Классификация материалов для строительства дорог

Содержание

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на геосинтетические материалы для дорожного строительства и устанавливает их классификацию, термины и определения.

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

2.1 Термины и определения, относящиеся к геосинтетическим материалам

2.2 Термины и определения, относящиеся к функциям геосинтетических материалов

3 Классификация геосинтетических материалов

4 Классификация видов геосинтетических материалов в зависимости от выполняемых функций

Классификация строительных материалов и их свойств.

Алфавитный указатель терминов

Приложение А (обязательное) Классификация геосинтетических материалов

Приложение Б (обязательное) Классификация видов геосинтетических материалов в зависимости от выполняемых функций

Дата введения Добавлен в базу Актуализация
01.04.2013
01.10.2014
01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел Строительство
  • Раздел Стандарты
  • Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
  • Раздел 01 Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация
  • Раздел Электроэнергия
  • Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  • Раздел 93.080 Строительство дорог
  • Раздел 93.080.20 Дорожно-строительные материалы
  • Раздел Экология
  • Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  • Раздел 93.080 Строительство дорог
  • Раздел 93.080.20 Дорожно-строительные материалы
  • Раздел Строительство
  • Раздел Стандарты
  • Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
  • Раздел 93 Гражданское строительство

Организации:

25.10.2012
Утвержден Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 557-ст
Разработан АНО НИИ ТСК
Разработан ООО Мегатех инжиниринг
Издан Стандартинформ 2013 г.

Public roads and highways. Geosynthetic for road construction. Classification, terms and definitions

  • Федеральный закон 184-ФЗО техническом регулировании
  • ГОСТ Р 1.0-2004Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Заменен на ГОСТ Р 1.0-2012.

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

Классификация автомобильных дорог, основные элементы дорог

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
55028-
2012

Дороги автомобильные общего пользования

МАТЕРИАЛЫ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ
ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Классификация, термины и определения

Москва
Стандартинформ
2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Мегатех инжиниринг» (ООО «Мегатех инжиниринг»)

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2012 г. № 557-ст

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1. Область применения. 2

2. Термины и определения. 2

2.1. Термины и определения, относящиеся к геосинтетическим материалам: 2

2.2. Термины и определения, относящиеся к функциям геосинтетических материалов. 5

3. Классификация геосинтетических материалов. 5

4. Классификация видов геосинтетических материалов в зависимости от выполняемых функций. 5

Алфавитный указатель терминов. 5

Приложение А (обязательное) Классификация геосинтетических материалов. 7

Приложение Б (обязательное) Классификация видов геосинтетических материалов в зависимости от выполняемых функций. 8

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МАТЕРИАЛЫ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Классификация, термины и определения

Public roads and highways. Geosynthetics for road construction.
Classification, terms and definitions

Дата введения — 2013-04-01

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на геосинтетические материалы для дорожного строительства и устанавливает их классификацию, термины и определения.

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1. Термины и определения, относящиеся к геосинтетическим материалам:

2.1.1 геосинтетический материал: Материал из синтетических или природных полимеров, неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве.

2.1.2 геотекстиль: Геосинтетический материал, получаемый по текстильной технологии.

2.1.3 геопластмасса: Геосинтетический материал, получаемый методом экструзии, вспенивания расплава синтетического полимера или скреплением полимерных полос.

2.1.4 геокомпозит: Геосинтетический материал, состоящий из полимерной (синтетической или натуральной) непрерывной матрицы, выполняющей роль связующего все компоненты материала, и из армирующего компонента.

2.1.5 геополотно: Сплошной, проницаемый, пористый геосинтетический материал, образованный из волокон, нитей, пряж, лент по текстильной технологии.

2.1.6 георешетка: Плоский геосинтетический материал, имеющий сквозные ячейки правильной стабильной формы, размеры которых превышают наибольший размер поперечного сечения ребер, образованный путем экструзии, склеивания, термоскрепления или переплетения ребер, противостоящий растяжению (внешним нагрузкам) и выполняющий роль усиления конструкции.

2.1.7 геосетка: Геосинтетический материал, имеющий сквозные ячейки лабильной формы, размеры которых превышают наибольший размер поперечного сечения ребер, образованный путем экструзии или переплетением ребер.

2.1.8 геосотовый материал: Пространственный геосинтетический материал, образованный из геополос, которые располагаются и скрепляются в перпендикулярных плоскостях относительно плоскости материала, образуя сквозные ячейки, поперечный размер которых соизмерим с высотой ребер.

2.1.9 геомат: Проницаемый пространственный геосинтетический материал из полимерных мононитей и/или других элементов (синтетических или природных), скрепленных механическим и/или термическим, и/или химическим, или другими способами.

2.1.10 геомембрана: Геосинтетический материал, предназначенный для полной или частичной гидроизоляции.

2.1.11 геооболочка: Емкость из геосинтетического материала для заполнения грунтом или другими строительными материалами, создающая замкнутый объем.

2.1.12 геополоса: Геосинтетический материал, представленный в виде ленты, имеющей технологически оформленные кромки или получаемой путем вырезания из геосинтетического материала большей ширины, с нераспускающимися кромками.

2.1.13 геоплита: Геосинтетический материал, получаемый методом экструзии, вспенивания синтетического полимера или по технологии изготовления композитов, применяемый в дорожных конструкциях.

2.1.14 геотекстиль тканый: Геотекстиль, получаемый по технологии ткачества.

2.1.15 геополотно тканое: Геополотно, образованное нитями основы и утка ткацким переплетением.

2.1.16 георешетка тканая: Георешетка, образованная нитями основы и утка ткацким переплетением.

2.1.17 геомат тканый: Геомат, образованный нитями основы и утка ткацким переплетением.

2.1.18 геооболочка тканая: Геооболочка, изготовленная по технологии ткачества.

2.1.19 геополоса тканая: Узкое геополотно, образованное нитями основы и утка ткацким переплетением, с нераспускающимися кромками.

2.1.20 геотекстиль вязаный: Геотекстиль, полученный по трикотажной технологии.

2.1.21 геополотно вязаное: Геополотно, образованное трикотажным переплетением одной или многими нитями.

2.1.22 георешетка вязаная: Георешетка, образованная системами продольных и поперечных уточных нитей, связанных между собой грунтовыми нитями трикотажным переплетением.

2.1.23 геосетка вязаная: Геосетка, образованная трикотажным переплетением одной или многими нитями.

2.1.24 геомат вязаный: Геомат, изготовленный трикотажным переплетением одной или многими нитями.

2.1.25 геооболочка вязаная: Геооболочка, изготовленная по трикотажной технологии.

2.1.26 геополоса вязаная: Геополоса, образованная трикотажным переплетением одной или многими нитями, с нераспускающимися кромками.

2.1.27 геотекстиль нетканый: Геотекстиль, полученный по технологии нетканых текстильных материалов.

2.1.28 геополотно нетканое: Геополотно, образованное из ориентированных или хаотично расположенных волокон или нитей, скрепленных механическим, физико-химическим, термическим или комбинированным способом.

2.1.29 георешетка нетканая: Георешетка, образованная из систем нитей, скрепленных механическим, физико-химическим, термическим или комбинированным способом.

2.1.30 геосотовый материал нетканый: Геосотовый материал, образованный из геополос, скрепленных механическим, физико-химическим, термическим или комбинированным способом.

2.1.31 геомат нетканый: Геомат, изготовленный по технологии нетканых материалов.

2.1.32 геополоса нетканая: Геополоса, изготовленная по технологии нетканых материалов или вырезанная из геополотна нетканого большей ширины.

Читайте также:  Определение сметной стоимости строительства промышленного здания

2.1.33 геотекстиль плетеный: Геотекстиль, изготовленный по технологии плетения.

2.1.34 геосетка плетеная: Геосетка, получаемая по технологии плетения.

2.1.35 геомат плетеный: Геомат, изготовленный по технологии плетения.

2.1.36 геопластмасса экструдированная: Геопластмасса, изготавливаемая методом экструзии синтетического полимера.

2.1.37 георешетка пластмассовая экструдированная: Георешетка из синтетического полимера, получаемая экструзией.

2.1.38 геосетка пластмассовая экструдированная: Геосетка из синтетического полимера, получаемая методом экструзии.

2.1.39 геомат пластмассовый экструдированный: Геомат из полимерных мононитей и других синтетических элементов, скрепленных термическим или химическим способом.

2.1.40 геомембрана пластмассовая экструдированная: Геомембрана из синтетического полимера, получаемая экструзией.

2.1.41 геополоса пластмассовая экструдированная: Геополоса из синтетического полимера, полученная методом экструзии.

2.1.42 геопластмасса вспененная: Геопластмасса, изготавливаемая методом вспенивания синтетического полимера.

2.1.43 геоплита вспененная: Геоплита, изготавливаемая методом вспенивания синтетического полимера.

2.1.44 геопластмасса скрепленная: Геопластмасса, изготавливаемая методом химического или термического скрепления полос из синтетического полимера.

2.1.45 георешетка пластмассовая скрепленная: Георешетка из синтетического полимера, изготавливаемая склеиванием, термоскреплением или сваркой геополос.

2.1.46 геосотовый материал пластмассовый скрепленный: Геосотовый материал, изготовленный склеиванием или термоскреплением пластмассовых геополос.

2.1.47 геокомпозит дискретно-упрочненный: Геокомпозит, в состав которого входит армирующий компонент в виде отдельных хаотично распределенных волокон, нитей или иных дискретных включений.

2.1.48 биомат: Проницаемая дискретно-упрочненная пространственная конструкция из полимерных мононитей, волокон и других элементов, содержащая в своей структуре семена растений.

2.1.49 глиномат: Дискретно-упрочненная конструкция, заполненная глиной и формирующаяся при первом ее намокании.

2.1.50 геокомпозит непрерывно-упрочненный: Геокомпозит, в состав которого входит армирующий компонент в виде текстильного полотна или ориентированных нитей.

2.1.51 геомембрана композиционная: Геомембрана, непрерывно-упрочненная геотекстилем.

2.1.52 геомембрана битумная: Геомембрана, в состав которой входит битумная пленка, непрерывно-упрочненная геотекстилем.

2.1.53 геополоса композиционная: Геополоса, непрерывно-упрочненная геотекстилем.

2.1.54 геоплита композиционная: Геоплита, непрерывно-упрочненная геотекстилем.

2.1.55 геосотовый материал композиционный скрепленный: Геосотовый материал, изготовленный склеиванием или термоскреплением геополос композиционных.

2.2. Термины и определения, относящиеся к функциям геосинтетических материалов

2.2.1 армирование: Усиление дорожных конструкций и материалов с целью улучшения их механических характеристик.

2.2.2 разделение: Предотвращение взаимного проникновения частиц материалов смежных слоев дорожных конструкций.

2.2.3 фильтрация: Пропускание жидкости в структуру материала или сквозь нее с одновременным сдерживанием грунтовых и подобных им частиц.

2.2.4 дренирование: Сбор и перенос осадков, грунтовой воды и других жидкостей в плоскости материала.

2.2.5 борьба с эрозией поверхности: Предотвращение или ограничение перемещения грунта или других частиц по поверхности объекта.

2.2.6 гидроизоляция: Предотвращение или ограничение перемещения жидкостей.

2.2.7 теплоизоляция: Ограничение теплового потока в дорожных конструкциях.

2.2.8 защита: Предохранение поверхности объекта от возможных повреждений.

3. Классификация геосинтетических материалов

3.1. Классификация геосинтетических материалов определяется по следующим критериям:

1) тип — природой объекта;

2) класс — технологическими особенностями и макроструктурой объекта;

3) вид — конкретной реализацией технологии, обусловливающей существенные особенности строения объекта.

Геосинтетические материалы могут быть одноосно-ориентированными, имеющими повышенные показатели механических свойств в одном направлении, двуосно- и многоосно-ориентированными, имеющими сравнимые показатели механических свойств в двух и более направлениях.

В случае если геосинтетический материал состоит из нескольких слоев геосинтетических материалов, скрепленных механическим, химическим, термическим или другими способами, его следует обозначать как комбинированный, при этом указывая геосинтетические материалы, входящие в каждый слой по отдельности, и способ скрепления слоев.

Классификация геосинтетических материалов приведена в приложении А.

4. Классификация видов геосинтетических материалов в зависимости от выполняемых функций

4.1. Геосинтетические материалы применяются в дорожном строительстве с целью выполнения следующих функций (эксплуатационных характеристик):

— борьба с эрозией;

Классификация видов геосинтетических материалов в зависимости от выполняемых функций приведена в приложении Б.

Источник: standartgost.ru

Виды инертных материалов

Виды инертных материалов

Невозможно представить ремонт или строительство без использования инертных материалов. Они нашли широчайшее применение именно в строительных процессах, в качестве: подсыпки, наполнителей и т. д.

Существуют различные виды инертных материалов, которые активно используются на сегодняшнее время при выполнении строительных и ремонтных работ. Прежде всего, это песок, глина, щебень и гравий. Все они относятся к нерудным инертным материалам.

Виды инертных материалов

С инертными материалами, каждый день сталкивается множество людей, чья жизнь так или иначе связана со строительством и ремонтом. К ним относятся такие материалы природного и искусственного происхождения, как щебень, песок, глина, керамзит и другие.

Инертные материалы природного происхождения

Различные виды инертных материалов, широко используются при строительстве дорог, домов и обустройстве придомовой территории. Многие из них, служат и в качестве основного сырья при изготовлении бетона, строительных растворов и многого другого.

К наиболее популярным видам инертных материалов относятся:

  1. Строительный щебень — он бывает известняковым, гравийным и гранитным. Щебень широко применяется в монолитном строительстве и при обустройстве дорог.
  2. Песок. На сегодняшнее время — это самая востребованная разновидность инертных материалов в строительстве, без песка не обходится ни один ремонт или стройка. Песок бывает в зависимости от места добычи: карьерным и речным, который отличается по фракции, примесям и другим особенностям.
  3. Глина. Не менее популярная разновидность инертного материала. Глина служит в качестве основного сырья при изготовлении керамических изделий, плитки и керамогранита.
  4. Гравий. Применяется в качестве наполнителя и в других строительных целях. Этот природный инертный материал, является результатом образования естественного распада горных пород. Также, гравий широко используется в составе бетонных смесей.

Ниже будут рассмотрены основные виды инертных материалов искусственного происхождения.

Инертные материалы искусственного происхождения

Целесообразно заметить, что инертные материалы, бывают не только природного, но и искусственного происхождения. Они, также как и натуральные материалы, получили широчайшее применение при выполнении различного рода строительных и ремонтных работ.

Виды инертных материалов

Ярким примером одного из таких искусственных инертных материалов, может, служит керамзит. Этот строительный материал по праву можно называть универсальным, ведь он широко применяется на сегодняшний день, не только в качестве наполнителя для легких бетонов, но и как основной утеплитель для крыш, стен и полов всевозможных строений.

Классификация инертных материалов

Также к инертным материалам искусственного происхождения относятся и некоторые виды бетонов, о которых более подробно уже рассказывалось ранее в строительном журнале samastroyka.ru .

Классификация инертных материалов

Следует знать, что все виды инертных материалов классифицируются по различным признакам, основные из которых, это:

  1. Плотность и пористость;
  2. Природа происхождения;
  3. Размер фракции.

К природным инертным материалам относятся: песок, гравий, щебень, глина и чернозём. К материалам искусственного происхождения — керамзит и некоторые виды бетона.

Виды инертных материалов - природные и искусственные

Что касается величины фракции, то инертные материалы бывают мелкофракционными, если в размере они не превышают 5 мм и крупнофракционными, когда их величина 5 мм и более.

Источник: samastroyka.ru

Виды дорожного покрытия для автомобильных дорог

Автомобилисты лучше всех знают, насколько важны хорошие дороги. Часто о благосостоянии государства можно судить о том, в каком состоянии находятся проезжие части и трассы. Пословица о том, что по всем путям можно добраться в Рим, имеет под собой серьезное основание. В этой провинции очень хорошо была развита транспортная система.

Практически из каждой провинции по твердой мощеной дороге можно было добраться до Рима. На данный момент разработано большое количество видов дорожного покрытия. Многие из них уже используются, другие в стадии внедрения. В этой статье подробно будет рассказано о каждом из них.

Общие понятия

Проведение мероприятий, которые призваны к улучшению положения в отношении качества дорог, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Они включают в себя процесс исследования и планирования в отношении конкретной территории.

Для уменьшения затрат наряду с человеческими ресурсами постоянно внедряются новые единицы техники, которые также ускоряют протекание этих процессов. Например, ранее при укладке дорожного настила из бетонных плит использовались формы, которые впоследствии оставались внутри дорожного покрытия и могли снизить его качество, а также сказывались на общих затратах. Теперь применяется съемная опалубка для дорожного покрытия, которая используется на нескольких объектах. Были также модернизированы производственные линии, которые обеспечивают снабжение бетоном. При тех же затратах удалось увеличить количество сырья для дорожных покрытий на выходе.

До определенного момента приходилось ждать значительный период времени, пока готовое дорожное покрытие наберет жесткость для возможности эксплуатации. Современные добавки-затвердители сократили время до минимального. Также разработана уникальная схема уплотнения с помощью дополнительной техники, которая дает возможность уменьшить количество воды в готовом дорожном покрытии, а соответственно и ускорить застывание.

Составляющие покрытия

Качество конечного покрытия зависит от многих факторов. Одним из них является натуральная подложка. Если говорить точнее, то речь идет о грунте, который будет находиться под дорожной одеждой. Он и является первым слоем.

Читайте также:  Как получить опыт в строительстве

В некоторых местностях возможно сильное смещение поверхностного грунта, поэтому приходится углубляться до определенного уровня, который более устойчив, а также делать больший слой насыпи. Важным моментом при укладке дорожного полотна является обеспечение дренажей. Они своевременно отводят дождевую и другую воду, которая, задерживаясь, может привести к разрушению дорожного полотна. Особенно это происходит в холодные период года, когда жидкость, замерзая в порах, расширяется и приводит к деформации асфальта.

В ширину дорожного полотна включается не только проезжая часть. В расход материала также включаются обочины, на которых паркуются автомобили. Качественна дорожная одежда состоит из нескольких типов слоев. Она рассчитана на продолжительный срок службы.

Такое дорожное покрытие требует больших затрат при производстве, но меньше при последующем обслуживании, т. к. срок службы продолжительный. При своевременном выполнении ремонтных работ износу подвергается только верхний слой. Нижний слой дорожного покрытия, который служит основой и обеспечивают несущие свойства должен оставаться без повреждений, т. к. для его ремонта придется перестилать значительную часть. Ниже несущего покрытия находится основание. В дорожном покрытии оно обеспечивает равномерное распределение нагрузок на подложку или грунт, что исключает продавливание под большим весом грузовиков.

В местностях, где температура опускается далеко за ноль в зимнее время есть еще дополнительный пласт к основанию. Его задачей является передача нагрузки и ее распределение по грунту, а также обеспечение устойчивости всей дорожной одежды к воздействию разрушительного воздействия морозов. В территориях, где наблюдаются значительные осадки и может задерживаться вода, есть дренажный слой, который своевременно отводит влагу от полотна. В этих целях могут укладываться: крупнозернистый песок, щебень, грунт, который дополнительно обрабатывается добавками, улучшающими его устойчивость, измельченная горная порода. Где перечисленные варианты недоступны, в ход идут местные строительные материалы.

Классификация дорог

Автомобильные дороги подразделяют на несколько групп. Все зависит от того, какого рода перевозки по ним осуществляются и какое значение в регионе они имеют. Дополнительным критерием служит максимально допустимая скорость передвижения по ним. В зависимости от этого выделяют:

  • автомобильная магистраль;
  • скоростная автомобильная магистраль;
  • городская дорога;
  • дорога с грунтовым покрытием.

Первый и второй виды похожи как по предназначению, так и по используемому на них покрытию. Они подразумевают движение автомобилей на значительной скорости в несколько потоков в одном направлении. При этом направления разделены между собой специальной полосой или отбойником, что исключает возможность случайного заезда на встречную полосу.

Городская дорога или обычная дорога допускает движение со скоростью до 90 км/час. При этом на ней может быть одна или две полосы в одном направлении. На этом типе дороги допускается наличие перекрестков на одном уровне с другими видами транспорта.

Классификация покрытий

Разработаны различные условия классификации одежд для дороги, которые зависят от того, для каких целей и на каких дорогах оно укладывается. Например, в полях или на нестабильных грунтах нет смысла укладывать асфальта, т. к. он очень быстро выйдет из строя и растраты уйдут в воздух. Поэтому там оставляют грунтовые дороги с дополнительной насыпью.

Все больше начинают использовать материалы с органическими составляющими, который обходятся дешевле, но не уступают по устойчивости. Более привычно для нас видеть асфальтированные дороги, но и сам асфальт может быть несколько видов. Популярностью продолжают пользоваться и бетонные покрытия. Каждое из них стоит рассмотреть подробнее.

Покрытие для грунтовых дорог

В силу определенных обстоятельств грунтовые дороги продолжают пользоваться большой популярностью. В некоторые отдаленные населенные пункты можно добраться только по ним. Если оставить их покрытие неукрепленным, тогда оно превращается в кашу после сильных дождей или весенней оттепели. Именно поэтому их покрытие должно быть сформировано по определенному профилю.

Для этого используют грунт, который вывозится после рытья котлованов или каналов. Те, кто пользовался такими видами покрытия в сухой период года, знают, что ехать колонной проблематично. Недостатком является подъем клубов пыли. Другим недостатком является ограниченная скорость движения после образования глубокой колеи.

Чтобы ликвидировать недостатки производится подсыпка различных компонентов. К ним может относиться гравий и песок. При достаточном их содержании дорожное покрытие остается пригодным для передвижения даже в сильные дожди. Наилучшими грунтовыми дорогами считаются те, что устроены на глинистых пластах.

При укладке щебенки, крупнозернистого песка и других скрепляющих компонентов производится хорошая трамбовка и перемешивание. Таким образом добиваются относительной монолитности и лучшей несущей способности.

Грунтовые дороги имеют определенные ограничения по проходимости. Нормой считается цифра в 100 автомобилей, которые пересекают проезжую часть за сутки. Если на такое дорожное покрытие оказывается более интенсивное воздействие, тогда оно теряет свои свойства и требуется укладка асфальта или других компонентов. Так как отсутствуют сдерживающие опоры, может происходить расширение полотна за счет уменьшения его толщины. Поэтому производят постоянную подсыпку и выравнивание поверхности грейдерами или тракторами.

Покрытие с органическими составляющими

Капитальные дороги требуют значительных затрат, которые выражаются в человеко-часах, а также в моточасах расходуемой техники. В некоторых местностях, где поток транспортных средств не превышает 3 тыс. авто в сутки укладываются облегченные покрытия. По своей структуре они напоминают грунтовые покрытия, которые дополнительно укреплены.

На верхний слой настила укладывается пропитывающий материал, который скрепляет компоненты, предотвращая их разлетание и расползание. По таким видам дорог предусматривается возможность передвижения фур и других грузовых транспортных средств. При этом такой поток неограничен каким-либо временем года.

Основой такого покрытия служит щебенка или гравий крупной фракции. Сверху на него высыпается пласт покрытия из меньшей фракции, а завершающим служит галька или мелкая щебенка. На подготовленную основу выливается битум или другая органическая связующая. Она обеспечивает ровность поверхности и ее однородность.

При этом дорожное покрытие имеет некоторую шероховатость, что хорошо для лучшего сцепления и меньшего тормозного пути. Такая разновидность дорожной одежды обладает хорошими водоотталкивающими свойствами. Масляная составляющая не дает молекулам воды зафиксироваться и проникнуть в поры.

Одним из недостатков такого покрытия является посредственная устойчивость при высоких температурах. В жаркую погоду битум теряет свою прочность и становится более вязким. В таких условиях дороги могут быть закрыты для тяжеловесного транспорта.

Разновидности асфальта

Асфальт является усовершенствованным вариантом предыдущего варианта дорожного покрытия. В состав дорожного покрытия также входит битумная основа или дегтевая основа в комплекте с различными бетонными и другим добавками. Этот вид дорожного покрытия является максимально распространенным и применяется практически на всех основных автострадах и скоростных шоссе. Дорога с легкостью переносит интенсивность движения в 3 и более тысячи автомобилей в сутки. При этом допускается передвижение техники различной весовой категории. Укладка асфальтовых дорожных покрытий бывает трех видов:

Многое зависит от добавок, которые входят в дорожное покрытие. Для нагрева применяется специализированная техника, которая способна делать это автономно от источника питания непосредственно перед самой укладкой.

Наполнитель, который обеспечивает жесткость и стабильность дорожного покрытия применяется в виде щебня, порошка из камней горных пород, пропитанных битумом, гравия, крупнозернистого песка и другие. Чем крупнее фракция, тем жестче получается дорожное покрытие и тем меньше его гладкость. Это ощущается по шуму шин на средней и высокой скорости.

Асфальт никогда не укладывают самостоятельно. Он является довольно эластичным дорожным покрытием, которое не выдержит оказываемой на него нагрузки. Для обеспечения устойчивости используется один или несколько слоев подкладки из щебня крупной фракции. В некоторых случаях используется доступный местный материал под дорожное покрытие, например, горная порода, которая была измельчена после добычи каких-либо ископаемых взрывным методом. Толщина подкладочного дорожного покрытия зависит от многих погодных и ландшафтных условий.

Недостатков у такого дорожного покрытия немного, но они все же есть. Все разновидности таких дорожных настилов, которые имеют в своем составе темную минеральную составляющую хорошо поглощают свет. Это создает сложности в солнечные дни, т. к. поверхность разогревается до значительных температур.

Следствием является снижение прочности такого дорожного настила и негативное воздействие на шины. В сумеречное время суток это является проблемой, т. к. плохо видны огни встречных авто. Решением этого вопроса для дорожного настила является применения отражающей краски для разметки, которая позволяет лучше ориентироваться. В некоторых случаях поверхность делается светлее за счет добавок компонентов, которые содержат различные оксиды кальция.

Читайте также:  Какие хвойные деревья в венеции используют для строительства свай

В других вариантах на горячий мягкий асфальт укладывается слой светлого наполнителя. С помощью катков его просто запрессовывают или утапливают в верхний слой. После схватывания поверхность дорожного настила становится монолитной и лучше отражает свет. Допускается неполное осветление поверхности, а чередующееся.

Такой подход в отношении дорожного полотна не только влияет на характеристики самого настила, но и снижает утомляемость водителя. В местностях с однообразным пейзажем меньшая вероятность того, что водитель потеряет бдительность и уснет.

Бетонные плиты

В некоторых странах использование асфальтированных настилов не так распространено. В качестве альтернативы применяются дороги с бетонными покрытиями или из цементобетона. Они не уступают по своим характеристикам и прочности различным видам асфальта. Более того, обслуживание таких дорожных настилов обходится дешевле, а процесс укладки максимально автоматизирован.

Во время обработки дорожных настилах такого типа создается специальная шероховатая текстура, которая обеспечивает отличное сцепление. При правильной укладке такого дорожного настила ни одна другая дорога не сравнится по ровности поверхности. Такие покрытия с легкостью выдерживают загруженность более 3 тыс. автомобилей в сутки.

По одному виду технологий производится монолитная укладка бетонной плиты с непрерывной подачей цементобетона. В других, которые больше распространены в нашей местности, на участок доставляют уже готовые и выстоянные плиты. Для максимальной прочности дорожного настила они могут проходить вибрационную или паровую обработку.

Такой вид дорожного настила также требует стабилизирующей подложки или основания. В его качестве используются различные виды щебня, горных пород, а также крупнозернистого песка. Применение последнего под такой дорожный настил допускается на участках небольшой загруженности. Толщина слоя будет зависеть от конкретных условий. Ширина подкладки под дорожный настил делается с запасом в 50 см с каждой стороны.

Для цементобетонных дорожных настилов производится тщательный отбор составляющих и компонентов. Высокие требования предъявляются к цементу, который является основным компонентом. Его марка должна быть равна или выше М300. Толщина такого дорожного настила может достигать 24 см на всей протяженности.

При этом по технологическому процессу подразумевается наличие уклона к обочинам. Он необходим, чтобы с дороги беспрепятственно стекала жидкость.

Температурные колебания оказывают свое влияние на дорожный настил. Если не предпринять определенных действий, тогда такой дорожный настил растрескается и придет в негодность. Именно поэтому через каждые 80 или меньше метров делается поперечный надрез дорожного настила с шириной в 3 см.

В него укладывается специальный эластичный материал, который будет «играть» при сжатии и расширении. Другим видом поперечных швов в бетонном дорожном настиле являются швы сжатия. Они располагаются на расстоянии до 10 м и имеют глубину до 5 см.

Процесс эксплуатации

Всем известно, что произойдет с домом или какой-либо вещью, если ее оставить без присмотра. Законы термодинамики обязательно возымеют свое действие и приведут к частичному или полному разрушению. Этот фактор не обходит и дорожные настилы. Поэтому время от времени они нуждаются в обслуживании и ремонте.

Под обслуживанием может подразумеваться восстановление качественного сцепления покрышек с дорожным покрытием. Для этого ликвидируется наледь и снежные заносы с помощью техники и специальных химических добавок. На некоторых участках допускается ямочный ремонт, который призван к увеличению ровности поверхности дорожного настила.

Источник: magazintroyka.ru

Дорожно-строительные материалы. Грушко И.М., Королёв И.В. и др. 1991

В учебнике изложены теоретические основы дорожно-строительного материаловедения, приведены современные представления о материалах, применяемых в строительстве автомобильных дорог, аэродромных покрытий и инженерно-дорожных сооружений, с позиций композиционных материалов. Показана связь дорожно-строительного материаловедения с другими отраслями науки. Приведены основные технологические принципы получения строительных материалов с заданными свойствами и контроль их качества. Особое внимание уделено вопросам оптимизации технологии материалов с целью повышения качества и снижения энергоемкости строительных материалов. Освещены вопросы использования побочных продуктов промышленности и охраны окружающей среды. Предназначен для студентов специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» – 29.10 и «Мосты и транспортные тоннели» – 29.11

Глава 1. Основные свойства, вещественный состав и структура материалов
Свойства дорожно-строительных материалов
Взаимосвязь состава, структуры и свойств материалов
Основные технологические принципы получения строительных материалов
Оценка качества строительных материалов

Глава 2. Природные каменные дорожно-строительные материалы
Классификация природных каменных дорожно-строительных материалов
Главные породообразующие минералы. Структура и текстура горных пород
Классификация горных пород
Техническая характеристика основных горных пород как сырья для дорожно-строительных природных каменных материалов
Добыча и переработка горных пород
Свойства природных каменных материалов
Способы защиты природных каменных материалов от разрушения
Приемка каменных материалов. Техника безопасности и охрана окружающей среды

Глава 3. Керамические материалы
Общие сведения и классификация керамических материалов и изделий
Сырьевые материалы
Основные принципы технологии керамических материалов и изделий
Свойства керамических материалов и требования к ним
Стеновые керамические материалы и другие материалы пористой керамики
Клинкерный кирпич и другие плотные изделия грубой строительной керамики
Искусственные заполнители на основе глинистого сырья

Глава 4. Материалы из расплавов неорганических сырьевых масс
Разновидности шлаков
Техническая характеристика шлаков
Переработка шлаков
Свойства. шлаковых материалов и требования к ним
Материалы и изделия из стеклянных расплавов и ситаллы
Плавленые каменные материалы

Глава 5. Неорганические вяжущие вещества
Характеристика и классификация неорганических вяжущих веществ
Известь строительная воздушная
Гипсовые вяжущие вещества
Магнезиальные вяжугцие вещества
Растворимое стекло
Гидравлическая известь и роман-цемент
Портландцемент
Твердение портландцемента и долговечность цементного камня
Свойства портландцемента и его применение
Специальные виды портландцемента
Пуццолановые порхпандцементы
Шлаковые и шлакощелочные цементы
Глиноземистые (алюминатные) цементы

Глава 6. Искусственные каменные материалы на основе неорганических вяжущих и мелкозернистых заполнителей
Автоклавные силикатные материалы
Асбестоцементные материалы
Гипсовые материалы и изделия
Строительные растворы

Глава 7. Бетоны (цементобетоны)
Определение и классификация бетонов
Основные свойства бетонных смесей
Обычный (тяжелый) бетон
Требования к материалам для бетона
Технология бетонов
Особенности технологии бетонирования в зимнее время
Дорожный цементобетон
Специальные виды бетонов
Легкие бетоны

Глава 8. Сборные бетонные и железобетонные изделия
Общие сведения о железобетоне. Применение сборного железобетона в транспортном строительстве
Особенности технологии производства сборных бетонных и железобетонных изделий
Интенсификация твердения бетонов
Контроль качества бетона и изделий
Технологические схемы изготовления бетонных и железобетонных изделий

Глава 9, Пластмассы и полимерные материалы
Характеристика пластмасс. Строение и свойства полимеров
Наполнители и другие компоненты
Основные свойства материалов из пластмасс и полимеров
Геотекстили
Стеклопластики
Газонаполненные пластмассы
Пластмассы для разметки дорожных и аэродромных покрытий
Пленки и пленкообразующие вещества в дорожном и аэродромном строительстве

Глава 10. Органические вяжущие материалы
Определение и классификация
Состав органических вяжущих материалов
Основные физико-механические свойства органических вяжущих
Структурно-механические свойства органических вяжущих
Нефть и методы ее переработки
Производство нефтяных битумов
Битумы нефтяные вязкие и твердые
Битумы нефтяные жидкие
Природные битумы
Сланцевые битумы
Камецноугольные дегти
Дорожные эмульсии
Старение органических вяжущих и методы повышения их стабильности
Добавки, улучшающие свойства органических вяжущих, и композиционные вяжущие
Перевозка и хранение органических вяжущих материалов

Глава 11. Асфальтобетон и другие битумоминеральные материалы
Определение и классификация
Материалы для асфальтобетона
Распределение битума в асфальтобетоне и его взаимодействие с минеральными материалами
Структура и текстура асфальтобетона, механизм его сопротивления транспортным нагрузкам
Свойства асфальтобетона
Стандартные требования к свойствам горячих и теплых асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов
Проектирование асфальтобетона
Общие основы технологии асфальтобетона
Структурно-механические и технологические особенности теплого асфальтобетона
Холодный асфальтобетон
Дегтебетон
Полимербетон
Разновидности битумоминеральных материалов
Регенерация асфальтобетона

Глава 12. Укрепленные грунты
Определение и классификация укрепленных грунтов
Теоретические основы укрепления грунтов
Укрепление грунтов неорганическими вяжущими материалами
Укрепление грунтов органическими вяжущими материалами
Комплексное укрепление грунтов
Проектирование составов смесей грунтов, укрепленных вяжущими

Глава 13. Кровельные и гидроизоляционные материалы
Рулонные материалы
Листовые материалы и штучные изделия
Мастики

Глава 14. Лакокрасочные материалы
Составляющие лаков и красок
Красочные составы

Глава 15. Строительные материалы из древесины
Строение дерева
Характеристика древесины основных пород, применяемых в строительстве
Свойства древесины
Пороки древесины
Заготовка и сушка древесины
Материалы и изделия из древесины
Консервирование древесины
Предохранение древесины от возгорания
Основные пути экономии древесины в строительстве. Безотходная технология

Глава 16. Металлические материалы
Общие сведения
Структура и свойства металлов
Основы технологии черных металлов
Классификация и легирование сталей
Термическая обработка сталей
Цветные металлы и сплавы
Обработка металлов давлением
Сварка и резка металлов
Коррозия металлов и методы защиты

Источник: books.totalarch.com

Рейтинг
Загрузка ...