Кто придумал ВАЗ
1 июля 1965 года было принято окончательное решение о строительстве в Ставрополе-на-Волге автомобильного завода, который уже через пять лет должен был выпускать по 2 тысячи машин в день. Сделку заключили заместитель председателя Совета Министров СССР Константин Руднев и президент компании «ФИАТ» Витторио Валетта. Однако подлинным инициатором этого решения стал некий Пьеро Саворетти, итальянец из Турина.
В конце 60-х римский еженедельник «Экспрессо» отмечал, что в 1955 году Саворетти был «единственным квалифицированным экономическим информатором, консультациями которого могли воспользоваться итальянские промышленники». С этого момента и началась одиссея, которую условно можно назвать «проникновение «ФИАТа» на рынок СССР». Сам Пьеро Саворетти признал в интервью «Экспрессо», что на то, чтобы довести контракт автомобильной итальянской компании с Советским Союзом до логического конца, он потратил почти 11 лет.
Как делают автомобили LADA
Политбюро или ЭВМ
С самого начала в стране между регионами разгорелось довольно бурное соперничество за право строительства завода на своей территории. Первый секретарь Куйбышевского обкома партии А. Токарев, судя по воспоминаниям главного инженера куйбышевского института Промстройпроект, прямо так и сказал: «Будем бороться за этот завод, он сулит дать толчок для развития буквально всем отраслям Куйбышевской области». Даже была сформирована рабочая группа из крупных партийных и хозяйственных руководителей области для лоббирования выгодного для Куйбышева решения вопроса в Москве.
Между тем претендентов приютить у себя на территории автогигант было более чем достаточно. Для окончательного выбора места строительства было создано несколько правительственных комиссий, работу которых курировал заместитель председателя Совета Министров Владимир Новиков. На первом этапе рассматривалось 112 площадок. После первого — грубого — отбора осталось 39.
В конце концов после тщательного отсева определилось шесть основных претендентов: Горьковская площадка, Вологодско-Ярославская (ее поддерживал председатель Совета Министров А. Косыгин), Саратовская (Саратов-Балаково), Украинская (г. Бровары), Белорусская (Минск — Гомель) и Тольяттинская.
На последнем этапе к процедуре выбора была подключена ЭВМ, которая провела анализ по специальной математической программе, разработанной в Центральном экономико-математическом институте АН СССР. Таким образом, бытующая легенда о компьютерном выборе места под будущий ВАЗ не лишена оснований. Однако справедливости ради следует сказать, что последнее слово все-таки было за политбюро ЦК КПСС. Как известно, 19 июля 1966 года партийные лидеры страны на заседании политбюро высказались за Тольятти.
Днем рождения завода стало 20 июля 1966 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР за подписями Л. Брежнева и А. Косыгина и за №558 «О строительстве завода по производству легковых автомобилей». В первом же пункте постановления отмечалось, что будущий завод будет выпускать 600 тысяч автомобилей в год. (Как мы заметим позже, в объемах предполагаемого выпуска автомобилей будут наблюдаться разночтения.)
Автомобильный начинается. История начала строительства АВТОВАЗа и Тольятти, 1968.
Любопытен третий пункт документа. Сразу 11 (!) министерствам вменялось в обязанность обеспечить организацию производства комплектующих, материалов и полуфабрикатов, необходимых для выпуска автомобилей и соответствующих техническим требованиям Министерства автомобильной промышленности (МАП).
Действительно, подобный подход свидетельствовал о серьезной встряске промышленности всей страны. Что до требований МАПа, то они выдвигались в полном соответствии с проектом «ФИАТа», кстати, состоящего из 300 объемистых томов. Причем санкция на удовлетворение этих требований была получена с самого верха. А случилось это следующим образом.
Как-то первому директору ВАЗа Виктору Полякову устроили «смотрины» у Леонида Брежнева. Леонид Ильич, вспоминает Поляков, первым делом спросил, как намерены делать завод. Полякову ничего не оставалось делать, как признать, что есть намерение выдержать все требования западной технологии.
Однако, предупредил Виктор Николаевич, для этого потребуется отступление от многих нормативов и установлений, как организационных (оплата труда, налогообложение), так и строительных, технических и так далее. В общем, существенные нужны были отступления. Брежнев принял неординарное решение и санкционировал «вольность».
Кстати, судя по воспоминаниям Полякова, сначала при строительстве завода была предпринята попытка все-таки учитывать советские ГОСТы и СниПы, но очень скоро для ВАЗа и для предприятий-поставщиков основополагающими стали так называемые нормативы ТУ «ВАЗ-ФИАТ». Годы спустя они распространились и на другие отрасли.
Все для стройки
Как это ни странно звучит, но строительство завода было поручено Министерству энергетики и электрификации. И все первые совещания по вопросам будущего строительства решались именно в этом министерстве. Одним из участников заседаний в Москве был начальник управления Куйбышевгидростроя Николай Семизоров.
Как вспоминает Николай Федорович, размах будущего строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью свыше двух миллиардов рублей.
Чтобы понять масштабы этих цифр, следует привести некоторые примеры для сравнения. Так, прославленный Куйбышевгидрострой (КГС) имел мощности, которые в год позволяли проводить объем работ на сумму 75 миллионов рублей. За 16 предшествующих лет — с 1950 по 1966 годы — КГС выполнил строительно-монтажные работы на 1 миллиард 349 миллионов рублей. А теперь ему предлагалось за 4 года объем в полтора раза больший.
Выход из ситуации был найден по-советски прямой: если нет подходящих мощностей, их надо создать, ведь, как было сказано, государство денег на строительство ВАЗа не пожалеет. И оно не жалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из обыкновенной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.
Дополнительно КГС создал 8 трестов с годовой программой по 25-40 миллионов рублей, а также трест Автозаводстрой с программой 90 миллионов рублей. Параллельно шло строительство базы. Производительность бетонных и железобетонных заводов довели до 450 тысяч кубометров в год. Построили завод панельного домостроения мощностью 240 тысяч квадратных метров жилой площади в год (сегодня жилья в год в Тольятти строится в два раза меньше). Этого было мало, и до 350 тысяч кубометров бетона поставлялись в Тольятти из других городов и регионов.
Спустя годы Николай Семизоров признался, что строительство ВАЗа велось беспрецедентным для отечественной практики образом: решено было проектировать и строить параллельно. Причина подобного ноу-хау была очевидной: всем хотелось сэкономить на сроках строительства. С проблемой сроков столкнулись уже в самом начале.
Несмотря на то, что технический проект завода был утвержден в рекордный срок — в июле 1967 года, но до его утверждения проектировщики не могли выдать проекты на фундаменты под оборудование, тоннели, каналы. По сути, нововведение — параллельное строительство — было вынужденным. Так, коробки цехов монтировались без фундаментов, а фундаменты строились уже в закрытых цехах.
Подобные «параллельные» схемы использовались повсеместно. Проектировщики еще не успели спроектировать металлоконструкции и сборный железобетон, но строители уже получали спецификации, которые позволяли им заказывать металл для будущих конструкций. К слову сказать, Семизоров говорит об объемах потребления металла — свыше 200 тысяч тонн в год.
По словам начальника Куйбышевгидростроя, объем строительно-монтажных работ достигал 300 миллионов рублей в год. Это было в четыре раза больше тех объемов, которые выполнял КГС до начала строительства ВАЗа. Под стать размаху строительства была и экономия. Семизоров приводит в своих воспоминаниях один характерный случай.
Особый экономический эффект дало широкое применение на строительстве стального оцинкованного профилированного настила с утеплением из пенополистирола. Вес покрытия снизился в 7 раз, на 20% снизились трудозатраты на его установку. В итоге общий экономический эффект составил около 1,7 миллиона рублей.
Во сколько обошелся ВАЗ?
После всех подобных примеров сразу возникает вопрос, который вынесен в название этой главки. Попытаемся на него ответить.
Итак, начальник управления КГС Николай Семизоров назвал сумму в 2 миллиарда, но при этом оговорился, что это все пойдет на строительство не только завода, но и ТЭЦ, жилого района и прочих вспомогательных зданий. Заметим, это только те суммы, которые предполагалось пустить на так называемые строительные расходы.
С 1968 года, как пишется в хрониках, начал действовать мост Европа-Тольятти. Иными словами, на ВАЗ пошло оборудование. Причем большая часть груза должна была идти по воде.
В итальянской Генуе организовали специальный терминал, на котором концентрировались грузы для ВАЗа, а оттуда теплоходами по Средиземному, Черному, Азовскому морям, по Дону, через Волго-Донской канал, по Волге доставлялись до Тольятти. К слову сказать, специально под эти поставки даже были созданы суда серии «Волго-Дон». За два с небольшим года управление оборудования ВАЗа приняло 350 тысяч грузо-мест (от небольших ящиков до громоздких контейнеров в дом величиной). Стоимость всего оборудования превысила все те же 2 миллиарда рублей.
Интересные цифры приводятся в выступлении секретаря парткома ВАЗа И. Федюнина, с которым он выступил 18 февраля 1970 года на областном партийном активе. Партийный лидер сказал, что за три года было освоено 770 миллионов капитальных вложений, в том числе на промышленной площадке 611 млн.
Введено в действие 70 км автомобильных, 20 км железных дорог, более 40 км сетей водопровода и канализации. Получено 6345 единиц технологического оборудования и находится в монтаже 3381 единица (сравните с цифрами в предыдущем абзаце). Кроме того, в Автозаводском районе уже было введено в строй 213 тыс. кв. м жилой площади. Таковы были промежуточные цифры.
Спустя три года в докладе коллектива ВАЗа ЦК КПСС и Совету Министров о досрочном вводе в строй третьей очереди автозавода прозвучали следующие цифры. Прежде всего сообщалось, что мощность завода теперь составляет 660 тысяч авто в год. Как бы превышение задания партии, сформулированного в известном постановлении от 20 июля 1966 года. Тогда подобные инициативы не только приветствовались, но и поощрялись.
Не могли вазовцы упустить случая, чтобы не похвалиться размерами своего завода. Действительно, цифры выглядят внушительно: общая площадь производственных корпусов — 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц, введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн.
Если бы все это перевести на деньги — но самого главного вазовцы не сказали. Вопрос, во сколько государству обошлось строительство ВАЗа, перед ними не стоял. Тем не менее можно сделать вывод, исходя из приведенной выше информации: судя по всему, на строительство ВАЗа и наполнение его оборудованием государство потратило не один, а как минимум 4 миллиарда рублей.
Источник: www.autofaq.ru
История АвтоВАЗ с подробным описанием моделей (много текста)
20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).
С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.
1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124»,
но собранных целиком из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.
24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год.
22 декабря 2006 года «АВТОВАЗ» подписал рамочный контракт с канадской компанией Magna International о сотрудничестве в области разработки новой платформы автомобилей Lada и организации в Тольятти нового автосборочного завода. Планировалось, что совокупная стоимость проекта составит $1,6-1,7 млрд; итоговая мощность завода составит 440 тыс. автомобилей в год. Эти планы на 2009 год осуществлены не были.
В 2007 году «АВТОВАЗ» собирался модернизировать свои производственные мощности. Для этого компания собирается привлечь около $900 млн инвестиции за счет сотрудничества с автомобилестроительной корпорацией Renault. Этого должно было хватить для выпуска автомобилей на платформе класса «С». По словам председателя совета директоров компании «АВТОВАЗ» Чемезова, «завершена большая работа, которая проводилась в течение двух лет». «АВТОВАЗ», получивший стратегического партнера в лице Renault, планировал полностью обновить модельный ряд на предприятии к 2013 году, сообщил журналистам в Тольятти вице-президент по техническому развитию ООО «Группа АВТОВАЗ» Максим Нагайцев. По его словам, планы, озвученные ФГУП «Рособоронэкспорт» при получении контроля над «АВТОВАЗом» сохраняются — на заводе планируется выпускать различные модели автомобилей на трёх новых платформах. При этом полностью заменить автомобили, выпускаемые на предприятии, планируется к
В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на «АВТОВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе «Калины»).
19.04.1970г. Волжским автомобильным заводом была выпущена первая модель, ставшая родоначальницей автомобилей семейства «Жигули» — ВАЗ 2101. Этот 5-ти местный, заднеприводный, 4-х дверный «седан» с карбюраторным двигателем объемом 1,2л, был создан на базе итальянского автомобиля «Фиат 124», ставшего в 1965г. «автомобилем года».
В целом конструкция «Фиат 124» претерпела более 800 доработок, которые по своей сути служили приспособлению ВАЗ 2101 к советским дорогам. Так, ВАЗ 2101 отличался увеличенным дорожным просветом, усиленными кузовом и подвеской, отверстием для рукоятки завода двигателя, а также барабанными тормозами, обеспечивающими их более долгосрочную работу.
Задняя подвеска теперь стала новой — пятиштанговой. Была усовершенствована конструкция синхронизаторов в КПП, больший наружный диаметр получили накладки сцепления (на18мм). Клиренс впереди также увеличился (на 11мм). Полностью был модернизирован ведущий мост.
Конструкция двигателя «Фиат 124» также была изменена. Двигатель ВАЗ 2101 отличался перенесенным распредвалом (теперь он стал верхним), увеличенным расстоянием между цилиндрами (благодаря этому изменению впоследствии увеличивался объем двигателя), а также измененным на 3мм (в сторону увеличения) диаметром цилиндра, что сделало двигатель короткоходным.
Также была произведена некоторая модернизация дизайна автомобиля: добавлено снаружи зеркало заднего вида, установлены буксирные проушины, «клыки» на бамперах, широкие двери и большой багажник. В салоне для дверных ручек были сделаны специальные выемки. Кроме того, передние сиденья теперь раскладывались.
После всех доработок, вес ВАЗ 2101 составил 945кг, что на 90кг превышало массу «Фиат 124».
Также на базе ВАЗ 2101 были созданы все последующие модели семейства «классика».
ВАЗ 2101 имел несколько модификаций. В частности, модель ВАЗ 21011 была оснащена двигателем объемом 1,3л, при этом был во многом изменен ее дизайн и был установлен собственный двигатель. Модель ВАЗ 21013 была аналогом ВАЗ 21011, но оснащалась двигателем от ВАЗ 2101. Модель ВАЗ 21016, в отличие от ВАЗ 21013, была оснащена двигателем ВАЗ 21011, но в оформлении была подобна ВАЗ 2101.
Автомобили ВАЗ 21018 и ВАЗ 21019 оснащались уже роторными двигателями. Выпускались и экспортные модели с правосторонним расположением руля – ВАЗ 21012 (на основе ВАЗ 2101) и ВАЗ 21014 (на основе ВАЗ 21011).
По заказу милиции была создана отдельная модель – ВАЗ 2101-94, сделанная на базе ВАЗ 2101 с более мощным двигателем от ВАЗ 2103.
За историю производства ВАЗ 2101, их было выпущено больше 2,7 млн. шт.
ВАЗ 2102 является лицензионной версией Fiat 124 Familiare, с многочисленными отличиями, аналогичными базовой модели ВАЗ-2101. Первый автомобиль ВАЗ-2102 сошел с конвейера Волжского автомобильного завода в 1971 году. Затем после начала выпуска преемницы — «Четвёрки» ВАЗ-2104 в 1984 году обе машины ещё год выпускались одновременно вплоть до снятия «Двойки» с производства летом 1985 года.
Новая модель была во многом унифицирована с базовым седаном ВАЗ-2101. Приборная панель и рабочее место водителя идентичны таковым у ВАЗ-2101. Кромка двери багажника доведена до бампера и находится вровень с уровнем пола, что упрощает операции по погрузке и разгрузке. Сплошное заднее сиденье раскладываемое, что позволяет получить горизонтальную грузовую площадку.
Номерной знак находится на задней двери, задние фонари расположены вертикально. Технический уровень универсалов в то время отличала слабая герметизация салона от пыли со стороны задней двери и паров бензина через горловину бензобака. Для большего по массе грузопассажирского ВАЗ-2102 пружины подвески и амортизаторы были дополнительно усилены, что позволило сохранить грузоподъемность в 250 кг с двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами) притом, что собственная масса автомобиля в сравнении с седаном ВАЗ-2101 возросла на 55 кг.
Автомобиль оснащался бензиновым двигателем мощностью 64 л. с., работающим на бензине АИ-93. Вследствие увеличившейся нагрузки на двигатель и сцепление передаточное число главной пары увеличили с 3,9 до 4,4, применив так называемую грузовую шестерню.
В 1978 году был начат выпуск модификации ВАЗ-21021 с четырехцилиндровым 69-сильным двигателем ВАЗ-21011. Она предназначалась преимущественно для экспорта, так же как и ВАЗ-21023 с карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 мощностью 71 л.с. В экспортном исполнении автомобиль ВАЗ-2102 оборудовали стеклоочистителем и смывателем стекла задней грузовой двери, сиденьями от ВАЗ-2106 с подголовниками.
В дальнейшем завод провел следующую модернизацию автомобилей:
до 1977 года на генераторах отрицательные диоды были запрессованы в крышку;
в 1983-м проведены изменения электрической части;
карбюраторы 2101 модернизировали в 1974-м и выпускали до 1976 года, третьей серии (2101-1107010-03) -с 1976 no 1978 год. С 1980 года на машины монтировали новые карбюраторы 2105-1107010-20 (типа «ОЗОН»).
В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01, 2-литровый бачок омывателя стекла и ножное включение смывателя на всех моделях, как на ВАЗ-21011.
В период с 1982 по 1984 год вместе с рычагом привода клапанов распределительные валы азотировали для обеспечения повышенной коррозионной стойкости, износостойкости и сопротивления знакопеременным нагрузкам. Проблему быстрого износа респредвалов решили только с переходом к технологии с отбеливанием кулачков, что и закрыло тему жуткого дефицита этой детали в конце 1970-х — первой половине 1980 годов. Отличие таких распредвалов — шестигранный поясок между третьим и четвертым кулачками.
С 1983 года у части выпускаемых автомобилей ВАЗ-21023 электрооборудование передней части автомобиля выполняли по схеме седана ВАЗ-21013. С учетом западной тенденции с 1986 года устанавливали топливные баки без сливных пробок.
Fiat 124 ставший прототипом моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103, был впервые представлен публике в 1964 году. При подписании договора о проекте Волжского автомобильного завода было оговорено, что «Фиат» предоставит наряду с техническим проектом завода полную документацию на два автомобиля («норма» и «люкс»). «Фиат» предложил готовые решения: в качестве авт. № 1 («норма») — FIAT 124, а авт. № 2 («люкс») — FIAT 125.Но потом в качестве прототипа для обоих машин был взят FIAT 124- так как по требованию СССР нужна была унификация между обоими автомобилями около 80 процентов. Автомобили были показаны советской стороне и получили одобрение — по обоим проектам сразу же начались работы.
В 1972 году ВАЗ запустил в производство более мощную по сравнению с ВАЗ-2101 версию «Жигулей» — ВАЗ-2103.(Но полноценное производствово «троек» началось в в начале 1973года- первые 1500 машин выпущеных в ноябре-декабре 1972 кода комплектовались салоном от ВАЗ-2101 из-за проблем с началом производствава «троечных» деталей оформления салона и носили индекс ВАЗ-2103В(В- временный)) Базовый 72-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 15 с.
Кроме того, эту модель отличало наличие вакуумного усилителя тормозов и автоматической регулировки зазора между задними тормозными колодками и барабаном, «спортивная» панель приборов с тахометром.
Отличия в отделке салона 2103 от ВАЗ-2101 были значительными: пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляло 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и тахометр, изменена.
Как и все классические седаны, Жигулям модели ВАЗ-2103 присущи те же недостатки, как то: неудобства погрузки багажа из-за высокой задней панели, маленький «бардачок» без подсветки, слабый свет в салоне и т.д. С точки зрения современной эргономики отличия от «копейки» представляются смехотворными. До 1980 года насос омывателя стекла был ножного типа.
Дерматиновые сиденья с низкими спинками даже подголовниками не оснащали, а салон фактически ни разу не модернизировали, и к концу производства (1984 год) он значительно устарел, точнее стал «немодным». Хотя надо признать, качество сборки в те времена было повыше: например, величина зазоров кузовных панелей и подгонка дверей нареканий не вызывали.
Сохранив величину дорожного просвета — 170 мм под картером задней оси, автомобиль за счет более низкой, нежели у «Москвича», «осадки» кузова на неровной грунтовой дороге цепляет коллектором выхлопной трубы все бугры и «гребенки». При этом поведение на дороге типично для «классики»: машина ведет себя не совсем корректно — «мягкая» подвеска и, как следствие, смазанная обратная реакция «руля» затрудняют управление на полной скорости на скользкой дороге.
Изменение электрики в связи с меняющейся технологией пришлось на 1977 год, когда начали устанавливать новые клеммы и соединения электропроводки. Несколько модернизаций претерпел карбюратор. Первую — в 1974 году, когда его конструкцию лишь слегка пересмотрели, а в 1976-м добавили винт качества. В 1980 году стали устанавливать карбюратор типа «Озон» модели 2107.
Позже выпускалось несколько модификаций этой модели с разными двигателями. Выпуск ВАЗ 2103 прекращен в 1984 году.
За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели. Долгое время ВАЗ-2103 заслуженно считалась комфортабельной, надёжной и динамичной машиной.
ВАЗ-2104 — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа универсал. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускается с 1984 года
Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 был начат на Волжском автомобильном заводе в 1984 году. Новую модель выпускали параллельно с аналогичным по классу автомобилем ВАЗ-2102 до 1985 года. При создании этой модели конструкторы руководствовались важной особенностью того времени создание новой модели с минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом.
Поэтому за основу была взята модель ВАЗ-2105. После удлинения крыши появились выштамповки для усиления жесткости. Такая конструкция кузова позволяла разместить на крыше длинный багажник, перегружать который не рекомендовалось, так как расчетная жесткость кузова универсала значительно ниже, чем у седана.
На новой модели появилась задняя дверь, открывающаяся вверх, кроме того было применено абсолютно новое решение, обогрев заднего стекла и стеклоочиститель, которые позже вошли в стандартную комплектацию, так как до 1994 года оснащались только экспортные варианты и модификация ВАЗ-21043. Салон для новой модели был позаимствован у базовой модели за исключением заднего сидения.
Складное заднее сидение позволяет увеличить объем багажного отсека с 375 до 1340 л, и тогда можно перевозить крупногабаритные грузы. Полная нагрузка автомобиля увеличилась до 455 кг. В базовой комплектации отделка салона довольно проста.
Спартанский вариант предполагает стандартную панель с минимально необходимым набором приборов, обивку салона и сидений со стандартными съёмными подголовниками из искусственной кожи и резиновые коврики пола. Желание большего комфорта предложено удовлетворить улучшенной обивкой сидений из ворсованного трикотажа, цельноформованными накладками дверей, ворсованными ковриками пола, панелью приборов с дополнительной центральной консолью, которая располагает расширенным набором функциональных клавишей и контрольной аппаратуры, оригинальное рулевое колесо. Позже на рынке появился универсал модификации ВАЗ-21047, оснащенный пятиступенчатой коробкой передач, электрооборудованием и салоном с анатомическими передними сидениями от ВАЗ-2107. С 1999 по 2006 годы выпускалась модификация ВАЗ 21045 с дизельным двигателем производства «Барнаултрансмаш», объемом 1,52 литра
Модификации
ВАЗ-2104 — двигатель ВАЗ-2105, 1,3 литра, карбюратор, с 4-х ступенчатой коробкой передач (КПП), базовая модель
ВАЗ-21041 — двигатель ВАЗ-2101, 1,2 литра, карбюратор с 4-ст. КПП. Серийно не выпускалась.
ВАЗ-21042 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, правый руль
ВАЗ-21043 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор с 4-х или 5-ст. КПП, в вариантах с электрооборудованием и салоном от ВАЗ-2107
ВАЗ-21044 — двигатель ВАЗ-2107, 1,7 литра, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель
ВАЗ-21045 — двигатель ВАЗ-2107, 1,8 литра, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель. Серийно не выпускалась.
ВАЗ-21045Д — двигатель ВАЗ-341, 1,5 литра, дизель, 5-ст. КПП
ВАЗ-21047 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор, 5-ст. КПП, улучшенный вариант с салоном от ВАЗ-2107. Экспортные модификации оснащались решёткой радиатора от ВАЗ-2107.
ВАЗ-21048 — двигатель ВАЗ-343, 1,8 литра, дизель, 5-ст. КПП
ВАЗ-21041 — двигатель ВАЗ-21067 1,7 литра инжектор, 5-ст кпп, салон и электрооборудование ваз 2107
ВАЗ-2105 — это базовая модель глубоко модернизированного семейства, в которую входят универсал 2104 и «люксовый» седан 2107.
Модель ВАЗ-2105 по своему дизайну почти соответствовала европейской моде начала 1980-х. Это позволило продавать модель в ряде европейских стран еще многие годы. Хотя в Европе такие заднеприводные четырехдверные пятиместные седаны уже в 70-х годах стали сдавать позиции переднеприводным моделям. С момента своего появления (а сейчас тем более) этот классический седан для многих автовладельцев так и не стал престижным и соответственно не стал самой массовой продукцией АвтоВАЗа. Это не помешало ему до появления переднеприводных ВАЗов считаться самой прогрессивной конструкцией.
Автомобили семейства отличаются угловатыми очертаниями крыльев, прямоугольными фарами, более функциональными бамперами. В салоне модернизированная панель приборов, в которой появился вольтметр. Система вентиляции отличается от предшествующих наличием прямоугольных дефлекторов. Заднее стекло с электрообогревом — стандартная комплектация.
Блок предохранителей и реле вынесен в моторный отсек. Комплектуется 4-х и 5-ти ступенчатыми коробками передач. Кроме того, водительское сиденье машин этого семейства сдвинуто назад на 20 мм, что позволяет более удобно размещаться за рулем рослым водителям.
Базовая машина оснащена двигателем 1300 кубических сантиметров с ременным приводом газораспределительного механизма. Модификация 21051 оснащена двигателем 1,2 литра, а 21053 — двигателем 1,5 литра.
Салон претерпел значительные изменения: новая панель приборов, новые сиденья и обшивка дверей. Салон не очень большой — под стать всем «Жигулям», но новые материалы, подголовники передних кресел и приемлемое рабочее место водителя (водительское сиденье сдвинуто назад, что позволяет более удобно размещаться за рулем рослым водителям) производят лучшее впечатление, чем у предшественника — ВАЗ-2101. Однако, как и прежде, втроем на заднем сиденье все же тесновато. В некоторых втомобилях последних выпусков изменена электропроводка в связи с комплектацией панелью приборов от модели ВАЗ-2107.
С начала производства ВАЗ 2105 оснащали карбюраторными двигателями рабочим объемом 1,3-литра мощностью 64 л.с. (с ременным приводом распредвала), эти втомобили также комплектовали и 69-сильными (по старому ГОСТу) двигателями ВАЗ-21011, которые до 1986 года снабжали масляными фильтрами типа 2101. Впоследствии их заменили компактными типа 2105. Двигатели постоянно модернизировали. Позже была освоена модификация ВАЗ-21053 с двигателем ВАЗ-2103 мощностью 72 л.с. (по новому ГОСТу). Долгое время производили модификацию ВАЗ-21051 с 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101 мощностью 64 л.с. (по старому ГОСТу).
С 1982 по 1984 год вместе с коромыслами клапанов из стали 40Х распределительные валы для повышения износостойкости азотировали вместо закалки ТВЧ, что обеспечивало повышенную коррозионную стойкость, износостойкость и высокое сопротивление знакопеременным нагрузкам. С 1985 года устанавливали распределительные валы с отбеливанием кулачков. У этих валов есть шестигранный поясок между третьим и четвертым кулачками. С того же года на моделях монтировали 45-литровые топливные баки под бензин АИ-93 без сливных пробок вместо 39-литровых бензобаков со сливными пробками.
Карбюраторы типа 2105 с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), который позволяет при торможении двигателем снижать уровень выбросов окиси углерода (пресловутый СО) и снижает расход топлива, монтировали на двигатели до 1985 года. Затем начали установку более простых по конструкции карбюраторов типа 21051, которые до 1987 года оснащали эконостатом.
С 1986 года взамен стартера СТ-221 устанавливают стартер типа 35.3708 и дополнительное реле зажигания. Менялась и система охлаждения. Так, с 1988 года на «пятерках» (неформальное имя ВАЗ-2105 и модификаций в шоферской среде) устанавливали радиаторы с алюминиевыми сердцевинами, изготовленными из двух рядов горизонтальных алюминиевых трубок круглого сечения и охлаждающих пластин.
На седанах, помимо четырехступенчатых коробок передач, с 1985 года монтировали спроектированные на их основе унифицированные пятиступенчатые типа ВАЗ-2112, а позже — типа ВАЗ-21074. Со свертыванием на АвтоВАЗе производства маломощных 1,2-и 1,3-литровых моделей двигателей в производстве осталась только самая мощная 1,5 л модификация ВАЗ-21053, комплектации которой могут значительно отличаться отделкой салона (от кожзаменителя до велюра) и др. Кроме этого следует заметить, что мелкими сериями по специальным заказам ГИБДД, МВД, ФСБ и других спецслужб выпускаются втомобили ВАЗ 21054, которые дополнительно комплектуются вторым бензобаком и вторым аккумулятором.
ВАЗ-21057(Lada Riva) — модель аналогичная ВАЗ 21053, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено ‘зеркальным’ механизмом привода дворников. Эта экспортная модификация с правым рулем и 1,5 л. двигателем выпускалась в 1992-1997 для Великобритании
С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей, для модели ВАЗ 2105 появились два вида исполнения: «стандарт» и «норма».
ВАЗ 2106
Автомобиль ВАЗ 2106 – 4-х дверная, 5-ти местная модель с 4-х или 5-тиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». Двигатель ВАЗ 2106 — карбюраторный объемом 1,6л. Это одна из самых популярных и продаваемых моделей производства Волжского автомобильного завода, созданная на базе модели ВАЗ 2103. Серийное производство ВАЗ 2106 началось в 1976 году. За всю историю выпуска ВАЗ 2106 – вплоть до 2002г., их было произведено более 4 млн.
Параллельно с производством ВАЗ 2106, в 1998г. на том же конвейере начался выпуск ВАЗ 2110. А спустя 4 года, производство ВАЗ 2106 было передано на Ижевский автомобильный завод, где ВАЗ 2106 собиралась до 2006г. Данные модели отличались от тольяттинских ВАЗ 2106 наличием дополнительных стоп-сигналов и новыми сидениями от ИЖ 2126. Выпуск ВАЗ 2106 был прекращен в связи со снижением на него уровня потребительского спроса. За годы производства в Ижевске, с конвейера сошло более 130 тысяч ВАЗ 2106.
От ВАЗ 2103, ВАЗ 2106 отличался более современным внешним дизайном и оформлением салона: появилась пластмассовая окантовка передних фар, изменился вид радиаторной решетки, бамперов (были добавлены пластиковые «клыки», «уголки»). В задние фары была встроена подсветка номерного знака. Салоны ВАЗ 2106 получили такие изменения: улучшилась шумоизоляция, на передних сидениях были добавлены подголовники, а у кресел появилась рельефность. Приборы ВАЗ 2106 по сути были точно такими же как и у ВАЗ 2103, но при этом был изменен внешний вид приборной доски.
Модификации
ВАЗ-21060 -рабочий объём 1600 куб.см
ВАЗ-2106 «Турист» — пикап со встроенной в кузов палаткой, сделан по заказу технической дирекции.
ВАЗ-21061 — Двигатель ВАЗ-2103, рабочий объём 1500 см?
ВАЗ-21062 — Экспортный вариант ВАЗ-2106 с правым расположением рулевого колеса.
ВАЗ-21063 — рабочий объём 1300 куб.см (от ВАЗ 21011(модификация ВАЗ 2101)) карбюратор «Озон» 2105-1107010-20
ВАЗ-21064 — Модель ВАЗ-21064 представляет собой экспортную модификацию ВАЗ-21061.
ВАЗ-21065 — Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от ВАЗ-2105, электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая коробка передач, бесконтактная система зажигания, карбюратор «SOLEX—21053», электростеклоподъемники передних дверей, травмобезопасное рулевое колесо, иная обивка салона, иные сиденья с подголовниками.
ВАЗ-21065-01- Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от ВАЗ-2105, электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая коробка передач, бесконтактная система зажигания, редуктор заднего моста 3.9, карбюратор «Солекс 21053», электростеклоподъемники передних дверей
ВАЗ-21066 — Экспортный вариант ВАЗ-21063 с правым расположением рулевого колеса.
ВАЗ-21067 — Ижевские модели ВАЗ-2106 последних выпусков имели индекс ВАЗ-21067, на них устанавливался двигатель ВАЗ-21067 объемом 1600 см3, который является модификацией двигателя ВАЗ-2106 с системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, выполняющим нормы токсичности Евро 2.
Читать дальше
Источник: www.drive2.com
АВТОВАЗу исполняется 55 лет
20 июля 2021 года исполняется 55 лет с момента подписания правительственного постановления о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода. Этот день считается датой основания АВТОВАЗа.
За 55 лет АВТОВАЗ произвел более 30 миллионов автомобилей более чем 50 разных моделей. Автомобили LADA составляют треть российского легкового автопарка, и лидируют по продажам на отечественном рынке с долей 23%.
АВТОВАЗ сегодня – предприятие полного цикла, с собственной металлургией, прессовым производством, мощностями по изготовлению автокомпонентов, включая силовые агрегаты и шасси. Научно-технический центр АВТОВАЗа позволяет провести полную разработку автомобиля, от дизайн-проекта до подготовки к серийному производству.
На АВТОВАЗе работает три автосборочных линии, с которых ежедневно сходят около 1500 автомобилей марок LADA и Renault. Все три линии прошли модернизацию и работают в соответствии со стандартами Renault Group.
АВТОВАЗ: основные даты истории
1966 – принято правительственное постановление о строительстве в Тольятти нового завода по производству легковых автомобилей.
1967 – началось строительство Волжского автозавода.
1968 – зарегистрирован товарный знак в виде ладьи.
1970 – начат выпуск автомобилей (ВАЗ-2101, ставшая самой массовой моделью в истории автостроения России).
1971 – ВАЗ-2101 приняла участие в ралли «Тур Европы». Началась история заводского автоспорта.
1971 – первая партия ВАЗ-2101 отправлена на экспорт.
1973 – выпущен первый миллионный автомобиль (ВАЗ-2103), одновременно автозавод принят в эксплуатацию государственной комиссией.
1976 – начат выпуск ВАЗ-2106, которая стала второй по массовости после ВАЗ-2101 (4,2 млн экземпляров).
1977 – начало производства внедорожника »Нива».
1980 – начат выпуск ВАЗ-2105.
1984 – освоение переднего привода, начало производства ВАЗ-2108.
1986 – принято решение о создании на АВТОВАЗе отраслевого научно-технического центра.
1989 – стартовало производство микролитражки «Ока».
1990 – начало выпуска ВАЗ-21099, последней модели, освоенной в советский период.
1995 – старт производства LADA 110.
1998 – открыт комплекс большой аэродинамической трубы, не имеющий аналогов в России.
2000 – ВАЗ-2101 назван Российским автомобилем ХХ столетия.
2004 – старт производства LADA Kalina.
2007 – началось серийное производство LADA Priora.
2008 – подписано соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Renault.
2011 – стартовало производство LADA Granta.
2012 – LADA впервые получила автоматическую коробку передач.
2012 – старт выпуска первого совместного с Renаult продукта, универсала LADA Largus.
2015 – старт производства LADA Vesta и LADA XRAY.
2017 – впервые налажен серийный выпуск битопливного автомобиля – LADA Vesta CNG.
2017 – стартовали продажи автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.
2018 – стартовало производство седана LADA Vesta Cross, нового семейства LADA Granta, кроссовера LADA XRAY Cross.
Источник: www.lada.ru
Компания «АвтоВАЗ». Досье
«АвтоВАЗ» — крупнейший автопроизводитель в России, который принадлежит альянсу «Рено-Ниссан». Из 46 заводов альянса только «АвтоВАЗ» имеет полный цикл производства автомобилей под 4 брендами (LADA, Renault, Nissan и Datsun).
Технические возможности заводов, которые расположены в Тольятти и Ижевске, предусматривают выпуск до одного миллиона автомобилей в год. Их доля на российском рынке по итогам 2015 года составила 17,9%. Объём производства за этот период автомобилей «Лада», Renault, Nissan и Datsun — 468,5 тыс. шт.
История создания завода
В 60-х годах Советский Союз не обладал технологиями производства современных легковых автомобилей. В связи с этим в 1966 году было принято решение привлечь к проектированию и строительству нового завода крупнейший итальянский концерн Fiat.
15 августа 1966 года в Москве глава Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.
Строительство завода было начато в январе 1967 года. Решением ЦК ВЛКСМ строительство ВАЗ было объявлено ударной комсомольской стройкой, что позволило привлечь тысячи молодых специалистов со всей страны. Помимо концерна Fiat, к масштабному проекту были привлечены компании из Великобритании, США, Франции и ФРГ.
От «копейки» до наших дней: эволюция легковых автомобилей «АвтоВАЗа»
От «копейки» до наших дней: эволюция легковых автомобилей «АвтоВАЗа»
Первые модели
19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», спроектированные на базе Fiat-124, известные в большинстве зарубежных стран как «Лада». Материалы и комплектующие для автомобилей использовались исключительно советские.
Первая модель ВАЗ была маломощной, объём двигателя составлял 1,2 л, мощность — 62 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч. С учётом советских реалий, при проектировании этой модели был увеличен дорожный просвет, а также усилены кузов и подвеска.
ВАЗ-2101 выпускался до 1988 года. За всё время производства с конвейеров завода сошли 4,85 млн этих автомобилей всех модификаций с кузовом седан. В последующие годы на его базе было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое производилось до 17 сентября 2012 года. С 1972 года был начат выпуск второй модели — пятидверного универсала ВАЗ-2102, а также модели ВАЗ-2103, прообразом которой стал Fiat-124 Speciale образца 1968 года. Самой популярной советской моделью «Жигулей» стала ВАЗ-2106, производство которой было освоено в 1976 году.
Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в городе Тольятти. Художники-конструкторы Владимир Антишин и Геннадий Проскуряков. 01.03.1973 г. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин
Начало экспорта
В 1971 году у модели ВАЗ появилось ещё одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Советские автомобили были довольно популярны в Венгрии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. Экспортные модели можно было также встретить в Азии, Африке, Латинской Америке, Канаде, Австралии и Океании. В целом, в начале 1970-х годов на автомобили, произведённые в СССР, приходилось более 60% всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения.
Производство первой полноприводной модели
В конце 70-х модельный ряд ВАЗ пополнился полноприводным вездеходом ВАЗ-2121 «Нива». В 1970 году тогдашний председатель Совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трём автогигантам — АЗЛК, «АвтоВАЗу» и «Ижмашу» — создать автомобиль «для села», однако ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов. Внедорожник произвёл фурор как в СССР, так и на мировом рынке.
Автопроизводителям удалось создать первый в мире комфортный внедорожник малого класса с полным приводом, независимой подвеской и комфортабельным салоном. Модель была представлена в трёхдверном и пятидверном исполнении, оснащена бензиновым двигателем ёмкостью 1,7 литра и отлично подходила для сложных условий эксплуатации. Большая часть автомобилей уходила на экспорт в Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию и Германию.
Начало производства переднеприводных моделей
В 1984 году на заводе началось производство переднеприводных моделей — ВАЗ-2108 «Спутник»/Lada. Через три года ВАЗ представил пятидверный вариант этой машины — ВАЗ-2109. Последней моделью, которую «АвтоВАЗ» стал выпускать до развала Советского Союза, была 4-дверная модификация ВАЗ-2109 в кузове седан —ВАЗ-21099 «Спутник/Самара Форма».
Новые модели 2000-х годов
В 2004 году на заводе был налажен выпуск компактного семейства «Калина» (седан, хэтчбек и универсал). А в 2007-м году на ВАЗе выпустили модернизированную «десятку» — Lada Priora. В конце 2011 года на смену седану «Калина» пришла более дешёвая модификация, которую назвали «Гранта». А в 2012 году на конвейер поступил построенный на базе Renault Logan универсал Lada Largus. Все современные модели ВАЗ оснащены бензиновыми двигателями, соответствующими нормам экологического стандарта.
Стратегическое партнёрство с зарубежными автопроизводителями
В феврале 2008 года «АвтоВАЗ» и Renault создали стратегическое партнёрство, в котором Renault принадлежит 25% + 1 акция в уставном капитале завода. В 2010 году это сотрудничество распространилось и на Nissan. Через год на заводе в Тольятти была полностью реконструирована платформа главного сборочного конвейера, и 4 апреля 2011 года было начато совместное производство автомобиля Lada Largus. В мае 2012 года было объявлено, что альянс запланировал довести долю своих акций ОАО «АВТОВАЗ» до 67%, после чего российское предприятие вошло в состав совместного предприятия альянса «АvtoVAZ Renault Nissan». Благодаря партнёрству с зарубежными автопроизводителями, «АвтоВАЗ» начал применять международные стандарты производства, а альянс, в свою очередь, использует опыт специалистов российского рынка.
Новые перспективные разработки
В ноябре 2015 года «АвтоВАЗ» начал продажи седана LADA Vesta на абсолютно новой платформе собственной разработки. Vesta стала первым автомобилем компании, дизайн которого выполнен в новом фирменном стиле. От предыдущих моделей новинку отличают хорошие ездовые характеристики и богатое оснащение. В феврале 2016 года компания вывела на рынок компактный кроссовер LADA XRAY, созданный на базе Renault Sandero. Несмотря на отсутствие полного привода, автомобиль способен передвигаться по лёгкому бездорожью, благодаря геометрическим параметрам и высокому клиренсу.
Спортивные модели
С самого основания «АвтоВАЗ» занимались спортивными автомобилями. Дебют ВАЗ-2101 состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. А на международных гонках «Тур Европы» в 1971 году ВАЗ завоевал золотые и серебряные кубки.
C начала 80-х годов завод начал участвовать в чемпионатах мира и Европы в классических ралли, супермарафонах и ралли-рейдах. В 1995 году на финише супермарафона «Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин» LADA SAMARA Т3 и два автомобиля LADA NIVA Т3 заняли второе, десятое и одиннадцатое места в абсолютном зачёте и первое командное место. В последние годы «АвтоВАЗ» участвует в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам (WTCC).
Источник: aif.ru