В конце 19-го века основу российской энергетики составляла генерация «паровой силы» в продовольственном секторе, в мануфактурном деле и в металлообработке. Как правило, для этих целей использовали местное топливо — дрова, уголь, торф, нефть, мазут, керосин, что составляло 80% энергетического баланса страны.
В 1886 году «паровую» монополию нарушило промышленно-коммерческое «Общество электрического освещения 1886 года», зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Инициатором этого предприятия выступил Вильманстрандский и временный С.-Петербургский купец первой гильдии Карл Федорович Сименс. Его электроэнергетическим дебютом в России стал подряд на освещение квартир доходного дома-пассажа купца Постникова (ныне это здание театра им. Ермоловой) в 1887 году. Вскоре в Георгиевском переулке Москвы была запущена локомобильная электростанция малой генерации, а затем на Раушской набережной дала ток первая паротурбинная электростанция мощностью 1470 кВт.
В Польше началось строительство крупной солнечной электростанции
100 вольт
Эта история интересна тем, что Карл Сименс, которому впоследствии присвоили титул потомственного дворянина, настаивал на своем варианте Устава «общества», опираясь на немецкую юриспруденцию, тогда, как министр финансов И.А. Вышнеградский потребовал регистрацию в российском правовом поле.
Все эти законотворческие коллизии, а также требования властей о подаче городским жителям постоянного тока напряжением всего лишь 100 вольт, привели к тому, что до 1896 года предприятие «электрического освещения» было убыточным. Лишь после того, как уставной капитал Общества увеличили до шести миллионов рублей, а его акции продали Базельскому торговому банку, дело сдвинулось с места. Вскоре помимо постоянного тока стали отпускать и переменный ток, причем, самой разной частоты от 25 до 52.5 Гц. В целом, иностранным инвесторам интересны были только долгосрочные проекты, например, швейцарским акционерам удалось в 1895 году заключить с московскими властями пятидесятилетний концессионный договор об электрификации «любых районов Москвы, где только горожане пожелают».
Иностранное засилье
Анализ капиталовложений за период с 1895 по 1899 годы в электротехническую и электрическую промышленность вывил очевидный перекос в сторону немецких и бельгийских инвесторов. Объясняется это тем, что царское правительство обеспечивало более льготное налогообложение зарубежных электротехнических концернов, нежели национальных.
Российские власти требовали от иностранцев осуществлять генерацию или производство энергетического оборудования под русскими марками, взамен оставляя право на вывоз капитала в любых объемах. В итоге в первые десять лет двадцатого века зарубежные компании увеличили инвестиции в свои электротехнические дочерние предприятия на 205%. Так, перед войной 1914 года немцы контролировали две трети энергетики Российской империи. Между тем тарифы на освещение были заоблачные: один час работы лампы стоил 5 копеек, а уличного фонаря — 17 копеек, и это при средней зарплате в промышленности — 27 рублей в месяц.
Упор на обособленность
Еще одним минусом этой политики эксперты называли обособленность строящихся электростанций, завязанных на небольшое число потребителей. Несмотря на контроль со стороны VI (электротехнического) отдела Русского технического общества, темпы роста электроэнергетики резко отставали от потребностей крупнейших городов — Москвы, Петербурга, Харькова, Самары, Киева и Риги, не говоря о провинции.
Все попытки создания программы централизации и унификации энергосистемы страны, проекты которой обсуждались на семи Всероссийских электротехнических съездах, всерьез не воспринимались. Сказывалось и непонимание проблемы, и лоббирование иностранных интересов. В итоге перед «Красным октябрем» в стране функционировало только две небольшие энергосистемы — Московская и Бакинская. При этом подушная мощность национальной энергетики оценивалась в 12,8 кВтч в год на человека, тогда, как, например, в США — в 40 раз больше.
Ленин и электроэнергетика
Владимир Ульянов интересовался электроэнергетикой еще задолго до революции. «…Когда возможна передача электрической энергии на расстояния. нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране», — написал будущий вождь пролетариата еще в 1901 году.
В ноябре 1917 года, когда все были заняты только политикой, Ленин, по меткому выражению бывшего ведущего специалиста «Общества 1886 года» Глеба Кржижановского, проявил себя как «великий толкач дела электрификации». В частности, в самый разгар гражданской войны — в январе 1918 года под его патронатом была проведена I Всероссийская конференция работников электропромышленности, по результатам которой через четыре месяца был создан Электрострой.
Именно поэтому не симпатизирующие революции технократы В. Ф. Миткевич, И Н. К. Поливанов, И. Г. Александров, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Р. Э. Классон, и другие откликнулись на призыв большевиков. Им импонировало, что во власть пришел человек, хорошо разбирающий в перспективах национальной электроэнергетики.
Кстати, сейчас мало кто знает, что концепцию электрификации страны в апреле 1918 года составил сам Ленин в статье «Набросок плана научно-технических работ». Детализировал эту идею в работе «Задачи электрификации промышленности» Кржижановский, под началом которого и был разработан план, получивший название ГОЭЛРО.
ГОЭЛРО
План ГОЭЛРО являл собой шестисот страничный том и состоял из шести глав:
электрификация и план государственного хозяйства
электрификация и топливоснабжение
электрификация и водная энергия
электрификация и сельское хозяйство
электрификация и транспорт
электрификация и промышленность
Кроме этого документ включал восемь «записок по планам электрификации районов», в том числе и Туркменского, охватывающего Среднюю Азию. Ставилась задача к 1935 году вдвое увеличить (от уровня 1913 года) суммарную мощность электростанций и в четыре раза больше произвести электроэнергии.
При этом увязывались и другие базовые параметры экономики: добыча угля и нефти, а также выплавка чугуна и стали. Такая детализация исключила экономические перекосы, когда, например, ввод шахт не успевал за сдачей в эксплуатацию привязанных к ним мощностей.
Результат превзошел самые смелые ожидания: к 1935 году выработка электроэнергии в СССР достигла 26,3 млрд. кВтч, в десять раз превысив довоенный уровень царской России. Более того вместо строительства 30 новых районных электростанций, в том числе Волховской, Днепровской, Каширской, Шатурской, Чирчикской в Туркестане, Чусовской на Урале и других, в строй было введено на 10 станций больше. В итоге наша страна стала третьей энергетической державой — после США и Германии. Кстати, ведущие государства, оценив советский опыт, скопировали план ГОЭЛРО с учетом своей специфики. Так появились программы Франа Баума (США), Оскара Миллера (Германия), Вейера (Англия), Велема и Дюваля (Франция).
Война
В 1940 году производство электроэнергии в СССР достигло 48,3 млрд. кВтч, при этом суммарная мощность советской электроэнергетики составила 11,2 миллионов кВт. Однако начавшая война с фашисткой Германией и оккупация Украины, Белоруссии и центральной части России негативно сказалась на отечественной энергетике, что привело в 1942 году к резкому сокращению её суммарной генерации до 29,1 млрд кВтч. Осознавая значение этой отрасли, Государственный Комитет Обороны приравнял строительство новых мощностей к оборонзаказу.
Параллельно шло восстановление на освобожденных территориях электростанций, разрушенных немцами, в первую очередь наиболее важных — Днепровской, Свирской, Кегумской и Баксанской ГЭС, а также Дубровской, Сталиногорской, Штеровской, Зуевской, Криворожской и Шахтинской ТЭС. Важно и то, что крупнейшие советские города после ухода немцев сразу обеспечивались током за счет энергопоездов. Первую такую мобильную электростанцию изготовили в 1943 году на ТЭЦ-12 и отправили в Сталинград. Передвижная энергетика, начиная с 1943 года, работала в Ростове, Харькове, Киеве, Севастополе, Донбассе, Кривом Роге, Крыму, Минске, Риге, Таллине и в Вильнюсе. В результате советские энергетики в 1945 году смогли выйти практически на предвоенные показатели, осуществив генерацию 43,3 млрд. кВтч.
Послевоенный период
После Победы 1945 года энергетическая программа СССР развивалось в сторону дальнейшей централизации и по пути строительства крупнейших в мире тепловых и гидроэлектростанций. Такой подход позволил за 15 послевоенных лет увеличить выработку электроэнергии в 6 раз по сравнению 1940 годом — до 300 млрд. кВтч. Во многом именно поэтому в 1967 году удалось завершить создание единой энергетической системы европейской части страны, объединившей 600 электростанций общей мощностью 65 миллионов кВт. Опираясь на этот опыт, была поставлена задача построения кольцевых сетей азиатского и восточносибирского регионов, с дальнейшим выходом на единую энергосистему страны.
Этот успех был отмечен и на Западе. В статистическом ежегоднике, издаваемом ООН — Statistical Yearbook. UN, экономика СССР в 1967 году считалась значительно более успешной, чем США, благодаря именно опережающему развитию электроэнергетики. Не сбавляя темпов, энергетики СССР в 1985 году вышли на производство 1544 млрд. кВтч, доведя суммарную мощность генерации до 315 миллионов кВт.
В целом 70-80-е годы прошлого века характеризовались научно-техническими достижениями. Например, для линии Центр-Экибастуз было спроектировано 60 единиц уникального оборудования, позволившего начать строительство межгосударственных линий 750 КВт «СССР-Польша» и «СССР-Румыния-Болгария».
Гидроэнергетика
Время 60-80 годов прошлого века характеризуется переносом центра строительства электростанций в Сибирь и в Среднюю Азию, где сосредоточилось до 80% гидроэнергоресурсов. По сути дела, начался новый этап развития советской энергетики. Так, важнейшим шагом в этом направлении явилось возведение Братской ГЭС мощностью 4500 МВт на Ангаре (1961 г.) с бетонной гравитационной плотиной высотой 120 м. Именно этой станции суждено было стать основой Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса и Объединенной Энергосистемы Сибири. Вслед за ней была построена и Красноярская ГЭС на Енисее мощностью 6000 МВт.
Развивалась гидроэнергетика и на Дальнем Востоке, в частности в 1978 г. дала ток Зейская ГЭС на реке Зее мощностью 1330 МВт с массивно-контрфорсной плотиной высотой 123 м. В целом мощность советских гидроэлектростанций к 1990 году достигла 65 млн. кВт, а их выработка составила 233 млрд. кВтч.
Саяно-Шушенская ГЭС
Примером особого подхода к решению сложных гидротехнических задач являлось возведение Саяно-Шушенской ГЭС. Считается, что строители, которые построили бетонную арочно-гравитационную плотину высотой 245 м и длиной по гребню 1074.4 м, в каньоне у выхода реки Енисей в Минусинскую котловину, совершили невозможное. Сложности этого проекта обусловлены, прежде всего, особенностью сибирского климата и удаленностью от промышленных центров. В частности, гидротурбины, изготовленные производственным объединением турбостроения «Ленинградский металлический завод», доставлялись водным путем через Северный ледовитый океан по маршруту общей протяженности 10 тысяч километров.
Саяно-Шушенскую ГЭС начали строить в 1963 году и официально сдали в эксплуатацию в 2000 году, но станция окупилась еще в 1986 году благодаря монтажу на первых двух турбинах временных рабочих колес, способных генерировать ток при промежуточных напорах воды. К этому времени станция выработала уже 80 млрд. кВтч, вернув в госбюджет все средства, направленные на её строительство.
Мирный атом
Кроме интенсивного строительства гидроэлектростанций в 80-х годах XX века в СССР произошло еще одно серьезное изменение топливно-энергетического баланса. Появилась принципиально новая программа, предусматривающая развитие атомной энергетики. Если в 1980 году доля АЭС в общей выработки составляла 5.6%, то в 1985 году — уже 10.8%. Ведущий советский ученый-энергетик, заслуженный деятель науки и техники Валентин Андреевич Веников (06.04.1912—17.05.1988 гг.) комментируя этот период в советской энергетики, особо отметил роль первого промышленного реактора для «получения практического опыта строительства и эксплуатации АЭС».
Речь шла об Обнинской АЭС. На ней топливом для электрической генерации служил обогащенный уран, содержащий 5% изотопа уран-235. При расходе урана-235 в объеме 30 грамм в сутки ректор вырабатывал в час 40 т высокотемпературного пара с давлением 12,5 атм. Полученные результаты стали основой для разработки надежных промышленных генераторов и систем их автоматизации и блокировки.
Всё это позволило начать серийное строительство АЭС. Однако сдерживающим фактором являлся дефицит специального оборудования, выпуск которого впоследствии и был налажен на производственном объединении атомного энергетического машиностроения «Атоммаш». Этому предприятию и сегодня нет равных. Для сведения: длина главного корпуса составляет примерно один километр, ширина — четверть и высота — 50 метров.
Реформа РАО ЕС
В России после распада СССР в период до 2000 года резко снизились инвестиции в отрасль. Одновременно наблюдалась консервация станций, строительство которых уже велось.
В это самое время указом президента РФ № 923 от 15 августа 1992 г. «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» создается РАО «ЕЭС России», которое начало свою деятельность 31 декабря 1992 года. Атомные электростанции перешли под контроль «Росэнергоатом».
Не вошли в состав РАО ЕЭС также «Иркутскэнерго», «Башкирэнерго», «Татэнерго», и «Новосибирскэнерго». Постепенно в сложном хозяйстве стал наблюдаться системный кризис, порожденный экономической ситуацией в стране. В соответствии с новой концепцией развития командой Чубайса было решено провести реформу РАО ЕС, целью которой было разукрупнение единой энергосети и создание ряда частных генерирующих и сбытовых компаний. Считалось, что тем самым будет запущен механизм конкуренции и в отрасль придут инвестиции в сумме 4,375 триллиона рублей (в нынешних ценах).
Однако дезинтеграция, по мнению ряда эксперта, в целом отрицательно сказалась на электроэнергетике. В частности главный инженер РАО ЕС в 1994—1996 годах Виктор Кудрявый предсказал рост аварийности в связи с этой реформой, что, собственно, и наблюдается в настоящее время. Снизился и коэффициент использования установленной мощности ГРЭС. Не оправдались надежды на капиталовложения и стабилизацию тарифов.
Новые объекты
После 2000 года ряд советских проектов в электроэнергетики обрел второе дыхание. Прежде всего, это касалось гидроэнергетики. В 2003 году на реке Кунья в Московской области вышла на полную мощность Загорская ГАЭС мощностью 1200 МВт. В 2009 году на реке Бурее в Амурской области было завершено строительство Бурейской ГЭС, мощностью 2010 МВт.
Кстати, первый камень в её основание был заложен еще в 1978 году. Из станций, возведение которых началось в постсоветский период, ток дали Аушигерская ГЭС (мощность 60 МВт), Кашхатау ГЭС(65 МВт), Юмагузинская ГЭС (45 МВт), Толмачевский каскад (45 МВт), Гельбахская ГЭС (44 МВт).
Из крупнейший современных гидроэлектрических проектов можно отметить Загорскую ГАЭС-2 мощностью 840 МВт. В ОАО «РусГидро» разработана программа по строительству 384 станций общей мощностью 2,1 ГВт. Строятся и атомные электростанции. Это Балтийская АЭС, Белоярская АЭС-2, Ленинградская АЭС -2, Нижегородская АЭС, Нововоронежская АЭС-2, Ростовская АЭС и Центральная АЭС.
Альтернативная энергетика
В настоящее время в мировой электроэнергетике существенный интерес представляет генерация на основе альтернативных источников энергии. В нашей стране также ведутся работы в этом направлении. Так, летом 2013 года в селе Яйлю Турочакского района Республики Алтай началась эксплуатация автономной дизель-солнечной электростанции мощностью 100 кВт. В дневное время электроснабжение ведется за счет фотоэлектрических батарей, в ночное — от аккумулятора и дизельного электрогенератора. Этот проект интересен автономностью, опыт которого позволит надежно электрифицировать отдаленные поселения.
Самой большой солнечной электростанцией в России считается «Каспийская», проектная мощность которой оценивается в 5 МВт. Помимо энергии солнца используется и сила ветра, в частности, Куликовская (Зеленоградская) ВЭС, построенная в Калининградской области, имеет мощность 1 МВт и состоит из 21 ветрогенератора.
ООО «Термоэлектро»
Одна из ведущих компаний по строительству энергетических объектов, кадровую основу которой составляют квалифицированные специалисты с богатейшим опытом работы в России и за рубежом. Осуществляет строительство и монтаж сложнейших, стратегически важных промышленных объектов в области энергетики и различных отраслей промышленности. Постоянно наращивая объемы деятельности, компания уже получила широкую известность в своей сфере и занимает достойные позиции в энергетическом строительстве.
Источник: svpressa.ru
Из истории российской электроэнергетики. Часть 1. Первопроходцы
В последней трети 19 века в мире началось бурное развитие промышленной электроэнергетики. И, вопреки более позднему пропагандистскому мифу об отсталости царской России и спасительной «лампочке Ильича», Российская Империя быстро стала в этой области одной из ведущих стран мира. Имена выдающихся российских ученых-электротехников, таких как Павел Николаевич Яблочков, Александр Николаевич Лодыгин, Фёдор Аполлонович Пироцкий, Михаил Осипович Доливо-Добровольский и многих других, навсегда останутся в истории науки.
Давайте же вспомним первые российские электроэнергетические проекты. Конечно, сначала это были тепловые электростанции постоянного тока небольшой мощности, используемые в целях освещения. Ввиду сложностей с передачей постоянного тока на большие расстояния, все первые электростанции обслуживали какой-то близкорасположенный объект.
Итак, самая первая в Российской империи электростанция была построена в 1876 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Следующей вехой развития можно считать устройство электрического освещения Литейного моста в Санкт-Петербурге в 1879 году. Это был первый в мире проект по электрическому освещению моста. Затем пришло время главной улицы Северной столицы — Невского проспекта.
Интересно, что вследствие дороговизны земли в центре Санкт-Петербурга электростанцию было решено разместить на барже, пришватованной к набережной реки Мойки. Да и за водой для паровых котлов было недалеко ходить! Теперь там установлен памятный знак.
В Москве же в честь коронации императора Александра III произошло другое историческое событие: подсветка и иллюминация Московского Кремля с помощью передвижной электростанции! Все это привело к тому, что 16 июля 1886 года, вдохновленный раскрывающимися перспективами Император Александр III подписал устав «Общества электрического освещения» Карла Сименса (кстати, родного брата того самого господина Сименса — основателя одноименного немецкого концерна). Это событие можно считать официальным началом электрической эры в России!
Следующим крупным энергетическим проектом, на который просто необходимо обратить внимание стало строительство электростанции, предназначенной для освещения собственной резиденции Императорской семьи — Зимнего дворца. Так Александр III на своем примере показывал обществу полезность внедрения новых научных достижений.
Строительство придворной «фабрики электричества» было поручено технику дворцового управления Василию Леонтьевичу Пашкову. Учитывая небольшую мощность электростанций того времени, перед Василием Пашковым стояла сложная инженерная задача — необходимо было обеспечить электрификацию Зимнего дворца и зданий Эрмитажа с прилегающими территориями, а также в перспективе и всей Дворцовой площади.
Сразу скажем, что поставленная задача была решена с блеском. В одном из внутренних дворов Нового Эрмитажа, с тех пор носящего название «Электродвор», для электростанции было сооружено отдельное здание. В традициях того времени, само здание было не простой коробкой с окнами, а интересным представителем архитектурного стиля «модерн». Это тот самый случай, когда архитектура подчеркивала назначение здания.
В машинном отделении дворцовой электростанции было установлено 6 котлов, 4 стационарные паровые машины и 2 локомобиля. В основном было использовано электротехническое оборудование компании «Сименс и Гальске». Общая мощность электростанции достигала 445 л.с. — фантастическая цифра для того времени!
Этого было достаточно, чтобы обеспечить в пиковом режиме работу около 5 тысяч ламп накаливания. Интересный факт: для работы электростанции требовалось 30 тыс. пудов угля в год. Привезти в центр Петербурга столько угля само по себе задача не из легких! Дворцовая электростанция интересна еще одной особенностью.
Прямо перед Первой мировой войной был реализован проект отопления и вентиляции помещений Эрмитажа специально подготовленным воздухом. Так вот нагрев теплоносителей в этой системе, построенной по принципу «труба в трубе», производился отработанной теплой водой с электростанции!
Когенерация в действии! 🙂 После переворота (или революции, как кому больше нравится) 1917 года дворцовая электростанция была закрыта, а Зимний дворец и здания Эрмитажа были подключены к городской системе электроснабжения. Уникальная система обогрева и кондиционирования быстро разрушилась от неквалифицированного обслуживания. Само здание электростанции было разобрано в 1945 году. Очень жаль, потому что это был замечательный памятник русской инженерной истории.
Теперь посмотрим, как развивалась электроэнергетика в Москвe. Пионером строительства электростанций выступало уже упомянутое в этом цикле статей «Общество электрического освещения 1886 года» Карла Сименса. 31 июля 1887 года был заключен первый контракт: на освещение здания Постниковского Пассажа в Москве.
Молодая эксцентричная вдова-миллионерша Лидия Постникова пожелала проводить балы при электрическом свете. Во дворе пассажа поставили маленький локомобиль на 30 лошадиных сил, сделали проводку и. Так описывал Владимир Гиляровский этот знаменательный момент в своей книге «Москва и москвичи»: «. танцевальный зал был освещен ярким белым светом.
Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества. ». Здание Постниковского пассажа, к слову, чудом пережило войны, сталинскую и лужковскую «реконструкции» и до сих пор радует нас своим видом на Тверской улице. Уже много лет в этом здании дает спектакли труппа Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой.
Московская городская дума тоже решила не отставать от прогресса. С целью освещения городского центра и наиболее значимых для жизни Москвы зданий было ассигновано 800 тысяч рублей на строительство центральной городской электростанции.
Так как то время было короткой эпохой использования постоянного тока, место для электростанции пришлось искать прямо в центре Москвы — постоянный ток нельзя было передать более чем на 1-2 км. И вот в саду старого женского Георгиевского монастыря, основанного при московском князе Василии III (а по другой версии и еще раньше) и упраздненного после частичного сожжения наполеоновскими вояками в 1812 году, было возведено здание для первой московской электростанции.
Архитектору нужно было вписать промышленное здание в существовавшую на тот момент архитектурную среду города: старые монастырские здания, церкви, роскошная дореволюционная Тверская в двух шагах. И это было с блеском реализовано: кирпичное одноэтажное здание в стиле русской эклектики с пирамидальной башенкой сразу вписалось в окружающий ландшафт.
В машинный зал электростанции установили четыре суперсовременные паровые машины по 200 лошадиных сил каждая. Полная мощность первой очереди электростанции, запущенной в декабре 1880 года, составила 100 кВт.
Вся вырабатываемая электроэнергия тратилась на освещение близлежащих улиц и наиболее значимых зданий центра города: Большого и Малого театров, а также Московского университета на Моховой улице. Обратите внимание на перечень первоочередных потребителей электроэнергии: образовательные и культурные учреждения, и ни одного здания правительства, парламента, суда и прочих госорганов.
Для жителя России 21 века — это удивительный выбор приоритетов чиновниками, не находите? 🙂 Георгиевская электростанция постоянно усовершенствовалась и через несколько лет достигла своей максимальной мощности 1500 кВт. Однако, в 1897 году была построена новая, значительно более мощная, электростанция на Раушской набережной реки Москвы. Следует отметить, что Раушская станция вырабатывала переменный ток, к тому моменту промышленная генерация постоянного тока уже доживала последние дни. И Георгиевскую электростанцию закрыли.
Однако, здание в Георгиевском переулке продолжало служить москвичам уже под другим именем: Малый манеж. В нем работали магазины, и даже, что символично, проводились выставки в рамках Всероссийских электротехнических съездов. При Советской власти в здании бывшей электростанции было размещено управление первого в Москве таксопарка (все-таки притягивает этот дом все первое!).
Старые монастырские церкви также передали в ведение таксопарка, а потом беспощадно разобрали в 1935 году. В конце концов, таксопарк тоже закрыли, и до 1994 года в московском Малом манеже была станция техобслуживания правительственных автомобилей. В 1996 году по распоряжению мэра Москвы Ю. Лужкова в бывшем здании первой в Москве электростанции была проведена реконструкция и был открыт выставочный зал. Тогда же по непонятным причинам историческое название «Малый манеж» изменили на «Новый Манеж». Если будете там, на выставке — вспомните эту замечательную историю!
Заканчивая первую часть нашего рассказа, посвященную самым первым электростанциям России, нельзя не упомянуть первую промышленную гидроэлектростанцию в стране, построенную в 1892 году. Почему так поздно, спросите вы? Ведь первые гидроэлектростанции в США появились на 10 лет раньше. Нам кажется, что ответ связан с географическими особенностями стран.
Для эффективной работы гидроэлектростанции нужен мощный напор воды, а где его взять в равнинной России без строительства крупных плотин и водохранилищ? В те годы электричество еще не было настолько жизненно необходимым, чтобы ради него ввязываться в такие глобальные проекты. Поэтому первая в России гидроэлектростанция появилась в той местности, где была возможность обеспечить водный напор без огромных затрат, а именно на Алтае.
Произошло это историческое событие в 1892 году на речке Березовка, близ Зыряновского рудника (ныне город Зыряновск, Казахстан). Автор проекта и руководитель строительства — Николай Николаевич Кокшаров, представитель знаменитой русской династии горных инженеров.
Сама электростанция была обычной для того времени: в деревянном здании располагались четыре турбины, мощностью по 50 кВт каждая. Полученная электроэнергия использовалась для питания электронасосов рудника, а также для освещения помещений и иных бытовых нужд.
Но чтобы обеспечить бесперебойное функционирование гидроэлектростанции Николаю Кокшарову пришлось применить и некоторые совершенно инновационные для того времени технологии. Это и создание небольшого водохранилища на реке Березовка, совмещенного с системой шлюзов и позволяющего обеспечить круглогодичный необходимый напор воды, и строительство специального желоба-водовода для доставки воды к водонапорным гидроагрегатам. В то время русские инженеры не боялись трудностей, а стремились их успешно преодолеть! Первая российская гидроэлектростанция проработала около 40 лет и была закрыта только после строительства рядом существенно более мощной и современной ГЭС.
В этой статье мы рассказали только о самых первых и самых значимых, на наш взгляд, электростанциях, построенных в Российской Империи в конце 19 века. После них, в период до 1917 года, русскими инженерами-электротехниками было построено еще много выдающихся объектов электроэнергетики. Описание их конструктивных особенностей и исторического значения обязательно будет в наших следующих рассказах.
Тэги: гидроэлектростанция, освещение в России, первая ГЭС, первая электростанция, электрификация, электрический свет, Электродвор, электроэнергетика, электроэнергия, электроэнергия в Царской России
Источник: transenergostroy.ru
На примере строительства электрических станций
Широкое и разнообразное применение электроэнергии во всех областях народного хозяйства и в быту объясняется рядом весьма существенных ее преимуществ по сравнению с другими формами энергии:
— возможностью экономной передачи на значительные расстояния;
— простотой преобразования в другие формы энергии ( тепловую, механическую, химическую, световую и др.);
— простотой распределения между любым числом потребителей любой мощности и т. п.
В России электростанции начали строиться с конца XIX века. Это были станции постоянного тока небольшой мощности; обслуживали они один какой-то объект – завод, улицу, дворец и т. п. Первая электростанция была сооружена в 1876 году на Сормовском машиностроительном заводе для питания осветительных установок. Первая электростанция в Петербурге была построена в 1879 году для освещения Литейного моста. Первая центральная станция в Москве (Георгиевская) была построена в 1888 году. Чтобы увеличить радиус действия электростанций, нужно было строить их на переменном токе, при котором можно было использовать повышающие трансформаторы [2].
Первая электростанция однофазного переменного тока была построена в 1887 году в Одессе для освещения театра.
К 90-м годам XIX века была решена проблема электропередачи и электропривода благодаря применению трехфазного переменного тока, изобретателем которого является русский ученый М.О. Доливо-Добровольский. Первым предприятием с трехфазным электроснабжением был Новороссийский элеватор, строителем электростанции был А.Н. Шенснович.
С 1897 года началась электрификация крупных городов России. К 1918 оду Россия занимала по производству электроэнергии 15-е место в мире.
За время гражданской войны энергетическое хозяйство страны пришло в большой упадок. Но уже в апреле 1918 года Советом Народных Комиссаров было принято решение о расширении подмосковной электростанции «Электропередача»; летом 1918 года началось строительство Волховской гидроэлектростанции; осенью 1918 года – Шатурской электростанции на торфе; в июле 1919 года – Каширской электростанции на подмосковном угле.
В феврале 1920 года по инициативе главы Советской России В. И. Ленина была создана специальная комиссия под председательством Г. М. Кржижановского, в которую вошли выдающиеся деятели в области электроэнергетики: М. А. Шателен, Г. О. Графтио, К. А. Круг, И. Г. Александров, А. В. Винтер, Р. Э. Классон, В. Ф. Миткевич и др. Комиссия разработала государственный план электрификации России – план ГОЭЛРО, который предусматривал: восстановление и реконструкцию имеющихся электростанций, строительство новых электростанций, электрификацию промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Основными составляющими небывалого тогда по своим масштабам плана электрификации была концентрация мощностей, централизация производства и распределения электрической и тепловой энергии. Он нацеливал экономику на использование местных углей, торфа и гидроэнергии, предусматривал сооружение высоковольтных линий электропередач.
В декабре 1920 года по инициативе главы государства В.И. Ленина был принят составленный комиссией под руководством Г.М. Кржижановского план государственной электрификации России (план ГОЭЛРО).
Этот план наметил строительство в течение 10 – 15 лет тридцати крупных электростанций в Центральной части страны (двадцать тепловых и десять гидроэлектростанций), а также создание на этой базе крупной машиностроительной промышленности и электрификации железных дорог. План ГОЭЛРО – программа энергетического развития страны — был выполнен к 1931 году, а к 1935 году был значительно перевыполнен. К 1941 году по количеству произведенной электроэнергии Россия вышла на 2-е место в Европе и на 3-е место в мире.
Наряду со строительством электростанций создавались высоковольтные линии электропередач: в 1922 году линия 110кВ Каширская ГРЭС – Москва , в 1933 году линия 220кВ – Нижнесвирская ГЭС – Ленинград и др.
В тот же период началось объединение сетей электростанций городов Горького и Иваново, создавалась энергетическая система Урала и др.
В 1926 году в Москве была создана первая в истории энергетики диспетчерская служба, чуть позже такие службы появились в Ленинграде, Донбассе, на Урале.
Во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945) было разрушено 60 крупных электростанций в Европейской части Советского Союза, но в это же время быстрыми темпами развивалась энергетика Урала, Сибири и Средней Азии.
Уже к концу 1945 года, благодаря самоотверженному труду советских людей, мощность электростанций в стране достигла довоенного уровня.
Основой энергетики России являлись тепловые электростанции. Среди них такие как Рефтинская, Сургутская, Костромская, Троицкая, Пермская, Конаковская, Назаровская, Заринская, Киришская, Рязанская и др.
В настоящее время важную роль в электробалансе страны играют гидроэлектростанции: Братская, Красноярская, Зейская, Усть-Илимская, Саяно-Шушенская, Бурейская. Ведется строительство нескольких гидроаккумулирующих электростанций в Европейской части России.
После 1954 года – года пуска первой в мире атомной электростанции (5МВт) в г. Обнинске, в стране строится и реконструируются АЭС с блоками 440 – 1000 МВт.
К 1980 году сформировалась Единая энергетическая система страны. ЕЭС крупнейшее в мире централизованное управляемое энергетическое объединение.
ЕЭС представляет собой развивающийся комплекс электростанций и электросетей, объединённых общим технологическим режимом, с единым оперативным управлением, обеспечивающий надёжное, экономичное и качественное электроснабжение народного хозяйства и населения при наиболее эффективном использовании энергетических ресурсов.
Электрические сети к 1981 году охватывали огромную территорию площадью 10 млн. км 2 , протянувшуюся более чем на 6 тыс. км с запада на восток и на 3 тыс. км с севера на юг. Установленная мощность более 700 электростанций превысила 220 млн.кВт – около 90 % мощности всех электростанций страны
ЕЭС страны ЛЭП связана на параллельную работу с другими зарубежными странами и осуществляющей экспорт электроэнергии в Норвегию, Турцию, Финляндию.
Количество ОЭС, входящих в ЕЭС – 9.
Установленная мощность электростанций , млн. кВт – более 220.
Производство энергии, млрд. кВт∙ч – более 1152.
Протяжённость ЛЭП напряжением 220 кВ и выше, тыс. км – 144.
Идет процесс развития электростанций, использующих возобновляемые источники энергии.
За годы перестройки и реформ развитие энергетики в России приостановилось. Не вводятся в строй новые электростанции, АЭС, изнашиваются существующее оборудование, медленно совершенствуется техническая и научная базы. В ряде регионов страны было обычным отключение электрической энергии. Резко сократился выпуск новой техники, энергетических генераторов, турбин, электрических двигателей (~ в 10 – 20 раз).
Для возрождения страны необходимо срочно укреплять ее технический фундамент – энергетику. Совершенствовать технологию электроэнергетики, разрабатывать более экономичные способы использования угля, мазута, природного газа, ядерного топлива.
Должны развиваться газотурбинные установки, приспособленные для работы в условиях меняющейся нагрузки, аккумулирующие системы; нужно развивать « водородную энергетику», разрабатывать электросберегающие технологии и строить электростанции на возобновляющихся источниках энергии – ветряные, геотермальные, приливные и др. [12].
В современных энергетических установках используются новейшие достижения науки и техники: средства телеметрии и автоматики, компьютерная техника. Поэтому квалифицированный специалист в области электроснабжения должен обладать глубокими общенаучными знаниями и хорошей профессиональной подготовкой, которая может быть обеспечена кафедрой ЭиМ ТТИ ЮФУ.
Источник: studopedia.ru
3.4. РАННИЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Электростанции, под которыми понимают фабрики по производству электрической энергии, подлежащей распределению между различными производителями, появились не сразу. В 70-х и начале 80-х годов XIX в. место производства электроэнергии не было отделено от места потребления.
Электрические станции, обеспечивавшие электроэнергией ограниченное количество потребителей, назывались блок-станциями (не путать с современным понятием блок-станций, под которым некоторые авторы понимают фабрично-заводские теплоэлектроцентрали). Такие станции иногда называли «домовыми».
Развитие первых электростанций было сопряжено с преодолением трудностей не только научно-технического характера. Так, городские власти запрещали сооружение воздушных линий, не желая портить внешний вид города. Конкурирующие газовые компании всячески подчеркивали действительные и мнимые недостатки нового вида освещения.
На блок-станциях в качестве первичных двигателей применялись в основном поршневые паровые машины и в отдельных случаях двигатели внутреннего сгорания (в то время являвшиеся новинкой), широко использовались локомобили. От первичного двигателя к электрическому генератору делалась ременная передача.
Обычно один паровой двигатель приводил в действие один-три генератора; поэтому на крупных блок-станциях устанавливались несколько паровых машин или локомобилей. Для регулировки натяжения ремней электрические генераторы монтировались на салазках. На рис. 3.7 показан вид электростанции для освещения одного дома.
Впервые блок-станции были построены в Париже для освещения улицы Оперы. В России первой установкой такого рода явилась станция для освещения Литейного моста в Петербурге, созданная в 1879 г. при участии П.Н. Яблочкова.
Рис. 3.7. Блок-станция — электростанция с двумя генераторами (внизу справа) и локомобилем (слева) для освещения одного дома
Однако идея централизованного производства электроэнергии была настолько экономически оправданной и настолько соответствовала тенденции концентрации промышленного производства, что первые центральные электростанции возникли уже в середине 80-х годов XIX в. и быстро вытеснили блок-станции. В связи с тем что в начале 80-х годов массовыми потребителями электроэнергии могли стать только источники света, первые центральные электростанции проектировались, как правило, для питания осветительной нагрузки и вырабатывали постоянный ток.
В 1881 г. несколько предприимчивых американских финансистов под впечатлением успеха, которым сопровождалась демонстрация ламп накаливания, заключили соглашение с Т.А. Эдисоном и приступили к сооружению первой в мире центральной электростанции (на Пирльстрит в Нью-Йорке). В сентябре 1882 г. эта электростанция была сдана в эксплуатацию.
В машинном зале станции было установлено шесть генераторов Т.А. Эдисона, мощность каждого составляла около 90 кВт, а общая мощность электростанции превышала 500 кВт. Здание станции и ее оборудование были спроектированы весьма целесообразно, так что в дальнейшем при строительстве новых электростанций развивались многие из тех принципов, которые были предложены Т.А. Эдисоном.
Так, генераторы станций имели искусственное охлаждение и соединялись непосредственно с двигателем. Напряжение регулировалось автоматически. На станции осуществлялись механическая подача топлива в котельную и автоматическое удаление золы и шлака. Защита оборудования от токов короткого замыкания осуществлялась плавкими предохранителями, а магистральные линии были кабельными. Станция снабжала электроэнергией обширный по тому времени район площадью 2,5 км.
Вскоре в Нью-Йорке было построено еще несколько станций. В 1887 г. работали уже 57 центральных электростанций системы Т.А. Эдисона.
Исходное напряжение первых электростанций, от которого впоследствии были произведены другие, образующие известную шкалу напряжений, сложилось исторически. Дело в том, что в период исключительного распространения дугового электрического освещения эмпирически было установлено, что наиболее подходящим для горения дуги является напряжение 45 В. Чтобы уменьшить токи короткого замыкания, которые возникали в момент зажигания ламп (при соприкосновении углей), и для более устойчивого горения дуги включали последовательно с дуговой лампой балластный резистор.
Также эмпирически было найдено, что сопротивление балластного резистора должно быть таким, чтобы падение напряжения на нем при нормальной работе составляло примерно 20 В. Таким образом, общее напряжение в установках постоянного тока сначала составляло 65 В, и это напряжение применялось долгое время. Однако часто в одну цепь включали две другие лампы, для работы которых требовалось 2×45 = 90 В, а если к этому напряжению прибавить еще 20 В, приходящиеся на сопротивление балластного резистора, то получится напряжение 110 В. Это напряжение почти повсеместно было принято в качестве стандартного.
Уже при проектировании первых центральных электростанций столкнулись с трудностями, которые в достаточной степени не были преодолены в течение всего периода господства техники постоянного тока. Радиус электроснабжения определяется допустимыми потерями напряжения в электрической сети, которые для данной сети тем меньше, чем выше напряжение. Именно это обстоятельство заставило строить электростанции в центральных районах города, что существенно затрудняло не только обеспечение водой и топливом, но и удорожало стоимость земельных участков для строительства электростанций, так как земля в центре города была чрезвычайно дорога. Этим, в частности, и объясняется необычный вид нью-йоркских электростанций, на которых оборудование располагалось на многих этажах. Положение осложнялось еще тем, что на первых электростанциях приходилось размещать большое количество котлов, паропроизводительность которых не соответствовала новым требованиям, предъявленным электроэнергетикой.
Не менее удивился бы наш современник, увидев первые петербургские электростанции, которые обслуживали район Невского проспекта. В начале 80-х годов XIX в. они размещались на баржах, закрепленных у причалов на реках Мойке и Фонтанке (рис. 3.8). Строители исходили из соображений дешевого водоснабжения, кроме того, при таком решении не нужно было покупать земельные участки, близкие к потребителю.
В 1886 г. в Петербурге было учреждено акционерное «Общество электрического освещения 1886 г.»: (сокращенно называлось «Общество 1886 г.»), которое приобрело электростанции на реках Мойке и Фонтанке и построило еще две: у Казанского собора и на Инженерной площади. Мощность каждой из этих электростанций едва превышала 200 кВт.
Рис. 3.8. Электростанция на р. Фонтанке в Петербурге
В Москве первая центральная электростанция (Георгиевская) была построена в 1886 г. тоже в центре города, на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка. Ее энергия использовалась для освещения прилегающего района. Мощность электростанции составляла 400 кВт.
Ограниченные возможности расширения радиуса электроснабжения привели к тому, что удовлетворить спрос на электроэнергию со временем становилось все труднее. Так, в Петербурге и Москве к середине 90-х годов возможности присоединения новой нагрузки к существующим электростанциям были исчерпаны и встал вопрос об изменении схем сети или даже об изменении рода тока.
Рост потребностей в электроэнергии эффективно стимулировал повышение производительности и экономичности тепловой части электрических станций. Прежде всего следует отметить решительный поворот от поршневых паровых машин к паровым турбинам. Первая турбина на электростанциях России была установлена в 1891 г. в Петербурге (станция на р. Фонтанке).
За год до этого испытание турбины было проведено на станции, расположенной на р. Мойке. Выше уже отмечался наиболее существенный недостаток электроснабжения постоянным током — слишком малая площадь района, которая может обслуживаться центральной электростанцией. Удаленность нагрузки не превышала нескольких сотен метров.
Электростанции стремились расширить круг потребителей своего товара — электроэнергии. Этим объясняются настойчивые поиски путей увеличения площади электроснабжения при условии сохранения уже построенных станций постоянного тока. Было предложено несколько идей, как увеличить радиус распределения энергии.
Первая идея, не получившая заметного распространения, касалась понижения напряжения электрических ламп, подключавшихся в конце линии. Однако расчеты показали, что при протяженности сети более 1,5 км экономически выгоднее было построить новую электростанцию.
Другое решение, которое могло во многих случаях удовлетворить потребность, состояло в изменении схемы сети: переходе от двухпроводных сетей к многопроводным, т.е. фактически к повышению напряжения
Трехпроводная система распределения электроэнергии была предложена в 1882 г. Дж. Гопкинсоном и независимо от него Т. Эдисоном. При этой системе генераторы на электростанции соединялись последовательно и от общей точки шел нейтральный, или компенсационный провод. При этом обычные лампы сохранялись. Они включались, как правило, между рабочими и нейтральным проводами, а двигатели для сохранения симметрии нагрузки можно было включать на повышенное напряжение (220 В).
Практическими результатами введения трехпроводной системы явилось, во-первых, увеличение радиуса электроснабжения примерно до 1200 м, во-вторых, относительная экономия меди (при всех прочих одинаковых условиях расход меди при трехпроводной системе был практически вдвое меньше, чем при двухпроводной).
Для регулирования напряжения в ветвях трехпроводной сети применялись различные устройства: регулировочные дополнительные генераторы, делители напряжения, в частности получившие значительное распространение делители напряжения Михаила Осиповича Доливо-Добровольского, аккумуляторные батареи. Трехпроводная система широко применялась как в России, так и за рубежом. Она сохранилась вплоть до 20-х годов XX в., а в отдельных случаях применялась и позднее.
Максимальный вариант многопроводных систем пятипроводная сеть постоянного тока, в которой применялись четыре последовательно включенных генератора и напряжение, увеличивалось вчетверо. Радиус электроснабжения возрастал всего до 1500 м. Однако эта система не получила широкого применения.
Третий путь увеличения радиуса электроснабжения предполагал сооружение аккумуляторных подстанций. Аккумуляторные батареи были в то время обязательным дополнением каждой электростанции. Они покрывали пики нагрузок. Заряжаясь в дневные и поздние ночные часы, они служили резервом.
Сети с аккумуляторными подстанциями получили некоторое распространение. В Москве, например, в 1892 г. была построена аккумуляторная подстанция в Верхних торговых рядах (ныне ГУМ), находившаяся на расстоянии 1385 м от Георгиевской центральной станции. На этой подстанции были установлены аккумуляторы, питавшие около 2000 ламп накаливания.
В последние два десятилетия XIX в. было построено много электростанций постоянного тока, и они долгое время давали значительную долю общей выработки электроэнергии. Мощность таких электростанций редко превышала 500 кВт, агрегаты обычно имели мощность до 100 кВт.
Все возможности увеличения радиуса электроснабжения при постоянном токе довольно быстро были исчерпаны, особенно в крупных городах.
В 80-х годах XIX в. начинают сооружаться электростанции переменного тока, выгодность которых для увеличения радиуса электроснабжения была бесспорной. Если не считать блок-станций переменного тока, построенных в Англии в 1882–1883 гг., то, по-видимому, первой постоянно действовавшей электростанцией переменного тока можно считать электростанцию Гровнерской галереи (Лондон).
На этой станции, пущенной в эксплуатацию в 1884 г., были установлены два генератора переменного тока В. Сименса, которые через последовательно включенные трансформаторы Дж.Д. Голяра и Л. Гиббса работали на освещение галереи.
Недостатки последовательного включения трансформаторов и, в частности, трудности поддержания постоянства тока были выявлены довольно быстро, и в 1886 г. эта станция была реконструирована по проекту С.Ц. Ферранти. Генераторы В. Сименса были заменены машинами конструкции С.Ц. Ферранти мощностью 1000 кВт каждая с напряжением на зажимах 2,5 кВ.
Трансформаторы, изготовленные по проекту С.Ц. Ферранти, включались в цепь параллельно и служили для снижения напряжения в непосредственной близости от потребителей.
В 1889–1890 гг. С.Ц. Ферранти вновь вернулся к проблеме электроснабжения Лондона с целью обеспечения электроэнергией района лондонского Сити. В связи с высокой стоимостью земельного участка в центре города было решено построить электростанцию в одном из предместий Лондона, в Дептфорде, находящемся в 12 км от Сити.
Очевидно, на таком большом расстоянии от места потребления электроэнергии электростанция должна была вырабатывать переменный ток. При сооружении этой установки были применены мощные по тому времени генераторы высокого напряжения (10 кВ) мощностью по 1000 л.с. Общая мощность Дептфордской электростанции составляла около 3000 кВт. На четырех городских подстанциях, питавшихся по четырем магистральным кабельным линиям, напряжение понижалось до 2400 В, а затем уже у потребителей (в домах) — до 100 В.
Примером крупной гидростанции, питавшей осветительную нагрузку в однофазной цепи, может служить станция, построенная в 1889 г. на водопаде вблизи г. Портленда (США). На этой станции гидравлические двигатели приводили в действие восемь однофазных генераторов общей мощностью 720 кВт. Кроме того, на электростанции были установлены 11 генераторов, предназначенных специально для питания дуговых ламп (по 100 ламп на каждый генератор). Энергия этой станции передавалась на расстояние 14 миль в г. Портленд.
Характерная особенность первых электростанций переменного тока — изолированная работа отдельных машин. Синхронизация генераторов еще не производилась, и от каждой машины шла отдельная цепь к потребителям. Легко понять, насколько неэкономичными при таких условиях оказались электрические сети, на сооружение которых расходовались колоссальные количества меди и изоляторов.
В России крупнейшие станции переменного тока были сооружены в конце 80-х и начале 90-х годов XIX в. Первая центральная электростанция построена венгерской фирмой «Ганц и К?» в г. Одессе в 1887 г. Основным потребителем энергии была однофазная система электрического освещения нового театра. Эта электростанция представляла собой для своего времени прогрессивное сооружение.
Она имела четыре водотрубных котла общей производительностью 5 т пара в час, а также два синхронных генератора общей мощностью 160 кВт при напряжении на зажимах 2 кВ и частоте 50 Гц. От распределительного щита энергия поступала в линию длиной 2,5 км, ведущую к трансформаторной подстанции театра, где напряжение понижалось до 65 В (на которое были рассчитаны лампы накаливания). Оборудование электростанции было столь совершенным для своего времени, что, несмотря на то что топливом служил привозной английский уголь, стоимость электроэнергии была ниже, чем на более поздних петербургских и московских электростанциях. Расход топлива составлял 3,4 кг/(кВт?ч) [на петербургских электростанциях 3,9–5,4 кг/(кВт?ч)].
В том же году началась эксплуатация электростанции постоянного тока в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Протяженность воздушной сети в Царском Селе уже в 1887 г. была около 64 км, тогда как два года спустя суммарная кабельная сеть «Общества 1886 г.» в Москве и Петербурге, составляла только 115 км. В 1890 г. Царскосельская электростанция и сеть были реконструированы и переведены на однофазную систему переменного тока напряжением 2 кВ. По свидетельству современников, Царское Село было первым городом в Европе, который был освещен исключительно электричеством.
Крупнейшей в России электростанцией для снабжения однофазной системы переменного тока была станция на Васильевском острове в Петербурге, построенная в 1894 г. инженером Н.В. Смирновым. Мощность ее составляла 800 кВт и превосходила мощность любой существовавшей в то время станции постоянного тока.
В качестве первичных двигателей использовались четыре вертикальные паровые машины мощностью 250 л.с. каждая. Применение переменного напряжения 2000 В позволило упростить и удешевить электрическую сеть и увеличить радиус электроснабжения (более 2 км при потере до 3% напряжения в магистральных проводах вместо 17–20% в сетях постоянного тока).
Таким образом, опыт эксплуатации центральных станций и однофазных сетей показал преимущества переменного тока, но вместе с тем, как уже отмечалось, выявил ограниченность его применения. Однофазная система тормозила развитие электропривода, усложняла его. Так, например, при подключении силовой нагрузки к сети Дептфордской станции приходилось дополнительно помещать на валу каждого синхронного однофазного двигателя еще разгонный коллекторный двигатель переменного тока. Легко понять, что такое усложнение электропривода делало весьма сомнительной возможность его широкого применения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
12. АРИЗ Ранние алгоритмы (разбор примеров)
12. АРИЗ Ранние алгоритмы (разбор примеров) Кудрявцев А. В. АРИЗ — один из основных инструментов теории решения изобретательских задач. С 1961 г. он прошел большой путь развития, превратился из простого и короткого списка инструкций в развернутый, детализированный метод
5.7.2. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
5.7.2. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Развитие электроэнергетики в полевых частях сухопутных войск в значительной мере определялось основополагающим требованием мобильности. Первая русская передвижная электростанция была создана в 1913 г. для
Источник: tech.wikireading.ru
Где была построена первая электростанция в России?
Электроэнергия способствовала развитию прогресса, она служит ключевым фактором в функционировании любого направления народного хозяйства. Сегодня электричество используется повсеместно, оно стало естественным и привычным явлением для каждого человека, однако, так было не всегда. Когда же появилась первая электростанция в России, то есть «фабрика, производящая электрическую энергию»?
Начало развития электроэнергетики
Бытует ложное мнение о появлении электрической энергии в стране лишь после прихода большевиков, подписанным декретом Ленина «Об электрификации». Но первые электростанции в России были построены задолго до возникновения СССР. Еще в 1879 году, во времена правления императора Александра II (дедушки Николая II) в Северной Столице была построена электростанция.
Это была небольшая установка, ее предназначением было освещать Литейный мост, проект был реализован под руководством инженера П. Яблочкова. Спустя некоторое время, аналогичная электростанция строится в Москве, она обеспечивала освещение Лубянского пассажа. Спустя 5 лет такие станции располагались во многих крупных городах Российской империи, они функционировали на твердом топливе и были способны производить электроэнергию для освещения.
Гидроэлектростанции — развитие прогресса
Одновременно с тепловыми станциями стали проектировать установки, способные вырабатывать электроэнергию, используя для этого природные стихии. Где была построена первая электростанция в России, перерабатывающая энергию движения воды в электричество? Первая станция была построена также в Петербурге, она располагалась на реке Охта и имела малую по современным меркам мощность, всего 350 лошадиных сил. Более мощная гидроэлектростанция была построена в 1903 году на реке Подкумке около Ессентуков. Ее мощности было достаточно для освящения близлежащих городов: Пятигорска, Железноводска, Кисловодска.
Строительство электростанции в России — основное назначение
Начало XX века принесли в мир серьезные изменения, развитие промышленности, индустриализация, машиностроение требовали большое количество потребляемой электроэнергии. Строительство электростанций стало важной составляющей развития технического прогресса, в том числе в следующих отраслях:
- Машиностроение;
- Черная и цветная металлургия;
- IT-технологии;
- Транспортная инфраструктура.
В общем, без электричества и станций, которые его вырабатывают, наш мир не был бы таким, каким мы его привыкли видеть.
Строительство АЭС в РФ
На сегодняшний день самым дешевым и доступным видом электроэнергии остается атомная энергия. Использование цепной ядерной реакции позволяет вырабатывать колоссальные объемы тепловой энергии, которую перерабатывают в электричество. Достоверно известно, когда появилась первая электростанция на территории современной России, работающая на атомной энергии. В 1954 году советские ученые во главе с академиком Курчатовым реализовали проект по созданию «мирного атома», постройка Обнинской АЭС прошла в рекордно короткие сроки.
Мощность первого реактора была незначительной, всего 5МВт, для сравнения самая мощная из современных электростанций Касивадзаки-Карива производит 8122МВТ.
На территории России осуществляется полноценный цикл, от добычи и переработки урана, до постройки, последующей эксплуатации АЭС и утилизации отходов производства.
Дальнейшие перспективы развития отрасли
Потребность в электроэнергии с каждым годом растет, соответственно с увеличением потребления должно пропорционально возрастать объемы производства электричества. Для этих целей строятся новые и модернизируются уже существующие электростанции.
Кроме уже существующих станций начинают появляться новые экологически безопасные проекты, обеспечивающие население необходимой энергией.
Большой потенциал у солнечных и ветровых станций, а также использование энергии приливов и отливов. Каждый год в мире появляются новые изобретения, обеспечивающие новые источники электричества, что соответственно, способствует дальнейшему развитию прогресса.
Роль России в мировом развитии и строительстве электростанций
Страна стояла у истоков развития данной отрасли, часто на несколько лет опережая ближайших конкурентов в данном направлении, а именно США. Так первая зарубежная АЭС появилась лишь 1958 году, то есть спустя 4 года после успешной реализации проекта советскими учеными и инженерами. Сегодня Россия является одним из основных производителей электроэнергии в мире, а также успешно реализовывает проекты по строительству атомных ректоров во многих странах мира. Целесообразность постройки такой станции актуальна лишь в случае наличия большого промышленного потенциала, реализация проекта требует значительных затрат, окупаемость составляет порой несколько десятилетий, при учете бесперебойной эксплуатации. Тепловые станции требуют постоянные источники топлива, а гидроэлектростанции наличие крупной водной артерии.
Источник: madenergy.ru