ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА, первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры продолжался с 6 по 15 вв., в 4–6 вв. ему предшествовал этап становления, а с середины 15 в. начался период развития производных стилей.
Вопрос о происхождении византийского архитектурного стиля является предметом ожесточенных споров. Французский археолог Ф.А.Шуази (1841–1909) и австрийский историк искусства Й.Стржиговский (1862–1941) отстаивали его ближневосточные корни, в то время как итальянский искусствовед Дж.Т.Ривоира (1849–1919) и его последователи придерживались версии римского влияния. Во всяком случае очевидно, что элементы, общие для архитектуры и того и другого региона, вошли в состав развитой строительной практики византийцев. В качестве важнейшего общего элемента следует указать кирпичный купол (часто на барабане) с полихромными мозаиками на внутренней поверхности, вес которого посредством парусов (сферических треугольников с вершиной, направленной вниз) передается четырем массивным столбам внутри здания, а прочие конструктивные элементы представлены полукуполами, тромпами (коническими сегментами, передающими нагрузку от округлой или многоугольной конструкции – прямоугольной), арками, сводами, колоннами. Византийский стиль – первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности.
История Византии на карте
Возникновение и развитие.
К тому времени, когда началось становление византийской архитектуры, все ее основные элементы уже присутствовали в Средиземноморье. Базиликальный тип был распространен повсеместно – как в многоколонных, с деревянными перекрытиями раннехристианских церквах, так и в различных примерах собственно римской базилики, своды которой покоились на широко расставленных массивных столбах и подпирались поперечными цилиндрическими сводами боковых нефов, как в базилике Максенция – Константина в Риме (307–312).
Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как, например, храм Минерва Медика (или, иначе, нимфей Лициниевых садов, начало 4 в.) или мавзолей Константины (326–329, в 1256 переименован в церковь Санта Костанца), обе в Риме; баптистерий православных в Равенне (ок. 450 в.); церковь Сан Стефано Ротондо в Риме (468–483).
Простую крестовую в плане форму мы встречаем в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (ок. 440). Паруса, открывшие перед византийской архитектурой новые конструктивные возможности, были известны в Риме по крайней мере со 2 в. В одной обнаруженной в Палестине римской гробнице 2 в. проект представлял собой крест, вписанный в прямоугольник, центральная часть которого была перекрыта куполом, переходившим в паруса и подпертым цилиндрическими сводами по ветвям креста; в каждом из обратных углов креста находилось по небольшому помещению. Однако в римскую эпоху паруса встречаются либо в зданиях небольшого размера (как описанная гробница), либо как далекие от совершенства эксперименты (возможно, термы Каракаллы, 206–216).
Проблема стиля в византийской архитектуре | Дары Византии
Колористическое богатство византийских строений и их пластическая выразительность стали известны в Малой Азии с очень давнего времени, по смелости же инженерных решений им предшествовали творения римских архитекторов эпохи империи. Однако византийские строители использовали все эти элементы главным образом в качестве отправной точки и при дальнейшем их развитии проявляли бесподобный художественный вкус и чудеса проницательности. Уже к 6 в. художественная интуиция помогла им сплавить эти формы в новый архитектурный стиль, обладавший и внутренней цельностью, и высокой мерой индивидуальности. Двигаясь в этом направлении, уже при сооружении собора св. Софии в Константинополе византийцы смогли довести до совершенства конструкцию с преобладанием арочных элементов, подобно тому, как при сооружении Парфенона древним грекам удалось это проделать со стоечно-балочной конструкцией.
Периодизация.
История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395–527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование в Италии, Египте, Сирии, Малой Азии и Македонии; первый расцвет (527–726), эпоха политического могущества и активного строительства; иконоборчество (726–867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка строительства; второй расцвет (867–1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства; Латинская империя (1204–1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной остановки строительства; т.н. палеологовское возрождение (1261–1453), время упадка внешнего могущества и величественного культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах; эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля сохранялось в России, на Балканах и в регионах с сильным исламским влиянием.
Строительные материалы.
Хотя в южных областях Восточной Европы, в Армении и Сирии, на Крите и Кипре в ту эпоху широко использовался камень, в Византийской империи излюбленным строительным материалом была плинфа, крупный и плоский обожженный кирпич размером ок. 35,5ґ35,5ґ5,1 см. При кладке использовался очень густой цемяночный (с добавлением измельченной обожженной глины и толченого кирпича) раствор, что давало возможность делать швы равными кирпичу по толщине и при этом не опасаться за прочность кладки. Чтобы подкрепить конструкцию или усилить декоративный эффект, три-четыре ряда кирпичной кладки нередко перемежали рядом из тесаного камня или мрамора.
Архитектурные детали – такие, как колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен, полы, – изготавливались из разных видов мрамора и из порфира. Все своды, а также верхнюю часть стен, как правило, покрывали роскошными цветными мозаиками из ценных стеклянных кубиков смальты, тщательно закрепленных в слое специально приготовленного раствора.
Своды и купола сооружали главным образом из кирпича, который укладывали рядами, причем так, чтобы каждый кирпич лежал своей плоской стороной на линии, исходящей из противолежащей точки основания свода, а не из его центра, в результате ряды становились не такими крутыми. Использование раствора повышенной вязкости делало необязательным возведение деревянных кружал, применявшихся римлянами. Этот раствор даже позволял, уложив ряд, не дожидаться окончательного схватывания и твердения, а начинать укладывать по нему следующий. В результате боковой распор значительно уменьшался и после завершения строительства купол приобретал характер монолита.
Строительные конструкции.
Конструктивная простота и эффективность византийского метода возведения сводов и куполов сами по себе еще не гарантировали доведения купольного архитектурного стиля до совершенства. Прежде большие купола сооружались только над круглыми в плане помещениями. Опыт римлян не давал требуемого ответа, поскольку они применяли купол в сочетании со стоечно-балочной конструкцией и не стремились к масшатбному использованию парусов. В своих купольных постройках они не отходили от круглого плана и никогда полностью не отказывались от принципов балочной конструкции. Следовательно, и применение римского метода не давало решения проблемы полного купольного перекрытия.
В соборе св. Софии в Константинополе, построенном в 532–537 архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл, система парусов была усовершенствована, и купол был возведен над квадратным в плане пространством. Создатели проекта полностью понимали важность своего достижения и использовали его при развитии чисто сводчатых принципов перекрытия в конструкции всех частей собора.
Поддерживаемые столбами арки, своды, полукупола и купола сделаны ведущими конструктивными элементами. Колонны оттеснены на второй план и используются между колоссальными столбами в качестве перегородки, разделяющей внутреннее пространство, а также в качестве задающего масштаб элемента. Классические ордера упразднены, пластическая концепция в решении плана, фасада и интерьера обрела окончательную форму, выражающую во всех своих моментах главенство арочно-сводчатого принципа.
Внешний облик зданий.
Главную роль в византийских строениях играют купол или купола, возвышающиеся над массивным объемом самой церкви, который завершается с восточной стороны одной или бóльшим числом увенчанных полукуполами апсид и имеет по бокам перекрытые сводами нефы в один или два яруса. Оконные проемы чаще всего увенчаны аркой (или арками) и снабжены решетками или каменными плитами с крупными отверстиями. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им массивность.
В результате возникает впечатление мощи и силы, в противоположность парящей легкости готического собора, чьи аркбутаны и целые витражные «стены» столь резко отличаются от сплошных, непроницаемых стен византийских храмов из комбинации кирпича и камня (либо полностью каменных – там, где было вдоволь строительного камня). На ранних этапах византийской архитектуры наружные украшения применялись мало, а купола обычно возводили низкими, сливающимися с объемом здания. Позже купол часто устанавливали на барабане с окнами по периметру, но окна могли прорезать также и основание самого купола. Позднее строились более высокие храмы, вертикаль в них усилилась, снаружи появилось больше украшений, узорная кирпичная кладка, мраморная облицовка, глухие и сквозные аркады, пилястры, группы сложных окон, ниши, профилированные пояса и карнизы. В более поздних зданиях, меньших по размеру, но превосходных в мастерстве пластической и ритмической разработки проекта, нередки выступающие портики и пристроенные приделы.
Оформление интерьера.
Византийские архитекторы отказались от классических ордеров, а взамен им выработали колонные опоры, капители, карнизы, фризы и архитектурные профили. В отличие от классических образцов, в византийских произведениях пяты приподнятых арок часто ставили прямо на капители. Чтобы придать этой новой практике форму, архитекторы переработали ионическую и коринфскую капители: с целью увеличения конструктивности они сделали их более компактными и цельными, урезав величину выступов и врезок. Кроме того, между пятой арки и капителью они ввели дополнительный мощный трапециевидный блок, призванный передавать нагрузку от более широкой арки тонким капители и стволу колонны. Объединив этот блок и капитель в одну функциональную форму, архитекторы создали т.н. подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали большая выразительность и разнообразие вариантов.
Как правило, капители выполняли сверлением из белого мрамора и покрывали позолотой; базы также изготавливали из профилированного белого мрамора, контрастировавшего с сочными цветами стволов колонн, на которые шел цветной мрамор или порфир (часто красного, синего или зеленого тонов). Колонны использовали в качестве вспомогательных элементов, например в аркадах, соединявших опорные столбы. Сочетание столба, арки, свода и купола – конструктивный признак «арочного» стиля. Этот пластический принцип неизменно присутствует во всех частях византийского храма, однако господствующим элементом остается купол.
Интерьер в целом отличает эстетическое совершенство. При всей важности конструктивных достижений византийской архитектуры главное ее достоинство состоит в величии продуманного до мелочей и функционально обусловленного убранства, высшей степени логичного и одновременно трепетно-эмоционального.
В том, как византийцы переносили едва не все убранство внутрь здания, проглядывает склонность к уходу в себя, чуть ли не восточный примат внутренней жизни над внешней. Именно тогда был получен первый великий опыт осмысленного применения декоративных элементов. Эта система конструктивно заданного убранства образована четырьмя главными составляющими: (1) мозаики или написанные темперой фрески; (2) разнообразная мраморная облицовка, колонны, резные капители, резные или инкрустированные фризы, панели и т.д.; (3) обладающие собственной пластической выразительностью архитектурные формы, которым подчинены первые два момента; (4) тщательно выверенное использование света как деятельного элемента в создании общего декоративного эффекта.
Все четыре элемента декора столь тесно сопряжены между собой, что анализ каждого из них в отдельности не может дать общей картины. Полы покрывали мраморными плитами, образовывавшими геометрические узоры. Нижнюю часть внутренних стен часто облицовывали тонкими плитами разноцветного мрамора, распиленными таким образом, чтобы выявить богатую текстуру материала.
Ряды этих плит чередовались с блоками мрамора иного цвета, плоскими или резными, так что все вместе образовывало единое целое. Иногда применялись вставные резные панели, на которых в технике барельефа изображались линейно стилизованные орнаменты, например виноградные лозы и павлины. Отделанные мрамором стены были отделены от криволинейных или сводчатых поверхностей, обычно по линии сопряжения сводов со стеной, мраморными профилированными поясами, карнизами или фризами – плоскими, лепными, резными или инкрустированными. Эти поверхности отводились для размещения мозаик, а в более поздний период на смену мозаике пришла темпера.
Мозаика.
Мозаики набирались из маленьких кусочков смальты – цветного стекла со сколотыми краями, усиливавшими преломление света. Золотые и серебряные мозаичные камешки изготовляли, вплавляя между двумя стеклами тонкие листочки драгоценного металла. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами.
Готовя поверхность под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему – второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты.
Фон мозаики обычно заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты, между которыми тут и там делали серебряные вставки. В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах.
В качестве наиболее ярких примеров этого искусства можно назвать мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, монастырей св. Луки в Фокиде (1-я пол. 11 в.), Дафни близ Афин (11 в.), Хора в Константинополе (нач. 14 в.), собора Сан Марко в Венеции (11–15 вв.), а также многочисленные фрагменты в других местах.
Элементы устройства храма.
Важнейшими принадлежностями храма являются алтарный престол, иконостас (алтарная преграда), амвон (кафедра) и крестильная купель. Они различны по богатству исполнения, но в большинстве случаев изготавливались из простого, инкрустированного или резного мрамора. Иногда перечисленные предметы отличались особенной роскошью, – например, в соборе св. Софии в Константинополе, где можно было увидеть золотой, украшенный драгоценными камнями и эмалью тимпан над алтарем или скульптурный серебряный иконостас, о которых сообщают древние источники.
ТИПЫ ЗДАНИЙ
Существует пять основных типов византийских церквей.
Базилика.
Базиликальная разновидность церкви появилась в Константинополе довольно рано, о чем свидетельствуют как описания первоначального храма на месте собора св. Софии, так и сохранившаяся в Студийском монастыре церковь Иоанна Крестителя, строительство которой было начато в 463. Следует заметить, что по особенностям конструкции это скорее произведения раннехристианской римской школы, поскольку позднее 5 в. в столице данный тип не применялся.
Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи.
В отличие от региона Константинополя, в самой Греции базиликальный тип продолжал применяться длительное время – как в упрощенной, так и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примерами могут служить церковь св.
Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037–1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.
Простой центрический тип.
Центрический план в его круговом или многоугольном вариантах широко использовался в византийской архитектуре. Более простая форма (баптистерий собора св. Софии в Константинополе) происходит от римских мавзолеев или круглых в плане помещений в римских термах. Более сложный вариант, церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе (ок.
527), имеет сходство с Минерва Медика и Сан Стефано Ротондо в Риме, а также с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335). Церковь Сан Витале в Равенне (526–547), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении преимущественно купольного характера византийской архитектуры, хотя ни в ней, ни в церкви св.
Сергия и Вакха не применялись паруса. В обеих церквях для компенсации распора главного купола использованы полукупола, что способствовало последующему широкому применению этого конструктивного принципа в соборе св. Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия). По мнению Шуази, перекрытая куполом восьмигранная церковь св.
Сергия и Вакха оказала влияние на тот тип монастырских церквей, примерами которого являются церковь в монастыре Дафни близ Афин или в монастыре св. Луки в Фокиде, Греция (обе 11 в.).
Тип купольной базилики.
Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения. Церкви св.
Ирины (532, с переделками 8 в.) и монастыря Хора (527, с переделками 7, 9 и 11 вв.), обе в Константинополе, также служат примерами этого ведущего типа.
Хотя Стржиговский и настаивал на восточном происхождении данного типа, в нем определенно прослеживается некоторая зависимость от римских памятников, например базилики Максенция – Константина. Менее распространенный вариант купольной базилики можно найти в Греции (собор монастыря Бронтохион, начало 14 в., в Мистре, Пелопоннес). Согласно Стржиговскому, этот вариант происходит из Малой Азии и Сирии, о чем свидетельствует церковь 5 в. в Мириамлике, близ Селевкии.
Крестокупольный тип.
Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не получили широкого распространения. Для них характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (собор Сан Марко в Венеции).
Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и в глубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом.
Поскольку обратные углы креста остаются незаполненными, распор купола уравновешен слабо. Имеются упоминания о церкви такого типа в Газе (разрушена в 402). Примером здания того же типа была знаменитая церковь св. Апостолов в Константинополе, в том виде, как ее расширил император юстиниан в 6 в. Она послужила прототипом при перестройке собора Сан Марко, который остается выдающимся образцом византийской крестообразной купольной церкви, сохранившейся до наших дней. Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Перигё (Франция).
Квадратнокупольный тип.
Применявшийся главным образом в небольших церквах, этот тип был широко распространен. Отличительные его особенности: вписанный в квадрат крест в плане и пять куполов, один над средокрестием и четыре по обратным углам креста. Соответственно совершенно иначе, чем в крестокупольной церкви, размещаются вертикально нарастающие массы и показаны эффекты симметричности форм относительно вертикальной и горизонтальной осей плана. Несомненно, эта схема развилась из типа купольной базилики.
Первый известный пример этого типа – церковь Неа в Константинополе, сооруженная при Василии I в период с 867 по 886 (не сохранилась). Другие примеры: церковь Богоматери Диакониссы (9 в.) и св. Петра и Марка (9 в.), обе в Константинополе, малая церковь монастыря св. Луки в Фокиде (11 в.), церковь св. Федора в Костантинополе (12 в.) и церковь в местечке Фереджик в Македонии (13 в.).
Среди множества вариантов этого типа встречаются сложные, с трехлепестковым завершением с восточной стороны, как, например, в нескольких монастырских церквах на Афоне (Ватопед, 11 в., и Хиландар, 13 в.).
Другие типы сооружений.
Как и церковная архитектура, светские постройки вплоть до эпохи Юстиниана чрезвычайно близки по духу римским. Различия, связанные с иным климатом, иными строительными материалами и наличием более тесных связей с Малой Азией, проявлялись лишь постепенно. В отличие от дворца Диоклетиана в Салоне (совр. Сплит) или дворцов в Антиохии, византийский дворец – сложный комплекс более или менее обособленных, отличающихся необычайной пышностью одно- и двухэтажных построек, размещенных в обширном парке. От жилых домов простых византийцев остались лишь незначительные следы.
Монастыри возникали в местах уединения отшельников, где на основе относительно разрозненных построек постепенно зарождалась обитель – место пребывания религиозной общины. В конце концов появлялся развитый план монастырского комплекса, с ограждавшими территорию стенами, с церковью в центре, покоями настоятеля, келейными корпусами, трапезной, как это можно видеть в монастыре Хиландар на Афоне.
В планировке городов обнаруживается влияние римского градостроительства: главные проезжие улицы украшались триумфальными арками, колоннами и статуями. Важную роль играли водоразборные колонки, а улицы нередко имели по обеим сторонам аркады, в которые выходили лавки торговцев. Центром общественной жизни был форум.
Византия отличалась высоким уровнем развития фортификационного дела, города защищали подчас тройные стены или система фортов на подступах. Мосты, шоссейные дороги, акведуки, резервуары и крытые многоярусные подземные цистерны для воды и иных целей – в возведении всех этих сооружений византийцы достигли замечательных результатов.
Источник www.krugosvet.ruСтроительные конструкции и типы храмов в византийской архитектуре
В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки, но основным типом зданий стали церкви. Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.
В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол.
В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе.
Современный вид Софийского собора (Стамбул) после реконструкции
Из всех достижений архитектуры раннего средневековья важным является Софийский собор в Константинополе, один из крупнейших шедевров мировой архитектуры. Он стал главным храмом всей Византийской империи, и является вершиной развития системы сводчатых перекрытий. До постройки собора Святого Петра в Риме он оставался самым большим храмом христианского мира. Высота собора — 55 м.
Первая базилика на полуострове, омываемом водами Мраморного моря и бухты Золотой Рог, возникла еще в 324-337 гг. при императоре Константине I. После того, как она была уничтожена пожаром, император Феодосий II повелел соорудить на руинах новую постройку, однако в 532г. в огне погибла и она.
Церковь Святой Софии в Константинополе была возведена при императоре Юстиниане, должна была усилить его позиции после восстания Ника, когда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине. На месте ранее существовавшего храма Св. Софии должно было быть возведено сооружение, которое своими размерами и роскошью превзошло бы все известные в тот период постройки. И это его создателям удалось в полной мере.
Замысел императора Юстиниана и был грандиозным: построить самый большой в мире христианский храм, главный собор Византийской империи. В это время византийские зодчие трудились над разработкой нового типа сооружения, соответствующую особенностям театрализованного богослужения византийской столичной церкви.
В Константинополе театрализованный церемониал был присущ не только церковным службам: исключительно пышными были приемы послов, выходы императоров т.п. Старые типы базиликальной сооружений с их характерной композицией не были приспособлены к новым требованиям, по которым главную роль в храме начал играть центральное пространство. Общую архитектурную идею храма Св. Софии можно сформулировать так: купол Пантеона, водруженный на базилику Максенция.
Церковь была построена в 532—537 гг. зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом на парусах (конструкция треугольно-сферической формы в углах), имеющим диаметр 33 м. Нагрузка от большого купола распределяется на четыре мощных пилона высотой 23 м, причем стабильность свода и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.
Церковь поражает своим внутренним пространством, гигантским куполом, который благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания окнам кажется словно парящим в воздухе. Капители колонн храма — из белого мрамора, а стены покрыты мерцающими мозаиками.
Собор был торжественно заложен 24 февраля 532 г., на сороковой день после того, как от пожара погибла небольшая церковь Софии, стоявшей на том же месте. Со всех концов империи везли в Константинополь строительные материалы — мрамор, гранит, профир, ценные породы дерева и т.д. Сооружение возводили из кирпича — плинфы большого размера.
Для постройки купола Софии использовали специально изготовленные для этого легкие глиняные сосуды с острыми концами, которые вставлялись в отверстия соседних сосудов, и, таким образом, образовались радиальные ребра, из сопоставления большого числа которых был сложен купол . Для кладки главных несущих столбов был использован не первоклассный византийский кирпич, а относительно непрочный известняк, вероятно, ради того, чтобы избежать неравномерности напряжений из-за усадки раствора в швах. Камни гладко притесывались и, по-видимому, укладывались на тонкий лист свинца. Между кирпичами выложены широкие прослойки цемянки (известкового бетонного раствора), которая по затвердении стала крепче кирпича. Стены были обшиты драгоценными цветным мрамором, мраморным был также и пол. Лучшие художники империи выполнили мозаичный декор храма.
На строительство собора были затрачены огромные средства: на строительство амвона и хоров пошел весь годовой доход из Египта, а на всю постройку было потрачено три годовых дохода Византийской империи. Строительство и отделка собора продолжалось около шести лет. И когда в день его освящения — 27 декабря 537 года — Юстиниан вошел в храм, то, имея в виду известный Иерусалимский храм, построенный в библейские времена царем Соломоном, он сказал: «Я превзошел тебя, Соломон!» О впечатлениях от Софийского собора рассказывает древнерусская летопись – «Повесть веменных лет». Послы Владимира Святославовича, посетив Константинополь в 987 г., докладывали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…».
Древний собор не раз перестраивался и достраивался и много потерял от своего первоначального вида. Несколько раз падал от землетрясений его купол. После землетрясения 986 г. его заново построил армянский зодчий Трдат. Мозаика, сохранилась до наших дней, в основном также относится к более поздним временам.
После взятия Константинополя турки превратили собор в мечеть, и с тех пор значительно изменился его облик. Были достроены контрфорсы, минареты и павильоны, уничтожены или закрашены драгоценные мозаики. Интерьер приспособили для нужд исламского культа. Однако собор не потерял основных своих особенностей, и в наши дни он производит сильное впечатление как шедевр мировой архитектуры.
Византийский писатель Прокопий писал, что собор «царил над всем городом, как корабль над морскими волнами». Такое впечатление он производит издалека, и в частности — с моря. Собор построен на самом высоком месте холма, где в античные времена стоял акрополь древнегреческого города Византии. Перед зрителем — интерьер сказочной красоты. По размерам он кажется вдвое больше, чем кажется по внешнему виду.
Художественный эффект внутреннего пространства храма построен на гармоничном композиции криволинейных элементов — огромных полуциркульных арок, уходящих на сорокаметровую высоту, полукуполов меньшего размера, крупных аркад первого яруса, полуциркульных завершений оконных проемов и, наконец, гигантского купола, (диаметром 31,5 м). Ритмы криволинейных элементов гармонично связаны с вертикальными ритмами колоннад и мощными горизонтальными линиями карнизов. То, что внутреннее пространство Софии кажется большим, чем он есть, — результат тонко разработанной системы масштабных соотношений. Поэтому никакие фотографии передать этот оптический эффект не могут.
Замечательной является гармонично подобранная гамма мраморной облицовки стен: зеленых, розовых и фиолетовых оттенков, хорошо сочетается с белой резьбой капителей и вкрапленными фрагментами мозаичных изображений, недавно открытых из позднейших наслоений. Внутреннюю поверхность купола византийские мастера покрыли золотой мозаикой, и потому все пространство храма освещено золотистым сиянием, созданным отраженным светом, попадающим через кольцо окон в основании купола.
Купол Софии, напоминает Римский Пантеон. В истории мировой архитектуры и римский Пантеон, и константинопольская София остались непревзойденными среди архитектурных шедевров мира. В своем архитектурно-художественном образе храм Святой Софии воплощает представления о вечных и непостижимых божественных началах. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.
Софийский собор неоднократно страдал от землетрясений. В 553 г. была повреждена крыша, в 557 г. не выдержала одна из арок, вслед за ней рухнул купол. Новый был возведен в 563 г. Землетрясения обрушивались на храм в 869,989,1344,1766 и 1894 гг и каждый раз постройку восстанавливали. С 1935 г. собор стал музеем, а с 2006 г. в храме используется как действующая мечеть.
В 1453 г. Константинополь был захвачен турками, а храм Святой Софии превращен в мечеть .
Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.
Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается.
Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов.
Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.
В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (Св. Апостолов) также в Константинополе.
Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.
Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича.
Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.
Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.
Источник studopedia.ruХрамы эпохи Византии
В 658 году до нашей эры между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем греческими колонистами был основан город Византия (по имени вождя Византа). Изначально город заселяли рыбаки и торговцы, однако, выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Византии.
В 330 году нашей эры император Константин после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, Византия была переименована в Новый Рим. Примечательно, что данное название не прижилось и город стал называться Константинополем. Император стремился сделать новую столицу империи красивее и великолепнее Рима.
Переселенцам предоставлялось множество льгот: бесплатно выдавали хлеб, вино и масло. Константин освободил строителей и архитекторов от всех государственных повинностей, по его указанию из многих городов (Эфеса, Рима, Антиохии, Афин) были вывезены ценные рукописи, церковная утварь и мощи святых. В этот период начали расцветать науки, литература и искусство. В Константинополь начали стекаться ученые и выдающиеся мыслители.
Рисунок 1. Собор св. Софии в Константинополе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что дело императора Константина было продолжено его потомками. В Константинополь доставили мраморные и медные элементы римских храмов и площадей. По преданию, на постройку города ушло около 60 тонн золота. Константинополь по своей значимости сравнялся с Римом, раскинувшемся на семи холмах. Широкие улицы, большие городские площади с колоннами и статуями, великолепные дворцы и храмы восхищали каждого зрителя без исключения.
Византийцы считали себя наследниками античной культуры и пытались возродить традиции римской державы, а императоры стремились восстановить её территорию и былую мощь, вкладывали большие средства в возведение новых величественных сооружений.
Готовые работы на аналогичную тему
Архитектурные особенности Византии
Константинополь являлся центром архитектурной деятельности византийских императоров и зодчих. Масштабные стены крепостей, защищавших от нападений с моря и суши, были возведены еще в V веке. Мосты, дороги, маяки и башни, сохранившиеся с тех времен, указывают на то, какая значимость придавалось оборонительным сооружениям в Византии.
Абсолютизм императорской власти в Византии подчеркивался лучевой структурой улиц, сходящихся к центральной площади с императорскими дворцами и соборами. Так как Константинополь не имел проточной воды, для водоснабжения сооружались акведуки и специальные оросительные сооружения. Что касается гражданской застройки, то о ней известно мало, однако, в некоторых источниках говорится о дворцах, кварталах ремесленников и купцов. С X века начали укрепляться позиции христианской церкви, возникать монашеские общины. В этой связи главными объектами строительной отрасли становятся храмы и другие религиозные сооружения.
Рисунок 2. Мечеть Фетие-Джами в Константинополе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С точки зрения архитектуры в Константинополе начали происходить важные события. Раннехристианская базилика, имеющая удлиненную форму в плане, а также округлые мавзолеи начинают преобразовываться в различные типы храмов центрической структуры. Особенностью ранних церквей в Византии является ярко выделенное центральное пространство сооружения. Купол здания символизировал небесную сферу, осенял императора, который восседал во время богослужений среди своих приближенных.
В храмовой архитектуре Византии был решен целый ряд технических и конструктивных вопросов. Христианская религия здесь оказала сильное влияние на развитие монументального каменного строительства.
Важнейшим вкладом Византии в архитектуру называют развитие купольных конструкций, которые впоследствии выродились в новые типы структур – купольные базилики и центрические церкви, имеющие купол, опирающийся на восемь опор, а также крестово-купольной системы. В период существования Византийской империи активно развивались купольные базилики и центрические церкви, а крестово-купольная система получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры. К византийской эпохе относят и формирование монастырей как особого типа архитектурных комплексов.
Типы сооружений
Первые центрические храмовые постройки в Византии свидетельствуют о начале поиска конструктивных средств выражения идеи равенства государства и церкви. Из наиболее известных храмовых сооружений Византии можно выделить:
- Собор св. Софии в Константинополе. Данное сооружение задумывалось как духовный центр огромной империи, своими масштабами оно должно было затмить римский Пантеон. Надо сказать, что смелые архитектурные решения и общая композиция храма воплощались в жизнь с некоторыми трудностями. Ошибки в строительстве собора допускались из-за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, большой массы конструктивных элементов и несовершенной строительной техники. Здание собора длиной 75 метро имеет высоту 57 метров. Собор представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 метр;
- Мечеть Фетие-Джами в Константинополе. Центральный купол этой мечети украшен изображением Христа Пантократора в окружении пророков. Основателями мечети считаются Иоанн Комнин и его жена Анна, однако, многие специалисты считают, что здание было возведено во времена Михаила Дюкаса (в 1078 году). Пятиглавое сооружение является ярким образцом архитектуры и искусства позднего византийского периода;
- Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Здание было построено в 527 году и представляет собой центрическое здание, опирающееся на восемь устоев. Основу композиции составляет развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура сооружения преимущественно образована такими конструктивными элементами, как купол, устои, полукружные арки.
Следует отметить, что Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование готического и романского стиля в Западной Европе. Прямым продолжением Византийских традиций в архитектуре являются сооружения Сербии, Болгарии, Грузии, Армении и России. Турецкая архитектура началась с подражания византийской. Разумеется, византийские храмы подвергались глубокой переработке с учетом национальных особенностей.
Источник spravochnick.ru