Экологическая экспертиза является установлением соответствия будущей хозяйственной или прочей деятельности экологическим нормам, а также определением допустимости реализации объектов экологической экспертизы, чтобы предупредить возможное неблагоприятное воздействие данной деятельности на окружающую среду и связанные с ним экономические, социальные и прочие последствия реализации объекта экологической экспертизы.
Законом поясняется, в каком случае нужно проводить экологическую экспертизу: если решается вопрос о строительстве, если разрабатываются проекты правовых актов, федеральных программ, при реализации которых можно оказать влияние на окружающую природную среду. Сюда же относятся проекты комплексных схем охраны природы РФ, проекты генеральных планов развития территории, проекты схем развития промышленности, проекты генеральных схем природопользования, расселения, технико-экономические обоснования и проекты строительства, технического перевооружения, расширения, реконструкции, консервации и ликвидации организаций, а также остальных объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, проведение которых может повлиять на состояние окружающей среды. Кроме вышеперечисленного, собираются материалы обоснования лицензий на проведение деятельности, которая может влиять на окружающую природную среду.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
То есть объект экологической экспертизы – это любая хозяйственная или другая деятельность, которая может влиять на окружающую среду.
Экологическая экспертиза по сути считается независимой, её проводит экспертная комиссия, состоящая как из штатных, так и внештатных (сторонних) экспертов.
Результат работы экологической экспертизы – это заключение (документ с обоснованными выводами о допустимости влияния на окружающую природную среду хозяйственной или прочей деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе; также это документ о возможности реализовать объект государственной экологической экспертизы).
Зачастую экологическая экспертиза может ответить на вопрос: может ли строительство быть проведено без вреда для природы или нет?
Экологическое аудирование (экологический аудит, экоаудит) похоже по задачам на экологическую экспертизу. Оно является ещё одним из видов деятельности на рынке услуг и работ природоохранного назначения в Российской Федерации.
Экологический аудит считается предпринимательской деятельностью экологических аудиторских организаций или экологических аудиторов по проведению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Также это деятельность по выработке рекомендаций, касающихся снижения негативного влияния на окружающую природу и здоровье людей.
Говоря иначе, речь идёт о проверке выполнения на предприятии конкретной деятельности в экологическом аспекте.
С юридической точки зрения ни экологический аудит, ни экологическая экспертиза не имеют отношения к микроэкологии (экологии офиса, жилья, помещений для пребывания людей вообще), которая является подотраслью экологии. Экологический аудит и экологическая экспертиза относятся к хозяйственной деятельности и степени воздействия этой деятельности на природу и здоровье людей.
174 ФЗ об экологической экспертизе
В первой статье этого закона указано главное предназначение экологической экспертизы – предупреждать отрицательные последствия планируемой деятельности для окружающей среды.
Правовая основа при проведении экоэкспертизы – это следующие положения:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
3) Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
Виды экологической экспертизы: общественная и государственная
Законом об экологической экспертизе предусматривается два вида экспертиз:
- общественная (её проводят по предложению общественных организаций, граждан, органов местного самоуправления);
- государственная (организовывают и проводят специально уполномоченные государственные органы).
Как проводится общественная экологическая экспертиза?
Общественную экологическую экспертизу могут провести до государственной экологической экспертизы или в одно время с ней.
Такую экологическую экспертизу проводят общественные организации (объединения), зарегистрированные в порядке, регламентированном законом. Главный вид деятельности такой организации соответственно уставу – это охрана окружающей среды, в том числе проведение экоэкспертизы.
Условием проведения общественной экологической экспертизы считается государственная регистрация заявления общественной организации о проведении процедуры.
Органами местного самоуправления или регистрируется заявление на протяжении семи дней со времени его получения, или выдаётся отказ в регистрации.
Зачастую уведомление происходит через размещение данных в средствах массовой информации, при этом указывается:
1) наименование исполнителя;
2) описание объекта экспертизы;
3) данные о регистрации соответствующего заявления;
4) сроки проведения;
5) состав экспертной комиссии;
6) техническое задание;
7) контактные данные для предложений от заинтересованных лиц и прочее.
Заключение, оформленное после проведения общественной экологической экспертизы, получает юридическую силу после того, как его одобрят федеральные органы исполнительной власти в сфере экоэкспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как проводится государственная экологическая экспертиза в РФ?
В соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, образованная уполномоченными государственными органами:
1) на региональном уровне ГЭЭ проводят органы государственной власти Российской Федерации. К примеру, Министерство природных ресурсов края, комитет области по природопользованию и охране окружающей среды и тому подобное;
2) на федеральном уровне экспертизу проводит Росприроднадзор и его территориальные органы.
Заказчиком экологической экспертизы оплачивается данная процедура в полном объёме и в порядке, регламентированном законом, до её проведения на основании сметы, которую подготовил уполномоченный государственный орган.
Максимальный термин проведения государственной экологической экспертизы составляет три месяца. Процедуру можно продлить на месяц по желанию заказчика, если другой вариант не предусмотрен федеральным законодательством.
К примеру, срок проведения государственной экологической экспертизы объектов инфраструктуры, которые подлежат такой процедуре, не может превышать сорок пять дней с момента предоставления всей документации.
Проведение ГЭЭ назначается не позже чем через пятнадцать дней (а для некоторых объектов – не позже чем через три дня) после того, как была внесена плата, и заказчиком был предоставлен полный комплект документации.
После проведения экологической экспертизы оформляют её заключение.
Федеральный закон об экологической экспертизе в 2020 году
Был разработан проект, уточняющий требования, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2014 года, которые направлены на совершенствование производственного экологического контроля на промышленных предприятиях благодаря внедрению автоматических средств измерения и, кроме того, совершенствование ГЭЭ.
I. Сокращение термина проведения ГЭЭ до двух месяцев.
II. Должны быть установлены переходные положения в ФЗ № 219 в части, где речь идёт о проведении экспертизы объектов первой категории.
III. Уточнение объекта экспертизы в части на буровые скважины.
IV. Уточнение положений ФЗ № 219, которые предусматривают оснащение стационарных источников средствами автоматического контроля.
Субъекты и объекты государственной экологической экспертизы
Объекты экологической экспертизы можно поделить на две группы: уровня субъектов РФ ифедерального уровня , они перечислены в статьях 12 и 11 Закона соответственно.
Формально-юридический критерий разграничения данных двух групп – это утверждение документов и проектов деятельности Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти (что касается объектов федеральной экспертизы).
Экологический критерий – это потенциальная возможность влияния реализуемых объектов на окружающую среду соседских с Россией государств либо двух и больше субъектов Российской Федерации, воздействие или применение природных ресурсов федерального значения (которые относятся к федеральной собственности), включая особо охраняемые природные территории федерального значения.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня довольно объёмен, он состоит из:
1) проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов, касающихся сферы охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти РФ;
2) проектов федеральных целевых программ, которые предусматривают строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду; играет роль и размещение данных объектов, учитывая режим охраны природных объектов;
3) проектов соглашений, касающихся раздела продукции;
4) материалов обоснования лицензий на проведение отдельной деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду, лицензирование которых проводится соответственно Федеральному закону от 8 августа 2001 года;
5) проектов технических документов на новые технологии, техники, применение которых может повлиять на окружающую среду; технических документов на новые вещества, которые могут попасть в природную среду;
6) материалов комплексного экологического обследования территорий, присвоение им правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации, особо охраняемой природной территории федерального значения, зоны экологического бедствия;
7) объектов государственной экологической экспертизы, указанных в ФЗ от 30 ноября 1995 года, в ФЗ от 17 декабря 1998 года, в ФЗ от 31 июля 1998 года:
проектной документации объектов, реконструкцию, строительные работы, капитальный ремонт которых предполагается проводить на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектных документов особо опасных, уникальных и технически сложных объектов, объектов обороны и безопасности, реконструкции, строительства, чей капитальный ремонт предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, в случаях, если реконструкция, строительство, капитальный ремонт этих объектов на особо охраняемой природной территории допускаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
проектной документации объектов, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов с первого по пятый класс опасности;
8) объектов ГЭЭ, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение ГЭЭ в случае доработки данного объекта по замечаниям государственной экологической экспертизы, проведённой раньше (ФЗ от 23 ноября 1995 года).
Объекты ГЭЭ регионального уровня состоят из:
проектов целевых программ субъектов РФ, которые предусматривают эксплуатацию и строительство объектов хозяйственной деятельности, влияющих на окружающую среду, важную роль играет и размещение таких объектов с учётом режима охраны природных объектов;
проектов инструктивно-методических и нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ;
материалов обоснования лицензий на проведение отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов РФ;
объектов ГЭЭ регионального уровня, указанных в этих положениях и ранее получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае: реализации данного объекта с отступлениями от документов, получивших положительное заключение ГЭЭ и (или) при внесении изменений в эту документацию; доработки данного объекта по замечаниям ГЭЭ, проведённой раньше;
материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание им правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;
проектной документации объектов, капитальный ремонт, реконструкцию, на землях особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения.
Субъектами ГЭЭ выступают три стороны:
Заказчик – это властная государственная структура, у которой есть право назначить такую экспертизу.
Подрядчик – это исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может быть как отдельный специалист, так и целый научно-исследовательский институт. Экспертизу может выполнять комиссия, состоящая из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.
Потребитель в этой системе общественных отношений – организация или предприятие, которые являются собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.
Виды и цели экологического аудита в России
Экологический аудита и порядок его проведения
В РФ предусматривается проведение:
добровольного экологического аудита;
обязательного экологического аудита.
Обязательный экологический аудит проводят в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами РФ в отношении экологически опасных предприятий и видов деятельности при:
1) банкротстве и приватизации со стороны юридических лиц и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, если последняя является экологически особо опасной;
2) проведении экологического страхования, чтобы оправдать ставки или размер страховых возмещений и (или) платежей;
3) оценке деятельности, касающейся ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и аварий;
4) кредитовании государственными банками юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
5) принятии решений госорганами о продлении действия лицензий, которые были выданы юридическим лицам и предпринимателям, эксплуатирующим экологически опасные объекты;
6) выполнении международных обязательств РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;
7) при прочих случаях, которые были установлены нормативными актами.
Так как экологический аудит – это непростая работа, то право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено аттестованным специалистам, у которых есть опыт практической работы, а также высшее образование в сфере предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утверждён приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 июля 1998 года.
Добровольный экологический аудит может быть проведён по инициативе предприятий, а также граждан-предпринимателей, выполняющих хозяйственную или другую деятельность, влияющую на окружающую среду, при передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизировать производственный и/или технологический процесс, при смене собственника объекта и в прочих случаях.
Добровольный экологический аудит диктуется интересами граждан-предпринимателей и юридических лиц в получении научно-обоснованных рекомендаций касательно оптимальной организации работы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и в других целях.
Поскольку добровольный экологический аудит проводится платно, предприниматель или предприятие заинтересованы в том, чтобы у приглашённых для этого лиц была достаточная квалификация. Критерием в таких случаях может быть лицензия, выданная специально уполномоченным государственным органом в сфере окружающей среды на проведение работы по экоаудиту. Более чем двадцатилетний мировой опыт говорит о том, что у экоаудита есть смысл, если его проводить как добровольную негосударственную деятельность («инициативный аудит»). И проверка природоохранной отчётности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главными являются аудиторские рекомендации и предложения, касающиеся улучшения эффективности и инициирования природоохранительной деятельности предприятия, развития системы экологического контроля и управления.
Виды экологического аудита
Есть инициативный и обязательный экологический аудит . В этих рамках могут быть следующие его виды:
1) оценка опасности отходов;
2) оценка экономического ущерба от загрязнений;
3) оценка экобезопасности применяемого оборудования, сырья, технологий;
4) оценка эффективности системы экоменеджмента;
5) определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям;
6) оценка потребления энергии и предложение вариантов его снижения;
7) определение рациональности природопользования на определённой территории;
8) выделение экологических проблем и разработка методов по их решению;
9) оценка экологических рисков в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов;
10) определение объёмов выброса парниковых газов и выработка методов их снижения;
11) обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.
Цели экологического аудита
1. Оценка деятельности гражданина-предпринимателя или предприятия по охране окружающей среды и рациональному применению природных ресурсов, а также её соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
2. Определение степени деградации окружающей среды объекта, чья деятельность связана с вредным влиянием на территорию.
3. Оценка воздействия окружающей среды на здоровье работников.
4. Выявление участков загрязнённой окружающей среды, масштабов и видов загрязнения.
5. Определение и оценка оборудования, а также применяемых технологий, которые касаются охраны окружающей среды на объекте.
6. Определение потребностей в дополнительной информации об объекте, важной с экологической точки зрения.
Экологическая экспертиза — что это такое?
Экологическая экспертиза
В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.
Основные принципы проведения экологической экспертизы:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.
В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является «Отдел экологической экспертизы» «Росгостехнадзора» и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.
По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экологической экспертизы.
Цели экологической экспертизы:
- определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
- определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;
- определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;
- обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
Объекты экологической экспертизы.
К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:
- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;
- проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
- проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
- проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;
- проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;
- обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
- документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.
Экологическая экспертиза регулируется законом «Об экологической экспертизе» 2007 года и многочисленными внесениями изменений и уточнений в 2008 г. Государственная экологическая экспертиза проводится «Отделом экологической экспертизы» «Росгостехнадзора». Существуют так же частные экологические организации, действующие на основе лицензий, выданных «Отделом экологической экспертизы» «Росгостехнадзора». При ее отсутствии проводить экологическую экспертизу организации не имеют права, заключение, выдаваемое такими организациями, не имеют никакой силы.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экологической экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.
Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.
В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.
В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, — штатный сотрудник «Отдела экологической экспертизы» «Росгостехнадзора» России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.
Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение — одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят «особое мнение», которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.
Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений, и является главной сутью проведения качественной экологической экспертизы .
За услугой можно обратиться:
- Через законного представителя
Перечень необходимых документов:
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя.
3. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
4. Для объектов государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) — проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, заявителем представляются:
Проект нормативно-технического или инструктивно-методического документа, паспорт государственной программы;
— материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
5. Для объектов ГЭЭ — материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, заявителем представляются материалы, обосновывающие придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения и содержащие:
Характеристику местоположения проектируемой территории;
— природную характеристику проектируемой территории;
— характеристику градостроительной ситуации на проектируемой территории и прилегающих к ней территориях;
— оценку состояния природного комплекса, растительного и животного мира создаваемой особо охраняемой природной территории;
— обоснование образования особо охраняемой природной территории регионального значения и присвоения ей конкретной категории с учетом оценки (анализа) природоохранной значимости (ценности);
— обоснование предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории;
— обоснование предлагаемого к установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории;
— обоснование предлагаемых к установлению режимов регулирования градостроительной деятельности;
— описание и схему предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории (М 1:2000-1:5000).
6. Документы и информация, получаемые уполномоченным должностным Департамента с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра:
6.1. Для объектов ГЭЭ — проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, материалы проектной документации Департамент получает от Мосгосэкспертизы самостоятельно.
6.2. Департамент самостоятельно получает в органах исполнительной власти города Москвы, подведомственных государственным органам власти организациях, следующие документы (если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в их распоряжении):
— положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами;
— заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
— материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами исполнительной власти города Москвы.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 21.07.2015 N 459-ПП)
6.3. Заявитель имеет право представить документы, указанные в 6.2 по собственной инициативе.
6.4. В случае представления проектной документации по собственной инициативе заявитель передает в Департамент материалы проектной документации по объекту ГЭЭ в трех экземплярах (в том числе один экземпляр на магнитном носителе), другие необходимые материалы — в одном экземпляре.
6.5. Документы, представленные на ГЭЭ в электронном виде, должны иметь формат файла PDF, JPG, TIFF.
6.6. В процессе проведения ГЭЭ допускается представление заявителем в Департамент дополнительных разделов проектной документации и сведений, содержащихся в них, необходимых для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, в том числе данных специальных экологических исследований, результатов расчетов и анализов, иных материалов, необходимых для подготовки заключения ГЭЭ.
6.7. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Департамент по заявлению экспертов ГЭЭ в процессе проведения ГЭЭ имеет право требовать от заявителей представления дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов ГЭЭ.
Стоимость услуги и порядок оплаты:
Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, уставленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду .
Согласно ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального использования природных ресурсов, а также предупреждения негативных последствий хозяйственной деятельности.
Законом РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологической экспертизы: гос-венная и общественная.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными гос. органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:
Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами гос. власти РФ регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;
Материалы, подлежащие утверждению органами гос. власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ в том числе:
1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территории с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ в том числе промышленности;
4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;
5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-гос. образований;
6) проекты межгос-венных инвестиционных программ, в которых; участвует РФ и федеральных инвестиционных программ;
7) проекты комплексных схем охраны природы РФ;
Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;
Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных гос-в, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными гос-вами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных гос-в, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ;
Проекты международных договоров;
Иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов РФ и др.
В РФ осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственную экологическую экспертизу организовывают и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы.
Порядок ее проведения устанавливается нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации. Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы выступают граждане и общественные организации (объединения), органы местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, — охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.
Такие органы должны быть зарегистрированы установленном законом порядке. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы. Федеральное Собрание РФ обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе. Правительство РФ в области экологической экспертизы: утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы; контролирует исполнение российского законодательства об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти; осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы; ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом РФ.
Для того чтобы избежать неприятных воздействий на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза.
Какие виды такой экспертизы бывают, и по каким принципам она проводится?
Понятие
Под экологической экспертизой понимают проверка соответствия документов деятельности хозяйствующего субъекта экологическим и техническим требованиям, которые установлены нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Она проводится с целью предотвращения негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду.
Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.
Чем регулируется
Порядок и принципы проведения экологической экспертизы, а также её виды и сроки проведения, регулируются .
Но основной нормативный акт, который регулирует проведение экспертизы – это .
Кроме того, субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать нормативные акты, касающиеся проведения такой проверки.
Есть также и другие «узкие» законы, которые регулируют экспертизу в той или иной степени.
К ним относятся:
-
Принцип потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или другой деятельности.
Этот принцип означает, что эксперты, при изучении материалов, которые поступили на изучение, изначально являются потенциально опасными для окружающей среды.
Эксперты должны доказать, что данный материал не опасен или опасен. Своё мнение они выражают в письменном виде, на основании нормативов опасности.
Это означает, что заказчик планируемой деятельности обязан предоставить все необходимые материалы для проведения экологической экспертизы.
Государственный орган, который осуществляет эту экспертизу, обязан их принять, изучить и вынести заключение.
Этот принцип «говорит» о том, что эксперт, проводя экспертизу, должен учитывать все обстоятельства, а также возможные последствия, в комплексе.
Согласно этому принципу, экологическая безопасность означает собой часть экологических предписаний в отношении некоторых групп объектов. Например, объектов атомной энергетики.
Этот принцип означает, что заказчик экспертизы должен представлять для изучения экспертам достоверную и полную информацию об объекте исследования.
Никто не имеет право вмешиваться в работу эксперта, влиять на его мнение любыми способами.
Эксперт свободен в своих выводах и заключениях, сам выбирает методы проведения исследований, а также самостоятельно принимает промежуточные и окончательные решения.
Это основной принцип проведения экспертизы, так как каждое заключение должно быть соответствовать нормам действующего, на момент проведения исследования, законодательства.
Каждый эксперт должен чётко понимать, что его заключение отвечает уровню современного развития законодательства и науки.
Согласно этому принципу, эксперты обязаны информировать граждан, СМИ и другие общественные субъекты о результатах конкретных экспертиз.
когда
Данный вид экспертизы проводится, когда есть необходимость выявления негативных факторов, которые могут повлиять на окружающую среду.
Для предприятий некоторых видов деятельности, проведение экологической экспертизы является обязательным и постоянным.
Например, для особо опасных, с экологической точки зрения, промышленных предприятий.
кто инициатор и исполнитель
В системе экологической экспертизы, инициатором выступает физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление намечаемой деятельности.
Инициатора экспертизы называют заказчиком. В его роли могут выступать как государственные органы, так и частные лица. Инициатор несёт расходы по оплате экспертизы.
Исполнителем являются специальные уполномоченные на проведение экспертизы органы и организации, которые имеют соответствующую практику.
документация
Для проверки заказчик должен представить уполномоченному, на проведение экологической экспертизы, органу, всю документацию, касающуюся его хозяйственной деятельности.
заключение экспертизы
Заключение эксперта по проведённой экологической проверке должно быть:
- полным по содержанию;
- обоснованным, с научной и законодательной точки зрения;
- не допускающим никаких двояких толкований;
- содержать в себе объективные и всесторонние выводы;
- отражать весь процесс проведённой проверки;
- освещать каждый этап проверки.
Каждое заключение должно быть обосновано. Это касается заключений как индивидуальных экспертов, так и сводных заключений нескольких экспертов.
Заключение экологической экспертизы должно входить в состав проектной документации на будущую деятельность, и должно состоять из:
- перечня выполненных работ по оценке воздействия;
- основные результаты по возможным последствиям воздействия на окружающую среду;
- перечень мер для выполнения требований по экологической безопасности.
Виды экологической экспертизы
Какими нормами законодательства регулируется землеустроительная экспертиза, вы прочитаете
Для каких объектов является обязательной
Проводить экологическую экспертизу обязательно для следующих объектов:
Источник: kirov-bomj.ru
Зачем нужна экологическая экспертиза
Прохождение Государственной экологической
(сокращенно — ГЭЭ)
Многолетний опыт работы позволяет нам
получать положительные заключения
Зачем нужна Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза проводится перед реализацией стратегически важного проекта в разных отраслях.
ГЭЭ определяет, возможна ли реализация проекта и на каких условиях, из соображений охраны окружающей среды.
Когда необходимо заключение ГЭЭ
Заключение ГЭЭ требуется в следующих отраслях при таких работах как:
Строительство:
Разработка генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки, генеральных планов промышленных узлов, схем размещения промышленных предприятий, обустройства промышленной застройки, планирования строительных работ в природоохранной зоне.
Технологии:
Внедрение новой техники, технологии, материалов и веществ, как производящихся в России, так и закупаемых за границей, которые могут создать потенциальную угрозу здоровью людей и окружающей среде.
Реконструкция:
Строительство новых предприятий, а так же реконструкция, техническое перевооружение, или расширение существующих предприятий, развитие и размещение производственных мощностей.
Перепрофилирование:
Перепрофилирование, ликвидация и консервация действующих предприятий, отдельных цехов, производств, и других объектов, в том числе, военных, которые могут влиять на состояние окружающей среды.
Для кого нужна Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза обязательно проводится для:
-Проектов, которые оказывают влияние на окружающую среду и качество жизни людей. Учитываются негативные факторы как во время реализации, так и в процессе эксплуатации объекта.
-Проектов промышленных предприятий, производственных схем.
-Проектов, направленных на расширение, оптимизацию или реструктуризацию сферы народного хозяйства.
-Проектов, внедряющих новые технологии, которые не были до этого использованы на территории РФ.
-Проектов, которые нацелены на добычу и/или использование природных ресурсов в процессе эксплуатации.
-Проектов, реализация которых происходит при поддержке инвесторов. В том числе, и международных.
Виды Гос. экологических экспертиз
Для понимания процесса прохождения ГЭЭ необходимо знать об ее составляющих:
Субъекты — это специальные органы, уполномоченные государственной властью принимать нормативно-правовые акты о результатах ГЭЭ;
Заказчики — это индивидуальные предприниматели и юр. лица, которые собираются реализовать проект, требующий прохождения ГЭЭ. Заказчики несут материальные расходы направленные на проведение экспертизы;
Объекты — это материалы и документация предполагаемого проекта. Полный перечень объектов представлен в ст. 11-12 Закона об экологической экспертизе.
Федеральная ГЭЭ
Этот вид ГЭЭ производится для объектов, которые указаны в ст.11 Закона об экологической экспертизе. Ее прохождение осуществляют и контролируют две федеральные службы:
-Служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
— Служба по надзору в сфере природопользования
Региональная ГЭЭ
Объекты, подлежащие этому виду перечислены в ст.12 Закона об экологической экспертизе. Ее проводят субъекты РФ с помощью органов исполнительной власти.
Этапы проведения ГЭЭ
Этап 1. Подготовка ОВОС
Разработка Программы производственного контроля
Заказ справок Гидрометеослужбы
Отбор проб и проведение анализов
Проверка ОВОС, разработанного Заказчиком
Рекомендации по доработке ОВОС (при необходимости)
Этап 2. Общественные слушания
Консультирование по вопросам слушаний
Подготовка текста объявления в СМИ
Оплата и размещение объявление в СМИ
Подготовка журнала учета общественного мнения
Подготовка доклада и защита доклада на итоговом заседании общественных слушаний
Этап 3. Сопровождение в Росприроднадзоре
Комплектование пакета документов и подача в Росприроднадзор
Получение и оплата счета Росприроднадзора
Получение приказа о проведении экспертизы
Сопровождение в Росприроднадзоре
Устранение замечаний экспертов и повторная подача материалов на экспертизу при необходимости
Правовая база ГЭЭ
-Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372)
-Земельный кодекс от 25.04.91 г. №1103-1 (ред. от 24.12.93 г. №2287)
-Водный кодекс от 16.11.95 г. № 167-ФЗ
-Лесной кодекс от 29.01.97 г. № 22-ФЗ
-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 г. № 1034-1 (ред. от 19.06.95 г. № 89-ФЗ)
-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. № 174-ФЗ
-ФЗ «О недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 (ред. от 03.03.95 г. № 27-ФЗ)
-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ
-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ
-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ
Экологическая экспертиза: виды, цели и этапы процедуры
Комплексное обследование вашей недвижимости позволит обезопасить себя и своих близких от вредных веществ.
Перед началом строительства дома позаботьтесь о выборе экологически чистого земельного участка.
Отдельные экологические анализы позволят выявить возможные химические и микробиологические загрязнения.
Измерение физических факторов выявляет потенциальные опасности и источники загрязнения.
Хотите заказать экологическую экспертизу? Обращайтесь к профессионалам своего дела, которые имеют большой опыт, собственную лабораторию и отработанную схему работы.
Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм. Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов.
Понятие, цели и виды экологической экспертизы
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: «Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».
В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.
Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.
Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.
Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.
Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.
Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.
Объекты и заказчики добровольной экологической экспертизы
Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.
Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?
- квартиры;
- загородные дома;
- земельные участки;
- офисные помещения;
- производственные помещения и линии;
- автомобили.
Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.
Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.
Анализируемые показатели
Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.
Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.
- Физические. Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
- Химические. При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
- Микробиологические. Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.
Порядок проведения экологической экспертизы на примере оценки недвижимости
Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее.
Экологическая экспертиза квартиры
Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.
Экологическая экспертиза дома
Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры.
Экологическая экспертиза офиса
При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха.
Производственный контроль
Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов. Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:
- наличия сертификатов;
- санитарно-эпидемиологических заключений;
- личных медицинских книжек сотрудников;
- обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
- ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
- информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.
Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования. Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы.
В какой центр экологических экспертиз можно обратиться?
Если вы хотите получить добросовестную экологическую экспертизу, обращайтесь к тем специалистам, которые имеют большой опыт, собственные лаборатории и отработанную схему работы. Мы рекомендуем обратить внимание на группу компаний EcoStandard group — одну из самых надежных и известных организаций на рынке экологической экспертизы.
В 1997 году она начала формировать в России рынок экологической экспертизы, и благодаря ей уже более 11 000 домов, квартир и офисов стали экологически безопасными и комфортными. В 2019 году анализы воздуха и воды, замеры уровня электромагнитного излучения, радиации, шума и освещенности, оценка параметров микроклимата в домах и квартирах стали новым трендом и логичным следующим шагом после здорового питания и занятий спортом.
У EcoStandard group есть собственный аккредитованный лабораторный центр и штат высококлассных химиков, микробиологов и инженеров-экологов, в том числе выездных. Возможность выполнять все работы без привлечения подрядчиков позволяет гарантировать высокое качество и не завышать цены. Так, анализ воздуха в доме стоит от 6 500 рублей, воды – от 4 500 рублей, комплексное обследование жилья – от 14 500 рублей. Специалисты компании не просто делают анализы и высылают технический отчет, но и объясняют результаты, сравнивают их с государственными нормативами и дают практические советы, как улучшить экологическую обстановку в помещении.
Коммерческая экологическая экспертиза чаще всего проводится добровольно, но в некоторых случаях проверка помещений – требование закона. Так, специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится на всех предприятиях любой формы собственности. Трудовой Кодекс РФ предусматривает проведение аттестации рабочих мест не реже, чем один раз в пять лет. Нарушение данного закона влечет за собой штрафные санкции.
Экологическая экспертиза: зачем, когда и кто проводит
определяется после консультации c экспертом
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Как не странно, но экологическая экспертиза – это тщательное исследование проектов и документации, которая относится к объектам, постройкам, заводам и т.п., имеющим возможность негативно влиять на окружающую среду. Практически каждая деятельность накладывает свой отпечаток на экологию, поэтому, существует ряд видов хозяйственной деятельности, требующих обязательного проведения экологической экспертизы до начала работы, или введения в эксплуатацию объекта. Экологическая экспертиза предприятия в обязательном порядке проводится государственными учреждениями, а при необходимости, есть еще и возможность провести общественное исследование, которое хоть и не будет нести юридической силы для предприятия, но может стать доказательством нарушения закона, или даже произвести резонанс в средствах массовой информации.
Учитывая, что существует два типа экспертизы: государственная и общественная, различаются и субъекты: те, кто инициирует и те, кто проводит экологическую экспертизу. Так, государственные исследования проходят в специализированных учреждениях в случаях, которые четко установлены законодательством. Как правило, это касается новоиспеченных предприятий, которые только начинают свою деятельность, при строительстве объектов, реконструкции, ликвидации, перестройке, переоформлении и подобном. Территориальные отделения Государственного комитета по охране окружающее среды работают в каждом из субъектов РФ.
Общественные экспертизы, в отличие от первых, проводятся независимыми частными организациями, которые имеют право на проведение таких работ, имеют соответствующий сертификат и квалификацию. Инициаторами таких исследований может быть каждый, кто желает убедиться в законности и правильности проведения хозяйственной деятельности предприятия и его объекта, а также гражданские объединения и органы местного самоуправления. Кроме того, независимыми экспертами, такими как «Федерация Судебных Экспертов», одновременно может проводиться и экологическая экспертиза земельного участка, и исследования атмосферного воздуха на объекте, что комплексно отобразит ситуацию.
Важно отметить, что по действующему законодательству, объектами экологической экспертизы являются даже не сами предприятия или их работа, а, в основном, документы, проекты и разработки, по которым хозяйственная деятельность будет вестись. Так, обязательные экологические исследования проводятся при изучении:
- проектов комплексных и целевых программ научных, технических, социальных, экономических работа, при реализации которых может оказываться влияние на экологию;
- проекты планов развития региона, конкретной территории, экономических зон или территорий, с особенным режимом его использования;
- проекты и схемы, отображающие развитие хозяйства в стране, в регионе;
- лицензий, которые выдаются на деятельность, в результате проведения которой может страдать окружающая среда;
- проекты и планы строительства, реконструкции, ликвидации, реорганизации, технического оснащения, консервации объектов, имеющих возможность влиять на экологию и т.д.
Следует отметить, что экологическая экспертиза может проводиться даже для изучения и подробной разработки проектов нормативно-правовых актов, как федеральных, так и субъектов федерации.
Каждый вид исследований, в том числе и экологические, имеют свои задачи, выполнять которые необходимо в первую очередь. Так, цели и задачи экологической экспертизы также предусмотрены законодательством и связаны с качественным обеспечением экологической безопасности, а также с возможность реализации своего права на чистую окружающую среду. Итак, что же можно отнести к целям данной экспертизы:
- обеспечение достаточных и необходимых мер безопасности на объекте, которые смогут гарантировать экологичность проведения хозяйственной и другой деятельности;
- обеспечение природного потенциала планеты, повышение уровня экологии в городе, регионе;
- предоставление информации об обоснованности, или необоснованности хозяйственной, предпринимательской или другой деятельности с точки зрения экологии;
- определение потенциального масштаба загрязнения или другого изменения экологического фона региона, в случае введения в эксплуатацию исследуемого объекта;
- определение документации объекта всем необходимым нормативам и стандартам, которые установлены федеральным законодательством и актами субъектов федерации.
Как государственные, так и общественные эксперты ставят перед собой одинаковые цели и задачи. Разница между ними только в том, что государственные исследовательские комплексы, как правило, работают только в обязательных случаях, тогда как независимые эксперты могут предоставлять результаты более широкому кругу клиентов. Кроме того, законодательство устанавливает достаточно большие сроки для проведения государственной экспертизы – не менее месяца, а независимые сертифицированные эксперты проводят исследования существенно быстрее, и не менее качество, да и, к тому же (а это, порой, играет не последнюю роль), всегда беспристрастно и точно.
Если вы ищете отличных квалифицированных экспертов в области экологии, то многие рекомендуют обратить внимание на некоммерческое партнерство «Федерацию Судебных Экспертов». Эта независимая организация включает в себя большое количество сертифицированных, высококвалифицированных экспертов, которые имеют большой опыт работы и навыки в данной сфере. Официальное заключение по экологической экспертизе, которое выдаст эксперт НП «Федерация Судебных Экспертов» может послужить доказательством в суде, основой для принятия решения в государственных органах, в том числе и в Государственном комитете по охране окружающей среды. Более того, наряду с данной экспертизой «ФСЭ» предлагает провести и другие виды исследований.
Понятие и виды экологической экспертизы: кто ее проводит
В последнее время темы, связанные с экологией, становятся все более актуальными, а наши соотечественники все охотнее проверяют собственное имущество (дом, квартиру, офис, автомобиль) на экологическую безопасность. В этой статье мы расскажем о том, в чем заключается экологическая экспертиза и каких видов она бывает.
Что это такое и для чего нужна?
Государственная и независимая экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза представляет собой комплекс мероприятий, направленный на выявление соответствия любого объекта или вида деятельности утвержденным требованиям и возможности продолжения эксплуатации объекта или ведения деятельности без каких-либо негативных последствий для окружающей среды.
Важно: Нормы проведения экологических экспертиз регламентированы положениями федерального законодательства в рамках законов №65-ФЗ от 15.04.1998 года и №174-ФЗ от 23.11.1995 года.
Основной целью экологической экспертизы является обеспечение экологической безопасности населения и сохранение природного потенциала.
Согласно действующему законодательству государственная экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти в субъектах страны. Проводиться такая экспертиза может как на федеральном, так и на региональном уровне.
Общественная экспертиза проводится по инициативе общественных организаций и отдельных граждан. Кроме того, инициаторами такой экспертизы могут являться:
- органы местного самоуправления общественных объединений и организаций;
- общественные объединения, ведущие деятельность по охране окружающей среды;
- общественные объединения, занимающиеся проведением экологических экспертиз.
Важно: Оплачивает услуги по проведению экологической экспертизы ее инициатор (заказчик). Аналогичным образом финансируются повторные экспертизы, если в них есть необходимость.
Экологическая экспертиза проектной документации проводится в случае:
Проведение экологической экспертизы обязательно для таких объектов, как:
- проекты и документы в области охраны окружающей среды, утвержденные органами государственной власти;
- проекты федеральных программ, предусматривающие строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду расположением в природоохранных зонах;
- проекты, касающиеся обоюдных соглашений о разделе продукции;
- проекты и технические документы, касающиеся использования новых технологий, потенциально опасных для окружающей среды;
- документы о преобразовании государственных природных заповедников в национальные парки;
- документы, касающиеся экспертизы для объектов, указанных в Законах №187–ФЗ, 155–ФЗ, 191–ФЗ;
- вышеуказанные объекты, ранее прошедшие экспертизу и получившие положительное заключение, в случае прохождения доработки или истечения срока действия заключения.
Объекты государственной экологической экспертизы
Объектом экологической экспертизы может выступать любой объект, вызывающий какие-либо опасения, в том числе:
- квартира;
- загородный дом;
- земельный участок;
- офисное помещение;
- производственное помещение;
- автомобиль.
Кто проводит?
Государственные экспертизы проводятся в специализированных бюджетных учреждениях.
В то же время проведением общественных экспертиз занимаются независимые частные организации, имеющие соответствующий сертификат, квалификацию и, соответственно, право на проведение таких работ.
Методы
Методов экологической экспертизы существует довольно много, однако подходящую методологию исследования специалисты подбирают для каждого конкретного случая в индивидуальном порядке с учетом особенностей и сложности рассматриваемых объектов. В то время как в некоторых случаях бывает достаточно какого-то одного метода, порой приходится использовать сразу несколько.
Необходимо отметить, что в ходе проведения экологической экспертизы специалисты проводят мероприятия по:
- химическому и микробиологическому анализу воздуха в помещении;
- измерению уровня электромагнитного излучения;
- измерению средней температуры и влажности воздуха;
- определению соответствия циркуляции и вентиляции воздуха установленным нормам;
- выявлению потенциальных источников радиационного излучения;
- проведению иных специальных мероприятий по требованию заказчика экспертизы.
Наиболее распространенными методами разрешения проблем экологического характера являются:
- анкетирование – опрос специалистов в письменной форме;
- интервьюирование – устный опрос в форме беседы;
- метод Дельфы – многотуровая процедура анкетирования с обработкой и передачей результатов каждого тура специалистам, работающим инкогнито в отношении друг друга;
- мозговой штурм – групповое обсуждение с целью получения новых вариантов решения проблемы;
- дискуссия – открытое коллективное обсуждение рассматриваемой проблемы.
Когда проводится общественная экологическая экспертиза?
Проведение экологической экспертизы может потребоваться в случаях необходимости выявления негативных факторов, оказывающих влияние на окружающую среду.
Для особо опасных, с точки зрения экологии, промышленных предприятий проведение экологической экспертизы является обязательным.
Инициатором (заказчиком) экологической экспертизы может являться как физическое, так и юридическое лицо, ответственное за проведение намечаемого исследования.
В роли заказчика могут выступать и государственные органы, и частные лица. Соответственно, в первом случае экспертиза будет государственной, а во второй – общественной.
Федеральный закон 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»: последняя редакция с изменениями
С актуальной версией Федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в последней редакции можно ознакомиться на официальном информационно-правовом портале «Консультант-Плюс» по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/ или на сайте системы «Гарант» по адресу http://base.garant.ru/10108595/ .
Все виды экологических экспертиз, проводящихся в нашей стране, условно можно разделить на пять групп:
- государственные – установление соответствия документов любого объекта или вида деятельности требованиям, утвержденным на законодательном уровне и регламентирующим вопросы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- общественные – организуются и проводятся по инициативе и под надзором общественных объединений/организаций, созданных с целью защиты окружающей среды, заключения имеют, как правило, рекомендательный характер;
- ведомственные – проводятся на основании распоряжения соответствующего ведомства, а заключения имеют юридическую силу только внутри структуры (при условии, что вердикт не противоречит заключению государственной экспертизы);
- научные – организуются по инициативе отдельных ученых или коллективов учебных заведений или научных учреждений с целью получения необходимых сведений для дальнейших научных исследований;
- коммерческие – проводятся в интересах коммерческих организаций, нуждающихся в получении объективных сведений об интересующей сфере деятельности или объекте.
По типу исследования классифицировать экологические экспертизы можно и следующим образом:
- экспертиза шума и шумового фона;
- экспертиза электромагнитного излучения;
- экологическая экспертиза катастроф;
- экспертиза вибрации;
- радиационная экспертиза.
Порядок проведения
Алгоритм проведения экологической экспертизы, как правило, выглядит следующим образом:
- выбор экспертной компании;
- предоставление необходимой документации;
- заключение договора и оплата услуг по проведению экспертизы;
- ожидание проведения исследований;
- ожидание результатов экспертизы;
- получение сертификата соответствия и отчета о проделанной работе.
При этом с точки зрения экспертов проведение государственной экологической экспертизы выглядит несколько иначе и состоит из:
- предоставления материалов;
- регистрации, проверки полноты и достаточности предоставленных материалов;
- формирования комиссии государственной экспертизы;
- подготовки групповых, индивидуальных заключений и сводного заключения государственной экспертизы;
- подписания и утверждения заключения.
Государственная экологическая экспертиза: официальный сайт
Государственная экспертиза федерального уровня организуется и проводится Росприроднадзором. Официальный сайт ведомства располагается по адресу http://rpn.gov.ru .
Центры экологических экспертиз: где заказать услуги
Заказать проведение экологической экспертизы можно в таких организациях, как:
- АНО «Центр Экологических Экспертиз»:
- сайт: http://ekoex.ru;
- адрес: город Москва, Партийный переулок, дом 1, корпус 57, строение 3;
- телефон: +7 (495) 662-48-49.
- сайт: https://expert-center.ru;
- адрес: город Москва, улица Пречистенка, дом 10, строение 3;
- телефон: +7 (495) 637-77-47.
- сайт: http://ngiexpert.ru;
- адрес: город Москва, улица Трофимова, дом 24, корпус 1;
- телефон: +7 (495) 407-71-74.
Образцы документов
Заключение
Ознакомиться с примером заключения государственной экологической экспертизы можно по ссылке https://yadi.sk/i/B2NBYvnv3M2RA8 .
Для того чтобы скачать образец заключения общественной экспертизы, необходимо перейти по адресу https://yadi.sk/i/D2xnUCAW3M2RBr .
Таким образом, экологическая экспертиза – важнейший вид исследования, направленный на выявление соответствия объектов или деятельности утвержденным требованиям, а также возможности продолжения использования объекта или ведения деятельности причинения вредя окружающей среде. Именно поэтому для особо опасных с экологической точки зрения промышленных объектов проведение такой экспертизы обязательно.
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам открытия и организации бизнеса (предпринимательскому праву), онлайн-кассам, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:
Москва и область: +7 (499) 455-12-46
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82
Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам открытия и организации бизнеса (предпринимательскому праву), онлайн-кассам, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:
Источник: document-expert.ru