Многие предприниматели относятся к бизнес-планированию как к волшебной таблетке, которая непременно обеспечит им успех: если идешь к инвестору – возьми с собой бизнес-план, хочешь получить финансирование в банке – требуется бизнес план, решил запустить свой проект с нуля – в первую очередь сделай бизнес-план! На него возлагают большие надежды.
В реальности же все обстоит сложнее. Процесс бизнес планирования и бизнес-план — это действительно основополагающий документ для компании – важный и нужный, но он не творит чудеса. Эксперт в области корпоративного управления и маркетинга, управляющий партнер группы компаний Росконсалтинг Игорь Винокуров убежден, что далеко не каждому предпринимателю для решения его задач потребуется бизнес-план. Порой, возложенные на документ надежды лучше заменить на решительные действия.
Миф 1. Бизнес-план обеспечивает получение кредита в банке
— Расскажите пожалуйста, в каких случаях бизнес-план заказчику, на самом деле, не нужен и возможен ли бизнес без бизнес плана?
ПЛАН ЭКОНОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / СТРОЙКА СЧЕГО НАЧАТЬ ЧТО КУПИТЬ ВПЕРЕД
Наиболее частое заблуждение о бизнес-плане, с которым мне приходится сталкиваться в своей практике, это использование его для получения кредита в банке. Некоторые инициаторы проектов считают, что для положительного решения банка нужен бизнес-план. На самом деле это не так. Для того, чтобы выдать деньги, во многих случаях достаточно крепкого залога и выгрузки из банка по счету за последние полгода-год.
К примеру, есть какая-то небольшая мебельная фабрика и ее владелец хочет взять деньги на развитие. Если он претендует на кредит в 10 млн рублей, то ему для подачи заявки на кредит в банк будет достаточно предоставить информацию о юридическом лице, залоговое имущество на сумму не менее 30 млн рублей и подтвердить достаточный уровень доходов. В некоторых случаях банки спрашивают бизнес-план, в основном, когда кредит берется не на пополнение оборотных средств, а на инвестиционные цели, такие как открытие новой производственной линии или нового бизнес-направления. Но в первую очередь банки интересует текущая финансовая устойчивость организации и наличие залогов.
Миф 2. Бизнес нужно начинать с бизнес-плана
— Бытует мнение, что бизнес стоит начинать с бизнес-плана. Действительно ли этот документ – такое необходимое условие для хорошего старта?
Для того, чтобы стать предпринимателем, нужно начать предпринимать. Если посмотреть на большинство успешных бизнесменов, то можно заметить, что они становились таковыми не столько благодаря планированию, сколько благодаря смелым шагам и полученному опыту. Я бы сказал, что чрезмерное бизнес планирование вначале даже мешает. Можно перегореть, так и не начав действовать.
Градостроительный план земельного участка | что это и для чего он нужен?
— Но ведь нельзя сказать, что бизнес-план бесполезен для начинающего предпринимателя?
Бизнес-план малоинформативен на начальном этапе бизнеса. Если проект на самой ранней стадии идеи, то еще не понятно, насколько он перспективен. Как говорил один из инвесторов в инновационные проекты на ранней стадии, с которым мы работаем: «Между двумя точками я всегда смогу провести кривую, прогнозирующую любые самые радужные показатели бизнеса».
В то же время статистика говорит о том, что 90% инновационных проектов не проживают и года, а 90% из оставшихся 10% не проживают и 5 лет. Безусловно, план работы, пусть даже составленный на салфетке на старте бизнеса всегда лучше, чем его отсутствие. Но пока проект не прожил младенческую стадию развития, ценность профессионального бизнес-плана будет крайне невелика.
— Когда и зачем предпринимателю нужен бизнес-план?
Бизнес-план в классическом понимании этого инструмента показан предпринимателям с опытом и квалификацией, когда необходимо развить новое направление, выйти на новый рынок, увеличить кратно объем продаж, и т.п. Другими словами, когда без взвешенного бизнес-подхода риски неправильно принятых управленческих решений перевешивают инвестиции в деятельность по бизнес-планированию.
Если рассмотреть по модели жизненного цикла развития организации И. Адизеса, то это компании, прошедшие как минимум стадию «младенчества».
В начале такие организации идут эмпирическим путем, путем проб и ошибок. Но наступает момент, когда они уже наработали капитал, который важно, с одной стороны, не растерять, а с другой стороны — при взвешенных рисках использовать капитал на благо развития бизнеса. В момент, когда бизнес-идея, которая выстрелила в самом начале и дала старт проекту, уже исчерпала себя, для продолжения существования на рынке компании важно начать применять элементы научного подхода, формировать выверенную финансовую модель и маркетинговые решения.
— У вас много кейсов по решению с помощью бизнес плана именно таких задач – на расширение и развитие?
Основная масса клиентов заказывают у нас бизнес-план именно под задачу внутреннего планирования деятельности организации. Когда у компании есть ресурсы и желание для развития, но нет однозначного представления, в каком формате оно будет происходить наиболее органично, бизнес-план расставляет все по своим местам.
Примером такой задачи является бизнес-план для Технопарка Пушкино. Это действующая промышленная база площадью 10, 5 ГА в г. Пушкино Московской области. Организация успешно сдает в аренду помещения для всех заинтересованных производственных и коммерческих компаний. Но получив опыт привлечения в свои ряды инновационные компании, организация увидела потенциал реконструкции объекта под работу Технопарка. Его задачи — поддержка участников, предоставление инновационной инфраструктуры, привлечение в партнеры государственных органов, инвесторов и, конечно же, рынка.
Бизнес-план в этом проекте является основополагающим документом, определяющим основные положения проекта, оценку выгод и рисков для всех заинтересованных сторон. Мы проанализировали внешнюю среду Технопарка, сформировали совместно с клиентом концепцию, уникальную специализацию и непосредственно бизнес-план предприятия, позволивший владельцам начать активно развиваться в выбранном направлении.
Миф 3. Бизнес-план — ключевой фактор принятия решения инвестором о направлении инвестиций в проект
— Кстати, а насколько важен бизнес-план предприятия, если речь идёт о привлечении инвесторов?
По большому счету, инвесторы не ожидают от инициатора проекта получить классический бизнес-план, хотя у многих предпринимателей существует подобное убеждение. Когда к нам обращаются для решения задачи создания бизнес-плана для привлечения инвестиций, то мы понимаем под этим запросом задачу создания инвестиционной презентации.
Вот случай из практики: у клиента есть две недели до встречи с руководителем крупного объекта недвижимости, на базе которого инициатор проекта за средства партнера хотел бы развернуть бизнес. Чтобы показать, как будет развиваться проект, клиент хочет продемонстрировать инвестору бизнес-план. На самом же деле, для первичного знакомства достаточно презентации, в которой отражена основная суть предложения, верхнеуровнево оценены эффекты от сотрудничества и есть аналитика сопоставления с другими подобными проектами, чтобы продемонстрировать потенциал развития бизнеса. Мы такой документ называем инвестиционным меморандумом или тизером. Получается, что задачу можно решить менее затратным и трудоемким, но таким же эффективным способом.
— Есть какая-то задача, для которой точно понадобится бизнес-план?
Я всегда говорю клиентам, что бизнес-план Вы заказываете для себя. Соответствующий документ поможет проверить собственные гипотезы, увидеть оптимальный путь развития проекта, глубоко разобраться в сути вопроса, понять конъюнктуру рынка и возможности получения финансирования в проект, оценить конкуренцию на рынке, выбрать взвешенную бизнес-стратегию и построить оптимальную дорожную карту. Предприниматель сможет убедиться, что его идея достойна вложений, как и собственных, так и заемных средств. Но то, что бизнес-план гарантированно позволит привлечь финансирование – заблуждение. Ни мы, ни кто-либо другой не может утверждать это.
К примеру, если проект инновационный, то есть возможность обратиться за финансовой поддержкой в фонды. Вероятность получения финансирования, даже при наличии бизнес-плана инвестиционного проекта, даже если проект перспективный, а риски минимальны – небольшая. Все дело в высокой конкуренции – слишком много претендентов на поддержку. Так что клиент должен понимать и альтернативные способы развития проекта и, в первую очередь, рассчитывать на собственные силы.
— Что, в таком случае, является успешным результатом бизнес-плана?
Реализация проекта и достижение запланированных показателей в бизнес-плане – вот главный критерий успешности качественно выполненной работы по бизнес-планированию. Если проект перспективный, то бизнес-план поможет инициатору проекту двинуться вперед: обязательно найдутся способы, средства, партнеры.
Если проект не перспективный, то привлечение финансирования с помощью бизнес-плана как катализатор всех бизнес-процессов только ускорит прогорание проекта. Финансирование – это лишь ускорение хода компании либо вверх, либо вниз. Поэтому полученные деньги в проект — не показатель качественного бизнес-плана. Только достижение показателей проекта на период планирования бизнеса сможет ответить на вопрос, качественно ли был подготовлен бизнес-план. И именно поэтому мы каждый раз индивидуально и максимально взвешенно подходим к вопросу бизнес-планирования инвестиционных проектов.
Источник: www.journal.rcgroup.pro
Встали в стройку: города оставят без генплана
В России отменят генпланы крупных городов. Президент страны поручил правительству подготовить к 1 марта предложения, предусматривающие переход градостроительной политики на работу по новому документу. Именно он будет определять направления развития мегаполисов.
Эксперты предполагают, что на смену генплану могут придти два документа: стратегия пространственного развития и комплексный план инфраструктурного развития. Обернется ли это бесконтрольной застройкой и исчезновением зеленых зон, какое ведомство будет руководить городским планированием и что от этого выиграют граждане? Об этом «Известиям» рассказали архитекторы, урбанисты и экономические географы.
Тормоз городского развития
«Известия»: Президент поручил к 1 марта подготовить предложения о переходе в крупных городах от генплана к документу, определяющему стратегические направления развития. Что эта инициатива даст городам-миллионникам?
Дмитрий Наринский, вице-президент Союза архитекторов России, профессор факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики ВШЭ: По оценке Совета по градостроительству Союза архитекторов России, генеральный план в нынешнем виде не соответствует замыслам, которые были заложены в него изначально. Он перестал быть стратегическим документом, а превратился в тактический. В некоторые генпланы изменения вносятся по два раза в год. Бесконечно совершенствовать то, что сейчас не работает, нам кажется ошибочным. Лучше это радикально изменить.
Генплан как закон стал одним из тормозов городского развития. Глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснулин говорит, что нужно отказаться от генплана, потому что любые изменения в инфраструктуре с точки зрения законодательства приводят к необходимости вносить изменения в этот документ.
Когда заканчивается разработка генплана, он уже устарел. Ни один стадион, построенный к чемпионату мира, не предусмотрен генпланом ни в одном из городов, но их построили, потому что была такая задача.
Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города»: Генеральный план — не просто пространственная компонента социально-экономической стратегии. Это закон для публичных органов власти, который должен гарантировать баланс инфраструктурной обеспеченности территории с параметрами, основанными на функциональном зонировании. Следующий этап — правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Это закон для инвесторов, застройщиков по более оперативному использованию территории.
Сегодня градостроительное регулирование не интересно застройщикам и органам власти, в том числе органам местного самоуправления. Основные объемы застройки связаны с жильем, а оно всегда имело политическую цель: «Даешь больше объемов строительства жилья!» Поэтому постоянно происходило освоение новых территорий вокруг городов.
Как в этих условиях говорить, что нам надо ликвидировать генеральные планы и перейти к еще более слабому стратегическому пространственному планированию, которое никого ни к чему не обязывает? Пожалуйста, делайте — получите еще более негативные результаты в развитии наших городов и агломераций.
Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук: Отказ от генплана не означает отказа от территориального планирования в развитии городов. Речь идет скорее о замене идеологии, стоящей за этим словом. Это важно, поскольку огромный и очень ценный опыт городского планирования, накопленный советскими институтами градостроительства, в современных условиях оказался обесценен.
Если в советскую эпоху был один субъект принятия решений и контроля их исполнения, то сегодня агентов городского развития множество, и каждый со своими интересами. Генплан, имеющий форму закона, не исполняется и исполняться не может, потому что нет инструментов принуждения к его исполнению.
На что заменить генплан? У нас нет опыта другого планирования, нежели советское. В силу инерции постсоветского развития мы не выработали новых институтов, которые могли бы подхватить падающее знамя генпланов. Если мы их отменяем, то остаемся в чистом поле.
Кирилл Гладкий, главный архитектор проектов архитектурного бюро «Остоженка», советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН): Вопрос, нужен ли генплан, следует адресовать субъектам градостроительной деятельности, которые им пользуются с момента принятия Градостроительного кодекса. Если генплан никому из них не нужен, то нужно провести исследование причин этого и последствий отказа от него. Мы должны, по сути, заново открыть для себя Россию на всех масштабных уровнях (страна — регион — город). Это и определит свойства документа, который придет на смену генплану.
Удивительное противоречие: у нас принято долгосрочное стратегирование до 2035 года в научно-технологическом развитии, и в то же время слабая градостроительная политика. Хотя процессы градостроительства гораздо более инерционны, чем инновации. Эта проблема проявлена в нынешних генпланах. По факту они стали документами обеспечения функционирования городов на стандартизированном уровне, а не программирования будущего.
Ярослав Ковальчук, руководитель магистратуры Urban Studies Московской высшей школы социальных и экономических наук: Сейчас у нас есть генпланы, но нет системы городского и социально-экономического планирования. Российские города развиваются не по генпланам, а исходя из других соображений их администраций. Программы «Моя улица» не было в генплане Москвы. Как и других программ правительства столицы — по транспорту, паркам, реновации. В других городах происходит ровно то же самое.
Статья почетного архитектора России Александра Кривова очень хорошо иллюстрирует общую логику системы планирования на всероссийском уровне: «Организационно система управления должна быть целевым образом гармонизирована и направлена на практическое принуждение к развитию».
Источник: iz.ru
Особенности составления плана-графика закупок на 2021 год
Планирование закупок в рамках закона о контрактной системе регламентируется Постановлением Правительства от 30.09.2019 г. № 1279. При составлении плана-графика закупок на 2021 год необходимо учесть изменения, внесённые в указанный НПА ( Постановления от 06.08.2020 N 1193 и 07.11.2020 N 1799 ).
Планирование становится все более автоматизированным, изменения направлены на обеспечение максимальной прозрачности процедуры планирования и расходования бюджетных средств.
Период планирования
В плане-графике необходимо учесть как период 2021 года, так и плановый период – 2022 – 2023 годы. Срок планирования закупок соответствует трехлетнему сроку, на который утверждается федеральный бюджет.
Как и годом ранее, на формирование плана-графика отведено 10 дней с даты, когда до заказчика будет доведён соответствующий объем прав в денежном выражении либо утверждён план финансово-хозяйственной деятельности (для государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий).
Если вы должны были включить закупку в план-график, но по каким-то причинам этого не сделали – проводить её вы не имеете права. Поэтому, даже если у вас нет информации о доведённых объёмах финансирования, включите данную закупку с нулевым финобеспечением, указав только те данные, которые у вас уже есть.
Для тех закупок, которые планируются на больший период, чем общий срок, на который утверждается план-график, внесите информацию полностью обо всей закупке.
Порядок формирования и утверждения плана-графика
При планировании закупок на следующий год нужно внести изменения в ранее утверждённые показатели плана-графика на очередной финансовый год, а также первый год планового периода (п. 6 Постановление №1279). На второй год планового периода показатели указываются впервые.
Таким образом, создавать каждый год новый план-график по закону не нужно, так как следующий год уже был учтён при планировании ранее.
Заказчики федерального уровня планируют закупки и формируют план-график в системе «Электронный бюджет». На региональном и муниципальном уровне заказчики используют местные информационные системы, либо работают непосредственно через ЕИС.
При работе в соответствующей системе заказчик работает в уже имеющейся вкладке плана-графика и корректирует её. Создавать новую вкладку (если план-график когда-либо уже утверждался данным заказчиком) не нужно.
По мере доведения до заказчика объёма прав в денежном выражении он вынужден вносить изменения в ранее утверждённый план-график.
Практически для любых видов закупок план-график формируется в электронном виде. Исключение – закупки для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну – в таком случае вам нужно будет сформировать отдельное приложение. Размещение такого приложения в ЕИС не предусмотрено.
Изменения в формировании плана-графика в 2021 году
С 2021 года дополнен перечень закупок, которые указываются в плане-графике отдельной строкой, его дополнили закупки:
- содержащие сведения о гостайне (такие сведения могут содержаться в документации или проекте контракта);
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда, музейных ценностей;
- услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
- осуществляемые с применением открытых электронных процедур госорганами и учреждениями, работающими на обороноспособность и безопасность государства;
- на оказание услуг по предоставлению кредита.
Из того перечня, который был в 2020 году, ничего не исключали, т.е. как и в 2020 году нужно внести отдельной строкой закупки строительству, реконструкции объекта капстроительства (по каждому объекту), на заключение энергосервисного контракта, подлежащие общественному обсуждению, а также выделенные лоты.
Сведения о некоторых закупках (в.т.ч. на сумму не более 600 тыс.руб, по приобретению лекарственных препаратов по заключению медкомиссии) вносятся отдельной строкой без указания кода закупки. В 2021 году года перечень таких закупок остался без изменений.
Начиная со следующего года в плане-графике не требуется детализировать данные по заключённым соглашениям о субсидиях. В обновлённой форме плана-графика (Приложение к Постановлению №1279) ссылка на реквизиты такого соглашения отсутствует.
С 01.04.2021 года закупки небольшого объёма у единственного поставщика можно проводить с учётом изменений, которые внесены в Закон 44-ФЗ (в соответствии с Федеральным законом №449-ФЗ статья 93 Закона 44-ФЗ дополнена частями 12, 13).
Так, в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона 44-ФЗ, начиная с апреля 2021 года, можно проводить закупки у единственного поставщика при помощи специальной процедуры на электронной площадке. Сумма закупки в данном случае ограничивается не 600 тыс. рублей (п. 4, 5 ст. 93 Закона 44-ФЗ), а 3 млн. руб.
В план-график закупки, которые проводятся по специальной процедуре, включать не нужно.
Увеличение суммы закупки и возможность осуществить её без предварительного планирования обеспечивается за счёт прозрачности процедуры и возможности обмена данными между электронной площадкой и ЕИС.
С 01.07.2021 года изменяется порядок отражения в плане-графике объёмов финансового обеспечения по закупкам в сфере строительства при условии, что это средства, которые получены от федерального бюджета в качестве софинансирования по капитальным вложениям.
Будет необходимо детализировать объем финансового обеспечения по каждому КБК, по коду вида расходов, а также по каждому коду объекта капстроительства или объекта недвижимости, сформированному в системе «Электронный бюджет», если выполняются 2 условия:
- закупка направлена на приобретение объектов недвижимости, подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, заключение контракта на строительство, реконструкцию или снос объектов капитального строительства, либо же контракта жизненного цикла в этой сфере;
- для данной закупки предоставлены субсидии из федерального бюджета в пользу бюджета субъекта.
Объём финобеспечения по каждому КБК и каждому коду вида расходов, коду объекта формируется в системе «Электронный бюджет» автоматически. Объём финансирования таких закупок формируется в ЕИС или передаётся в ЕИС через систему «Электронный бюджет» без включения в план-график.
Что касается объёма финансирования по национальным и федеральным проектам, а также закупкам, связанным с реализацией комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, то они должны быть включены в план-график по каждому коду целевой статьи расходов и коду вида расходов.
Вероятно, в дальнейшем функционал системы «Электронный бюджет» будет расширен, порядок взаимодействия и обмена данными с ЕИС детализирован.
Ответственность за нарушения
Напомним, что недопустимо осуществлять закупки, которые не были предусмотрены планом-графиком (ч. 1 ст. 16 Закона 44-ФЗ).
Если вы нарушите данное правило и проведёте какую-либо закупку, которой нет в плане-графике, то это чревато привлечением к административной ответственности. Размер штрафа для должностных лиц – 30 тыс. руб. (ч. 1.5. КоАП).
Также административная ответственность должностных лиц предусмотрена и за другие нарушения, связанные с формированием плана-графика:
- за включение в него объектов, не соответствующих требованиям законодательства или иных правовых актов от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП);
- за нарушение срока утверждения – от 5 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП).
Соответственно, к ответственности могут привлечь только за нарушения в отношении тех закупок, которые вы обязаны включать в план-график.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник: www.akbiz.ru