Практикой проведения любых геологических работ, то есть работ, связанных с бурением, является их выполнение по этапам и стадиям, каждый из этапов предваряет этап проектирования отдельных видов работ. Водозабор подземных вод – это объект капитального строительства, который может состоять из двух или более скважин (среди которых есть рабочие и резервные), и помимо самих скважин включает в себя оборудование оголовков скважин, павильоны, в которых эти скважины размещены, могут включать отдельно стоящую станцию водоочистки, водоводы и прочие технические сооружения. Скважина для частного водоснабжения – это тоже водозабор подземных вод, но попроще, он называется «одиночным» и не требует сложного комплекса работ. Посмотрим теперь, для какого водозабора и в каком случае Проект на бурение скважины будет нужен и обязателен, в каком случае он будет полезен, а когда мы и вовсе можем обойтись без него.
Проект на бурение скважины – это, с одной стороны, часть проектной документации, которая составляется на определенном этапе проведения геологоразведочных работ и в соответствии с которым эти работы потом проводятся, а с другой стороны – это такой документ, который может быть составлен на этапе планирования бурения одиночной скважины (частной, для водоснабжения СНТ), когда другие виды работ не нужны, и использоваться может во вполне практических целях.
ВОПРОС — ОТВЕТ: оптимизм, кем работаю, путешествия, хейтеры, хобби и др.
Для крупных водозаборов, в состав которых входит несколько скважин, после получения лицензии на поиски и оценку запасов подземных вод, разрабатывается не Проект на бурение скважины, а Проект геологоразведочных работ (ГРР) или, как его чаще называют, Проект геологического изучения недр (ГИН). Проект ГИН, помимо практически значимой информации о предполагаемом геологическом разрезе участка размещения будущих скважин и их рекомендуемыми конструкциями включает в себя довольно много другой информации, которая занимает три четверти Проекта – это большие разделы по оценке санитарного состояния территории, охране недр, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, рекомендации по проведению отдельных видов ремонтных и иных работ.
В случае, если водозабор уже действующий и на его территории нужно пробурить дополнительную скважину (например, из-за увеличения потребности в воде,), то на такой вид работ как бурение новой скважины нужна будет разработка нового Проекта ГИН. Если же из строя вышла одна из скважин водозабора и ее нужно заменить на другую с таким же дебитом и эксплуатирующую тот же водоносный горизонт, то составление нового Проекта ГИН не потребуется, гидрогеологи просто составят Проект на бурение скважины.
С крупными водозаборами этапность проведения работ более или менее понятна. Рассмотрим теперь более практические вопросы, которые касаются больше частного водоснабжения, а также водоснабжения СНТ, небольших коттеджных поселков. В случае частного водоснабжения вопросы обычно сформулированы так: а что, если водозабор состоит всего из одной скважины? А что, если мы бурим без лицензии, потому что скважина у нас неглубокая и используем мы ее только для водоснабжения своего дома?
Технологии в многоствольном заканчивании скважин
В этом случае Проект ГИН, который предваряет работы по оценке запасов подземных вод с последующим их утверждением по участку месторождения, конечно, не разрабатывается, но информацию по своему участку иметь хотелось бы. Для начала, чтобы прикинуть, сколько будет стоить бурение скважины. Самый дешевый и «сердитый» вариант – это позвонить по телефону с рекламной листовки, который расклеивают местные буровые компании, задать им этот вопрос, получить кратко информацию (бурить до известняка будем столько-то метров, стоить 1 метр бурения будет при этом столько-то) и вызвать к себе на участок, положившись на опыт бурового мастера.
Такой вариант удобен, но содержит в себе риски. Они связаны с тем, что, возможно, в вашем населенном пункте поблизости от Вашего участка скважин пока еще не бурили.
Или с тем, что буровые мастера не скажут Вам, какой в точности будет геологический разрез (и гидрогеологический – сколько тут водоносных горизонтов и с каким уровнем сверху), потому что это больше вопрос к гидрогеологам, если хочется информацию знать точно. Или с тем, что бурить выгодно чем глубже, там лучше, потому что оплата идет за погонный метр бурения и обсадки скважины, и Вы сами не сможете проверить, действительно ли глубины скважины хватит и не пробурено ли лишних пара-тройка десятков метров. Проверить это можно только хорошо понимая геологию и гидрогеологию участка. Еще важен вопрос обсадки скважины – иногда сложно проверить, какие именно трубы использовались для обсадки, если не присутствовать самолично при бурении – заплатить можно за одни материалы, а в скважине потом обнаружить какие-то более дешевые аналоги и в худшей ситуации это вскрывается, если скважина через непродолжительное время вышла из строя (помним, что хорошо оборудованная скважина работает 25+ лет).
Такую информацию о геологии и гидрогеологии конкретного участка и рекомендации по бурению и предположительным конструкциям скважин (какие интервалы обсаживать, в каком интервале ставить фильтр для забора воды из основного горизонта, какие интервалы глубин цементировать, чтобы не допустить попадание воды из других, лежащих выше основного водоносный горизонтов ,у которых может быть очень нежелательное качество воды). Ответы на все эти вопросы содержит в себе Проект на бурение скважины.
Разумеется, в том случае, если к его написанию подошли не формально, лишь бы составить (что, к сожалению, довольно часто случается), а продуманно. Мы, например, подходим продуманно, потому что понимаем важность планирования. Например, совсем недавно был случай, когда из-за неправильно принятых отметок устьев скважин предусмотрели их одинаковую конструкцию (скважины располагались очень близко, разрез позволял предусмотреть их одинаковые конструкции) и так получилось, что ошибка в несколько метров (в поверхности земли) привела к тому, что затрубная цементация была выполнена в том же интервале глубин, что и в соседней скважине, но за счет разницы в абсолютных отметках их устьев цементация оказалась смещена – часть ее выполнена в интервале разделяющих глин, часть попала в интервал водоносного горизонта (чего не следовало бы делать). Это привело к тому, что со временем цементация разрушилась и в эксплуатируемый водоносный горизонт пошла вода из неизолированного вышележащего пласта, изменилось качество воды, статический уровень поднялся на пару десятков метров, а саму скважину теперь нужно ликвидировать и бурить на ее месте новую. И мы как раз являемся теми гидрогеологами, кто разрабатывает Проект на бурение скважины – чтобы во второй раз все было сделано правильно, и скважина не вышла из строя меньше чем за половину срока своей эксплуатации, а прослужила, как и положено, 25 лет и даже больше – по опыту, хорошо сделанная скважина служит без проблем все 50-60 лет.
В случае СНТ, коттеджного поселка вопрос почти такой же, только обычно тут нужна более мощная и более глубокая скважина, бурение которой выполняется в рамках лицензии на пользование недрами.
Что же конкретно содержит Проект на бурение скважины?
Для начала вспомним, какую информацию содержит Паспорт скважины – документ, который буровая организация выдает по окончании бурения скважины. Там мы увидим, помимо информации о выполнении самих буровых работ (кто, когда и чем бурил), рисунок с изображением геологического разреза с указанием глубин залегания разных слоев, положение уровня воды, интервалов установки обсадных труб с указанием их диаметра. Это мы все можем легко задокументировать, когда скважина уже пробурена.
А что, если скважину только предполагается бурить? В этом случае мы получим тот самый документ – Проект на бурение скважины, но в нем аналогичная информация будет не фактическая, а предполагаемая.
Гидрогеологи, чтобы составить такой проект будут искать данные по ближайшим скважинам в районе работ – по своей базе пробуренных скважин (как делаем мы, потому что нас есть своя большая база), по пробуренным кадастровым скважинам, ну и конечно же по скважинам пробуренным другими организациями (часть этой информации есть в свободном доступе на сайтах буровых организаций в качестве рекламы своих возможностей). Дальше гидрогеолог обычно оценивает, насколько возможна геологическая изменчивость, сопоставляя находящиеся на разном расстоянии от Вашего участка пробуренные скважины, поднимая информацию из геологических, гидрогеологических и гидрохимических карт, данные по качеству воды и основным компонентам, которые превышают допустимые для питьевой воды нормативы (и от которых воду потом придется чистить). Потому как редко так бывает, что в 50 метрах от Вашего участка уже пробурена пара скважин и можно просто предположить, что и на Вашем участке будет точно такой же разрез и вода на том же уровне и того же состава. Обычно хорошо, если архивные скважины найдутся хотя бы в 0,5-2 километрах от Вашего участка. Вот на обобщении всей информации составляется Проект на бурение скважины, который дополнительно содержит рекомендации по обсадке исходя из предполагаемого геолого-гидрогеологического разреза и некоторую другую техническую информацию для будущего бурения.
Подводя итоги, можно сказать, что очень удобно планировать бурение, располагая хорошим Проектом на бурение скважины (не формальным, разумеется, а грамотно составленным). По нему можно и затраты на само бурение с достаточно высокой точностью прочитать, и предварительно прикинуть, сколько будет стоить насос в скважину и какой мощности он нужен, во сколько обойдется система водоочистки в зависимости от того, от чего чистить воду будем – понадобится ли нам самое простое обезжелезивание или что-то более дорогостоящее. В рамках действия официального лицензионного соглашения все буровые работы проводятся с предварительным составлением Проекта на бурение. Скважины, предназначенные для водоснабжения коттеджных поселок, СНТ, то есть так называемые «коллективные скважины» тоже хорошо бы бурить по предварительно составленному Проекту на бурение и так оно обычно и делается.
Без Проекта на бурение скважину пробурить тоже, понятно дело, можно – просто вызвав к себе на участок буровую бригаду. В ней не бывает обычно гидрогеологов (спойлер: у нашей компании, кстати, бывает — особенно, если обговорить этот момент заранее), но у буровиков обычно большой и хороший опыт, если они давно работают в Вашем районе, и скважина может получиться хорошей и без гидрогеологов. Со скважинами, предназначенными для частного дома, бурящимися в условиях ограниченных финансовых ресурсов, так обычно и поступают. Но тут уж как повезет с геологией, буровиками и прочим. Мы же со своей стороны желаем, чтобы со скважинами Вам всегда везло, и со своей стороны готовы всячески этому способствовать!
Источник: hg-expert.ru
Кем разрабатываются технические проекты на строительство скважин
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2021 года N 2127
О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами
В соответствии с частью седьмой статьи 23_2 Закона Российской Федерации «О недрах» Правительство Российской Федерации
2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, согласованные и утвержденные пользователем недр до дня вступления в силу настоящего постановления, действуют до окончания срока их действия и их приведение в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, не требуется.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 марта 2028 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2021 года N 2127
Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее — проектная документация).
2. Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, установленных в лицензии на пользование недрами, требований по рациональному использованию и охране недр.
3. Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
4. Проектная документация, за исключением проектной документации в отношении участков недр местного значения, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее — комиссия). По результатам согласования проектной документации она утверждается пользователем недр.
5. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
6. В состав комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В состав комиссии, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, включаются представители территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
К работе комиссии привлекаются подведомственные учреждения Федерального агентства по недропользованию, специалисты специализированных научно-исследовательских, проектных и иных организаций в сфере недропользования.
7. Согласование проектной документации комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или комиссиями, создаваемыми его территориальными органами, осуществляется с учетом критериев отнесения рассматриваемых вопросов к компетенции соответствующей комиссии, определяемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
8. Проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).
9. В проектную документацию включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр, а также мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды, требований в области промышленной безопасности.
Требования к структуре и оформлению технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
II. Виды проектной документации, подлежащей согласованию
10. Комиссия осуществляет согласование следующих видов проектной документации по участкам недр, не относящимся к участкам недр местного значения, и предоставленным в пользование для осуществления видов пользования недрами, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О недрах»:
а) технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых:
в отношении твердых полезных ископаемых — проект опытно-промышленной разработки месторождения, технический проект разработки месторождения, технологическая схема первичной переработки минерального сырья и изменения к ним;
в отношении углеводородного сырья — проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения и изменения к ним;
в отношении подземных вод — проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (в отношении подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения, минеральных, теплоэнергетических (термальных) и промышленных подземных вод, для полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, добываемых из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья), технологическая схема разработки месторождения (участка) (в отношении минеральных, теплоэнергетических (термальных) и промышленных подземных вод, для полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, добываемых из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья) и изменения к ним;
б) технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений:
технический проект строительства и эксплуатации хранилищ углеводородного сырья и изменения к нему;
технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I-V классов опасности (объектов захоронения отходов) и изменения к нему;
технический проект размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, и изменения к нему;
технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений, за исключением подземных сооружений, предусмотренных абзацами вторым — четвертым настоящего подпункта, и изменения к нему;
в) технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами:
в отношении твердых полезных ископаемых — технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и изменения к нему;
в отношении углеводородного сырья — технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, и изменения к нему;
в отношении подземных вод — технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, и изменения к нему;
в отношении подземных сооружений — технический проект ликвидации или консервации подземных сооружений для строительства и эксплуатации хранилищ углеводородного сырья, подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I-V классов опасности, а также иных подземных сооружений, и изменения к нему.
11. Уполномоченный орган осуществляет согласование следующих видов проектной документации по участкам недр местного значения, предоставленным в пользование для осуществления видов пользования недрами, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О недрах»:
а) технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых:
в отношении общераспространенных полезных ископаемых — проект опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, технический проект разработки месторождений полезных ископаемых, технологическая схема первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых и изменения к ним;
в отношении подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, — проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка), проект разработки месторождения (участка) и изменения к ним;
б) технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений — технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, и изменения к нему;
в) технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами:
в отношении общераспространенных полезных ископаемых — технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и изменения к нему;
в отношении подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, — технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, и изменения к нему;
в отношении подземных сооружений — технический проект ликвидации или консервации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, и изменения к нему.
12. Технический проект разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им участков недр, технический проект разработки месторождений полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, включая добычу полезных ископаемых из попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также технический проект размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, согласовываются в составе технического проекта разработки месторождений соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного технического проекта.
Мероприятия по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в процессе разработки месторождений углеводородного сырья и (или) подземных вод согласовываются в составе технических проектов разработки месторождений соответствующего вида полезного ископаемого. Технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, на участке недр, предоставленном в пользование для разведки и добычи углеводородного сырья и (или) подземных вод, геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья и (или) подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, подлежит подготовке и согласованию в виде самостоятельного технического проекта по участку недр в целом в случае прекращения права пользования недрами, в том числе досрочном.
III. Порядок и сроки рассмотрения и согласования проектной документации
13. Для согласования проектной документации пользователь недр подает соответственно в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или в уполномоченный орган заявление, которое должно содержать:
а) наименование и организационно-правовую форму, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения, телефон, факс и адрес электронной почты пользователя недр — для юридического лица;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, телефон, факс и адрес электронной почты — для индивидуального предпринимателя;
в) наименование представляемой на согласование проектной документации;
г) реквизиты лицензии на пользование участком недр с реквизитами всех изменений;
д) реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (при наличии).
14. К заявлению, указанному в пункте 13 настоящих Правил, прилагаются следующие документы:
а) проектная документация, подписанная уполномоченным представителем пользователя недр и скрепленная печатью (при наличии, в случае представления на бумажном носителе) пользователя недр, за исключением подписи на титуле, утверждающей проектную документацию;
б) копия предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно).
В случае представления материалов в форме электронного документа представление проектной документации на бумажном носителе не требуется.
Источник: docs.cntd.ru
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ, СОГЛАСОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ИНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР, ПО ВИДАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ВИДАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.08.2011 N 651, от 02.04.2014 N 259)
В соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Председатель Правительства Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ, СОГЛАСОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ИНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧАСТКАМИ НЕДР, ПО ВИДАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ВИДАМ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.08.2011 N 651,
от 02.04.2014 N 259)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее — проектная документация), по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
2. Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
3. Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее — проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
4. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.
5. Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее — документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее — комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
6. В состав комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В состав комиссии, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, включаются представители территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
К работе комиссии привлекаются при необходимости специалисты специализированных научно-исследовательских и проектных организаций.
7. Согласование проектной документации комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или комиссиями, создаваемыми его территориальными органами, осуществляется с учетом критериев отнесения рассматриваемых вопросов к компетенции соответствующей комиссии, определяемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
II. ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ СОГЛАСОВАНИЮ
8. Комиссия осуществляет согласование проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, в отношении следующих видов пользования недрами:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
а) геологическое изучение, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
б) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;
в) геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;
г) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
8(1). Уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении следующих видов пользования недрами:
а) геологическое изучение, включая поиск и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
б) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
в) геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемые по совмещенной лицензии;
г) строительство и эксплуатация подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
9. Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых:
а) твердые полезные ископаемые — проект опытно-промышленной разработки месторождения, технический проект разработки месторождения, технический проект ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологическая схема первичной переработки минерального сырья;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
б) углеводородное сырье — проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения (залежей или участков залежей), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения;
в) подземные воды, за исключением подземных вод, указанных в пункте 10 настоящего Положения:
при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод — проект водозабора;
при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, — проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка), технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка).
9(1). Уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении общераспространенных полезных ископаемых — проекта опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
(п. 9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
10. Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2011 N 651)
11. При пользовании недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, согласованию с комиссией подлежит проектная документация в отношении:
а) строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки;
б) размещения отходов производства и потребления;
в) захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.
III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
12. В проектную документацию включаются:
а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;
в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;
г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
13. В проектную документацию помимо мероприятий и информации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, включаются также обоснованные варианты проектных решений, в том числе:
а) в проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, а также на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых — в отношении:
объема работ, сроков начала и завершения работ;
порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку;
технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр;
срока выхода на проектную мощность;
порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых;
б) в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья — в отношении:
выделения эксплуатационных объектов;
выбора способов и агентов воздействия на пласт;
выбора системы размещения и плотности сеток добывающих и нагнетательных скважин (кроме одиночных поисковых и разведочных скважин);
уровней, темпов добычи углеводородов и жидкости из пластов, закачки в них вытесняющих агентов;
применения методов повышения степени извлечения и интенсификации добычи углеводородов, предупреждения осложнений при эксплуатации скважин и борьбы с ними, контроля и регулирования процессов разработки месторождений;
способов и режимов эксплуатации скважин;
показателей коэффициентов извлечения углеводородов, эксплуатации и использования фонда скважин;
конструкции скважин и технологий производства буровых работ, методов вскрытия пластов и освоения скважин;
мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа;
в) в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод — в отношении:
выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин;
выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод;
г) в проектную документацию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — в отношении:
состава отходов и технологий их предварительной подготовки, объемов отходов, подлежащих захоронению;
объемов жидкостей или газов, которые намечается разместить в подземных хранилищах, размеров горных выработок для строительства подземных сооружений в соответствии с их целевым назначением;
типа и способа строительства подземных сооружений, технологии строительства и конструкции поглощающих и наблюдательных скважин на целевой пласт или пласты-коллекторы, а также на буферные горизонты и горизонты зоны активного водообмена;
оптимальных режимов эксплуатации подземного сооружения;
технологической схемы наземных частей подземных сооружений (если проектной документацией предусматривается их наличие).
14. Требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
IV. ПОРЯДОК И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
15. Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
16. К заявлению пользователя недр прилагаются следующие документы:
а) проектная документация (2 экземпляра на бумажном носителе и 2 экземпляра в электронном виде);
б) копия предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
в) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии заключений:
государственной экспертизы запасов;
государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
государственной экологической экспертизы;
экспертизы промышленной безопасности;
г) копия лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.
17. Копии документов, прилагаемых к заявлению, подписываются пользователем недр и скрепляются его печатью.
18. Представленные на согласование материалы рассматриваются Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом) или уполномоченным органом соответственно на предмет соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 15 — 17 настоящего Положения, в течение 5 дней со дня их представления, после чего направляются на рассмотрение комиссии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
Материалы, не соответствующие установленным требованиям, возвращаются пользователю недр с указанием причин возврата в течение 7 дней со дня представления материалов.
19. В отношении материалов, касающихся разработки месторождений углеводородного сырья, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган одновременно с направлением на рассмотрение комиссии направляет в электронном виде в Министерство энергетики Российской Федерации следующую проектную документацию:
технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения (залежей или участков залежей);
технологическая схема разработки месторождения и дополнения к ней;
технологический проект разработки месторождения и дополнения к нему.
Министерство энергетики Российской Федерации рассматривает проектную документацию в течение 7 дней со дня ее получения, после чего направляет в комиссию заключение о результатах рассмотрения, в том числе о рекомендуемом к согласованию варианте проектного решения.
20. Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр. Срок рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых может быть увеличен, но не более чем на 30 дней.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья — с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
21. Основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;
б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами «в» и «г» пункта 13 настоящего Положения);
в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
22. В решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации. Указанное решение подписывается председателем комиссии или лицом, его замещающим (руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
23. Решение о согласовании проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
Решение о согласовании документации по участкам недр местного значения подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
24. Проектная документация, прошедшая согласование с комиссией (уполномоченным органом) в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2014 N 259)
25. Подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
Источник: www.rosnedra.gov.ru