Какими основными факторами предопределено использование машин в строительстве

Использование строительных машин и механизмов сверх времени, предусмотренного проектом производства работ, а также использование их на работах или в условиях, не предусмотренных таким проектом, должно оформляться соответствующими сигнальными документами. В этих документах указываются причины, вызвавшие использование машин и механизмов сверх времени, предусмотренного проектом производства работ, а также лица, по вине которых были допущены такие нарушения. Одновременно определяются меры и сроки по ликвидации и предупреждению допущенных отклонений. В сроки, установленные руководством, данные из сигнальных документов обобщаются в отчетах, которые предоставляются им для принятия необходимых мер. Отклонения от норм распределяются по объектам учета по прямому признаку на основании сигнальных ( или других) документов. [1]

Использование строительных машин и оборудования в значительной мере зависит от уровня системы технического обслуживания и ремонта. Она призвана обеспечить максимальную готовность их к эксплуатации. [2]

Специальность: Техническая эксплуатация строительных дорожных машин и оборудования

Использование строительных машин и механизмов сверх времени, предусмотренного проектом производства работ, а также использование их на работах или в условиях, не предусмотренных таким проектом, должно оформляться соответствующими сигнальными документами. В этих документах указывается причина, вызвавшая использование машин и механизмов сверх времени, предусмотренного проектом производства работ, а также лица, по вице которых оыли допущены такие нарушения. Одновременно определяются меры и сроки по ликвидации и предупреждению допущенных отклонений. [3]

Использование строительных машин по времени определяется также коэффициентом сменности / см, который показывает среднее за год или иной период количество смен работы машин и оборудования в сутки. [4]

Коэффициент использования строительных машин по времени представляет собой отношение фактически отработанного в течение определенного периода числа часов в расчете на среднесписочную машину к числу, часов работы машины в этот период, определяемому эксплуатационным режимом работы машины. Наряду с этим могут применяться и показатели, характеризующие уровень использования потенциального и календарного фонда времени. [5]

Эффективность использования строительных машин в значительной мере зависит от правильной организации их эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Под эксплуатационным обслуживанием понимается снабжение машин горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, доставка или перебазирование машин на объекты строительства ( площадки) и их хранение на базах, а под техническим обслуживанием и ремонтом — комплекс работ по поддержанию технического состояния машины, предусмотренный в нормативной документации. При техническом обслуживании машин проводятся мероприятия по устранению неисправностей, которые не являются отказами и не требуют замены узлов и деталей; в то же время при ремонте любого вида производится замена негодных к дальнейшему использованию узлов и деталей новыми или реставрированными. При работе строительных машин их детали и сопряжения изменяют размеры и структуру материала, в них появляются внешние и внутренние, видимые и скрытые дефекты, отчего падает мощность, развиваемое усилие на рабочих органах и производительность машин. В таких случаях говорят, что машина изнашивается. Под износом понимают результаты изнашивания. [6]

Производительность дорожно-строительных машин

Анализ использования строительных машин по времени нахождения их в работе должен быть дополнен анализом эффективности использования машин в период их работы. Этот анализ проводится с использованием плановых и отчетных показателей об объемах работ ( в натуральном выражении), выполняемых основными механизмами за год. Основными путями улучшения использования технических средств являются устранение целодневных и внутря-сменных простоев, увеличение коэффициента сменности работы механизмов и повышение производительности механизмов за время их работы. [7]

Коэффициент использования строительных машин по производительности определяют по каждой отдельно взятой машине или группе однородных машин делением фактической выработки машин за определенное время в натуральном выражении на директивную или плановую выработку. [8]

Основным показателем использования строительных машин и механизмов является уровень механизации, который определяется отношением объема данного вида работ, выполненных с применением механизмов, ко всему объему работ. [9]

Для характеристики использования строительных машин применяется и такой показатель, как коэффициент сменности, который определяется делением общего количества отработанных машипо-смен на число машино-смен, отработанных в наибольшей смене. Этот коэффициент характеризует среднее число смен работы машины в сутки. Нередко коэффициент сменности исчисляется делением количества машино-часов работы одной машины в сутки на среднюю продолжительность смены. [10]

Эффективная область использования строительных машин определяется моделированием. [11]

При улучшении использования строительных машин и механизмов себестоимость строительно-монтажных работ снижается за счет роста их производительности и уменьшения стоимости машино-смены. [13]

Для улучшения использования строительных машин и автомобилей особое значение приобретает повышение технического и организационного уровня эксплуатации строительных машин и оборудования, а также поддержание машин в работоспособном состоянии путем проведения технического обслуживания и ремонтных работ. [14]

Нередко при использовании строительных машин в районах Севера машина используется по назначению 6 — 7 мес. Остальное время года она простаивает без движения. Часто в нерабочий период техника находится под открытым небом, подвергаясь разрушительному воздействию атмосферных явлений, солнечной радиации и перепадов температуры.

Читайте также:  Как делают ракушечник для строительства

Контакт металлических частей с водой и кислородом может вызвать разрушение их поверхностей — коррозию. В условиях открытого атмосферного воздействия лакокрасочные и полимерные покрытия и материалы, детали из резины и резинотекстиля под воздействием солнечного света, кислорода воздуха, атмосферных осадков, перепадов окружающей температуры и механических воздействий могут претерпевать необратимые изменения, отражающиеся на их физико-химических и механических свойствах и приводящие в конечном счете к разрушению материалов узлов и деталей. Такое изменение свойств материалов называют старением. Вредное и даже разрушающее воздействие могут оказать на неработающие машины и их узлы длительные статические нагрузки, вызывая деформацию их частей. [15]

Источник www.ngpedia.ru

Автоматизация строительных процессов

Автоматизация технологических процессов предполагает осна­щение машин устройствами, обеспечивающими выполнение стро­ительных работ с помощью машин без оперативного вмешатель­ства человека. В этом случае говорят об автоматизированной ма­шине или автоматизированном комплексе. За оператором остают­ся лишь функции наблюдения за работой машины и переключе­ния управления на себя в экстремальных ситуациях. Автоматиза­ция — это одна из наиболее эффективных форм системы управле-

ия, потому что она высвобождает полностью или частично че-овека от управления машиной. Важным положительным факто-ом автоматизации является гарантированная возможность более ысокого качества строительных работ, в ряде случаев способ-гвующая сокращению времени на их выполнение. Так, если для олучения требуемого качества земляной поверхности при ее пла-ировке неавтоматизированным бульдозером требуется совершить ять-шесть проходов по одному следу, то с применением автома-дческой системы управления такое же качество может быть по­учено за три-четыре прохода. Автоматические системы управле-ия машинами лишены присущего человеку такого негативного актора как физическая усталость, вследствие которой к концу абочей смены у машиниста притупляется четкость в координа-ии управленческих движений, что ведет к снижению произво-лтельности.

Применение автоматических систем управления как правило |)фективно только при комплексно механизированном техноло-1ческом процессе, поскольку автоматизация высвобождает только 1бочих-механизаторов, которые при частичной механизации со-авляют незначительную часть от общего числа рабочих, вслед—вие чего затраты на создание и обслуживание автоматических 1стем управления могут оказаться неокупленными. При частич-э механизированном строительном производстве возможный рост эоизводительности машин за счет автоматизации их работы в ще случаев не покрывает снижения их производительности из-i простоев по организационным причинам.

Автоматизацию называют полной или комплексной, если все :новные и вспомогательные процессы управления автоматизи->ваны так, что заданная производительность и качество продук­та обеспечиваются без вмешательства человека, за которым ос-ется только функция наблюдения за работой специальных уст-)йств. Из сказанного следует, что путь к комплексной автомати-дии лежит через комплексную механизацию строительных про-;ссов.

Отметим еще два важных направления использования автома-[ческих систем и устройств в работе машин и в механизирован-)м строительном производстве в целом. В конструкциях строи-льных машин широко применяют автоматические устройства, юдупреждающие запредельные режимы их работы, включая ава-шные ситуации. Такие устройства могут выполнять только сиг-итьные функции — выдавать световую, звуковую и иную инфор-щию управляющему работой машины оператору (машинисту), >едваряя экстремальные ситуации, или блокировать отдельные )ганы управления в том числе при автоматическом управлении.

Область второго важного направления применения автомати-ских устройств — автоматический учет и контроль за работой

строительных машин и строительных процессов в целом с созда­нием надежной постоянно действующей связи между отдельными агрегатами и пунктами управления (конторами строительства, диспетчерскими узлами и т.п.). Эта область включает информа­цию о производительности труда, числе занятых в технологиче­ских процессах рабочих, фактическом времени чистой работы ма­шин, состоянии их основных агрегатов и узлов, простоях машин с указанием причин, выработке машин, расходе энергии, горю­чих и смазочных материалов и т. п. По результатам обработки этой информации представляется возможность эффективно и опера­тивно руководить ходом строительства и работой парка строи­тельных машин.

Контрольные вопросы

1. Какими основными факторами предопределено использование ма­
шин в строительстве?

2. Какие строительные процессы называют механизированными? Что
такое полная и частичная механизация?

3. Перечислите основные показатели для оценки уровня механиза­
ции строительных работ, приведите их определение.

4. Что такое удельные приведенные затраты, для чего используется
этот показатель? За счет чего достигается его минимум?

5. Что такое малая механизация? Какими техническими средствами
она реализуется?

6. Что такое комплект и комплекс машин?

7. Что такое комбайн? В каких технологических процессах его исполь­
зуют?

8. Приведите определение комплексной механизации. Допускает ли
комплексная механизация ручной труд?

9. На какие группы машин делится комплекс? Какие функции вы­
полняют эти группы?

10. Перечислите технологические соединения ведущих машин в ком­
плексе и охарактеризуйте их с позиций возможных простоев.

11. Какими показателями оценивают эффективность комплексной
механизации? Приведите их определения.

12. Что такое автоматизация строительного процесса? Какими фак­
торами предопределена эффективность ее применения в конструкциях
строительных машин?

13. Назовите и обоснуйте необходимое условие для эффективного
применения автоматических систем управления.

14. Назовите и охарактеризуйте другие функции использования авто­
матических систем и устройств.

Читайте также:  Топ игр с открытым миром и строительством

Глава 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ

2.1. Основные понятия и определения

Строительной машиной называют устройство, которое посред-гвом механических движений преобразует размеры, форму, свой-гва или положение в пространстве строительных материалов, зделий и конструкций. Например, станок для нарезки арматур-ых стержней в производстве железобетонных изделий превраща- 4 исходные стальные прутки в арматурные стержни определен-эй длины без изменения других их размеров; формовочная ма­йна в том же производстве укладывает бетонную смесь в опа-/бку, придавая будущему бетонному или железобетонному изде-по определенную форму; поверхностные или глубинные вибра->ры уплотняют уложенную в инженерное сооружение бетонную /1есь, преобразуя ее плотность; башенный кран перемещает стро-гельное изделие или груз (железобетонную плиту перекрытия, гталлоконструкцию арки, контейнер и т. п.) из одного простран-венного положения в другое.

Изменяемые факторы (размеры, орма, свойства, положение в пространстве) не обязательно дол-ны быть целевыми, как это имеет место в приведенных приме-ix. Многие машины преобразуют отдельные из этих факторов >путно при преобразовании других факторов. Например, разра-1тывая грунтовую выемку, одноковшовый экскаватор отделяет 1сть грунта от массива, переносит его в ковше и отсыпает в ку-в автосамосвала или в отвал. Для строительного материала — сти фунта это, по существу, изменение его положения в про-ранстве. Однако попутно исходный материал — массив грунта — >етерпевает также изменения по форме (измельченные куски унта в процессе его разработки) и по свойству (изменение объема >р, плотности).

В соответствии с приведенным выше определением машины, меняющие только положение строительных материалов в про-ранстве, следует отнести к транспортным, а все остальные — технологическим. В инженерной практике первый термин относят лько к таким машинам как автомобили, тракторы, тягачи и т.п. :е другие машины этой группы получили название, более конк-тно определяющее их назначение, например грузоподъемные 1шины для перемещения грузов по пространственным траекто-

риям, транспортирующие машины для перемещения грузов по постоянным траекториям и др. Основой рабочих процессов боль­шинства технологических машин являются транспортные опера­ции или их отдельные части — рабочие движения.

В процессе эксплуатации вследствие деформирования, поло­мок и износа элементов машины, обрывов и коротких замыканий в электрических цепях, нарушения регулировок, залипания и за­бивания рабочих органов обрабатываемой средой, засорения гидравлических систем, образования течей в местах соединения шлангов, загрязнения или ослабления контактов электропровод­ки, ослабления креплений вследствие вибраций, встречи рабоче­го органа с непреодолимым препятствием и другими причинами машина частично или полностью теряет свою работоспособность и не может выполнять заданные функции с изначально установ­ленными параметрами. Невозможность дальнейшей эксплуатации машины из-за нарушения требований безопасности или выхода заданных параметров за установленные пределы, снижения эф­фективности эксплуатации ниже допустимой определяет предель­ное состояние машины.

Календарную продолжительность эксплуатации машины от ее начала или возобновления после ремонта до наступления пре­дельного состояния называют сроком службы. Подобный показа­тель, но измеренный либо в часах чистой работы машины, либо в единицах ее продукции до наступления предельного состояния, называют техническим ресурсом. Срок службы и технический ре­сурс — обязательные характеристики, которые должны указы­ваться в технической документации на конкретные виды и моде­ли машин. Если техническим ресурсом определяется временной или наработочный (по суммарному объему продукции, вырабо­танной с начала эксплуатации машины или ее возобновления после ремонта) интервал работоспособности машины, то срок службы в большей мере является оценочным критерием эффективности

пользования машины в зависимости от времени, истекшего от [чала выпуска машин данной модели, поскольку, кроме прочих 1кторов, он учитывает так называемый моральный износ маши-,i, характеризуемый соответствием конструктивного решения 1шины современному уровню развития техники, поскольку со еменем прежде новые модели машин устаревают и уступают по оим выходным параметрам (производительности, стоимости вы-батываемой продукции, безопасности, комфортным условиям я обслуживающего персонала, экологическим показателям и 1.) пришедшим на смену им новым моделям.

2.2. Параметры машины. Типоразмер и модель. Индекс машины

Параметром машины называют количественную, реже, каче-шнную характеристику какого-либо существенного ее призна-Различают главные, основные и вспомогательные параметры. Главными называют такие параметры, которые в наибольшей ре определяют технологические возможности машины. Для боль-[нства машин к таким параметрам относят: массу машины, мощ-:ть силовой установки или суммарную мощность основных дви-елей в электроприводе, производительность и др. К основным параметрам, включающим также главные, относят мс, которые необходимы для выбора машин в определенных ювиях их эксплуатации. Кроме перечисленных, к этим пара-грам относятся характеристики проходимости (удельное давле-; на грунт в рабочих и транспортных режимах и др.), маневрен-;ть машины (радиусы разворотов) и другие ходовые свойства орость передвижения, предельные углы подъема и др.), уси-[ на рабочих органах, размеры рабочей зоны, габаритные раз->ы машины и др.

К вспомогательным относят все остальные параметры, харак-изующие, например, условия технического обслуживания, ре-iTa и перебазирования.

В пределах каждой функциональной группы машины объеди-отся по типоразмерам, характеризуемым единым главным па-(етром. Одному типоразмеру могут соответствовать несколько (елей, каждая из которых объединяет машины, имеющие идей­ные параметры, конструктивные решения и изготовленные гдиной рабочей документации. Так, например, типоразмером (елей роторных траншеекопателей ЭТР250, характеризуемым зным параметром — максимальной глубиной траншеи в 2,5 м, единяются модели ЭТР253 и ЭТР254, отличающиеся как на-чением, так и конструктивными решениями. Первая модель — Р253 — предназначена для работы в районах с сезонным про-занием грунтов. Вторая модель — ЭТР254 — способна разра-

Читайте также:  Порожек в строительстве это

батывать грунты с промерзанием на всю глубину траншеи, вклю­чая вечномерзлые.

В технической документации каждую модель машины обозна­чают индексом, в котором в кодированной форме заключено пол­ное название машины с ее главными параметрами. Например, в соответствии с индексацией кранов, выпускаемых заводами Мин-стройдормаша, индекс КС-8362ХЛ обозначает: кран стреловой самоходный (КС) грузоподъемностью 100 т (8 — восьмая размер­ная группа), пневмоколесный (3 — шифр ходового устройства) с гибкой (канатной) подвеской (6 — шифр гибкой подвески стре­лового оборудования), второй модели (2), в северном исполне­нии (ХЛ). Существуют также другие системы индексации, как, например, приведенные выше для экскаваторов траншейных ро­торных (ЭТР).

Источник poisk-ru.ru

1.3. Автоматизация строительных процессов

ния, потому что она высвобождает полностью или частично че­ловека от управления машиной. Важным положительным факто­ром автоматизации является гарантированная возможность более высокого качества строительных работ, в ряде случаев способ­ствующая сокращению времени на их выполнение. Так, если для получения требуемого качества земляной поверхности при ее пла­нировке неавтоматизированным бульдозером требуется совершить пять-шесть проходов по одному следу, то с применением автома­тической системы управления такое же качество может быть по­лучено за три-четыре прохода. Автоматические системы управле­ния машинами лишены присущего человеку такого негативного фактора как физическая усталость, вследствие которой к концу рабочей смены у машиниста притупляется четкость в координа­ции управленческих движений, что ведет к снижению произво­дительности.

Применение автоматических систем управления как правило эффективно только при комплексно механизированном техноло­гическом процессе, поскольку автоматизация высвобождает только рабочих-механизаторов, которые при частичной механизации со­ставляют незначительную часть от общего числа рабочих, вслед­ствие чего затраты на создание и обслуживание автоматических систем управления могут оказаться неокупленными. При частич­но механизированном строительном производстве возможный рост производительности машин за счет автоматизации их работы в ряде случаев не покрывает снижения их производительности из- за простоев по организационным причинам.

Автоматизацию называют полной или комплексной, если все основные и вспомогательные процессы управления автоматизи­рованы так, что заданная производительность и качество продук­ции обеспечиваются без вмешательства человека, за которым ос­тается только функция наблюдения за работой специальных уст­ройств. Из сказанного следует, что путь к комплексной автомати­зации лежит через комплексную механизацию строительных про­цессов.

Отметим еще два важных направления использования автома­тических систем и устройств в работе машин и в механизирован­ном строительном производстве в целом. В конструкциях строи­тельных машин широко применяют автоматические устройства, предупреждающие запредельные режимы их работы, включая ава­рийные ситуации. Такие устройства могут выполнять только сиг­нальные функции — выдавать световую, звуковую и иную инфор­мацию управляющему работой машины оператору (машинисту), предваряя экстремальные ситуации, или блокировать отдельные органы управления в том числе при автоматическом управлении.

Область второго важного направления применения автомати­ческих устройств — автоматический учет и контроль за работой строительных машин и строительных процессов в целом с созда­нием надежной постоянно действующей связи между отдельными агрегатами и пунктами управления (конторами строительства, диспетчерскими узлами и т.п.). Эта область включает информа­цию о производительности труда, числе занятых в технологиче­ских процессах рабочих, фактическом времени чистой работы ма­шин, состоянии их основных агрегатов и узлов, простоях машин с указанием причин, выработке машин, расходе энергии, горю­чих и смазочных материалов и т. п. По результатам обработки этой информации представляется возможность эффективно и опера­тивно руководить ходом строительства и работой парка строи­тельных машин.

Контрольные вопросы

Какими основными факторами предопределено использование ма­шин в строительстве?

Какие строительные процессы называют механизированными? Что такое полная и частичная механизация?

Перечислите основные показатели для оценки уровня механиза­ции строительных работ, приведите их определение.

Что такое удельные приведенные затраты, для чего используется этот показатель? За счет чего достигается его минимум?

Что такое малая механизация? Какими техническими средствами она реализуется?

Что такое комплект и комплекс машин?

Что такое комбайн? В каких технологических процессах его исполь­зуют?

Приведите определение комплексной механизации. Допускает ли комплексная механизация ручной труд?

На какие группы машин делится комплекс? Какие функции вы­полняют эти группы?

Перечислите технологические соединения ведущих машин в ком­плексе и охарактеризуйте их с позиций возможных простоев.

Какими показателями оценивают эффективность комплексной механизации? Приведите их определения.

Что такое автоматизация строительного процесса? Какими фак­торами предопределена эффективность ее применения в конструкциях строительных машин?

Назовите и обоснуйте необходимое условие для эффективного применения автоматических систем управления.

Назовите и охарактеризуйте другие функции использования авто­матических систем и устройств.

Источник studfile.net
Рейтинг
Загрузка ...