Вариант разработки календарного планирования в старшей группе на тему «Что из чего сделано» по ФГОС. Планирование представлено в виде таблицы с указанием различных видов совместной деятельности педагога с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. Также в плане отражены мероприятия по созданию развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников, ежедневное взаимодействие с родителями.
Содержимое публикации
Тема недели: «Что из чего сделано?»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами материалов. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Воспитать в детях чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.
День недели
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Создание ПРОС для самостоятельной деятельности детей
Календарный план выполнения расчета по ГБ
с родителями
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Понедельник
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Беседа «Мир вокруг нас». Цель: расширять знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны.
Игра «Камень, ножницы, бумага» Цель: развитие логики, памяти, скорости мышления.
П/И «Куда пойдёшь и что найдёшь?» Цель: учить детей двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами.
РР. Д/И «Напишем кукле письмо»
Цель: формировать умение определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.
Работа в уголке природы.
Цель: учить определять необходимость и правила полива, очистки листьев от пыли. Формировать ответственность к порученному делу.
Рассматривание серии картин «Материалы и их свойства».
Организация выставки книг по теме недели.
Познакомить родителей с темой недели.
Познавательное и социально-коммуникативное развитие. Ознакомление с предметным и социальным миром.
Тема: «Из чего что сделано» Цель: познакомить детей с природными материалами, из которых сделаны различные вещи и предметы, дать представление о производстве бумаги, об изготовлении шерстяных, глиняных, стеклянных, железных изделий. Воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; развивать интерес к новой информации, побуждать к изучению нового.
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Тема: «Цветные зонтики» Цели: учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную технику. Закрепить умение закруглять уголки для получения купола зонтика, показать варианты оформления края (зубчики, маковки, познакомить с новым приёмом оформления аппликации — раздвижение.
Физическое развитие. Физическая культура (ул.) по плану физ. инструктора.
Лекция «Календарный план и смета проекта»
НАБЛЮДЕНИЕ «Свойства снега» Цель: рассмотреть снег, потрогать его, рассказать, как изменились его свойства во время оттепели
Д/И «Подбери слово» Цель: учить подбирать близки по смыслу слова (синонимы), активизировать словарь.
П/И «Не оставайся на полу». Цель: закрепить умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках, не наталкиваться друг на друга.
П/И «Бездомный заяц» Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
ТРУД. Расчистка дорожки. Цель: учить детей правильно пользоваться лопатами, вениками, доводить начатое дело до конца.
Цель: учить детей ходить змейкой между предметами, плавно выполняя повороты. Огибая их, сохраняя дистанцию. Формировать правильную осанку.
Игровое упражнение «Мой шкафчик» Цель: учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафчик, формировать умение соблюдать порядок в нем. Воспитывать опрятность, аккуратность, самостоятельность.
Цель: использовать умение детей действовать лопатками, сгребать снег.
Развивать фантазию, воображение.
Подъём. Гимнастика после сна.
Д/И «Что из чего сделано» Цель: формировать умение выявлять о обобщать объекты по материалам, из которых они изготовлены.
Чтение сказки «Три поросёнка» Цель: учить внимательно слушать сказку, отвечать полным ответом на вопросы.
ФЭМП. «Какое число пропущено?» Цель: учить определять место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число.
Ситуативный разговор «Наши рученьки чисты!». Цель: продолжать закреплять знание детей, о том, что перед едой нужно мыть руки с мылом.
Рисование по трафаретам
Цель формировать умение рисовать и закрашивать, развивать моторику рук и координацию движения пальцев рук.
НАБЛЮДЕНИЕ за погодой. Предложить детям дать характеристику погоды, составить мини рассказы на тему «Погода, которая мне нравится». Развивать связную речь детей, активизировать в речи понятия, связанные с характеристикой погоды. П/И «Салочки-выручалочки» Цель: приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. Игровая деятельность по интересам детей.
День недели
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Создание ПРОС для самостоятельной деятельности детей
с родителями
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Беседа «Как люди используют дерево и кожу».
Цель: познакомить со свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и кожи.
Д/И «Узнай предмет по силуэту» Цель: систематизировать знания о предметах быта, их назначении, деталях и частях; материале, из которого они сделаны.
М/П/И «Сделай фигуру». Цель: учить действовать по сигналу водящего, развивать координацию движения
ИЗО. Рисование: «Шкатулка».
Цель: продолжать учить закрашивать образ предмета, используя краски и кисть; воспитывать аккуратность; продолжать учить держать кисть правильно в руке.
Дежурство по занятию:
Цель: учить детей раскладывать материал к занятию и убирать его на место после занятия. Формировать умение выступать организаторами работы других детей, воспитывать ответственность
Рассматривание иллюстраций «Как жили люди на Руси», «Русская изба»
Цель: дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Познавательное развитие. ФЭМП. Тема:«Временные отношения, ориентировка в пространстве» Цель: закрепить знания о временных отношениях: сутки, неделя; порядковый счёт предметов в пределах первого десятка. Дать представление о неизменности объёма в результате осуществленного действия переливания. Совершенствовать умение определять своё местоположение среди объектов окружения.
Социально-коммуникативное и физическое развитие. Здоровый образ жизни. Тема: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»
Цель: дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека от инфекций. Познакомить со строением кожи, её значением. Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.
Художественно-эстетическое развитие Музыка (по плану муз. работника)
НАБЛЮДЕНИЕ «Превращение воды в лёд» Цель: продолжать знакомить с природным явлением льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.
Д/И «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: формировать умение передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
П/И «Ловишка с мячом». Цель: упражнять в умении бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
П/И «Зайцы и волк» Цель: способствовать совершенствованию выполнения детьми прыжков на двух ногах и на одной ноге с продвижением вперед.
ТРУД. Подмести веранду Цель: закрепить умение детей действовать веником в одном направлении.
ФИЗО. Упражнение «На одной ножке по дорожке» Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
Беседа «Зачем нужны правила?» Цель: обсудить с детьми правила, которые нужно соблюдать в помещении детского сада и на прогулке. Предложить представить, что получится, если каждый будет поступать не по правилам, а так как ему захочется.
Самостоятельная игровая деятельность на прогулке. Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
Подъём. Гимнастика после сна.
Познавательная сказка «Жила-была бумага»
Цель: уточнение представлений о бумаге, ее свойствах и видах.
Оригами «Рыбка» Цель: отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали и по горизонтали пополам.
Д/И «Чудо крестики»
Цель: воспитывать интерес и терпение, развивать логическое мышление.
Х/Б/Т «Моем стулья и столы». Цель: продолжать совершенствовать навыки совместной работы; воспитывать желание трудиться.
Цель: способствовать повышению культуры общения со сверстниками, воспитывать доброжелательное отношение к ним.
НАБЛЮДЕНИЕ «Ель и сосна зимой» Цель: учить детей различать ель и сосну, предложить составить сравнительный рассказ о каждом дереве. П/И «Вьюга, метель, снегопад». Цель: формировать умение выполнять движения в соответствии с командой, обогащать двигательный опыт детей.
Игровая деятельность по интересам детей.
День недели
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Создание ПРОС для самостоятельной деятельности детей
с родителями
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Дежурство в уголке природы. Цель: учить выполнять поручения по уходу за растениями.
Презентация «Волшебница резина» Цель: дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (гладкая, упругая, непромокаемая, прочная).
ДИ «Похож –не похож» Цель: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу.
РР. Скажи какой? Цель: учить детей выделять признаки предметов, использовать в речи качественные прилагательные.
Беседа «Польза и вред жевательной резинки».
Цель: познакомить детей с полезными и вредными свойствами
Закрепить знания о средствах гигиены.
Игры в театральном уголке с резиновыми игрушками. Цель: продолжать развивать интерес к
Папка — передвижка «Профилактика детского травматизма»
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Чудесные превращения кляксы» Цель: научить детей использовать в рисовании
нетрадиционные формы. Создать условия свободного экспериментирования с разными материалами инструментами (художественными и бытовыми), показать новые способы получения абстрактных изображений. (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение, фантазию в оформлении работы. Воспитывать эстетическое отношение в работе.
Физическое развитие. Физическая культура. (по плану физ. инструктора
НАБЛЮДЕНИЕ за кошкой. Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек.
Д/И «Узнай по голосу». Цель: развитие слух. внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
П/И «Горелки». Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием.
П/И «Не оставайся на полу». Цель: закрепить умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках, не наталкиваться друг на друга.
ТРУД. Сбор снега для постройки горки для куклы.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
ФИЗО. «Метание снежка в цель». Цель: учить метать снежок в цель; развивать меткость, внимание.
Ситуативная беседа: «Моя одежда и обувь».
Цель: воспитывать аккуратность, умение самостоятельно оценивать свой внешний вид. Учить аккуратно складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
Самостоятельная игровая деятельность на участке.
Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Подъём. Гимнастика после сна.
Отгадывание загадок. Цель: учить детей отгадывать загадки. Закреплять навыки речи- доказательства, развивать навыки речи-описания.
ДИ «Сгруппируй по признаку» Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.
М/П/И «Кто ушел?» Цель: развивать умение быстро найти недостающего.
ФЭМП. «Разложи карандаши по порядку».
Цель: закрепить умение устанавливать размерное соотношение между предметами разной длины, располагая их в порядке возрастания.
Формирование КГН. Цель: учить детей при кашле и чихании закрывать рот платком, отворачиваться в сторону от присутствующих.
Игры в спортивном уголке.
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки.
НАБЛЮДЕНИЕ за машиной такси. Цель: формировать представления о роли такси, его назначении для людей. Воспитывать уважение к труду водителя. П/И «Эстафета с обручами». Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
Самостоятельная игровая деятельность на прогулке.
День недели
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Создание ПРОС для самостоятельной деятельности детей
с родителями
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Беседа «В мире пластмассы» Цель: знакомить детей с искусственным материалом – пластмассой; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная, не боится воды, гибкая, прочная).
МУЗ/Д/И «С кем дружит зайчонок?» Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.
ИЗО. Лепка. «Раскрась картинку» Цель: закрепить умение раскатывать тонкие жгутики, учить детей выкладывать на картоне силуэты заданных рисунков, не выходить за контур.
Ситуативный разговор «Ложь человека не красит»
Цель: формировать у детей моральные качества, навыки и привычки, необходимые для жизни в обществе.
Настольная игра «Мозаика» Цель: учить выкладывать простые схематичные изображения предметов, развивать воображение, пространственное расположение; воспитывать усидчивость.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Дифференциация звуков [л] – [р]». Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков [л]-[р], на определение позиции в слове. Учить дифференцировать и четко произносить звуки [л] и [р], уточнить правильную артикуляцию звуков [л] и [р].
Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [л] и [р] в слогах, словах и в предложениях. Печатание слов с изученными буквами.
Познавательное развитие. Мир природы. Тема: «Зимние явления в неживой природе». Цель:развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции. Воспитывать бережное отношение к природе.
Физическое развитие. Физическая культура (по плану физ. инструктора)
НАБЛЮДЕНИЕ за вороной. Цели: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Д/И «Магазин вежливости» Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.
П/И «Сделай фигуру» Цель: учить детей бегать врассыпную по участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу
П/И «Перелет птиц» Цель: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу.
ТРУД. Уборка мусора на участке. Цель: учить коллективному выполнению задания.
ФИЗО. Игровое упражнение «Добеги до кубика».
Цель: учить детей правильно выполнять основные движения при
беге на скорость, развивать скоростно-силовые качества, воспитывать уверенность в себе.
Практическое упражнение «На прогулку собирайся».
Цель: продолжать учить детей последовательно и аккуратно надевать предметы одежды, проверять себя, помогать
Игры с игрушками, принесенными из дома.
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение делиться игрушками.
Подъём. Гимнастика после сна.
Рассказ воспитателя «История предметов»
Цель: расширять представления об истории создания предметов человеком, воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Д/И «Четвертый лишний» Цель: развитие внимания и сообразительности.
Д/И «Кто кем был» Цель: закреплять знания детей о животных и их детёнышах, учить строить конструкции, описывающие события, произошедшие в прошлом.
КГН. Цель: следить за правильной посадкой детей во время приема пищи (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол)
Игры с конструктором Лего «Чья команда быстрее построит?»
Цель: учить строить в команде, помогать друг другу.
НАБЛЮДЕНИЕ за сосульками. Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. П/И «Бездомный заяц» Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения. Самостоятельная игровая деятельность детей по интересам.
День недели
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Создание ПРОС для самостоятельной деятельности детей
с родителями
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Приём детей. Утренняя гимнастика.
Беседа «Что такое стекло?» Цель: Познакомить детей с историей возникновения стекла и его свойствами (светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, негладкое, толстое, тонкое, холодное).
Виртуальная экскурсия на завод елочных игрушек.
Познакомить детей с технологией производства стеклянных елочных игрушек, с профессией стеклодува.
Д/И «Определи на ощупь» Цель: учить детей обследовать предметы без опоры на зрительный анализатор.
Цель: учить выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Дежурство по столовой. Цель: учить раскладывать ложки справа от тарелки. Участвовать в уборке посуды после еды:
собирать ложки, относить на стол салфетницы и хлебницы.
Настольная игра «Лото», «Домино»
Цель: продолжать учить сопоставлять картинки, развивать внимание.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Художественно-эстетическое развитие. Музыка. (по плану муз. работника)
Речевое развитие. Развитие речи. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды. Цель: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Развивать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой – маленький, высокий-низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
НАБЛЮДЕНИЕ за облаками Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты.
Д/И «Назови одним словом». Цель: Продолжать учить объединять названные слова одним общим понятием.
П/И «Быстро возьми, быстро положи» Цель: формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры, совершенствовать выполнение игровых действий.
П/И «Воробушки и автомобиль» Цель: учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
ТРУД. Уборка игрушек после прогулки.
Цель: формировать умение трудиться в коллективе.
ФИЗО. Упражнение «Ловкие котята»
Цель: упражнять детей в перемещении по гимнастической скамейке на животе и на спине при помощи рук. Испытать гибкость и развивать мышцы спины,
Беседа «Не применяй силу!» Цель: рассмотреть ситуации из жизни группы, учить выделять поступки, совершенные с позиции силы, без учёта интересов второй стороны, показать негативные последствия этих поступков.
Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.
Подъём. Гимнастика после сна.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ Викторина «В мире материалов»
Цель: способствовать закреплению умения различать материалы. Создать условия для развития логического мышления, мелкой моторики, памяти. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.
ФЭМП. «Что перепуталось».
Цель: закреплять навыки порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, внимание.
Упражнение «Аккуратная кровать» Цель: закреплять умение быстро и опрятно заправлять постель.
Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности
НАБЛЮДЕНИЕ за звёздами. Цель: предложить детям рассмотреть звёздное небо, рассказать им о том, что много столетий назад люди придумали объединять звёзды в созвездия. П/И «Догони свою пару». Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад, «Добеги до флажка» Цель: учить детей следить за соблюдением правил, выполнять обязанности судьи. развивать ловкость, внимание. Самостоятельная деятельность детей на прогулке.
Источник: www.art-talant.org
Календарный план на тему «Деревья» для ДОУ
1. Беседа «Какие ты знаешь деревья» Цель: продолжать знакомить с разнообразием мира деревьев.
2. Раскрашивания раскрасок с разными деревьями.
3. Упражнение на образование однокоренных слов (например, берёза-березняк, ель-ельник, и т. д.) инд. работа Цель: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
4. Внести иллюстрации различных деревьев. Цель: рассмотреть их и провести сравнительный анализ: чем деревья похожи друг на друга и чем они отличаются.
5. Рассматривание альбома “Деревья России”
НОД 1. Логопедическое
2. Х.Э.Р. Лепка «Золотая осень»
Программные задачи: совершенствовать технику лепки из пластилина, развивать мелкую моторику, чувство цвета, пропорций и формы, учить создавать образ деревьев, листьев, травы из пластилина, используя разный метод лепки (скручивание, жгутики, налеп); продолжать учить детей передавать в работе свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в солнечный день, умение работать в коллективе, сообща составлять композицию. Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество. Воспитывать любовь к природе.
Материал: пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки, репродукции картин художников Остроухова Ильи Семеновича, Левитана Исаака Ильича, Шишкина Ивана Ивановича, музыкальное сопровождение» П. Чайковский. «Осенняя песнь»
Словарь: задумчивая, дивная, таинственная, пестрая, величавая, бурная.
Методические приемы: орг. момент-приветствие, рассматривание картин, беседа, загадка о листьях, физминутка, Пальчиковая игра «Осень. Деревья», показ способа лепки, напоминание, практическая работа, подведение итогов.
3. Х.Э.Р. Музыкальное
1. Наблюдения за березой. Цель: закрепить строение дерева.
2. Д/И «Назови растение с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления
3. П/И. «Зайцы и волк». Цель: учить правильно прыгать на двух ногах. «У медведя во бору», «Совушка».
4. Инд. работа — продолжать. развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
5. Трудовая деятельность. В цветниках убрать вместе с воспитателем засохшие растения, отцветшие стебли и цветы. Цель: учить ухаживать за цветниками.
6. Игра-забава «Узнай, не видя». Цель: развивать наблюдательность.
1. Опытно-экспериментальная деятельность «Для чего корешки?» — доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.
2. «Как отремонтировать книгу» — показать детям приёмы приклеивания обложки к книге. Закрепить представление о необходимости определения цели работы и её последовательности, о бережном отношении к книге.
3. Индивидуальные упражнения по ФИЗО: Игровые упражнения со скакалкой. Цель: закрепить с группой детей умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
4. Инсценировка стихотворения «Осинка» (с помощью мимики и пантомимики отображать образ)
5. Игра «Назови похожие слова». Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса слов
6. Игра «Какое дерево я загадала?» Цель: расширение словаря по теме, упражнять детей в словообразовании, учить составлять рассказ – сравнение по картине
1. П/И «Кольцеброс». Цель: развитие координации глазодвигательной функции.
2. «С кочки на кочку». Цель упражнять в прыжках в длину с места.
3. Наблюдение. Рассматривание видоизменен. стеблей. Цель: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду.
4. Примета. Если с дерева лист не чисто упадет, будет холодная зима; если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
5. Строительные игры с конструктором «Кроха» по замыслу детей. Цель: развитие дружеских взаимоотношений, учить договариваться об общем замысле
1. Беседа с детьми: «Если бы я был деревом» . Цель: продолжать знакомить с разнообразием мира деревьев.
2. Д/И «Отгадай и покажи». Цель: упражнять в нахождении отгаданного дерева на картине
3. Чтение художественной литературы «Деревья скрипят» Цель: познакомить детей с новым произведением, учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по прочитанному
4. КГН. Перед тем, как сесть за стол, руки мой перед едой. Это нужно для того, чтобы не болел живот»
5. Д/И «Отгадай и покажи» Цель: упражнять в нахождении дерева среди других деревьев, называть его
НОД 1. Логопедическое
2. П.Р. ФЭМП « Цифра 4»
Программные задачи: познакомить с цифрой 4, закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица, внимание, логическое мышление, память.
Словарь: условная мерка, справа, слева, впереди, сзади.
Материал: цифры, полоски по ширине и длине, условные мерки, тетради, карандаши.
Методические приемы: орг. момент –д/и «Встань там, где я скажу», знакомство с цифрой 4, измерение при помощи условной мерки, физминутка «Дни недели», работа в тетрадях, итог.
3. Ф.Р. Физкультурное № 7
II пол. дня Х.Э.Р. Рисование « Деревья в нашем парке»
Программные задачи: Учить детей способам обследования деревьев; умению видеть их характерные особенности; совершенствовать применение детьми разных средств выразительности, (линия, цвет, композиция, побуждать детей передавать в рисунке разнообразные по строению, форме деревья, кусты, (старые с толстыми стволами, изогнутые и наклонённые ветром ветки, стройные, высокие и низкие деревья); продолжать формировать технические умения; использовать разное положение кисти при изображении линий разной толщины (использование губки, для равномерного нанесения тона); формировать умение замечать и чувствовать выразительность рисунков; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание оказывать помощь другим товарищам.
Словарь: гибкие, тонкие, клонит ветер, белоствольная.
Материал: грамзапись «Времена года» П. Чайковского, игрушка гномик, альбомные листы, кисти, краски, салфетки, трубочки, стаканчики с водой.
Методические приемы: Использование технических средств. Игровой момент. Индивидуальная помощь советом. Художественное слово. Выполнение работ детьми.
1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время
2. Инд. работа. Упражнять в беге через разные препятствия. Цель: развитие навыков бега через препятствия
3. Труд : сбор сломанных веток. Продолжать развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре
4. П/игра : «Поймай листок» –развитие умения подпрыгивать как можно выше. «Змейка» Цель: учить детей не расцеплять руки, передвигаться оставаясь в цепочке
1. Рассматривание с детьми иллюстрации «Осенняя береза». Цель: расширение представлений детей о деревьях
2. Чтение худ литературы. С. Маршак «Что мы сажаем, сажая леса». Цель: вызвать чувство радости от восприятия стихов.
3. Тема: «Оденем березку в осенний наряд. Цель: продолжать учить детей вырезыванию, прямоугольника овал; упражнять в различении основных цветов, учить аккуратно пользоваться клеем, нанося его небольшим количеством на наклеиваемую
4. Д/У «Найди причину». Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи
5. Объясни пословицу «Дерево держится корнями, а человек друзьями» Цель: развитие речи, умение составлять предложение, выражающее смысл пословицы
1. П/И «Лиса в курятнике» Цель: упражнять детей спрыгивать с небольшой возвышенности, бегать не наталкиваясь друг на друга.
2. Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев. Цель: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира.
3. Трудовое поручение. Уборка опавшей листвы. Цель воспитание трудолюбия, поощрять желание трудится вместе.
4. Игры с песком по инициативе детей. Цель: в процессе игры продолжать знакомить со свойствами сухого и мокрого песка.
5. Д/И «Кто знает пусть дальше считает». Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
6. Инд. работа: Упражнять в отбивания мяча от земли п/и «Я знаю пять имен».
1. Д/И «Дерево – куст». Цель: упражнять в различении особенностей строения кустарника и дерева
2. Мини – этюд «Береза (проговаривание текста в сопровождении его движениями). Обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях происходящих в жизни деревьев.
3. Инд. работа. Д/И «Дни недели» — закреплять представление о послед. дней недели и их названиях. Цель: закреплять у детей знания названий дней недели и последовательности их
4. Беседа: «К чему ведут ссоры в игре» . Цель: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других детей во время игры. Учить соблюдать нравственные нормы поведения во время игры. Воспитывать доброжелательность
5. Сюжетно – ролевая игра : «Путешествие в летний лес», «На лугу»
6. Ситуативный разговор и речевая ситуация «Что я сказал бы людям, если бы был деревом?»
НОД 1. Логопедическое
2. С.К.Р. ОБЖ « Путешествие в лес»
Программные задачи: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания, закрепить знания детей о правилах поведения во время грозы, при пожаре, на водоемах, при встрече с насекомыми; уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; развивающие: способствовать развитию мышления, воображения , любознательности; воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие; закреплять правильное звукопроизношение, развивать диалогическую речь детей, закрепить правильное произношение звука ж.
Материал: оформленный зал- лес, поляна, водоем; иллюстрации, спортивное оборудование: подушки, дуги; аудиозапись (звуки леса), игрушка Лесовичек, грибы-муляжи, презентация «Как вести себя в лесу»
Словарь: турист, привал
Методические приемы: орг. момент релаксационное упражнение «Путешествие в волшебный лес», упражнение «Прогулка», загадки, стихотворение, рассматривание иллюстраций, физминутка «К речке быстрой», «Пролезь под кустами», п/и «Жуки», появление Лесовичка, беседа, загадки, игра «Собери грибы», беседа с детьми, итог – просмотр презентации, рассказы детей.
3. Х.Э.Р. Музыкальное
1. Наблюдение за тополем. Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. Цель: расширение представлений детей о разных видах деревьев
2. Индивидуальная работа : прыжки на одной ноге. Цель: развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу
3. Труд : сгребание листьев в кучи. Воспитывать трудолюбие.
4. Д/И «Узнай по голосу» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу
5. П/И «Быстрее ветра» Цель развивать быстроту бега, учить достойно проигрывать, бороться до конца.
1. Чтение худ. литературы «Мать и кормилица» Г. Скребицкий. Цель: познакомить детей с новым произведением и учить детей внимательно слушать и понимать сюжет произведения
2. Расскажи стихи руками. Цель: развитие мелкой моторики; учить детей соотносить слова и движения руками
3. Ручной труд — тема: «Осеннее дерево». цель: упражнять в размазывании пластилина по плоскости, показать возможности применения бросового материала (пуговицы, развивать умение составлять узор из пуговиц
4. Предложить детям игровой материал «Конструктор Лего». Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом. Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывать его.
1. П/И «Подарки» Цель: учить подбирать движения для характеристики разных движений.
2. «Бездомный заяц». Цель: продолжать формировать умение выполнять правила игры.
3. С. р/и. «Детский сад. Прогулка в парк». Цель: закрепить названия деревьев и кустарников.
4. Содружество с родителями.
5. Наблюдение за продолжительностью дня. Цель: обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений
6. Трудовая деятельность. Наведения порядка на участке. Цель закреплять навык уборки за собой игрушек, аккуратно складывать их на свои места на веранде
1. Свободное общение : почему не нужно срезать и ломать ветки? Как помочь раненному деревцу? Цель: расширение представлений о деревьях осенью, умение называть отличительные признаки времени года, развитие речи и речевой активности
2. Д/И «С какой ветки детки?» Цель: развитие умения определять дерево по листу и наоборот, развитие внимания, памяти и мышления
3. Выполнение КГН процедур под песню: «Мы умеем чисто мыться». Цель: развитие интереса к музыке и выполнению культурно – гигиенических процедур. Формировать устойчивое желание в соблюдении культурно – гигиенических навыков
4. Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка) обследование и рассматривание листьев: определить форму, окраску
НОД 1. Логопедическое
2. П.Р. ФЭМП « Цифра 5»
Программные задачи: Познакомить с цифрой 5. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Развивать внимание, память.
Словарь: дни недели, выгнутый, вогнутый.
Материал: цифры, часы «Дни недели», тетради, цветные карандаши.
Методические приемы: орг. момент «Назови соседей», знакомство с цифрой, счет вперед и обратно, д/и «Живая неделя», отгадай-ка, физминутка, д/и «На что похоже?», работа в тетрадях, итог.
3. Х.Э.Р. Рисование « Береза»
Программные задачи: Совершенствовать умения рисовать берёзку. Закрепить приемы рисования простым карандашом прямых и волнистых линий. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Развивать воображение, творчество. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность. Тренировать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать любовь к природе и родному краю. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы. Воспитывать положительное отношение к художественной деятельности.
Активизация словаря: берёзка тонкая, белоствольная, кудрявая, высокая.
Материал: простые карандаши, листы бумаги, аудиозапись В. Алексеев «Рощица», иллюстрации с изображением берёз.
Методические приемы: Загадка о берёзе. Рассматривание иллюстраций с изображением берёз. Приём «Подзорная труба». Психогимнастика «Я дерево». Показ приёмов рисования простым карандашом. Подготовка руки к рисованию.
Пальчиковая игра Карандашик. Самостоятельная работа детей, (муз сопровождение, В. Алексеев «Рощица»). Индивидуальная помощь детям. Итог.
Физкультура в играх на прогулке №4 (Пензулаева)
1. Наблюдение за почвой. Цель: обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие, дети, зная свойства песка и глины, объясняют причину.
2. П/И «Лошадки бегут по траве». Цель: развивать двигательную активность детей, вызвать у детей добрые чувства друг к другу
3. Дидактическая игра : «Третий лишний» (растения). Цель: развивать наблюдательность, мышление, речь
4. Труд. Помочь дворнику в уборке листьев на участке Д/С. Цель: привлечение детей к труду и помощи взрослым; умение выполнять работу взрослых, правильно держать метелку и аккуратно собирать сухую листву
5. Свободное общение «Могут ли деревья лечить?» «о пользе деревьев и кустарников»
1. Чтение стихотворений Л. Н. Толстой «Дуб и орешник» Соколов – Микитов «Осень» Цель: познакомить с новым произведением, развитие внимательности, памяти, развитие умения отвечать на вопросы после
2. Ручной труд. Изготовление поделок из природного материала Цель: развитие мелкой моторики, восприятия и воображения
3. Беседа с детьми
4. «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?» , «Почему опасно бегать с палками?». Цель: развитие умения анализировать и делать выводы.
1. П/И «Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с предметами; учить попадать в цель; развивать глазомер, ловкость.
2. Трудовая деятельность. Сбор веточек, красивых листьев, крылаток для выкладывания картины на песке. Цель: расширять представления о природном материале, которые можно использовать для аппликаций, воспитывать трудолюбие, желание участвовать в совместной деятельности
3. Экспериментальная деятельность. рассматривание в лупу прожилок осенних листьев и сравнение листьев по форме, размеру, окраске, поверхности листа
4. Д/И «Опиши осенний листок». Цель Развитие связной речи, продолжать учить составлять описательные рассказы.
1. Беседа на тему: «Лес в жизни человека». Цель: расширение представлений детей о понятие лес, какую роль играет лес в жизни человека
2. Д/И «Что сначала, что потом?» «Когда это бывает?» «Подбирай, называй, запоминай». Цель: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников
3. Индивидуальная работа по формированию математических представлений. Цель: закрепить счёт в пределах 10, учить соотносить цифру с количеством
4. Д/У: «Раздели круг на четыре части». Цель: развитие логического мышления, умение самостоятельно находить решение.
5. КГН. Закрепление навыка сметания остатков крошек и пищи со стола специальными принадлежностями. Цель: развитие трудолюбие у детей и уважение труда взрослых
6. Вместе с детьми сравнивать одежду людей ранней и поздней осенью; обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали короче или длиннее, стало теплее или холоднее на улице?»
НОД 1. Логопедическое
2. Х.Э.Р. Аппликация « Кудрявые деревья»
Программные задачи: Помочь увидеть красоту родной природы, стремление заботиться о ней и беречь ее. Систематизировать и обобщить знания детей о приметах осени и об осенних явлениях, о лесе. Закрепить умение симметричного вырезания силуэтов деревьев- ствола и ажурной кроны из бумаги, сложенной вдвое. Развивать композиционные умения.
Воспитывать интерес к познанию природы и умение решать противоречия. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Словарь: шуршат, суровый, предвещают, величавый.
Материал: ноутбук, проектор, презентация, магнитофон, кукла-игрушка: гномик Лесовичок, осенние листья из цветной бумаги по количеству детей, цветная бумага, ножницы, салфетка, клеевой карандаш.
Методические приемы: орг. момент – загадка о лесе, появление Лесовичка, беседа о деревьях, презентация деревьев, д/и «Хорошо-плохо», физминутка, рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев», практическая работа, напоминание, инд. помощь, итог.
3 . П.Р. Экология « Кора деревьев»
Программные задачи: Развивать познавательный интерес детей; уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев; учить моделировать кору из бумаги; продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним; способствовать формированию положительных свойств психики детей.
Материал: Кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки, клей, ножницы; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.
Словарь: тонкая, гибкая, мягкая, толстая, жесткая.
Методические приемы: сюрприз – письмо от лесника, беседа о лесе, деревьях, рассматривание коры разных деревьев, сравнение, познавательный рассказ воспитателя, физминутка «Деревья», вырезание листьев и изготовление коры дерева, итог.
1. Целевая прогулка по территории детского сада «Какие деревья я узнал». Цель: совершенствовать умение детей узнавать и называть деревья, растущие на территории детского сада
2. С/р игра. «Семья» Цель : побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи
3. П/И «Догонялки» «Беги к дереву». Цель: развитие двигательной активности детей
4. Сюжетно – дидактическая игра «Юные защитники леса».
5. «Как правильно одеваться осенью на прогулку?» . Цель. Продолжать формирование умений быстро и аккуратно одеваться, правильно обуваться – с подгруппой, индивидуально (каждый день).
6. П/и : «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
7. Труд. поручения : собрать семена цветов.
1. Чтение худ литературы. Е. Трутнева «По лесным тропинкам». Цель: прививать любовь к природе, учить понимать сравнения художественного слова, развивать слуховую память
2. Досуг. «Загадки с ветки». Цель: развивать логическое мышление, вызвать радостное настроение.
3. Зарисовки «Что люди делают из древесины?». Цель: совершенствовать навыки рисования и умение выделить предметы, изготовленные из древесины
4. Нахождение предметов в группе, сделанных из древесины
5. Во время вечернего ухода домой продолжать формировать привычку прощаться с педагогами и детьми
6. Вырежи картинки с изображением деревьев, которые имеют лечебные свойства и наклеить в альбом.
1. П/И «Кого назвали, тот и лови!». Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. «Птички и кошка». Цель: закреплять умение бегать в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга.
2. Наблюдение. Рассматривание пожелтевшей листвы. Цели: развивать умения самостоятельно выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме;
3. С-р./и. «Семья Прогулка в осеннем парке». Цель: Воспитывать доброжелательные отношения у детей, учить самостоятельно распределять роли.
4. Трудовая деятельность. Сбор листьев в кучки под корни деревьев. Цель: воспитание трудолюбия.
Источник: znanio.ru
Вида планирования в ДОУ
МКУ Комитет по образованию г.Улан-Удэ
МБДОУ детский сад № 9 «Дружок»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Консультация для молодых специалистов
Подготовил: Гатаулина К.Г.,
Виды и формы планирования в ДОУ
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к
реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных
документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что
первым шагом к деятельности должно стать планирование.
Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при
составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР
от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования:
годовой и календарный план.
условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении
используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному
педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.
календарной (разбитой по месяцам),
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
текстовой (иметь текстовое описание содержания),
табличной (иметь табличную форму написания),
блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является
«анализ работы за прошедший учебный год».
Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.
Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-
тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является
модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Комплексное
планирование
возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной
программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.
планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.
Перспективное
планирование
возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности
осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением
составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год
разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и
осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с
учетом комплексно-тематического планирования.
о Календарно-тематическом
планировании
во спит ательно-
образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение
устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.
Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех
видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать
разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной
на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской
жизни в трех формах:
— непосредственно образовательная деятельность;
— нерегламентированные виды деятельности;
— свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной
спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо
используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.
технологии модульного планирования. При составлении плана на
основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на
неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты
наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно
ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в
виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.
некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают,
мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас, каков будет конечный итог. Но есть один
человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси,
который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на
планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.
Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с
требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.
перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели,
используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.
— Давайте назовём первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.
длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
по следовательно сти,
длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных
комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в
коррекции не нуждаются.
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при
Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента
ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его
вовлечению в педагогический процесс).
деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя,
а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с
занятиями с высокой двигательной активностью).
Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы,
игр по подгруппам).
планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи –
доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и
ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут
быть запланированы в течение 1 – 2 недель:
1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день — воспитывать доброжелательное отношение к детям.
разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной
Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости
Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как живут
Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально
возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать
патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр.
Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих
процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что
должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях
дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен
проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть
плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в
ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
тематический план необходимо:
Установить объем плана в условно-учебных часах.
Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для
достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится
очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по
ходу календарного планирования в течении года.
направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей
и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
соответствовать поставленным задачам).
диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика
показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:
УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию
детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать
Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут),
ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные
игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
использование колющих и режущих предметов труда.
Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии
комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,
интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие
(музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или
спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее,
что нужно планировать на прогулке:
изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.
соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она
планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших
группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике,
развитию речи), с детьми которые не усвоили материал ( 3 – 7 минут), с одаренными
детьми, по подготовке к праздникам.
6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо
формировать потребность в труде.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от
настроения и желания детей.
7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.
ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с
удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:
— настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные,
дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2 . Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз
неделю (в четверг или пятницу).
снежинок», «Нитяных (бумажных)
голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются
различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи,
песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать
знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя.
До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в
данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима
Непосредственно образовательная деятельность.
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и
какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
Но: не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так
как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и
зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не
шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов,
Методы и приемы.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и
зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти
задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и
заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем
младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в
недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением
вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки»
Источник: pedrazvitie.ru