Код объекта капитального строительства 44 фз

Официальные письма и разъяснения по 44-ФЗ от МЭР РФ, ФАС РФ

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.

Какие законы и документы держать под рукой для участия в тендерах на строительные работы?

    — общие правила госзакупок, — нормативы в сфере строительства, о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту, о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов, о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.

Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

  • если конкурс не состоялся,
  • если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.

Что заказчик требует от участников?

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207

Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок. заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

Читайте также:  Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 342- ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Статья 26 53. В случае, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством Российской Федерации требований к составу и содержанию разделов проектной документации в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона ), но не ранее чем 1 января 2016 года, внесение изменений в такую проектную документацию.

Письмо Минфина России от 04.03.2020 № 24-01-06/16154 «О формировании идентификационного кода закупки, а также об указании наименования объекта закупки в плане-графике и извещении об осуществлении закупки»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 21.01.2020 по вопросам о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части формирования идентификационного кода закупки, а также указания наименования объекта закупки в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.

Согласно части 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ идентификационный код закупки (далее — ИКЗ) указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлен Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденный приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н (далее — Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка в 23 — 26 разрядах ИКЗ указывается номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год и плановый период план-график закупок (уникальные значения от 0001 до 9999 присваиваются в пределах года, в котором планируется размещение извещения (извещений) об осуществлении закупки, направление приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения (извещений) об осуществлении закупки или направление приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), — заключение контракта (контрактов) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В 27 — 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23 — 26 разрядах ИКЗ (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике).

В соответствии с пунктом 8 Порядка на этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика на очередной финансовый год и плановый период при формировании ИКЗ в 27 — 29 разрядах ИКЗ указываются значения «0».

При этом пунктом 9 Порядка предусмотрено, что на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в 27 — 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 — 26 разрядах ИКЗ.

Вместе с тем отмечаем, что пунктом 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279 (далее — Положение), установлен исчерпывающий перечень закупок, информация о которых включается в план-график в форме отдельной закупки.

Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Положения в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83(1) и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, при формировании позиции плана-графика, содержащей информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83(1) и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в 23 — 26 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер соответствующей позиции плана-графика, а в 27 — 29 разрядах ИКЗ указывается «0».

При размещении извещения об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1, заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в 23 — 26 разрядах ИКЗ указывается значение соответствующей позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках, а в 27 — 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках).

По вопросу об указании наименования объекта закупки в плане-графике, извещении об осуществлении закупки отмечаем следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 16 Закона N 44-ФЗ не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

При этом законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена возможность размещения нескольких извещений об осуществлении закупки, направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании одной позиции плана-графика.

Таким образом, наименование объекта закупки, указываемое в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не должно противоречить информации, указанной в соответствующей позиции плана-графика.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279 (далее — Положение), в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83(1) и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. При этом графы 3, 4, 12, 14 раздела 2 приложения к Положению не заполняются. В качестве наименования объекта закупки указывается положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления указанных закупок.

Добавление сведений об объекте капитального строительства (недвижимого имущества) (далее – ОКС ) в справочник «Перечень объектов капитального строительства » (меню «Соглашения/Справочники») осуществляется следующими участниками: — федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ) в части ОКС любой формы собственности ( федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации (далее – РФ), муниципальная собственность); — органами исполнительной власти субъекта РФ (далее — РОИВ) в части ОКС , являющихся собственностью субъекта РФ или.

Процедура закупки строительных работ по 44-ФЗ

Для закупки строительных работ по общему правилу вы можете проводить как электронный аукцион, так и открытый конкурс в электронной форме, поскольку эти работы не включены в аукционный Перечень.

В некоторых случаях для закупки строительных работ можно провести, например:

  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме, если закупаются работы по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. При этом НМЦК таких закупок должна быть более 100 млн руб. (ч. 2 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ, позиция 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99);
  • запрос котировок в электронной форме, если НМЦК не превышает 3 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ);
  • закупку у единственного подрядчика, если есть основания, указанные в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Читайте также:  Государственное управление капитального строительства

Обратите внимание: до 31.12.2022 заказчики вправе выбирать способ закупки для нужд Республики Крым, г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в особом порядке. Он должен быть согласован с Минфином России и установлен НПА этих субъектов РФ. Такая возможность есть только при некоторых закупках, в частности при закупках на выполнение федеральным органом исполнительной власти (его подведомственным учреждением), который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, работ по строительному контролю (ч. 1.3 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 543).

За нарушение порядка проведения закупок вас могут привлечь к ответственности. Например, если вы провели запрос котировок в электронной форме, когда закупка была возможна только в форме аукциона или конкурса, штраф составит 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Обратите внимание: приобретение недвижимого имущества, которое будет создано в будущем, вместо закупки строительных работ по такому объекту неправомерно. С учетом конкретных обстоятельств неправомерным могут признать также приобретение готового объекта недвижимости у единственного поставщика (Письмо ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19). Ведомство дополнительно указало: Закон N 44-ФЗ позволяет по итогам конкурентной закупки заключить договор купли-продажи квартиры, которая будет создана (с учетом позиции ВАС РФ) (Письмо от 09.12.2019 N МЕ/108026/19).

Для проведения конкурентной закупки обычно необходимы следующие документы:

Составляя документацию, учтите требования к формированию предмета закупки. В частности, строительные работы можно включить в один лот с иными работами только в определенных случаях. Например, их можно объединить с проектированием и вводом в эксплуатацию объекта капстроительства, если контракт заключается по ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Правила заключения такого контракта установлены Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563.

Документы нужно разместить в ЕИС не менее чем (ч. 1 ст. 54.2, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ):

  • за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;
  • семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если НМЦК не более 300 млн руб.;
  • семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если НМЦК не более 2 млрд руб. и закупаются работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства;
  • 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в остальных случаях;
  • 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме).

Обратите внимание: при проведении запроса котировок в электронной форме в ЕИС размещается только извещение и проект контракта, документация о закупке не формируется (ч. 1, 4 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении, и документы (информацию), указанные в ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, в том числе:

  1. требования к участникам закупки. Устанавливаются единые требования, а при необходимости доптребования (ч. 1, 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Учтите, что выполнять строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капстроительства по договору подряда имеют право ИП и юрлица — члены соответствующей СРО, кроме случаев, указанных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ (ч. 2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Исходя из сложившейся практики ФАС России, рекомендуем при установлении требования о членстве в СРО участника закупки предусмотреть в документации:

  • требование о том, что уровень ответственности участника в компенсационном фонде должен быть не меньше, чем его предложение о цене контракта;
  • обязанность участника представить в составе заявки выписку (ее копию) из реестра членов СРО, которая подтверждает его членство в этой организации. При этом не стоит устанавливать конкретное требование к сроку ее действия или дате выдачи. Полагаем, что она должна быть действительной на момент окончания срока подачи заявок.

Дополнительные требования нужно предусмотреть при проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта для федеральных нужд более 10 млн руб. (для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд — более 5 млн руб.), если закупаются следующие работы (позиции 2 — 2(6) Приложения N 1 к Постановлению N 99):

  • по строительству, реконструкции объекта капстроительства;
  • строительству, реконструкции линейного объекта;
  • строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
  • ремонту, содержанию автодорог;
  • капремонту объекта капстроительства;
  • капремонту линейного объекта;
  • сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта).

Дополнительные требования также следует установить при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме с НМЦК выше 100 млн руб., если закупаются работы по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) (позиция 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99).

Учтите: нельзя устанавливать дополнительные требования одновременно по нескольким позициям Приложений N N 1 и 2 к Постановлению N 99 (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-02-05/81672);

  1. утвержденнуюпроектную документацию. Ее необходимо включить, если закупаются работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства. Исключение составляют два случая (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ):
  • подготовка проектной документации по законодательству не требуется;
  • работы закупаются согласно ч. 16, 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Если вы планируете осуществить закупку работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства не полностью, а отдельными этапами, проектную документацию в отношении каждого этапа нужно разработать в объеме, необходимом для его осуществления (Письмо Минстроя России от 21.11.2019 N 44567-ОД/08). Учтите, что возможность выполнить такие работы по этапам нужно обосновать.

При закупке работ по капремонту объекта капстроительства за счет бюджетных средств вы не обязаны формировать проектную документацию в полном объеме (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). ФАС России отметила, что при закупке таких работ может быть подготовлена только смета. В этом случае от участников нужно требовать предоставить в первой части заявки исключительно согласие на выполнение работ (Информация ФАС России). Однако есть и альтернативная позиция.

Важно! Если вы планируете осуществить строительство, капремонт, реконструкцию объекта капстроительства в рамках нацпроектов (госпрограмм), то перед разработкой проектной документации направьте задание на проектирование на проверку в органы (организации) госэкспертизы субъектов РФ (Письмо Минстроя России от 09.04.2020 N 13809-ИФ/01). Примерная форма задания на проектирование объекта капстроительства приведена в Приложении к Методическим рекомендациям о порядке согласования такого задания, которые содержатся в том же Письме;

  1. требования к содержанию и составу заявки.

Если для закупки строительных работ вы собираетесь провести конкурс с ограниченным участием в электронной форме, то требования к содержанию и составу заявки установите в общем порядке.

Обратите внимание! Утверждены типовые формы заявок на участие в закупках в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Их следует учитывать, в частности, при установлении требований к составу заявок (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).

При проведении электронного аукциона они зависят от того, входит ли в состав аукционной документации проектная документация:

  • если она включена, то укажите, что в первой части заявки участник представляет только согласие на выполнение работ на условиях документации. Оно дается с использованием средств электронной площадки, поэтому не требуйте формирования отдельного файла (п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Если электронный аукцион признан несостоявшимся, можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение в документацию иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);

  • если она не включена, то первая часть заявки помимо согласия на выполнение работ должна содержать сведения о товаре, который будет поставляться при их выполнении, а именно (ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ):
Читайте также:  Оказывают влияние на объекты капитального строительства

— наименование страны происхождения товара;

— сведения о товарном знаке (при наличии) и конкретных показателях товара, соответствующих положениям документации. Такую информацию участник представляет, если в документации не указан товарный знак либо он предложил товар с другим товарным знаком.

Наличие проектной документации в составе аукционной документации не повлияет на требования к составу второй части заявки. Нельзя требовать представления в ее составе документов, подтверждающих соответствие доптребованиям. Такие документы участник закупки представляет оператору электронной площадки, который проверяет только их комплектность и принимает решение о размещении в реестре участников (ч. 12, 13 ст. 24.2, ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.10.2019 N 24-02-08/84217). Соответствие участника аукциона доптребованиям проверяет комиссия при рассмотрении вторых частей заявок.

Учтите, что в рамках конкурса с ограниченным участием в электронной форме представление этих документов требовать нужно. С учетом положений ч. 12 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ полагаем, что не надо признавать заявку не соответствующей требованиям документации в связи с их отсутствием в составе заявки, если необходимые документы представил оператор электронной площадки.

При проведении открытого конкурса в электронной форме требования к содержанию и составу заявки зависят от наличия проектной документации:

  • если вы включили ее в описание объекта закупки, укажите, что в первой части заявки участник должен только выразить согласие выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией о закупке. Он должен сделать это с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, поэтому не требуйте сформировать согласие в виде отдельного файла (п. 3 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Учтите, если открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся, то можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);

  • если проектной документации нет, укажите, что первая часть заявки должна содержать (ч. 4 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ):
      на выполнение работ;
    • предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки (если устанавливаете критерий оценки заявок «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»). Учтите: отсутствие такого предложения не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
    • сведения о товаре, который будет поставляться при выполнении работ: наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие положениям конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии), если в конкурсной документации не указан товарный знак либо участник предлагает товар с другим товарным знаком.

    На требования к составу второй части заявки на участие в таком конкурсе наличие проектной документации не влияет;

    1. дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Заявки необходимо рассмотреть в срок, не превышающий (ч. 1 ст. 54.5, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2 ст. 67 Закона N 44-ФЗ):
    • 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме) на выполнение работы в сфере науки, культуры или искусства;
    • пяти рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме);
    • трех рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
    • одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок на участие:
      • в электронном аукционе, если НМЦК не более 300 млн руб. (не более 2 млрд руб. — при закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства);
      • открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме), если НМЦК не более 1 млн руб.

      Не нужно устанавливать дату рассмотрения первых частей заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме, если в описание объекта закупки включена проектная документация (п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Учтите также: если в состав аукционной документации включена проектная документация и участник представил согласие, то он считается допущенным к участию в электронном аукционе. При этом первые части заявок не рассматриваются (ч. 10 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);

      1. дату проведения электронного аукциона или дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) окончательных предложений о цене контракта.

      Обычно дата проведения аукциона — это следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Если в аукционную документацию включена проектная документация, то аукцион начнется через четыре часа после окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Данное условие применимо и в случае, если окончание такого срока выпадает на нерабочий день (Письмо Минфина России от 10.06.2019 N 24-06-06/42421).

      Вместе с тем рекомендуем не устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в аукционе на нерабочий (выходной или праздничный) день.

      Дата подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) — это второй рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок. Если в конкурсную документацию включена проектная документация, дату подачи окончательных предложений устанавливать не нужно (ч. 3 ст. 54.6, ч. 4 ст. 56.1, п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ);

      1. обоснование НМЦК. Учтите: если вы закупаете работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу расположенных в РФ объектов капстроительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также строительству на территории РФ некапитальных строений и сооружений, то расчет и обоснование НМЦК нужно осуществить в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.

      Важно! При закупке работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства на территории РФ может потребоваться обязать подрядчика выполнить часть из них самостоятельно (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ). Возможные виды работ и их объем необходимо включить в документацию (пп. «а» п. 2 Постановления N 570). Положения Постановления N 570 не применяются к закупке, предусматривающей выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96959).

      Обратите внимание: утверждены Требования к типовой документации для закупок в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Такую документацию разработает Минфин России (п. 5 указанных Требований, Письмо Минфина России от 19.11.2019 N 24-06-05/89376). Применять ее придется в обязательном порядке (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).

      Проверьте, соответствуют ли данные проводимой закупки информационной карте. Если да, то вы должны использовать типовой контракт или типовые условия. Например, в сфере строительства утверждены:

      • типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (Приказ Минтранса России от 05.02.2019 N 37);
      • типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капстроительства (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр). Данный Приказ не действует в отношении заключенных по ч. 16, 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контрактов, предметом которых является в том числе проектирование объектов капстроительства (Письмо Минфина России от 08.04.2020 N 24-03-08/27815);
      • типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр).

      Если типовые условия вам не подходят (например, закупаете работы, не указанные в информационной карте), подготовьте проект контракта самостоятельно. В нем, в частности, учтите требования Закона N 44-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.

      Обратите внимание: к контракту на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства законодательно установлен ряд требований, например:

      Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
      Готовое решение: Как провести закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021)

      Коды для объектов капитального строительства придется указывать в планах на 2022 год и следующие периоды (ПП РФ № 1799 от 07.11.2020). Кроме того, Минфин подготовил очередной блок нововведений к Приказу № 85н от 06.06.2019. … По утвержденному ПФХД разрабатываются планы-графики закупок (ст. 16 44 — ФЗ ). Поступление межбюджетных трансфертов для проведения госзакупок — 510 код : КБК 000 0000 00000 00000 510 — это дотации (в группе 500 «Межбюджетные трансферты»). Расходная часть плана финансово-хозяйственной деятельности — это таблица с упорядоченными группами по видам расходов.

      Источники
      • https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1136-stroitelstvo-44fz
      • http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-minfina-rossii-ot-04-03-2020-24-01-06-16154.html
      • https://api.nnov.ru/protsedura-zakupki-stroitelnyh-rabot-po-44-fz/

Рейтинг
Загрузка ...