Тадж-Махал — мавзолей-мечеть в Агре, является одним из шедевров мировой архитектуры, находится на севере индийского штата Уттар-Прадеш. Шах Джахан, правитель этих мест, приказал соорудить Тадж-Махал в честь своей супруги Мумтаз-Махал, отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка. В знак своей любви и в память о прекрасной супруге шах приказал возвести самый великолепный мавзолей на свете.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Тадж-Махал
Основные моменты
Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг – как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.
Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный.
Тадж Махал — история настоящей любви. Индия, город Агра.
Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.
Рассвет над Тадж-Махалом
История
Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.
Вид с реки Ямуны
Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней).
В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti — смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.
Архитектура
Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.
Цветы, высеченные в мраморе
Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса — мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.
Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся — эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.
Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.
Чар-Багх (четыре сада) — неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны), сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.
Ворота в Тадж-Махал Сад Чар-Багх Вид на Тадж-Махал через арку
К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.
По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу — мечеть, к востоку — здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно — попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть — на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.
Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», — это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания), чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны — важный храм для мусульман Агры.
Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии — четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.
Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.
Реквием в мраморе
Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал — уменьшительное имя Мумтаз-Махал («драгоценный камень дворца»), который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.
Легенда гласит, что борода Шах-Джахана — ему было 39 лет, всего на год старше жены, — побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, — срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, — писал он. — Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».
Мифы о Тадж-Махале
Тадж — индуистский храм
Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.
Черный Тадж-Махал
Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.
Расчленение мастеров
Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.
Оседающий Тадж-Махал
Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.
Вид на стену и минарет Музей
Музей Тадж-Махал
В комплекс Тадж-Махал входит маленький, но замечательный музей Таджа (вход 5 рупий; 10:00-17:00 суббота-четверг). Он расположен в западной части садов. В музее хранятся оригиналы могольских миниатюр, пара портретов шаха Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал из слоновой кости (XVII в.). Здесь же несколько хорошо сохранившихся золотых и серебряных монет того же периода, архитектурные чертежи Таджа и несколько изящных тарелок из селадона, которые, по слухам, разлетятся на куски или изменят цвет, если в еде на тарелке окажется яд.
Лучшие виды Тадж-Махала
На территории Таджа
За удовольствие придется выложить 750 рупий, но только внутри комплекса вокруг Тадж-Махала вы сможете в полной мере ощутить всю красоту и мощь самого красивого здания на земле. Обязательно обратите внимание на мозаику (пьетра дура) внутри ниш с арками (пиштаков) на четырех внешних стенах. Не забудьте взять с собой фонарик, чтобы получше рассмотреть похожие орнаменты внутри темного центрального зала мавзолея. Обратите внимание на белый мрамор и полудрагоценные камни, вкрапленные в него.
Туристы обожают делать такие фото Более оригинальный вариант Главное — «попасть»
Из Мехтаб Багха
Туристам больше не разрешается свободно гулять по набережной на противоположном берегу реки Ямуны, но все еще можно любоваться Тадж-Махалом сзади, из парка Мехтаба Багха (XVI век) по ту сторону реки. Тропа, ведущая вниз к реке, приведет вас к месту, откуда такими же видами можно наслаждаться бесплатно, хоть и в ограниченном ракурсе.
Вид с южного берега реки
Это отличное место для наблюдения за закатом. Идите по тропе, которая тянется вдоль восточной стены Тадж-Махала, вниз до маленького храма у реки. Там вы найдете лодки, на которых можно прокатиться по реке и насладиться еще более романтичными видами. Приготовьтесь заплатить примерно 100 рупий за лодку. В целях безопасности лучше не отправляться сюда в одиночку на закате.
Завораживающие ночные виды Тадж-Махала
С крыши кафе в Тадж Гандже
Отличный вариант для фотографирования на рассвете — крыши кафе в Тадж Гандже. Снимки получаются очень красивые. Нам кажется, что кафе на крыше отеля Saniya Palace — лучшее место. Расположение отличное, вокруг много зелени. Но в принципе таких хороших мест много, и все они предлагают в качестве бонуса вид на Тадж-Махал, которым можно любоваться за чашечкой утреннего кофе.
Из форта Агры
Имея при себе фотоаппарат с приличным объективом, можно сделать роскошные фотографии Тадж-Махала из форта Агры, особенно если вы готовы встать на заре и застать момент, когда солнце поднимется из-за его стен. Пожалуй, лучшие места для съемки — это Мусамман Бурдж и Кхас-Махал, восьмиугольная башня и дворец, куда посадили шаха Джахана и где он провел последние восемь лет своей жизни.
Информация для посетителей
Время работы Тадж-Махала
Мавзолей открыт ежедневно с 6 утра до 19.00, кроме пятницы (В этот день он открыт только для тех, кто приходит на пятничную службу в мечеть на территории Тадж-Махала).
Также Тадж-Махалом можно полюбоваться при лунном свете – за два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.
Очередь в Тадж-Махал Наиболее красочные фотографии получаются на рассвете и закате
Вход в Тадж-Махал стоит 750 INR (примерно 12$), детям до 15 лет – вход свободный.
Лучшее время для посещения Тадж-Махала
Тадж-Махал великолепен на рассвете. Это определенно лучшее время для посещения, и людей в эти часы меньше. Закат — другое волшебное время, когда можно насладиться чудесными видами. Можно рассматривать Тадж в течение пяти ночей в период полнолуния. Количество входов ограничено.
Билеты нужно покупать за день до посещения в Офисе археологической разведки Индии (12227263; www.asi.nic.in; 22 Молл; индийцы/иностранцы 510/750 INR). Подробности читайте на их сайте. Учтите, что среди водителей рикш этот офис известен как Taj Mahal Office.
Фото- и видеосъемка
Фото- и видеосъемка профессиональной аппаратурой запрещена (зеркальные фотоаппараты из-за большой популярности среди туристов, как правило, не считают за профессиональную аппаратуру, но могут быть проблемы, если у вас уж очень большой объектив). Разрешение на съемку обычной камерой обойдется в дополнительные 25 INR .
Залитый солнцем Тадж-Махал
Как добраться
Тадж-Махал расположен в индийском штате Уттар-Прадеш в городе Агра – это примерно 200 км. от Дели.
Из Дели до Агры ходят следующие поезда:
- Shatabdi Express — уходит со станции New Delhi Station в 6:00 утра, обратно в 20:40 (время в пути 2 часа).
- «Taj-Express» — отходит со станции Nizamuddin Station в 7:15, обратно в 18:50 (время в пути 3 часа).
- Помимо них, через Агру идут все поезда на Калькутту, Мумбай и Гвалиор.
Кроме того, до Агры можно доехать и на автобусе (экспресс от 3 часов), такси (2000 INR) или заказав групповой тур (от 1500 INR, включая входные билеты).
Источник: wikiway.com
Тадж-Махал в Индии — история создания и интересные факты
Азия
Шах-Джахан был пятым правителем мусульманской империи в Индии, происходившей из династии Великих Моголов. На третьем году правления его любимая жена, известная как Мумтаз Махал, умерла в результате осложнений после рождения их 14 ребенка. Глубоко опечаленный, почти сразу правитель начал планировать строительство мавзолея Тадж-Махал. Индия гордится этим объектом и считает его национальным достоянием.
Уникальность сооружения
История создания Тадж-Махала поистине удивительна. Падишах задумал масштабное строительство объекта, о котором ходили впоследствии легенды по всей стране и за ее пределами. Плодом усилий правителя было создание здания, названного в текстах эпоса Моголов «Светящейся Гробницей».
Интересно, что обычно мусульмане-сунниты выбирают простые захоронения под открытым небом. Однако мавзолеи, увенчанные куполами для правителей Великой Могольской династии, были возведены задолго до периода правления Шах-Джахана. Тем не менее, он остается непревзойденным объектом из-за масштабов строительства, удивительных по красоте садов, богатого орнамента и использования огромного количества белого мрамора.
Шах-Джахан распорядился о начале строительства Тадж-Махала в Агре, месте, где он взошел на престол в 1628 году. Впервые город был завоеван мусульманскими захватчиками в 11 веке, а во время правления Шах-Джахана он был превращен в процветающий торговый центр.
«Цветет» он в буквальном смысле, потому что благодаря расположению на берегах реки Ямуны (притока Ганга), есть возможность наслаждаться неограниченным доступом к воде. По этой причине Агра быстро получила прозвище «города-сада у реки».
Божественный рай на земле
Краткое описание храма не передаёт всей красоты объекта изнутри и снаружи. Чтобы оценить его неповторимость, этой информации недостаточно. Лучше посетить дворец в составе экскурсии или самостоятельно. Местонахождение дворца приходится на север Индии.
Впечатление о величественном великолепии и необычайной симметрии комплекса усиливают вход через площадь, на которой в 16 веке размещались многочисленные магазины, и проход через богато украшенные ворота из красного песчаника. Отсюда открывается Тадж-Махал. Он расположен в конце длинного водного канала, красуясь на специальном постаменте. Построенный в форме прямоугольника, комплекс простирается на 580 м по направлению с севера на юг и на 305 м с востока на запад.
Впечатляющий мавзолей из белого мрамора уравновешивают 2 одинаковых здания из красного песчаника с обеих сторон. Один из них (с восточной стороны) выполняет функцию мечети, а другой, построенный на западной, называется Джаваб (гостевой дом для паломников). Его точное предназначение неизвестно, есть мнение, что он обеспечивает архитектурный баланс.
Мраморная конструкция увенчана выпуклым куполом и окружена четырьмя высокими минаретами одинаковой высоты. Однако они в исламской архитектуре обычно указывают на мечеть, где муэдзин призывает верующих к молитве. Здесь же они не несут функциональной роли, а ограничиваются декоративной.
Внутренний план сооружения отражает концепцию Хашт-Бихишт (восемь уровней), ссылаясь на восемь уровней рая. Архитектурный дизайн строения состоит из восьми коридоров и смежных помещений, соединенных с главным склепом по крестообразному плану.
В середине основного помещения находится украшенный декоративными элементами кенотаф (символическая гробница) Мумтазы Махал, расположенный на декоративном подиуме. Кенотаф правителя (чуть больше) помещен рядом с его женой спустя три десятилетия после его смерти. Это единственный асимметрично расположенный элемент во всем мавзолее.
Оба закрыты восьмиугольником из искусно вырезанных белых мраморных досок. Это так называемое мраморное кружево внутри Тадж-Махала — настоящее чудо от индийских мастеров. Гробы с останками супругов находятся на нижнем уровне.
Великолепие белого мавзолея усилено декоративными элементами, в том числе стихами из Корана, вырезанными на стенах здания, и красивыми арабесками из полудрагоценных камней. Использованы:
- коралл;
- оникс;
- сердолик;
- аметист;
- лазурит.
Доминирующий декоративный мотив — цветочный. Некоторые архитектурные особенности объекта относятся к далеким традициям ислама, но многие из них подчеркивают элементы, характерные для культуры региона. Это особенно заметно при осмотре индуистского чхатриса (павильона, украшенного куполами) в форме зонтика.
Как и большинство зданий, возведенных в эпоху Великих Моголов, фасад мавзолея был построен с использованием красного камня. Этот материал также использовался для строительства инженерных сооружений (например, военных зданий или фортов), а белый мрамор применялся в интерьерах или могилах святых, в случае Тадж-Махала эта тенденция также видна.
Вся основная структура здания состоит из белого мрамора, а два соседних здания сделаны из красного песчаника. Такой выбор материалов и цветов (белого и красного) позволяет заприметить ссылки на правила, установленные в древних индуистских текстах — белый символизирует чистоту и высшую касту духовенства (брахманов), а красный — низшую касту воинов.
Монументальные сады
Они носят название Чар-Баг и размещены необычным образом. Обычно, в соответствии с персидскими традициями, сады разделяют на 4 основных сектора наподобие четырех райских садов, упомянутых в Коране. Они окружают основной корпус (например, павильон или мавзолей) вдоль пересекающихся центральных осей. Однако, глядя на здание со стороны главных ворот, кажется, что идея дизайнера отклоняется от этого стандарта. Основная часть комплекса находится не в центральной части сада, а в конце комплекса, закрытого линией реки.
Интересно, что если посмотреть на объект со стороны парка Мехтаб Багх, расположенного по другую сторону реки, кажется, что мавзолей находится в центральной части комплекса и имеет большую площадь. Такой зрительный эффект лишь доказывает гениальность архитектора, строившего Тадж-Махал.
Интересным фактом является сооружение инновационной для того времени системы водных каналов и фонтанов в садах. Соответствующий дизайнерский прием был введен в Индию в 16 веке прадедом Шах-Джахана Бабуром. С течением времени и появлением множества изменений в саду с момента его создания трудно четко сформулировать первоначальную идею по размещению отдельных композиций в комплексе.
Предполагается, что при создании архитектурной концепции сооружения правитель Индии стремился создать объект, который был бы вне времени. Ему хотелось, чтобы его великолепие стало предметом гордости потомков.
Поэтому он стремился задействовать лучшие материалы и собирать лучших мастеров. Самый красивый мрамор был добыт из далекого 300-километрового карьера в Макрарне (Раджастхан). Были назначены работники, руководившие основными процессами в строительстве:
- Мир Абд аль-Карим — главный архитектор;
- Абдул Хакк — главный каллиграф;
- Устад Ахмад Лахор — надзиратель.
Шах-Джахан позаботился о том, чтобы основы архитектуры эпохи Великих Моголов были включены в проект.
Символизм и его черты
Из древних записей известно, что когда Мумтаз Махал, армянка по национальности, умерла в 1631 году в возрасте 38 лет, правитель был настолько огорчен, что отказался присутствовать на придворных церемониях, а свадьбы двух сыновей были отложены. Он якобы совершал паломничество до конца строительства мавзолея.
Барханпур стал местом временного пребывания тела любимой жены. Эти и другие истории сделали дворец архитектурным «доказательством любви». Но есть и другие теории: одна из них говорит, что сооружение вовсе не планировалось использовать в качестве мавзолея. Утверждалось, якобы Шах-Джахан намеревался построить его при живой жене в знак любви к ней.
Но судя по метафорическому выбору стихов Корана и других надписей, доказывающих любовь правителя к власти, можно подумать, что дворец является символическим представлением божественного престола. Соответственно, он мог расцениваться, как обитель Бога в Судный день. Также некоторые историки нашли данные, якобы мавзолей был воздвигнут, чтобы напомнить людям образ божественного рая. В одной из теорий также говорится, что дворец, как «райская собственность», о которой простые граждане могли лишь мечтать, был доказательством тщеславия правителя и был построен для прославления династии Моголов и самого Шах-Джахана.
Если вступление падишаха на престол происходило по стандартному сценарию, то его свержение с престола было далеко не мирным. Правитель умер не на престоле, а в тюрьме. Он был помещен под арест в Форт Агры на 8 лет и мог наслаждаться видом дворца только на расстоянии. Тем не менее, ослепительный мраморный мавзолей, который он построил «для потомков», просуществовал более 350 лет и теперь считается одним из самых узнаваемых мест в мире.
Отдыхая рядом со своей любимой женой в знаменитом мавзолее, человек, которого когда-то называли Падарой — Королем или Владыкой Мира — пользуется вечной славой. Он известен, как человек, под началом которого происходило строительство одного из самых экстравагантных и запоминающихся памятников в мире.
Потенциальные проблемы
Сегодня Тадж-Махал является одной из крупнейших туристических достопримечательностей в мире, число посетителей которого превышает 1 млн человек в год. Хоть этот неповторимый шедевр архитектуры был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году и в настоящее время находится под защитой Министерства культуры Индии, количество гостей является лишь одним из многих факторов, которые угрожают сохранению этого уникального места в хорошем состоянии.
Одной из самых больших опасностей для сооружения является загрязнение воздуха, из-за которого белый мрамор становится желтым. Некоторые эксперты даже считают, что из-за проблем с экологией в местности выпадают кислотные дожди, которые разрушают этот великолепный белый камень. Загрязнение воздуха вызвано многими факторами, включая промышленность, выбросы выхлопных газов и сжигание бытовых отходов. Правительство Индии установило вокруг памятника трапециевидную область площадью 10 400 км², называемую Тадж-Трапеция. Она объединяет:
- защитную зону вокруг той области Агры, где расположен дворец;
- Форт Агры;
- историческое поселение моголов — Фатехпур-Сикри.
Нефтеперерабатывающие заводы и промышленные фабрики (в основном, добывающие), сжигающие уголь в качестве топлива в этой области, обязаны регулировать выбросы или переходить на природный газ.
Также введен запрет на автомобильное движение возле дворца, установлены приборы для определения качества воздуха, а Министерство культуры предложило ввести ограничения для посетителей. Плата за входные билеты тоже увеличена, чтобы ограничить негативное влияние туристического трафика на состояние памятника.
Другая потенциальная угроза памятнику старины — высыхание реки Ямуны, которая течет в глубине исторического комплекса. Одним из «побочных эффектов» этой меры могут быть изменения в структуре почвы из-за понижения уровня грунтовых вод. Это может повлиять на структуру стен мавзолея.
Необходимые меры по защите
Группы активистов и ученых предупреждают, что заметили трещины на мраморном постаменте. Они также наблюдали разрушение конструкции и наклон минаретов, хотя представители ЮНЕСКО утверждают, что исторический объект находится в хорошем состоянии, и фундамент, как и другие структурные компоненты дворца остаются под постоянным наблюдением.
Белоснежное сооружение не без основания является одним из самых посещаемых мест. Его называют «восьмым чудом света». Содержание объекта обошлось стране за 3 последних года в сумму более $1 млн, но доход от туристов превышает эти расходы.
Если взглянуть на карту Индии, то станет ясно, что от Гоа до Агры имеется значительное расстояние. Поэтому тем, кто планирует летать из этого города, важно знать об отсутствии прямых рейсов между указанными городами. Чтобы прибыть к месту назначения, придется сделать пересадку в Дели. Индийская одежда (шальвар камиз) для посещения этого объекта — идеальное решение.
По мере развития глобального туризма и усиления экономического давления органы власти, контролирующие исторические территории, должны принять все меры для введения правовых норм и принятия мер контроля, которые позволят сохранить этот необычный памятник в надлежащем состоянии.
Источник: avenue-tourizm.ru