Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов…
Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?
Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.
Какие законы и документы держать под рукой для участия в тендерах на строительные работы?
-
— общие правила госзакупок, — нормативы в сфере строительства, о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту, о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов, о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
Какими способами заказчики закупают строительные услуги?
С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.
Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.
Заказчик проводит процедуру в двух случаях:
- если конкурс не состоялся,
- если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.
Что заказчик требует от участников?
Единые требования
44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.
В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.
В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207
Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.
Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.
Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.
Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.
Дополнительные требования
В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:
- Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
- Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
- Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.
Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:
- Копии выполненных контрактов и актов приемки.
- Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
- Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
- Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.
Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.
Риски при подготовке заявки
Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.
Неудобный формат документации
Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:
- В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок. заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.
Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.
В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.
Избыточные и противоречивые требования
Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.
Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.
Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.
Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.
Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.
К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.
Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.
Скрытые работы и требования
Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.
Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.
Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44 — ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство , реконструкция объектов капитального строительства . (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449- ФЗ ). (см. текст в предыдущей редакции). (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 314- ФЗ ).
Капитальное строительство 44 фз
Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 314-ФЗ)
1. Контракт, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения работ по указанному контракту исключительные права на результаты таких работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
7. Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
№ 44 — ФЗ . Российская федерация. Федеральный закон . О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения. … 8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства , конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара; (п. 8.2 введен.
Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 24-01-07/8367 «О составлении сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и капремонт объектов капитального строительства, и проверке ее достоверности»
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части проведения повторной проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что статьей 110.2 Закона N 44-ФЗ определены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Так, частью 6.1 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что оплата выполненных работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется в пределах цены контрактов в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности предусмотрен положениями статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 (далее — Постановление N 427).
Результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия на основании пункта 24 Постановления N 427.
В соответствии с пунктом 30 Постановления N 427 повторная проверка сметной стоимости производится в случае, если после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения. Вместе с тем Постановление N 427 признано утратившим силу.
При этом подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подготовленное в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до вступления в силу настоящего постановления, приравнивается к положительному заключению государственной экспертизы проектной документации, проведенной в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Кроме того, внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части упрощения процедуры организации и проведения повторной экспертизы проектной документации в случаях внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы (части 3.8 — 3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что вопросы строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, порядок и правила разработки проектной документации на указанные виды работ регулируются отраслевым законодательством Российской Федерации.
В этой связи сообщаем, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, является Минстрой России, в связи с чем по вопросам, связанным с повторной проверкой достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, полагаем целесообразным также запросить позицию Минстроя России.
Указанные критерии устанавливаются (в обязательном порядке) когда предметом контракта является: — выполнение работ по строительству , реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) — проведение работ по сохранению объектов культурного наследия — контракт жизненного цикла (если такой контракт предусматривает проектирование, строительство , реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства ) — контракт «под ключ» в рамках ПП РФ №563 (ч.16.1 ст.34 44 –. ФЗ ) — контракт «под ключ» в рамках ч. 56 ст. 112 44 – ФЗ . КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКУПОК СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ по Закону № 44 – ФЗ .
- https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1136-stroitelstvo-44fz
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/1e798f7b9d83a36496e4d280ebceaf5778d1982f/
- http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-minfina-rossii-ot-10-02-2020-24-01-07-8367.html