В Риме особое место среди множества древнеримских достопримечательностей, привлекающих туристов и археологов, занимает Колизей. Это воистину циклопическое сооружение заслуженно считается одним из наиболее знаковых мест Вечного города.
Даже сейчас Колизей удивляет своими масштабами и архитектурным совершенством. А в далекие века на заре нашей эры равных ему не было ни по размерам, ни по грандиозности инженерного замысла.
Где находится Колизей
Колизей находится на площади, носящей его имя, в исторической части города Рим по адресу: Piazza del Colosseo, 1.
Как добраться
Ближайшая станции метро – Colosseo (линия В).
Если ехать по линии А, то нужно выйти на станции Manzoni и пересесть на трамвай №3.
Из истории Колизея
Колизей в Риме был построен почти 2000 лет назад, на заре нашей эры. За такую долгую жизнь здание пережило времена славы и полное забвение. В наше время интерес и специалистов, и любителей к нему вернулся. Масштабные реставрации и исследования помогли не только восстановить былое величие Рима той эпохи.
Как римляне построили Колизей
Предпосылки строительства
Предыстория строительства Колизея косвенно связана с одним из самых знаменитых и жестоких деспотов в истории – императором Нероном.
Даже среди других древнеримских правителей он выделялся своим крутым и вздорным нравом, хотя в начале своего правления не давал никаких оснований ни обычным подданным, ни придворным заподозрить, насколько катастрофичным для Рима станет его царство и насколько страшным конец.
Поведение Нерона внезапно изменилось во второй половине его царствования. Теперь он везде видел врагов, заговоры и измену. В списки врагов, которые подлежали казни, были внесены сотни представителей самых старых и знатных семейств Рима.
Репутация императора в глазах подданных упала так низко, что когда в столице произошел страшный пожар, в случившемся обвинили Нерона. Даже массовые казни христиан не смогли снять с него подозрение в поджоге. Тем более что на пепелище император приказал построить себе Золотой дом. Для восстановления Рима Нерон ввел дань на провинции. Экономика полностью пришла в упадок.
Против Нерона ополчились и сенаторы, и знать, и плебс. В результате против него началось восстание, приведшее к смерти императора. Опасаясь казни, он сам закололся кинжалом. Однако избавление от тирана не привело к положительным изменениям. Началась гражданская война.
Она длилась 1,5 года, и за это время успело смениться 3 императора.
В конце концов, правителем Рима был провозглашен полководец, отправленный в свое время Нероном на подавление мятежа в Иудее, Тит Флавий Веспасиан.
Новый император принял разоренную и измотанную внутренними междоусобицами страну, в которой власть божественных цезарей почти лишилась авторитета. Веспасиан не был выходцем из аристократического рода, к сословию всадников его род стал принадлежать только при его отце, разбогатевшем на ростовщичестве и выгодно женившемся на женщине более высокого происхождения.
Кто построил колизей?
Своим положением в обществе Веспасиан был обязан своим заслугам. Как, в свое время, он создал себе имя и завоевал уважение солдат и плебса, так он стал укреплять свой авторитет уже в качестве правителя.
Веспасиан полностью подчинил себе армию и гвардию, чтобы избежать солдатских бунтов в конце правления Нерона, подавил несколько восстаний в провинции, ослабил налоговое бремя на население, расширил и укрепил свои полномочия. Его целью было основать новую династию – династию Флавиев,
В Риме одним из залогов спокойствия Веспасиан видел благосклонность плебса. И император воспользовался проверенным способом. Он решил дать римской толпе зрелищ, а заодно прославить свою династию на века. Веспасиан начал строительство грандиозного Амфитеатра Флавиев, известного сейчас во всем мире, как Колизей.
Строительство Колизея
Для возведения задуманного им величественного сооружения, Веспасиан выбрал особое место. Строительство новой арены для боев было решено начать на месте роскошного Золотого дома Нерона, который стал для римлян воплощением порочности и тщеславия рыжебородого деспота.
Его разбили за несколько лет до этого в центре на месте сгоревших храмов и монументов, на строительство ушли огромные средства из казны, тонны золота, драгоценных камней и бесценной древесины. Сама архитектура дворца была оскорблением для граждан Вечного города, ведь здесь был возведен золоченый купол не над храмом, а над частной резиденцией.
Вокруг простирались луга, искусственные пруды и рощи, словно резиденция императора находилась в провинции, а не среди миллионного мегаполиса. Эту территорию Веспасиан и решил открыть для публики и возвести здесь амфитеатр, грандиознее всего построенного раньше.
Осушение искусственного озера
Однако сложности возникли еще на этапе закладки фундамента. Для строительства амфитеатра не подходила ни восточная, расположенная на склоне часть дворцового комплекса, ни южная, где стоял огромный храм Клавдия. Веспасиан не хотел повторять святотатства Нерона, разбившего дворец на пепелище храмов.
Поэтому для строительства оставалось только одно подходящее место Проблема в том, что его занимало огромное искусственное озеро размером в 5 футбольных полей.
Решение было одно – озеро нужно было осушить. С этой целью по его периметру был вырыт огромный прямоугольный ров глубиной 50 м. Ров специально был вырыт на 6 м ниже уровня озера. Его стены выложили толстыми каменными плитами, соединенными водостойким цементом. Озеро соединили со рвом и через сеть каналов сбросили всю воду в Тибр.
Дренажная система
Место для фундамента было расчищено, однако перед началом работ древнеримским инженерам пришлось решить еще одну проблему – избежать затопления строительного котлована дождевой водой
Основные ливневые дренажи отходили от центра будущей арены к сети каналов и трубопроводов, окружавших котлован по периметру. По ним вся вода уходила в городской коллектор, известный как клоака Максима.
Эта дренажная система была настоящим инженерным чудом. Вода по ней проходила с постоянной скоростью 175 л/сек., что примерно равняется 60 полным ваннам с водой. Достичь этого смогли за счет того, что каналы находились под углом в 2°. Чтобы прорыть сеть каналов длиной в 3 км под нужным углом, римляне использовали очень простой трюк.
На месте, где была запланирована закладка канала, они устанавливали особый деревянный стол с желобом и лили в него воду. Это было аналогом современного строительного уровня. Когда им удавалось добиться идеальной горизонтальной линии над землей, они просто отмеряли расстояние вниз.
Этап строительства
Для строительства Колизея требовались значительные средства и огромный человеческий ресурс. Поднять налоги для населения император, возводивший амфитеатр как раз, чтобы добиться симпатий плебса, не мог. Привлечь свободных людей в качестве бесплатной рабочей силы так же и по той же причине было нельзя. Все рабы находились в чьей-то собственности.
Казна была опустошена Нероном и гражданской войной. Решение было найдено довольно просто. В это время сын Веспасиана Тит продолжал начатую еще его отцом борьбу с непокорной Иудеей. В сентябре 70 г. римские войска штурмом берут Иерусалим.
Город равняют с землей, население убито, изгнано или обращено в рабство, несметные сокровища иерусалимского храма перевозят в Рим, как и десятки тысяч военнопленных. Вопреки существующему убеждению, пленных иудеев не использовали непосредственно на строительстве Колизея.
Это сооружение было торжеством инженерной мысли того времени, и для его постройки необходимы были квалифицированные специалисты. Несколько десятков тысяч пленных не были строителями, они были воинами. Использовать их даже в качестве чернорабочих в самом сердце Рима было не вполне разумно. А римляне были весьма практичны.
Поэтому сотни и тысячи обращенных в рабство жителей Иудеи были проданы на общественных торгах. Полученные от их продажи средства пошли на строительство Колизея. К работе были привлечены сотни каменщиков, плотников, декораторов и художников.
Колизей в Риме был знаменит не только за счет инженерных новаций, но и за счет нововведений в организации труда. Строители Колизея работали целыми бригадами. Команды строителей возводили однотипные арки, использовавшиеся при сооружении колосса. Пока строители возводили очередной уровень, художники и декораторы работали над предыдущим.
Работа не прекращалась ни на минуту – ни на строительной площадке, ни на Тивольских рудниках, где добывали белый известняк, постоянным потоком доставлявшийся в столицу.
По всему городу были построены заводы, производившие в неслыханных ранее объемах красных кирпич, использовавшийся при строительстве. Почти за 200 лет до начала промышленной революции римляне изобрели массовое производство.
Строительство Амфитеатра было начато Веспасианом после его воцарения в 69 г. и не было закончено до самой его кончины в 79 г. н.э.
Сменивший его на троне сын Тит объявил, что строительство будет завершено через год. В 80 г. Амфитеатр Флавиев действительно был открыт, однако Колизей все еще стоял в строительных лесах. Завершить работу над ним удалось только еще одному сыну Веспасиана — императору Домициану.
Он достроил самый верхний, деревянный ярус для бедноты, рабов и женщин, а также построил подвальные помещения под ареной. Открытие Колизея было грандиозным. Впервые в одном амфитеатре собралось 50 тыс. человек. В день открытия на арене погибло 2 тыс. гладиаторов и 5 тыс. диких зверей. Торжества, посвященные открытию Колизея, продолжались 100 дней.
Ранние века
В первые века своего существования Колизей был известен под другим названием – Амфитеатр Флавиев. Он стал сценой для грандиозных боев. Одновременно на ее арене могло сражаться 3090 пар бойцов. Здесь же проходили парные и массовые бои гладиаторов, бои с животными, морские сражения и казни.
На потеху публики устраивались настоящие сражения из прошлого и разыгрывались представления на основе греческих и римских мифов. В его стенах происходили не только бои. Десятки торговцев предлагали посетителям еду, напитки и сувениры. Здесь заключали пари и делали ставки.
Римские императоры традиционно умиротворяли плебс, предлагая им невероятные зрелища, раздавая деньги и хлеб. Каждый император считал своим долгом не просто поддерживать Колизей в хорошем состоянии, а совершенствовать его. Так, со временем появились специальные лифты, их приводили в движение рабы с помощью лебедки.
Благодаря этому клетки с животными, декорации и бойцы попадали на арену прямо из подвальных помещений. Над зрительскими местами соорудили огромный навес из брезента, защищавший публику от палящего солнца. Домициан завершил строительство последнего, 4-го уровня. При нем была построена сложнейшая система подвальных помещений.
В III в. пожар, вызванный попаданием молнии в верхний этаж, сильно повредил Колизей, но амфитеатр был восстановлен, и вскоре грандиозными боями было отпраздновано тысячелетие существования Рима. За то время, что в Амфитеатре Флавиев проходили бои, здесь погибло более 400 тыс. человек и более миллиона животных.
С принятием в христианства в качестве государственной религии ситуация с Колизеем изменилась. Гладиаторские бои то запрещали, то разрешали. Сначала Константин Великий запретил бывшим солдатам вступать в гладиаторские школы. Через несколько лет было запрещено приговаривать преступников к смерти на арене.
В последний год IV в. были закрыты все гладиаторские школы. И, наконец, в 405 г. император Гонорий окончательно запретил бои гладиаторов. Впрочем, это не касалось травли животных. Кровавые зрелища развлекали публику еще 120 лет.
Средневековье и Новое время
С падением Рима и нашествием варваров Колизей опустел. Варвары сняли с него все бронзовые украшения. К нему была пристроена часовня, однако культовым сооружением Колизей, в отличие от бывших языческих храмов не стал. Его арена стала кладбищем, часть территории использовали как жилые помещения и мастерские.
Колизей начал разрушаться, а его камни и кирпичи местное население стало понемногу растаскивать для строительства своих домов. Было забыто даже предназначение сооружения. Путешественникам рассказывали, что это древний храм Солнца, когда-то украшенный огромным куполом. Однако он все еще производил впечатление. В VII в.
Амфитеатр Флавиев стали называть Колизеем из-за его размеров. По другой версии, свое название он получил благодаря стоявшей неподалеку гигантской статуе Нерона. Колизей в Риме пережил трудные времена. Его использовали как крепость, арену для боев быков. Он пострадал от сильного землетрясения, и его стали рассматривать как строительный карьер.
Римляне не просто подбирали отпавшие камни и плиты, а стали их выламывать. Были изъяты металлические скобы, соединявшие ярусы, что сильно ослабило конструкцию. Знать и высшее духовенство использовали его для строительства своих дворцов, пока папа римский Климент IX не приказал здесь открыть фабрику по производству селитры.
Только в Новое время отношение к Колизею изменилось. В XVIII в. папа римский Бенедикт XIV установил здесь огромный крест в память о первых христианах, казненных на потеху публике, и запретил растаскивать здание на камни. Крест убрали в XIX в., но он сыграл свою роль в сохранении Колизея.
По приказу первосвященников здание было усилено контрфорсами и отчасти реставрировано. В XIX в. были проведены раскопки, сооружение очистили от мусора и земли и укрепили.
Колизей в XXI веке
В наше время Колизей считается одной из визитных карточек Италии и находится под охраной государства. Здесь проводятся постоянные реставрационные работы и археологические раскопки. Однако Колизей разрушается. На этот раз причина кроется в темпе современной жизни. Его повреждают выхлопные газы и вибрации, производимые интенсивным трафиком.
Новый план реконструкции должен защитить постройку. Запланировано восстановление арок и обработка их особым водонепроницаемым составом. За 20 млн. евро будет восстановлен деревянный пол. Колизей был включен в список новых чудес света, так что в будущем его ждут более масштабные реконструкции.
Структура Колизея
Колизей в Риме построен в форме эллипса с ареной по центру. От арены поднимаются зрительские ряды в виде концентрических колец.
Структура сооружения:
Высота | 50 м |
Длина внешнего периметра | Более 0,5 км |
Форма сооружения | Эллипс |
Большая ось | 188 м |
Малая ось | 156 м |
Длина арены | 86 м |
Ширина арены | 54 м |
Толщина фундамента | 13 м |
Количество ярусов | 6 |
Количество внешних арок | 240 м |
Вместимость | От 50 до 87 тыс. чел. |
Сооружение, по сути, является двойным амфитеатром. Инженеры объединили в единое целое 2 классических театра, имевших форму полукруга. Колизей не был первым круглым амфитеатром, он даже не был первым каменным римским сооружением для гладиаторских боев. Революционность этого здания в другом – в его размерах и применении новейших технологий и инженерных разработок своего времени.
Колизей в Риме вмещал от 50 до 87 тыс. человек. Эти цифры разняться у разных авторов. Причина кроется в том, что здание периодически достраивалось. Тот же четвертый ярус появился только при втором сыне Веспасиана. В среднем здесь помещалось 65 тыс. человек.
Почти 20 тыс. зрителей заполняло верхний ярус со стоячими местами.
Строительный материал
При строительстве Колизея использовался белый известняк, вулканический туф, бетон и красный кирпич. Белый известняк, или травертин, добывали в 35 км от Рима на каменоломнях в Тиволи. Рабы вырубали огромные блоки, потом известняк грузили на повозки и отвозили к месту строительства, где им придавали окончательный вид квалифицированные каменщики. Из них возводили несущие арки.
В своем стремлении еще больше снизить вес конструкции инженеры пытались найти более легкий материал, чем камень. В результате ими был усовершенствован известковый раствор. В известку добавили вулканический песок и получили легкий, водостойкий и пластичный материал, известный сейчас как бетон. Из него возведены внутренние перегородки и перекрытия.
Здесь же был применен еще один необычный материал – красный кирпич. Из терракоты (красной глины) делали черепицу. Римляне первыми стали использовать кирпич для облицовки и сводов. Таким образом, в основании укладывались каменные блоки, а верхние ярусы возводились из кирпича и бетона.
Конструкция амфитеатра
От внешнего периметра в виде 3 рядов арок к арене идет еще 6 концентрических кругов из арок, нисходящих к центру. Эти арочные конструкции были заполнены необработанными блоками из туфа. Под досками арены, скрывались подвальные помещения в несколько этажей. Подвальные помещения, дренажные каналы и сводчатые коридоры располагались и под внутренними арочными конструкциями.
Фасад
Внешний периметр Колизея состоит из 80 арок с дорическими колоннами, каждая высотой 7 м. Над ними возвышается еще 2 ряда арок с ионическими и коринфскими колоннами соответственно. Всего их 240 арок. Четвертый ярус сплошной, с небольшими прямоугольными отверстиями.
В нишах арок когда-то стояли статуи, между окнами были размещены круглые щиты из бронзы.
До сих пор в верхнем ярусе виднеются отверстия. Здесь когда-то находились бревна, поддерживающие крышу.
Крыша (веларий)
Крыша представляла собой раздвижной навес (веларий) из брезента. При его сооружении за основу был взят прямоугольный римский парус. Опоры в виде 240 мачт из мощных бревен были вынесены на внешний периметр. Их основания стояли на специальных упорах.
Сложная конструкция защищала зрителей от летней жары и от дождя. Она состояла из отдельных полотнищ с просветами и управлялась с помощью тросов и канатов. Для управления ею были откомандированы матросы императорского флота.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Самый старый город в мире. Рейтинг Топ-10 древнейших.
Входы в Колизей
Несмотря на огромное число зрителей, Колизей был построен таким образом, что вся эта толпа могла покинуть здание всего за полчаса. Этот результат является примером при строительстве современных стадионов. Достичь его помогла продуманная система входов и коридоров, позволявшая избегать столпотворения.
Император сначала входил через ворота. Позже был прорыт специальный подземный коридор, выходивший к императорскому дворцу. Это позволяло правителю Рима, миновав толпу и шумные улицы города, заходить прямо в императорскую ложу. Выходы располагались по всему периметру амфитеатра. Их число достигало 80, и все они были предназначены для отдельной категории граждан.
4 выхода предназначались для сенаторов и городского магистрата, они были названы в соответствии с частями света. 14 выходов было предназначено для всадников и еще 52 для всех остальных жителей Рима. У них не было названий, вместо этого использовалась нумерация от 1 до 76. Номер выхода и место указывались в билете.
От каждого выхода шли отдельные коридоры, выводившие на нужные ярусы. Разные сословия не смешивались, и сразу занимали положенные им по статусу места Кроме того, еще на подступах к зданию специальные каменные ограничители разбивали толпу на несколько потоков. Такие ограничители все еще вкопаны в землю с северной стороны Колизея.
Колизей: взгляд изнутри
Колизей представляет собой сложнейшее инженерное сооружение. Оно неоднократно перестраивалось и, хотя сейчас от него осталось не больше трети, исследования последних лет дают ясное представление о его внутреннем устройстве.
Колизей задумывался как самое грандиозное сооружение из всех существующих. Однако основным материалом той эпохи был камень. Высота любого здания ограничивалась ее весом. По достижении определенной высоты масса постройки становилась критической, давление на нижние ярусы усиливалось, и постройка разрушалось.
Перед древнеримскими инженерами стояла первоочередная задача снизить вес строения. Они остановили свой выбор на арках. Эта конструкция стала настоящим прорывом в архитектуре. Вверху она состояла из несколько блоков клиновидной формы, расположенных в виде полукруга.
Весь тяжесть верхней надстройки приходился на центральный блок, и от него равномерно распределялся на боковые колонны арки, пространство между колоннами пустовало. Таким образом, вес всей конструкции существенно уменьшался. Именно по той причине Колизей имеет такой знакомый всем внешний вид.
Ярусы
От внешнего периметра к арене идет 6 концентрических рядов арок из травертина, каждый ниже предыдущего. Они стали основанием для зрительских мест. Пространство между внутренними рядами арок заполнялось блоками из необработанного вулканического туфа.
Под этими ярусами находилась разветвленная сеть подвальных служебных помещений и сложнейшая дренажная система в виде каналов и трубопроводов.
Внутри ярусов находились сводчатые галереи, где велась торговля, и делались ставки, и коридоры, по которым можно было пройти к зрительским местам.
Места для зрителей
Зрительские ряды были отделаны мрамором и представляли собой обычные скамьи. Исключение составляла роскошная императорская ложа. Она располагалась внизу, и находиться здесь, помимо членов императорской семьи, могли служительницы богини Весты.
Внизу, с северной и южной стороны арены, были и места для сенаторов (им было позволено приносить с собой стулья). Эти места с самого начала были подписаны, а когда надпись стиралась, поверх нее выбивалась новая. Те имена, что можно прочитать в Колизее в наше время, появились не позже V в. Выше шло 8 рядов для всадников.
Еще выше – 16 рядов для состоятельных граждан Рима. Места повыше предназначались для малоимущих граждан. Эти места не были облицованы мрамором и располагались очень плотно – на одного человека приходилось не более 35 см пространства.
При Домициане был пристроен деревянный ярус для рабов, нищих и женщин. Места здесь были только стоячие, обзор плохим, а чтобы подняться на верхний ярус, нужно было преодолеть 137 ступеней. От остального амфитеатра эти места были галереей.
Арена и гипогей
Это слово происходит от лат. «песок». Песком был посыпан деревянный настил в центре Колизея, где происходили бои. Сюда вело 2 ворот – Ворота Триумфа и Ворота Либитины. Через первые выходили на арену участники схваток и уходили победители. Через вторые, названные в честь римской богини смерти, выносили убитых и раненных.
Ученые считают, что первые несколько лет эта арена была разборной.
Делалось это для того, чтобы организовать навмахии (морские сражения). Деревянный настил и часть конструкций под ней разбирались, по каналам дренажной системы, проходящей концентрическими кругами под всем Колизеем, пускалась в обратном направлении вода, и за несколько часов арена заполнялась водой для проведения масштабных баталий.
Эта система была разрушена всего через несколько лет после открытия амфитеатра. При масштабной перестройке по приказу Домициана под ареной был возведен гипогей – огромное подземелье арочной конструкции в несколько этажей, где находились подсобные помещения, клетки с дикими животными, а также люки, лестницы и приводимые в движение с помощью лебедок и воротов лифты.
Это позволяло сделать игры более зрелищными. Теперь декорации, гладиаторы и звери поднимались прямо на арену, будто из ниоткуда, а времени на смену обстановки и начало нового боя требовалось меньше.
Интересные факты
Перечень:
- Император Домициан был большим любителем гладиаторских игр. При нем в моду вошли ночные бои и бои женщин.
- Всего на строительство Колизея было использовано 200 тыс. тонн известняка и более миллиона красных кирпичей.
- Многие туристы любят привезти на память из поездки кусочек Колизея. Говорят, это приобрело такие масштабы, что возникла реальная угроза для сохранности здания. По этой причине, как говорят, римские власти каждую ночь привозят и разбрасывают по территории несколько грузовиков с битым гравием и камнем.
- Один итальянский миллиардер выделил более 30 млн. долларов на реконструкцию Колизея. За эти деньги специалисты заменят металлические перила, очистят мрамор, восстановят кирпичные стены и арки. Рядом будет открыто кафе и информационный туристический центр.
Мероприятия в Колизее
Реконструкция амфитеатра позволит значительно модернизировать старинное здание и проводить в Колизее массовые мероприятия и концерты. Эта часть реставрационных работ затронет только внутреннее пространство сооружения и обойдет городской казне в 18,5 млн. евро. Колизей в Риме, по ее окончании, сможет принимать спортивные состязания и кинопоказы. На нижних этажах откроется музей.
Режим работы и стоимость билетов
За последние годы режим работы объекта изменился. В настоящее время Колизей работает только в дневное время: с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00, с ноября по март – с 9:00 до 16:00. Если поездка в Рим запланирована на новогодние праздники, стоит учесть, что Колизей не удастся посетить на католическое Рождество (25 декабря) и Новый год (1 января).
Стоимость билетов (в нее входит и экскурсия) составляет 12 евро для взрослого и 7 евро для ребенка, при этом за доступ на выставки придется доплатить 2 евро. Скидка предоставляется школьникам, студентам и пенсионерам при наличии соответствующих документов.
Сэкономить можно, если купить по интернету единый билет на посещение Колизея, Палатина и Форума. Стоит он 10,50 евро (с выставками 12,50 евро), действителен в течение 2 суток и позволяет избежать огромных очередей на входе.
Правила посещения
Согласно новым правилам безопасности:
- одновременно на территории Колизея может находиться только 3 тыс. чел.;
- запрещен вход с рюкзаками и чемоданами;
- проверка металлоискателем осуществляется до касс и перед входом.
Несколько полезных советов для туристов и путешественников:
- В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный. Это, конечно, отличная экономия, но придется выстоять большую очередь и смириться с тем, что весь вид будут загораживать толпы туристов.
- В Колизее множество скользких каменных лестниц и неудобных переходов, поэтому рекомендуется надеть легкую, удобную обувь.
- Для экскурсии по Колизею стоит взять бутылку с водой, поскольку посещение амфитеатра занимает несколько часов, а в Риме даже осенью стоит жара.
- Лучшее время посмотреть достопримечательности и избежать толпы – ноябрь-февраль.
Отель с видом на Колизей
С комфортом насладиться видом ночного Колизея можно с уютной террасы одноименного отеля в квартале Рионе Монти. Трехзвездочный отель Colosseum расположен в шаговой доступности от амфитеатра, Имперских форумов и Базилики Святого Петра. С террасы отеля открывается круговой обзор на все эти достопримечательности.
В отеле есть элегантные номера (одно-, двух-, трех- и четырехместные) с Wi-fi и спутниковым телевидением, 3 конференц-зала, бар и обслуживание в номерах, услуги врача и организованные экскурсии по городу.
Самостоятельным туристам сотрудники отеля могут предложить прокат скутеров и велосипедов, а также всегда дадут совет относительно передвижения по городу, самых интересных музеев и туристических маршрутов, самых модных баров и ресторанов. Забронировать номер можно заранее, где посетителям предлагаются значительные скидки на проживание.
Колизей, как и столетия назад, по-прежнему производит невероятные впечатления на людей. Уникальному памятнику архитектуры, искусства и истории нет конкуренции ни в Риме, ни во всей Европе. И хотя экскурсия потребует много времени и сил, жалеть о ней точно не придется, и воспоминания останутся на долгие годы.
Источник: touristam.com
Колизей в Риме, его история (фото)
Амфитеатр Флавиев, или Колизей, находится в Риме и является большой эллипсоидной ареной, возведенной в самом начале нашей эры (І век), во времена правителей династии Флавиев. Ристалище использовалось для проведения различных захватывающих общественных развлекательных мероприятий. Давайте ознакомимся более подробно с историей амфитеатра и разберемся, сколько лет Колизею в Риме.
Цель строительства
Кто построил Колизей в Риме и зачем? Строительство амфитеатра было начато в 72 году, в период царствования Тита Флавия Веспиана (20 декабря 69 года – 24 июня 79 года) на месте, где когда-то находилось озеро и сады дворцово-паркового комплекса «Золотой дом» императора Нерона.
Сооружение было частью более широкой программы строительства, начатого Веспасианом, связанной с восстановлением былой славы Рима, которая была утеряна в результате гражданской войны после смерти правителя-тирана Нерона. Также император указал начать чеканку новых монет с изображением новых зданий – Храма Мира, Святилища Клавдия и Колизея – дабы показать миру, что возрождающийся Рим по-прежнему является центром Древнего мира.
Происхождение названия
Первое название достопримечательности – амфитеатр Флавиев. Как можно догадаться, такое имя строение получило в честь династии, инициировавшей строительство.
А известное всем современное имя Колизей (на английском Colosseum) пошло от очень большой скульптуры Нерона, которая стояла рядом с театром, но исчезла бесследно в Средние века. Дословно название переводится как «огромная статуя» (от английского слова colossus).
История строительства
Главные строительные работы длились восемь лет. Амфитеатр Флавиев начал свою деятельность уже в 80 году, то есть во время царствования Тита, первого наследника бывшего императора Веспасиана. Но лишь в период правления другого сына, Домициана, окончательно завершились все работы.
Финансирование велось за счет разграбления Иерусалима и продажи оттуда пленников (их число равнялось тридцати тысячам). Еще сто тысяч рабов были доставлены в Рим для добывания строительного материала и самой стройки.
Поэтому получается, что театр был сооружен в основном из местных минералов и кирпичей. Так, стены возведены из крупного травертинового мрамора, а для их отделки использовали камень вулканического туфа, известняк и кирпич. Своды Колизея возвели из легкой пемзы.
Размеры постройки
Готовый Колизей в Древнем Риме был чем-то таким, чего раньше не видели. Он имел четыре этажа и высоту стен более 45 метров (около 150 футов), а в некоторых местах они достигали и 50 метров. Толщина фундамента равнялась 13 метрам. А размеры в длину просто поражали – стены наружного эллипса имели длину в 524 метра. Сама арена была шириной 53,62 метра и длиной 85,75 метра.
Общая площадь Колизея – 24 000 квадратных метров.
Благодаря таким внушительным размерам строение позволяло вмещать в себе до восьмидесяти пяти тысяч зрителей.
Архитектура амфитеатра
Архитектура Колизея в Риме также впечатляющая – монументальные арки, расположенные в три яруса, колонны ионического, тосканского, коринфского ордеров.
Сооружение включало восемьдесят входов. Четыре из них были предназначены для правителей. Они находились в северной части сооружения. Четырнадцать входов служили для всадников, остальные пятьдесят два – для остальных зрителей.
Схема занимаемых мест по классовой принадлежности (снизу-вверх):
- сенаторы;
- знать;
- остальные граждане.
Места императора и его свиты располагались на севере и юге.
Система коридоров и туннелей практически исключала возможность давки и встречи людей из разных классов.
Также архитектура строения предусматривала установку тентов над ареной во время слишком солнечных дней.
Предназначение амфитеатра
В Древнем Риме, чтобы заслужить уважение у простого населения, правящему классу необходимо было устаивать массовые зрелища. Арена Колизея как нельзя лучше подходила для этой цели. Поэтому в стенах амфитеатра часто устраивались гладиаторские бои (munera), охота на животных (venationes) и навмахия (морские сражения).
На проведение таких мероприятий требовались не только большие материальные затраты, но и правила и специальные регулирующие законы. Поэтому римские императоры создали Министерство игр (Ratio а muneribus), которое и занималось этими вопросами.
Посещать Колизей могли все – от знати до простого люда, но только свободные граждане. Поэтому неудивительно, что в его стенах могли повстречаться все слои населения.
Гладиаторские бои
В роли гладиаторов выступали люди, которые, по сути, были не нужны государству больше ни для каких других целей и не имели никаких прав. Чаще всего это были рабы и приговоренные к смертной казни осужденные. Этих людей на бои отправляли не сразу. Вначале им требовалось пройти подготовку в гладиаторских школах.
Рабы имели некоторое преимущество перед преступниками. У последних не было никакого шанса на выживание – им предстояло умереть либо на арене во время боя, либо во время осуществления смертной казни. Рабы же должны были выступать в Колизее лишь на протяжении трех лет.
Через какое-то время в ряды гладиаторов начали записываться и добровольцы – свободные римляне. Обучение длилось несколько лет, прежде чем им разрешалось выйти на арену. Гладиаторы подчинялись ланисте – надзирателю, у которого было право жизни и смерти над воинами.
Охота на животных
Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.
Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:
- львы;
- тигры;
- слоны;
- быки;
- медведи;
- крокодилы;
- носороги и другие.
Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки — льва против тигра.
Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.
Морские сражения
Самыми дорогими мероприятиями, проводимые в стенах Колизея, были бои под названием навмахия, или морские сражения. Это были воспроизведения известных боев в открытом море. Арена наполнялась водой при помощи сложнейшей гидравлической системы.
Участниками практически всегда были преступники, которых приговорили к смерти, иногда в их рядах встречались специально обученные моряки. Для сражений использовались корабли, которые ничем не уступали настоящим боевым.
За период проведения навмахии были поставлены такие морские баталии, как:
- истребление афинского флота при Эгоспотамах ;
- торжество греков над персами во время баталии при Саламине и другие.
После игр
История Колизея в Риме сильно изменилась с распространением христианства по территории Европы. С его приходом в Италию убийства людей в стенах амфитеатра прекратились, как и охота на животных. Произошло это в 405 году по распоряжению императора Гонория. Помимо этого, организация и проведение игр требовало немалых финансовых затрат, на которые римская империя больше не могла идти по причине экономического кризиса, вызванного вторжениями варваров.
Колизей в Риме начали использовать для более простых целей в разное время:
- для жилья;
- в качестве крепости;
- как религиозную обитель.
За сооружением перестали так старательно ухаживать, как в эпоху гладиаторских боев. Стены театра начала поддаваться варварскому отношению людей, которые растягивали по своим домам и на строительство других зданий практически все, что видели и могли унести. Например, мраморная облицовка и кирпичи Колизея использовались во время возведения Палаццо Венеция, Соборов святого Петра и Иоанна Крестителя. Не менее разрушительное влияние оказали и возникающие время от времени землетрясения. Например, в результате самого мощного из них в четырнадцатом веке была разрушена одна часть стены театра.
Постепенно Колизей в Древнем Риме угасал, оставляя после себя лишь тень.
По оценкам исследователей, амфитеатр только за пять веков (с VI по ХХІ вв.) потерял почти две трети от своего первоначального размера.
Возрождение театра
От того, чтобы вообще исчезнуть с земли, Колизей спасла репутация священного места, где встретили свою судьбу христианские мученики. Но результаты современных исторических исследований говорят о том, что факт христианского жертвоприношения в стенах амфитеатра — не больше чем миф.
Полное разрушение прекратилось в 1749 году, когда Колизей был признан общественной церковью по распоряжению папы Бенедикта XIV. Посреди арены установили крест огромного размера, а вокруг него – алтари.
Стены когда-то огромного Колизея не только оставили в покое, но и начали постепенно восстанавливать. С тех пор мероприятия по реконструкции продолжаются с небольшими перерывами.
Сегодняшний Колизей в Риме – краткое описание
До полного восстановления былого величия Колизею еще далеко – к нашим дням от него осталось лишь тридцать процентов от всего объема. Но несмотря на это, его руины являются одной из популярных туристических достопримечательностей. Количество фото Колизея в Риме не уступает таковым Собора Святого Петра в Ватикане.
Среди проведенных реставрационных работ, которые еще больше повысили интерес к амфитеатру и увеличили количество мест для посещения туристов, стоит отнести следующие:
- Расчистка и восстановление подземных туннелей, предназначенных как место ожидания гладиаторами своей очереди выхода на арену (работы проведены в 2010 году).
- Восстановление третьего яруса театра, который был предназначен для зрителей среднего класса (первые работы были проведены еще в 1970 году).
На сегодняшний день в свободном доступе такие места Колизея:
- арена и часть подземных помещений, в которых можно прочувствовать всю мощь амфитеатра и ощутить себя на месте древних гладиаторов;
- зрительские места в первом ярусе, то есть императорская и сенаторская ложи, на некоторых можно все еще разглядеть имена римских предводителей, которые тут бывали;
- практически все сохранившиеся галереи, лестницы и переходы;
- ворота;
- верхние галереи, с которых открывается потрясающий вид, но забраться туда удается лишь смельчакам.
В планах властей Рима провести еще несколько комплексов реконструкционных работ:
- Восстановление внутренней зоны театра.
- Комплексная реставрация подземных помещений.
- Строительство центра обслуживания туристов.
Помимо туристической достопримечательности, на сегодняшний день Колизей в Риме служит местом немногочисленных богослужений Папы Римского. Также тут организовывались концерты американцев Билли Джоэла и Рэя Чарльза, англичан Пола Маккартни и Элтона Джона.
А с 7 июля 2007 года описание Колизея в Риме можно встретить в различных издательствах, повествующих о семи чудесах света.
Где находится Колизей?
Адрес Колизея – район Рима Celio, Площадь Колизея, 1. Подробную схему проезда можно рассмотреть на официальном сайте амфитеатра.
Там же предлагают добраться к достопримечательности следующими способами:
- на метро, выйдя на станции «Колоссео» (линия «В»);
- автобусами номерами 60, 70, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850, С3;
- электрическим микроавтобусом № 117;
- по трамвайной линии № 3.
Билеты покупаются на входе в Колизей. Но чтобы их получить, приходится стоять в общей длинной очереди, время ожидания в которой может затянуться на несколько часов. Сама касса закрывается за час до закрытия Колизея. Некоторые туристы идут на хитрость – покупают комплексный билет. Он дает право входа в три достопримечательности – Колизей, Палатин и Форум.
Цена такого билетика около двенадцати евро.
Время посещения Колизея может меняться. Это зависит от проводимых работ по реконструкции. С актуальным расписанием всегда можно ознакомится на официальном сайте. Согласно последней информации, амфитеатр работает с 8:30 утра до:
- 16:30 (до 15 февраля);
- 17:00 часов (с 16 февраля по 15 марта);
- 17:30 (с 16 марта по 28 марта);
- 19:15 (с 29 марта по 31 августа);
- 19:00 вечера (с 1 по 30 сентября);
- 18:30 часов (с 3 по 31 октября).
Дополнительно узнать о времени работы вы можете и благодаря информационным табличкам, размещенным на входе в Колизей.
Источник: www.syl.ru
В каком году был построен Колизей и для чего он использовался
Колизей в Риме является одним из самых знаковых памятников в мире и мгновенно узнаваемым остатком древнего прошлого города. Но когда было построено гигантское сооружение, и использовалось ли оно только для гладиаторских боев?
Памятник стабильности
Общественное празднование и символическое зрелище были центральными идеалами как Римской республики, так и ее преемника, Римской империи. Игры, как гладиаторские, так и спортивные, были характерной чертой римского народа, как древние Олимпийские игры занимали аналогичное место в культуре древних греков.
К 70 г. н.э., Рим наконец вышел из потрясения коррумпированного и хаотического правления Императора Нерона и последующей анархии, известной как Год Четырех Императоров .
Новый император Веспасиан искал проект общественных работ, который бы подчеркивал его приверженность римскому народу и служил великим заявлением о его собственной власти.
Веспасиан, император с 69 по 79 г. н.э., сыграл важную роль в строительстве Колизея.
Амфитеатр Флавиев
Он остановился на строительстве арены не на окраине города, как обычно требовали обычаи и практичность, а в самом сердце Рима.
Чтобы освободить место для своего видения, Веспасиан приказал выровнять Domus Aurea — Золотой Дом — роскошный дворец, построенный Нероном в качестве его личной резиденции. При этом он символически вернул римскому народу место, ранее отождествленное только с королевским развратом и личной расточительностью.
Примерно в 72 году нашей эры началась работа на новой арене. Построенный из травертина и туфа, кирпича и нового римского бетона, стадион не был закончен до смерти Веспасиана в 79 году нашей эры.
Первоначальное строительство вместо этого было завершено сыном Веспасиана и наследником Титом в 80 г. н.э., а более поздние модификации были добавлены младшим братом Титуса и преемником Домицианом между 81 и 96 г. н.э. После завершения стадион мог вместить около 80000 зрителей, что делает его крупнейшим амфитеатром в древнем мире.
Из-за участия всех трех императоров в строительстве арены, после завершения строительства он был известен как Флавийский амфитеатр. Название «Колизей», столь знакомое нам сегодня, стало общеупотребительным только около 1000 г. н.э. — задолго до падения Рима.
Смерть и слава
Первые игры Колизея были проведены в 81 году нашей эры, после того, как первый этап строительства был завершен. Римский историк Дио Кассий писал, что более 9000 животных были убиты во время первых празднований, и гладиаторские соревнования и театральные демонстрации проводились почти ежедневно.
В течение ранней жизни Колизея, есть также некоторые свидетельства, чтобы предположить, что иногда арена была затоплена, чтобы использоваться для фиктивных морских сражений. По-видимому, они прекратились ко времени модификаций Домициана, когда под полом стадиона была построена сеть туннелей и камер для размещения животных и рабов.
В дополнение к проблемам военного мастерства, которые определяли гладиаторские бои в Колизее, это место также использовалось для публичных казней. Осужденных заключенных часто выпускали на арену во время перерывов в основных событиях и заставляли сталкиваться с различными смертельными существами.
Пренебрежение и дальнейшая жизнь
Современные источники предполагают, что соревнования между гладиаторами продолжались в Колизее, по крайней мере, до 435 г. н.э., в период ослабления римской власти.
Борьба с животными продолжалась почти еще сто лет, когда римские завоеватели-остготы использовали арену, чтобы отпраздновать дорогостоящее шоу охоты в 523 году нашей эры.
Однако, когда Римская империя на Западе была побеждена, Колизей стал все более игнорироваться. Несколько пожаров и землетрясений нанесли значительный ущерб конструкции, а некоторые участки были разграблены: строительные материалы постоянно воровали.
Сохранение и туризм
В средневековый период группа христианских монахов населяла Колизей, якобы отдавая дань уважения христианским мученикам, которые умерли там много веков назад. Последовательные папы также пытались отремонтировать здание для различных целей, включая превращение его в текстильную фабрику, но ни один из планов не осуществился.
В конце концов, в течение девятнадцатого и начала двадцатого века была предпринята некоторая консервация для раскопок и поддержания исторического места. Колизей, как видно сегодня, в значительной степени является обязанностью итальянского диктатора Бенито Муссолини, который приказал полностью разоблачить и очистить памятник в 1930-х годах.
Сегодня Колизей является свидетельством изобретательности и силы тех, кто его построил. Но это также всегда будет напоминать о страданиях тех тысяч людей и животных, которые погибли в его стенах.
Источник: poznavaemoe.ru
Колизей в Риме
На мой взгляд, он обладает особой энергетикой: для того, чтобы по достоинству оценить этот памятник, не обязательно быть знатоком истории или искусства, не нужно уметь определять архитектурный стиль его колонн или знать материалы и технологии, примененные при его строительстве. Величие древнего амфитеатра, превосходя любые знания и исторические факты, оставляет вечный отпечаток на сердце каждого, когда-либо стоявшего у подножия Колизея.
История Колизея в Риме
С момента своего строительства и по сей день Колизей доминирует над окружающим его городским ландшафтом исторического центра. Это был первый монументальный амфитеатр в Риме: в эпоху Республики бои гладиаторов проходили на римском Форуме, где для них возводились временные деревянные конструкции. Все изменилось с приходом императора Веспасиана, основателя династии Флавиев: после жестокой гражданской войны мудрый правитель решил направить энергию эмоциональных народных масс в русло развлечений. Строительство Амфитеатра Флавиев (именно так называли Колизей древние римляне) с подачи Веспасиана началось в 72 году, а его открытие в 80 году совершил уже сын основателя, император Тит Флавий Веспасиан, учредив в честь знаменательного события зрелищные игры, длившиеся целых 100 дней!
Колизей много раз перестраивали и реставрировали по причине разрушительных пожаров и землетрясений. Амфитеатр использовался по назначению вплоть до 523-го года, после чего он стал постепенно приходить в упадок, превратившись в источник строительных материалов для множества новых римских сооружений – обычная по тем временам история. Некоторые части Колизея были использованы даже для строительства Базилики Святого Петра.
Архитектура Колизея в Риме
Амфитеатр Флавиев, превосходивший по размерам и монументальности всех своих предшественников, до сих пор является самым большим в мире. Размеры Колизея: 188 метров по длиной оси и 156 метров по короткой оси, высота – 48 метров, арена составляла 76 метров в дину и 46 метров в ширину. Чем вызвана такая небывалая высота? Ответ прост: только вертикальная организация рядов позволяла разместить наибольшее количество людей как можно ближе к арене: амфитеатр мог вместить до 70.000 зрителей.
Сложно переоценить былое великолепие Колизея! Для того, чтобы представить первозданный облик сооружения, лучше всего зайти с его северной стороны, улицы Фори Империали: именно отсюда хорошо видно сохранившееся кольцо внешнего фасада. Вы увидите, что первые три уровня состоят из аркад (всего их насчитывалось 80): арки второго и третьего уровней украшали статуи, а между мансардными окнами четвертого уровня располагались роскошные бронзовые щиты. Весь фасад был облицован мраморными плитами.
5 инноваций Колизея
Колизей был инновационным сооружением во всех смыслах.
Вот несколько фактов, поражающих моё воображение:
- Колизей был построен без применения строительного раствора: блоки травертина были скреплены между собой металлическими стержнями.
- Грамотно организованная система из 80 входов и внутренних коридоров равномерно распределяла тысячи людей, избегая давок и обеспечивая безопасность и удобство посещения Колизея.
- Амфитеатр был оборудован системой защиты зрителей от жарких солнечных лучей или дождя: ловко перемещаясь по 320 деревянным балкам, огромный тканый навес разматывали и укрепляли моряки, отозванные из Мизенской флотилии по случаю представлений.
- Для Колизея были сконструированы первые в мире лифты, они поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся на нижнем уровне. Подобная организация делала спектакли еще более зрелищными: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.
- Амфитеатр Флавиев был оборудован уникальной гидравлической системой, которая позволяла превращать арену в огромный бассейн с водой, где гладиаторы или узники воспроизводили знаменитые римские морские сражения. А в 80-м году публике было представлено женское танцевальное шоу на воде!
Внутреннее устройство Колизея
Представления в Колизее были бесплатны для посещения. Существовало всего лишь одно беспрекословное правило: места в амфитеатре распределялись строго в соответствии с законами, учрежденными императором Августом, согласно которым оно зависело от социального статуса зрителей. Ни за какие деньги не могли купить простолюдины расположение на мраморном кресле нижних знатных рядов взамен деревянной скамейки верхнего этажа. В первых рядах сидели только сенаторы и весталки, сразу за ними – представители знати. На самых худших верхних местах размещались иностранцы и рабы.
Арена Колизея состояла из деревянного настила, покрытого песком (часть его воспроизведена в восточной стороне амфитеатра). Дабы защитить драгоценных представителей знати от возможных нападок диких животных, на время представления по её периметру возводилась высокая и прочная металлическая сетка, а в специально отведенных нишах располагались лучники.
Существовало два доступа к арене, располагавшихся по обе стороны большей оси: Порта Триумфалис (что означает триумфальные ворота) на западной стороне и Порта Либитинария на восточной. Через западные ворота гладиаторы выходили на сцену, а через восточные выносили их бездыханные тела.
Представления в Колизее
День в амфитеатре разворачивался согласно особому расписанию. Вечером, накануне представления, эдитор (тот, кто отвечал за организацию игр) приглашал гладиаторов на ужин, открытый для публики. Гладиаторы для древних Римлян были тем же, чем являются для нас звезды современного спорта. Неудивительно, что поклонники с нетерпением ждали возможности понаблюдать за своими любимчиками.
На утро воины открывали представление торжественным шествием по арене в парадном вооружении. После чего начинались игры: сражения гладиаторов между собой или с экзотическими животными.
Время обеда отводилось для казни приговоренных к смерти: их сжигали, распинали или предавали на растерзание диким зверям.
Гвоздём программы были дуэли между гладиаторами, проходившие во второй половине дня.
Широко распространенное убеждение о том, что публика пользовалась жестом большого пальца, воздетого к небу или обращенного к низу, дабы решить судьбу гладиатора, ошибочно. Существовали два жеста: большой палец, направленный верх или параллельный земле. Оба этих жеста символизировали обнаженный меч и были чем-то сродни современному «шайбу! шайбу!» в хоккее, то есть призывом к зрелищности и подбадриванию воинов.
Жизнь проигравшему гладиатору сохраняла кисть руки, сжатой в кулак, символизировавшая меч, спрятанный в ножны.
Убеждение, что публика или император призывали убить гладиатора, необоснованно: воины становились сильными, только набираясь опыта в сражениях. Приказать убить гладиатора было бы тем же самым, что сегодня казнить футболиста, проигравшего матч. Жест с опущенным вниз большим пальцем, якобы призывавший к лишению воина жизни, был изобретен католической церковью, дабы усилить кровожадный образ древних римлян.
Как добраться до Колизея
Если вы остановились в отдалении от исторического центра, к примеру, в популярном у туристов районе вокзала Термини, то доехать до Колизея будет проще простого – смело садитесь на метро (одна поездка обойдется в 1,5 евро) и, выйдя на одноименной станции Colosseo, вы окажетесь прямо напротив амфитеатра. А расположившимся в центре города счастливчикам я советую пройтись пешком: ведь Рим недаром именуют музеем под открытым небом! Так что вооружайтесь картой – и вперед! Тем более что-то, а уж Колизей, благодаря его выдающимся размерам, будет сложно пройти мимо…
Время работы Колизея
Колизей открыт для посещения ежедневно. Вход в музей прекращается за час до закрытия.
- 2 января – 15 февраля: 08.30 — 16.30
- 16 февраля – 15 марта: 08.30 — 17.00
- 16 марта – последняя суббота марта: 08.30 — 17.30
- Последнее воскресенье марта – 31 августа:08.30 — 19.15
- 1 сентября – 30 сентября: 08.30 — 19.00
- Первая суббота октября – 14 февраля: 08.30 — 18.30
Колизей закрыт для посещения в праздничные дни 1 января и 25 декабря.
Стоимость билетов
- Полный взрослый билет – 12 евро.
- Льготный билет для граждан евросоюза возрастом 18-25 лет – 7,5 евро.
- Свободный вход для лиц моложе 18 лет.
Студенты факультета истории искусств высшего учебного заведения имеют право на бесплатный билет при предъявлении международного студенческого удостоверения (такого, как ISIC). На удостоверении обязательно должны быть указаны название ВУЗа и факультет.
Также Колизей бесплатен для всех желающих в первую субботу каждого месяца.
Билет в Колизей действует 2 дня и позволяет единожды посетить Колизей, Римский Форум и Палатинский холм.
Источник: travelask.ru