Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.
На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.
Жизнь княгини
Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич.
В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.
Как княгиня Ольга отомстила древлянам?
После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать.
Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.
После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой княгини — святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства.
Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.
Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.
В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было вполне закономерным.
В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.
Значение в русской истории
Погосты — финансово-административные и судебные центры — стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.
Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.
Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.
Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.
Иконография святой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.
Еще один традиционный образ княгини — вместе с равноапостольным князем Владимиром.
В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.
В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника — Ивана Кавалеридзе.
В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод — в честь 1000-летия крещения Руси. По времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.
На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г. Фрагмент картины. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ольга — княгиня в 945-969 гг., жена киевского князя Игоря.
- Княгиня Ольга — хитрая (по преданию), святая (такой нарекла ее церковь), мудрая (такой осталась в истории).
- В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу
- Существует легенда, как Ольга жестоко отомстила за смерть мужа- Игоря. Первое посольство было закопано заживо в землю. Второе – перебито после пьяного пира. По приказу Ольги была сожжена столица древлян — Искоростень (попросила с каждого двора по два голубя и воробья, к лапам которых была привязана зажженная пакля). Погибло 5000 человек.
- Такая месть не считалась в те времена жестокостью. Это было естественное желание отомстить за близкого человека.
- Ольга правила в период малолетства сына Святослава, но и после она долгое время оставалась у руководства, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах.
- Княгиня Ольга была одной из первых правителей, которые большое внимание уделяли дипломатии в отношениях с соседними странами.
- В 1547 г. была причислена к лику святых.
Цель: совершенствование системы административного деления Руси.
Провела административную реформу: ввела административные единицы – становища и погосты, куда свозилась дань. Это были центры торговли и обмена, в которых происходил сбор податей.
Дальнейшее подчинение племён власти Киева.
Жестоко подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю). Именно при ней были окончательно подчинены древляне.
Укрепление Руси, активное строительство.
При Ольге были построены первые каменные здания, положено начало каменному строительству. Продолжала укреплять столицу- Киев. При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков ( где она родилась).
Города окружались каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной.
- После убийства Игоря, князь древлян Мал решил жениться на вдове -Ольге. Древляне приплыли на своих кораблях к Киеву. Тогда Ольга приказала, чтобы гостей уважили и доставили в дворец прямо в лодках, неся их на руках. Когда посланников, прямо из лодок, выбросили в заранее заготовленные ямы, Ольга подошла к послам и сказала: «Хороша ли вам честь моя?». После чего древлян закопали заживо.
- Ольга в Киев «лучших мужей» из древлянского княжества.В Киев приехала целая делегация знати: купцы, бояре, представители княжеского рода. Но Ольга не хотела сразу принимать их, а вместо этого предложила им совершить мовь, то есть помыться и очиститься в бане. По приказу Ольги, древлян заперли внутри, а потом подожгли баню.
- Перед походом на древлян Ольга отправила к ним посла, сообщив, что княгиня едет к ним. По пути она предложила древлянам совершить совместную тризну (поминки) над убитым Игорем. Во время тризны древляне стали спрашивать Ольгу, а где их сваты, которые отправились в Киев. Она ответила, что те придут с киевской дружиной чуть позже. Когда гуляния закончились, Ольга приказала своим людям перебить мертвецки пьяных древлян.
- Далее Ольга попросила небольшую дань, которую когда-либо взимали с осажденных городов, — три голубя и три воробья с каждого двора. И пообещала, что уйдет с их земли навсегда. Позднее Ольга приказала своим войнам привязать ко всем птицам трут, а когда стемнеет, поджечь его и отпустить птиц на свободу. «Огненные» птицы полетели к своим гнездам в домах древлян. В городе произошел пожар. Жители в ужасе выбегали из города Искоростень, но тут их ловила дружина Ольги. Часть древлян была убита, часть взята в плен, а после продана в рабство.
Стремление укрепить престиж страны на мировой арене путём принятия христианства.
В 955 г. (957г). приняла христианскую веру под именем Елены. Но её сын, Святослав, не поддержал мать.
Укрепление связей с Западом и Византией. Защита восточных границ.
957 г.- посольство в Константинополь, был заключен военный союз против хазар и Арабского халифата.
959 г.- войны с Хазарией.
963 г.- война Киева с печенегами против Хазарии.
959 г. — посольство в Германию к Оттон I. Германский епископ Адельберт изгнан язычниками из Киева в этом же году.
Защита Киева от набегов.
968 г. – руководила защитой Киева от печенегов.
Канонизация – причисление к лику святых.
Погосты — места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.
Регентство – временное осуществление полномочий главы государства коллегиально или единолично при малолетстве, болезни, отсутствии правителя, монарха.
Уроки — размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.
Устав – время сбора дани.
Муж Ольги. Ольга была мудрой женщиной, во всём поддерживала своего мужа, занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини. После его смерти в 945 году в период регентства сама возглавила государство.
Сын Ольги. Княгиня во всём поддерживала сына. В периоды его отсутствия в связи с военными походами она занималась правлением государства: провела налоговую реформу, которая способствовала упорядочению сбора дани; строились города; укреплялся Киев; при ней значительно укрепился государственный авторитета, причём не при помощи военных методов, но дипломатией. Были укреплены связи с Византией и Германией. Все данные направления деятельности Ольги происходили при полной поддержке Святослава.
В одном расходились их взгляды: Святослав оставался язычником и не принял христианство, как Ольга в 957 году.
Воевода варяжского происхождения. Играл большую роль в государстве, особенно в период правления Святослава. При Ольге его военная деятельность только начиналась. Прославился как смелый, отважный, даже жестокий военачальник.
Богатство и знатность Свенельда сделали его не последним человеком в Киеве, а после смерти князя Игоря он становится одним из советников княгини Ольги, одним из воспитателей малолетнего Святослава и воеводой города.
Именно он возглавил карательный поход по подавлению восстания древлян в 945, поддержав вдову Игоря, княгиню Ольгу.
Вместе с воеводой Свенельдом поддержал вдову Игоря Ольгу в качестве правительницы Киевской Руси.
Принимал участие в сражении между киевским войском и древлянами (под 946 г.). Асмуд вместе Свенельдом возглавлял киевское войско.
Древлянский князь, возглавивший восстание в 945 году против Игоря, против повторного сбора дани в древлянской земле. В ходе восстания Игорь был убит.
Мал предпринял попытку жениться на Ольге, однако Ольга жестоко расправилась с послами, а затем и уничтожила Искоростень, отомстив за смерть мужа.
Имя императора Константина VII вошло в историю Руси в связи с крещением Ольги.
Правление Ольги, жены князя Игоря, относится к 945-964 годам. Она стала первой женщиной на киевском престоле в период правления династии Рюриковичей и редкой для своей эпохи женщиной-правителем крупного государства. На престоле она оказалась из-за внезапной смерти престарелого мужа, а затем правила пока не повзрослел ее сын Святослав.
Особенности биографии
История России первой половины X века плохо документирована. Сведения о княгине Ольге краткие и противоречивые. Ни одна из летописей не сообщает ее даты рождения.
Рис. 1. Княгиня Ольга.
В Степенной книге XVI века содержится утверждение о том, что Ольга скончалась в возрасте 80 лет, следовательно, дата ее рождения относится к последнему десятилетию IX века. Ряд историков считают, что она родилась в 893 или 894 году, а в 903 году уже вступила в брак. Эти даты входят в противоречие с тем фактом, что сын ее Святослав родился около 940 года, то есть, когда возраст княгини достиг 50 лет. Историки XX века, например, академик Борис Рыбаков, предположили, что княгиня родилась около 920 года.
Самая ранняя древнерусская летопись, то есть “Повесть временных лет”, сообщает, что Ольга родилась недалеко от Пскова, в деревне Выбуты. Некоторые историки, например, Д.Иловайский, предположили, что она родилась в Болгарии, в городе Плиска.
Рис. 2. Княгиня Ольга 945.
Внешняя и внутренняя политика
В 945 году во время сбора дани мужа Ольги убили представители племени древлян, поэтому одним из основных событий ее царствования стала месть за него. Она осадила и сожгла столицу древлян – город Искоростень в 946 году. Следствие конфликта с древлянами стало изменения порядка сбора дани в пользу киевского князя:
- Установлены ее размеры – оброки.
- Введены уставы, то есть периодичность выплаты.
- В подвластных землях введена должность тиуна, представителя княжеской администрации.
- Появились погосты, то есть места сбора дани.
В правление княгини на Руси началось каменное строительство, в Киеве был построен каменный дворец.
Внешнеполитических событий при Ольге было немного. В 957 году она крестилась в Константинополе, а в 961 году в Киев с территории Германии прибыл первый христианский епископ – Адальберт.
Рис. 3. Русь в X веке.
Что мы узнали?
Правление княгини Ольга на Руси стало периодом усиления центральной власти. Она упорядочила сбор налогов и расширила связи с христианскими государствами.
Если верить этой же непроверенной версии, то Вещий Олег познакомил князя Игоря Рюриковича с Ольгой, но, скорее всего, это вымысел. В более точных источниках и житии святой равноапостольной княгини Ольги говорится, что со своим будущим мужем она познакомилась на переправе, где работала, переодевшись в мужскую одежду.
Когда настала пора князю Рюриковичу искать себе жену, то вспомнил он о прекрасной паромщице, так сильно растревожившей его душу. Тогда и послал он своих гонцов в ту деревню отыскать девицу, что было несложно, потому как Ольга отличалась особой красотой, твёрдостью характера и мудростью, несоразмерной её годам. Так впоследствии и заключился союз между князем Игорем и княгиней Ольгой, которому, однако, не суждено было просуществовать долго.
Органы власти в древнем государстве
Начало правления
Князь киевский Игорь очень много времени проводил в военных походах, совершая набеги на соседние земли. Супруги часто находились порознь и долгое время жили раздельно. Существует мнение, что в разных землях у Игоря было ещё несколько жён, но для того времени это было обыкновенным делом. Несмотря на это, наследника Рюриковичам подарила только княгиня Ольга.
В одном из набегов на соседние древлянские земли князь Игорь был подло убит. Летописи говорят, что основными причинами его смерти стали неосторожность и жадность. Уже возвращаясь из удавшегося похода с награбленным, опьянённый своим успехом Рюрикович решил вернуться в одну из деревень, дабы удвоить полученные богатства. Но древляне, узнавшие о малочисленном отряде князя, подстерегли его и вероломно убили.
По праву наследования власть перешла к сыну Игоря — Святославу, но в силу его юного возраста фактическое управление государством досталось Ольге. История знает множество примеров того, когда власть и бразды правления доставались женщинам, но далеко не все могли распорядиться этим правильно, удваивая мощь и процветание своего государства.
Что касается княгини Ольги, то в силу сильного характера, твёрдой воли и безмерной любви к почившему мужу она стала одной из величайших правительниц Руси и считается основным столпом в становлении государства.
Факты о характере княгини
Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством.
Опасаясь за жизнь своего ребёнка, которого могли убить либо претенденты на трон, либо древляне, желавшие обезглавить своего закоренелого и более сильного врага — Киевскую Русь, княгиня действовала быстро и хладнокровно, проявив всю твёрдость своего характера, а порой даже жестокость. Но кровожадностью в те времена никого нельзя было удивить. Руководствуясь правом кровной мести, которая поддерживалась традициями этой эпохи, Ольга привела в исполнение свой хитроумный план.
Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.
Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями.
Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.
Деятельность правительницы
Казалось, что месть уже совершена, но княгиня видела всё в долгосрочной перспективе и не могла больше подвергать себя и Святослава смертельной опасности от набегов со стороны древлян. Она собрала немногочисленную дружину и отправилась в стан врага самолично, дабы внушить им, что её устраивают выдвинутые условия мира. В честь этого события сторонами было устроено большое празднество. Опоив оппонентов, Ольга отдала приказ своим воинам уничтожить древлян. Количество изрубленных киевлянами противников достигало пяти тысяч.
Не давая врагу опомниться, княгиня предприняла военный поход на древлянскую столицу, город Искоростень. Кстати, в этом походе участвовал и малолетний Святослав. Осадив со своей дружиной стены Искоростеня, княгиня предприняла несколько попыток штурма, не увенчавшихся успехом. Но и тут Ольгу не подвела смекалка.
Приказав выловить всех голубей и воробьёв, она привязала к их лапкам горящие тряпочки и выпустила в город. Возвращавшиеся в свои гнёзда птицы устроили в крепости пожар, уничтоживший её практически до основания. Так завершилась месть княгини Киевской за своего мужа.
Благодаря этому Ольга проявила все свои сильные стороны, упрочив положение среди воинов и простого народа. Далее следовало несколько лет успешного княжения, перемежавшегося немногочисленными и успешными походами на ближайших соседей. Своей политикой княгине удалось:
- подчинить себе близлежащие владения;
- устроить относительно развитую систему управления и сбора налогов.
Теперь каждая область в годы правления Ольги обязана была платить дань в определённом размере и в установленную дату, что не только усиливало экономическое благосостояние Киева, но и не нарушало развитие облагаемых налогом земель.
Можно сказать, что Ольга впервые применила и ввела в обращение усовершенствованную налоговою систему, позволившую ускорить развитие Киевской Руси и принадлежащих ей земель. Во многих учебниках по истории не уделяют должного внимания характеру и воле княгини Ольги, краткая биография которой опускает кровавую месть древлянам.
Это может быть расценено как жестокость, но веяния того времени не предоставляли другого возможного исхода событий.
Отношения с соседними княжествами
Особого внимания заслуживает внешняя политика Ольги. Таблица, приведенная ниже, содержит основные деяния княгини.
Когда правительница наладила положение дел внутри Киевской Руси, она принялась за укрепление международного престижа своей страны. Внешняя политика княгини Ольги была дипломатичной, в отличие от ее мужа.
В начале своего правления она приняла христианство, а ее крестным отцом стал византийский император. Эти события способствовали повышению авторитета Киевской Руси среди правителей других стран, ведь получить в крестные отцы такого человека казалось нереально.
В основном, внешняя политика княгини Ольги была направлена на улучшение отношений с Византией. И это у нее хорошо получалось. Ради чего часть русской дружины участвовала совместно с византийской армией в боевых действиях, одновременно сохраняя независимость своего государства.
В 968 году Киев подвергся нападению со стороны печенегов. Обороной города руководила сама княгиня, благодаря чему он был избавлен от осады.
Во времена правления Ольги были сформированы условия, создававшие преимущество ведения мирной внешней политики перед военной, если в таковой была необходимость.
Путь к православию
После достижения Святославом необходимого для вхождения на престол возраста княгиня отошла на второй план, но в связи с частыми военными походами, которыми руководил её сын, управление княжеством всё ещё частично лежало на плечах Ольги.
Во время дипломатического визита в Византию великая княгиня очень прониклась православной верой и приняла святое крещение от императора Константина. В Константинополе ей также пришлось выстоять очередное испытание: император, поражённый красотой Ольги, пытался склонить её к женитьбе, но со всей своей мудростью она отвергла это предложение, не ущемляя чувств влюблённого правителя. Так Ольга стала первой на Руси правительницей, исповедовавшей христианство, за что впоследствии и была названа равноапостольной, а также причислена к лику святых.
Не только крещением княгиня заслужила святость, но и своим покаянием и борьбой за христианскую веру. Ольге пришлось немало противостоять язычникам, порой даже силовыми методами, проливая кровь и строя на завоёванных землях храмы и монастыри. Сын Святослав не принимал христианства, как и его дружина, но перечить матери не смел, позволяя ей возводить христианские церкви и крестить людей.
Своих внуков, Ярополка и Владимира, княгиня воспитывала в христианских традициях, но не спешила их крестить, опасаясь гнева Святослава, который не разделял её стремлений. Под давлением дружины и общества Ольге пришлось прекратить свои походы на север и закрыться с внуками в Киеве.
Воспитание великой княгини Ольги сделало Владимира Святославовича впоследствии крестителем Руси.
Долгое регентство
Ольга была правительницей де-факто, но не де-юре. После смерти в 945 году мужа Игоря она стала всего лишь регентшей при малолетнем сыне Святославе. Некоторые источники утверждают, что тому было 3 года, но это сомнительно; важно одно: он был неспособен к самостоятельному правлению. А последний документированный факт участия Ольги в государственных делах датирован 968 годом. Святослав в это время уже не только взрослый, но и бывалый вояка, а мать руководит обороной Киева от печенегов, пока ее сынок грабит болгар.
Следовательно, Ольга фактически была не только регентшей, но и соправительницей Святослава. Этот князь совершенно не интересовался внутренним устройством государства и охотно спихивал такие дела на мать.
Смерть и прославление во святых
Свою жизнь великая киевская княгиня закончила от старости и болезней, а не от предательских козней неприятеля. Осаждённая печенегами в Киеве, Ольга послала гонца к своему сыну, который находился в походе. Вернувшись с войсками и разгромив варваров, Святослав вынужден был остаться и сменить мать на княжьем престоле, так как та поведала о приближающейся смерти. Отошла к Господу равноапостольная Ольга 11 июля 969 года в своей постели. Современники утверждают, что тело её долго оставалось нетленным.
Позднее княгиню канонизировали в лике святых. Доподлинно неизвестно, как выглядела Ольга при жизни, но если верить описанию летописцев и современников, она обладала неземной красотой. Современным учёным удалось с помощью изучения мощей святой создать примерный её портрет.
Опираясь на факты деятельности и правления княгини Ольги, можно уверенно утверждать, что она была сильной, умной и мудрой правительницей. Проведённые ею важные реформы дали державе стремительное развитие во многих направлениях и отраслях. Интересные факты из её жизни также это подтверждают, а усилия в становлении христианства сводят на нет все нелицеприятные для современной истории пункты биографии княгини. Свой яркий след правительница оставила в совершенно разных областях, среди которых:
О жизни киевской княгини написано немало книг и снято множество документальных и художественных фильмов, характеризующих её и как личность, и как правителя. Также изданы духовные труды, посвящённые святой. Вот лишь малая часть того, где упоминается равноапостольная Ольга:
Историки и церковь единогласно признают, что правление княжны вывело народ Киевской Руси на новый этап развития, а историческая поездка в Византию, где Ольга решила креститься, положила начало принятия христианства русским народом.
Если говорить кратко, то итог её правления повлиял на укрепление государственности, внешних связей и религиозной жизни.
Внутренняя политика
Пока государыня была у власти, в Киевской Руси царил мир и порядок. Внутренняя политика княгини Ольги была тесно переплетена с устроением духовной и религиозной жизни русского народа.
Одним из самых главных ее достижений было введение организованных пунктов для сбора дани, на которых позже, после принятия правительницей христианства, на местах погостов стали возводить первые церкви и храмы. С тех времен началось развитие каменного строительства. Первыми такими зданиями стали загородный терем и городской дворец, принадлежащие государыне. Остатки их стен и фундамента были раскопаны археологами только в начале 70-х годов XX века.
Внутренняя политика княгини Ольги неразрывно связана с усилением обороны страны. Города тогда буквально обрастали дубовыми и каменными стенами.
Источник: obrazovanie-gid.ru
Княжение Ольги
Ольга — великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий.
Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие — Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.
В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.
Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место — после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.
После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом.
В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги.
Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.
Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.
Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле.
Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост».
В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку — Ольге.
«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты.
Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало.
Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия.
Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.
О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей.
Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы».
Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» — термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун).
Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.
Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера.
Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем).
Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами — Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.
КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ
С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров — погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев».
Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу — установление «повостов» и «оброков».
Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» — купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
ИЗ ЖИТИЯ
И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.
Источник: histrf.ru
Роль великой княгини Ольги в крещении Руси*
За многовековую историю существования человечества и за всю историю Православия много встречалось неординарных и выдающихся личностей. Великая равноапостольная княгиня Ольга выделяется на фоне всех.
Кто же эта женщина-княгиня и какова её роль в крещении Руси?
Обратимся к истории, чтобы поближе познакомиться с княгиней Ольгой.
Родина будущей княгини Ольги-славный град Псков. Именно там произошла первая встреча юной красавицы Ольги с князем Игорем. Во время охоты на псковских землях князю нужно было переправиться через реку. Мимо проплывала лодка, гребца которой князь попросил о помощи. Только отплыв от берега, Игорь заметил, что везет его необычайно красивая девушка.
Вскоре по прибытии в Киев князю нужно было жениться. На княжеский двор были доставлены самые красивые невесты, но ни одна из них не привлекала князя Игоря. Тут-то князь и вспомнил о встрече с прекрасной незнакомкой. Сроднику князя Игоря, князю Олегу, было поручено доставить девицу в град Киев, в княжеские палаты. Так Ольга стала княгиней Киевской.
В скором времени супруг ушёл с войском в поход. Когда же князь воротился домой, у него уже родился сын Святослав. Но не долгим было Ольгино счастье. Вскоре древляне убили её любимого мужа, и пришлось княгине самой стать правительницей великой державы. Любой правитель-мужчина мог позавидовать тому, как управляла Русскими землями княгиня Ольга.
Была она мудра и дальновидна. Мужественно отстаивала Княгиня Ольга границы своей державы. К людям Ольга была милосердна и справедлива. Всем недобрым людям она внушала страх, так как привыкла воздавать по заслугам. Жестоко отомстила древлянам княгиня Ольга за смерть горячо любимого мужа.
Замуж вторично Ольга не вышла, а всю себя посвятила воспитанию сына.
За время правления княгини Ольги Киевская Русь превратилась в могущественное государство. Возводились крепости и города, укреплялись границы. Но не только в этом видела княгиня расцвет своей державы. Не только одними хозяйственными заботами опекалась Ольга. Видела она на примере других стран, что нельзя забывать о духовном устроении народа.
Так, не будучи ещё христианкой, Ольга уже познала свет Христа. Она передаёт правление уже подросшему и возмужавшему сыну, а сама отправляется в паломничество в Константинополь. Это был большой поход Ольги с флотом Руси. Так она хотела поближе познакомиться с верой греков и показать всю мощь Руси.
В Константинополе Ольга решила принять крещение и стать христианкой. В Киев она возвратилась с иконами и книгами для богослужений. Начало проповеди христианства на Руси было положено великой княгиней. Она воздвигала храмы, многих из приближенных ей людей обратила ко Христу. Затем она отправилась на север, проповедуя Христа.
На месте языческих капищ по повелению княгини устанавливались кресты.
Еще при жизни княгини Ольги был воздвигнут и освящен храм Святой Софии-Премудрости Божией.
Одного не смогла сделать княгиня Ольга-склонить сына к принятию христианства. Слишком велико ещё было влияние ревнителей язычества в окружении Святослава. Всю свою любовь направила Ольга на своих внуков. Им старалась она внушить любовь ко Христу. Хотела княгиня, чтобы внуки её приняли крещение, но сделать это втайне от сына она не решилась.
Перед смертью Ольга просила сына Святослава похоронить её согласно христианским традициям. За три дня до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин. Усердно молилась умирающая княгиня Пресвятой Богородице о просвещении земли Русской. 11 июля 969 года княгиня Ольга отошла ко Господу.
Не пропали семена, посеянные княгиней Ольгой в сердца своих внуков. Владимир, её внук, смог воплотить в жизнь завет своей бабушки. По милости Божией, именно он стал крестителем Руси.
А имя великой княгини не было забыто. Господь сам прославляет своих угодников. Так и княгиня Ольга была прославлена в 1547 году и причислена к лику святых как равноапостольная за свои труды по просвещению земли Русской. Духовной матерью стала Ольга для русского народа потому, что именно она принесла в землю Русскую свет Христа.
Источник: architecturebest.com
Княгиня Ольга: первые консервативные реформы в русской истории
Предание гласит, что, разорив Искоростень, Ольга совершила объезд «Деревьской земли» «с сыном своим и дружиною, уставляюще уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». Это известие, вероятно завершавшее эпическое сказание о мести, летописец дополнил своим собственным сообщением о том, что годом позже «иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани; ловища ея суть по всей земле; знаменья [владельческие знаки] и места и погосты, и сани ее стоят в Плескове и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И изрядивши возвратися к сыну своему Киеву. »
Княгиня Ольга устраивает погосты и облагает данью Новгородскую землю. Миниатюра Радзивилловской летописи иллюстрирует слова текста: «Иде Олга к Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани, и по Лузе оброки и дани и ловища еа. И изрядивши възратися ко сыну своему к Киеву и пребывше с ним в любви». Художник изображает Ольгу, облагающую данью подданных (слева) и сидящих на княжеских столах Святослава и Ольгу (справа).
Подобная география Ольгиных разъездов безусловно не имеет ничего общего с действительностью, будучи всецело плодом «народного краеведения» — источника, как правило, всеведущего, но крайне ненадежного. Внезапный перенос места действия в Новгород — после семи десятков лет полного забвения этого города, его истории и даже самого его имени (только «словене» дважды всплывают в сообщениях о походах Олега и Игоря на греков) — выглядит очевидной вставкой позднего происхождения, тем более что не названы какие-то особые причины, по которым Ольге необходимо было посетить «словенский» Север сразу же после объезда «Деревьской земли». Вообще, согласно летописной концепции происхождения Русской земли, «уставлением» погостов и даней по Мсте и Луге надлежало бы заняться Рюрику и Олегу, и в высшей степени странно, что наводить элементарный административный порядок в Новгородско-Псковских землях приходится Ольге. Непонятно также, почему погосты, оброки и дани нужно «уставлять» только по Мсте и Луге, игнорируя другие окраины Русской земли.
И.Я. Фроянов попытался спасти историческую достоверность этого летописного фрагмента при помощи сообщений аль-Гарнати и аль-Марвази о меновой торговле у югры.
Будучи «народом диким, обитающим в чащах, не имеющим сношений с людьми, боящимся зла от них», это финноугорское племя выработало своеобразные правила торговли: чужеземные купцы оставляли свои товары под священным деревом и уходили; спустя некоторое время они возвращались и находили рядом вещи, принесенные югрой для обмена. Если купцов устраивала ценность предлагаемых вещей, они забирали их.
По мысли Фроянова, погосты поначалу имели сакральное, а не хозяйственное значение — это были специально отведенные места для встреч местных финноугорских племен с чужеземцами. Ольга якобы превратила их в места сбора дани, куда приезжали сборщики и приносило дань местное население.
Таким образом, опираясь на существовавшие традиции финноугорских племен, она обозначила сакрально защищенные места сбора дани, что соответствовало прежде всего интересам местного населения, чувствовавшего потребность в сакральной защите при встречах с чужаками (Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб, 1996. С. 427).
Это остроумное построение, однако, внутренне противоречиво. Во времена Нестора под погостами, скорее всего, уже понимали не места сбора дани, а волостные центры (в язык средневековых черемис слово погост («пагиах») вошло именно в значении «волость»).
Затем, сомнительно, чтобы финноугорское население искало и находило «сакральную защиту» на погостах — учреждениях исконно славянских. К тому же в окрестностях Мсты и Луги жили другие угрофинские народности — весь (вепсы) и водь (Пименов В. В. Вепсы: Очерки этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1969. С. 18–52), которые, возможно, не были такими ксенофобами, как югра.
Во всяком случае, ни древнерусские, ни скандинавские средневековые источники не отмечают у финноугорских племен Восточной Прибалтики и Северо-Западной Руси обычаев, подобных вышеописанным.
Сведения о посещении Ольгой «словенского» Севера киевский летописец, скорее всего, почерпнул из новгородско-псковских преданий XI–XII вв. Между тем последние не содержат и зерна исторической правды, что хорошо видно на примере сообщений новгородских летописей об убийстве Игоря «вне града Коростеня близь Старыя Русы». Как уже говорилось, формированию подобных географических представлений способствовало отождествление новгородской Деревской пятины с «Деревьской землей», благодаря чему северорусские земли и оказались единственно упомянутыми окраинами, которые удостоились Ольгиного присутствия.
Кроме того, есть все основания считать, что фраза «устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани» является плодом некоего недоразумения, возникшего в процессе переписки и редактирования «Повести временных лет». В Новгородской I летописи младшего извода гидроним «Луза» совсем отсутствует, а в Архангелогородской летописи вместо «по Мьсте» стоит: «помости и погости», и, например, Эверс отдавал предпочтение именно этому варианту, полагая «в высочайшей степени невероятным, чтобы великая княгиня предприняла означенные учреждения по Луге, так далеко на севере» (цит. по: Соловьев С.М.
Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 301, примеч. 212).
А. Л. Никитин указывает на другую возможность искажения текста: «Скорее всего,, отождествить «Дерева» с Деревской пятиной «краеведу» помогло выражение “по мьсте”, т. е. “совершив месть”, что было воспринято в качестве указания на гидроним “Мсту”, подвигнув на создание всего фрагмента», а «уже сложившаяся к началу XII в. легенда о происхождении Ольги из Плескова северного, а не Дунайского, позволила домыслить остальное» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 39, 213).
Излишнее доверие к известию «Повести временных лет» о погостах и прочем приводило к тому, что историки стали усматривать здесь указание на широкие административно-государственные реформы, почти что революционные преобразования, будто бы проведенные Ольгой после подавления «древлянского» мятежа. Но суть данного фрагмента Повести состоит отнюдь не в перечислении Ольгиных «реформ». Подлинный его смысл отлично уловил Н. М. Карамзин: «Историки наши несправедливо думали, что Ольга распорядила в государстве звериную, птичью и рыбную ловлю: здесь говорится о местах, где княгиня забавлялась ловлею, местах известных и в Несторово время под именем Ольгиных».
Объезд княгиней «Деревьской земли», которым заканчивается сказание о мести, побудил летописца представить читателям своеобразную краеведческую справку о достопамятных местах, связанных с именем Ольги. Таких реликвий или именных «Ольгиных» достопримечательностей в средневековой Руси и в самом деле имелось в избытке.
Помимо сведений на этот счет «Повести временных лет» известно, что Ольгино имя носила одна из днепровских переправ: «по Днепру перевоз ея и до ныне словеть». Источники XV в. сообщают об Ольгиной горе близ Пскова. В XVII в. Ольгин камень — внушительных размеров валун — лежал на берегу Волги, в версте от устья Мологи.
Другой камень с «Ольгиным следом» — выбитым углублением в виде человеческой ступни — находился на легендарной родине святой княгини — у деревни Выбуты под Псковом (Карамзин Н.М. История государства Российского, 5 изд. СПб. 1842. Кн. I. Т. 1, примеч. 377, стб.
104–105). В XIX в. жители Овручского уезда (в бывшей Древлянской земле) показывали любопытствующим туристам и этнографам целый комплекс местных достопримечательностей: «Ольгину долину», «Ольгину гору», «Ольгин колодец» и т. д.
Таким образом, первоочередные государственные мероприятия Ольги были направлены на «уставление» уроков и оброков (известие об учреждении погостов можно не принимать во внимание, поскольку оно относится к мифическому путешествию княгини по Новгородской земле). Под этими терминами вообще понимались различные подати, имеющие точное количественное выражение или измерение, в том числе и нормированная дань.
В более поздних памятниках встречаются выражения: «дани по уроку», «а дань имати по оброку». Следовательно, в распоряжениях Ольги не было никаких революционных новшеств. Напротив, «киевская княгиня вводила не столько новые порядки, сколько возвращалась к старым, традиционным, демонстрируя приверженность старине, освященной временем.
И главной ее мерой в этом направлении было восстановление (а в некоторых, быть может, случаях и новое подтверждение) фиксированной дани, чему непосредственной причиной явилось восстание древлян, потрясшее Киев и едва не лишившее его прежнего положения и власти в восточнославянском мире» (Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. С. 432).
Нет ничего невероятного в том, что распоряжения эти (отказ от намерения когда-либо в будущем «примыслити большую дань») могли касаться не только «древлян» но и других данников Киева. Усилия Ольги не пропали даром. Имеется косвенное известие, что ей удалось погасить страсти, вызванные необдуманными действиями Игоря. Византийская «Записка греческого топарха» сообщает о времени, предшествовавшем княжению Владимира, что успехи «варваров» (русов), их «бесстрастность и справедливость» снискали к ним тогда всеобщее уважение, и «города и народы добровольно присоединялись к ним». Пошатнувшееся было политическое основание Русской земли вновь упрочилось.
Княжеские села. Смерды
О других государственных распоряжениях вдовствующей княгини судить нелегко за неимением конкретных данных: Ольга-правительница интересовала древнерусских книжников несравненно меньше Ольги-христианки. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что древнерусская летописная традиция связывает с Ольгиным именем организацию княжеских сел: «есть село ее Ольжичи и доселе». В Никоновской летописи появляется еще и некое Ольгино село в «Будутиной веси», которое, кажется, есть не что иное, как Выбутская весь — легендарная родина Ольги в Псковской земле.
Своим возникновением они были обязаны массовому захвату русами полона в разгромленной «Деревьской земле». «Древлянская» челядь была приведена на поселение под Киев и посажена на землю. Вероятно, так и появилось село Ольжичи, чье название означает «собственно, тех людей, которые принадлежали к челяди Ольги и по ее имени получили свое прозвище» (Тихомиров М.Н.
Крестьянские и городские восстания на Руси XI–XIII вв. М., 1955. С. 31). К слову сказать, подобная практика получила распространение во многих древних обществах: пленников «сажали на землю в специальных поселках и взимали с них дань продуктами земледелия и ремесла» (Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей.
М., 1975. С. 144).
В Русской земле посаженных на землю пленников стали именовать смердами. По древнерусским понятиям, они находились в рабском положении, «работали» на князя, но их эксплуатация осуществлялась в рамках даннической системы: смерды платили князю дань. Кроме того, они обязаны были в случае нужды пополнять княжескую дружину вспомогательными отрядами.
Поэтому зависимое население княжеских сел не было ни рабами в классическом понимании этого слова, ни крепостными крестьянами. Наделяя свою челядь орудиями труда и землей из находившегося в его владении земельного фонда, князь смотрел на смердов как на свою собственность.
Дети смердов наследовали вместе с юридическим состоянием своих отцов и их добро — как полученное от князя, так и благоприобретенное. Но если смерд умирал бездетным, князь забирал в казну его пожитки, собственно возвращал их себе — подлинному владельцу смердьего имущества. В отличие от челядина, находившегося в домашнем услужении, смерд нес материальную ответственность за противоправные проступки, но судился только княжим судом; обладая крайне низким социальным статусом, он вместе с тем пользовался иммунитетом от посягательств «сильных людей» и членов княжеской администрации. Происхождение смердов из княжеских пленников, наделенных средствами производства и обязанных содержать князя и его двор за счет своего хозяйства, обусловило характерную двойственность смердьего состояния: крайне низкий социальный статус при значительном материальном достатке (обеспечивавшем возможность приобретать вооружение), высокой степени юридической защищенности и широких экономических правах.
Устройство Ольгой княжеских сел положило начало формированию на Руси частновладельческой княжеской вотчины. В. О. Ключевский проницательно заметил, что «самая идея о праве собственности на землю, о возможности владеть землею, как всякою другою вещью, вытекла из рабовладения.
Эта земля моя, потому что мои люди, ее обрабатывающие, — таков был, кажется, диалектический процесс, с которым сложилась у нас юридическая идея о праве земельной собственности» (Ключевский В.О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 279).
В третьей четверти Х в., при княгине Ольге, земледелие в Русской земле сделало заметные успехи. В общинных хозяйствах и княжеских селах появились излишки зерна. От Льва Диакона узнаем, что князь Святослав добивался (и добился) у греков разрешения для русских купцов привозить в Константинополь хлеб на продажу.
В исторической литературе высказывалось мнение, что в число государственных мероприятий Ольги следует внести отмену полюдья, ибо начиная с этого времени источники больше не упоминают объездов русскими князьями подвластных земель. Однако этому предположению противоречит обилие местностей, связанных с Ольгиным именем: пускай и не все они расположены в действительных границах Русской земли середины Х в., но едва ли их распространение получило бы такой широкий географический размах, будь Ольга домоседкой. Всего вероятнее, что родоплеменной обычай полюдья исчез не благодаря чьему-то волевому решению, а вследствие постепенного изменения самого строя древнерусской жизни.
Источник: sergeytsvetkov.livejournal.com