Какой срок установлен для проведения экспертизы промышленной безопасности объектов капитального строительства

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 13 — Организация оспаривает привлечение к ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности -…

Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860), подпунктом 5.2.2.16(1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 20 октября 2020 г. N 420

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

I. Общие положения

1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).

2. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты экспертизы).

3. Правила не применяются при проведении страховщиком экспертизы опасного объекта, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194; 2018, N 52, ст. 8102).

4. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

5. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

6. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

7. Экспертом в области промышленной безопасности (далее — эксперт) является физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке , которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы.

Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. N 509 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 23, ст. 3313; 2020, N 30, ст. 4898) (далее — Положение).

Статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

8. Эксперт первой категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методы технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы;

4) иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз.

9. Эксперт второй категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методы технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы;

4) иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз.

10. Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) знать нормативные правовые акты Российской Федерации в области промышленной безопасности, средства измерений и оборудование, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанных с ней угроз негативных последствий, необходимых для осуществления экспертизы.

11. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Пункт 10 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не должен участвовать в проведении экспертизы.

12. Эксперты обязаны:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;

обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

Пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств ее заказчика.

Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы.

В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы.

18. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

19. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

20. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой, и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

21. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов;

предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

22. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

Читайте также:  Решение по объекту капитального строительства

Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком.

23. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

а) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

б) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

в) при обнаружении экспертами дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.

24. При проведении экспертизы технических устройств выполняются:

а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);

б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств).

25. Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:

а) визуальный и измерительный контроль;

б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;

г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);

д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);

е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);

ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;

з) исследование материалов технического устройства;

и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;

к) оценку остаточного ресурса (срока службы).

26. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются:

а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);

б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов;

в) акты расследования аварий;

г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);

д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений).

27. Обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:

а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;

б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;

в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);

г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;

д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);

е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;

ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);

з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;

и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.

28. При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта, а также исключение аварий и инцидентов при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.

29. При экспертизе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выполняется анализ принятых технических решений и мероприятий на предмет их соответствия действующим требованиям промышленной безопасности.

30. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

31. Акты по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляются и подписываются лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладываются к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

32. Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированными электронными подписями руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы.

Пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

33. Экспертная организация должна осуществлять учет выданных заключений экспертизы и хранить их копии.

34. Заключение экспертизы должно содержать:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;

2) вводную часть, включающую:

указание на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья) на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;

сведения об экспертной организации (наименование организации, ее организационно-правовая форма, дата выдачи лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, ее номер);

сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);

3) наименование объекта экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы;

4) данные о заказчике (наименование организации, ее организационно-правовая форма);

5) цель экспертизы;

6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;

7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;

9) выводы заключения экспертизы;

10) приложения, предусмотренные пунктом 31 настоящих Правил;

11) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).

35. Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.

36. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

37. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы должны содержаться следующие выводы:

об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;

о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;

о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможности выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствиях воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;

о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

38. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы должны содержаться следующие сведения:

оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;

оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;

оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;

оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;

оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

39. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

40. Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности , указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности ; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ). эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной …

Какой срок установлен для проведения экспертизы промышленной безопасности объектов капитального строительства

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Читайте также:  Сооружение связи это объект капитального строительства

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 13

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

(п. 7 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

(п. 8 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

(п. 9 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Экспертиза промышленной безопасности — это сложное комплексное обследование опасного производственного объекта на предмет соответствия действующим нормативам. Читайте, как эта процедура реализуется на практике, скачайте бланк заключения. Читайте в статье: о правилах проведения экспертизы промышленной безопасности ; как проводится ЭПБ ; как оформляется заключение. Проведение экспертизы промышленной безопасности . ЭПБ направлена на защиту людей, оборудования, окружающей среды, помогает оценить риски инцидентов на предприятии, своевременно устранить недоработки уже при планировании.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности

Для чего нужна экспертиза промышленной безопасности?

Промышленная безопасность — это комплекс разнообразных мероприятий целью предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах (ОПО).

Промышленная безопасность и предприятие неразрывно связанны на всех этапах существования организации от стадии проектирования и эксплуатации, до ликвидации предприятия. За соблюдением исполнения норм и правил промышленной безопасности отвечает предприятие в лице руководителя предприятия, главного инженера и лиц ответственных за эксплуатацию опасного оборудования.

Надзор со стороны государства, возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и иных федеральных норм и правил (ФНиП).

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – это процесс подтверждения соответствия объекта требованиям и нормам безопасности, прописанным в федеральных нормах и правилах промышленной безопасности, а также иных документах РФ по промбезопасности.

Экспертизе подлежат здания и сооружения, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах (ОПО), а также различные виды технической документации, связанные с эксплуатацией опасно производственных объектов.

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в реестре заключений ЭПБ Ростехнадзора.

Виды экспертиз промышленной безопасности

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ-116 «О промышленной безопасности. опасных производственных объектов..» от 21.07.97 г. экспертная организация может проводить следующие виды экспертиз:

  1. экспертиза промбезопасности технических устройств;
  2. экспертиза промбезопасности зданий и сооружений;
  3. экспертиза промбезопасности проектной документации;
  4. экспертиза промбезопасности декларации промышленной безопасности;
  5. экспертиза обоснования безопасности опасных производственных объектов.

Основные случаи, когда может потребоваться экспертиза промышленной безопасности

  • отсутствуют документы на техническое устройство;
  • в техпаспорте не указан срок службы объекта;
  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • на техническое устройство воздействовали внешние силовые нагрузки, неучтенные расчетными параметрами;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • проводятся ремонтные работы, изменяющие конструкцию объекта или заменяющие материалы его несущих конструкций;
  • вносятся изменения/дополнения в проектные документы;

Экспертиза различных объектов

Перечень объектов, подлежащих экспертизе промышленной безопасности на опасном производственном объекте:

  • химически опасные, взрывопожароопасные и объекты спецхимии;
  • нефтяная и газовая промышленности;
  • коксохимическая промышленность и металлургия;
  • горнорудная и нерудная промышленность;
  • угольная промышленность;
  • транспортировка опасных веществ;
  • использующие оборудование, работающее под избыточным давлением;
  • системы газопотребления и распределения газа;
  • подъемные сооружения;
  • хранение и переработка растительного сырья.

В зависимости от типа опасного объекта определяется направление работ и их необходимый объем в рамках ЭПБ.

Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии с действующим законодательством, экспертизу промышленной безопасности проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора. Экспертиза промышленной безопасности проводится в соответствии с «Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденные Приказом Ростехнадзора №538 от 14.11.13 г. и «Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности» приказ Ростехнадзора №260 от 23.06.2014 г.

Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности включает в себя 4 этапа:

  • Подготовка к проведению ЭПБ
  • Проведение ЭПБ
  • Выдача заключения ЭПБ
  • Внесение сведений в реестр заключений ЭПБ Ростехнадзора
  1. Подготовка к проведению ЭПБ – экспертная организация запрашивает документацию об объекте экспертизы, — в соответствии с нормативной технической документацией, а именно:
    • данные об объекте экспертизы;
    • проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию;
    • декларацию промышленной безопасности ОПО (в случае если проводится экспертиза декларации);
    • паспорта, сертификаты, технологические регламенты, акты испытаний и другую документацию на технические устройства.

    На предварительном этапе с Заказчиком ЭПБ решается вопрос об объемах и ходе проведения экспертизы. Составляется календарный план.

  2. Проведение ЭПБ – на данном этапе определяется полнота и достоверность предоставленной Заказчиком документации об объекте, а так же ее соответствие федеральным нормам и правилам промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности в случае необходимости осмотра оборудования и зданий может быть проведена с выездом на место нахождения объекта. В процессе выезда на объект эксперты проводят наблюдение за процессом работы объекта экспертизы, техническую диагностику методом неразрушающего или разрушающего контроля.
  3. Выдача заключения ЭПБ – экспертная организация составляет проект заключения экспертизы промышленной безопасности, содержащий выводы об объекте экспертизы. Для зданий, сооружений и технических устройств в Заключении ЭПБ указывается срок дальнейшей безопасной эксплуатации, для других объектов определяется их соответствие требованиям промышленной безопасности. Копия проекта заключения ЭПБ передается заказчику, а он в свою очередь, в течение 14 дней с момента получения проекта, может направить экспертной организации замечания. После внесения изменений (при необходимости), заключение экспертизы печатается в двух экземплярах, подписывается руководителем экспертной организации, проставляются дата и печать экспертной организации. Далее экспертиза прошивается с указанием количества сшитых страниц и один экземпляр экспертизы передается заказчику.
  4. Внесение сведений в реестр заключений ЭПБ Ростехнадзора — экспертный центр от имени Заказчика готовит заявление о внесении сведений в реестр и записывает экспертизу промышленной безопасности на CD диск. Затем заключение экспертизы промышленной безопасности на объект вместе с заявлением и CD диском передается в Территориальный орган Ростехнадзор (по месту осуществления деятельности Заказчика) не позднее 3 месяцев с даты подписания приказа о начале проведения экспертизы промышленной безопасности. Внесение сведений в реестр проводится в течении 5 рабочих дней после регистрации заявления в территориальном управлении. Территориальный орган Ростехнадзора регистрирует заключение ЭПБ под индивидуальным номером и выдает письмо о том, что данная экспертиза промышленной безопасности зарегистрирована в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности. После регистрации положительного заключения экспертизы промбезопасности, можно дальше эксплуатировать объект.

На данный момент экспертиза промышленной безопасности предполагает вынесение 3-х вариантов решения о соответствии объекта (применимо к экспертизе зданий и сооружений, проектной документации и технических устройств):

  1. объект ЭПБ соответствует требованиям промышленной безопасности — это означает, что объект в данный момент соответствует требованиям действующего законодательства и его эксплуатация безопасна;
  2. объект ЭПБ не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может эксплуатироваться при следующих условиях — это означает, что в процессе проведения экспертизы промышленной безопасности были выявлены нарушения, после устранения которых объект можно будет считать соответствующим требованиям промышленной безопасности;
  3. объект ЭПБ не соответствует требованиям промышленной безопасности — это означает, что были выявлены серьезные дефекты и нарушения, устранить которые невозможно и при которых эксплуатация данного объекта не может быть продолжена.

Специалисты компании «Новотест» оказывают содействие в получении экспертного заключения экспертизы промышленной безопасности.
Мы осуществляем полный комплекс мер, от подготовительного до заключительного этапов, имеем большой опыт взаимодействия с надзорными органами, что помогает выполнять экспертную работу быстро и согласно всем существующим правилам безопасности.

Для получения консультации пишите на электронный адрес или звоните по телефонам.

Вы можете задать любой вопрос на тему сертификации вашей продукции.

Добрый день! Прошу Вас рассмотреть возможность выполнения комплекса работ по оформлению эксплуатационных паспортов на оборудование, работающего под давлением и дать коммерческое предложение с указанием стоимости работ, возможного срока их выполнения и любой другой существенной информации.

День добрый. Наша организация занимается оформлением эксплуатационных паспортов на оборудование работающее под давлением, для начала работ от Вас необходимо получить свидетельство о регистрации опасного производственного обьекта (ОПО), на котором находятся сосуды. Регистрация опасного производственного объекта (ОПО) — процесс постановки на учет и внесения в реестр Ростехнадзора опасных производственных объектов эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые имеют признаки опасности согласно Приложения №1 и №2 к Федеральному закону №116-ФЗ. В процессе регистрации данным опасным производственным объектам присваивается класс опасности. Эксплуатационные паспорта на сосуды, работающие под давлением, могут быть оформлены после регистрации экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) на оборудование. ЭПБ — оценка соответствия объекта экспертизы требованиям и нормам безопасной эксплуатации прописанным в федеральных нормах и правилах промышленной безопасности, а так же иных документах РФ по промбезопасности. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в реестре заключений ЭПБ Ростехнадзора. Стоимость работ по оформлению экспертизы промышленной безопасности и паспортов на оборудование, работающее под давлением, с выездом на место проведения экспертизы отправил Вам на почту.

Добрый день! Может ли ваша экспертная организация выполнить ЭПБ и зарегистрировать его заключение в РТН, если Заказчиком услуги будет зарубежный изготовитель. не имеющий своего филиала в РФ? Речь идет о «новом оборудовании», которое поставляется для различных проектов на территории Российской Федерации. Оборудование не попадает под действие ТР ТС, соотвественно, согласно ФЗ-116, необходима ЭПБ и зарегистрированное в РТН заключение. С уважением, Владимир

Добрый день, Владимир! Описанная Вами ситуация не попадает в перечень оснований для проведения Экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), среди которых: отсутствуют документы на техническое устройство; в тех.паспорте не указан срок службы объекта;истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;на техническое устройство воздействовали внешние силовые нагрузки, неучтенные расчетными параметрами; возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; проводятся ремонтные работы, изменяющие конструкцию объекта или заменяющие материалы его несущих конструкций;вносятся изменения/дополнения в проектные документы.

Добрый день! Если приобретено емкостное оборудование, а именно емкость для мазута без сертификата соответствия(декларации), то каким образом подтвердить соответствие ТУ требованиям ТР ТС. Достаточно ли проведения экспертизы промышленной безопасности? ТУ для ОПО.

Елена, здравствуйте! Вы имеете право запросить разрешительную документацию у продавца или изготовителя оборудования.Для определения категории и вида подтверждения соответствия (сертификат или декларация) мне необходимы технические характеристики, рабочая среда и т.д. Экспертизы промышленной безопасности не достаточно. Если оборудование попадет под действие технических регламентов — то должен быть документ, подтверждающий соответствие оборудования этому/этим регламенту/регламентам. У Вас при вводе в эксплуатацию в любом случае запросят сертификаты или декларации. Я бы все же рекомендовала запросить их у производителя, если такой возможности нет, то мы сможем Вам помочь с оформлением любых документов на данное оборудование, у нас собственный орган по сертификации и своя испытательная лаборатория. Если Вы сообщите Ваш электронный адрес я направлю Вам письмо.

Производственная линия сушки 1992 г.в., ввезена из Европы. В линию встроена горелка МАХОN (Honeywell), 2,3 МВт. Насколько я наслышан мне не требуется сертификация!? Подскажите как узаконить её для газовых служб?

Добрый день, Сергей! Оборудование бывшее в употреблении не подлежит обязательной сертификации и декларированию. На горелку, встроенную в такое оборудование, необходимо сделать экспертизу промышленной безопасности.

Прошу Вас сообщить возможно ли сертификация требовнаиям ТР ТС «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» бывших в эксплуатации блочных автоматических горелок, выпущенных до вступления в силу ТР ТС.

День добрый Виталий! Продукция, бывшая в эксплуатации, сертификации не подлежит. Как правило, для такой продукции используют в качестве документа, подтверждающего безопасность, заключение экспертизы промышленной безопасности.

Требуется Ваша рекомендация по такой ситуации: Мы производим и устанавливаем вагонные весы на железнодорожных путях дробильно-сортировочного комплекса угольного разреза, с непосредственной погрузкой в вагоны на весах. Заказчик требует «Заключение экспертизы промышленной безопасности на машины и оборудование», не указанные в п.1.1 (п.2 ст.7 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Насколько нам известно, с 1 января 2014 это Разрешение на применение отменены. Подскажите какой документ нам нужен чтобы не возникало вопросов по применению весов на опасных производственных объектах: — или сертификат ТР ТС 012/2011 ? -или сертификат ТР ТС 010/2011? — или заключение экспертизы промышленной безопасности ? — или Сертификат промышленной безопасности ?

День добрый! Заключение экспертизы промышленной безопасности нужно в том случае, если продукция не подлежит сертификации в рамках требований технических регламентов Таможенного союза. Например, бывшая в употреблении. Если продукция во взрывобезопасном исполнении, то нужен сертификат по ТР ТС 012/2011 ( экспертиза пробмезопасности не нужна). Под ТР ТС 010/2011 весы не попадают. Сертификат промышленной безопасности делать не нужно в любом случае.

Добрый день, Требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования — газовых горелок с газорегулирующей арматурой, если на оборудование имеется Сертификат соответствия ТР ТС и до монтажа будет проведена экспертиза пром. безопасности проекта (документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта) с регистрацией в РТН?

Здравствуйте! Нет, если имеется сертификат соответствия газовых горелок требованиям ТР ТС, то экспертиза промбезопасности не проводится.

Добрый день! Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 действует «Технический регламент о безопасности машин и оборудования» (с изменениями от 18 октября 2010 г., 24 марта 2011 г.), в соответствии с которым: 38. Машины и(или) оборудование, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия. 47. При декларировании соответствия заявителем может быть юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории в качестве индивидуального предпринимателя, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя. 48. Схему сертификации выбирает заявитель согласно приложению № 2. Из Приложения №2 «Перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации для подтверждения соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования»: 93. Оборудование технологическое для пищевой промышленности 95. Оборудование технологическое и запасные части к нему для добычи и переработки рыбы 96. Оборудование технологическое для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности общего назначения С 15.02.2013г. вводится в действие ТР ТС 010/2011, согласно Приложению №3* которого требуется лишь декларация «О безопасности машин и оборудования»: п.44. Оборудование технологическое для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности. __________________ *Примеч. п.46 перечня о декларировании противоречит п.9 перечня о сертификации (для сведения). Согласно нашему проекту строительства рыбоперерабатывающего завода с финансированием из федерального бюджета планируется в 2013 году поставка в Россию немецкого технологического оборудования для переработки рыбы — в соответствии с заданием на проектирование. Вопрос: Какие документы, подтверждающие безопасность иностранного технологического оборудования, должны быть представлены на гос. экспертизу в апреле 2012г. в составе проектной документации на объект?

Добрый день, Ваша ситуация очень неоднозначная, если продукция будет поставляться в Россию в 2013 году, когда вступит в действие Техрегламент ТС, то на таможне необходимо будет представлять документы оформленные на соответствие его требованиям, но получить их до вступления в силу ТР ТС невозможно. А для экспертизы проходящей в 2012 году пока придется оформлять сертификаты на соответствие национальному Техрегламенту. Возможно, когда многие поставщики столкнуться с аналогичной проблемой, ближе к дате вступления Техрегламента ТС будет принято решение о продлении до окончания срока действия национальных сертификатов, как это было при переходе с сертификатов ГОСТ Р на сертификаты ТР. Рекомендую с аналогичным запросом обратиться в Департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ.

Проведем экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений надежно и в срок : Собственная аккредитованная лаборатория неразрушающего контроля. … Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности , утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (п.3 ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов ").

Источники
  • https://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhnadzora-ot-20102020-n-420-ob-utverzhdenii-federalnykh/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/5487637b6f9c4196e7985a8cf6b1d8cb05065d6b/
  • https://www.novotest.ru/uslugi/ekspertiza-promyshlennoy-bezopasnosti/

Рейтинг
Загрузка ...