Почти три года назад, 07.11.2006 г. была опубликована статья В.И. Семейко «Великую китайскую стену строили… не китайцы!», в которой президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев высказал свои соображения о некитайском происхождении «Китайской» стены:
– Как известно, к северу от территории современного Китая существовала другая, гораздо более древняя цивилизация. Это неоднократно подтверждено археологическими открытиями, сделанными в частности, на территории Восточной Сибири.
Впечатляющие свидетельства этой цивилизации, сопоставимой с Аркаимом на Урале, не только до сих пор не изучены и не осмыслены мировой исторической наукой, но даже и не получили должной оценки в самой России. Что же касается так называемой «китайской» стены, то говорить о ней как о достижении древней китайской цивилизации не совсем правомерно. Здесь для подтверждения нашей научной правоты достаточно привести только один факт. БОЙНИЦЫ на значительной части стены НАПРАВЛЕНЫ НЕ НА СЕВЕР, А НА ЮГ! И это отчётливо видно не только на наиболее древних, не реконструированных участках стены, но даже и на недавних фотографиях и в произведениях китайского рисунка.
Великая китайская стена — интересные факты
Также было сделано предположение о том, что на самом деле «Китайская» стена была построена для обороны от китайцев, которые впоследствии просто присвоили себе достижения других древних цивилизаций.
После выхода указанной статьи её данные были использованы многими СМИ. В частности, Иван Кольцов опубликовал 22 ноября 2006 года в центральном органе Министерства обороны РФ газете «Красная звезда» статью «История Отечества. Русь начиналась в Сибири», в которой рассказал об открытии, которое сделали исследователи из Академии фундаментальных наук. После этого интерес к действительности по отношению к «Китайской» стене значительно вырос.
«Китайская» стена выполнена аналогично европейским и русским средневековым стенам, основное направление действия которых – защита от огнестрельных орудий. Строить подобные сооружения начали не ранее 15-го века, когда на полях сражений появились пушки и другие осадные орудия. Ранее 15-го века, естественно, у так называемых «северных кочевников» орудий не было.
Из опыта строительства сооружений такого плана следует: «Китайская» стена была построена, как военно-оборонительное сооружение, обозначающее границу между двумя странами – Китаем и Россией, после того, как была достигнута договорённость об этой границе. И это может подтвердить карта того времени, когда граница между Россией и Китаем проходила по «Китайской» стене.
Сегодня «Китайская» стена находится внутри Китая и свидетельствует о неправомерности нахождения китайских граждан на территориях, расположенных севернее стены.
↑ Название «Китайской» стены
На карте Азии 18-го века, изготовленной Королевской Академией в Амстердаме, обозначены два географических образования: с севера – Тартария (Tartarie), с юга – Китай (Chine), северная граница которого идёт примерно вдоль 40-й параллели, то есть точно по «Китайской» стене. На этой карте стена обозначена жирной линией и подписана «Muraille de la Chine», сейчас часто это словосочетание переводят с французского, как «Китайская стена». Однако буквально мы имеем следующее: muraille «стена» в именной конструкции с предлогом de (сущ. + предлог de + сущ.) la Chine выражает предмет и принадлежность его, то есть «стена Китая».
Но в других вариантах той же конструкции обнаруживаем иные значения словосочетания «Muraille de la Chine». Например, если оно обозначает предмет и его название, то получим «стена Китая» (аналогично, например, place de la Concorde – площадь Согласия), то есть стена, построенная не Китаем, а названная в его честь – причиной образования стало наличие рядом со стеной Китая. Уточнение этой позиции обнаруживаем в другом варианте той же конструкции, то есть, если «Muraille de la Chine» обозначает действие и предмет, на который оно направлено, то – «стена (от) Китая». То же получаем при ещё одном варианте перевода той же конструкции – предмет и место его нахождения (аналогично, appartement de la rue de Grenelle – квартира на улице Гренель), то есть «стена (в соседстве) с Китаем». Причинно-следственная конструкция позволяет нам перевести словосочетание «Muraille de la Chine» буквально, как «стена от Китая» (аналогично, например, rouge de fièvre – красный от жара, pâle de colère – бледный от гнева).
Сравните, в квартире или в доме мы называем ту стену, которая нас отделяет от соседей, соседской стеной, а ту стену, которая отделяет нас от наружы – наружной стеной. То же самое мы имеем и при названии границ: финская граница, «на китайской границе», «на литовской границе». И все эти границы строили не те государства, именами которых они названы, а то государство (Россия), которое обороняется от названных государств. В этом случае прилагательные указывают только на географическое расположение российских границ.
Таким образом, словосочетание «Muraille de la Chine» следует переводить, как «стена от Китая», «стена, отграничивающая от Китая».
↑ Изображения «Китайской» стены на картах
Картографы 18-го века изображали на картах только те объекты, которые имели отношения к политическому разграничению стран. На упомянутой карте Азии 18-го века граница между Тартарией (Tartarie) и Китаем (Chine) проходит вдоль 40-й параллели, то есть точно по «Китайской» стене. На карте 1754 года «Carte de l’Asie» «Китайская» стена тоже проходит по границе между Великой Татарией и Китаем. В академической 10-томной Всемирной Истории представлена карта Цинской Империи второй половины 17-го – 18-го вв., на которой подробно изображена «Китайская» стена, проходящая точно по границе между Россией и Китаем.
↑ Время строительства «Китайской» стены
По утверждению китайских учёных, Великую «Китайскую» стену начали строить в 246-м году до н.э. императором Ши-Хоангти. Высота стены – от 6 до 7 метров.
Рис. Участки «Китайской» стены, построенные в разное время (данные китайских исследователей)
Л.Н. Гумилёв писал: «Стена протянулась на 4 тыс. км. Высота её достигала 10 метров, и через каждые 60 – 100 метров высились сторожевые башни». Цель её строительства – защита от северных кочевников. Однако стена была построена только к 1620-му году н.э., то есть через 1866 лет, явно просрочив соответствие заявленной при начале строительства цели.
Из европейского опыта известно, что древние стены, возрастом более нескольких сотен лет, не чинят, а перестраивают – ввиду того, что и материалы, и сама постройка за более длительное время набирают усталость и просто разваливаются. Так, многие военные укрепления на Руси были перестроены в 16-м веке. Но представители Китая продолжают утверждать, что «Китайская» стена была построена именно 2000 лет назад и сейчас предстаёт перед нами в том самом, первоначальном виде.
Л.Н. Гумилев также писал:
«Когда работы были закончены, оказалось, что всех вооруженных сил Китая не хватит, чтобы организовать эффективную оборону на стене. В самом деле, если на каждую башню поставить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его раньше, чем соседи успеют собраться и подать помощь. Если же расставить пореже большие отряды, то образуются промежутки, через которые враг легко и незаметно проникнет вглубь страны. Крепость без защитников не крепость».
Но давайте воспользуемся китайскими датировками и посмотрим, кто и против кого строил разные участки стены.
↑ Ранний железный век
Проследить этапы строительства «Китайской» стены, основанные на данных китайских учёных, чрезвычайно интересно. Из них видно, что китайских учёных, называющих стену «Китайской», не сильно заботит то, что сам китайский народ в её строительстве никакого участия не принимал: каждый раз, когда очередной участок стены строился, китайское государство находилось далеко от мест строительства.
Итак, первая и основная часть стены построена в период с 445 г. до н.э. по 222 г. до н.э. Она проходит вдоль 41° – 42° северной широты и одновременно вдоль некоторых участков р. Хуанхэ.
В это время, естественно, никаких монголо-татар не было. Более того, первое объединение народов в составе Китая состоялось только в 221 г. до н.э. под царством Цинь. А до этого был период Чжаньго (5 – 3 вв. до н.э.), в который на территории Китая существовало восемь государств. Только в середине 4 в. до н.э. Цинь начало борьбу против других царств и к 221 до н. э. покорило часть из них.
Рис. Участки «Китайской» стены к началу создания государства Цинь (к 222 г. до н.э.)
На рисунке показано, что западная и северная граница государства Цинь к 221 г. до н.э. стала совпадать с тем участком «Китайской» стены, который начал строиться ещё в 445 г. до н.э. и был построен именно в 222 г. до н.э.
Рис. Участки «Китайской» стены в первые пять лет государства Цинь (221 – 206 гг. до н.э.)
Таким образом, видим, что этот участок «Китайской» стены строили не китайцы государства Цинь, а северные соседи, но именно от распространяющихся на север китайцев. Всего за 5 лет – с 221 по 206 гг. до н.э. – была построена стена вдоль всей границы государства Цинь, что и остановило распространение его подданных на север и на запад. Кроме того в это же время на 100 – 200 км западнее и севернее от первой была построена и вторая линия обороны от Цинь – вторая «Китайская» стена этого периода.
Рис. Участки «Китайской» стены в эпоху Хань (206 до н.э. — 220 г. н.э.)
Следующий период строительства охватывает время с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. За этот период были построены участки стены, располагающиеся на 500 км западнее и на 100 км севернее от предыдущих.
↑ Раннее средневековье
В 386 – 535 гг. 17 некитайских царств, существовавших в северном Китае, объединились в одно государство – Северный Вэй.
Их силами и именно в этот период была возведена следующая часть стены (386 – 576 гг.), одна часть которой была построена вдоль предыдущего участка (вероятно, разрушившегося от времени), а вторая часть – в 50 – 100 км южнее – по границе с Китаем.
↑ Развитое средневековье
В период с 618 по 907 гг. Китаем правила династия Тан, которая не ознаменовала себя победами над северными соседями.
Рис. Участки «Китайской» стены, построенные к началу правления династии Тан
В следующий период, с 960 по 1279 гг. в Китае утвердилась империя Сун. В это время Китай утратил господство над своими вассалами на западе, на северо-востоке (на территории Корейского полуострова) и на Юге – в северном Вьетнаме. Сунская империя потеряла значительную часть территорий собственно китайцев на севере и северо-западе, отошедшей к киданьскому государству Ляо (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси), тангутскому царству Си-Ся (часть территорий современной провинции Шэньси, целиком территория современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района).
Рис. Участки «Китайской» стены, построенные за время правления династии Сун
В 1125 г. граница между некитайским царством чжурчжэней и Китаем проходила по р. Хуайхэ – это в 500 – 700 км к югу от мест построенной стены. А в 1141 г. был подписан мирный договор, согласно которому китайская Сунская империя признавала себя вассалом некитайского государства Цзинь, обязавшись платить ему большую дань.
Однако пока собственно Китай ютился к югу от р. Хунахэ, в 2100 – 2500 км к северу от его границ был возведён очередной участок «Китайской» стены. Эта часть стены, построенная с 1066 по 1234 гг., проходит по российской территории севернее п. Борзя рядом с р. Аргун. В это же время в 1500 – 2000 км к северу от Китая построен ещё один участок стены, расположенный вдоль Большого Хингана.
↑ Позднее средневековье
Следующий участок стены был построен в период с 1366 – 1644 гг. Он проходит по 40-й параллели от Аньдуна (40°), чуть севернее Пекина (40°), через Иньчуан (39°) до Дуньхуан и Аньси (40°) на западе. Этот участок стены – последний, самый южный и самый глубоко проникающий в территорию Китая.
Рис. Участки «Китайской» стены, построенные за время правления династии Мин
В Китае в это время правила династия Мин (1368 – 1644 гг.). В начале 15 века эта династия проводила не защитную политику, а внешнюю экспансию. Так, например, в 1407 г. китайского войска захватили Вьетнам, то есть территории, располагающиеся за пределами восточного участка «Китайской» стены, построенного в 1368 – 1644 годы. В 1618 г. России удалось договориться с Китаем о границе (миссия И. Петлина).
Во время постройки этого участка стены к российским территориям относилось всё Приамурье. К середине 17-го века на обоих берегах Амура уже существовали русские крепости-остроги (Албазинский, Кумарский и др.), крестьянские слободы и пашни. В 1656 было образовано Даурское (позднее – Албазинское) воеводство, в которое входила долина Верхнего и Среднего Амура по обоим берегам.
С китайской стороны – с 1644 года в Китае стала править династия Цин. В 17-м веке граница империи Цин проходила чуть севернее Ляодунского полуострова, то есть точно по этому участку «Китайской» стены (1366 – 1644 гг.).
В 1650-е годы и позднее Цинская империя попыталась военной силой захватить русские владения в бассейне Амура. На стороне Китая выступали также и христиане. Китай требовал не только всё Приамурье, но все земли к востоку от Лены. В результате, по Нерчинскому договору (1689 г.) Россия была вынуждена уступить Цинской империи свои владения по правому берегу р. Аргунь и на части левого и правого берегов Амура.
Таким образом, в период строительства последнего участка «Китайской» стены (1368 – 1644 гг.) именно китайская сторона (Мин и Цин) вела захватнические войны по отношению к российским землям. Поэтому Россия была вынуждена вести оборонительные пограничные войны с Китаем (см. С.М. Соловьев, «История России с древнейших времен», том 12, глава 5).
Построенная русскими к 1644 году «Китайская» стена проходила точно по границе России с Цинским Китаем. В 1650-е годы Цинский Китай вторгся на русские земли на глубину до 1500 км, что было закреплено Айгуньским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами.
↑ Выводы
Из сказанного выше можем сформулировать следующие выводы:
Название «Китайская» стена обозначает «стена, отграничивающая от Китая» (аналогично тому, как китайская граница, финская граница и т.п.).
В то же время происхождение самого слова «Китай» происходит от русского «кита» – вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений; так, название района Москвы «Китай-город» дано аналогичным способом ещё в 16-м веке (то есть до официального познания Китая), сама постройка состояла из каменной стены с 13 башнями и 6 воротами;
Время возведения «Китайской» стены делится на несколько этапов, в которых:
-
Первый участок некитайцы начали с троить в 445 г. до н.э., а, построив к 221 г. до н.э., остановили продвижение китайцев Цинь на север и запад;
Всё сказанное подтверждает и тот факт, что бойницы «Китайской» стены смотрят на юг – то есть на китайцев.
«Китайскую» стену строили русские поселенцы на Амуре и в Северном Китае для защиты от китайцев.
Источник: www.perunica.ru
Великая Китайская стена — крупнейший памятник архитектуры в мире
Одна из самых ярких мировых достопримечательностей, которая заслужила “красоваться” в перечне мирового наследия ЮНЕСКО. Великая Китайская Стена в северном Китае в традиционном варианте называется 長城, а в упрощенном — 长城. Поскольку иероглифы трудно понять и прочитать, существует и более известное имя на английском Channg-ch’ng или Wann Lee Channg-ch’ng или попросту Great Wall.
Однако все имена строения переводятся одинаково — “Длинная стена в 10 000 ли”. Никто не призывал посетить Стену так же величественно, как в прошлом столетии Председатель Мао: “Вас нельзя назвать героем, пока вы не окажетесь у Великой Китайской Стены”. Только преодолевая трудности, можно достичь цели.
Мало просто увидеть достопримечательность на фото — намного лучше увидеть все собственными глазами. Китайская стена простирается на сотни километров по горной и скалистой местности. У каждого участка строения есть одно общее качество — с любой точки открывается шикарный вид на природу страны.
В создании Стены участвовал почти миллион человек, которые потом, кровью и слезами возводили эту конструкцию. Сегодня это одно из новых семи чудес света.
Где находится Великая Китайская Стена
Осмотр одной из популярнейших достопримечательностей Поднебесной означает, что вы посетите какой-нибудь участок из тысяч мест, которые открыты для туристов. Есть возможность ознакомиться и с закрытыми местностями, но это уже будет сложнее сделать. В основном посещают участок Бадалин. Великая Китайская Стена располагается в северном Китае, а в участке Бадалин проходит возле Пекина.
Добраться до Китайской Стены и до самого популярного места Бадалина проще, чем к другим зонам. Просто сюда можно доехать разными видами транспорта.
Такси
Естественно, такая дорога обойдется дорого, а без умения торговаться и изъясняться на китайском выйдет еще дороже. В хороший день стоимость достигнет 500 юаней, а в худшем случае могут запросить и 1000 юаней (почти 150$). Да, и такси это же слишком легко для тру-путешественника
Электричка
Простой и бюджетный вариант, но с большим “но” — очень длинные очереди. Люди занимают очередь не только за билетом, но и для того, что потом попасть в вагон. На вокзалах людно в любое время суток. Но если вы решились воспользоваться железнодорожными услугами, то поезд до Бадалина идет с Северного вокзала в Пекине (у таких учреждений адрес состоит из названия улицы и района).
Проще всего доехать до вокзала подземным транспортом. Необходимо найти станцию Xi Zhi Men (西直门), которая расположена на второй кольцевой ветке.
Удобнее всего выйти на А1 или Е2. Если станция метрополитена вокзальная, то обычно повсюду натыканы указатели, по которым тяжело заблудиться. Расписание пригородного транспорта висит на стене. Нужно выбрать поезд, запомнить номер и идти в кассу за билетом. Чтобы купить билет, держите при себе загранпаспорт и наличные.
Знаете ли Вы? Многие участки Стены почти разрушены. В 70-е годы прошлого столетия сооружение считалось символом деспотизма. Власти даже рекомендовали людям брать из стен кирпичи и камни для собственных нужд.
Еще одна трудность этого варианта — очень мало кассиров хоть немного владеют английским языком. Если вы не говорите на китайском, то лучше записать номер поезда и показать кассиру название места, куда вы направляетесь. Подойдет и латиница Badaling или же напишите китайское название города 八达岭站. В основном это электрички под номером S2XX, то есть S203, S205, S2045 и другие.
Дорога займет около 1,5 часа. Цена проезда около доллара — всего 6 юаней. И важный момент — если вы приверженец чистоты и аккуратности во всем, то путешествовать китайскими электричками не для вас.
Автобус
Следует найти станцию метро Jishuitan (积水潭) на второй ветке. Нужно выйти на B2. В месте, где стоят автобусы до Бадалина, будет указатель. Необходимо отыскать автобус № 877 или № 919. На самом транспорте написаны следующие иероглифы 八达岭长城.
Удобнее добираться автобусом № 877, поскольку конечная остановка у Великой Китайской Стены. А вот № 919 тоже идет к нужному пункту назначения, но его маршрут длиннее, поэтому нужно хорошо наблюдать за дорогой, чтобы не пропустить свою остановку. Будьте бдительны: еще есть автобус № 919 快, который вообще идет в другую сторону.
Транспорт ходит каждые 15-20 минут. Из столицы рейсы идут с шести утра до полудня и обратно с пол одиннадцатого до пяти вечера. Зачастую надписи продублированы и на английском. Лучше задавать дополнительные вопросы в справочном бюро, а не у людей на улицах. Дело в том, что вы можете попасться на таксистов или их коллег, которые скажут, что автобусы не ходят, а они готовы отвезти вас к месту за баснословные суммы.
Только следите, чтобы пришел крупный автобус, а не тесная маршрутка. Дорога займет почти 1,5 часа. Цена билета около 12 юаней. В любом случае это будет удобнее электрички и выгоднее такси: 4 юаня на метро и 24 юаня на автобус (цены в две стороны) — выходит только 28 юаней или 4 доллара.
Экскурсия
Есть вариант присоединиться к экскурсионной группе. Транспорт отходит с площади Тяньаньмэнь. В подобную программу зачастую включают и сувенирные лавки. Такие визиты отнимут лишние пару часов и несколько сотен юаней. Если вы не хотите ходить за кем-то гуськом, а свободно гулять, то лучше воспользоваться другим вариантом. Крупнейший архитектурный памятник можно посмотреть и на карте по координатам 40°25′ с. ш. 116°05′ в. д.
Как только вы окажетесь в Бадалине, то дальше идите туда, куда движется основная масса людей. Эта толпа наверняка идет в нужное место — к Великой Китайской Стене. Но если вы сомневаетесь, то спросите у идущих рядом иностранцев.
История создания
У одного из семи чудес света не только большая длина, но и солидная история, которая началась более 2300 лет назад. Стену возводили разные государства и династии в различных районах с одной целью — очертить территориальные границы. Обычно рассказывают, что первый император, который начал строительство, принадлежал к династии Цин. Но это далеко не так.
Основные события из создания Великой Китайской Стены ниже:
- Период сражающихся Царств (770-221 г. до н.э.). Правители Чжоу — строительство первых оборонительных стен.
- 221-207 г. до н.э. Род Цин — первый император династии объединил разрозненные участки Китайской Стены на северной границе государства.
- 206-220 г. до н.э. Династия Хань — увеличилась западная часть сооружения до перевала Юймэнь благодаря Ханю Вуди.
- 1368-1644 г. Династия Мин — генерал Ци Цзигуан, Национальный герой, восстановил Китайскую Стену вокруг Пекина.
После императора рода Мин к правлению пришла династия Цин из Маньчжурии, которая занимала главный пост страны с 1644 по 1911 гг. Почти за три тысячелетия время нанесло серьезный ущерб Великой Стене, ведь Цин не следили за поддержанием порядка достопримечательности. Лишь маленький участок Бадалин возле Пекина содержали в приличном виде, поскольку это место считалось “вратами в столицу”. Сегодня именно этот сегмент сооружения чаще всего входит в список посещения.
Бадалин разрешено посещать с 1957 года, а в 2008 году здесь был финиш олимпийской гонки на велосипедах. Сюда в свое время нанес визит президент США Ричард Никсон. Еще в 1899 году американские СМИ твердили о том, что скоро стену разберут и построят шоссе, однако это предсказание не сбылось.
Китайский политик и реформатор Дэн Сяопин организовал программу по сохранению Великой Китайской Стены в 1984 году, как гласит Википедия. Финансовую помощь оказали не только местные предприятия, но и заграничные фирмы. Была собрана некоторая сумма и среди частных лиц — любой желающий мог пожертвовать деньги.
Для чего строили Великую Китайскую Стену
Основные цели, по которым решили соорудить подобную конструкцию:
- защитить Великий шелковый путь;
- предотвратить вторжение с севера.
В эпоху правления императора из рода Цин произошло одно из главных событий — объединились участки стены в северной части страны. Таким образом, образовалась мощная защита против врагов из северных государств. Правители рода Хань расширили Стену на запад, чтобы обезопасить Великий шелковый путь — главную караванную дорогу, которая соединяла Восточную Азию со странами Средиземноморья.
Это интересно. Существует легенда, что когда-то жил дракон, определяющий направление строительства Стены. Некоторые эксперты даже уверены, что Великая Стена имеет форму этого волшебного существа.
Как возводили Китайскую Стену
Великую Китайскую Стену строили самоотверженные и мудрые люди, которые не берегли себя и отдавали все свои силы, а порой и жизнь, чтобы создать это строение. Сотни семей разделили, а тысячи рабочих погибли во время строительных работ. Для возведения привлекали крестьян, бунтовщиков и солдат.
Из материалов использовали землю, песок, камни и кирпич. Материалы доставляли к месту с помощью веревок, нагружали повозки с ослами или несли собственными руками. Протяженность Великой Китайской Стены в километрах составляет в официальных сводках почти 9000 км — 8851 км и 800 м. Грандиозные числа.
Как обстоят дела у главной достопримечательности Китая сегодня
Эрозия активно разрушила уже почти 60 км стены в районе Шаньси на северо-западе. Основная причина — интенсивные хозяйственные работы в селах. С 1950-х годов постепенно высыхали подземные источники, поэтому регион превратился в эпицентр возникновения сильных песчаных бурь.
Более 40 км уничтожено временем, и только 10 км расположены на прежнем месте. Однако высота сооружения значительно уменьшилась — с пяти до двух метров. В 1987 году Великую Китайскую Стену включили в список наследия ЮНЕСКО в качестве одного из величайших исторических памятников страны. К тому же, это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира — каждый год сюда приезжают 40 млн туристов.
Великая Китайская Стена: истории и легенды
Одна из самых известнейших достопримечательностей Поднебесной таит в себе десятки интересных рассказов и сказаний. Для строительства Стены рабочие приложили все усилия, мудрость, кровь и пот, слезы и преданность. Тысячи жизней унесло возведение удивительного памятника архитектуры. Неудивительно, что с уникальным сооружением связано много мифов и легенд, а о некоторых из них пойдет речь дальше.
О Мэн Цзян Нюй
Сказание о вере и искренних чувствах. Когда-то жила девушка Мэн Цзян Нюй, которая сильно грустила за мужем. Строительство Великой Стены отобрало у нее супруга. Юная красавица настолько сильно плакала, что соленые слезы разрушили один из участков стены и вскоре он обрушился.
Девушка увидела своего возлюбленного и тысячи других рабочих, которые отдали свои жизни во время строительства Китайской стены. Эта история входит в список популярнейших легенд об сооружении.
Уже несколько веков во всем Китае ставят тематические спектакли и пишут оперы по мотивам сказания. В память о Мэн Цзян Нюй даже строят храмы. Среди десятков подобных зданий есть один особый храм на перевале Шаньхай. Сооружение до сих пор в хорошем состоянии и сюда часто приходят туристы.
Металлический суп на Китайской Стене
Самый знаменитый участок памятника находится недалеко от пригорода Пекина и носит название Хуанхуачэн, что переводится как “цитадель с желтыми цветами”. Это имя выбрано не просто так, поскольку в летнее время на ближних холмах расцветают красивые растения желтого цвета. А также существует и необычная легенда, которая связана со строительством этого участка.
В 1368-1644 годах в Китае правила династия Мин. Однажды император отдал приказ построить участок Великой Стены Хуанхуачэн, а заняться этим должен был генерал Цай Кай. Военачальник работал по очень строгой системе и усердно контролировал качество работы. Генерал многие годы упорно трудился над участком.
Однако в один прекрасный день военный министр решил проверить, сколько же финансов ушло на этот проект. После проверки чиновник решил, что Цай Кай потратил слишком много из казны императора. Министр долго не думал и приказал отрубить голову генералу за излишнюю расточительность.
Позже на участок приехал служащий из двора императора. Чиновник отметил, что стена получилась очень прочная. К тому же, на ней были крутые участки, неприступные для врагов. Об этом доложили во дворец и государь понял, что казнь Цай Кая была ошибкой.
Позже по приказу императора построили гробницу и поставили мемориальный камень в честь генерала. Оказалось, что Цай Кай хорошо потрудился и обеспечил безопасность своему государству. На камне выгравированы слова Jintang, которые переводятся как “суп из металла”. Император придумал такое сравнение, когда хотел подчеркнуть особую прочность участка Хуанхуачэн.
Архитектурный стиль
Китайская Стена не просто сооружение, а объединенная система для обороны страны. На ней расположились смотровые вышки для наблюдения, крепости для командных пунктов, сигнальные башни для передачи сообщений.
В эпоху правления рода Мин в XIV-XV веке Великую Стену переделывали, чтобы она стала сильнее и лучше защищала от недругов. Это стало возможным, поскольку постоянно развивались строительные техники.
В архитектурном ансамбле можно выделить три основные сооружения:
Главная стена
Вся постройка во времена Мин имела “зубцы”, высота которых достигала почти 2 м. На них были амбразуры, бойницы и парапеты до 1,2 м.
Крепости
Их строили на важных или уязвимых участках (например, на перевалах). Одна такая цитадель стоит на перевале Шаньхай, другая — на Цзюйюн и еще на Цзяюй. Крепости были оснащены воротами и массой окон, из которых стреляли из лука. Крепостные ворота считались самыми сильными участками Стены, которые нельзя было преодолеть.
Защитные башни
Каждая вышка высотой в 500 м или немного меньше. На этих сооружениях сидели лучники и время от времени защищали Стену от атакующих врагов.
Лайфхак для туриста. На Стене организовывают вечерние экскурсии. В это время памятник освещается огоньками, которые придают великому сооружению особый облик и создают магическую атмосферу.
Великий памятник: как восстановить и сохранить?
Чтобы остановить разрушение участков Стены в будущем, правительство Китая предпринимает меры для защиты уникального сооружения:
- принимают законы для восстановления и защиты постройки;
- выделяют финансовые средства на обслуживание и сохранение Стены.
К тому же, сегодня любой желающий может помочь защитить Великую Китайскую Стену и продлить ее существование. Люди сажают деревья, чтобы укрепить склоны, по которым проходит сооружение. Никакого мусора, граффити на стенах. Нельзя повреждать Стену и брать с собой кирпичи из сооружения. Для последнего существует уголовная статья.
Интересные факты
Китай известен на весь мир своим крупнейшим памятником архитектуры в истории. А вот и несколько интересных фактов о Великой Китайской Стене. Существует много мифов, но мы отобрали только правдивые истории об этом удивительном сооружении.
- Официально длина Китайской Стены составляет 8851,8 км, однако это не полное число. Вся постройка тянется на 21196,18 км. Кстати, окружность экватора чуть больше 40 км.
- Сооружению уже несколько веков. Стену строили более 2 столетий. Первые участки начали возводить еще в 8 веке до н.э.
- Хотя Великая Стена уже очень давно возвышается на холмах в Китае, о ней долго не знали жители других государств. Первые европейцы, которые прошлись по Стене, были из Португалии. В этой компании оказался знаменитый первопроходец Бенто Де Гоис.
- Самая широкая точка постройки в ширину 9 м, а в высоту почти 4 м. Самая высокая точка расположена на расстоянии в 7,9 м от поверхности земли.
- На Великой Китайской Стене побывали и не совсем обычные туристы — известные личности и политики, среди которых было несколько президентов США: Рональд Рейган, Джордж Буш, Ричард Никсон, Барак Обама.
Часы работы
Кассы работают в следующем режиме: апрель-октябрь с полседьмого утра до семи вечера и ноябрь-март с семи утра до шести вечера. Прогулки по Великой Стене — это постоянно опускаться и подниматься десятки раз. Календарным летом там нереально жарко. Хотя если приехать в такое время, то получиться насладиться прохладным ветерком. Все-таки Стена находится в горах
Важные моменты, о которых нужно позаботиться заранее
- Если вы не владеете китайским, то можете подготовить карточки с необходимыми надписями. Продумайте примерно, что вы будете делать в путешествии и заранее напечатайте себе карточки.
- Еда и напитки. На прогулку уйдет минимум несколько часов, поэтому следует заранее запастись перекусом. Можно пообедать в ресторане в парке, но питание на Стене обойдется в три раза дороже. Например, маленькую бутылочку воду можно купить за 5 юаней, а в городе за нее просят всего 1 юань. Если же вам не нужно сэкономить, то этот пункт можете пропустить.
- Выбирайте удобную и нескользящую обувь. Это очень важно, поскольку некоторые места на Бадалине затерты до блеска. В неподходящей обуви можно упасть. В опасных участках есть перила.
- Лучшее время для начала прогулки — 9 утра. Для этого стоит выйти пораньше. Автобусы идут к Стене с 6 утра. На обход уйдет 2-3 часа, тогда после обеда вы будете свободны для других достопримечательностей. Но можно потратить на это сооружение и весь день. Если ехать не летом, то стоит взять с собой парочку теплых вещей. Все-таки прогулка в горах.
Цены на билет
За вход есть разная плата, поскольку есть обычный билет и немного подороже с фуникулером. Ориентироваться нетрудно: дешевый билет для прогулки пешком обойдется в 45 юаней, а дороже будет с фуникулером.
В кассе есть надписи на английском, поэтому и здесь легко. Если вы не знаете китайского, а кассир английского, то просто покажите пальцем на нужный билет и готово. Переживать об отсутствии языковой коммуникации не стоит, поскольку китайцы уже давно научились обслуживать иностранных туристов и без знания английского. Перед входными воротами в ряд расположены магазины, но цены у них завышенные. Есть и банкоматы, если вдруг закончились наличные.
Что посмотреть рядом
Туристы едут в Китай не только прогуляться по Великой Стене, а и познакомиться с другими достопримечательностями. Вот еще парочка интересных мест, которые можно посетить в Поднебесной.
-
Гробницы императоров династии Мин. Если проехать 50 км на север от Пекина, то вы окажетесь возле горы Небесного долголетия Тяньшоушань. Здесь находятся Тринадцать гробниц императоров династии Мин “Мин шисаньлин”. В усыпальницах похоронены 13 из 16 правителей рода Мин, 23 императрицы, принцы и наложницы.
Общая площадь почти 40 м2. Минские гробницы входят в список наследия ЮНЕСКО с 2003 года. Место для захоронения выбрано не случайно, а с учетом норм геомантии (фэншуй). На севере, востоке и западе комплекс окружают горы, а на юге — равнина, где находится Пекин. Территория огромная и сегодня разрешены для посещения три гробницы Динлин, Чанлин и Чжаолин, а также Священный путь.
Перед планированием поездки в Китай и посещения Великой Стены, прочитайте отзывы туристов. Теперь вы будете лучше знать, стоит ли увидеть своими глазами величайший памятник архитектуры мирового значения. Великая Китайская Стена символизирует многовековое противостояние и величие.
Это настоящий национальный символ, на который сегодня правительство выделяет огромные деньги. Все хотят сохранить это сооружение еще не на один век. Миллиарды долларов в год поддерживают сохранность архитектурного комплекса. А как думаете Вы, насколько еще возможно продлить существование Великой Китайской Стены?
Источник: puteshestvovat.com
Великая китайская стена (長城)
Великая Китайская Стена (Ваньли-чанчэн) — одно из самых известных сооружений не только Китая, но и всего мира. Она входит в список Всемирного Наследия Юнеско, является одним из семи новых чудес света, входит в список 1001 места на земле, которое нужно посетить прежде, чем умрешь, а также включено в тысячи других списков. Великая Китайская Стена — самое длинное сооружение, построенное человеком, ее длина по одним данным почти 9000км, по другим — 6500км. Великая Китайская Стена также и самое длинное кладбище в мире: более миллиона человек, участвующих в ее строительстве, погибли и похоронены в ней. Ежегодно более 40млн туристов приезжают в Китай, чтобы своими глазами увидеть Великую Китайскую Стену.
История строительства Великой Китайской стены
Великая Китайская стена была построена во время правления нескольких китайских династий. Строительство стены началось в VII веке до нашей эры. Но ее внешний вид сформировался лишь при первом императоре династии Цинь (221-210 года до нашей эры), который объединил Китай. Цинь Шихуанди, который также создал и знаменитых Терракотовых воинов, объединил уже существующие бастионы, построил смотровые башни с сигнальными огнями, чтобы во время предупреждать столицу Сиань о нападении врагов.
Строительство Великой Китайской стены продолжилось во время правления династии Хань, при ней стена продвинулась до пустыни Гоби, во времена династий Тан и Сун стена не продвинулась дальше. При династии Мин строительство Великой Китайской стены продложилось — валы, которые раньше были просто утрамбованы землей, были облицованы кирпичом. В строительстве принимали участие подневольные бедные земледельцы, солдаты, арестанты. Многие погибли при строительстве от истощения и переутомления, они были похоронены здесь же в стене.
Основным назначением Великой Китайской стены была охрана Северной части Китая от набегов кочевников и враждебных племен. Но со временем стена перестала быть преградой для кочевых варварских племен, многие из них основали свои царствующие династии в Китае, например, Цин (маньчжуры). На смену Великой Китайской стене пришли новые передовые методы и приемы защиты.
Великая Китайская стена сегодня
Великая Китайская стена поражает своими размерами. Сегодня открытые для посещения туристов участки стены были перестроены и отреставрированы. Именно поэтому у многих туристов создается ложное впечатление о нынешнем состоянии Великой Китайской стены. В большинстве своем, стена выглядит очень обветшалой и местами почти полностью разрушенной.
Для того, чтобы посетить Великую Китайскую стену совсем необязательно ехать в Пекин, можно совершить экскурсию из Шанхайгуаня, где стена подходит прямо к морю, или из Цзяюйгуаня на западе Гуаньсу, а также в других местах.
Из Пекина в Бадалин
Самый простой и популярный способ попасть на Великую Китайскую стену — это однодневная экскурсия из Пекина в Баладин, расположенный в 70 км к северо-Западу от китайской столицы. На этом участке стены изредка можно встретить смотровые башни и ворота. Этот участок Великой Китайской стены был построен во времена династии Мин. Если туристический участок отреставрирован и приведен в порядок, то, чем дальше на восток страны, тем больше Великая Китайская стена становится похожей на развалины. Некоторые участки стены очень круто уходят вверх почти вертикально, поэтому для этой экскурсии лучше выбрать удобную обувь с нескользящей подошвой.
Как правило, в Бадалине огромное количество туристических автобусов, масса всевозможных торговцев, которые предлагают свои товары по завышенным ценам — это самый посещаемый отрезок Великой Китайской стены. Людей здесь не просто много. Если вы не любите толпы туристов, то лучше всего отправиться сюда зимой, но учтите, что зимой в Пекине холодно, поэтому не забудьте взять теплую зимнюю одежду. Заказать экскурсию в Бадалин можно почти во всех гостиницах Пекина, просто обратитесь на стойку регистрации. Если экскурсии в составе туристических групп не для вас, то до стены можно доехать на автобусе от Цяньмэнь, которые отправляются утром.
Из Пекина в Мутяньюй
Еще один туристический участок Великой Китайской стены находится в 90 км к северо-востоку от Пекина. Этот участок стены был отреставрирован специально, чтобы снизить «туристическую нагрузку» с участка в Бадалине. Длина стены здесь всего чуть больше 1,5 километров. Автобус в Мутяньюй также как и в Бадалин отправляется утром от Цяньмэнь. Подняться к стене можно пешком или на специальном фуникулере.
Из Пекина в Сыматай
В 110 километрах севернее Пекина находится еще один участок Великой Китайской стены. По мнению многих туристов, именно здесь можно увидеть настоящую стену. Ведь она отреставрирована здесь лишь частично. Иногда она слишком круто поднимается вверх почти вертикально, а местами заканчивается пропастью. Сюда можно добраться на такси или арендованной машине.
Здесь гораздо меньше туристов, как раз именно потому, что сюда гораздо сложнее добраться.
Великая Китайская стена — это то сооружение, которое непременно нужно увидеть своими глазами, это поистине одно из чудес света, которое сохранилось до наших дней.
Источник: travelflights.ru