Классификация автомобильных дорог. Основные элементы автомобильных дорог
Автомобильный транспорт занимает все более значимое место в перевозках грузов и пассажиров. Наблюдается постоянный рост объемов и дальности автомобильных перевозок.
Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются следующие:
- – высокая подвижность (маневренность, позволяющая быстро сосредоточивать транспортные средства в требуемом количестве, а при необходимости быстро перебрасывать их в другое место);
- – способность принимать грузы и пассажиров непосредственно на месте их формирования без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров и доставлять их к месту назначения «от двери к двери», а значит, и без дополнительных затрат на эти операции;
- – возможность обслуживания отдельных и мелких грузообразующих точек;
- – достаточно высокие скорости.
Автомобилем к дороге предъявляются следующие требования:
Классификация автомобильных дорог, основные элементы дорог
- – возможность безопасного движения автомобилей с расчетными скоростями;
- – обеспечение пропуска заданной перспективной интенсивности движения;
- – обеспечение пропуска автомобилей заданной грузоподъемности без накопления пластических деформаций и разрушения дорожной одежды в пределах срока службы покрытия;
- – комфорт движения для водителей и пассажиров;
- – дорога должна гармонично вписываться в пейзаж, просматриваться по ходу движения, не имея провалов, на расстояние не менее расстояния видимости автомобиля;
- – окружающая дорожная обстановка должна нести оптимум информации, не перегружая сознания водителей, но и не давая ему возможности впасть в заторможенное состояние.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В зависимости от решаемых задач автомобильные дороги классифицируются:
- – по административному значению;
- – условиям проезда по ним и доступа на них;
- – функциональному назначению;
- – категориям в зависимости от транспортно-эксплуатационных и потребительских характеристик.
В соответствии с Федеральными законами № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Кв 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в зависимости от их значения автомобильные дороги разделяются на три группы:
Транспортные развязки, Обход г. Тольятти 24.01.2023
- – федерального значения;
- – регионального или межмуниципального значения;
- – местного значения (автомобильные дороги муниципальных образований), которые, в свою очередь, подразделяются на дороги сельского поселения; дороги городского поселения, в том числе дороги городского округа и дороги внутригородского района.
В зависимости от вида разрешенного использования они делятся на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Автомобильные дороги общего пользования предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, т.е. по ним могут передвигаться все участники движения.
Автомобильные дороги необщего пользования находятся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используются ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
- – соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
- – включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
К автомобильным дорогам общего пользования федерального значения могут относиться автомобильные дороги:
- 1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
- 2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
- 3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения и перечень этих автомобильных дорог. К автомобильным дорогам общего пользования местного значения относятся автомобильные дороги общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Перечень данных дорог может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильные дороги местного значения муниципального района – автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района. Их перечень может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Автомобильными дорогами местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа. Перечень этих дорог может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. Автомагистрали имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения, не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки. Доступ на автомагистрали возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые 5 км. На проезжей части или проезжих частях автомагистралей запрещены остановки и стоянки транспортных средств. Автомагистрали оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.
Скоростные автомобильные дороги – это дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой и не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками. Доступ на скоростные дороги возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенные не чаще чем через 3 км друг от друга. На проезжей части или проезжих частях скоростных дорог запрещены остановки и стоянки транспортных средств.
Дороги обычного типа – это автомобильные дороги, не отнесенные к автомагистралям и скоростным дорогам. Они могут иметь одну или несколько проезжих частей.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения в общей транспортной сети РФ и размеров расчетной интенсивности движения подразделяются на следующие категории [1] (табл. 3.1).
Источник: studme.org
Классификация и конструкции автомобильных дорог
Дороги общегосударственного значенияпредставляют собой автомагистрали,служащие транспортными связями между крупными административными центрами, отдельными экономическими районами, а также между государствами.
Дороги республиканского значениясоединяют между собой и со столицами главные административные, политические, экономические и культурные центры республик, областей (краев).
Областные (краевые) дорогипредназначены для обслуживания административных, хозяйственных и культурных связей районов с областными и краевыми центрами, с общей сетью дорог к железнодорожным станциям, портам водного и воздушного транспорта.
Местные дороги (дороги районного значения)соединяют центрырайонов между собой, с крупными предприятиями, железнодорожными станциями, аэродромами и пристанями.
Ведомственные автомобильные дороги находятся на балансах предприятий и организаций различных ведомств. К ним относятся дороги, принадлежащие заводам, электростанциям, объектам горнодобывающей промышленности, сельскохозяйственному производству, геологоразведочным организациям. Ведомственные дороги подразделяют на подъездные пути, внутрихозяйственные и технологические дорожные трассы.
Подъездные пути геологоразведочных партий (ГРП) и экспедиций бывают значительными по протяженности дорогами, что обусловливает и значительные расходы на их строительство и ремонт.
Трассы внутрихозяйственных перевозок обычно невелики. Эти перевозки осуществляются в значительной степени по дорогам подъездных путей или сводятся к транспортировке по автодорогам и площадкам баз ГРП или перевалочных пунктов.
К технологическим трассам относят дороги для перевозки грузов и перемещения самоходного оборудования в пределах производственного участка, в частности в контурах разведочного поля. Протяженность этих трасс, как правило, невелика.
Конструкции автомобильных дорог зависят от назначения дорог и выбираются в зависимости от интенсивности движения, времени использования дорог и основных видов транспортных средств. Земляное полотно (основание) автомобильных дорог покрывается «дорожной одеждой», представляющей собой у дорог высокого класса многослойную опорную конструкцию. В простейших дорогах, наиболее характерных для ведомственного назначения, эта конструкция упрощается. Верхний слой дорожной одежды называют дорожным покрытием. Выделяют дорожные покрытия следующих типов:
1) Усовершенствованные: цементобетонные, асфальтобетонные, грунто-асфальтовые;
2) Переходные: щебеночные, гравийные, шлаковые, грунтощебеночные и грунтогравийные, (обработанные вяжущими материалами), грунтовые — укрепленные вяжущими материалами;
3) Низшие: грунтовые (укрепленные гравием, щебнем и дресвой).
Свое название дороги обычно получают по материалу покрытия. К дорогам особого типа относятся зимники, лежневки и др. В геологоразведочных экспедициях только в отдельных случаях сооружают небольшие участки дорог с усовершенствованным и переходным типом покрытий, в основном же используют низшие типы покрытия внешних и тем более внутрихозяйственных и технологических автомобильных коммуникаций.
Технология сооружения земляного полотна и дорожного покрытия, их конструкции и эксплуатационные характеристики разнообразны. Зависят они от физико-механических свойств пород и грунтов, которые приобретают особое значение при строительстве грунтовых дорог.
Поверхности земляного полотна придаётся двухсторонний уклон от центральной оси к бровкам. Типовые схемы поперечного профиля земляного полотна с кюветами приведены на рис. 2.1. Наиболее распространено земляное полотно в форме насыпи, так как оно обеспечивает наилучшую гидрогеологическую ситуацию, а следовательно, и эксплуатационную характеристику дороги.
Рис. 2.1. Поперечные профили земляного полотна автомобильных дорог:
а– насыпь; б– выемка; в – черновой проезд.
При определении параметров насыпи, в частности ее высоты, следует учитывать существующее разделение местности производства работ на пять зон по характерным водным режимам грунтов:
I — тундра; II — зона лесов; III — лесостепь; IV — степь; V — засушливая (аридная) зона.
Для выравнивания земляного полотна по оси трассы в местах понижения земной поверхности (при пересечении небольших лощин, канав, ям) высоту насыпей увеличивают. Поперечный профиль земляного полотна в форме выемки относительно прост, но применяют его преимущественно в благоприятной гидрогеологической обстановке, а также в местах пересечения холмообразных повышений земной поверхности.
Простейший поперечный профиль земляного полотна автомобильной трассы называется «черновым проездом». Этот профиль применяется, в основном, при сооружении временных сезонных дорог в IV и V зонах водного режима. Формируется он за счет снятия почвенно-растительного слоя и выравнивания и уплотнения поверхности грунтов.
Ширина земляного полотна зависит от интенсивности движения, рельефа местности и срока службы дороги. В равнинных и холмистых местностях она составляет от 3,5 до 9м, а при горном рельефе и в болотистых местностях от 3,5 до 6,5м. На поворотах дороги земляное полотно расширяют в сторону центра кривой. Величина расширения земляного полотна зависит от радиуса кривой.
На автомобильных дорогах, имеющих ширину земляного полотна менее 5,5м, должны устраиваться разъезды, располагающиеся в пределах видимости, но не далее 300м один от другого. Ширина разъезда должна быть не менее 8м, длина примерно 30м.
Геологоразведочные дороги сооружают в основном с грунтовым (низший тип) покрытием, но иногда (на сравнительно небольших участках, преимущественно около баз экспедиции) применяют усовершенствованное покрытие дорог. Переходный тип покрытия возводится и на дорогах несколько большей протяженности с интенсивным движением транспортных средств, между базами и перевалочными пунктами или производственными участками, преимущественно в течение нескольких сезонов или круглогодично. Удельное давление на грунтовое дорожное покрытие при этом колеблется от 10 до 20Н/см 2 , в зависимости от интенсивности движения транспорта.
Свойства грунтов, используемых для строительства дорог, приведены в табл. 2.1. и 2.2.
Для повышения несущей способности грунтовых дорог необходимо смешивать грунты в определённой пропорции, обеспечивая при этом силу сцепления глинистых и песчаных частиц не менее 10Н/см 2 .
Для поддержания несущей способности дорожным покрытиям низшего и переходного типов при сооружении геологоразведочных дорог придаются следующие формы поперечного сечения: полукорытная, корытная и серповидная.
Полукорытный профиль характерен для гравийных и грунтощебеночных дорог, корытный — для покрытий с добавками различных вяжущих материалов, серповидный — для грунтовых дорог. При наличии глинистых грунтов дорожное покрытие улучшают песчаными добавками, а сыпучих песков — добавками суглинков или торфа (см. рис. 2.2.).
Нормативные значения удельных сцеплений С, Н/см 2 ,
и углов внутреннего трения jтр, град, глинистых грунтов.
Вид грунтов | Обозначения характеристик грунтов | Характеристики грунтов, при коэффициенте пористости, равном: | ||||||
0,45 | 0,55 | 0,65 | 0,75 | 0,85 | 0,95 | 1,05 | ||
Супеси | С jтр | 1,3 | 0,9 | 0,6 | 0,3 | — | — | — |
Суглинки | С jтр | 4,7 | 3,7 | 3,1 | 2,5 | 2,2 | 1,9 | — |
С jтр | 3,9 | 3,4 | 2,8 | 2,3 | 1,8 | 1,5 | — | |
С jтр | — | — | 2,5 | 2,0 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | |
Глины | С jтр | — | 8,1 | 6,8 | 5,4 | 4,7 | 4,1 | 3,6 |
С jтр | — | — | 5,7 | 5,0 | 4,3 | 3,7 | 3,2 | |
С jтр | — | — | 4,5 | 4,1 | 3,8 | 3,3 | 2,9 |
Нормативные значения удельных сцеплений С, Н/см 2 ,
углов внутреннего трения jтр, град, и модулей деформации Е, Н/см 2 , песчаных грунтов.
Виды грунтов | Обозначения характеристик | Характеристики грунтов при коэффициенте пористости, равном | |||
0,45 | 0,55 | 0,65 | 0,75 | ||
Пески гравелистые и крупные | С jтр Е | 0,2 | 0,1 | — — — | |
Пески средней крупности | С jтр Е | 0,3 | 0,2 | 0,1 | — — — |
Пески мелкие | С jтр Е | 0,8 | 0,4 | 0,2 |
Простейший способ улучшения фунтового покрытия — рассыпание добавок непосредственно на сформированную поверхность дороги слоем толщиной 3-5см с последующей их укаткой колесами автомобилей. Рассыпать добавки целесообразно в увлажненный грунт дорожного полотна весной или после дождя.
Дороги переходного типа сооружаются в случае грунтовых, грунтогравийных и грунтощебеночных покрытий. В материал покрытий вводят вяжущие вещества — битумы или каменноугольный деготь, цемент или известь. Толщина улучшенного слоя покрытия составляет 8-20см. При толщине покрытия менее 15см ему придают серповидный профиль, при большей толщине — корытный.
На дорогах с минимальной шириной проезжей части и наименьшей толщиной улучшенного покрытия, расход вяжущих материалов составляет 30-40т на 1км трассы. Цемент или известь в качестве связующих материалов применяют для улучшения покрытий на участках дорог с невысоким увлажнением грунтов. Толщина обрабатываемого слоя покрытия равна 10-15см. Образующийся на поверхности цементогрунт достаточно прочен. Известь- грунт менее прочен и при увлажнении становится неморозостойким.
Рис. 2.2. Поперечные профили дорожных покрытий:
а-полукорытный;
б — корытный;
в -серповидный.
1-дорожное покрытие;
2 — основание дороги;
3 — земляное полотно.
Улучшение дорожного покрытия предусматривает: рыхление грунта земляного полотна или покрытия и перемещение его к обочинам; укатку образовавшегося «корыта»; перемещение грунта с обочин в корыто; розлив вяжущего материала; перемешивание грунта с вяжущим материалом с последующей укаткой. Комплекс операций, связанных с сооружением дорог из гравия, щебня, дресвы и малопрочных дробленых каменных материалов (в частности, известняка), предусматривает рассыпание одного из перечисленных материалов покрытия на подготовленное земляное полотно и уплотнение насыпанного слоя. Такие дороги характеризуются довольно высокими эксплуатационными качествами.
Грунтовые дороги со сборно-разборным железобетонным покрытием (рис. 2.3.) сооружают для подъездных путей баз материально-технического снабжения.
Рис. 2.3. Дорога со сборно-разборным железобетонным покрытием.
Прокладывают их на слабых грунтах и если недалеко от места работ расположен завод железобетонных конструкций. Основанием для таких дорог может служить профилированное земляное полотно или слегка выровненная поверхность почвы. Верхняя часть состоит из песчаной подушки и железобетонных плит, укладываемых вдоль трассы.
Эксплуатационные свойства дорожных плит объясняются тем, что они являются железобетонными изделиями (ЖБИ). Использование арматуры обеспечивает повышенную прочность и дает возможность многократной укладки дорожных плит. Дорожная плита – конструкция, представляющая собой железобетонную плиту, состоящую из стальной арматуры и железобетона, в состав которого входит цемент повышенной марки прочности. Их основное предназначение – устройство подъездных путей, как к временным объектам различного назначения, так и в качестве дорог для улиц с относительно небольшим потоком автотранспорта.
Дорожные плиты получают все большее распространение благодаря своим надежным эксплуатационным характеристикам: высокие физические свойства, долговечность, широкий диапазон нагрузок, морозостойкость и износостойкость.
Плиты дорожные укладывают на верхний, ровный слой почвы. Одним из преимуществ дорожных плит является возможность их быстрого демонтажа, в случае необходимости. Перенос на другую строительную площадку после завершения работ. На каждой плите имеются специальные петли, позволяющие спецтехнике легко их поднимать и транспортировать в другое место. Для более жесткой и прочной сцепки эти же петли привариваются друг к другу, а щели между ними заливаются бетонным раствором в случае, если плиты предназначены в качестве дорог для длительного периода эксплуатации.
Аэродромные плиты – являются одним из видов дорожных плит. Этот тип плит активно используется и в других местах, на дорогах по которым планируется движение транспорта большой грузоподъёмности, например, в качестве подъездного пути перед сладом (базой) или промышленным объектом. В состав аэродромных плит входят боле прочные материалы, рассчитанные на эксплуатацию и в регионах с неблагоприятным климатом. Так, даже при температуре -60, согласно расчетным величинам плиты хорошо выдерживают моментальную нагрузку в 75 тонн на 1 квадратный метр. Высочайшие эксплуатационные характеристики в сочетании с быстрым монтажом и демонтажем – делают их эффективными для использования в самых различных ситуациях.
Источник: mydocx.ru
Классификация автомобильных дорог
Дороги во всем мире разнообразны, существуют различные классификации. Финансирование строительства дорог и ремонта дорог производится из бюджетов разного уровня в зависимости от назначения автомобильной дороги. Но в независимости от того какого подчинения дорога дорожное строительство должно проводиться на высоком уровне. Ведь от того как были проведены дорожные работы: асфальтировка или ремонт дорожного покрытия, и от того какой был использован материал при строительстве дорог зависит качество дорог и срок их службы [17, 33, 168, 242].
Автомобильные дороги включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Дорога, проходящая в черте населенного пункта, называется улицей. Дороги могут быть общего пользования, а также ведомственные и частные. В зависимости от технических показателей дороги подразделяются на категории. Самые лучшие — дороги I технической категории.
Дороги могут иметь различное покрытие: асфальто- и цементобетонное, мощение из камня и плит, щебеночное, грунтовое и пр.
Проезжая часть дороги может быть от одной до нескольких полос движения. На дороге может быть организовано двухсторонне или одностороннее движение.
Автомобильная дорога — комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками.
Европейские маршруты — часть единой европейской транспортной системы, имеют префикс Е и номер, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей.
Автомобильные дороги федерального значения — имеют префикс М и номер, финансируются из федерального бюджета.
Автомобильные дороги регионального значения — имеют префикс А и номер, финансируются из бюджетов субъектов федерации.
Автомобильные дороги межмуниципального значения — имеют префикс Р и номер, финансируются из муниципальных бюджетов.
Прочие дороги местного значения — имеют префикс Н и номер.
Техническая классификация дорог в России устанавливается согласно ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (он устанавливается на дороги общего пользования).
Класс автомобильной дороги — характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
Техническая классификация автомобильных дорог — разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Доступ на автомобильную дорогу — возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
Большое значение при такой классификации имеют следующие параметры:
- — среднесуточная интенсивность дороги в расчетный год;
- — расчетная скорость;
- — пропускная способность одной полосы движения;
- — обеспечение безопасности движения.
Пропускная способность — максимальное число автомобилей, которое без заторов может пройти через данный участок автомобильной дороги в течение определенного промежутка времени (например, за час).
Расчетная скорость — скорость движения транспортного средства при хороших погодных условиях, при этой скорости инженеры-проектировщики учитывают устойчивость автомобиля от заноса, опрокидывания и раскачек, а также обеспечивают безопасный остановочный путь.
Интенсивность движения — количество транспортных средств, проходящих через данный отрезок дороги за условную единицу времени. Интересный факт, автомобильные дороги проектируются с учетом интенсивности движения автомобильного транспорта через 20 лет. При проектировании автомобильных дорог учитывают состав транспортного потока — чем больше грузовых автомобилей, тем сложнее условия движения. На дорогах России большое количество грузовых автомобилей, поэтому строительство дорог должно вестись очень тщательно на высоком техническом уровне с применением надежных материалов устойчивых к различным климатическим условиям, например, таких как литой асфальт и др.
Дорожное строительство в России развивается бурными темпами и включает в себя множество этапов: асфальтирование дорог, дорожностроительные работы, ремонт дорог. Применяются специальные мероприятия по улучшению качества таких этапов как укладка дорог, ремонт дорог, асфальтировка благоустройство, укладка асфальта и многие другие.
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- — автомагистраль,
- — скоростная дорога,
- — дорога обычного типа (не скоростная дорога).
Автомагистраль — автомобильные дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой; не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
Скоростная дорога — автомобильные дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой; не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
Дороги обычного типа — автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога», имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой; доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.
Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- — количества и ширины полос движения;
- — наличия центральной разделительной полосы;
- — типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и
- — пешеходными дорожками;
- — условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
К основным элементам автомобильной дороги относятся: план трассы; продольный и поперечный профиль, уклоны, кривизну в плане и профиле; тип и состояние покрытия.
План дороги дает представление об основных параметрах движения транспорта: радиусах закругления, их расположение, количества. В зависимости от категории дороги, условий сложности радиусы бывают в диапазоне от 15 до 1000 м. Продольный профиль дороги характеризует крутизну подъемов и спусков. Дорога состоит из: земляного полотна; дорожного основания; дорожного покрытия.
Название дорог России и их обозначение:
М-1 — «Беларусь» — от Москвы до границы с республикой Беларусь (на Минск, Брест);
М-2 — «Крым» — от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной (на Харьков, Днепропетровск);
М-3 — «Украина» — от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев);
М-4 — «Дон» — от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;
М-5 — «Урал» — от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска;
М-6 — «Каспий» — из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани;
М-7 — «Волга» — от Москвы через Владимир, Нижний Новгород до Уфы;
М-8 — «Холмогоры» — от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска;
М-9 — «Балтия» — от Москвы через Волоколамск на Ригу (Латвия).
Самые протяженные дороги Российской Федерации:
- — Центральная — 3082 км;
- — Северо-Кавказская -2143 км;
- — Москва-Ленинград — 1824 км.
На территории СНГ проходят следующие международные трассы сети «Е»:
Е-18 — Ваалима — С.-Петербург;
Е-20 — С.-Петербург — Таллинн;
Е-30 — Минск — Москва;
Е-40 — Львов — Киев — Ростов-на-Дону;
Е-50 — Ужгород — Мукачево;
Е-93 -Орел — Киев — Одесса;
Е-95 — С.-Петербург — Москва — Харьков — Ялта;
Е-470 — Мукачево — Львов;
Е-580 — Леушены — Одесса.
«Золотое кольцо России» — 756 километровый туристический
Самой длинной в мире дорогой является Панамериканское шоссе, протянувшееся от севера-запада Аляски до Буэнос-Айрес в Аргентине. Она имеет длину 27387 км. В Великобритании самая протяженная дорога с четырех полосным движением имеет длину 829 км и соединяет города Плимут и Эксетер.
Самой длиной дорогой в Москве является московская кольцевая автомобильная дорога. Она имеет протяженность 108,7 км.
На 1000 кв. км территории приходится дорог с твердым покрытием в странах:
- — Россия — 26,6 км;
- — Беларусь — 227,4 км;
- — Болгария — 316 км;
- — США — 379 км.
В Берлине и Париже дороги составляют 26 % площади города, в Лондоне — 23 %, в Нью-Йорке — 30 %, в Токио — 10 %.
Самой высокой дорогой считается дорога длинной 1180 км между Тибетом и северо-западным Синьцзяном. Один из наиболее высоких перевалов, по которому она проходит, расположен на высоте 5632 м над уровнем моря. Самой высокогорной дорогой на американском континенте считается автомобильная дорога, которая проложена в южноамериканских Андах и ведет в перуанскую столицу Лиму. Ее наивысшая точка отметка 4814 м над уровнем моря.
Самой низкой в мире считается дорога, проходящая по побережью Мертвого моря в Израиле — 393 м ниже уровня моря.
Источник: studref.com
Классификация автомобильных дорог в России
Автомобильные дороги— группа линейных сооружений, созданных для движения транспорта, перемещения людей и грузов с определенной скоростью и нагрузкой. Ниже рассмотрим особенности термина, законодательную базу по ФЗ №257, классификацию по назначению, допустимому применению, скорости, транспортным и эксплуатационным параметрам.
- Понятие «автомобильная дорога»
- Законодательная база по классификации автомобильных дорог (ФЗ № 257 от 08.11.2007 год
- Классификация дорог по назначению
- Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
- Дороги необщего пользования
- Федеральные автомобильные дороги общего пользования
- Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
- Местные и частные дороги общего пользования
- Классификация автомобильных дорог по разрешенной скорости
- Категории дорог по транспортно-эксплуатационным характеристикам (ГОСТ Р 52398-2005)
- Порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. № 767)
- Видео «Общие сведения об автомобильных дорогах»
Понятие «автомобильная дорога»
Автодорога— инфраструктурный элемент, используемый для движения автомобилей. В его состав входят земельные наделы в пределах полосы отвода и находящиеся на них узлы: дорожные сооружения / полотно, производственные сооружения, участки обустройства и т. д.
В состав автомобильных дорог входит комплекс связанных между собой конструкций и искусственных объектов, обеспечивающих безопасность перемещения.
При создании конструкций учитываются допустимые скорости, размеры, нагрузка и активность движения. Собственниками автодорог могут выступать исполнительные и муниципальные органы власти, физлица и компании.
Законодательная база по классификации автомобильных дорог (ФЗ № 257 от 08.11.2007 год)
Федеральный закон №257 определяет взаимоотношения касательно автомобильных дорог России, в том числе с позиции дорожной деятельности. Работа ФЗ касается всех автодорог стран, а его цели состоят в следующем:
- помощь по внедрению новых технологий и применения новых нацстандартов РФ;
- определение базы работы автодорог, их применения, ведение деятельности для соблюдения интересов людей;
- интеграция дорожной инфраструктуры в международную сеть;
- оптимизация госуправления в секторе дорожной деятельности;
- восстановление инвестиционного климата в секторе применения автодорог;
- сохранение и развитие дорожной инфраструктуры, улучшение технического состояния.
- В документе рассмотрены главные понятия, законодательство об автодорогах и дорожной деятельности, классификация. Оговариваются вопросы собственности, особенности покрытий оборонного значения, названия и идентификационные номера. Закон рассматривает правила расчета протяженности, тонкости формирования единственного государственного реестра, требования к применению и т. д.
Классификация дорог по назначению
Автодороги по назначению подразделяются на несколько категорий:
- Федеральная автомобильная дорога — важнейшие трассы России. В эту категорию входят направления, которые соединяют Москву со столицами других государств, включенные в международные автодорожные сети, соединяющие административные центры. В эту же группу входят подъездные и соединительные трассы с А-префиксом, подъезды от админцентров субъектов к портам, аэропортам и ж/д станциям, а также соединяющие пути федерального значения.
- Автодороги регионального / межмуниципального уровня — сооружения, находящиеся во владении субъектов РФ и финансируемые из бюджетных средств. Обозначаются префиксами Р, А, К и Н. Критерии отнесения таких дорог к региональному и межмуниципальному устанавливаются высшими органами госвласти РФ. В названии объектов всегда указывается префикс, номер и код объекта 1-го уровня (первые две цифры).
- Автомобильные дороги местного значения — трассы, находящиеся в пределах населенных пунктов и финансируемые за счет их бюджетов. Список таких сооружений определяется на уровне местного органа власти.
- Частные автодороги — элементы дорожной инфраструктуры, расположенные на объектах, принадлежащих компаниям или физлицам. Используются юрлицами или обычными гражданами для собственных нужд или ведения коммерческой деятельности.
Классификация в зависимости от формы разрешенного использования
При изучении вопроса автодорог стоит учесть классификацию по тонкостям разрешенного применения. Условно они делятся на несколько типов: общего и необщего пользования применительно для государственных, региональных / межмуниципальных, местных и частных трасс. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.
Дороги необщего пользования
В эту категорию входят автодороги, которыми владеют или пользуются отдельные органы государственной и местной власти, а также физлиц или юрлиц. Элементы дорожной инфраструктуры применяются только для обеспечения собственных потребностей или запросов государства на федеральном или местном уровне.
Перечень дорог необщего значения составляется и утверждается органами госвласти субъектов РФ. В список могут входить трассы федерального уровня полностью или частично, а также другие классы объектов — регионального, местного, межмуниципального и частного значения.
Федеральные автомобильные дороги общего пользования
К группеавтомобильных дорог общего пользования на госуровне относятся:
- объединяющие столицу РФ с админцентрами России и столицами других стран;
- включенные в перечень автодорог с учетом международных договоров;
- объединяющие главные города субъектов РФ;
- выполняющие функции подъездных дорог, соединяющих трассы федерального значения и крупные узлы: морские / речные порты, аэровокзалы, ж/д, спецобъекты.
Список федеральных трасс, относящихся к категории общего пользования, утверждается правительством РФ.
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования
Параметры автодорог, относящихся к трассам межмуниципального / регионального значения, определяются высшим органом госвласти субъекта РФ. Такие элементы дорожной инфраструктуры находятся в пределах муниципального района. В список не входят участки автомобильных дорог федерального уровня.
Местные и частные дороги общего пользования
В эту группу включаются автодороги, находящиеся в пределах одного города или поселения, доступные для пользования всем желающим без ограничений. В их состав не входят трассы государственного, регионального и межмуниципального уровня. Перечень элементов дорожной сети составляется и утверждается на уровне городских / поселковых органов власти. Функция может возлагаться и на муниципальные органы при наличии таких указаний со стороны законодательства.
К категории частных автодорог общего применения относятся объекты дорожной инфраструктуры, которыми владеют юрлица и физлица. В них не предусмотрено элементов, ограничивающих движение автомобилей или запрещающих перемещение определенного круга лиц.
Классификация автомобильных дорог по разрешенной скорости
Вне зависимости от типа все дороги делятся на классы с позиции разрешенной скорости. Условно выделяется три вида:
- Автомагистрали. Максимальная скорость автомобилей весом до 3,5 т и мотоциклов – до 110 км/ч, а остального транспорта (грузовых машин, автобусов, автомобилей с прицепом) — 90 км/ч. На некоторых автомагистралях действует ограничение 130 км/ч. К этой категории относятся трассы, состоящие из нескольких полос и имеющие разделительную полосу. На автомагистралях нет пересечений с другими путями: ж/д, трамвайными, пешеходными, автомобильными и т. д. На таких дорогах запрещена учебная езда, движение задним ходом, разворот через технологические полосы и перемещение транспортных средств со скоростью до 40 км/ч.
- Скоростные дороги. Ограничение скорости — до 90 км/ч вне населенных пунктов и 60 км/ч в городах / деревнях. Такие трассы имеют по всей длине многополосную проезжую часть и разделительную полосу. Не допускается пересечение с ж/д, автомобильными или иными путями. Здесь нельзя останавливаться и долго стоять. Для отдыха предусмотрены специальные места со съездами.
- Обычные дороги. В эту группу входят трассы, не относящиеся к первому и второму типу. Они представляют собой общую проезжую часть, могут иметь разделительную полосу по центру. Здесь уже имеются перекрестки, съезды, пересечения с другими объектами и т. д. Ограничения по скорости составляют 90 км/ч за городом и 60 км/ч в населенных пунктах.
Категории дорог по транспортно-эксплуатационным характеристикам (ГОСТ Р 52398-2005)
В отношении автомобильных дорог действует ГОСТ Р 52398-2005. В нем указано, что все трассы по потребительским, транспортным и эксплуатационным параметрам делятся на несколько категорий. Они классифицируются по следующим признакам:
- число и ширина полос движения;
- наличие главной разделительной полосы;
- вид пересечений с другими дорогами: для пешеходов, велосипедов, трамваев, автомобилей и поездов;
- особенности получения доступа к трассе.
ГОСТ разработан МАДИ (ГТУ), Росакадемией транспорта или ООО «Инжинирингинвест». В нем рассматриваются классы дорог (автомагистрали, скоростная дорога и обычного типа), а также категорийность, о которой упоминалось выше. Отдельно указываются технические требования для имеющихся дорог:
- Автомагистрали имеют категорию 1А, количество полос от 4-х и более с шириной 3,75 м. Имеют разделительную полосу, отсутствие примыканий и других пересечений.
- Скоростная дорога. Относится к категории 1Б. Имеет от 4-х и более полос шириной 3,75 м. Обязательно центральное разделение, нет непосредственного пересечения с другими дорогами.
- Трассы обычного тип. Имеют категорию IB, II, III, IV и V. Могут иметь ширину от 3 м и число полос от 1 в зависимости от категории. Допускается пересечения в одном уровне и доступ на дорогу с примыканиями.
Порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог (Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. № 767)
Правила отнесения автодорог к определенной категории происходит с учетом двух факторов:
- транспортно-эксплуатационные параметры;
- потребительские качества.
В случае с автодорогами необщего применения разного уровня могут использоваться иные параметры. Последние определяются государственными исполнительными органами, отвечающими за автомобильную дорогу.
Выбор класса и отнесение трассы к определенной категории выполняется после оценки ее техсостояния и проводится по правилам, которые устанавливаются Минтранспортом РФ. Для каждой дороги решение принимает определенный орган:
- федеральные общего / необщего пользования — государственное дорожное агентство / орган исполнительной власти, контролирующий дорогу;
- региональные / муниципальные автодороги — исполнительный орган госвласти субъекта РФ;
- местные дороги — органы управления городов / поселений;
- частные автодороги — владельцы (юрлица или физлица).
Отнесение трассы к категории федеральной происходит в срок до месяца с момента приема стандартов работ по оценке техсостояния.
Заключение
Классификация автомобильных дорог является обязательной для распределения полномочий по обслуживанию и правил эксплуатации. Государственные, муниципальные и местные органы всегда ориентируются на единые ФЗ, ГОСТы и Постановления правительства, касающиеся элементов дорожной инфраструктуры.
Источник: perevozka24.ru