В случае если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государ-
ственной власти и органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы на выполнение работ (оказание услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль
В случае если при строительстве объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости с дальнейшей его реализацией, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также выдачи разрешения на строительство), то указанные расходы по дополнительному обременению можно рассматривать как экономически обоснованные расходы на выполнение работ (оказание услуг), которые отвечают критериям ст. 252 НК РФ
Налог на прибыль. Базовый курс. Часть 1
В случае если осуществление застройщиком дополнительных расходов на проектирование, строительство или финансирование строительства объектов инфраструктуры вытекает из условий инвестиционного контракта и связано с деятельностью организации, направленной на получение дохода (в частности, от сдачи построенного объекта недвижимости в аренду или его продажи), эти расходы в целях налогообложения прибыли могут быть признаны соответствующими нормам ст. 252 НК РФ
Минфин, как правило, подчеркивал, что гл. 25 НК РФ не предусматривает отраслевых особенностей обложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе строительства объектов недвижимости. Вследствие этого для указанных налогоплательщиков применяется общеустановленный порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов. При этом в письмах не пояснялось, как в той или иной ситуации применять этот общеустановленный порядок.
Ссылаясь на неоднозначность положений НК РФ, заинтересованные лица предлагали внести изменения в Налоговый кодекс. Однако такие предложения финансовое ведомство не поддерживало.
Например, в Письме от 01.12.2015 № 03‑03‑06/4/69955 Минфин указал: строительство объектов инфраструктуры, в том числе инженерной и социальной сферы, обусловлено наличием требований законодательства (ГрК РФ, нормативы градостроительного проектирования) и необходимо для предоставления от органов государственной власти и органов местного самоуправления прав на использование требуемых для строительства земельных участков, для выдачи разрешений на строительство, для ввода объектов в эксплуатацию, для обеспечения присоединения построенных объектов к инженерным сетям. Таким образом, осуществление подобных расходов связано с деятельностью по строительству и реализации объектов недвижимости. В связи с этим передача объектов инженерной и социальной сферы в государственную или муниципальную собственность не является безвозмездной передачей, так как строительство указанных объектов обусловлено наличием требований законодательства и производится в целях реализации договоров по строительству и продаже жилого фонда. Следовательно, нет оснований вносить изменения в НК РФ, который и так позволяет учитывать указанные расходы для целей налогообложения прибыли.
В этом же письме Минфин изложил свою позицию в отношении предложения внести изменения в гл. 21 «НДС» НК РФ. Суть ответа чиновников в следующем.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению). Предлагается не признавать объектом обложения НДС передачу на безвозмездной основе объектов, перечисленных в указанной норме ст. 146 НК РФ, а также результатов выполненных работ по строительству, благоустройству и иных работ капитального характера, осуществленных в отношении данных объектов, в государственную или муниципальную собственность.
На основании действующей редакции пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ передача объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения в государственную и муниципальную собственность не подлежит обложению НДС.
Кроме того, в случае принятия такого предложения безвозмездная передача указанных объектов по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления в собственность специализированных организаций, осуществляющих их использование и эксплуатацию, будет подлежать налогообложению.
Принятие предложения о включении в перечень операций, не являющихся объектом обложения НДС, результатов выполненных работ по строительству, благоустройству и иных работ капитального характера, осуществленных в отношении объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, приведет к потерям федерального бюджета.
Таким образом, предложения о внесении изменений в гл. 21 «НДС» НК РФ не поддерживаются.
На этом фоне появление Письма Минфина России от 05.07.2016 № 03-03‑РЗ39299 – безусловно, положительное явление. Судите сами. Во-первых, в нем четко указано, что расходы на строительство объектов социально-культурного, инженерно-технического и жилищно-коммунального назначения, а также подъездных дорог, объектов благоустройства, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, ливневой и бытовой канализации, водозаборных сооружений и других подобных объектов отвечают требованиям ст. 252 НК РФ и признаются в целях налогообложения прибыли при условии, что создание данных объектов предусмотрено проектной документацией, техническими условиями на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения или документацией по планировке территории.
Во-вторых, Минфин разъяснил, что порядок признания указанных расходов зависит от порядка осуществления строительства. В частности, необходимо различать следующие ситуации.
Ситуация 1. Застройщик осуществляет строительство МКД (иных объектов недвижимости) собственными силами (в том числе с привлечением подрядчиков). В этом случае в целях налогообложения прибыли доходами застройщика признаются:
- доходы от реализации жилых и нежилых помещений покупателям (на основании договоров купли-продажи);
- денежные средства дольщиков в полном объеме (у застройщика нет оснований применять норму пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, освобождающую от налогообложения суммы целевого финансирования в виде средств, полученных на основании договоров об участии в долевом строительстве).
- формируют расходы, связанные со строительством квартир и нежилых помещений МКД;
- учитываются при определении базы по налогу на прибыль по мере признания доходов от реализации объектов жилого фонда или нежилых помещений.
Ситуация 2. Созданные объекты инфраструктуры застройщик будет эксплуатировать самостоятельно либо предполагает их продать (произвести их отчуждение на основании разного рода сделок). В таком случае осуществленные застройщиком расходы формируют стоимость амортизируемого имущества (объекта основных средств) или готовой продукции.
Следовательно, в целях налогообложения прибыли расходы будут учитываться:
- постепенно через механизм амортизации (применительно к объектам, эксплуатируемым застройщиком);
- в момент реализации (в отношении объектов, проданных на основании договоров купли-продажи).
Ситуация 3. Застройщик осуществляет деятельность в качестве технического заказчика, то есть не выполняет работы собственными силами (даже частично). В данной ситуации средства дольщиков признаются целевым финансированием и не включаются в доходы застройщика на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Соответственно, осуществленные за счет целевого финансирования затраты не учитываются в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль (п. 17 ст. 270 НК РФ). Эти положения применимы и в отношении объектов инфраструктуры.
Иными словами, поскольку финансирование строительства таких объектов осуществляется за счет целевых средств, расходы в целях налогообложения не учитываются.
При этом Минфин счел необходимым отметить, что затраты в части, превышающей сумму денежных средств, полученных на целевое финансирование, не учитываются для целей налогообложения прибыли. Очевидно, что доказывать обратное налогоплательщикам придется в судебном порядке.
Таким образом, в комментируемом письме Минфин впервые четко и подробно сформулировал свою позицию по вопросу о том, какие последствия возникают у застройщиков МКД в связи с осуществлением затрат по строительству объектов инфраструктуры. Остается надеяться, что налоговые инспекторы на местах воспримут позицию финансового ведомства, что будет способствовать снижению числа налоговых споров.
Источник: www.klerk.ru
Капитальное строительство налог на прибыль
Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!
Чем мы можем Вам помочь?
Организация строит производственный цех на принадлежащем ей участке земли. Как правильно учесть сумму земельного налога в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли? Можно ли сразу отнести ее на прочие расходы? Или необходимо включить в первоначальную стоимость цеха и учитывать в составе расходов через амортизацию объекта основных средств?
В соответствие со ст. 15 НК РФ определяет земельный налог как местный налог. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом – квартал (пп. 1-2 ст. 393 НК РФ). П.3 ст. 6 ЗК РФ относит земельные участки как объекты права собственности к недвижимому имуществу.
Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ).
От того, в каких целях используется земельный участок, зависит применение того или иного ПБУ. Земельные участки учитываются в качестве основных средств (п. 5 ПБУ 6/01), поэтому земельный налог является расходом, который организация несет в связи с процессом эксплуатации и использования ОС. При этом, п. 17 указанного ПБУ прямо говорит о том, что данный объект не подлежит амортизации.
Учет земельного налога может быть отражен или в качестве издержек по основным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99), или в качестве прочих издержек (п. 11 того же ПБУ 10/99). При этом необходимо учитывать, что отразить земельный налог в составе прочих издержек можно, если земельный участок является объектом основных средств и на нем не ведется капитальное строительство.
В случае если участок используется под капитальное строительство, то начисление земельного налога должно происходить иначе. В этом случае необходимо руководствоваться правилами ПБУ 6/01 и учитывать затраты в составе капитальных затрат по строительству, отнеся их на увеличение первоначальной стоимости объекта. (п. 8, п. 14 указанного ПБУ).
Согласно ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) необходимо включить его в состав расходов, уменьшающих налоговую базу – прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Из буквального толкования данной нормы налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ). Земельный налог не указан в ст. 270 НК РФ, т.е. исключением не является.
При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64.
Датой начисления налога, согласно пп.1 п.7 ст. 272 НК РФ, считается последний день отчетного периода. В связи с тем, что данная организация использует метод начисления при признании расходов, то расходы на уплату земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу необходимо включать в базу по налогу на прибыль в момент начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Авансовые платежи списываются в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года.
Выводы. На основании анализа ситуации, с учетом действующего законодательства, делаем выводы о том, что организации при бухгалтерском учете земельного налога необходимо учитывать затраты в составе капитальных затрат по строительству, отнеся их на увеличение первоначальной стоимости объекта, при этом необходимо помнить, что данные земельные участки амортизации не подлежат.
При налоговом учете необходимо учитывать сумму данного земельного налога в составе прочих расходов с датой начисления на последний день отчетного периода.
Источник: pravobez.ru
Расчет налога на прибыль в строительстве
Строительство: особенности исчисления налога на прибыль
На основании пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.
По своей сути к субъектам инвестиционной деятельности можно отнести также застройщика и технического заказчика (п. 16 и 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Действующее законодательство не запрещает совмещать две и более функций в одном лице.
Заключенный инвестором договор (с заказчиком (застройщиком) или непосредственно с подрядчиком, если инвестор одновременно является и заказчиком) на сооружение объекта, независимо от того, как его классифицировать по гражданскому законодательству, следует признавать инвестиционным.
Обычно в договоре подробно расписано, какие услуги (работы) и за какое вознаграждение заказчик (застройщик) должен выполнить лично, а для выполнения каких работ он заключает договоры с подрядчиками.
Для реализации инвестиционного проекта заказчик (застройщик), как правило, заключает договоры с подрядными строительными организациями. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень таких видов работ утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 (в ред. от 14.11.2011 г.).
Учет затрат по строительству объекта основных средств ведется на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Строительство объектов основных средств»). На этом субсчете учитываются все затраты по возведению зданий и сооружений, начиная с расходов по аренде земельного участка, осуществляемых до начала и во время строительства, и разработке проектно – сметной документации и заканчивая расходами по оформлению документов на регистрацию права собственности и получению разрешения на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.
Расходы, сформировавшие первоначальную стоимость строительства объекта, в целях налогообложения прибыли будут учитываться путем начисления амортизации, исчисленной в соответствии с положениями ст. 256-259.3 НК РФ.
Налог на прибыль у заказчика (застройщика)
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относится имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Таким образом, средства инвесторов, полученные организацией-застройщиком в рамках договора целевого финансирования, при условии соблюдения требований пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика в виде использованного не по целевому назначению имущества, которое получено в рамках целевого финансирования, признаются внереализационными доходами.
Налогоплательщики, получившие целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Доходом заказчика (застройщика) также является сумма его вознаграждения по инвестиционному договору.
Порядок налогового учета доходов от реализации установлен ст. 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, например, сумма вознаграждения по инвестиционному договору может распределяется застройщиком равномерно между отчетными периодами в течение которых выполняется договор.
Полученное вознаграждение может расходоваться застройщиком по своему усмотрению, например, на погашение заемных средств, коммунальных и рекламных расходов организаций, выплату заработной платы сотрудникам, компенсацию возложенных на него дополнительных обременений, которые непосредственно не связаны со строительством объекта и т.п.
Налог на прибыль у инвестора
В налоговом учете инвестора сумма вознаграждения, причитающаяся заказчику-застройщику по инвестиционному договору, не признается расходом текущего отчетного периода, поскольку этот расход связан с приобретением амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ сумма вознаграждения подлежит отнесению на увеличение первоначальной стоимости приобретаемого объекта капитального строительства.
Подрядчику об учете доходов и расходов в целях налогообложения прибыли
Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»
Выполняя работы по договорам подряда, а также по государственным и муниципальным контрактам, организация, применяющая общую систему налогообложения, должна учитывать требования гл. 25 НК РФ в части порядка признания доходов и расходов. Напомним специфические нюансы и рассмотрим их применение на примере.
Почему нужно формировать стоимость НЗП?
Известно, что в силу п. 2 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ, доход от реализации распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам. Таким образом, если договор подряда предусматривает поэтапную сдачу результатов работ заказчику, у подрядчика не возникает обязанности распределять доходы между отчетными (налоговыми) периодами. В таком случае доходы признаются в тех периодах, когда результат работ по соответствующему этапу реализован (принят заказчиком на основании акта).
Если этапы в договоре не выделены, налогоплательщик должен отражать доходы, размер которых определяется расчетным методом.
Одновременно п. 1 ст. 272 НК РФ обязывает определять величину признаваемых расходов с учетом положений ст. 318 – 320 НК РФ. Кроме того, в этом пункте указано, что, в случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Статья 320 НК РФ устанавливает порядок определения расходов по торговым операциям, то есть неактуальна в рамках рассматриваемой темы. А вот ст. 318 и 319 НК РФ, наоборот, являются очень важными для подрядчиков.
Напомним, в ст. 318 НК РФ говорится о делении расходов на прямые и косвенные. Последние учитываются в расходах текущего отчетного (налогового) периода, то есть по мере осуществления.
К сведению: прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Установленное п. 2 ст. 318 НК РФ требование – прямые расходы учитываются только в периоде реализации работ – влечет обязанность распределения сумм прямых расходов, то есть формирования стоимости НЗП, а также оценки остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца и остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции. Порядок оценки готовой продукции для подрядчиков не важен, в то же время, чтобы определить базу по налогу на прибыль, им необходимо знать, как сформировать стоимость НЗП и определить размер учитываемых в текущем отчетном (налоговом) периоде прямых расходов.
Таким образом, ответ на вопрос «почему нужно формировать стоимость НЗП» может быть сформулирован так: чтобы определить величину прямых расходов, которые можно признать в целях налогообложения прибыли.
Завершим теоретическую часть нашего повествования выводами, сделанными АС МО в Постановлении от 13.05.2015 № Ф05-4976/2015 по делу № А40-127013/14. В документе указано:
если подрядчик выполнил и заказчик принял весь объем работ, НЗП как таковое отсутствует, прямые расходы в полном объеме учитываются в затратах в текущем отчетном (налоговом) периоде;
если выполненный подрядчиком объем работ не принят заказчиком (принят частично), у подрядчика возникает НЗП и прямые расходы, приходящиеся на незавершенное производство, в текущем (отчетном) периоде не учитываются;
Налоговый кодекс не допускает случаев, когда имеется одновременно и принятие всего объема работ (для целей определения дохода), и незавершенное производство (для целей определения расхода);
НЗП имеет место только в случае неполного принятия объема работ.
Прямые расходы списываются для целей налогообложения на расходы отчетного (налогового) периода только в той части, которая не распределяется на остатки НЗП и готовой продукции (Письмо Минфина России от 04.02.2005 № 03-03-01-04/1/52).
О статусе заказчика, периодичности расчетов и учете расходов
Положения гл. 25 НК РФ не предусматривают особенностей определения доходов и расходов в зависимости от статуса заказчика работ. Поэтому обязанность распределения доходов (по безэтапным договорам) и прямых расходов (по любым договорам – с выделенными этапами и без них) возникает в случае выполнения работ как для коммерческих организаций, так и для государственных или муниципальных заказчиков (письма Минфина России от 21.09.2011 № 03-03-06/1/581 и от 09.04.2003 № 04-02-05/3/27, постановления АС ПО от 11.06.2015 № Ф06-24212/2015, Ф06-24213/2015 по делу № А65-18412/2014, АС СЗО от 29.06.2017 по делу № А05-8960/2016).
К сведению: глава 25 НК РФ не устанавливает особенностей определения доходов и расходов по государственным заказам для генеральных подрядчиков и субподрядчиков (Письмо Минфина России от 09.04.2003 № 04-02-05/3/27).
В отношении доходов и в НК РФ, и в письмах Минфина указано, что распределять их необходимо между отчетными периодами. Таковыми для многих налогоплательщиков являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А вот формировать стоимость НЗП нужно ежемесячно. Этот вывод основан на формулировке абз. 2 п. 1 ст.
319 НК РФ: оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов…и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
Следовательно, если инспекция предъявила претензии в отношении ведения налогового учета, но при этом в нарушение требований ст. 318 и 319 НК РФ помесячно не распределила прямые расходы на остатки НЗП, организация может доказать незаконность начисления недоимки (Постановление АС ЦО от 23.05.2017 № Ф10-1474/2017 по делу № А48-2519/2016).
И еще один нюанс. Глава 25 НК РФ не содержит требования вести учет прямых расходов по каждому исполняемому подрядчиком договору. Поэтому в целях ежемесячной оценки НЗП может использоваться общая сумма прямых расходов, осуществленных организацией по всем исполняемым договорам. (Аналогичная позиция высказана доцентом Финансового университета при Правительстве РФ, советником государственной гражданской службы РФ 1-го класса Г. Г. Лалаевым (см. материал «О распределении доходов и расходов в налоговом учете подрядчика»).) Вместе с тем подрядчик вправе формировать НЗП по каждому договору, что признается и налоговыми органами, и судьями (Постановление АС СЗО от 29.06.2017 по делу № А05-8960/2016).
Как сформировать стоимость НЗП и определить сумму учитываемых в текущем периоде прямых расходов?
Устанавливая обязанность оценки НЗП, гл. 25 НК РФ не содержит методики выполнения расчетов. В связи с этим Минфин в Письме от 04.02.2005 № 03-03-01-04/1/52 дал следующие разъяснения. Порядок распределения суммы прямых расходов на остатки НЗП для налогоплательщиков, чье производство связано с выполнением работ (оказанием услуг), установлен в абз. 4 п. 1 ст. 319 НК РФ.
Такие налогоплательщики распределяют прямые расходы пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец месяца) заказов в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).
При этом прямые расходы по выполненным работам (оказанным услугам) будут включаться в состав НЗП только в случае наличия на конец месяца невыполненных заказов.
Обратите внимание: прямые расходы по выполнению работ распределяются только на НЗП и реализованные работы. Прямые расходы текущего месяца за минусом расходов, приходящихся на НЗП, полностью признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде.
Далее в названном письме дан пошаговый алгоритм выполнения расчетов. Рассмотрим его, введя соответствующие условные обозначения.
Отметим, что этот алгоритм требует корректировки при наличии у организации работ:
завершенных в текущем месяце, но переданных в другие подразделения (расходы учитываются в составе косвенных расходов текущего месяца);
оказанных безвозмездно (расходы не учитываются для целей налогообложения).
Минфин подчеркивает, что величина прямых расходов, относящихся к названным работам, вычитается из суммы прямых расходов (уменьшает показатель 5, то есть ПР мес.).
Рекомендованная Минфином методика проверена практикой
Представленный в письме Минфина алгоритм расчетов стоимости НЗП на конец месяца и размера учитываемых в текущем месяце прямых расходов прошел проверку практикой. Арбитры признают, что такая методика распределения затрат позволяет для уменьшения налогооблагаемой прибыли в текущем периоде списывать только ту часть прямых расходов, которая соответствует доле реализованных работ, обеспечивая тем самым равномерность признания доходов и расходов (Постановление АС ВВО от 16.12.2015 № Ф01-5084/2015 по делу № А11-5939/2014).
Вместе с тем в случаях, когда отдельные налогоплательщики закрепляют в учетной политике этот алгоритм, но не используют его при расчетах, арбитры встают на сторону ИФНС, признавая доначисления обоснованными. Поэтому не следует надеяться на то, что, скорректировав расчеты с целью увеличения размера списываемых расходов, удастся избежать ответственности. На данный момент и налоговые органы, и судьи имеют большой опыт проверок правильности распределения подрядчиками доходов и расходов.
Обратите внимание: оценивая стоимость НЗП и частично учитывая прямые расходы, некоторые налогоплательщики «забывают» отражать доходы по безэтапным договорам (определяют размер дохода, но не признают его в учете). В таких налоговых спорах арбитры встают на сторону налоговых органов, отмечая, что подрядчик не соблюдает законодательно установленный принцип равномерности признания доходов и расходов (Постановление АС МО от 07.10.2016 № Ф05-3266/2016 по делу № А41-58896/2015). Ссылка организации на ст. 249 НК РФ и отсутствие реализации (передачи результатов работ заказчику) будет отклонена, ведь как было отмечено, ст. 271 НК РФ обязывает отражать доходы, размер которых определяется расчетным методом.
Пример.
Организация выполняет работы для двух заказчиков на основании муниципального контракта и договора подряда.
Муниципальный контракт предусматривает поэтапную сдачу работ. Сметная стоимость работ – 6 000 000 руб. (без НДС), в том числе 1-й этап – 2 500 000 руб. (срок выполнения работ – с 5 сентября по 20 ноября 2017 года), 2-й этап – 3 500 000 руб. (срок выполнения работ – с 21 ноября 2017 года по 20 января 2018 года).
В договоре подряда этапы работ не выделены, срок выполнения работ – с 10 октября 2017 года по 9 февраля 2018 года. Сметная стоимость работ – 12 000 000 руб. (без НДС).
Учетной политикой для целей налогообложения установлено:
– по договорам, не предусматривающим поэтапную сдачу работ, доходы признаются пропорционально календарным дням исполнения договора;
– оценка НЗП на конец месяца по совокупности исполняемых договоров производится исходя из договорной стоимости работ.
Источник: dom-srub-banya.ru
РАСХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
В целях применения гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Об особенностях применения ст.
270 НК РФ на практике и поговорим.
Вопрос: Согласно ст. 270 НК РФ дивиденды, выплачиваемые учредителям ООО, не могут быть отражены в расходах для целей расчета налога на прибыль. Можно ли учесть в расходах проценты по кредиту, который был взят на выплату дивидендов?
При определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (п. 1 ст. 270 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся в том числе расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.
Выплачиваемые участникам хозяйственных обществ дивиденды представляют собой распределяемую между ними прибыль, полученную в результате осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим обязательство по выплате дивидендов не может расцениваться как обязательство, принимаемое вне связи с деятельностью, направленной на получение дохода.
Положения п. 1 ст. 270 НК РФ, исключающие из состава расходов, учитываемых для целей налогообложения, суммы начисленных дивидендов, не могут быть расценены как устанавливающие одновременно и предписание о недопустимости учета в составе расходов затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с выплатой этих дивидендов. Невключение дивидендов в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, обусловлено не квалификацией данных расходов как не связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, а тем, что дивиденды представляют собой сумму чистой прибыли, оставшуюся после налогообложения и распределяемую между участниками.
При этом положения пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержат каких-либо ограничений, кроме установленных ст. 269 НК РФ, для учета в целях налогообложения расходов в виде процентов по долговым обязательствам любого вида в рамках деятельности, направленной на получение дохода. В этой норме, так же как и в ст.
269 НК РФ, отсутствуют и какие-либо ограничения для учета названных расходов, возникших в связи с выплатой дивидендов (Письма Минфина России от 03.11.2015 N 03-03-06/1/63388, от 24.07.2015 N 03-03-06/1/42780).
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 3690/13.
Соответственно, расходы на выплату процентов по кредиту, использованному на выплату дивидендов, учитываются в составе внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Вопрос: Какие виды штрафов и пеней, начисленных организации, нельзя учесть в расходах для целей расчета налога на прибыль, а какие можно?
Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В соответствии со ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Из приведенных норм следует, что порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли зависит от правовой и экономической природы возникновения данных расходов (Письмо Минфина России от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42048).
Так, взыскание в пользу бюджета дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, является мерой воздействия на нарушителя указанного законодательства и имеет санкционную природу. Соответственно, перечисленные в федеральный бюджет суммы дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, не могут быть включены в состав расходов для целей расчета налога на прибыль организаций в связи с прямым запретом, установленным ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 01.10.2019 N 03-03-06/1/75340).
Также, по мнению финансового ведомства, санкции, налагаемые на плательщиков налога на прибыль государственными организациями, уполномоченными осуществлять пруденциальный надзор в установленной сфере, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина России от 06.03.2020 N 03-03-05/16856).
Вопрос: Организация планирует сделать взнос в уставный капитал другой организации. Вправе ли она учесть в расходах для целей исчисления налога на прибыль данные суммы, а также другие расходы, связанные с их перечислением?
Согласно п. 3 ст. 270 НК РФ расходы налогоплательщика в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество, в инвестиционное товарищество не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций.
При этом, как указано в пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в том числе расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, а также расходы на эксплуатацию электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент — банк».
Следовательно, расходы на услуги банка в виде комиссии банка за перевод средств через систему «банк — клиент» могут быть учтены в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль организаций с учетом критериев, установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 08.06.2015 N 03-03-10/32981).
Вопрос: Можно ли учесть в расходах для целей расчета налога на прибыль всю сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду? В каком отчетном периоде это нужно сделать?
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
— хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанная плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. При этом лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду (ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).
С учетом того что дата осуществления материальных расходов в части учета платы за негативное воздействие на окружающую среду НК РФ не определена, дата признания таких расходов определяется в общеустановленном порядке, то есть расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, в котором возникает обязанность по их уплате.
При этом согласно п. 4 ст. 270 НК РФ расходы в виде суммы платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые с превышением нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение не учитываются при определении базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 26.06.2020 N 03-03-07/55377).
Вопрос: Организация заключила договор добровольного страхования. По мнению налогоплательщика, данные расходы экономически обоснованны и документально подтверждены. Вправе ли организация учесть их для целей расчета налога на прибыль?
В соответствии с п. 6 ст. 270 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль организация не вправе учесть расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 НК РФ.
Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях применения гл. 25 НК РФ относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами). При этом установлен ряд требований как к страховым организациям, так и к видам договоров и сроку их действия, а также ряд условий включения рассматриваемых сумм в расходы для целей расчета налога на прибыль.
Согласно п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по следующим видам добровольного имущественного страхования:
— добровольное страхование грузов;
— добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
— добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
— добровольное страхование товарно-материальных запасов;
— добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;
— добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
— добровольное страхование ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями;
— добровольное страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
— другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.
Статья 291 НК РФ устанавливает особенности определения расходов банков.
Таким образом, если расходы на добровольное страхование осуществляются по договорам, соответствующим условиям, установленным ст. 255, 263 и 291 НК РФ, то затраты, понесенные по таким договорам, могут включаться в базу по налогу на прибыль (Письма Минфина России от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76840, от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72571, от 04.12.2015 N 03-03-06/1/70836).
Вопрос: Организация взяла банковский кредит на финансово-хозяйственную деятельность под высокий процент. Вправе ли она учесть всю сумму уплачиваемых по нему процентов?
На основании положений ст. 265, 269, 328 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, включая банковский кредит.
При этом на основании п. 8 ст. 270 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ.
Так, установлены предельные значения процентных ставок по долговым обязательствам (не являющимся контролируемыми сделками), оформленным в рублях, — от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ (пп. 1 п. 1.2 ст. 269 НК РФ).
Соответственно, отнесение процентов по банковскому кредиту на расходы для целей налогообложения производится с учетом установленных предельных ограничений размеров процентов (Письмо ФНС России от 21.11.2016 N СД-4-3/21989).
При этом отметим, что курсовые разницы, возникающие при пересчете обязательств, выраженных в иностранной валюте, по уплате процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ, не учитываются для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 26.03.2015 N 03-03-06/1/16701).
Вопрос: По общему правилу, установленному гл. 25 НК РФ, при исчислении налога на прибыль в расходах не учитываются средства или иное имущество, которые переданы по договорам кредита или займа. Можно ли учесть в расходах разницу между стоимостью имущества, полученного по договору товарного кредита, и затратами, направленными на погашение кредита?
Согласно ст. 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила § 1 гл. 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.
Для целей налогообложения прибыли организаций товарный кредит — это долговое обязательство, к которому соответственно применяются положения гл. 25 НК РФ, регулирующие особенности налогообложения операций, связанных с договором кредита.
Так, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы (расходы) в виде средств или иного имущества, которые получены (переданы) по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от способа оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены (направлены) в счет погашения таких заимствований.
Соответственно, при определении базы по налогу на прибыль по договорам кредита (займа) или иным долговым обязательствам учитываются только доходы (расходы) в виде сумм начисленных процентов (Письмо Минфина России от 20.11.2019 N 03-03-06/1/89819).
Вопрос: Организация уплатила годовую сумму арендной платы. Расходы документально подтверждены. Арендованное помещение используется для ведения хозяйственной деятельности. Вправе ли организация учесть уплаченную сумму полностью в период ее уплаты (применяется метод начисления)?
В соответствии с п. 14 ст. 270 НК РФ в целях обложения налогом на прибыль не учитываются расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Согласно п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода — для расходов в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Соответственно, поскольку на момент перечисления организацией предварительной оплаты услуга еще не оказана, расходы как таковые не возникли (Письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-03-06/13706). Организация должна признавать расходы на аренду ежемесячно, даже если годовая сумма арендной платы была перечислена единовременно.
Источник: www.delta-i.ru