20. Форма N 4-кс. Сведения об основных показателях деятельности организации, осуществляющей проектирование и инженерные изыскания для капитального строительства 20.1. Статистическую информацию по форме N 4-кс представляют юридические лица и их…
Минстрой разъясняет: Строительный контроль
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Положение N 468).
В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля. Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.
В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).
Согласно пункту 41 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 (далее — Правил формирования ФАИП) для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства (далее — дирекция), которая выполняет функции технического заказчика.
Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2020 г. за N 58980), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Кодекса (далее — Методика N 297).
Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.
В силу статьи 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 169-ФЗ) архитектор и юридическое лицо на основании договора с застройщиком имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта.
Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть. При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор — добровольной.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор — это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.
В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр (далее — СП 48.13330.2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.
В силу пункта 9.2 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее — СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлен СП 246.1325800.2016.
Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.
Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).
В соответствии с требованиями, установленными пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее — Положение N 87), средства на строительный контроль входят в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства, включаемой в раздел 11 проектной документации.
Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.
В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.
Дополнительно сообщается, что приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986) (далее — Методика N 421), который вступил в силу с 5 октября 2020 года.
Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
Пунктами 162 — 168 Методики N 421 предусмотрено, что:
Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.
При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Письмо Минстроя России от 20.12.2018 N 55067-ОГ/08 «По вопросам строительного контроля» — Проведение строительного контроля и непосредственно строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 20 декабря 2018 г. N 55067-ОГ/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам, связанным с осуществлением строительного контроля, и в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано проводить строительный контроль.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в рамках выполнения работ по договору строительного подряда заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В соответствии со статьей 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
В этой связи проведение строительного контроля и непосредственного строительства объекта капитального строительства одним и тем же лицом противоречит положениям ГК РФ.
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, описывает порядок проведения строительного контроля, при котором обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, обязанностью заказчика при этом является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.
Очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.
При этом, достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, конструкций и участков инженерных сетей, подлежащих закрытию, их соответствие установленным требованиям может только независимое и незаинтересованное в сдаче работ лицо.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры О.А.ДАШКОВА
Письмо Минстроя России от 19.09.2017 N 33529-ТБ/02 «О подписании акта освидетельствования скрытых работ»
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 19 сентября 2017 г. N 33529-ТБ/02
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленному в нем вопросу сообщает следующее.
Исходя из совокупности норм пунктов 2 и 4 части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) только специалистами по организации строительства в должности главного инженера проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, подписываются документы, оформляемые в процессе проведения строительного контроля.
Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 (РД-11-02-2006). Указанные акты должны быть подписаны представителями застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля, лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
Сведения об иных лицах, участвующих в подписании акта освидетельствования скрытых работ, в том числе представителя лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, в национальном реестре специалистов могут не содержаться.
Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 18 сентября 2017 г. N 33473-ТБ/02
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые функции в рамках трудовых отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем, выполняются работником только лично.
Пунктом 2 части 5 статьи 55.5-1 Кодекса к должностным обязанностям специалиста по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, относится в том числе строительный контроль.
Исходя из совокупности норм, изложенных в части 2 статьи 53 и пункте 22 статьи 1 Кодекса, строительный контроль также проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Указанная функция выполняется только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса, занимают должность главного инженера проекта.
При этом данное требование распространяется только на подписантов — работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, членство которых в саморегулируемой организации, в соответствии с Кодексом, является обязательным.
Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Правового департамента Т.Н.БАРМИНА
В числе документов, используемых в строительстве , присутствуют различные формы КС : КС -2, КС -3, КС -11, КС -14 и другие, а также документы составленные в произвольной форме. Для заказчика такие документы — необходимое подтверждение произведенных затрат , а для исполнителя — обоснование себестоимости выполненных работ, договорной стоимости и т. д. Наличие и отсутствие этих документов имеет значение при налоговых проверках, и в ответе за этот фронт работ в большинстве случаев оказывается именно бухгалтер. Особенно, если речь идет о малом и среднем бизнесе, ведь именно в этой сфере бухгалтер в ответе за все, в т. ч. за формирование форм КС на основе смет. Формы КС .
Капитальное строительство кс 4
20. Форма N 4-кс. Сведения об основных показателях
деятельности организации, осуществляющей
проектирование и инженерные изыскания
для капитального строительства
20.1. Статистическую информацию по форме N 4-кс представляют юридические лица и их обособленные подразделения всех организационно — правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (кроме малых, иностранных и предприятий с участием иностранного капитала), осуществляющие по договорам подряда с заказчиками проектирование и инженерные изыскания для капитального строительства, а также проектные подразделения организаций, имеющих самостоятельный баланс .
В дальнейшем изложении — проектно — изыскательские организации.
Проектно — промышленно — строительные и проектно — строительные объединения, в состав которых входят проектные подразделения на правах производственных единиц, информацию по форме N 4-кс не представляют.
20.2. Проектно — изыскательские организации, имеющие в своем составе научно — исследовательские или конструкторские подразделения, в отчет по форме N 4-кс включают данные не только по проектно — изыскательским подразделениям, но и по научно — исследовательским или конструкторским подразделениям.
20.3. Проектно — изыскательские организации в объем проектно — изыскательских работ, выполненных собственными силами, включают работы как по законченным, так и незаконченным в отчетном периоде проектам, изысканиям и пр.
Многопрофильные организации, выполняющие проектно — изыскательские работы по договорам с заказчиками, представляют форму N 4-кс.
КС -2 и КС -3 — что это такое. Гражданское законодательство предусматривает для заказчиков обязанность выполнять перечисленные выше СМР согласно смете, которая определяет цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). В 2021 году КС -3 и КС -2 не имеют альтернативы документального оформления при строительстве на основании смет. Эти формы унифицированные. Госкомстат утвердил их 11 ноября 1999 года постановлением № 100.
Что бухгалтеру учесть в документообороте по строительству: формы КС, сметы и ЭДО
Не секрет, что строительная отрасль находится под пристальным вниманием разнообразных контролеров, в т. ч. и налоговиков. Как держать документы в порядке и все учитывать, чтобы избежать проблем?
Тот, кто в ответе за все
В числе документов, используемых в строительстве, присутствуют различные формы КС: КС-2, КС-3, КС-11, КС-14 и другие, а также документы составленные в произвольной форме. Для заказчика такие документы — необходимое подтверждение произведенных затрат , а для исполнителя — обоснование себестоимости выполненных работ, договорной стоимости и т. д.
Наличие и отсутствие этих документов имеет значение при налоговых проверках, и в ответе за этот фронт работ в большинстве случаев оказывается именно бухгалтер. Особенно, если речь идет о малом и среднем бизнесе, ведь именно в этой сфере бухгалтер в ответе за все, в т. ч. за формирование форм КС на основе смет.
Формы КС
Форму КС-2 ( утв. постановлением Госкомстата от 11 ноября 1999 № 100 ) применяют для сдачи-приемки выполненных подрядных СМР. Она составляется вне зависимости от назначения объекта — производство, жилище и т. п. — по завершению всех работ или конкретного этапа ( разумеется, при условии, что претензий заказчик не имеет ). Форма № КС-2 — основание для составления формы КС-3 , т. е. справки о стоимости выполненных работ и затрат.
Отметим, что объем работ, зафиксированный в формах КС-2 и КС-3, должен совпадать с объемом, зафиксированным в проектной документации и сметой. Подчеркнем, что речь именно об объеме работ , а не о стоимости работ ( по завершении строительства она вполне может отличаться от указанной в смете, и именно эта договорная стоимость включается в стоимость строительства ).
Для составления акта КС-2 следует использовать данные журнала учета выполненных работ (ф. № КС-6а), составленные в нужном количестве экземпляров ( два или три: первый — экземпляр подрядчика, второй — заказчика, третий — инвестора ).
Журнал по форме № КС-6а — это накопительный документ, применяемый для учета выполненных работ, и ведется исполнителем по каждому объекту, с использованием замеров работ, а также расценок и норм по каждому виду работы.
Сдача объекта застройщиком в адрес дольщиков или инвесторов оформляется актами КС-11, КС-14 ( утв. постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 № 71а ).
Помимо форм «семейства» КС используются также документы, фиксирующие передачу и использование:
- строительных материалов — накладные, ведомости, лимитно-заборные карты;
- техники —- путевые листы, акты;
- временных сооружений и зданий — накладные, акты приемки-передачи и т.п.
На практике формы КС требуют большого количества согласований. Причем как внешних (с заказчиком), так и внутренних — между собственными подразделениями, с бригадирами, инженерами и т.д.
Подключение к Астрал.ЭДО позволяет в разы ускорить процессы согласования и исключить потерю необходимой документации. Вы можете направлять документы как в собственные подразделения, так и контрагентам, оперативно получая ответ.
Пока в Астрал.ЭДО есть возможность обмена такими документами в неформализованном виде, т. к. ФНС еще разрабатывает форматы КС-2 и КС-3. Они будут утверждены и введены в действие в ближайшее время
Нужен ли журнал № КС-6а, если есть форма КС-6?
Форма КС-6 — это общий журнал работ. Любая фирма вправе разработать и перечень, и формы не только первички, но и регистров бухучета ( п. 5 ст. 10 Закона о бухучете ). Если будет принято решение применять формы КС-6 и КС-6а, то следует помнить, что это вообще разные документы:
- КС-6 — это строительный документ, который фиксирует именно историю процесса (основные этапы, контроль и т. п.);
- КС-6а — это документ финансовый, с помощью которого определяют объемы работ и их стоимость.
Именно на основании этих данных заполняют ф. № КС-2. И беда в том, что при разработке ф. КС-6а не учли, что сметная стоимость выполненных работ может отличаться от договорной. И тут надо или КС-6а оформлять в договорных ценах, или стоимость работ, исходя из данных ф. КС-2 будет отличаться от данных КС-6а. Впрочем, санкций за подобное расхождение не установлено.
А можно без форм КС?
Можно, поскольку с 2013 применение этих форм уже необязательно ( Федеральный закон от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ ). Вы вполне можете разработать свои формы, главное, чтобы в них присутствовали следующие реквизиты ( см. п. 2 ст. 9 закона ):
Факт передачи результатов выполненных работ можно оформлять и универсальным передаточным документом , дополнив его нужной в строительстве информацией ( см. письмо ФНС от 22 апреля 2019 № ЕД-4-15/7638 ).
Практика показывает, что большинство строителей предпочитают ф. № КС-2, КС-3 ( застройщики — ф. № КС-11, КС-14 ), утвержденные приказом руководства и отраженные в учетной политике. Эти документы представляются субподрядчиками генподрядчику, и генподрядчиком — заказчику-застройщику.
В любом случае следует помнить, что сдача выполненных в результате стройподряда работ оформляется актом (ст. 753 ГК), и документы, определяющие объем и стоимость работ, называются и согласовываются еще при заключении договора. Если согласовано применение № КС-2 и КС-3, то придерживайтесь договоренностей.
Если СМР осуществляются своими силами
Если СМР собственными силами осуществляет застройщик, то стоимость работ учитывается:
Дебет 08 — Кредит 10 (на стоимость материалов);
Дебет 08 — Кредит 70 (на суммы начисленной зарплаты);
Дебет 08 — Кредит 26 (на сумму части общехозяйственных расходов, относящихся к строительству) и т. д.
Основанием для учета материалов будет первичка, оформляющая операции по их расходу ( акты на списание, накладные, лимитно-заборные карты, ф. № М-29 и проч. ) Для учета расходов на оплату труда — трудовые договоры, штатное расписание, платежные ведомости, наряд-заказы и т. п.
Налоговики могут потребовать к тому же общие сметы и журналы по ф. № КС-6, КС-6а, а также первичные документы, обосновывающие стоимость оборудования (как нуждающегося в монтаже, так и нет), которые следует получить от поставщиков (плюс документы об оплате).
О необходимости сметы
Смета — это документ, определяющий цену работ, виды и стоимость ( ст. 743 ГК ), она становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК ). Градостроительный кодекс обязывает составлять смету при строительстве объектов капстроительства, финансируемых за счет бюджета (п. 12.2 ст. 48 ). По общему же правилу сам заказчик (застройщик) определяет, нужна ему смета или нет ( см. п. 7 Положения. утв. постановлением Правительства от 16 февраля 2008 № 87 ).
И все-таки разумнее всего составлять сметы при любых подрядных работах , в т. ч. и для того, чтобы спокойно применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».
Сметы — это еще одна группа документации, согласование которой отнимает уйму ресурсов и времени. Подключите сервис 1С-ЭДО — заказчик и подрядчик намного быстрее договорятся о составе сметы и стоимости работ. ЭДО позволяет также хранить историю изменений, правок документов, что позволяет отследить историю согласований.
Помимо прочего, не секрет, как налоговики любят сметы и при отсутствии в них некоторых сведений (не говоря об отсутствии самой сметы) вообще могут прийти к выводу, что договор подряда не является заключенным. Спасти вас может разве что условия о твердой цене в контракте ( см. определение ВС от 11 марта 2020 № 303-ЭС19-21127 ), но это не точно.
Напомним, что Методика определения сметной стоимости строительства ( реконструкции, капремонта, сноса ) утверждена приказом Минстроя от 4 августа 2020 № 421/пр, в п. 25 которой перечислены сметные расчеты, разрабатываемые в составе сметной документации:
- сводка затрат (по необходимости);
- сводный сметный расчет стоимости строительства;
- объектные и локальные сметные расчеты (сметы);
- сметные расчеты по отдельным видам затрат.
Бумажный документооборот в строительстве — это дорого, хлопотно и далеко не всегда надежно. Используйте сервисы ЭДО от Калуга Астрал: 1С-ЭДО или Астрал.ЭДО. Работайте в онлайн-сервисе или привычной для бухгалтера программе. Решите проблему длительных согласований: подписывайте документы в один клик, загружайте их любым способом, работайте с формализованными и неформализированными формами документов.
Небольшой лайфхак : налоговые инспекторы, сопоставляя суммы, заложенные в смету, с реально понесенными затратами, «снимают» расходы, и тогда их обоснованность приходится доказывать уже в суде. При выработке позиции защиты следует помнить о возможности корректировки сметы при исполнении договора ( ст. 709 ГК ). Материалы могут подорожать, равно как и услуги субподрядчиков — и тогда подрядчик вправе потребовать увеличения первоначальной цены, а при отказе заказчика вообще расторгнуть договор ( ст. 451, 709 ГК ).
1.2. В Инструкции предусмотрены общие методологические положения, относящиеся ко всем периодическим и годовым формам государственного статистического наблюдения по капитальному строительству , и указания о порядке представления статистической информации по всем формам, кроме формы N 2- кс (вж), инструкция по которой приведена на бланке формы. Инструкция по составлению статистической отчетности о результатах и состоянии производственного строительства (форма N 8- кс ) издана отдельно. Организации потребительской кооперации, представляющие информацию по формам N N 3- кс (потребсоюз) и 3- кс (потребсоюз) — годовая, также руководствуются настоящей Инструкцией.
- https://tk-servis.ru/news/1506835254/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13251/8b72d5fe6d22251b2ecfcdfe4fa48251b5df0f78/
- https://www.klerk.ru/blogs/astral/526930/