческого тела. Галантно-чинные жесты развлекающейся знати, профессиональные движения жнецов, пахарей или сеятелей весьма разнообразны и по-своему точны, но пока еще лишены динамики.

1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы?

Тут и думать не надо, достаточно один раз увидеть собственными глазами готический собор снаружи и зайти внутрь, увидеть красоту стремящегося ввысь исполинского сооружения, ощутить игру цвета витражей и эффекты освещения, оценить титанический труд скульпторов. А если еще повезет услышать пение служителей храма, то в соборе можно провести не один час, чувствуя восхищение и умиротворение, своеобразное примирение с самим собой. Так и хочется говорить лишь шепотом, чтобы не нарушить гармонию этого места. Если даже на современного человека готический собор оказывает такое сильное эмоциональное воздействие, то можно представить, что происходило с глубоко и искренне верующим человеком эпохи Средневековья.

2. Объясните смысл фразы «Готика – дитя города».

Готика – это искусство, ориентированное не на практичность, не на утилитарное использование, а на передачу эмоционального смысла, на просвещение и создание нужного восприятия. Любое подобное искусство требует созерцания и массового зрителя. А таковой зритель мог появиться только в густонаселенных городах.

Представьте себе грандиозный готический собор в глухой деревне с населением в сотню человек. Смешно? Вот именно.

3. Выясните, в чем было сходство и в чем различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

В период раннего средневековья храмы византийского и латинского обряда (позже их назовут православными и католическими) базировались на одной форме – римской базилике. В дальнейшем образцом развития православных храмов стала Византия, где после V века все большее распространение стали получать центрические постройки, важную роль в создании которых сыграла сирийская строительная школа и уже сложившийся к тому времени византийский ритуал христианского богослужения. Культовая церемония разворачивалась вокруг специального возвышения, отмечавшего центр храма. Это определенным образом обусловило появление купольных перекрытий, поскольку купол также подчеркивал значение центра. Именно из Сирии была заимствована конструкция купольного перекрытия, опирающегося на четыре массивные колонны.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

Успенский собор во Владимире XII век

На протяжении V-VIII веков центрические купольные постройки постепенно формируют новый тип православного храма – крестообразное пространство интерьера с куполом на барабане в центре пересечения рукавов креста. С XIII века крестово-купольные храмы стали типовыми постройками православной церкви. Их архитектурными особенностями стали план в виде креста; связанные арками опорные столбы (4, 6 или 8) делят внутреннее пространство храма на несколько продольных и поперечных проходов-нефов; количество нефов всегда нечетное, количество же поперечных нефов может быть любым; из поперечных нефов самый широкий — чаще предалтарный, из продольных — всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола; нефы перекрыты системой цилиндрических сводов, а сами своды над широкими нефами образуют крест; популярна многокупольная система.

Во внешнем оформлении православного храма очень важен символизм. Количество куполов говорит о том, кому посвящен храм: один купол символизирует единство Бога, два – двойственность естества Иисуса Христа, три – Пресвятую Троицу, четыре – Четвероевангелие, пять – Иисуса и четырех евангелистов, семь – семь таинств и добродетелей, девять – ангельские чины, тринадцать – Иисус и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола тоже имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную борьбу со злом, форма луковицы символизирует пламя свечи. Если купола покрыты золотом, то это символ небесной славы; синие купола со звездами венчают храмы, посвященные Богородице; троицкие храмы имеют зеленые купола; храмы, посвященные святым, увенчаны серебряными куполами; в монастырях встречаются и черные купола – цвета монашества. Цвет внешнего декорирования храма тоже символичен: белый – храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня; голубой – в честь Пресвятой Богородицы; зеленый – Преподобному; красный – мученикам; жёлтый – святителю. Для православных храмов характерен скромный внешний каменный или кирпичный декор.

Внутреннее оформление резко контрастирует с внешним: богатая отделка, фрески по всем поверхностям стен и сводов, цветные мозаики и обилие позолоты. Внутреннее устройство основано на традициях православного богослужения. Три части храма вроде бы стандартные – притвор, средняя часть и алтарь. Однако алтарь отделен от средней части иконостасом с Царскими воротами в нем. В алтарь не имеют право входа никто, кроме священников.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

Собор в Реймсе (Франция) XIII-XIV век

Напомним, что в этот же период соборы в Западной Европе в основном развиваются на базе прямоугольной вытянутой базилики с трансептом (поперечным нефом) с явным крестом в плане. В традиции готики не используются полуциркульные купола. Вся композиция построена на стреловидных контурах. Для средневекового готического собора характерны большая высота; крестовые каркасные своды; скелетная несущая конструкция с боковыми контрфорсами и аркбутанами; тонкие ненесущие стены с огромными стреловидными витражными окнами в капеллах; длинные продольные нефы и ярко выраженные поперечные нефы с выдающимися за пределы общего объема крыльями трансептов; пересечение главного нефа с трансептом образуют крест в плане.

Внешнее оформление типового католического храма не допускает обилия цветов. Вместо разноцветного оформления присутствует богатый рельефный декор.

Внутреннюю отделку тоже можно назвать скромной (если только храм не построен в византийском стиле): фрески можно увидеть лишь в капеллах; мозаика не особо прижилась; позолота присутствует, но не в избытке; каменный декор очень популярен. Самым главным элементом внутреннего оформления является скульптура и скульптурные композиции. По внутреннему устройству католический храм подобен православному, но есть и различия: алтарь не отделен иконостасом от среднего зала, а виден всем. Более того, вокруг алтарной части есть специальный проход, доступный всем. В отличие от православного храма, где службу священники проводят, стоя на небольшом возвышении, амвоне, у иконостаса, а прихожане слушают службу стоя, в католических храмах священник вещает со специальной кафедры, а прихожане сидят на скамейках со специальными подушечками для преклонения колен.

Как мы видим, православные храмы похожи на католические лишь просматриваемым крестом при пересечении продольного и поперечного нефов и делением на зоны. Во всем остальном, во внешнем декоре и во внутреннем оформлении они абсолютно разные.

4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным?

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

Античная живопись

К сожалению, античная живопись до нас практически не дошла, однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское и древнеримское искусство достигло высот в реалистической живописи. Нам известно, что в эпоху античности процветал культ красоты человеческого тела. Именно таким мы видим человека на фресках, сохранившихся в засыпанной пеплом Везувия Помпее.

Да, античные художники не уделяли особого внимания индивидуальной мимике, позам, жестам – все люди на фресках на одно лицо и с одинаковой мимикой. Но зато мы видим совершенство техники передачи объема фигуры, пропорций тела, прорисовки мышц. Такой уровень мастерства в Европе удалось повторить лишь в эпоху Возрождения.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 28

Готическая живопись

В Средние века, как мы уже знаем, человек перестал считаться равным Богу, он рассматривался как ничтожество, а его тело было лишь грешным сосудом для бессмертной души. Важным считалось передать индивидуальные эмоции, мимику, жесты, но не реалистичное изображение тела. Кроме того, по всей Европе в Средние века мы видим деградацию живописи.

Человек изображается как какое-то немощное, непропорциональное, истощенное создание, с ломаными формами (хорошо, что скрытыми под одеждой). Изображения плоские, но не идеализированные, как в Античности. Складывается такое впечатление, что все художники разом разучились рисовать. Даже в позднее Средневековье, когда в изображениях человека начинает появляться объем, более реалистичные пропорции, какое-то движение, светотени, все равно художникам не хватает мастерства и изображения выглядят несколько коряво.

5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Бог убережет нас от беды, очистит наши души, избавит от сомнений и смятений. Я вижу твое, о Господь, величие и могущество, воплощенные в этом храме. Это просто божественная музыка, застывшая в камне. Устремившиеся ввысь стройные башни доставят наши молитвы к твоим ушам. Лики святых, взирающие на нас, грешных, со статуй арки огромного входного портала, не дадут злу попасть в дом Божий.

Сцены сражений демонов с ангелами мы видим повсюду, но лишь от нас зависит победа добра над злом. Пора и нам войти в твой дом, под твою защиту.

Полумрак главного зала, обрамленного изящно декорированными колоннами. Огромные витражи, поражающие воображение библейскими сценами, и мягкий приглушенный и разноцветный свет, льющийся сквозь цветное стекло, а вдалеке алтарь с кафедрой архиепископа, освещенный ярким светом. Над всем этим я вижу тебя, о, Господи, твой лик, твои мучения на кресте.

Я вижу весь твой путь и твою жертву на кресте ради человечества. Меня так и тянет туда, к этому свету. Я знаю, что там я обрету прощение и почувствую настоящую любовь Бога к своим неразумным детям. Я иду вдоль многочисленных ниш главного зала. В каждой из них стоит скульптура святого, стены арок украшены каменной резьбой или фреской, рассказывающей о жизни этого святого.

Можно преклонить перед ним колени и попросить о заступничестве, но мой путь идет дальше, к самому проходу за алтарем. Там в центре я вижу чудо, которое невозможно забыть. В нише между изящных колонн на каменном шаре стоит статуя святой Девы Марии с младенцем на руках. Ее освещает яркий свет, льющийся с разных сторон, придавая дополнительный объем всей скульптурной композиции. Богоматерь-заступница как бы выступает из стены навстречу мне и своей ногой давит мирового змея, несущего зло и искушение.

Этих ощущений мне не забыть никогда. Этот храм пропитан благостью. Сидя на скамье или стоя на коленях на подушечке для коленопреклонения, нельзя не почувствовать твою заботу о людях, обо мне. Слова молитвы произносятся сами собой, но только шепотом, чтобы не нарушить божественную гармонию этого места.

Весь суетный мир остался за дверьми твоего храма, а здесь — безмолвное царство, тишина и покой. И вот среди этой тишины я слышу пение – нет, это не простое пение церковного хора, это голоса ангелов, звучащие словно колокольчики в полнейшей тишине. Часы, проведенные здесь в молитве, дают душе отдых, избавляя ее от любых волнений.

Восхищение и умиротворение – вот мои чувства от посещения храма. Я не могу не уверовать в силу и благость Господа нашего и в святую церковь его здесь на земле. Я знаю, что, выйдя из храма, мне придется опять вернуться в свою столярную мастерскую и каждый день в душе бороться со злом и искушением. Но через неделю я снова приду сюда, чтобы снять напряжение жизни и проникнуться святостью этого места.

Источник: history-gdz.ru

Какими достижениями в архитектуре прославились древние римляне (см)?

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Сооружения в средние века называли романскими. В средние века возводились мощные романские храмы. Это период середина 11 века — конец 12 века. В средние века вся архитектура подражала римской архитектуре — отсюда и название ромская архитектура. Ромская архитектура предполагала построение таких себе мощных храмов, со множеством полукруглых арок — на сводах.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Рейтинг
Загрузка ...