Категория земли для строительства школы

Приобретая офисное или жилое здание, заключая подрядный договор на строительство офиса, необходимо обращать внимание на земельные отношения, поскольку в случае использования земли не по назначению судом может быть принято решение о сносе такой постройки; вместе с тем в законодательстве предусмотрена возможность перевода земель из одной категории в другую. В данной статье мы также обратимся к судебной практике, сформировавшейся по вопросу расположения зданий на землях различного назначения.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ЗЕМЛИ

Назначение земельного участка, вид его использования в конкретных целях определяются на основе норм законодательства, которые закрепляют цели допустимого использования земель соответствующей категории. Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Соответствие функционального назначения постройки целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка может быть подтверждено выписками из государственного кадастра объектов недвижимости и градостроительной документацией (генеральным планом населенного пункта, правилами землепользования и застройки).

Категории земель. Где нельзя строить собственный дом?

Категория земель указывается в:

  • актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
  • договорах, предметом которых являются земельные участки;
  • документах государственного земельного кадастра;
  • документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельного участка в целях комплексного освоения должно осуществляться с соблюдением правил, установленных п. 4 ст. 30 ЗК РФ, в частности должны соблюдаться условия о формировании земельного участка, его государственном кадастровом учете и его предоставлении по результатам торгов. В качестве разрешенного использования земельного участка, определяемого на стадии формирования участка, может быть указано комплексное освоение в целях жилищного строительства (с раскрытием его основных этапов или без такового) либо иной подходящий вид разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом, при наличии последнего. Этот же вид использования должен найти отражение в договоре аренды земельного участка.

Офисные здания и жилые здания по общему принципу чаще всего располагаются на землях населенных пунктов. Большая часть площади земель населенных пунктов предназначена для различных видов застройки: жилой, общественно-деловой, промышленной и т.д. В то же время на территории практически любого населенного пункта существуют рекреационные зоны, земли общего пользования, городские леса, особо охраняемые природные территории и т.д. В таких зонах строительство зданий офисного и жилого назначения осуществляться не должно.

Земельное право кратко | Категории земель и виды разрешенного использования

К землям, не связанным со строительством офисных и жилых зданий, относятся:

  1. земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья);
  2. земли промышленности и иного специального назначения (земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения);
  3. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  4. земли лесного фонда;
  5. земли водного фонда.

Вместе с тем на землях промышленности может располагаться, например, офис-здание, обслуживающее промышленный объект.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что не допускается строительство на земельном участке, площадь которого меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Иногда бывают спорные ситуации в отношении только образованных земельных участков, которые не подпадают под регламенты. Соответствующие разъяснения даются также в письме Минэкономразвития от 1 ноября 2010 г. N Д23-4459. Уточненная площадь земельных участков, в отношении которых распространяется действие градостроительных регламентов, в случае если градостроительные регламенты не установлены, не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем: минимальный размер земельных участков, установленный в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса; десять процентов в отношении иных земельных участков.

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нарушения назначения использования земельных участков или ведения работ по реконструкции и строительству являются довольно частым явлением как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц. Законодательные ограничения в использовании земли создают проблемы для добросовестных правоприобретателей. Построенное на такой земле здание имеет один или несколько признаков самовольной постройки, к которым можно отнести следующие:

  1. постройка часто создана на земельном участке, не отведенном для этих целей;
  2. у застройщика (владельца) отсутствует разрешение на строительство;
  3. постройка сооружена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил;
  4. право собственности на данный объект у застройщика отсутствует.

Вместе с тем на практике случаются и более сложные случаи, когда местная администрация согласовала постройку здания, но впоследствии земля не была переведена из одной категории в другую, и местная администрация подает в суд исковое заявление с требованием о сносе незаконной постройки. И судебная практика складывается в этом случае неоднозначно. Еще одна проблема состоит в возможности расположения на землях различного назначения объектов, представляющих собой обособленные части зданий или сооружений, к ним можно отнести флигель, гараж, пристройку и т.д.

Нарушения законодательства бывают непреднамеренными, например покупка земли со зданием, и преднамеренными, когда постройке предшествовал рейдерский захват земли, в частности земли сельскохозяйственного назначения путем понуждения участников (акционеров) сельскохозяйственных предприятий вопреки воле последних к продаже земельных долей, в том числе по значительно заниженным от рыночной стоимости ценам. Непреднамеренные нарушения часто связаны с проблемами земельного законодательства в целом: нежеланием местной администрации продавать землю, завышенной кадастровой стоимостью земельных участков и другие проблемы.

Также следует отметить, что принятый сравнительно давно государственный земельный кадастр не только до конца не сформирован в некоторых регионах, но и не содержит при этом конкретных сведений о реальной стоимости земли.

Приобретая землю или здание, необходимо проявить должную осмотрительность. Покупателя здания должно насторожить следующее:

  • продажа имущества по цене, отличающейся более чем на 20% от рыночной цены;
  • отсутствие в правоустанавливающих документах указания о целевом использовании земли;
  • отсутствие документов на землю;
  • краткосрочная аренда земли специального назначения: лесной фонд, сельскохозяйственные земли.

В соответствии с ст. 37 ЗК РФ необходимо обратить внимание, что в случае приобретения земельного участка в договоре купли-продажи недопустимыми являются следующие условия: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

В случае нарушений по решению суда такие постройки сносятся. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.06.2008 N Ф09-4295/08-С6 по делу N А50-14887/2007 судом исковые требования о признании зданий самовольными постройками и обязании произвести снос построек судом правомерно удовлетворены, поскольку спорные постройки возведены на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, и без оформления необходимой разрешительной документации.

Соответственно имеются большие риски приобретения построек на не отведенных для этих целей участках. При этом не имеет значения, капитальная ли это постройка, бытовка или забор.

ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

Не всегда застройщику удается соблюсти, вольно или невольно, нормы законодательства. В случае нарушения целевого использования возможно перевести землю из одной категории в другую. Согласно ст. 8 Земельного кодекса перевод осуществляется:

  1. земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
  2. земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
  4. земель, находящихся в частной собственности:
  • земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод из одной категории в другую осуществляется на основании ходатайства заинтересованного лица.

В рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую может быть отказано в случае, если:

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Ходатайство рассматривается в следующие сроки:

  • три месяца со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами, — для Правительства РФ;
  • два месяца со дня поступления ходатайства — для исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:

  1. установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  2. наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  3. установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель.

Если органы местного самоуправления или исполнительной власти отказываются переводить землю из одной категории в другую, то возможно оспорить это решение в судебном порядке. Однако и в судебном порядке доказать обоснованность использования земли для строительства здания не всегда удается. В качестве примера можно привести Определение СК ГД ВС РФ от 13.06.2007 по делу N 14-В07-5.

Суд указал следующее.

В соответствии с положением ст. 5 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесение изменений в документы государственного земельного кадастра осуществляется после принятия исполнительным органом государственной власти акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Руководитель ФГУ «Земельная кадастровая палата», отказывая в удовлетворении заявления о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра, мотивировал это отсутствием акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переводе земель из одной категории в другую.

Судебная коллегия Воронежского областного суда правильно указала на обоснованность отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата», поскольку для внесения соответствующих изменений в документы земельного кадастра не соблюден установленный законом порядок перевода земель из одной категорию в другую.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В случае если земля используется не по прямому назначению, но у застройщика имеются документы, предоставленные местной администрацией, о готовности предоставить земельный участок под застройку, то суд может рассмотреть спор в пользу застройщика. Подобная позиция была сформулирована судом в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18 января 2005 г. N Ф08-6347/2004 по делу N А32-10176/2004-36/224. Однако противоположное мнение сложилось у судей в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2003 г. N А19-4039/02-23-Ф02-388/03-С2, в котором суд отказал в признании права собственности ввиду того, что решения уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении истцу земельного участка под возведенную постройку истцом представлено не было, а соответствующие письма такого решения не заменяют.

Суд также может оказать организации, которая хочет узаконить постройку на спорном участке, если назначение земли вообще не определено, а кадастровый учет не осуществляется.

Например, в Определении ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. N ВАС-13569/09 суд отказал в удовлетворении исковых требований компании, поскольку границы испрашиваемого товариществом земельного участка как объектов земельных отношений не установлены — они не прошли в установленном законе порядке межевание и кадастровый учет. Отсутствие кадастрового учета выгодно государственным органам, но не организациям, поскольку в этом случае застройщик или добросовестный правоприобретатель не смогут узаконить постройку и доказать правомерность использования земли по назначению.

Довольно сложно узаконить постройку, граничащую с земельными участками, без соблюдения так называемых красных линий. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.06.2008 N А43-26006/2007-43-526 суд указал, что земельный участок не может быть сформирован в связи с необходимостью соблюдения границ красных линий магистрали районного значения по указанной улице, обеспечения противопожарного расстояния до существующего капитального трехэтажного здания, расположенного на смежном земельном участке.

Также к красным линиям относятся инженерные коммуникации городских сетей. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2007 N Ф08-3720/2007 суд указал, что строительство объекта нецелесообразно, так как большая часть участка расположена за пределами красных линий, линий регулирования застройки и в охранной зоне инженерных коммуникаций.

К коммуникациям относятся: теплоснабжение, газоснабжение, канализация, электроснабжение, связь, водоснабжение. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2006 N А26-9743/2005-15 суд также отказал в удовлетворении требований о согласовании места расположения объекта. Отказ был мотивирован расположением инженерных сетей со ссылкой на СНиП 2.07.01-89, в соответствии с которым планировка и застройка городских и сельских поселений на данном участке не предусмотрены.
Обратите внимание, что суд может рассматривать споры в случаях, если постройка уже осуществлена, или при предварительном согласовании.

Пример отказа в предварительном согласовании можно увидеть в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.09.2008 N Ф08-5633/2008, в котором суд указал, что магазин может находиться только в общественно-деловой зоне, а испрашиваемый земельный участок находится в жилой зоне. Вместе с тем в законодательстве не определена строгая привязка к зонам.

Отказать в согласовании места расположения здания могут на основании градостроительной документации. Например, в Постановлении ВАС РФ от 26.05.2009 N 2081/09 по делу N А46-8730/2008 суд указал, что участок зарезервирован для госнужд, а в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2008 N Ф09-8955/07-С6, что предварительное согласование места размещения объекта не может быть проведено, поскольку размещение такого объекта предусмотрено уже разработанной документацией территориального планирования, градостроительного зонирования.

В заключение, обобщая судебную практику, можно сделать следующие выводы:

  • письмо от местной администрации не является правоустанавливающим документом и не может рассматриваться в качестве доказательства в суде;
  • при рассмотрении вопроса согласования необходимо обращать внимание на красные линии, коммуникации, дороги;
  • суд может признать нецелесообразным расположение объекта применительно к определенной зоне;
  • необходимо ознакомиться с градостроительной документацией.
Читайте также:  Что такое дит в строительстве

Однако имеется судебная практика и в пользу застройщиков. В частности, проверку назначения земли могут осуществлять только уполномоченные органы. Данный вывод подтверждается судебной практикой. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.11.2008 N А33-4792/08-Ф02-5332/08 по делу N А33-4792/08 суд правомерно признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности за использование земель не по целевому назначению, поскольку правильно посчитал, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не является уполномоченным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании земель.

Таким образом, необходимо обратить внимание, что проверку целевого использования осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления или органы исполнительной власти. Следовательно, необходимо проверить полномочия проверяющих.
Во время судебного спора суд должен исследовать, был ли отведен земельный участок, должен назначить строительно-техническую экспертизу, а также должен установить подлинность акта приемки законченного строительством объекта.

В Постановлении ФАС Московского округа от 29.04.2010 N КГ-А40/3849-10 по делу N А40-68834/09-28-482 при рассмотрении дела о сносе самовольной постройки суду пришлось передать дело на пересмотр, так как не были исследованы все обстоятельства. Эти аспекты могут быть указаны в исковом заявлении. В частности, при определении красных линий, при определении размера участка, пригодного для строительства, может быть проведена строительно-техническая экспертиза, которая в дальнейшем составит доказательственную базу в суде.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2008 N Ф08-3748/2008 по делу N А32-29279/2006-9/696 суд установил, что земельный участок, занимаемый спорной недвижимостью, предоставлен истцу по договору аренды. Двухэтажная пристройка к зданию торгового модуля возведена истцом в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Таким образом, оспорить решение в судебном порядке возможно:

  • если проверку проводил неуполномоченный орган;
  • если проводилась строительно-техническая экспертиза;
  • если соблюдены условия строительных норм.

Подводя итог, следует отметить, что в законодательстве предусмотрен ряд ограничений, связанных как с расположением офисных и жилых зданий и с назначением земли, так и с особенностями расположения участка, его размером. При этом судебная практика зачастую складывается не в пользу застройщика или покупателя. Поэтому представляется целесообразным руководствоваться следующими рекомендациями:

Источник: kmcon.ru

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5.1. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5.2. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5.3. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Статье 87 Земельного кодекса РФ

Земли промышленности и иного специального назначения (как для краткости называет эту категорию даже сам законодатель, например в п. п. 2 — 6 комментируемой статьи) подразделяются на несколько «субкатегорий земель с дифференцированным правовым режимом, что обусловлено характером специальных задач, для решения которых данные земли используются или предназначены для использования в будущем» .
———————————
Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Элиста, 2006. С. 610.

Эти субкатегории перечислены в п. 2 комментируемой статьи, и каждой из них также посвящена отдельная статья настоящего Кодекса. Особый интерес представляет подп. 7 п. 2, где говорится о землях иного специального назначения. Наличие такой формулировки делает перечень субкатегорий открытым, не исчерпывающим.

В литературе отмечается, что в качестве иных земель специального назначения могут рассматриваться участки захоронения ядерных и иных отходов , земли, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью, которая действует в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» , и другие земельные участки.
———————————
См.: Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби, 2002. С. 321.

См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // СПС «Гарант».

В ст. ст. 87 — 93 ЗК РФ как после общей характеристики земель данной категории, так и после определения каждой из субкатегорий говорится, что это земли, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ . Представляется, что даже единичная запись в ст. 87 ЗК РФ была бы излишней, так как права на земельные участки всегда возникают по основаниям, предусмотренным законами, и, кроме того, в Кодексе есть специальная глава «Возникновение прав на землю», которая касается всех категорий земель. Повторение же этой формулировки семь раз тем более неоправданно.
———————————
Применительно к землям обороны и безопасности законы субъектов РФ не упоминаются, т.е. речь идет только о Земельном кодексе РФ и иных федеральных законах.

В комментируемой статье специально подчеркивается, что к землям промышленности и иного специального назначения относятся лишь земли, расположенные за чертой населенных пунктов. Если же промышленные, транспортные, оборонные и иные подобные предприятия (организации) находятся в городах, то правовой режим земельных участков, на которых они расположены, подчиняется режиму соответствующей территориальной зоны в черте населенного пункта.

В данной категории земель большой удельный вес занимают земли, являющиеся федеральной собственностью. Они перечислены в п. 4 комментируемой статьи. Согласно ст. 27 настоящего Кодекса многие из этих земель изъяты из оборота .
———————————
Согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ категория объектов гражданских прав, изъятых из оборота, из п. 1 ст. 129 ГК РФ исключена. Теперь объекты гражданских прав подразделяются только на две группы: находящиеся в свободном обороте и ограниченные в обороте. Однако ст. 27 настоящего Кодекса до сих пор не приведена в соответствие с ГК РФ.

Следует отметить, что большое количество судебных споров возникает в связи с неоднозначным толкованием законодательства именно в отношении земельных участков, занятых промышленными объектами, объектами транспортной инфраструктуры, оборонными объектами и т.п. в населенных пунктах, в том числе по вопросам, связанным с определением субъекта права собственности на земельные участки, занятые данными объектами.

Эти споры возникают с завидной регулярностью, что свидетельствует о настоятельной необходимости более четкого урегулирования данного вопроса непосредственно в законе. Практика рассмотрения такого рода споров будет рассмотрена далее применительно к отдельным субкатегориям земель данной категории. Здесь же отметим, что при вынесении решений по таким делам суды постоянно ссылаются на ст. ст. 87 — 93 ЗК РФ, что, на наш взгляд, неверно, так как речь идет о земельных участках, относящихся к другой категории земель.

Гражданам и юридическим лицам следует иметь в виду, что использование земельных участков данной категории должно осуществляться с соблюдением правил, установленных для соответствующей субкатегории, в противном случае это будет признано правонарушением.

В частности, проверкой территориального отдела управления Роснедвижимости по Пермскому краю было выявлено, что земельный участок, предоставленный индивидуальному предпринимателю с разрешенным использованием под промышленные предприятия на землях промышленности, фактически используется под объекты автомобильного транспорта (строение пункта охраны и автостоянка), что является нарушением ст. 42 ЗК РФ.

Предпринимателю выдано предписание с требованием устранить допущенное нарушение путем использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением либо изменения разрешенного использования. Попытка предпринимателя обжаловать данное предписание не увенчалась успехом, так как суды пришли к правильному выводу, что, несмотря на то что земли промышленности и земли транспорта относятся к одной категории земель РФ (земли специального назначения), режим и вид разрешенного использования указанных земель различные, следовательно, требования госоргана законны .
———————————
Постановление ФАС Уральского округа от 11 мая 2010 г. N Ф09-3256/10-С1 по делу N А50-33592/2009.

Поскольку деятельность промышленных предприятий и иных объектов, для размещения которых предоставляются указанные земли, может представлять опасность для населения, в состав данной категории земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

И напротив, хозяйственная деятельность в пределах таких зон может причинить вред охраняемым объектам или существенно затруднить их эксплуатацию, поэтому определенные виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон, могут быть ограничены или запрещены.

Создание санитарно-защитных зон вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях охраны атмосферного воздуха и условий жизнедеятельности окружающей среды предусматривается Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и иными актами.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья дополнена тремя новыми пунктами — 5.1 — 5.3, конкретизирующими порядок установления зон с особыми условиями использования территории (в части сведений о границах такой зоны и описания их местоположения, а также сроков уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны). Эти дополнения вступили в силу с 1 января 2016 г.

Этим же Законом ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», посвященная информационному взаимодействию при ведении ГКН, была дополнена положением о том, что обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (норма вступила в силу с 1 января 2016 г.).

Законом N 252-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (ст. 55), предусматривающие, что для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны, обязательным документом, прилагаемым к заявлению о выдаче такого разрешения, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны являются обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.

Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2018 г., поэтому на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до этой даты, их действие не распространяется.

Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2016 г. N 163.

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г. (ч. 2 ст. 5 Закона N 252-ФЗ).

Важным представляется положение п. 5.2 комментируемой статьи о том, кто должен осуществлять деятельность по установлению границ указанных зон. Ранее в судебной практике возникали споры по этому поводу . Так, Постановлением администрации Большеулуйского района Красноярского края от 14 июня 2006 г. N 159 установлена санитарно-защитная зона ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (далее — общество) с возложением на общество обязанности по оформлению межевого дела земельного участка, на котором расположена санитарно-защитная зона, и поставке его на кадастровый учет.
———————————
См., напр.: Постановление Президиума Свердловского областного суда от 18 августа 2010 г. по делу N 44-Г-26/2010.

Читайте также:  Коэффициент зимнего времени при строительстве

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего пункта Постановления районной администрации незаконным. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. решение суда от 30 декабря 2008 г. отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии в действующем законодательстве положения, предусматривающего проведение межевых работ по установлению границ санитарно-защитной зоны, а также отметила, что с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться правообладатель или государственный (муниципальный) орган, к которым общество не относится.

С таким подходом согласился Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа , указав, что на юридические лица возложена обязанность по соблюдению режима санитарно-защитной зоны, а не по проведению работ по межеванию земельного участка, на который распространяется санитарно-защитная зона. Общество не является правообладателем земельного участка, на который распространяется его санитарно-защитная зона, в связи с чем заявление и документы для проведения государственного кадастрового учета земельных участков подаются заинтересованным правообладателем или государственными (муниципальными) органами.
———————————
См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2009 г. N А33-13282/08.

Теперь же согласно п. 5.2 настоящей статьи подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями, т.е. по этой норме возложение такой обязанности на общество было бы законным.

Во исполнение п. 5.3 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2016 г. N 662 утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны.

Согласно указанным Правилам информирование правообладателей земельных участков об ограничениях использования земельных участков в границах зоны осуществляется в течение 15 дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны посредством направления уведомления либо по адресу электронной почты правообладателя, либо по его почтовому адресу.

В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении зоны, реквизиты такого решения;

б) дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны;

в) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;

г) описание местоположения границ зоны;

е) кадастровые номера земельных участков, включенных в границы зоны и принадлежащих правообладателю.

Второй комментарий к СТ 87 ЗК РФ

1. В п. п. 1, 2 комментируемой статьи определен состав земель специального назначения, виды которых зависят от выполняемых ими задач в экономике страны. Эти земли составляют самостоятельную категорию, как правило, находятся за пределами населенных пунктов, предназначены для размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений, обеспечивающих хозяйственную и оборонную деятельность предприятий и организаций в различных отраслях экономики.

В зависимости от характера выполняемых функций они подразделяются на земли: а) промышленности; б) энергетики; в) транспорта; г) связи, радиовещания, телевидения, информатики; и) обеспечения космической деятельности; д) обороны и безопасности страны; ж) иного специального назначения. Однако в целях обеспечения правового режима использования земель разного назначения, относящихся к одной категорий, эти земли включены в состав земель в РФ отдельным блоком (см. подп. 3 п. 1 ст. 7 ЗК РФ), что исключает перевод земель из одной категории в другую в случае необходимости использования земель, например, энергетики для оборонной промышленности или наоборот. В данном случае изменяется лишь вид разрешенного использования.

Перечень земель специального назначения не является закрытым. Содержание термина «земли иного специального назначения» в законе не раскрыто. Вероятно, сюда можно отнести земельные участки, используемые для захоронения ядерных и иных отходов, рекреационные земли, земельные участки, выделяемые для развития производственной или иной деятельности новых отраслей промышленности. Порядок проведения зонирования территорий по видам использования устанавливается федеральными законами с учетом законодательного регулирования данной категории земель (см. комментарий к ст. ст. 88 — 93).

2. В целях обеспечения безопасности населения при эксплуатации объектов промышленности, энергетики и др. в соответствии с поставленными задачами на землях промышленности и иного специального назначения существуют охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Охранные зоны не изымаются из оборота и могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Однако использование этих земельных участков правообладателями ограничивается особыми требованиями, обусловленными целями и задачами предназначения этих зон (см. комментарий к ст. 56). Охранные зоны подразделяются на: а) постоянно охраняемые — защитную, которая предназначена для ядерных объектов; б) внутреннюю зону, расположенную в защитной зоне; в) особо важную зону, находящуюся во внутренней; г) зоны ограниченного доступа, где нет ядерных установок; д) иные зоны.

3. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции, являются федеральной собственностью и не могут находиться в собственности граждан: они либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК).

Из земель обороны, например, изъяты из оборота земельные участки под объектами недвижимости, постоянно используемыми любыми войсковыми частями и формированиями, организациями ФСБ, ИТУ и ЛТП Минюста России и МВД России для осуществления своей деятельности, а также земельные участки под объектами атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, участки воинских захоронений, захоронений ядерных отходов.

Ограниченными в обороте являются, например, земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, связи, для производства ядовитых веществ, наркотических средств, расположенные под объектами космической инфраструктуры, гидротехнических сооружений, земельные участки, подвергшиеся деградации.

4. В п. 5 комментируемой статьи определяются полномочия субъектов государственной и муниципальной власти по установлению порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения. В зависимости от формы земельной собственности эти полномочия возложены на Правительство РФ (по федеральным землям), на органы исполнительной власти субъектов Федерации (если земли находятся в собственности субъекта Федерации) и органы местного самоуправления (в отношении муниципальных земель), что согласуется с положениями ст. ст. 8 — 11 ЗК.

6. Земли промышленности и иного специального назначения могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на определенный срок либо по договору аренды для сельскохозяйственного производства и иного использования. Порядок передачи предусмотрен ст. 24 ЗК.

Источник: zemkod.ru

Функциональное зонирование земельного участка школы

Размер земельного участка школы принимается от 20 до 53 м 2 на 1 учащегося и зависит от вместимости школьного здания.

На территории выделяются следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

Физкультурно-спортивная зона. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. Не рекомендуется располагать физкультурно-спортивную зону со стороны окон учебных помещений здания. При размещении данных зон со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м – не менее 15 м, а площадки для других занятий физкультурой и спортом – на расстоянии не менее 10 м.

Физкультурно-спортивная зона включает:

· школьный стадион с беговой дорожкой;

· комбинированное поле для футбола и ручного мяча;

· два сектора для прыжков в высоту и длину общей площадью 4200 м 2 (начиная с 3 параллелей – 5260 м 2 );

· площадки для спортивных игр (волейбольная 162 м 2 , баскетбольная 364 м 2 );

· площадка для гимнастики для 1-4-х и 5-11-х классов по 200 м 2 каждая;

· площадка комбинированная для спортивных игр, метания меча и прыжков в высоту и длину.

Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение спортивных секционных занятий и оздоровительных мероприятий. Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж, для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Спортивно-игровые площадки должны иметь грунтовое покрытие, футбольное поле – травяной покров.

Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она предназначена для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Зона отдыха включает:

· площадки для подвижных игр (для 1-х классов 100 м 2 каждая в зависимости от числа параллелей, для 2-4-х классов – площадью 300 м 2 каждая, для 5-9-х классов – 125 м 2 каждая);

· площадки для тихого отдыха (для 5-9-х классов 100 м 2 ).

Площадки для подвижных игр располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен). Площадки для тихого отдыха размещаются в удалении от шумных зон.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой, вблизи учебно-опытной зоны, иметь самостоятельный въезд с улицы и ограждаться зелеными насаждениями.

В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования, здесь же устанавливают мусоросборники. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классах и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Учебно-опытная зона составляет не более 25% площади всего участка. На участке располагается участок овощных и полевых культур, парники, теплица, участок питомника, участок плодово-ягодных культур, метеорологическая и географическая площадка, площадка для занятий на воздухе. Метеорологическая и географическая площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 высоты здания. При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной и зоны отдыха.

Зеленые насаждения. Озеленение предусматривают из расчета не менее 50% площади территории школы. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%. Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий школ в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении не должны использоваться деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся, вокруг зоны отдыха и спортивной зоны – колючих кустарников, а вокруг спортивной зоны – также и плодовых деревьев. В зону озеленения входят зеленые насаждения учебно-опытной зоны и зоны отдыха, защитная зеленая полоса по периметру участка в виде живой изгороди, разделяющей отдельные зоны, а также газоны и декоративные зеленые насаждения. Ширина зеленой полосы на границе земельного участка со стороны близстоящих зданий должна быть не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м.

Территория земельных участков должна иметь ограждение. Въезды и входы на участок, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских учреждениях без канализации – к дворовым уборным покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.

Расположение на территории зданий и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.

2.2 Гигиенические требования к планировке здания

Композиция здания школы должна предусматривать компактную планировку с сохранением секционности. Этому требованию отвечает блочная композиция.

Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы. На верхних этажах (выше третьего этажа) размещаются учебные помещения и кабинеты, посещаемые обучающимися 8-11 классов, административно-хозяйственные помещения.

Этажность школы предусматривается не более 3, а для крупных и крупнейших городов – 4 этажей (кроме сейсмических районов). При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях 4-й и 5-й этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты. Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2-4 классов – не выше 3 этажа.

Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

Гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

Учащиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Во вновь строящихся зданиях рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции. В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1-4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м² на одного обучающегося), туалеты.

Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения, площадью не менее 4,0 м² на одного ребенка.

Обучение учащихся II — III ступени осуществляется по классно-кабинетной системе, которая обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете. Число классов-кабинетов для основных дисциплин зависит от числа старших классов.

Читайте также:  Кто больше всего получает в строительстве

Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока). Целесообразно создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов. Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II – III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6.

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее — 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий.

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели.

Учебные помещения должны включать:

· рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся);

· рабочую зону учителя;

· дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО;

· зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов парт), который должен составлять не менее 35 0 для учащихся II – III ступени школы и не менее 45 0 для школьников 6-7 лет.

Кабинеты химии, физики, биологии, компьютерный класс обязательно должны иметь лаборантские.

Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В школьном здании размещаются также учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные помещения (предпочтительно зального типа), столовая, медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные помещения.

Спортивный зал рекомендуется размещать на 1 этаже здания или в отдельно пристроенном здании. При размещении спортивного зала, на 2-м этаже и выше, должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов должны предусматриваться в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

При спортивных залах в существующих школах должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м 2 ; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м 2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

Проход в учебно-спортивные помещения через классные секции не допускается. Вход в спортивный зал из раздевален должен быть непосредственным или через обособленный коридор.

В состав помещений физкультурно-оздоровительного назначения необходимо включать зону, оборудованную тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн. При устройстве бассейнов планировка и эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

Актовый зал в своих размерах определяется числом посадочных мест из расчета 0,65 м 2 на одно место. При актовом зале должны быть артистические уборные, кинопроекционная, помещения для декораций и бутафорий, музыкальных инструментов, хранения костюмов.

Библиотека. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В школах нового типа библиотека должна использоваться в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО и обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся. Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м 2 на 1 ученика. В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого доступа, зона с кабинками для индивидуальных занятий и боксы для хранения передвижных тележек.

Учебные мастерские. Площадь помещений для учащихся 5-11-х классов (кроме кабинетов профессиональной ориентации и помещений с уменьшенной расчетной наполняемостью до 12 учащихся) рассчитывают на половину класса учащихся. Расчетная площадь – 6 м 2 на 1 учащегося (кроме учебно-производственных мастерских). При мастерских предусматриваются следующие подсобные помещения: инструментальная – комната мастера, кладовая площадью 16 м 2 (при наличии 3 и более параллелей – 24-32 м 2 ), кладовая для хранения сырья и готовой продукции площадью 16 м 2 , помещения для хранения инвентаря для уборки помещений и работы на садово-опытном участке (12-16 м 2 ).

Необходимо предусматривать дополнительный выход из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в котором нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

Рекреационные помещения. В зданиях школ целесообразно планировать из расчета 0,6 м 2 на 1 учащегося. Ширина рекреаций при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении – не менее 6,0 м.

При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 м 2 на одного учащегося.

Медицинские помещения. В существующих зданиях школ для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача, площадью не менее 14,0 м² и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет, площадью не менее 14,0 м².

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м²; процедурный и прививочный кабинеты, площадью не менее 14,0 м² каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м².; туалет.

При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м².

Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке, и располагаться на первом этаже здания.

В школе предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.

Столовая. Предусматривается в школах с числом учащихся более 100 человек. В школах организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной, согласно гигиеническим требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации, вырабатывающие мягкое мороженое.

Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи – горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочную-тарную; моечную для тары; холодильную камеру для пищевых отходов; санитарный узел для сотрудников столовой.

В состав помещений столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.

В составе помещений буфета-раздаточной должны быть предусмотрены загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная; оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть обеденный зал. При столовых обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

В школах предусматриваются административно-хозяйственные помещения: кабинет директора, кабинет заместителя по учебно-воспитательной работе, учительская, кабинет организатора внеклассной работы, канцелярия.

На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м 2 на одного обучающегося.

Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

Для учащихся II и III ступеней во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м². Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды. Входы в санитарные узлы не должны располагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов.

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для каждого класса. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

В состав общеобразовательного учреждения, как структурное подразделение, может входить интернат, если школа находится свыше предельно допустимого транспортного обслуживания.

Здание интерната может быть отдельно стоящим, а также входить в состав основного здания с выделением его в самостоятельный блок с отдельным входом. Для вновь строящегося интерната при общеобразовательном учреждении основное здание школы и интерната соединяются теплым переходом.

В составе помещений интерната должны быть предусмотрены:

· спальные помещения отдельно для мальчиков и девочек площадью не менее 4,0 м 2 на одного человека;

· помещения для самоподготовки, площадью не менее 2,5 м 2 . на одного человека;

· комнаты отдыха и психологической разгрузки;

· умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены;

· комнаты для сушки одежды и обуви;

· помещения для стирки и глажки личных вещей;

· помещение для хранения личных вещей;

· помещение для медицинского обслуживания: кабинет врача и изолятор;

2.3 Гигиенические требования к мебели и оборудованию

Мебель общеобразовательных учреждений в зависимости от назначения учебных помещений подразделяется на следующие группы:

1) для учебных классов (столы ученические, лабораторные, компьютерные, классные доски, тумбы, шкафы для учебных пособий)

2) для библиотек (стеллажи);

4) для учебных мастерских;

5) для раздевалок;

6) для актовых залов.

Существенную часть общей школьной нагрузки детей составляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая, в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной мебели.

Главный показатель, используемый при подборе мебели – рост учащихся. Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотношений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная ассиметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, она является одним из ведущих факторов, способствующих возникновению близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Правильной считается такая посадка, когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находятся на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол.

Обе руки лежат свободно на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º.

Мебель должна иметь цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается 6 групп мебели (табл. № 5).

Размеры школьной мебели и её маркировка

Номера мебели, по ГОСТам 11015- 93 11016- 93 Группа роста, мм Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015- 93 (мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016- 93 (мм)
1000-1150 оранжевый
1150-1300 фиолетовый
1300-1450 желтый
1450-1600 красный
1600-1750 зеленый
свыше 1750 голубой

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...