Коэффициент сложности выполнения работ в строительстве

Содержание

О нюансах составления смет в части применения коэффициентов для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией (приказ Минстроя России от 4.08.2020 № 421/пр), рассказывает руководитель Регионального центра ценообразования в строительстве ГАУ «УГЭЦ РТ» Татьяна Антонова.

Новая Методика, как и МДС 81-35.2004, определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Сметная стоимость строительства определяется сметой. Для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, при разработке локальных сметных расчетов (смет), используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим. Эти коэффициенты приведены в Приложении № 10 к Методике.

Как управлять строительством сложных объектов. Опыт компании айбим. (РГ 28.11.22)

Коэффициенты, учитывающие условия производства работ, обусловлены специфическими особенностями их выполнения на территории строительства, объекте капитального строительства или его части. Это может быть выполнение работ в условиях эксплуатируемых зданий и сооружений, или вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением, на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций, а также стесненные условия для складирования материалов и прочее.

Нужно отметить, что данные коэффициенты принципиально отличаются от указанных в МДС 81-35.2004 коэффициентов, как по величинам, так и по форме таблицы.

Указанные коэффициенты применяются к количественным или стоимостным показателям сметных норм (единичных расценок): затратам труда (оплате труда) рабочих и (или) пусконаладочного персонала, времени (стоимости) эксплуатации машин и механизмов, в том числе затратам труда (оплате труда) машинистов с учетом положений, указанных в примечаниях к таблицам Приложения № 10.

Для удобства использования данные коэффициенты так же, как и в Методических рекомендациях по применению ГЭСН и ФЕР, утвержденных приказами Минстроя РФ от 04.09.2019 № 507 и № 519 соответственно, дифференцированы в зависимости от вида применяемых сметных норм (единичных расценок) для строительства, реконструкции, капитального ремонта, пусконаладочных работ и сохранения объектов культурного наследия.

Рассмотрим, какие коэффициенты включены дополнительно в таблицы Методики, если сравнивать их с таблицами Методических рекомендаций по применению ГЭСН и ФЕР, утвержденных приказами Минстроя РФ от 04.09.2019 № 507 и № 519.

Таблица 1 «Строительство объектов капитального строительства», таблица 2 «Реконструкция объектов капитального строительства» дополнены пунктами 3.5, 3.6 и 4.5, 4.6 соответственно, которые учитывают условия производства работ в горной местности при строительстве объектов инфраструктуры всесезонных туристско-рекреационных комплексов, в том числе инфраструктуры горнолыжных комплексов, при наличии вредных и опасных условий труда на высоте свыше 3500 до 4000 м над уровнем моря, при 30-часовой рабочей неделе; и на высоте свыше 4000 до 4500 м над уровнем моря, при 30-часовой рабочей неделе, соответственно.

Расчет категории сложности объектов строительства

Кроме того дополнительно включены п.10 (п.п.10.1, 10.2, 10.3) для таблицы 1 и п.12 (п.п.12.1, 12.2, 12.3) для таблицы 2 — производство работ при строительстве шахт, рудников, метрополитенов, тоннелей и других подземных сооружений специального назначения, а также п.12 (п.14 для таблицы 2) — производство работ на предприятиях, где в силу режима секретности и (или) внутриобъектного режима применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих.

Аналогичные изменения внесены и в таблицу 3 «Капитальный ремонт объектов капитального строительства». Они отражены в пунктах 4.5, 4.6 и 13 (п.п.13.1, 13.2, 13.3) таблицы. Кроме того, дополнительно включены п.14 (п.п.14.1, 14.2), которые привели данную таблицу в соответствие с таблицами 1 и 2.

О применении положений таблицы 4 «Пусконаладочные работы» подробно расскажем в следующей статье.

Кроме того, в Методику включены принципиально новые коэффициенты, применяемые при производстве работ по сохранению объектов культурного наследия с использованием сборников ГЭСНрр и ФЕРрр. Они отражены в таблице 5.

Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой. Хочу обратить ваше внимание на то, что, согласно п. 56 Методики, при одновременном применении, коэффициенты перемножаются и результат округляется до семи знаков после запятой.

Кроме коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы и условия производства работ, при составлении смет могут применяться и коэффициенты, учитывающие технологические особенности производства отдельных видов работ (например, разработка мокрого грунта, кирпичная кладка закругленных стен и т.п.). Они применяются к количественным или стоимостным показателям строительных ресурсов (за исключением оборудования), в соответствии с положениями разделов «Общие положения» и «Приложения» соответствующих сборников сметных норм (единичных расценок), а также в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

Читайте также:  Недостатки проектной документации выявленные в ходе строительства

Хочется остановиться на некоторых вопросах применения коэффициентов при проведении работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства.

Как и в МДС 81-35.2004, в п. 58 новой Методики указано, что при отсутствии необходимых сметных норм (единичных расценок), включенных в сборники ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр), сметные затраты на работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства могут быть определены:

а) по сметным нормам ГЭСН (ФЕР, ТЕР) 81-02-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»;

б) по сметным нормам, включенным в ГЭСН (ФЕР, ТЕР), аналогичным технологическим процессам в новом строительстве, в том числе по возведению новых конструктивных элементов, с применением коэффициентов 1,15 к затратам труда (оплате труда) рабочих и 1,25 нормам времени (стоимости) эксплуатации машин и механизмов, затратам труда (оплате труда) машинистов.

Но в отличие от МДС 81-35.2004, конкретизированы случаи, на которые действие коэффициентов не распространяется. Кроме того, дополнительно указаны виды работ, отсутствующие в Методических рекомендациях по применению ГЭСН и ФЕР, утвержденных приказами Минстроя РФ от 04.09.2019 №507 и №519. Указанные в п.58 Методики коэффициенты не применяются:

а) к сметным нормам и расценкам ГЭСН (ФЕР, ТЕР) 81-02-46;

б) к сметным нормам и расценкам ГЭСНм (ФЕРм, ТЕРм), ГЭСНмр (ФЕРмр, ТЕРмр), ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр), ГЭСНрр (ФЕРрр, ТЕРрр), ГЭСНп (ФЕРп, ТЕРп);

в) на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, сметная стоимость которых определена с использованием сметных норм и расценок по разборке (демонтажу), включенных в ГЭСН (ФЕР, ТЕР);

г) на работы по разборке (демонтажу) строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения в случае полной разборки (демонтажа) указанных конструкций, систем и сетей, сметная стоимость которых определена по сметным нормам и расценкам на устройство (монтаж) ГЭСН (ФЕР, ТЕР) с применением понижающих коэффициентов на разборку (демонтаж);

д) на работы по реконструкции и капитальному ремонту дорог и инженерных сооружений (в том числе гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов и тому подобное) в объемах, обеспечивающих работы полноценными захватками, сметная стоимость которых определена по сметным нормам ГЭСН (ФЕР, ТЕР);

е) в случае невыполнения условий, приведенных в п. 60 Методики.

П. 60 Методики: коэффициенты, предусмотренные в п. 58 Методики, учитывают:

а) отсутствие возможности применения технологических схем производства работ, принятых в сметных нормах, включенных в сборники ГЭСН;

б) необходимость проведения работ отдельными малыми участками с ограниченным объемом работ, в том числе снижение производительности машин и механизмов.

Следует отметить, что коэффициенты, предусмотренные в п. 58 Методики, применяются при определении сметной стоимости одновременно с коэффициентами, учитывающими усложняющие факторы и условия производства работ, а также коэффициентами, учитывающими технологические особенности производства отдельных видов работ в порядке, определенном п. 56 Методики.

Источник gosekspertiza.tatarstan.ru

Коэффициент сложности выполнения работ в строительстве

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ
ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗРАБОТАНЫ: Научно-исследовательским центром подрядных торгов и ценообразования в строительстве ЦНИИЭУС Госстроя России (В.М.Дидковский — научный руководитель работы, акад. МАИЭС, канд. техн. наук; Т.А.Рудакова);

Экспертно-консультативным центром при Госстрое России (В.П.Абрамов — заслуженный строитель России, Э.А.Качура, И.С.Быстрицкий);

Инженерно-консультационной фирмой «КО-ИНВЕСТ» (С.А.Табакова — член-корр. МАИЭС, канд. экон. наук; О.В.Кузьмичева, А.В.Евстегнеев);

Научно-техническим центром «Зодчий» (А.М.Коновалов);

Самарским центром ценообразования в строительстве (О.В.Дидковская)

при участии Г.К.Веретельникова и С.В.Никиточкина (Госстрой России).

ОДОБРЕНЫ: Секцией «Экономика, инвестиционная деятельность и лицензирование в строительстве» Научно-технического совета Госстроя России (протокол N 23-10.1 от 25.11.98);

Правлением Российской ассоциации организаторов подрядных торгов и стоимостного инжиниринга (протокол N 4 от 18.02.99).

УТВЕРЖДЕНЫ: Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России (протокол N 11 от 12.02.99).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов (далее — торгов) в Российской Федерации (далее — «Методические рекомендации») разработаны в соответствии с:

Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 06.05.1997 N БЕ-18-9 и согласованных Минэкономики России 06.05.1997 N АС-158;

Письмом Минстроя России от 19.02.96 N ВБ-29/12-61 (О средствах на организацию и проведение подрядных торгов).

1.2. Методические рекомендации разработаны по поручению Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое России от 19 декабря 1997 г. и предназначаются для использования при строительстве объектов за счет средств федерального, регионального, местного (муниципального) бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, а также зарубежных инвестиций, гарантом которых является Правительство Российской Федерации или администрация субъекта Российской Федерации. Рекомендации могут быть также использованы при проведении торгов на строительство, осуществляемое за счет других источников финансирования.

Данный документ предназначен для применения заказчиками (инвесторами), проектными организациями, инжиниринговыми фирмами — организаторами подрядных торгов при разработке сводного сметного расчета стоимости строительства в части статьи затрат «Организация и проведение подрядных торгов» в главе 9 «Прочие работы и затраты», а также при подготовке, организации и проведении подрядных торгов.

Читайте также:  Главный инженер по строительству средняя зарплата

1.3. Методические рекомендации устанавливают единый подход к планированию затрат на организацию и проведение подрядных торгов, к установлению Заказчиком (Инвестором) и Организатором подрядных торгов (Исполнителем) договорных цен на комплексы работ по подготовке, организации и проведении подрядных торгов, а также при осуществлении расчетов за выполненные работы.

1.4. При подготовке Методических рекомендаций учтены требования указанных в п.1.1 документов по составу, порядку и срокам качественного исполнения всех процедур подготовки, организации и проведения подрядных торгов, а также практический опыт специализированных в этом виде деятельности инжиниринговых фирм и служб заказчика, других организаций, профессионально подготовленных к выполнению работ в качестве организатора подрядных торгов.

1.5. Методические рекомендации распространяются на проведение открытых и закрытых подрядных торгов при размещении подряда на строительство новых, расширение, реконструкцию и ремонт действующих объектов, в том числе на строительные, монтажные, ремонтно — строительные, пусконаладочные и другие виды работ, а также на комплексы указанных работ.

2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЗАТРАТ
НА ПРОВЕДЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ

2.1. Основой определения стоимости затрат на проведение подрядных торгов являются:

использование базового норматива стоимости затрат на проведение открытого торга, разработанного на примере объекта средней сложности и крупности, по которому на момент публикации объявления о торге имелись разработанные проектные материалы;

введение поправок к базовому нормативу, учитывающих специальные требования Заказчика и ограничения Заказчика по составу этапов работ и видов затрат, проведение закрытого торга;

учет степени сложности объектов с использованием категорий их сложности;

учет крупности объектов с использованием результатов предварительной оценки предполагаемой цены предмета торга;

учет наличия разработанных материалов, на базе которых проводится подготовка комплекта конкурсной документации;

учет разновидности торгов (с предварительным квалификационным отбором или без него, одноэтапные или двухэтапные торги).

2.2. Стоимость затрат на проведение торга (без учета налога на добавленную стоимость) определяется:

где: — базовый норматив стоимости затрат на проведение открытых торгов в процентах от предполагаемой цены подряда, который при обосновании договорной цены контракта на организацию и проведение подрядных торгов может быть скорректирован на различие по отдельным этапам работ и видам затрат вследствие:

ограничения круга работ и затрат по решению Заказчика торга;

учета реальных затрат на публикацию объявлений о торгах по счетам рекламных агентств, периодических изданий.

При обосновании величины прочих затрат по статье «Организация и проведение подрядных торгов» в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства корректива базового норматива на указанные выше отличия по отдельным этапам и видам затрат может не проводиться;

— коэффициент сложности объекта строительства;

— коэффициент крупности предмета торга;

— коэффициент разновидности торгов: с предварительным квалификационным отбором или без него, одноэтапных или двухэтапных торгов;

— предполагаемая стоимость договора (контракта) по предмету торга (без учета налога на добавленную стоимость) в уровне цен на дату публикации объявления о торгах.

2.3. Базовый норматив стоимости затрат на проведение открытых подрядных торгов установлен для третьей категории сложности объекта строительства с ориентировочной его сметной стоимостью 3 млн. рублей (в сметных ценах 1991 года) при наличии разработанной проектной документации. Базовый норматив рассчитан из условия полного учета всех традиционных процедур и затрат, которые необходимо осуществить при подготовке, организации и проведении одноэтапных торгов без предварительного квалификационного отбора и командировочных расходов Организаторов и Исполнителей торгов, определяемых по фактическим затратам. Структура базового норматива для определения стоимости затрат на проведение открытых подрядных торгов представлена в приложении 1.

2.4. В случае, если Организатору торгов не поручается осуществлять некоторые из перечисленных в Приложении 1 процедур и затрат, то при подготовке договора на организацию и проведение подрядных торгов из базового норматива исключаются соответствующие доли затрат. Затраты на публикацию объявлений о предквалификации и об открытых торгах рекомендуется, как правило, возмещать по счетам рекламных агентств и периодических изданий.

В случае, если используются возможности бесплатной публикации объявлений о торгах, из базового норматива исключаются соответствующие затраты. При проведении закрытого (в том числе двухэтапного) торга из базового норматива полностью исключаются затраты на рекламу и публикацию.

2.5. Коэффициент сложности объекта строительства () принимается в зависимости от категории сложности (табл.2.1).

Источник docs.cntd.ru

Коэффициенты при ремонте и реконструкции 1,15 и 1,25

Сегодня при составлении смет на ремонт и реконструкцию зданий или отдельных конструктивных элементов, благодаря МДС 81.35-2004, а именно пункту 4.7 существует возможность добавить , так называемый «коэффициент на реконструкцию», это коэффициент 1,15 к трудозатртам рабочих и машинистов, а также коэффициент 1,25 к работе машин и механизмов. Так давайте же определимся когда добавлять коэффициенты в смету, а когда нет.

МДС 81-35.2004

4.7. При составлении локальных сметных расчетов (смет) на работы по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующих предприятий, зданий и сооружений учитываются усложняющие факторы и условия производства таких работ с помощью соответствующих коэффициентов, приведенных в соответствующих сборниках сметных норм и расценок («Общие положения»).

Выполняемые и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, следует нормировать по соответствующим сборникам ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (кроме норм сборника ГЭСН № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений») с применением коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин. Указанные коэффициенты допускается применять совместно с коэффициентами, приведенными в Приложении № 1 к настоящей Методике.

Читайте также:  Цементы для транспортного строительства технические условия

Здесь, казалось бы, все понятно — если составляем смету на ремонт или реконструкцию, то к расценкам из строительных сборников накручиваем 1,15 и 1,25. Что непонятно? Все понятно.

Письмо № 28164- СМ/08

Вопрос. Почему Минрегион не оставил в покое написанный пункт, а уже в 2008 опубликовал первое письмо № с пояснением «что имелось ввиду на самом дел»? Похоже их просто завалили письмами с вопросами когда «можно, а когда нельзя» применять данные коэффициенты. Прочитаем, что пишет Минрегион:

Указанные коэффициенты компенсируют косвенные затраты и потери подрядных организаций при выполнении ремонтных работ, нормируемых по сборникам норм на строительные и специальные строительные работы, разработанным исходя из условий поточного ведения работ с обеспечением бесперебойной работы людей и техники.

Коэффициент 1,15 к нормам затрат труда учитывает также потери подрядных организаций, связанных с малообъемностью работ при ремонте и реконструкции, а коэффициент 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин компенсирует потери строительных организаций, связанных со снижением уровня годового режима работы строительных машин.

Учитывая, что наружные и внутренние отделочные работы, в ходе которых производится установка и разборка инвентарных лесов, относятся к строительным, при ремонте и реконструкции объектов на работы по разборке и установке лесов также распространяется действие приведенных коэффициентов.

Минрегион объясняет «сомневающимся», что у строительной организации все поставлено на поток — движение человеческих и материальных ресурсов, закупки материалов, которые происходят по мега-оптовым ценам и т.д., а если надо что-то отремонтировать или реконструировать, то какой тут поток — снабженец едет на рынок за мешком цемента, ПАЗик везет бригаду не по намеченному годовым планом маршруту, дополнительная нагрузка и расходы еще и по другим статьям. Поэтому коэффициенты на ремонт и реконструкцию как бы компенсируют это.

Как-то так. И еще Минрегион на установку/разборку лесов тоже говорит накрутить. Понятно? Да.

Псьмо № 28511- СМ/08

Зачем Минрегион уже через неделю (!) издал письмо № , из которого исключил упоминание «про леса» а добавил следующее:

Принимая во внимание изложенное, коэффициенты, учитывающие малообъемность работ, принимаются при ремонте и реконструкции зданий и сооружений любого назначения.

Указанные коэффициенты допускается применять совместно с коэффициентами, учитывающими условия производства работ и усложняющие факторы (приложение 1 к ). Необходимость применения коэффициентов к нормам затрат труда и времени эксплуатации машин для учета в сметах влияния условий производства работ должно быть обосновано проектом организации строительства или проектом производства работ, согласованным с заказчиком.

Ясно, из добавленного стало понятно, что коэффициенты на ремонт и реконструкцию можно применять совместно с коэффициентами, учитывающими усложняющие факторы производства. Да, похоже этот вопрос очень остро стоял перед Минрегионом целую неделю!

Вы думаете все? Нет!

Письмо № 1121- СМ/08

После встречи нового 2009 года, выйдя на работу, работники Менригона опять увидели перед собой вопрос про «коэффициенты при ремонте и реконструкции» и, не долго думая, уже 21 января 2009 г. опубликовали письмо № . Как и в предыдущий раз, первая часть письма была практически скопирована и дополнена следующими строками:

С учетом изложенного, указанные коэффициенты применяются при определении сметной стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений любого назначения, в том числе автомобильных дорог, городских проездов, мостов, путепроводов и объектов благоустройства, в случае использования сборников ГЭСН-2001 на строительные работы.

Указанные коэффициенты допускается применять совместно с коэффициентами, приведенными в технических частях сборников на строительные работы, учитывающими влияние стесненных условий производства работ.

Как видим, Минрегион более развернуто, по его мнению, указал область применения коэффициентов при ремонте и реконструкции, а также последним абзацем указал, что можно их применять совместно с различными коэффициентами из технической части сборников.

Этим письмом Минрегион в очередной раз поставил очередную точку в вопросе по применению коэффициентов при ремонте и реконструкции. Как говорится «поживем — увидим».

Теперь перейдем к выводам.

Вывод № 1 или как доказать Заказчику, что есть место применению коэффициентов на ремонт и реконструкцию.

1. МДС 81.35-2004 п. 4.7 — указывает, что коэффициенты 1,15 и 1,25 применяются только к строительным сборникам.

2. Письмо № от 31 октября 2008 года — поясняет какие затраты покрывают коэффициенты, а также указывает, что их можно «применять к лесам».

3. Письмо № от 06 ноября 2008 года — излагает, что эти коэффициенты применяются совместно с коэффициентами учитывающими усложняющие факторы производства работ (приложение 1 к ).

4. Письмо № от 21 января 2009 года — дополняет упомянутые, тем, что коэффициенты при ремонте и реконструкции применяются совместно с различными коэффициентами из технической части строительных сборников.

Вывод № 2 или как доказать Подрядчику, нет места применению коэффициентов на ремонт и реконструкцию.

Пример. Допустим Заказчик решил сделать ремонт или реконструкцию цементного, металлургического или другого завода или крупного объекта, а стоимость равна 10 миллионов или 100 миллионов или миллиард. Вобщем любая не маленькая стоимость дает право на следующее.

1. Письмо № от 06 ноября 2008 года — излагает, что «Принимая во внимание изложенное, коэффициенты, учитывающие малообъемность работ, принимаются при ремонте и реконструкции зданий и сооружений любого назначения».

Источник smetnoedelo.ru
Рейтинг
Загрузка ...