Вопрос, каким должен быть специалист по охране труда и что он должен уметь делать, возникает, когда необходимо взять на предприятие такого специалиста и/или подготовить трудовой контракт с ним, а также скорректировать должностную инструкцию. Рассказываем про необходимые навыки специалиста по охране труда на основе требований действующего законодательства и кадровой практики.
Требования закона
Согласно части 1 статьи 217 Трудового кодекса РФ, требования к квалификации специалиста по охране труда сводятся к наличию:
- соответствующей подготовки;
- либо опыта работы.
Это значит, что необходимые навыки специалиста по охране труда нужно брать из одноимённого профессионального стандарта. Он утверждён приказом Министерства труда России от 04 августа 2014 года № 524н.
В этом профстандарте, в частности, перечислено, что должен уметь специалист по охране труда, а также какими знаниями обладать. Причём наличие определённых навыков зависит от трудовых функций, которые он выполняет.
Профессия — Инженер строительный
Навыки: что должен уметь
Трудовая функция | Что должен уметь |
Документальное обеспечение системы управления охраной труда | Применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке внутренних актов |
Применять законодательство и нормативно-техническую документацию для выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения во внутреннюю документацию
Анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам внутренних актов по охране труда
Анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда
• программы обучения по вопросам охраны труда;
• методические и контрольно-измерительные материалы.
Проводить вводный инструктаж по охране труда
Консультировать по вопросам разработки программ:
• инструктажей;
• стажировок;
• обучения по охране труда;
• проверки знаний требований охраны труда.
Пользоваться современными техническими средствами обучения:
• тренажерами;
• средствами мультимедиа.
Оценивать эффективность обучения персонала по вопросам охраны труда
Формировать отчетные документы о проведении:
Формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования:
• опасностей;
• оценки профессиональных рисков.
Координировать проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, анализировать ее результаты
Оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности
Формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям
Анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания персонала
Оформлять необходимую документацию для заключения договора с медицинскими учреждениями на проведение:
Библиотека инженера. Гордон — почему не ломаются вещи.
• медосмотров;
• медицинских освидетельствований
Оформлять документы, связанные:
Применять методы контроля (наблюдение, анализ документов, опрос) и разрабатывать необходимый для этого инструментарий
• результаты контрольных мероприятий;
• предписания лицам, допустившим нарушения требований охраны труда.
Взаимодействовать с комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченным по охране труда с целью повышения эффективности мероприятий по контролю за состоянием условий и охраны труда
Анализировать причины несоблюдения требований охраны труда
Сбор и анализ документов и информации об условиях труда
Разрабатывать программу производственного контроля
• информации об обстоятельствах несчастий на производстве и профзаболеваний;
• о состоянии условий труда и обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты;
• другой информации, необходимой для расследования.
Анализировать информацию, делать заключения и выводы на основе оценки всех обстоятельств
Выявлять и анализировать причины несчастий на производстве и профзаболеваний и обосновывать необходимые меры по предотвращению аналогичных случаев
Анализировать лучшую практику в области формирования и развития СУОТ и оценивать возможности ее адаптации
Выделять ключевые цели и задачи в области охраны труда, показатели эффективности реализации мероприятий по улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков
• специфику производственной деятельности работодателя;
• его организационную структуру.
Проектировать структуру управления охраной труда, структуру службы охраны труда, обосновывать ее численность
• к знаниям и умениям;
• уровню подготовки специалистов службы охраны труда.
Описывать полномочия, ответственность и обязанности в сфере охраны труда для руководителей и специалистов
Источник: buhguru.com