Капитальное строительство определение в градостроительный кодекс

Содержание

Определение «объект капитального строительства» (ОКС) впервые было введено в Градостроительном кодексе РФ. Согласно пункту 10 статьи 1 данного документа, объектами капитального строительства считаются здания, сооружения, строения и другие объекты, возведение которых не завершено. При этом временные постройки, такие как киоски и навесы, к объектам капитального строительства не относятся. Это значит, что ОКС можно отнести к объектам недвижимого имущества.

В первой части статьи 130 Гражданского кодекса РФ указывается, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что связано с землей и невозможно переместить без нанесения серьезного ущерба, что вполне применимо к ОКС. Таким образом, определение признаков объектов капитального строительства связано не только с нормами градостроительного, но и гражданского права.

Кроме того, классификация объектов осуществляется при помощи нормативных актов муниципальных образований.

В частности, на местном уровне принимаются документы, позволяющие классифицировать спорные объекты, такие как пристройки, автостоянки, АЗС и другие.

Определение понятия «объект капитального строительства»

Законодательством РФ не установлен четкий перечень объектов, которые относятся к объектам капитального строительства.

Градостроительный кодекс РФ (2021) — Главы 6 — 6.4 (ст. 47 — 55.33) — аудиокнига

Объект капитального строительства — объект (или комплекс объектов), возведенный с целью длительной эксплуатации и образующий с земельным участком единое архитектурно-градостроительное, объемно-пространственное, функциональное, инженерно-техническое и технологическое целое.

Объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, данная норма права, определяя родовое понятие «объект капитального строительства», с одной стороны, называет четыре вида объектов, которые относятся к числу таковых:

здания; строения; сооружения; объекты незавершенного строительства;

а с другой — перечисляет объекты, которые таковыми не являются:

временные постройки; киоски; навесы; другие подобные постройки.

Правовые характеристики указанных объектов капитального строительства даны в других нормативных правовых актах, в частности, в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент).

Объекты капитального строительства могут создаваться только в процессе строительства (п. п. 10, 13 ст. 1 ГрК РФ), что предполагает поэтапное выполнение проектных, монтажных, пусконаладочных работ.

В случае, если предполагается строительство объекта капитального строительства, относящегося к недвижимому имуществу, необходимо получать разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. После чего объект можно поставить на кадастровый учет, а также зарегистрировать на него право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.

Особенности государственной регистрации объектов капитального строительства

О соотношении понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства» см. ниже.

К основным признакам объектов капитального строительства можно отнести следующие:

  • прочная связь объекта с землей и наличие заглубленного фундамента (вместе с тем некапитальный объект тоже может иметь фундамент);
  • невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.

К дополнительным признакам объектов капитального строительства можно отнести:

  • наличие стационарных коммуникаций (водо-, газо-, электро- и теплоснабжения и т.д.);
  • длительный срок эксплуатации объекта.

Законные основания

В последние годы термин «капстроительства» начинает получать юридическую силу в некоторой подзаконодательной документации.
К примеру, в 2005 году в ГК России появились впервые понятия капстроительства. Позднее появились основания кардинально поменять гражданско-правовое обоснование капитальности в некоторых официальных положениях.

Следствием серьезной работы стало внесение понятия капстроительства в лесном и водном кодексе страны.

ВАЖНО! Огромный вклад внесла статья 130 ГК России, где чётко выдано пояснение формулировки капитальности, которая обозначает близкую связь объекта с поверхностью участка, который имеет фундаментного типа основание соответствующего типа.

Сейчас заносятся некоторые важные изменения в ряд законов, которые помогут разрешить спор между терминами временного объекта и капитального объектного строительства в отношении зданий типа МАФ (маленькой архитектурной формы), которые наделали много шума в регионах России.

Соотношение понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства»

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Понятие «объект недвижимости» не тождественно понятию «объект капитального строительства». Объект недвижимости может и не являться объектом капитального строительства, равно как и капитальный объект не всегда является недвижимым имуществом.

Например, жилой дом или здание являются объектами недвижимости и объектами капитального строительства в соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 130 ГК РФ (созданы в результате строительства, имеется прочная связь с землей и самостоятельное функциональное назначение).

Земельный участок относится к недвижимому имуществу в силу прямого указания ст. 130 ГК РФ, но не является объектом капитального строительства поскольку не является результатом строительства.

Строение вспомогательного использования может иметь все признаки объекта капитального строительства (результат строительства, прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба), в то же время такой объект не будет относиться к недвижимому имуществу, поскольку отсутствует «самостоятельное функциональное назначение объекта», соответственно, отсутствуют качества самостоятельного объекта недвижимости.

По вопросу о тождественности понятий «объект капитального строительства» и «объект недвижимости» остается актуальной позиция ВАС РФ, выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012, где указано следующее.

Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте. Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.

Отличие от временного

В строительной области возможен временный вариант для строений, которые имеют ряд отличительных свойств. В число таких особенностей входит не только экономическая часть субъекта, но и правовая, юридического типа оценка временного строительства:

  1. Объект временного типа не может получить документацию на собственность, и в конце срока эксплуатации подлежит уничтожению или разбору.
  2. Капитальное сооружение имеет фактор собственности, проходит официальную регистрацию и привязывается к определенному фундаменту. В будущем объект не подлежит сносу, переноске или разбору.

На объект капстроительства составляется проектная документация, которая подтверждает конкретный тип строительного субъекта, это значительно упрощает работу.

Официальный термин «капитальное строительство» вы не найдете в ГОСТ Р.Ф, при этом регламентом предусматривается определение категорий сооружений. Основной список:

  • Категория первая — этот тип сооружения должен иметь период эксплуатации более 100 лет.
  • Категория вторая — эти объекты должны иметь период эксплуатации 50-100 лет.
  • Категория третья — этот тип должен выделяться ресурсом эксплуатации периодом 25-50 лет.
  • Категория четвертая — срок периода использования 5-25 лет.

Для 4 категории объекта существует установленное правило понятия временного характера, по закону, этот тип дома должен быть возведен на основании облегчённых конструкций — деревянные материалы или что-то другое.

Здание

Здание — это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Технического регламента). Названные три основных элемента (подсистемы) здания охарактеризованы в этой же статье Технического регламента:

  • помещение — это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п. 14 ч. 2 ст. 2 Технического регламента);
  • сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20 ч. 2 ст. 2 Технического регламента);
  • система инженерно-технического обеспечения предназначена для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. (п. 21 ч. 2 ст. 2 Технического регламента).

Здания можно классифицировать по следующим основаниям:

  • в зависимости от целевого назначения здания подразделяют на: жилые и нежилые здания;
  • в зависимости от типов многоквартирных зданий выделяют: здания многоквартирные галерейного типа, здания многоквартирные коридорного типа и здания многоквартирные секционного типа;
  • в зависимости от отнесения жилых зданий к жилому фонду выделяются: жилые здания, входящие в жилой фонд, жилые здания (помещения), не входящие в жилой фонд, ведомственное жилье;
  • в зависимости от значения (главенствующего или второстепенного) здания на земельном участке подразделяют на: основные (главенствующие по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению) и служебные (имеют по отношению к основному зданию второстепенное значение на земельном участке);
  • по типам эксплуатационных режимов с учетом функционального назначения выделяют следующие здания: предназначенные для постоянного или длительного (круглосуточного) проживания людей; предназначенные для временного пребывания людей, преимущественно ритмичного характера (рабочий день, школьная смена, сеанс и т.д.); здания производственного или складского назначения.

Самовольное строительство

К этой категории могут отнести любые ОКС на возведение которых, не было получено разрешение, в том числе незавершенные объекты. Кроме отсутствия разрешения под подобную классификацию попадают следующие объекты:

  1. Те, что возведены на земельном участке, не предназначенном для данных целей.
  2. Объект нельзя назвать абсолютно безопасными, так как нет никаких документов и разрешений.
  3. При строительстве проигнорированы строительные нормы и правила.

Важно! Если выявлено, что подобный капитальный объект используется, то владельца в большинстве случаев обязывают его демонтировать. Единственный вариант – это через суд получить право собственности. Процедура эта сложная, длительная и достаточно дорогая.

Строение

Определения понятия «строение» в Техническом регламенте не имеется. Есть только определение «строительная конструкция», рассматриваемое как часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Строение — это родовая юридическая категория, обозначающая совокупность капитальных архитектурно-строительных объектов, включая здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и их разновидности. В этом смысле строение можно считать синонимом понятия «объект капитального строительства».

Следует учитывать, что строения могут быть как капитального, так и некапитального типа (п. п. 10, 10.2 ст. 1 ГрК РФ). В Гражданском кодексе РФ строения не названы в качестве объектов недвижимости. В целях учета жилищного фонда в РФ строениями считаются отдельно построенные здания, дома, состоящие из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (приложение 1 к Инструкции, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37).

Объект капитального строительства можно поставить на кадастровый учет только в качестве здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости). Кадастровый учет строений законодательством не предусмотрен.

Существует также разделение на виды, конкретней:

  • Возведение новой постройки, под которую отведена отдельная территория.
  • Расширение ранее возведенного объекта. В этом случае производиться достройка новых зданий возле уже имеющегося.
  • Реконструкция ОКС. Зачастую тут не предусмотрено расширение имеющихся площадей, они просто переделываются с целью усовершенствования технических характеристик.

Факт! ОКС важны как для государства, так и для всех граждан, так как они дают дополнительную жилую и производственную площадь.

Сооружение

Сооружение (за исключением некапитального) — это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов; (пункт 23 части 2 статьи 2 Технического регламента).

Объектом, выступающим как сооружение, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющим с ним одно целое.

Сооружение может быть и некапитальным, т.е. не иметь прочной связи с землей. Конструктивные характеристики некапитального сооружения позволяют переместить их и (или) демонтировать, впоследствии собрать без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных сооружений (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).

Такие сооружения не должны признаваться объектами недвижимости ввиду отсутствия всех признаков недвижимости, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ.

При возведении некапитальных сооружений не нужно получать разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию, а также ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них в ЕГРН (п. 2 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, ч. 6, 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Разрешение на строительство ОКС

На осно­ва­нии ст. 51 на стро­и­тель­ство ОКС, кро­ме слу­ча­ев, ука­зан­ных в п. 17 дан­ной ста­тьи, необ­хо­ди­мо брать раз­ре­ше­ние. Оно может быть выда­но толь­ко при соблю­де­нии пра­вил зем­ле­поль­зо­ва­ния и стро­и­тель­ства (кро­ме тех объ­ек­тов, на кото­рых не рас­про­стра­ня­ют­ся (или не уста­нов­ле­ны) тре­бо­ва­ния, ука­зан­ные в гра­до­стро­и­тель­ном регламенте).

На тер­ри­то­рии аэро­дро­мов уста­нав­ли­ва­ют­ся огра­ни­че­ния в исполь­зо­ва­нии ОКС, то есть любой объ­ект там не построить.

Раз­ре­ше­ния брать не нужно:

  • для стро­и­тель­ства или рекон­струк­ции ИЖС, жило­го дома, гара­жа, садо­вых домов, вспо­мо­га­тель­ных постро­ек на ЗУ;
  • кап­ре­мон­та и рекон­струк­ции ОКС (если она не при­ве­дет к изме­не­нию его назначения);
  • стро­и­тель­ства буро­вых сква­жин, газо­про­во­дов, соглас­но госу­дар­ствен­ным тех­ни­че­ским проектам;
  • в др. слу­ча­ях, ука­зан­ных в п 17 ст. 51 ГрК РФ.

Объект незавершенного строительства

Градостроительный кодекс РФ и Технический регламент не содержат определение понятия «объект незавершенного строительства». Данное определение содержится в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22 октября 2008 г.:

к объектам, находящимся в незавершенном строительстве, относятся объекты: строительство которых продолжается; строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке; находящиеся в эксплуатации, по которым акты приемки еще не оформлены в установленном порядке.

Для понимания того, является ли какой-либо объект объектом незавершенного строительства нужно учитывать правовую позицию Верховного Суда РФ:

«При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).» (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).

Категории и разновидности

Градостроительный кодекс РФ, а еще ряд прочих регламентных положений сформировали категории и виды объектов капстроительства, которые имеют свои отличия. Основной список:

  • Возведение нового строения (новостройка). Объект создается «с нуля», при этом применяются первичного типа факторы проведения работы, начиная от переработки земельного вопроса. В конце работы объект становится самостоятельной частью с балансовой стоимостью.
  • Реставрация. Процесс ремонта, обновления и расширения дома и различных элементов.
  • Реконструкция. Улучшение объекта недвижимости, запрещается расширение площади.
  • Расширение объекта — серьезное увеличение площади, посредством пристройки отдельного строения.

Главным и самым важным плюсом ОКС считается возможность стать его собственником. Объект капстроительства выстраивается основательно и на долгий период.

В то же время к подобным объектам предъявляются высокие требования, человек может понадобиться разрешение на полноценное строительство.

Читайте также:  Что такое гербион в строительстве

Линейные объекты

По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они являются видом сооружений и, соответственно подвидом объектов капитального строительства.

В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ обозначено понятие «линейные объекты» путем перечисления основных видов таких объектов — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Линейные объекты должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). В иных случаях линейные сооружения не будут относиться к недвижимости.

Так, например, линии связи могут быть как недвижимостью (линейно-кабельные сооружения), так и движимым имуществом — линии передачи, физические цепи.

Таким образом, если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах.

Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т.д.).

Объекты некапитального строительства

К ним отно­сят­ся вре­мен­ные построй­ки и сооружения.

Временные постройки

Вре­мен­ные построй­ки воз­во­дят или пере­де­лы­ва­ют из дру­гих зда­ний и соору­же­ний для про­ве­де­ния стро­и­тель­но-мон­таж­ных работ:

  • сбор­ные плос­ко-линей­ные кон­струк­ции, кото­рые лег­ко уста­нав­ли­ва­ют­ся и разбираются;
  • кон­тей­не­ры;
  • пере­движ­ные объекты.

На пер­вый взгляд такие построй­ки могут ничем не отли­чать­ся от капи­таль­ных: у них может быть проч­ный фун­да­мент, камен­ные сте­ны, желе­зо­бе­тон­ные пере­кры­тия. Понять, к чему отно­сит­ся объ­ект (капи­таль­но­му или нека­пи­таль­но­му стро­е­нию), мож­но по его вре­мен­ном назна­че­нии (срок экс­плу­а­та­ции вре­мен­ной потрой­ки обыч­но до 5 лет, порой — до 15), и когда стро­и­тель­ство пре­кра­ща­ет­ся, его долж­ны демон­ти­ро­вать. Впро­чем, это про­ис­хо­дит не все­гда, и неко­то­рые вре­мен­ные построй­ки фак­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в постоянные.

Так­же воз­во­дят­ся вре­мен­ные построй­ки в лес­ных хозяй­ствах и на зем­лях сель­хоз­на­зна­че­ния: склад­ские поме­ще­ния, улья, наве­сы, построй­ки для живот­ных, хра­не­ния инвен­та­ря и т.д.

Некапитальные сооружения

Некапитальные сооружения фото

Это соору­же­ния из лег­ких кон­струк­ций, без фун­да­мен­та (либо уста­нав­ли­ва­е­мые на назем­ном неглу­бо­ком фун­да­мен­те), без под­зем­ных поме­ще­ний, под­ве­ден­ных инже­нер­ных ком­му­ни­ка­ций: киос­ки, пави­льо­ны, игро­вые и смот­ро­вые пло­щад­ки, фон­та­ны, улич­ные туа­ле­ты и пр.

Брать раз­ре­ше­ние на стро­и­тель­ство объ­ек­тов нека­пи­таль­но­го стро­е­ния не надо. Они не под­ле­жат реги­стра­ции прав соб­ствен­но­сти и налогообложению.

Важ­ным пре­иму­ще­ством ОКС явля­ет­ся воз­мож­ность стать его соб­ствен­ни­ком. Объ­ект капи­таль­но­го стро­и­тель­ства стро­ит­ся осно­ва­тель­но и надол­го. В то же вре­мя к таким объ­ек­там предъ­яв­ля­ют­ся повы­шен­ные тре­бо­ва­ния и может потре­бо­вать­ся раз­ре­ше­ние на строительство.

ОКС, явля­ю­щий­ся само­воль­ной построй­кой, может быть сне­сен либо заре­ги­стри­ро­ван за вла­дель­цем земель­но­го участ­ка, на кото­ром был постро­ен, если соот­вет­ству­ет нор­мам градостроения.

Объ­ект капи­таль­но­го стро­и­тель­ства, став­ший тако­вым в резуль­та­те рекон­струк­ции дру­го­го объ­ек­та, так­же явля­ет­ся само­воль­ной постройкой.

Некапитальные строения. Временные постройки

Некапитальный объект не имеет прочной связи с землей, и он может быть предназначен для временного использования.

Некапитальные строения не относятся к объектам капитального строительства и недвижимому имуществу.

Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).

Таким образом, отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

Другим отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок

Временная постройка — объект, возведенный с целью непродолжительной эксплуатации, вспомогательного характера использования и не имеющий сложных конструктивных особенностей.

К временным постройкам можно отнести:

  • киоски и навесы;
  • некоторые объекты благоустройства территории, в том числе павильоны, элементы оборудования остановок общественного пассажирского транспорта, механизированные автопарковки, телефонные кабины и т.д.;
  • любые постройки, которые предназначены для обслуживания основного объекта либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, теплицы, парники и т.д.);
  • легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения;
  • постройки, возводимые в лесу (сушилки, грибоварни, склады).

Порядок возведения ОКС

Для того чтобы возвести капитальную постройку, необходимо пройти такие важные этапы:

  • Обосновать необходимость возведения с экономической и технической позиции.
  • Провести инженерно-технические изыскания.
  • Спроектировать объект.
  • Провести планировку строительных работ.
  • Возвести временные постройки для рабочих.
  • Расчистить и подготовить отведенную площадку.
  • Собственно построить объект.
  • Собрать необходимый пакет документации для ввода в эксплуатацию.

Существует несколько способов строительства. Один из них подразумевает использование услуг подрядчиков – строительных организаций. Если реализуется хозяйственный способ, то все работы проводятся собственными силами.

Для возведения столь масштабных объектов нужны существенные вложения средств, состоят он из таких статей:

  1. Покупка инструмента и оборудования, которое понадобиться в процессе работ.
  2. Расходы на материалы.
  3. Создание проектной документации.
  4. Монтаж оборудования.
  5. Выплата з/п работникам.

Классификация объектов капитального строительства

По уровню значения объекты капитального строительства подразделяются на (п. п. 18 — 20 ст. 1 ГрК РФ):

  • объекты федерального значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации);
  • объекты регионального значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ);
  • объекты местного значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов).

В зависимости от функционального назначения и характерных признаков объекты капитального строительства подразделяются на следующие виды (абз. «а» — «в» п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87):

  • объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
  • объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
  • линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Также отдельно можно выделить особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства (ст. 48.1 ГрК РФ).

Что это такое?

Для того чтобы понять, что такое капитальное строительство, следует ознакомиться с характерными признаками подобных объектов:

  1. Существенное количество документации: разрешительная и проектно-сметная.
  2. Сооружение стоит на фундаменте и обладает крепкой привязкой к земельному участку.
  3. Срок эксплуатации исчисляется годами и варьируется в пределах 5-100 лет.
  4. Демонтировать и перенести на другое место невозможно, без нарушения целостности и разрушения.
  5. Можно оформить право владения на объект.

Для того чтобы объект капитального строительства (ОКС) можно было эксплуатировать для этого нужно значительный объем проектных, монтажных, пуско-наладочных манипуляций. Это естественно влечет за собой финансовые вложения.

Важно! ОКС должен быть возведен согласно принятым нормам: санитарным, правовым, градостроительным.

Не является капитальным строительством

В полном объеме понять, что же такое ОКС можно также разобрав, какие объекты к нему не могут относиться. Их признаки:

  1. Отсутствие специальных разрешений для установки, монтажа, возведения.
  2. Временность, нестационарность, подвижность – то есть объект можно разобрать/демонтировать и перенести в другое место.
  3. Срок эксплуатации не более 5 лет. В исключительный случаях срок использования может быть продлен.
  4. Демонтаж после выполнения задачи.
  5. Мобильность – возможность собрать и разобрать объект в считанные часы.
  6. Использование легких материалов и конструкций.

Зачастую такие объекты предназначены и устанавливаются для реализации определенной задачи, например: хранение инвентаря, временное проживание строителей, рабочих.

Важно! Случается, что капитальность с первого взгляда определить сложно, в таком случае необходимо проведение специальной экспертизы.

Ввод в эксплуатацию ОКС

Введение в эксплуатацию осуществляется на основании документа, который подтверждает, что строительные работы завершены. Для завладения подобным разрешением необходимо в орган местного самоуправления подать следующие бумаги:

  • Документы, утверждающие право владения земельным участком.
  • План отведенной территории, если дело касается объекта подлежавшего реконструкции, то планировка и межевание ее.
  • Разрешительные документы на проведение строительных работ.
  • Акт приема объекта.
  • Документы, которые подтверждают, что объект отвечает техническим требованиям. В этом бланке обязательно должна присутствовать подпись ответственного лица.
  • Подтверждение, что объект соответствует нормам энергоэффективности и установлены приборы для замера данного параметра.
  • Схема инженерно-технических коммуникаций, с подписью ответственного лица.

В срок 10 дней с момента подач пакета документов, орган, который выдал разрешение обязан провести поверку всех представленных бланков, провести осмотр объектов. Если все в порядке, то только после этого выдается разрешение на ввод в эксплуатацию.

Почему может последовать отказ?

В отдельных случаях такое возможно. Причины для отказа следующие:

  1. Предоставление не полного пакета документов.
  2. Объект возведен с нарушением градостроительного плана.
  3. Данные в разрешительных документах и фактически возведенный объект имеют отличия.
  4. Постройка не соответствует проекту.

Важно! Решить эти вопросы можно через суд, составив соответствующий иск, но это возможно только после решения несоответствий.

Источник: xn--80acpq0bwp.xn--p1ai

Капитальное строительство определение в градостроительный кодекс

Главные особенности Градостроительного кодекса Российской Федерации

Дата публикации: 15 декабря 2005

Источник: газета «Строительный эксперт»

Новый Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ определил для России начало нового этапа в развитии законодательства о градостроительной деятельности.

Градостроительного кодекса Российской Федерации

К предмету правового регулирования в области градостроительной деятельности новый Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ) относит общественные отношения, возникающие по поводу следующих пяти общественных институтов: 1) территориального планирования; 2) градостроительного зонирования; 3) планировки территории; 4) архитектурно-строительного проектирования; 5) строительства объектов капитального строительства и их реконструкции.

Перечисленные институты, как каждый по отдельности, так и все в совокупности, обеспечивают осуществление градостроительной деятельности, то есть деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений (статья 1 ГрК РФ).

Каждый из указанных институтов имеет свое нормативное определение в различных статьях ГрК РФ:

1) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

2) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

3) планировка территории — осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов;

4) архитектурно-строительное проектирование — осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

5) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Полномочия различных уровней публичной власти и особенности территориального планирования

ГрК РФ закрепляет размежевание полномочий между различными уровнями публичной власти в области территориального планирования. На основании распределения непересекающихся полномочий создаются основания для закрепления следующих двух основополагающих принципов территориального планирования:

  • принцип независимости нижестоящих уровней публичной власти в случае невыполнения ими полномочий и обязанностей в сфере территориального планирования (взамен утверждавшегося ранее «принципа очередности», или принципа ожидания указаний вышестоящих уровней публичной власти до начала действий нижестоящих уровней публичной власти);
  • принцип четкой формализации процедур согласования документов территориального планирования (генеральных планов, схем территориального планирования) по субъектам, предметам и срокам согласования (взамен утверждавшегося ранее принципа неформализуемости процедур согласований).

Разграничение полномочий — это одновременно и установление предметов согласований одними органами публичной власти решений других органов публичной власти. По сути, это контроль за осуществлением полномочий в части непосягательства на полномочия других субъектов публичной власти. Установив разграничение полномочий, ГрК РФ:

  • определил предметы согласования и формализовал процедуры согласования документов территориального планирования с установлением сроков согласования;
  • установил полномочия-обязанности соответствующих органов публичной власти в области территориального планирования с установлением сроков наступления последствий за неисполнение указанных полномочий-обязанностей;
  • установил процедуры взаимодействия различных уровней публичной власти по совместной подготовке документов территориального планирования;
  • установил правовые нормы по реализации документов территориального планирования в соответствии с полномочиями различных уровней публичной власти, а также планами, утвержденными по установленным законом процедурам и предполагающим согласованность с бюджетными полномочиями.

Частью 4 статьи 9 ГрК РФ установлена важная норма: «Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Одновременно были введены изменения в статью 49 Земельного кодекса РФ, посредством которых определен четкий перечень случаев, когда отныне будет допускаться выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объектов недвижимости. С позиций допускаемого законом принудительного выкупа недвижимости есть три группы объектов. Для размещения объектов из первых двух групп такой выкуп допускается, а для объектов из третьей группы — нет.

Первая группа объектов — это объекты федерального значения, которые не являются линейными объектами инфраструктурного обеспечения и которые связаны с использованием атомной энергии, обороной и безопасностью, космической деятельностью, обеспечением статуса и защиты государственной границы Российской Федерации.

Вторая группа объектов — это объекты федерального, регионального и местного значения, которые являются линейными объектами инфраструктурного обеспечения. Это объекты, которые существуют не «ради самих себя», а для нормального существования и эксплуатации всех других объектов недвижимости. Кроме этого, в силу «линейности» и протяженности для таких объектов существенно ограничен маневр в выборе вариантов размещения, если сравнивать их со всеми другими локальными (не протяженными) объектами.

Третья группа объектов — это объекты, которые не связаны с государственной безопасностью, обороной и другими экстраординарными федеральными нуждами и не являются линейными объектами инфраструктурного обеспечения.

Особенности градостроительного зонирования

Нормы градостроительного зонирования являются ключевым звеном и определяют суть предстоящего реформирования системы регулирования градостроительной деятельности. Логика происходящих процессов такова, что мы можем иметь дело только с двумя гипотетически возможными подходами к пониманию содержания градостроительного зонирования и установлению градостроительных регламентов. Это правовой подход и технологический подход.

Для обоих подходов есть одно общее исходное основание. Это общее основание предопределено невозможностью продолжать самоочевидный факт развития рыночных отношений в экономической системе России. Это общее основание складывается из следующих взаимосвязанных положений:

1) факта того, что публичная власть уже не может как прежде и не должна отвечать «за всё»;

2) факта наличия и возрастания количества частных субъектов градостроительной деятельности, которые будут осуществлять эту деятельность в той оставшейся части, которую публичная власть не может и не должна осуществлять непосредственно;

3) необходимости для публичной власти быть заинтересованной в том, чтобы побуждать, инициировать градостроительную деятельность частных субъектов по причине того, что сама власть никогда не сможет и не должна претендовать «сделать все за всех», а также по причине того, что самой публичной власти выгодна самостоятельная инициатива частных инвесторов» и правообладателей недвижимости.

В этом состоит кардинальное отличие системы регулирования градостроительной деятельности, которая с большими усилиями, через непонимание и противодействие еще только формируется в России, от прежней системы социалистического толка, когда государство отвечало «за всё» и когда система градостроительства выстраивалась без оглядки на то, как в этой системе будет происходить деятельность частных субъектов. Поэтому речь идет о двух кардинально различных способах налаживания отношений публичной власти с частными субъектами градостроительной деятельности.

Первый подход — правовой, когда публичная власть «не претендует на всё», а устанавливает и официально предъявляет только рамки для свободной деятельности частных лиц, используя в качестве таких рамок градостроительные регламенты. Второй подход — технологический, когда представители публичной власти «хотят все делать сами», своими административными указаниями предписывают частным лицам, что конкретно они могут делать в каждом конкретном месте, не оставляя им никакой свободы выбора.

В этом состоит в самом концентрированном виде простой смысл каждого из двух указанных подходов и направление предстоящего реформирования, определенное предшествующими федеральными законами и закрепленное новым Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Особенности планировки территории

Планировка территории, в соответствии с нормами ГрК РФ, — это упорядочение и создание условий для развития территории, подготовка и реализация решений документации, содержащей характеристики и параметры планируемого развития территории, а также фиксированные границы регулирования землепользования и застройки, в том числе в виде красных линий, границ земельных участков, границ зон планируемого размещения объектов, границ зон действия публичных сервитутов. Особенности подготовки документации по планировке территории различными органами публичной власти состоят в следующем:

  • уполномоченные органы всех уровней публичной власти имеют право принимать решения и обеспечивать подготовку документации по планировке территории на основании утвержденных соответствующими уровнями публичной — власти документов территориального планирования;
  • уполномоченные органы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов могут принимать решения о подготовке и обеспечивать подготовку документации по планировке территории только при решении вопросов об определении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, соответственно, федерального, регионального и местного значения муниципального района;
  • органы местного самоуправления поселений, городских округов могут принимать решения о подготовке и обеспечивать подготовку документации по планировке территории не только при решении вопросов об определении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, но также и в иных случаях. Например, при выделении из состава государственных и муниципальных земель земельных участков для предоставления их физическим и юридическим лицам для строительства, выделения земельных участков многоквартирных домов в сложившейся застройке.
Читайте также:  Соуэ в строительстве это

Основанием для планировки территории являются документы территориального планирования (включая генеральные планы поселений и городских округов), а также правила землепользования и застройки.

Документация по планировке территории содержит в своем составе градостроительные планы земельных участков, которые определяют все необходимое, что должна «сообщить» публичная власть частному лицу, предоставив ему свободу продолжать действовать в установленных рамках, зафиксированных в градостроительном плане земельного участка.

Особенности архитектурно-строительного проектирования

Исключительное право принимать решения о подготовке проектной документации имеют не органы публичной власти, а застройщики -частные лица, которым принадлежит земельный участок. Органы публичной власти могут принимать указанные решения только в случае, когда они являются правообладателями земельных участков, то есть застройщиками. При этом право принимать решение о подготовке проектной документации — это вторичное, производное право по отношению к праву на земельный участок. Возникновение базового права на земельный участок одновременно порождает неотчуждаемое от правообладателя земельного участка право самостоятельно (без дополнительного разрешения публичной власти) принимать решение о подготовке проектной документации и обеспечивать такую подготовку.

Основные изменения по отношению к государственной экспертизе проектной документации сводятся к следующему:

1) государственная экспертиза проектной документации отделена от государственной экспертизы градостроительной документации;

2) впервые введена обеспеченная федеральным бюджетом субсидиарная имущественная ответственность органа государственной экспертизы проектной документации;

3) впервые введено положение, согласно которому не во всех без исключения случаях государство должно проводить государственную экспертизу проектной документации. Впервые была выведена из рассмотрения государственной экспертизы проектной документации. Впервые была выведена из рассмотрения государственной экспертизы группа объектов, поименованных в части 2 статьи 49 ГрК РФ;

4) впервые введено положение, согласно которому вместо многих органов государственной экспертизы, причастных к проверке проектной документации, должен быть только один федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственное ему государственное учреждение. На данный момент определено 10 таких органов, которые должны проводить государственную экспертизу в соответствии с различными федеральными законами;

5) впервые четко определен предмет государственной экспертизы проектной документации — это только две позиции по оценке соответствия такой документации: а) техническим регламентам (то есть сведенным в общий документ требованиям всех видов безопасности — санитарно-эпидемиологической, экологической, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и др.); б) результатам инженерных изысканий;

6) установлен предельный срок проведения государственной экспертизы проектной документации, который не должен превышать три месяца;

7) определено, что Правительство РФ, а не сам орган государственной экспертизы, как это было ранее, должно определять: 1) порядок организации и проведения государственной экспертизы, 2) размер платы за ее проведение и 3) порядок взимания такой платы.

Применительно к организации государственной экспертизы проектной документации ФЗ-191 определено два срока:

1) с 1 января 2006 года вводится, в частности, норма ГрК РФ о том, что «государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением»;

2) с 1 января 2007 года вводится в действие норма ГрК РФ, смысл которой состоит в том, что с этого срока не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной ГрК РФ.

1) выдаваемый публичной властью застройщику;

2) подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;

3) дающий застройщику право осуществлять строительство по факту наличия указанного соответствия, а также наличия требуемых документов.

Основные особенности разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:

1) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается тем же органом публичной власти, который выдал разрешение на строительство;

2) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет, что объект построен, реконструирован в соответствии со следующими документами: а) разрешением на строительство, б) градостроительным планом земельного участка, в) проектной документацией;

3) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства;

4) основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: а) несоответствие построенного, реконструированного объекта разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка, проектной документации; б) отсутствие документов, которые должны прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

5) среди документов, которые должны прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, следует особо выделить два документа: а) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строи-~ тельства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; б) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

6) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче такого разрешения;

7) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не будет выдано, если застройщик не передал безвозмездно в орган, выдавший разрешение на строительство, один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Особенности информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

ГрК РФ упразднил «государственный градостроительный кадастр», нормы о котором содержались в прежнем Градостроительном кодексе РФ 1998 года, и вместо него ввел «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности». Причины -несоответствие «государственного градостроительного кадастра» двум обязательным критериям, одновременное наличие которых определяет наличие подлинного кадастра:

1) за сведения, содержащиеся в кадастре, отвечает орган, ведущий кадастр. Эта ответственность в обязательном порядке имеет в том числе и имущественный характер, она должна быть обеспечена бюджетом соответствующего уровня публичной власти;

2) юридическую силу соответствующие проекты документов приобретают с момента включения их в состав кадастра.

При этом такие проекты документов подготавливаются и согласовываются до их включения в кадастр, но они не «утверждаются» до этого момента. Только с момента включения в кадастр соответствующий документ становится юридически значимым документом.

ГрК РФ установил, что копии утвержденных публичной властью документов в течение семи дней со дня утверждения подлежат направлению в орган местного самоуправления для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а органы местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих документов размещают их в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности.

ГрК РФ определил, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности ведутся на местном уровне — на уровне городских округов и муниципальных районов. Это положение дает ответ на вопрос, в каком месте любое лицо может получить всю интересующую его и предельно полную информацию, необходимую для осуществления градостроительной деятельности, которая по необходимости происходит на местах, на конкретных земельных участках, на конкретных объектах, где ведется строительство, реконструкция.

Структуру информационных систем обеспечения градостроительной деятельности можно представить в виде двух частей — «первичные» документы и «вторичные» документы и материалы.

Основные положения Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» заключаются в следующем:

1) Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен нормой, запрещающей с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов;

2) в статье 49 Земельного кодекса РФ введен перечень объектов федерального, регионального и местного значения, для размещения которых допускается выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

3) земельные участки для жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства с I октября 2005 года предоставляются исключительно на аукционах. Порядок аукционов прямо прописан в Земельном кодексе РФ.

Источник: admmegion.ru

Что относится к объектам капитального строительства: что гласит Градостроительный кодекс

Определение понятия «объект капитального строительства»

Законодательством РФ не установлен четкий перечень объектов, которые относятся к объектам капитального строительства.

Объект капитального строительства — объект (или комплекс объектов), возведенный с целью длительной эксплуатации и образующий с земельным участком единое архитектурно-градостроительное, объемно-пространственное, функциональное, инженерно-техническое и технологическое целое.

Объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, данная норма права, определяя родовое понятие «объект капитального строительства», с одной стороны, называет четыре вида объектов, которые относятся к числу таковых:

здания; строения; сооружения; объекты незавершенного строительства;

а с другой — перечисляет объекты, которые таковыми не являются:

временные постройки; киоски; навесы; другие подобные постройки.

Правовые характеристики указанных объектов капитального строительства даны в других нормативных правовых актах, в частности, в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент).

Объекты капитального строительства могут создаваться только в процессе строительства (п. п. 10, 13 ст. 1 ГрК РФ), что предполагает поэтапное выполнение проектных, монтажных, пусконаладочных работ.

В случае, если предполагается строительство объекта капитального строительства, относящегося к недвижимому имуществу, необходимо получать разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. После чего объект можно поставить на кадастровый учет, а также зарегистрировать на него право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.

О соотношении понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства» см. ниже.

К основным признакам объектов капитального строительства можно отнести следующие:

  • прочная связь объекта с землей и наличие заглубленного фундамента (вместе с тем некапитальный объект тоже может иметь фундамент);
  • невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.

К дополнительным признакам объектов капитального строительства можно отнести:

  • наличие стационарных коммуникаций (водо-, газо-, электро- и теплоснабжения и т.д.);
  • длительный срок эксплуатации объекта.

Требования к заполнению раздела «Характеристики объекта недвижимости» технического плана

В соответствии с пунктом 27, 30, 33, 36, 37.2, 42 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, в записях реестра объектов недвижимости в отношении земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса указываются следующие дополнительные сведения:

— адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде либо местоположение объекта недвижимости в случаях, установленных федеральными законами, а также в случае, если такие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Порядок указания в техническом плане адресных характеристик объекта капитального строительства изложен в подпункте 7 пункта 43, подпункте 3 пункта 48 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее — Требования № 953).

Согласно подпункту 7 пункта 43, подпункту 3 пункта 48 Требований N 953, в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана о соответствующем объекте недвижимости включается:

— адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с ФИАС виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра,

— в случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства вносится в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.

В указанном случае разночтение адреса объекта недвижимости, указанного в техническом плане с адресом объекта, указанного в акте органа государственной власти или органа местного самоуправления и содержащегося в составе технического плана не допустимо.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка «Местоположение объекта недвижимости», в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) — при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований.

КЛАДРовая часть технического плана в структурированном в соответствии с ФИАС виде заполняется до максимально возможного уровня.

С уважением,

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю

Создана: 13.02.2020 19:31, обновление 17.02.2020 15:36

Соотношение понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства»

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Понятие «объект недвижимости» не тождественно понятию «объект капитального строительства». Объект недвижимости может и не являться объектом капитального строительства, равно как и капитальный объект не всегда является недвижимым имуществом.

Например, жилой дом или здание являются объектами недвижимости и объектами капитального строительства в соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 130 ГК РФ (созданы в результате строительства, имеется прочная связь с землей и самостоятельное функциональное назначение).

Земельный участок относится к недвижимому имуществу в силу прямого указания ст. 130 ГК РФ, но не является объектом капитального строительства поскольку не является результатом строительства.

Строение вспомогательного использования может иметь все признаки объекта капитального строительства (результат строительства, прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба), в то же время такой объект не будет относиться к недвижимому имуществу, поскольку отсутствует «самостоятельное функциональное назначение объекта», соответственно, отсутствуют качества самостоятельного объекта недвижимости.

По вопросу о тождественности понятий «объект капитального строительства» и «объект недвижимости» остается актуальной позиция ВАС РФ, выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012, где указано следующее.

Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте. Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.

Различия между объектами капитального строительства и временными сооружениями

Являются ли винтовые сваи капитальным фундаментом?

Ответ на этот вопрос совершенно точно дает Градостроительный Кодекс, в котором определено, что объект капитального строительства – это любой строительный объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Проще говоря, капитальное строительство – это любое строительство, для которого требуется возведение заглубленных фундаментов, соответственно, демонтаж объектов капитального строительства совершенно точно не возможен без нанесения значительного ущерба самим зданиям или сооружениям и его назначению.

Объект незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства (Градостроительный Кодекс не дает точной формулировки) – это недвижимый строительный объект, возведение которого продолжается, приостановлено, законсервировано или прекращено окончательно (но не списано в установленном порядке), в силу различных причин. Незавершенное капитальное строительство может быть обусловлено отсутствием денежных средств, строительных материалов, изменением собственников и т.д.

Фундамент как признак капитального строительства

Часто к нам поступают вопросы, является ли фундамент объектом незавершенного строительства (далее ОНС). Согласно судебной практике, фундамент можно считать ОНС. Кроме того, именно наличие завершенного фундамента является важным признаком того, что ОНС является недвижимым объектом, иначе это просто набор строительных материалов.

Читайте также:  Комитет по строительству кто возглавляет

Тем не менее, чтобы окончательно разобраться с тем, какой фундамент считается капитальным, следует понимать, что капитальный фундамент это сооружение, которое находится под поверхностью земли, выполнено из материалов и по технологии, позволяющих выдерживать здания, постройки и сооружения из кирпича, газобетона и т.д.

и при этом, такой фундамент невозможно быстро демонтировать.

Для чего нужно разделение строительных объектов на капитальные и временные

К примеру, у Вас в аренде находится земельный участок. На нём построили временное сооружение, скажем, торговый павильон. Через некоторое время Вам понадобилась регистрация некапитального строения и оформление данного павильона в собственность, что в дальнейшем позволит Вам получить право собственности на земельный участок. И тут Вы попадаете в ловушку: регистрация временных сооружений в Росреестре не предусмотрена. Соответственно, не получится оформить в собственность и земельный участок.

Однако, при условии, что земельный участок принадлежит Вам, Вы можете строить временные (вспомогательные) сооружения свободно, разрешение на некапитальное строительство по законодательству не требуется. Чего не скажешь о разрешении на фундамент для капитальных объектов. Даже собственнику земельного участка будет не просто получить весь пакет документов и заключений, чтобы перейти к стадии строительства капитального объекта.

Что такое павильон

Торговый павильон – это небольшая отдельно стоящая постройка облегченной конструкции, помещение которой используется для торговли и других целей. Строительство торговых павильонов обычно осуществляется в короткие сроки с использованием деревянных или металлических каркасов, которые зашиваются сэндвич панелями.

Еще один пример. Вам выделили земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Чтобы было удобно организовать торговлю, Вы решили установить павильон. Через некоторое время приходит представитель власти и заявляет, что павильон построен незаконно: у Вас не было разрешения на его строительство.

Возникает вопрос: что делают владельцы торговых павильонов в первом и во втором случаях? Они обращаются к специалистам по обследованию зданий с целью определить, является ли здание объектом капитального или же это некапитальное строение, есть ли у этих павильонов признаки капитального строительства. После этого они предоставляют заключение от экспертов органам исполнительной власти. Данное заключение могут принять и либо отправить на доработку, либо, при возникновении сомнений, провести повторное обследование самостоятельно, обратившись в другую экспертную организацию.

Об этом и говорили чиновники, относительно ситуации сноса торговых павильонов в Москве, ссылаясь на отсутствие разрешений на строительство зданий и сооружений, которые по факту были объектами капитального строительства, а по документам – временными сооружениями. Безусловно, были и собственники, объекты которых были должным образом оформлены: имели разрешение на строительство и регистрацию права собственности, но всё равно попали под снос. Это, правда, уже другой вопрос: о законности действий Правительства Москвы. «Предупреждён – значит, вооружён».

Временные здания и сооружения в строительстве

Установленного нормативного определения временных (вспомогательных) строений, зданий и сооружений не существует, тем не менее, под понятием временного строения следует понимать постройку некапитального характера без углубленного и неразрывно связанного с землей фундамента, в конструкции которой предусмотрена возможность демонтажа и перемещения данной постройки без несоразмерного ущерба его назначению.

Чем отличается капитальное строение от некапитального? И что нужно знать при строительстве здания?

По своей функции временные строения предназначены для вспомогательного использования и не могут функционировать отдельно без объекта капитального строительства. Это такие объекты, как тамбур, навес над входом.

Здание

Здание — это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Технического регламента). Названные три основных элемента (подсистемы) здания охарактеризованы в этой же статье Технического регламента:

  • помещение — это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п. 14 ч. 2 ст. 2 Технического регламента);
  • сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20 ч. 2 ст. 2 Технического регламента);
  • система инженерно-технического обеспечения предназначена для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. (п. 21 ч. 2 ст. 2 Технического регламента).

Здания можно классифицировать по следующим основаниям:

  • в зависимости от целевого назначения здания подразделяют на: жилые и нежилые здания;
  • в зависимости от типов многоквартирных зданий выделяют: здания многоквартирные галерейного типа, здания многоквартирные коридорного типа и здания многоквартирные секционного типа;
  • в зависимости от отнесения жилых зданий к жилому фонду выделяются: жилые здания, входящие в жилой фонд, жилые здания (помещения), не входящие в жилой фонд, ведомственное жилье;
  • в зависимости от значения (главенствующего или второстепенного) здания на земельном участке подразделяют на: основные (главенствующие по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению) и служебные (имеют по отношению к основному зданию второстепенное значение на земельном участке);
  • по типам эксплуатационных режимов с учетом функционального назначения выделяют следующие здания: предназначенные для постоянного или длительного (круглосуточного) проживания людей; предназначенные для временного пребывания людей, преимущественно ритмичного характера (рабочий день, школьная смена, сеанс и т.д.); здания производственного или складского назначения.

Строение

Определения понятия «строение» в Техническом регламенте не имеется. Есть только определение «строительная конструкция», рассматриваемое как часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Строение — это родовая юридическая категория, обозначающая совокупность капитальных архитектурно-строительных объектов, включая здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и их разновидности. В этом смысле строение можно считать синонимом понятия «объект капитального строительства».

Следует учитывать, что строения могут быть как капитального, так и некапитального типа (п. п. 10, 10.2 ст. 1 ГрК РФ). В Гражданском кодексе РФ строения не названы в качестве объектов недвижимости. В целях учета жилищного фонда в РФ строениями считаются отдельно построенные здания, дома, состоящие из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (приложение 1 к Инструкции, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37).

Объект капитального строительства можно поставить на кадастровый учет только в качестве здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости). Кадастровый учет строений законодательством не предусмотрен.

Сооружение

Сооружение (за исключением некапитального) — это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов; (пункт 23 части 2 статьи 2 Технического регламента).

Объектом, выступающим как сооружение, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющим с ним одно целое.

Сооружение может быть и некапитальным, т.е. не иметь прочной связи с землей. Конструктивные характеристики некапитального сооружения позволяют переместить их и (или) демонтировать, впоследствии собрать без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных сооружений (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).

Такие сооружения не должны признаваться объектами недвижимости ввиду отсутствия всех признаков недвижимости, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ.

При возведении некапитальных сооружений не нужно получать разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию, а также ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них в ЕГРН (п. 2 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, ч. 6, 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Объект незавершенного строительства

Градостроительный кодекс РФ и Технический регламент не содержат определение понятия «объект незавершенного строительства». Данное определение содержится в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22 октября 2008 г.:

к объектам, находящимся в незавершенном строительстве, относятся объекты: строительство которых продолжается; строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке; находящиеся в эксплуатации, по которым акты приемки еще не оформлены в установленном порядке.

Для понимания того, является ли какой-либо объект объектом незавершенного строительства нужно учитывать правовую позицию Верховного Суда РФ:

«При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).» (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).

Линейные объекты

По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они являются видом сооружений и, соответственно подвидом объектов капитального строительства.

В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ обозначено понятие «линейные объекты» путем перечисления основных видов таких объектов — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Линейные объекты должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). В иных случаях линейные сооружения не будут относиться к недвижимости.

Так, например, линии связи могут быть как недвижимостью (линейно-кабельные сооружения), так и движимым имуществом — линии передачи, физические цепи.

Таким образом, если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах.

Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т.д.).

Особенности законодательства для капитального строительства

Особенности капитального строительства в нашей стране регулирует Законодательство о градостроительной деятельности.

Данный вопрос фигурирует еще в земельном и лесном законодательстве. Гражданское законодательство частично регулирует отношения, связанные с возведением капитальных объектов.

Особенностью последней редакции считается то, что к капитальному строительству относятся новые проекты и работы, связанные с реконструкцией старых сооружений. Согласно правовому регулированию, объекты капстроительства могут эксплуатироваться больше века. Стандартный срок службы составляет 25 лет.

Если возникают разногласия между заказчиком и исполнителем, то нарушения в данной области разбирает арбитражный суд. Такие действия повлекут за собой значительные затраты. Если предмет спора стоит вложенных средств и усилий, то нужно продолжать действовать. Если вы правы, то средства, перечисленные адвокатам, еще окупятся.

Перед судом необходимо оплатить государственную пошлину. Перевод денег осуществляется через банк.

Кадастровый закон делит объекты на две категории. В первой группе находятся сооружения с проектированием инженерных коммуникаций. Ко второй группе можно отнести незавершенные постройки.

Правительство нашей страны установило новую классификацию, в 87 Постановлении РФ. По данному постановлению объекты разделились на:

  1. Линейный тип: прокладка трубопроводов, дорожное строительство. Данная группа характеризуется множеством необходимых разрешений для запуска. Нужно специальное оборудование, которое подходит для работы с трубопроводами.
  2. Промышленный тип.
  3. Оборонные.
  4. Непроизводственные.

Архитектурный департамент осуществляет выдачу необходимых бумаг. Возможны случаи, когда застройщик получает отказ. Чаще всего такие случаи происходят при неправильном оформлении документации.

Некапитальные строения. Временные постройки

Некапитальный объект не имеет прочной связи с землей, и он может быть предназначен для временного использования.

Некапитальные строения не относятся к объектам капитального строительства и недвижимому имуществу.

Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).

Таким образом, отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

Другим отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок

Временная постройка — объект, возведенный с целью непродолжительной эксплуатации, вспомогательного характера использования и не имеющий сложных конструктивных особенностей.

К временным постройкам можно отнести:

  • киоски и навесы;
  • некоторые объекты благоустройства территории, в том числе павильоны, элементы оборудования остановок общественного пассажирского транспорта, механизированные автопарковки, телефонные кабины и т.д.;
  • любые постройки, которые предназначены для обслуживания основного объекта либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, теплицы, парники и т.д.);
  • легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения;
  • постройки, возводимые в лесу (сушилки, грибоварни, склады).

Что относят к ОКС, отличие от временных строений

Объекты капитального строительства — это, по сути, любая недвижимость производственного или непроизводственного назначения.Поэтому список ОКС включает постройки разного целевого использования.

Здания

Жилые, нежилые в комплексе с инженерно-техническими коммуникациями, подсобными помещениями, находящимися на участке. Сюда входят:

  • ИЖС (индивидуальное жилое строение) с дополнительными постройками на территории;
  • многоквартирные дома;
  • здания социального назначения, предназначенные для проживания (приюты, интернаты, общежития);
  • нежилые здания административного, социального, культурного назначения.

Группа включает также образовательные, медицинские учреждения.

Сооружения

Объёмные конструкции с фундаментом, плоские (автомобильные дороги), линейные (системы коммуникаций, жизнеобеспечения) строения относится к объектам капитального строительства. В основном это конструкции промышленного, технического, хозяйственного назначения. Включают в себя:

  • ОКС с залегающим фундаментом, надземными, подземными конструкциями с коммуникациями, инженерно-техническими сетями;
  • автомобильные магистрали в комплексе с дополнительными элементами инфраструктуры;
  • стадионы, спортивные сооружение вместе с функциональными составляющими комплекса;
  • линейные объекты коммуникаций (электроснабжения, связи); трубопроводы различного назначения с обслуживающими постройками.

Перечень включает стационарные постройки, привязанные к участку земли. К примеру, опоры электролиний, надземный, поземный трубопроводы. Демонтаж этих систем не возможен без ущерба их функционального назначения. Мобильные, переносные установки технического, коммуникационного назначения не относятся к категории капитальных объектов.

Классификация объектов капитального строительства

По уровню значения объекты капитального строительства подразделяются на (п. п. 18 — 20 ст. 1 ГрК РФ):

  • объекты федерального значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации);
  • объекты регионального значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ);
  • объекты местного значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов).

В зависимости от функционального назначения и характерных признаков объекты капитального строительства подразделяются на следующие виды (абз. «а» — «в» п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87):

  • объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
  • объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
  • линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Также отдельно можно выделить особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства (ст. 48.1 ГрК РФ).

Связь между недвижимостью и капитальным строительством

Термин «недвижимость» постоянно на слуху. Основным моментом, характеризующим недвижимость, считается наличие фундаментов, связующих с землей. Такие строения практически невозможно транспортировать. Также важно юридическое обоснование, подтверждающее эту категорию. Следует провести оценку объекта.

Если его можно вписать по праву в данную категорию, то название недвижимости подтверждается. Должны соблюдаться все нормы, характерные для градостроительства. Также должен быть собственник имущества. Обязательно наличие коммуникаций. Связь между данными понятиями прослеживается на протяжении всех строительных этапов, основана она на сопутствующей документации.

К недвижимости относятся некоторые дачные дома в зависимости от конструкции.

Источник: donmatrix.ru

Рейтинг
Загрузка ...