— и вот, наконец, делаю это. Что самое интересное и одновременно жуткое — я давно видел эти рисунки и читал воспоминания Виктора о ГУЛАГе, и думал что в процессе работы над постом я легко их найду в интернете — но все эти работы мне пришлось собирать по разным ресурсам и каким-то отсканированным детским рефератам. В современной России про эти ужасы ГУЛАГа никто не пишет — видимо, кому-то очень не хочется, чтобы люди видели правду о сталинском режиме — вместо этого в новостях показывают, как «счастливый народ» несёт охапки красных цветов к памятнику Вождю Народов.
Никто не рассказывает и правды о сталинских лагерях, а иногда и вовсе говорят — мол, » и правильно, что туда отправляли людей, там были всякие уголовники!» На самом деле сталинские лагеря мало чем отличались от нацистских — просто во вторых трупы несчастных узников сжигали в крематориях, а в первых — сбрасывали в шурфы шахт либо мерзлые трашеи, которые по весне засыпали землёй. Вот и вся разница. И в те, и в другие часто попадали обычные люди, которые власти посчитали «неугодными».
Некапитальное строительство в вопросах и ответах
Несколько слов о том, кто нарисовал все эти рисунки и написал тексты. Виктор Гребенников попал в ГУЛАГ ещё в юности, в 20 лет, и прошёл все ужасы сталинских лагерей на собственном опыте — в голодном 1947-м году умеющий рисовать Виктор подделал хлебную карточку, чтобы не умереть с голоду, за что его посчитали «политическим врагом государства» и отправили в советский концлагерь на 20 лет по 58-й статье. Сперва Виктор попал на медную шахту в Карабаш, за несколько месяцев превратился в «доходягу», после чего его взяли художником в «культурно-воспитательную часть», чтобы рисовать наглядную агитацию — это и спасло жизнь Виктору. В ГУЛАГе он провёл шесть лет и был освобождён с полным снятием судимости в 1953 году, после смерти Сталина.
Виктор Гребенников сумел не сломаться — он стал известным учёным-энтомологом, специалистом по разведению и охране насекомых, также какое-то время Виктор работал директором детской художественной школы. Дома у него был шмелепитомник, муравейник, в банках жили тарантул и каракурт. Виктор смотрел, как из куколок появляются бабочки, как ребенок радовался своим наблюдениям и открытиям, и говорил, что именно микромир является носителем главных тайн мироздания — и тем звеном, которое способно восстановить Землю.
Но до конца дней Виктора мучили кошмары о годах, проведенных в ГУЛАГе, с повторяющимся сюжетом — ночью к нему врываются в дом и забирают «досиживать» 14 «сталинских» лет. В последние советские годы Виктор опубликовал свои воспоминания и рисунки о тех годах, о которых я вам расскажу в сегодняшнем посте.
Автопортрет и «Мои университеты».
В самом начале своих воспоминаний с рисунками Виктор поместил свой автопортрет. Виктору здесь 22 года. Когда Виктор работал над своими воспоминаниями, он написал следующие строки:
ОБЩИЙ ТЕСТ ОБНОВЛЕНИЯ 1.20 — МНОГО ВСЕГО ИНТЕРЕСНОГО
«Сейчас мне 61 год, но до сих пор два-три раза в неделю меня посещают страшные сны с натуралистически ясными подробностями: будто времена изменились, меня взяли досиживать мои 14 «сталинских» лет, и я снова в лагере, в этапе или на пересылке. И все это — живо, сверхреально, с такой страшной, безысходной тоской о детях, внуке, недоделанных делах, недописанных книгах, со скорбью о всех несчастных, опять согнанных новыми деспотами за колючую проволоку, что кошмары эти затем по полдня не дают работать, сосредоточиться и я подолгу живу одновременно в двух мирах — сегодняшнем и том, лагерном.»
А это — карта пунктов ГУЛАГа, которую Виктор с грустной Иронией назвал «Мои университеты». Под картой Виктор описал каждый из лагерей, обязательно прочитайте.
1. Миасс, 1947 г. Мне 20 лет. Арест. КПЗ, первые тюремные ужасы.
2. Златоуст,1947–1948 г. Одна из самых страшных и крупных тюрем СССР. Следствие. Выездная сессия областного суда: 20 лет лагерей. Этап в Челябинск.
3. Челябинск. 1948 г. Пересылка. Я уже доходяга, едва жив, духовно сломлен.
4. Карабаш, 1948–1950 г. Лагерь: начальник майор Дураков, изверг, садист. Уголовники и 58-я статья, 1000–1200 человек. Медные шахты, торфодобыча, известковый карьер, столярка. Недолго в ней поработав, угодил в «нулевку» — почти на верную смерть. (примечание — закрытые зоны в Карабаше оставались до самого конца СССР и неизвестно, что с ними сейчас.)
5. Кыштым, 1950–1951 г. Лагерь, около 800 «врагов народа» и уголовников. Перевал руды и меди с узкоколейки на широкую. Я работаю в КВЧ художником.
6. Увильды. 1951–1953. Лагерь, около 1000 человек 58-й статьи, уголовников. Начальник — майор Лавров (редкий случай — неплохой мужик).
Работы на стройках, графитовом и других заводах, иа лесоповале. Я — художник, геодезист. Умер Сталин, и счастливейшим летом 53-го года я — на свободе.
7. Одлян — лагерь для малолеток. Оттуда к нам, во «взросляк», регулярно поступало подросшее пополнение с уже богатым «опытом». Одлян и сейчас продолжает свою страшную «работу» (примечание — имеются в виду последние годы СССР).
8. ЛЭП Тайгинка — Увильды. Я не подозревал, что в 1952–1953 годах воздвигаю своими руками памятник лагерникам этих мест — трассу высоковольтной линии. Пусть этот мой многокилометровый мемориал (вместо крестов — опоры) стоит здесь вечно.
9. «Челябинск-40» — район озера и поселка Татыш и других пунктов. Первый в СССР комбинат ядерной смерти. Масса лагерей. «На атоме» работали смертники.
В следующем разделе публикую тексты-воспоминания Виктора, его рисунки а также его подписи к ним.
Что на самом деле происходило в ГУЛАГе.
«В каждом из великого множества лагерей Южного Урала было примерно по тысяче народу — кроме более крупных лагерей. Тот, в который попал я, с издевательским названием-кличкой «Первомайка», был смешанным: уголовники содержались вместе с 58-й статьей — «врагами народа». Выживали здесь немногие. Проходил месяц, второй — ив зоне становилось заметно меньше народу. Нары мои стояли так, что через уголок окна было видно, как ночью вывозили за зону трупы на санях, влекомых черным быком с одним рогом.
Сдающий трупы — связку мерзлых полускелетов из морга — отворачивает брезент, а принимающий считает их, с размаху пробивая железнодорожным молотком с длинной рукояткой шары стриженых черепов: для верности, чтоб не выехал кто живым, и для твердости счета. Сверившись по бумажке, выезжают за ворота.»
Наши трупы вывозят за зону пробивая молотком головы. Карабаш, 1948.
«Возили таким манером не очень далеко, до ближайшего старого отвала выработанной медной шахты. И так до следующего этапа, когда по узкоколейке подгоняли товарные вагоны, набитые людьми, и зона вновь делалась многолюдной.
Как-то подвыпивший надзиратель разоткровенничался мне: приняли 14 трупов, а довезли… 13! Ведь пробивали, мол, башку каждому — куда ж проклятый зэ-ка («з/к» — так нас. заключенных, когда-то звали-писали) делся? Сопровождающих двое, один другому не доверяет, завернули обратно.
Проехали полпути: «а он, гад, лежит мерзлый, голый в канаве у дороги — выскользнул, значит, как ледышка, пока ехали-трясли. Обрадовались мы: треснули его посильнее пару раз по башке шкворнем, довезли до места все 14. покидали вниз. А то было совсем струхнули, а теперь хорошо и спокойно».
Доходяга из нулевки. Многие из них варили искрошенную пайку в крутосоленой воде. В результате — опухание, морг, ствол старой шахты. Карабаш, 1948.
«Я уцелел чудом. Преодолеть год «нулевки» («нулевка» — категория неработоспособных от голода и мук доходяг) и не оказаться на дне старой шахты с пробитой головой мне помогли эстонцы. Один барак был полностью занят ими; все они сидели по 58-й, держались дружно, сплоченно, и от охотников до посылок из дому — «урок», «полуцветных», «шакалов» — организованно отбивались палками.
Я рисовал им маленькие карандашные портреты, которые они как-то умудрялись переправлять на волю, минуя цензуру, в свою далекую Эстонию. Быть может, у детей иль внуков этих замечательных натурщиков еще хранятся мои лагерные рисунки. Зарабатывая так свой кусочек хлеба, я был уверен, что его не отнимут блатные: из эстонского барака я почти не выходил несколько месяцев. «Нулевочные» дистрофия, цинга, пеллагра начали отступать, заглох туберкулез…»
«Нулевка» в бане. У нас были натуральные хвосты — выступал копчик. Я свободно охватывал свою талию — сходились пальцы. Карабаш, 1948.
«А вот другая картина. Развод, то есть вывод за зону на работу. Ворота лагеря открыты, за ними — автоматчики, резкие крики конвоя, собачий истошный лай. Низкое утреннее солнце равнодушно золотит окрестные горы, вышки, пар изо ртов строящихся бригад. Слева — наш оркестр: труба, тромбон, баян, барабан, скрипка, дирижером-скрипачом был высокий пожилой зэ-ка, эстонец в пенсне Римус.
Развод контрагентских бригад на объекты работ. Карабаш, Челябинск, 1950. Иду, как геодезист, на прокладку трассы ЛЭП от графитового комбината до лагеря с экскортом для большесрочника. К ребятам, что справа, это не относится, они расконвоированные, Тайгинка-Увильды, 1952.
— Становись! Стройсь! Взяться под руки! Музыка! Первая пятерка — вперед! Гав, гав! Вторая пятерка: Гав! гав! гав!
Третья. Звучит марш, хрипло лают овчарки, быстро, почти бегом выходят пятерки, пятерки… Справа от ворот, чтобы все видели, — два очередных трупа, с густыми жжеными цепочками автоматных — в упор — дырок на груди, животе, лице; поверх — фанерный щиток, на котором мною (я уже работал художником в культурно-воспитательной части — КВЧ) написано: «Это будет с каждым, кто совершит попытку к побегу». А за воротами конвой громко выкрикивает навеки запомнившуюся формулу:
— Бригада, предупреждаю! При попытке к побегу, за невыполнение требований конвоя в пути следования и на объекте работы конвой применяет оружие! Шаг влево, шаг вправо считаются побегом! Следуй вперед!
— Вот ты, а ну сбегай за доской!
— Начальник, ведь застрелишь…
— Что, еще повторять?! — и бедняга, наверняка чуя, что это — смерть, шел на нее почти с радостью. Вдруг команда конвоя: — Бригада, ложись! — и длинная над головами очередь с острым запахом пороха, а тому, кто за доской, — в спину, голову, грудь, а потом сапогами, стволом, прикладом, собаками… Не думаю, что только садизм был стимулом расстрелов «бежавших», говорили, что за каждого убитого конвой получал от государства деньги. Очень бы надо установить сейчас, каком из стимулов тогда на самом деле действовал.»
«Враги народа» — обитатели эстонского барака. Слева — скрипач по фамилии Римус. Карабаш, 1949. Наглядная агитация у вахты (табличка — моей работы). Карабаш, 1949.
«С 1948 года нас уже не кидали в шахты, а зарывали в землю. Есть и мои скромный вклад в эту горестную процедуру. Я писал по две фанерных бирки для мертвых: буква и двух-трехзначное число, одна бирка побольше — на колышек поверх могильника, другая, с дыркой, маленькая — зачем-то привязывалась к ноге трупа шпагатом.
В каждой секции барака висели «Обязанности и права заключенных» — страшный документ за подписью министра внутренних дел СССР Л. П. Берии. Сохранился ли у кого экземпляр этой зловещей бумаги? А мне начальник КВЧ регулярно вручал очередной ГУЛАГовский набор предупреждении, назиданий, призывов, которые я писал крупно железным суриком на всех четырех стенах над верхними нарами каждой секции. «Только честным трудом завоюешь право на досрочное освобождение» — это было еще одно глумление, так как зачетов (когда, скажем, за полтора года лагерей засчитывалось два, как, например, на Колыме уголовникам с не очень большими сроками) в наших уральских лагерях не было вовсе.
Конечно, ни одной фамилии контрагентских садистов-конвоиров я не знаю. Забыл чины-фамилии начальников надзора, комендатур, оперуполномоченных. И все же кой-кто запомнился. Это — начальник лагеря майор Дураков (не шучу, действительная фамилия), чье хобби были «смотры» расстрелянных в «побеге»; мой непосредственный начальник КВЧ старший лейтенант Рязанцев — недалекий, злобный солдафон-бериевец; из внутрилагерных надзирателей отличались жестокостью и ненавистью к зэ-ка сержанты по фамилии Столбинскнй и Хайло. Однофамильцев прошу не обижаться, но этот маленький списочек ведь не помешает нам в пору гласности, не так ли?»
Пишу лозунги в секции (комнате) жилого барака. Наши 4 местные нары; х/б 3го срока. Карабаш, 1950. Нач. лагеря майор А. Дураков. Нередко был пьян, и весь путь от уборной до штаба, застегивая бриджи, не мог попасть пуговицей в петлю.
Карабаш, 1949.
«Люди, будьте бдительны.» Вместо эпилога.
Свои воспоминания о ГУЛАГе Виктор закончил так:
«Почему нацистские военные преступники, истреблявшие советских людей, осуждены, скрывающиеся — разыскиваются до сих пор, а вот командование бериевского ГУЛАГа, лагерей, тюрем, надзиратели, конвоиры, творившие фактически то же по отношению к своему же, многострадальному советскому народу, живы-здоровы, при орденах-медалях, солидных пенсиях? Ведь эти сталинские сатрапы, в прошлом полуграмотные, но поднаторевшие за эти годы, а главное, прикрываемые своими более молодыми почитателями-покровителями, могут объединиться и совершить непоправимое. Ох, как узнаю я сегодня их голос в публикациях иных газет и журналов!
…Уходя в 1953 году из лагеря, я давал подписку Советскому государству о неоглашении всего мною испытанного. Я и молчал, особенно при Брежневе, когда имя Сталина при докладах во Дворце съездов опять вызывало аплодисменты и овации, и выползла вновь гадина-лысенковщина (см. хотя бы БСЭ, 1974, т. 15, с. 84), и народ начал опять озираться и говорить шепотом. А сейчас, в пору гласности и на склоне лет считаю себя обязанным отказаться от той подписки и рассказать обо всем увиденном и пережитом со своими же документальными рисунками.»
Эти рисунки и тексты-воспоминания Виктора Степановича Гребенникова впервые были опубликованы в журнале «Наука и Жизнь» в 1990 году. В эпиграф своей статьи о лагерном прошлом Виктор поставил слова Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны».
В современной российской «Википедии» в статье о Викторе Гребенникове нет ни слова ни о его рисунках, ни о его лагерной биографии.
Что вы думаете по этому поводу?
Источник: newsland.com
«Ждать до декабря»: как продвигается строительство онкоцентра под Калининградом (фото)
Строительство онкологического центра в посёлке Родники планируют завершить в декабре 2022 года. Сейчас готовность объекта составляет более 60%. При этом часть медицинского оборудования уже завезли в регион, и власти не ожидают проблем с поставками оставшегося. Как продвигаются работы — в материале Калининград.Ru.
В настоящий момент строители занимаются облицовкой фасада здания онкологического центра. Объект отапливается, в него провели все коммуникации. Внутри идёт отделка помещений. «Если говорить про строительную часть, то готовность мы оцениваем в более 60%. Но фактически выполненных работ на объекте, безусловно, больше», — рассказал министр строительства и ЖКХ области Сергей Черномаз.
По его словам, ежедневно на объекте трудятся от 350 до 500 человек. Работы на площадке не останавливаются. Однако генеральный подрядчик сталкивается с двумя трудностями. Первая связана с уходом поставщиков оборудования, необходимого для завершения строительства. Сейчас вместе с проектировщиком подыскиваются аналоги.
Вторая проблема — переход на стопроцентное авансирование закупок. Министр отметил, что этот вопрос уже практически решён.
В ближайшие дни под банковскую гарантию мы перечислим подрядчику сумму, которая позволит выкупить стопроцентным авансом всё оборудование, которое необходимо для завершения строительства. В связи с этим срок, когда мы передадим технически готовый объект во врачебную плоскость, мы себе видим — это декабрь месяц текущего года, — пояснил он.
При этом параллельно стройке ведётся работа по оснащению онкологического центра. «Оборудование будет и российское, и не российское. Все договорные обязательства по поставке монтируемого оборудования у генерального подрядчика имеют место быть. Что-то из оборудования уже физически находится на территории Калининградской области. Если бы мы не были связаны гарантийными обязательствами, мы могли бы даже распаковать и показать. <. >Мы не ожидаем каких-то проблем с точки зрения поставок, потому что, если посмотреть, то рынок более чем живой, медицина всё равно никогда не попадает ни под какие санкции, медицинское оборудование всё есть, оно продаётся», — объяснил министр здравоохранения Александр Кравченко.
Глава Минздрава подчеркнул, что с поиском врачей и среднего медицинского персонала не должно возникнуть проблем. Специалистов планируют отбирать на конкурсной основе.
«У нас реально есть сегодня возможность выбирать тех сотрудников, которых мы хотим видеть в стенах онкологического центра. У нас, условно, на 140 врачей есть в наличии 460 людей, которые готовы переехать в Калининградскую область, чтобы работать в онкоцентре. Это желание связано с тем, что наш регион очень привлекательный.
Ну и наш онкоцентр с точки зрения профессиональных амбиций очень хороший, потому что здесь можно будет заниматься фактически всем. Здесь будут шикарные операционные для хирургов. У нас область уже сегодня отмечается как одна из самых хорошо обеспеченных лекарственными препаратами для лечения опухолей. Мы понимаем, что у нас будут хорошие аппараты для лучевой терапии. Поэтому, конечно, люди хотят реализовывать свои профессиональные амбиции и работать на новом современном оборудовании» — сообщил Кравченко.
Чиновники не стали называть точные сроки сдачи онкологического центра. Как пояснил Сергей Черномаз, после завершения строительства в декабре на объект приедет государственная комиссия, куда войдут специалисты Ростехнадзора и Росатома. По результатам работы экспертов примут решение о вводе объекта в эксплуатацию.
Строительство калининградского онкоцентра возобновили после смены подрядчика летом 2020 года. Контракт стоимостью 3,6 миллиардов рублей на выполнение работ заключили с компанией «ПЭТРУСКо» 30 апреля.
Сдать онкоцентр должны были в мае 2022-го. Однако в конце февраля губернатор Антон Алиханов заявил, что сроки могут сдвинуться из-за возможных сложностей с поставками материалов и оборудования.
Подписывайтесь на Калининград.Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни области, читайте только самые важные новости в Viber , получайте ежедневный дайджест главного за сутки в основном канале в Telegram и наслаждайтесь уютной атмосферой и фактами из истории региона — во втором телеграм-канале
Источник: kgd.ru
«Они оказались совершенно беззащитными» Пирамиды Египта простояли тысячи лет, но скоро могут погибнуть. Что им угрожает?
Египетские пирамиды и Большой сфинкс — самые древние строения в мире и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Они простояли несколько тысяч лет, но сейчас им угрожает гибель. Как сохранить бесценное наследие Древнего Египта для будущих поколений? Существовал ли возле Великих пирамид второй сфинкс?
Что мешает жителям современного Египта считаться полноценными наследниками великой цивилизации долины Нила? Обо все этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов.
«Воплощение бога-предка Атума»
«Лента.ру»: В прошлом интервью «Ленте.ру» про пирамиды Древнего Египта вы сказали, что их строительство «консолидировало население вокруг власти фараонов и скрепляло единство страны». Сооружение Большого сфинкса тоже было своего рода национальным проектом фараонов? Известно, когда этот огромный памятник появился на плато Гиза?
Роман Орехов: Он появился во времена царствования фараона Хуфу. Об этом факте косвенно свидетельствует памятник XXVI династии, так называемая «Стела дочери Хеопса» («Инвентарная стела»).
Сфинкс — это воплощение бога-предка Атума, берущего под свое покровительство местность, выбранную для строительства царского некрополя. Сфинкс олицетворял идею передачи царственности — умирая, он передавал силы новому царю. Сейчас большинство египтологов сходятся во мнении, что фараон, повелевший создать эту скульптуру, в ее облике хотел увековечить собственный образ.
Многие считают, что это был фараон Хафра.
Я думаю иначе, мне ближе точка зрения германского египтолога Райнера Штадельмана и болгарского исследователя Васила Добрева. Штадельман, в частности, считает, что скульптурный канон, на основе которого высечен сфинкс, восходит не к правлению Хафры (Хефрена), а к эпохе его отца Хуфу (Хеопса). По мнению Райнера Штадельмана, изначальный проект подразумевал строительство двух сфинксов: один должен был охранять эту территорию с южной стороны, а другой — с северной.
Известный нам сфинкс стоит с юга плато Гиза, а где тогда северный его собрат?
Неизвестно: либо он не сохранился, либо его вообще не успели построить. Сохранившийся сфинкс был воздвигнут в каменоломнях Хуфу, то есть в том месте, где рабочие брали камень для строительства самой пирамиды. Но на самом деле все эти споры относительно того, чей лик воспроизводит сфинкс, не имеют значения. Важно то, что он воплощал собой бога-создателя, оберегавшего место упокоения фараонов.
Почему сфинкс сооружен в виде льва с головой человека, да еще с негроидными чертами лица?
Изображение фараона в виде льва — это древняя египетская традиция, в этом нет ничего удивительного. Что касается негроидных признаков, то они в той или иной степени присущи всем древним египтянам, особенно южанам (жители севера антропологически были ближе к европеоидам). Взять, например, изображения фараона Джосера — у него темная кожа и типичный негроидный рот. Но здесь стоит сразу оговориться, что египтяне не придавали цвету кожи абсолютно никакого значения.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
У сфинкса имелась борода?
По этому вопросу ученые тоже до сих пор спорят. Я отношусь к тем, кто считает, что изначально сфинкс был безбородым и она у него появилась в более позднее время. Чтобы не возникло дисбаланса в весе, борода опиралась на основание скульптуры, на туловище сфинкса.
Когда эта борода исчезла?
Документально это нигде не зафиксировано, но это могло случиться в любое время — в правление греческих Птолемеев, при римском владычестве или уже при арабах. Фрагменты бороды нашли возле сфинкса относительно недавно.
«Общее достояние нашей цивилизации»
Нынешние жители страны ощущают свою преемственность с Древним Египтом? Я говорю про арабов, а не коптов — прямых потомков строителей пирамид.
Такое представление можно встретить разве что в элите местного общества. Для большинства населения, к сожалению, это наследие чуждо, люди воспринимают его чисто утилитарно, с точки зрения полезности в плане извлечения доходов. Хотя многие современные египтяне все же понимают, что они выживают благодаря великому прошлому своей страны.
В предыдущем интервью вы говорили, что огромное количество артефактов Древнего Египта погибло во время его завоевания арабами, которые переплавляли ценности в золото. Можно ли сказать, что именно с их приходом непрерывная египетская цивилизация закончилась? Разве нынешний Египет не представляет собой совсем иной мир с совершенно другой культурой?
Сказать, что наследие Древнего Египта полностью исчезло, забыто и растворилось в исламской цивилизации, было бы преувеличением. Но в целом вы, конечно, правы. Мусульманская культура — это не культура знака, это культура слова.
Она представляет собой культуру устной проповеди, но не буквы, изображения или иного знака. Как известно, ислам полностью отрицает изображения и знаки, но культура Древнего Египта целиком и полностью основана на изображении — на иероглифах, рисунках и прочих символах. Поэтому мусульманская религия сильно способствует отторжению нынешних жителей Египта от его древнего прошлого.
Из-за запрета изображений?
Дело даже не в этом, все сложнее. Воспитанные в мусульманских традициях, нынешние египтяне не воспринимают изображения, просто не считывают их.
Современные египетские студенты очень тяжело осваивают какую-либо информацию, потому что они выросли вне знаковой культуры
Сейчас, конечно, благодаря прогрессу ситуация постепенно меняется. Сначала признания в исламском обществе, хотя не сразу и с трудом, добились фотография и кинематограф, а теперь появились социальные сети (правда, и там преобладают контакты посредством голосовых сообщений, а не текстовых).
Удивительно, но совсем другая ситуация в Иране — это тоже мусульманское государство, но там не утратили неразрывной связи со своим доисламским прошлым. И хотя многие считают политический режим в этой стране жестким и даже теократическим, но там любят и ценят свою древнюю культуру. В Иране подрастающее поколение целенаправленно воспитывают в уважении к своему наследию — к Персеполю, столице державы Ахеменидов, относятся примерно так же, как к шиитским святыням. Современные иранцы туда ездят не как туристы, а почти как паломники.
Что нового наука еще может узнать про тайны египетских пирамид?
Я думаю, нас ждет еще немало неожиданных открытий. Ведь наука никогда не стоит на месте. Любой вновь найденный артефакт позволяет взглянуть на Древний Египет с нового ракурса. Конечно, значительная часть работы по исследованию его истории уже проделана. Сейчас про Египет опубликовали больше книг (самого разного качества), чем писали про себя сами египтяне.
Нынешний неослабевающий интерес к Древнему Египту зачастую основан на том, что современный человек часто пытается осознать себя через постижение этой цивилизации, которая во многом стала фундаментом для нашей. Поэтому пирамиды для нас становятся своеобразным маяком — именно по ним мы ориентируемся в загадочном мире Древнего Египта.
Египетские пирамиды — самые древние строения на земле и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Угрожает ли сейчас им что-нибудь, особенно если учесть, что к плато Гиза почти вплотную подступили окраины Каира?
Изначально пирамиды были облицованы гранитными или известняковыми плитами, большинство из которых в арабское Средневековье растащили для строительства Каира. С того времени пирамиды оказались совершенно беззащитными перед эрозией, к которой теперь прибавились вредные выбросы от расположенной неподалеку обширной и стремительно разрастающейся Каирской агломерации.
Вид на пирамиды Гизы из пригорода Каира
Фото: Maya Alleruzzo / AP
Да, там очень тяжелая экологическая ситуация.
Это правда. Недавно пирамиду Хуфу частично обработали специальными химическими составами, которые предохраняют известняк от рассыпания. Поэтому ее состояние намного лучше, чем соседней пирамиды Хафра, которую еще ничем не обрабатывали, и поэтому с нее регулярно срываются вниз булыжники. Я своими глазами наблюдал, как некоторые ее каменные блоки постепенно разрушаются. Конечно, пирамиду Хафра нужно срочно спасать.
Почему ее тоже не обрабатывают защитными составами?
Это очень трудоемкая и дорогостоящая процедура. К сожалению, у властей нынешнего Египта с его множеством социально-экономических, политических и религиозных проблем нет на это денег. Стране должно помочь мировое сообщество, потому что Великие пирамиды и Большой сфинкс — это общее достояние нашей цивилизации, которое мы обязаны сохранить для своих потомков. Если сейчас никто не поддержит Египет в этом благородном деле, то со временем пирамиды просто погибнут.
Источник: lenta.ru
Загадки «чуда света». Учёные раскрыли ещё одну тайну древних пирамид
Грандиозные каменные сооружения в пригороде столицы Египта на протяжении веков озадачивали исследователей. Это настоящее архитектурное чудо, а самое крупное из этих строений, пирамида Хеопса, является единственным из знаменитых семи «чудес света» Древнего мира, сохранившимся до наших дней. И главная загадка: как люди смогли возвести эти впечатляющие сооружения 4,5 тысячи лет назад, когда не было таких машин, механизмов и технологий, которые есть в распоряжении современных строителей?
Международная команда учёных нашла ответ на вопрос, как древние египтяне могли подвозить к месту строительства огромные каменные блоки, средний вес которых составлял 2,5 тонны. Им помогло исследование зёрен пыльцы, найденной на плато Гиза, недалеко от комплекса пирамид.
Портовый комплекс у подножия
О том, что в древности рядом с тем местом, где возводились пирамиды, существовал искусственный водоём, учёные догадывались и раньше. Его следы находили археологи, на него имелись указания в папирусах времён IV династии фараонов. Так возникла гипотеза, что материалы для строительства подвозились из каменоломен водным путём по Нилу.
Сейчас от плато Гиза до главной реки Египта — почти 8 километров. Это слишком большое расстояние, чтобы преодолевать его, доставляя тяжёлые грузы. Поэтому учёные предположили, что древние строители могли создать систему каналов и гаваней, которые ежегодно наполнялись водой во время разливов Нила.
Группа исследователей из Египта, Китая и Франции изучила керны донных отложений — образцы породы, извлечённые из скважин специальным методом бурения. Два керна из пяти были взяты на месте ныне несуществующего рукава Нила, который учёные называют «рукавом Хуфу». В них они обнаружили много окаменелых зёрен пыльцы травянистых цветковых растений, которые отличаются любовью к влаге. Значит, когда-то они росли на берегах Нила и тех водоёмов, что были искусственно созданы рядом с ним, сделали вывод учёные.
Полученные результаты они связали с другими историческими записями, что позволило им реконструировать картину того, как менялась судоходность Нила в окрестностях Гизы на протяжении последних 8 тысяч лет. Сначала уровень воды в реке был высоким, но после появления первых династий фараонов стал быстро снижаться. К середине III тысячелетия до нашей эры боковые протоки Нила обмелели либо пересохли, но ко времени строительства пирамид вновь наполнились водой. «Наши замеры показали, что Нил обмелел в конце династического периода истории Древнего Египта, однако во времена правления Хуфу, Хафры и Менкауры этот проток оставался судоходным, что позволяло использовать его для доставки стройматериалов», — пишут исследователи в своей статье.
Таким образом, построить пирамиды позволили благоприятные условия ландшафта: каждый год вода в Ниле поднималась и заполняла искусственно созданный водоём возле строительной площадки. Чтобы подвозить материалы из каменоломен, древние египетские инженеры сформировали у подножия плато Гиза портовый комплекс.
По мнению исследователей, другие пирамиды, также расположенные на удалении от современного русла Нила, аналогичным образом могли быть построены на берегах пересохших протоков. В дальнейшем изменение режима разливов главной реки Египта, возможно, привело к сильному голоду и послужило одной из причин упадка государства. Уровень воды в «рукаве Хуфу» колебался от сезона к сезону, но уже не мог достичь прежнего значения. А потом водоём пересох окончательно.
«Пирамиды создали египетское государство»
«Это исследование является крайне интересным, хотя многие учёные ранее высказывались в схожем ключе, — прокомментировал открытие коллег для aif.ru ведущий научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН Роман Орехов. — Вообще, все вопросы, связанные со строительством пирамид, для учёных остаются актуальными по сей день: и кто их строил, и как, и зачем.
На постройке пирамид работало огромное количество людей. Это был высококвалифицированный труд с чёткой организацией, в нём было задействовано фактически всё население Египта. Каждый отвечал за определённый участок работ, была прослойка ремесленников, а те, кто работал в сельском хозяйстве, снабжали этих людей продовольствием. Фактически пирамиды создали египетское государство. Как только прекратили их строить, началась эпоха децентрализации.
Почему они их строили? Похоже, в обществе была некая идеология, на основе которой они воздвигали эти объекты. Жизнь этих людей сильно зависела от природных условий, а именно — от Нила, который постоянно разливался, давая не только воду, но и хлеб, и пастбища. И когда Нил вдруг перестал разливаться, общество оказалось поставлено на грань жизни и смерти.
Нужен был какой-то выход, и им стало строительство пирамиды. Это была дань божеству, чтобы оно помогло стабилизировать ситуацию, мировой порядок. Идея состояла в том, что, создав пирамиду, они вернут мир в некое состояние изначальной гармонии».
Источник: aif.ru