Когда проводятся публичные слушания для строительства

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее — публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

3. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

Лизиновый завод начали строить, наплевав на публичные слушания? 20.05.2020 г.

4. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

5. В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

6. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

7. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

8. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Публичные слушания по строительству новых высоток

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Предлагаем ознакомиться со статьей 28 Градостроительного кодекса Главы 3 «Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 28 Градостроительного кодекса устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Источник: finansovyesovety.ru

Юридический анализ (публичные слушания)

Пару дней назад Шуховская телебашня на Шаболовке отпраздновала свое 90-летие. Авангардное творение инженера Владимира Шухова, которое по оригинальности и стилю вполне может соревноваться с Эйфелевой […]

  • О соседях
  • Горячие точки
  • Соседство
  • Соседи в действии
  • Соседские советы
  • Библиотека соседей
  • Контакты

Юридический анализ (публичные слушания)

Сравнительный анализ порядка проведения публичных слушаний в Москве и Санкт-Петербурге

В ближайшие месяцы Москву ожидают публичные слушания по двум базовым градостроительным документам — Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ). Они должны пройти во всех 125 муниципальных образованиях города, и именно на слушаниях москвичи определят будущее той территории, на которой они проживают.

Однако сами «публичные слушания» — это достаточно новый для столицы и ее жителей механизм согласования градостроительных проектов. В них много непонятного, запутанного и двусмысленного, не говоря уже о юридических тонкостях.

В связи с этим, Объединение городских экспертов «Соседи» решило обратиться к опыту Санкт-Петербурга, где публичные слушания по Генплану и ПЗЗ прошли еще в 2007 – 2008 гг. Наши эксперты-юристы провели сравнительный анализ порядка проведения публичных слушаний в Москве и Санкт-Петербурге.

По результатам проведенного анализа были сделаны основные выводы:

  1. Процедура публичных слушаний в Москве более детализирована. К примеру, московский кодекс четко определяет тех, кто может принимать участие в слушаниях, разделяя их на категории (жители, собственники, работники и др.). В свою очередь, законодательство Санкт-Петербурга ограничивается исключительно понятием «заинтересованных лиц», используемым и в Градостроительном кодексе РФ. В целом нужно отметить, что п орядок проведения слушаний в Санкт-Петербурге дает большую свободу действий уполномоченным органам при решении организационных вопросов.
  2. Положения московского кодекса не расходятся с федеральными. Этим не может похвастаться Санкт-Петербург, где законы по процедуре слушаний имеют противоречия с федеральным Градостроительным кодексом. В частности, общий срок проведения публичных слушаний в северной столице составляетне менее 1 месяца и не более 3 месяцев, в то время как согласно п. 13 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ срок для публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее 2 и не более 4 месяцев со дня опубликования такого проекта.
  3. В Санкт-Петербурге существует предэтап публичных слушаний — публикация решения о подготовке документации. Предэтап еще не является частью публичных слушаний, но именно с него у физических и юридических лиц возникает право представить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. В Мосве предэтап публичных слушаний отсутствует.
  4. Процедура публичных слушаний в Москве более прозрачна. В Санкт-Петербурге законодательно ограничивается участие представителей органов выборной власти в публичных слушаниях. В отличие от положений Градостроительного кодекса Москвы представители органов местного самоуправления (депутаты) входят в состав органа, ответственного за проведение публичных слушаний, только при принятии Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что это повышает оперативность проведения слушаний, уровень демократичности процедуры в целом снижается.
  5. Общим для московского и санкт-петербургского порядка проведения публичных слушаний являются: 1. следование положениям Градостроительного кодекса РФ при распределении расходов на проведение мероприятия в зависимости от категории проекта; 2. обязательное оповещение депутатов законодательного собрания, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания; 3. утверждение органом исполнительной власти форм протокола и заключения публичных слушаний.
Читайте также:  Схема плана работ по строительству

С более подробными итогами сравнительного юридического анализа можно ознакомиться ниже. Основной акцент в нем сделан на анализ особенностей процедуры слушаний в Санкт-Петербурге.

Ю ридический анализ публичных слушаний в Санкт-Петербурге (в сравнении с процедурой публичных слушаний в Москве)

Правовая база для проведения публичных слушаний

На территории Санкт-Петербурга (города-субъекта Российской Федерации) действует Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», вступивший в силу 04.08.2006 г.

Данный нормативный акт устанавливает порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования, документации по планировке территории, вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. То есть случаи проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности установлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и аналогичны установленному Градостроительным кодексом города Москвы списку.

Организаторы публичных слушаний (ответственные и уполномоченные органы)

В Санкт-Петербурге в отличие от Градостроительного кодекса города Москвы органом, уполномоченным осуществлять организацию и проведение публичных слушаний по обозначенной выше градостроительной документации, определены не городские и окружные комиссии, а:

  • в отношении проектов документов градостроительного зонирования и документации, необходимой для принятия решений по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, — Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга .
  • в отношении проектов документов территориального планирования, документации по планировке территории — исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга. В соответствии с п. 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 г. № 49 таким исполнительным органом является администрация соответствующего района города, в отношении которого разрабатывается документация.

Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при Правительстве Санкт-Петербурга. Ее правовой статус определяется Законом Санкт-Петербурга «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» от 17.12.2003 г. № 778 – 116 (с изм. от 20.02.2006 №25 – 10).

Основными целями деятельности комиссии является:

— организация подготовки проекта Правил застройки Санкт-Петербурга, в том числе учета предложений заинтересованных лиц по подготовке указанного проекта;

— рассмотрения предложений по внесению изменений в Правила застройки Санкт-Петербурга и подготовки заключений по ним для принятия органами государственной власти Санкт-Петербурга решения о внесении изменений в Правила застройки Санкт-Петербурга или об отклонении такого предложения.

Таким образом, обозначенные выше действующие законы Санкт-Петербурга и Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, утвержденного указанным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 г. № 49, составляют нормативно-правовую основу процедуре публичных слушаний в Санкт-Петербурге. Для определения полномочий указанных органов власти в части проведения публичных слушаний принятие дополнительных нормативных актов не требуется. Это обстоятельство выгодно отличает подход санкт-петербургского законодателя от московского, так как нормы Градостроительного кодекса Москвы и Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. №1258-ПП, предполагают принятие большего количества правовых актов касательно полномочий и состава городской и окружных комиссий.

Особенности организационной стадии публичных слушаний

При сравнении организационных стадий публичных слушаний, предусмотренных законодательством рассматриваемых субъектов РФ, в Санкт-Петербурге установлен предэтап публичных слушаний — публикация решения о подготовке документации, который в соответствии с ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61 еще не является процедурой публичных слушаний, однако согласно п. 3 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61 и п. 2.3. Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 г. № 49, именно со дня публикации решения о подготовке проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов документации по планировке территории у физических и юридических лиц возникает право представить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории в Комитет по градостроительству и архитектуре.

Решение о подготовке проекта документа территориального планирования публикуется в течение 20 дней. Решение о подготовке проекта документа градостроительного зонирования — в течение 10 дней. Решение о подготовке проекта документации по планировке территории — в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

Порядок информирования при публичных слушаниях

Следует отметить, что в отличие от положений ст. 68 Градостроительного кодекса города Москвы, Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» предусматривает общий порядок информирования о проведении публичных слушаний, установленный для официального опубликования нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, и размещения на официальном сайте органа градостроительства Санкт-Петербурга или уполномоченного органа (п.

1 ст. 4, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 8 Закона). Каких-либо «иных способов» оповещения не предусматривается.

Публикация информационного сообщения о проведении публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектам документации по планировке территории осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в 10-​​дневный срок со дня получения от организатора подготовки документации и не позднее чем за 30 дней до проведения обсуждения документации.

Публикация информационного сообщения о проведении публичных слушаний по вопросам предоставления специальных разрешений осуществляется за счет заинтересованного лица в 10-​​дневный срок со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении соответствующего разрешения и не позднее чем за 20 дней до проведения обсуждения документации.

В свою очередь, Градостроительный кодекс города Москвы устанавливает единый срок для оповещения о публичных слушаниях — не позднее, чем за 7 дней до открытия экспозиции (п. 7 ст. 68).

Схожим с положением п. 11 ст. 68 Градостроительного кодекса города Москвы, является п.3.3. Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 г. № 49, о пригодности помещения, представляемого для экспозиции и общественных слушаний, для использования аудио- и видеоаппаратуры, воспроизведения и демонстрации необходимых информационных и демонстрационных материалов, обеспечивающих полноту и достоверность информирования граждан по обсуждаемой документации.

Читайте также:  Строительство декларации кому подавать

Ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61 устанавливается общий минимум срока проведения экспозиции — она не должна быть менее 10 дней. Согласно п. 2 указанной статьи на экспозиции должны быть представлены документация; пояснительная записка к документации; копии согласований документации, полученные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга; копия публикации информационного сообщения о проведении публичных слушаний по документации с указанием выходных данных средства массовой информации; иные информационные и демонстрационные материалы, обеспечивающие полноту и достоверность информирования граждан по обсуждаемой документации. Градостроительный кодекс города Москвы в свою очередь не требует обязательного предоставления на экспозиции копии публикации сообщения о проведении публичных слушаний.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61 не позднее чем через семь дней после окончания работы экспозиции проводится обсуждение — общественные слушания (как и в случае со сроком проведения экспозиции, в отличие от московского законодательства, отсутствует какая-либо дифференциация сроков в зависимости от категории проекта). Регламент обсуждения документации не установлен.

Подведение итогов публичных слушаний

Легитимность проведенных общественных слушаний подтверждается обязательным участием в них представителя уполномоченного на проведение публичных слушаний органа, представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и представителя организатора подготовки документации, которые впоследствии и подписывают протокол обсуждения (п.п.2,3 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61).

Администрация района Санкт-Петербурга в течение 7 рабочих дней со дня проведения обсуждения оформляет протокол обсуждения проектов документов территориального планирования или документации по планировке территории по форме, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 г. № 49.

На основании протокола, а также предложений и замечаний заинтересованных лиц администрация района Санкт-Петербурга готовит заключение о результатах публичных слушаний по форме, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 г. № 49.

Администрация района Санкт-Петербурга не позднее чем через семь рабочих дней со дня подготовки заключения обеспечивает его опубликование (п.3.8. Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 г. № 49).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 г. №400 – 61 общий срок проведения публичных слушаний со дня оповещения населения о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний по документации не может быть менее 1 месяца и более 3 месяцев.

Один комментарий к “Юридический анализ (публичные слушания)”

1.Цитата: «Процедура публичных слушаний в Москве более детализирована. К примеру, московский кодекс четко определяет тех, кто может принимать участие в слушаниях, разделяя их на категории (жители, собственники, работники и др.). В свою очередь, законодательство Санкт-Петербурга ограничивается исключительно понятием «заинтересованных лиц», используемым и в Градостроительном кодексе РФ. В целом нужно отметить, что порядок проведения слушаний в Санкт-Петербурге дает большую свободу действий уполномоченным органам при решении организационных вопросов.«
Комментарий: Не могу согласиться, что «четкость» определения участников московских слушаний — положительный фактор. На практике мы стокнулись, что на публичные слушания не допускались историки архитектуры,архитекторы, эксперты,
независимые специалисты, но в то же время они же и заинтересованные граждане.

2.Процедура Публичных слушаний имеет смысл, если к замечаниям граждан прислушиваются и они являются равноправными «стратегами» развития города, а сейчас давлеет инвестор и коммерсант. К анализу и аналитике поступивших предложений должны быть подключены независимые институты, социологи, статистики. Результаты должны публиковаться и тогда мы сможем узнать, какой процент предложений, по каким районам, объектам учтены. Сейчас приходится полагаться на заявления чиновников от архитектуры. Процесс принятия решений не прозрачен, что создает лазейки для лоббистов и коррупционеров.

3.Юристам стоит провести аналитику по соответствию Градостроительного кодекса Москвы Градкодексу РФ. Неплохой материал по данной теме есть на сайте Института экономики города.

4.По процедуре слушаний необходимо отметить, что ранее Генеральная прокуратура и Московская Прокуратура отмечали отсутствие согласования федеральных функций, что в нарушение законодательства не мешает выносить документы Генплана и ПЗЗ на Публичные слушания и утверждение (в первом чтении уже приняты). Так же обстоят дела и с отсутствием утвержденных региональных градостроительных регламентов. Разработчики отвечают, что при актуализации и разработке опирались на действующие нормы МГСН (г.Москва), не противоречащие Градкодексу. Не означает ли это, что в своей работе архитекторы опирались на несостоятельный документ, в связи с утратой силы значительного количества градостоительных норм?

Источник: www.my-sosedi.ru

Строительство дорог без публичных слушаний

Под самый конец 2013 года, который был объявлен в Российской Федерации Годом охраны окружающей среды, несколько депутатов от правящей партии внесли в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, суть которого сводится к отмене публичных слушаний в отношении линейных объектов, к которым, в частности, относятся линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги и тд.

Строительство дорог без публичных слушаний

Таким образом, если чиновниками будет принято решение о строительстве в непосредственной близости от жилых домов или в лесопарковой зоне – автомагистрали, железной дороги, трубопровода или какого-нибудь иного объекта инфраструктуры, не только никого не будет интересовать мнение общественности, но и информировать отдельно граждан, органы власти будут не обязаны.

Напомним, согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под «линейным объектом» понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Внесение подобного законопроекта тем более интересно, что в 2012 году Президент Российской Федерации утвердил Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с планом действий по реализации этого документа, который утвержден Распоряжением Правительства от 18 декабря 2012 г. № 2423-р, планировалось присоединение Российской Федерации к международной Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция). Однако в 2013 году присоединения не произошло. В соответствии с основными принципами Орхусской конвенции общественность наделеятся более широкими полномочиями по вопросам общественного участия и доступа к экологической информации.

Таким образом, законодательная инциатива депутатов противоречит не только здравому смыслу и Конституции Российской Федерации, но и международным нормам и стандартам. Экологический правозащитный центр «Беллона» представил отзыв на законопроект, который приводится ниже.

Любой желающий может отправить отзыв на законопроект через страницу обращений на сайте Государственной Думы Российской Федерации или подписать петицию на сайте Change.org.

Отзыв на проект федерального закона

«О внесении изменений в статью 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Читайте также:  Строительство какого из перечисленных городов началось в 1703 г

Ознакомившись с проектом федерального закона № 391826‑6 «О внесении изменений в статью 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считаю важным отметить следующее.

1. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 .03 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 .03 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» факторы среды обитания, среди которых химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения) оказывают или могут оказывать воздействие на человека.

Согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под «линейным объектом» понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В некоторых нормативных актах под «линейным объектом» понимаются различные объекты строительства. Например, инфраструктура освоения месторождений полезных ископаемых в случаях, если в этих целях необходимо строительство линейных объектов в соответствии с проектом обустройства месторождения.

Судебная практика (решение Пермского районного суда от 26.01.2012 г.) относит к линейным объектам насосные станции, трансформаторные подстанции и пр.

Таким образом, перечень линейных объектов является открытым, и под терминологию «линейный объект» могут подпадать различные строительные объекты, обладающими повышенными шумовыми, вибрационными, тепловыми, электромагнитными и пр. характеристиками, которые оказывают (могут оказать) воздействие на человека.

2. В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты планировки территории и проекты межевания территории, в том числе подготавливаемые для размещения линейных объектов, подлежат обсуждению на публичных слушаниях.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды осуществляется общественный экологический контроль, одной из форм которого является участие граждан в публичных слушаниях.

Публичные слушания – форма участия жителей города в осуществлении местного самоуправления путем выражения своего мнения (отношения) к решению общественно значимых вопросов местного значения.

Согласно п.7 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания проводятся в том числе и в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, с участием граждан проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

В том случае, если хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду, на публичные слушания (общественные обсуждения) выносятся вопросы оценки ее воздействия на окружающую природную среду (ОВОС).

К видам деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подпадающим под термин «линейного объекта» относятся: строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для железных дорог, трубопроводов для транспортировки нефти, газа и пр.

Таким образом, хозяйствующий субъект, в случае, если его деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду обязан провести ОВОС (в соответствии с которым возможен альтернативный вариант размещения объекта) и обсудить его на публичных слушаниях (общественных обсуждениях).

3. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормы по общественному участию содержатся в международных актах: Конвенции ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспо), Конвенции ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская Конвенция), к ратификации которых и внесению соответствующих изменений во внутренне законодательство сейчас готовится Российская Федерация.

Таким образом, исключение процедуры публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготавливаемой для размещения линейных объектов, противоречит нормам международного законодательства и процедуре гармонизации российского законодательства в связи с ратификацией международных конвенций.

4. В силу ч. 2 ст.55 Конституции РФ «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

5. В п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ к термину «линейный объект» относится фраза «и другие подобные сооружения», которая является коррупциогенным фактором и создает неограниченные возможности для органов государственной власти при принятии решений в отношении процедуры проведения публичных слушаний проектов планировки и проектов межевания территорий.

Таким образом, в представленном в проекте федерального закона № 391826‑6 «О внесении изменений в статью 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявлен коррупциогенный фактор.

С учетом вышеизложенного полагаю, что принятие федерального закона № 391826‑6 «О внесении изменений в статью 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исключающих из публичных слушаний проекты планировки территории и проекты межевания территории подготавливаемые для размещения линейных объектов является нарушением прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и обитания, участия граждан в принятии решений, в осуществлении местного самоуправления путем выражения своего мнения (отношения) к решению общественно значимых вопросов местного значения, и противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права.

Проведенный анализ показывает отсутствие в проекте закона антикоррупционных механизмов и создает дополнительные возможности для коррупции при приятии решений государственными или муниципальными служащими в отношении процедуры проведения публичных слушаний проектов планировки и проектов межевания территории подготавливаемые для размещения линейных объектов.

Н.Б. Поправко, адвокат,

правовой эксперт Экологического правозащитного центра «Беллона»,

независимый эксперт Минюста РФ на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность.

Источник: bellona.ru

Рейтинг
Загрузка ...