52-метровая фигура статной женщины с мечом уже пятьдесят четыре года возвышается над Мамаевым курганом в Волгограде. Два десятилетия она была самой большой статуей в мире, да и сегодня поражает своими размерами и выразительностью. Пресс-служба Главгосэкспертизы России изучила историю создания великого во всех отношениях монумента.
Конкурс на создание памятника был объявлен в 1944-м — на следующий год после победы СССР в Сталинградской битве. Предлагались разные идеи, в большинстве своем так или иначе увековечивавшие образ Сталина. И только Андрей Константинович Буров, который был не только зодчим, но и талантливым инженером-изобретателем, предложил построить 150-метровую пирамиду из переплавленных немецких танков. Но эту идею отвергли.
Процесс выбора затянулся на пятнадцать лет, а проект в конце концов достался Евгению Викторовичу Вучетичу, который вообще не участвовал в конкурсе, однако успел проявить себя как выдающийся монументалист. Ему, например, принадлежит идея памятника Дзержинскому на одноименной площади в Москве и Ленину на Волго-Донском канале. В 1948 году Вучетич был главным скульптором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Кроме того, сам он в начале войны ушел добровольцем на фронт и воевал, пока не был контужен, – словом, его кандидатура идеально подходила для создания идеологического монумента.
Специальный репортаж. Родина-мать в лесах. Когда мы увидим результаты масштабной реконструкции?
Изначально утвержденный проект выглядел иначе: там тоже был образ Родины, но рядом с женской фигурой должна была находиться статуя коленопреклоненного солдата, протягивавшего ей меч. В этой композиции был нужный пафос, но не было динамики, и Вучетич самовольно изменил идею: фигура Родины должна стремиться вперед, она поднимает над головой меч и оборачивается, призывая своих сыновей ринуться в бой.
При первом же взгляде на Родину-мать Вучетича становится понятно, что именно брал за основу своего проекта скульптор, получивший прекрасное классическое образование в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (сегодня – Санкт-Петербургская академия художеств им. Репина). Конечно же, Нику Самофракийскую! Та же стремительность, те же развевающиеся одежды, охватывающие атлетическую фигуру, та же мощь и красота. И те же «мурашки» по коже у зрителей при взгляде на произведение.
Несомненно, родосскому скульптору Пифокриту, создавшему великолепную Нику, позировала женщина с прекрасными физическими данными. А кто же послужил моделью Евгению Вучетичу? Лицо Родины скульптор «делал» со своей молодой жены, третьей по счету, – Веры Владимировны, в девичестве Покровской. Фигуру же он лепил со знаменитой советской метательницы диска Нины Думбадзе.
У Нины – интереснейшая биография. Ее отец, Яков Думбадзе, учился в медицинском университете Берлина, где женился на шведке, баронессе Матильде фон Икскюль. Сначала семья жила в Одессе, именно здесь в 1935 году Якова Константиновича арестовали и дали пять лет лагерей. Что случилось с Матильдой, — неизвестно. А Нина попала в Тбилиси.
В детстве она занималась балетом, но в шестнадцать лет пришла в легкую атлетику, где стала демонстрировать прекрасные результаты в прыжках в высоту и длину, а также в многоборье.
После тяжелой травмы, полученной на соревнованиях по прыжкам, Нине рекомендовали оставить спорт, но вместо этого она занялась более статичной дисциплиной – метанием диска. Она дважды стала чемпионкой Европы, рекордсменкой Всемирных студенческих игр 1951 года в Люксембурге. Лучший свой результат Нина показала на чемпионате Европы 1946 года: она метнула диск на немыслимые 51, 24 метра.
Это был абсолютный мировой рекорд, который долго еще никто не мог побороть и который не был засчитан, поскольку СССР тогда не являлся членом Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). А в 1952-м Нина превысит собственный рекорд, запустив диск на 57, 04 м. Результаты Нины входили в десятку лучших в мире в течение двадцати лет. Думбадзе была мощной, высокой спортсменкой с ростом 178 и весом 82 кг. Вучетич сделал безошибочный выбор, дав Родине-матери сильное статное тело Нины Думбадзе.
Итак, высота фигуры Родины-матери должна была составлять 52 метра. Плюс рука, поднятая на 20 метров, плюс меч длиной 33 метра. Общая высота скульптуры – 85 м. Инженерные расчеты для сооружения этой конструкции делал выдающийся инженер Николай Васильевич Никитин.
В 1937 году он работал в мастерской, где создавался так и не осуществленный проект знаменитого Дворца Советов высотой 495 метров. Именно Никитин тогда рассчитал динамическое действие ветровой нагрузки на здание, для чего разработал новую методику – весьма близкую к той, что используется в аналогичных ситуациях сегодня. Кроме военных сооружений он проектировал сборные железобетонные конструкции промышленных зданий, был одним из создателей высотного здания МГУ на Ленинских горах. Одно время он работал главным конструктором Моспроекта и Центрального научно-исследовательского института экспериментального и типового проектирования зрелищных, спортивных и административных зданий и сооружений. Наконец, Никитин стал автором проекта и главным конструктором Останкинской телебашни.
Строительство Родины-матери было начато в 1959 году, когда Волгоград, который тогда еще назывался Сталинградом, лежал в руинах. Чтобы укрепить фундамент скульптуры, его засыпали 150 тыс. тоннами грунта. Дело шло медленно, на один только монтаж строительных лесов ушло полтора года. В 1964-м их наконец поставили на вершине Мамаева кургана.
Внутри лесов установили стальную арматуру и деревянную опалубку, а затем, ярус за ярусом, стали наращивать бетон. Руки, голову, шарф и, конечно, меч Родины-матери делали в мастерских, а затем поднимали краном.
Монумент полый: внутри него натянуты металлические канаты, которые делают статую устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Кстати, кроме тех 150 тонн грунта, Родина-мать никак не закреплена на земле. Она стоит и не падает за счет собственного веса в 8 000 тонн. Железобетон, из которого сделан монумент, был самым дешевым на тот момент материалом.
Но он оказался весьма хрупким: уже через год после открытия памятника на нем образовались маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.
Открытие Родины-матери состоялось только в 1967 году, но вскоре последовал ряд доработок монумента. Например, 33-метровый меч Родины изначально был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но поскольку он раскачивался и скрипел на ветру, в 1972 году его заменили на стальной, с отверстиями для снижения парусности. Тогда же, в 1972-м, пришлось провести первые реставрационные работы.
Последняя реставрация Родины-матери заняла несколько лет. В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи, в 2017-м прошли противоаварийные работы, в частности, были заменены канаты внутри монумента, обеспечивающие его устойчивость. Наконец, в марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы.
Источник: gge.ru
История создания памятника Родина-мать зовет – кто и в каком году построил
«Родина-мать» – всем известная грандиозная статуя, установленная в Волгограде. Она была построена в 1960-е годы в СССР. Рассмотрим, кто создавал памятник «Родина-мать», описание и технические характеристики, кто был прообразом памятника, как проходило строительство монумента. Когда и как была проведена реставрация. Как добраться до памятника в Волгограде.
Общая информация
Сама скульптура установлена в центре ансамбля, посвященного героям Сталинградской битвы. Сражение завершилось победой советской армии и ознаменовало собой переломный момент в войне. Но победа далась слишком дорогой ценой, погибло множество солдат. Немцы же потерпели первое за годы войны сокрушительное поражение, которое изменило ход войны.
Место, где стоит памятник, советские солдаты доблестно защищали в течение 135 дней. Подсчитано, что на каждый кв. метр земли тут приходится свыше тысячи осколков и пуль.
Находится комплекс в Волгограде, на Мамаевом кургане. «Родина- мать» – самая высокая статуя в России и Европе и одна из высочайших в мире. Скульптура сделана в форме женщины с мечом в поднятой руке. Она олицетворяет собой Родину, которая зовет своих сыновей на бой с врагом.
История создания
На момент создания памятника он был самым высоким в мире, и была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. К памятнику ведут 200 гранитных ступеней, их число равняется количеству дней Сталинградской битвы.
Это первый памятник, сделанный из железобетона. На тот момент это был доступный и дешевый материал. Но он же вызвал и некоторые проблемы: через год после того, как был открыт монумент, на поверхности стали появляться трещинки. Чтобы устранить этот недостаток, поверхность фигуры начали покрывать средством с водоотталкивающим свойством.
Технические данные
Материал для скульптуры – металлические конструкции, которые весят 2400 тонн (в это число не входят материалы, использованные для основания) и бетон в количестве 5500 тонн. Таким образом, вес монумента равняется около 8000 тонн. Скульптуру отливали единоразово, не частями, чтобы не образовывались швы между слоями.
Фигура имеет высоту 85 м, бетонный фундамент – высоту 16 м, но некоторая его часть скрыта под землей. Без меча высота фигуры составляет 52 м. Фигура женщины полая, составлена из ячеек, толщина стенок равняется 25-30 см. Чтобы каркас был устойчивым, внутри находятся 117 натянутых тросов.
Меч в руках у фигуры длиной 33 м, весит 14 тонн. Изначально его изготовили из нержавеющей стали с обшивкой титановыми листами. Но большой вес и парусность элемента вызывали раскачивание под действием ветра. От этого в месте крепления руки листы титановой обшивки также деформировались и издавали звук гремящего металла. В 1972 г. меч заменили полностью стальным.
Для уменьшения парусности в верхней части элемента были сделаны отверстия.
Автор памятника
Автор скульптуры – Е. В. Вучетича, также над ней работал руководитель группы инженер Н. В. Никитина.
Группа состояла из нескольких талантливых специалистов, хорошо знающих свое дело.
Каким мог быть памятник?
Идеи, как будет выглядеть памятник, начали поступать уже в 1944 г., когда война на территории страны еще не была завершена. Но уже тогда был объявлен конкурс на лучший проект. Создать свой проект могли не только скульпторы, но и обычные люди. Участвовали даже солдаты, которые посылали эскизы через военно-полевую почту. Несмотря на несхожесть проектов, их объединяла общая черта – предполагалось построить огромную фигуру, высота которой соответствовала бы великой Победе.
Композиция могла выглядеть по-другому. Сначала предполагалось сделать рядом с фигурой женщины фигуру солдата, стоящего на коленях, который протягивает ей меч. Но эта композиция показалась автору слишком сложной. Проект был изменен уже после того, как его одобрили представители руководства страны.
Автор объяснил это тем, что солдат не может передать свой меч, так как война еще не закончилась. Помимо этого, создать композицию с двумя фигурами было сложнее технически, чем с одной.
Кто стал прообразом «Родины-матери»?
Есть сведения о том, что скульптор лепил фигуру женщины со спортсменки Нины Думбадзе, а лицо – со своей жены Веры. Но также вероятно, что позировали ему и другие женщины. Утверждается, что у скульптуры есть общее с фигурой «Марсельезы», установленной на Триумфальной Арке в Париже. Есть очевидное сходство с позой статуи Ники Самофракийской.
В теме меча есть параллели с монументом «Тыл – фронту», расположенном в Магнитогорске, а также композицией «Воин-освободитель», расположенной в Берлине в Трептов-парке. Эти три композиции создают своеобразный триптих на общую тему. Силуэт памятника с 2000 г. находится на гербе Волгоградской области.
Строительство
Окончательный план композиции был разработан и утвержден в 1959 г. и тогда же началось строительство. Оно продолжалось 8 лет – до 1967 г. Руководил проектом и строительством с самого начала, когда оно началось, и до завершения автор проекта.
Реставрация
Конечно, такому высокому и мощному памятнику, к тому же сделанному из достаточно хрупкого материала, довольно скоро понадобилась реставрация. Ремонт в 20 веке проводили 2 раза – в 1972 и 19 86 г. В первый раз был отремонтирован меч. Все работы контролировал инженер Н. Никитин. Однако еще в 1965 г. Госстрой СССР рекомендовал усилить фундамент скульптуры, чтобы снизить вероятность возможного сползания в сторону реки.
В 21 веке ремонтные работы проводились с 2008 по 2016 г. Последний частичный ремонт был выполнен в 2010 г., тогда было уделено внимание безопасности. В 2017 г. были проведены работы, предупреждающие возможность возникновения аварийных ситуаций.
Особенностью скульптуры является то, что она никак на закреплена на постаменте, а просто стоит на нем, оставаясь неподвижной под собственным весом. Современные дополнения коснулись поддерживающих канатов – их заменили и установили датчики, следящие за натяжением. Был сделан ремонт и в помещениях внутри статуи, заменена система пожаротушения и освещение.
В 2019 г. пришлось реставрировать поверхность, работы были окончены в 2020 г., к празднованию 75-летия Победы. Ремонт потребовал создания 3 десятков ярусов строи тельных лесов, которые поднялись на высоту 60 м. Общий вес их составил 270 тонн. Была очищена поверхность ото мха и загрязнений, заделаны трещины. Отреставрировали цвет, который памятник имел после строительства. Также были восстановлены куски арматуры, которые успели проржаветь.
В общей сложности были решены вопросы укрепления, повышения устойчивости и повышены безопасности. Скульптура приобрела обновленный вид. В ближайшее время ремонт ей не потребуется.
Как добраться до монумента «Родина-мать зовет!»
Доехать до памятника можно из Волгограда на общественном транспорте. К комплексу проложены маршруты любого вида городского транспорта: есть автобусные, трамвайные, троллейбусные. Можно добраться электричкой, такси. От центра города можно дойти и пешком, тем более что высокая статуя прекрасно видна с любой точки города. Также можно добраться на собственном автомобиле.
Во время строительства памятника «Родина-мать» была выполнена огромная работа. Он стал символом победы в одной из самых главных битв Великой Отечественной войны. Его посещали миллионы людей в Советском Союзе, и сегодня этот комплекс представляет интерес для туристов.
Комплекс недавно полностью отреставрирован, приведен в порядок. Для тех, кто не безразличен к истории своей страны, уважает память солдат, отдавших жизнь ради великой Победы, это место должно быть в списке того, что нужно увидеть обязательно. Доехать до него несложно от центра Волгограда на любом транспорте в любой день года. Посещение свободное, возле памятника всегда много людей – жителей города и его гостей.
Источник: history-doc.ru
Как строили Родину-мать и памятник-ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде: 50 лет истории в фото
Грандиозной скульптуре «Родина-мать зовет» исполнилось 50 лет. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде торжественно открыли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Юбилейные торжества пройдут в том же самом месте, где и полвека назад, тоже в воскресенье, 15 октября 2017 года. А мы вспоминаем историю Мамаева кургана и мемориала.
135 ДНЕЙ И НОЧЕЙ, КАК В АДУ
У Мамаева кургана особая энергетика. Это место окутано множеством легенд, его часто называют местом силы. По преданию сарматы хранили здесь свои святыни, а Гитлер надеялся найти ключ к мировому господству. Правда это или нет, но именно здесь, как нигде, осознаешь цену жизни и смерти.
На военно-топографических картах Великой Отечественной Мамаев курган значился как «высота 102». Тот, кто ею владел, мог контролировать почти весь Сталинград, Заволжье и переправы через Волгу. 135 дней — с сентября 1942-го до конца января 1943 года — шли ожесточенные бои за господство над Мамаевым курганом. И именно здесь располагался штаб 62-й армии.
Из воспоминаний командующего 62-й армией дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова:
«Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боев за Сталинград, что здесь, на этом клочке не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб».
«На наш командный пункт, находившийся на самой вершине Мамаева кургана, ливнем сыпались мины, снаряды и бомбы противника».
«Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости».
«Мамаев курган и в самую снежную пору оставался черным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии».
«Сколько раз вершина Мамаева кургана переходила из рук в руки, никто не может сказать. За Мамаев курган бились воины из дивизии Родимцева, дралась вся дивизия Горишного, 112-я дивизия Ермолкина и больше всего за него сражалась славная четырежды орденоносная гвардейская дивизия Батюка».
Здесь сложили головы тысячи красноармейцев. И сейчас на восточном склоне Мамаева кургана покоятся 34 505 защитников Сталинграда. Еще 2047 считавшихся без вести пропавшими солдат, останки которых уже после войны нашли поисковики, перезахоронили на воинском мемориальном кладбище. Наверное, именно поэтому здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. А мемориал «Героям Сталинградской битвы» в этом святом месте стал символом жизни, смерти и бессмертия.
ВСЕСОЮЗНАЯ СТРОЙКА
Первый обелиск на Мамаевом кургане появился сразу после окончания кровопролитных боев — 8 февраля 1943 года. А идея увековечить подвиг и память героев Сталинградской битвы пришла уже после войны. История Мамаева кургана как мемориала началась в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР. На конкурсе выбрали проект скульптора Евгения Вучетича. Проектирование ансамбля поручили Сталинградпроекту, а строительство — Сталинградгидрострою, который занимался и Волжской ГЭС.
Фрагмент памятника на Мамаевом кургане. Первоначальный проект. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Главным архитектором стал Яков Белопольский. Инженерными расчетами уникального памятника-ансамбля одновременно с работой над созданием Останкинской телебашни занялся инженер-конструктор Николай Никитин. А военным консультантом стал маршал Василий Чуйков.
Мемориал торжественно заложили 2 февраля 1958 года. Грандиозная, поистине народная стройка шла почти девять лет.
Начали с разминирования Мамаева кургана. Тогда, в 1959-м обезвредили более 40 тысяч мин, снарядов и авиабомб, которые хранила эта земля. Опасное наследие войны на кургане находят и спустя семьдесят лет после Сталинградской битвы.
Затем строители спланировали склоны, возвели подпорные стены площадей и пантеона, фундамент главного монумента. Пришлось вскрывать и переносить братские могилы.
День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Все материалы подбирали очень тщательно — все только самое лучшее. Бетон — как и для Волжской ГЭС, металл — с местного завода «Красный Октябрь». Гранит для лестниц и бордюра везли из карьеров Украинской ССР, поливные насосы — из Уфы, прожекторы — из Калининграда, вентиляторы для Зала воинской славы — из Оренбурга. Строили мемориал всем миром, всей тогда еще огромной страной.
Здесь многое было впервые, поэтому авторам пришлось решать множество неординарных задач. К тому же монументы решили сделать не из камня, а из железобетона. Тоже впервые.
Первой на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть». Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Сначала на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть», потом — стены-руины, последним стал зал Воинской славы — на его месте планировали создать музей-панораму. Но самым сложным и грандиозным сооружением мемориала стал монумент «Родина-мать зовет!».
На площади Героев только начали отливать статуи. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Братские могилы у подножья Родины-матери. Они еще не засыпаны и лестницы в другом месте. Май, 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Малая братская могила. Теперь рядом построили Храм Всех Святых. Памятник сменили. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!
ТТХ
Высота фигуры Родины-матери — 52 метра
Высота с мечом — 85 метров
Высота фундамента — 16 метров
Длина меча — 33 метра
Вес меча — 14 тонн
Модель Родины-матери в одну десятую натуральной величины. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Родина-мать — образ собирательный, и внешне, и внутренне. Изначально в замыслах авторов скульптура должна была выглядеть совсем иначе. На 18-метровом постаменте, в котором располагался «памятный зал», должна была стоять 25-метровая Родина-мать. И держала она в руках не меч, а знамя. А у ее ног склонялся солдат, целующий сноп колосьев.
Но Сталинградская битва хоть и стала переломной в истории Второй мировой, до победы было еще далеко.
Волгоградский архитектор Федор Лысов, который работал над проектом, позже вспоминал, что все причастные, в том числе и Вучетич, ощущали неудовлетворенность этим проектом. Так и появилась идея с женщиной, зовущей своих сыновей на бой с врагом: «Суровое волевое лицо, гневно сдвинутые брови, кричащий широко открытый рот и развевающиеся на ветру волосы и шарфы — все это олицетворяло неодолимую силу, экспрессию и страстный призыв».
Родина-мать стала венцом инженерной мысли.
«В статую, совершенно не считаясь с ее формой, вписывается регулярная конструкция из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок. Из этой системы стенок поверхность статуи вырезает конструкцию решетки, а железобетонная оболочка включается в совместную работу с регулярной пространственной системой стенок», — писал в докторской диссертации Николай Никитин.
Скульптура стоит на полутораметровой плите и 16-метровом основании. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу. Сначала основание хотели обложить камнем, но по воле Хрущева скульптура «подросла» в два раза — наша Родина-мать непременно должна была быть больше американской статуи Свободы.
К тому времени фундамент был уже готов. Чтобы его укрепить, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана насыпная. А сама «высота 102» находится в двухстах метрах от нее. Под этой насыпью оказалась и часть братских могил.
В 1964 году на вершине кургана установили строительные леса, подъемный кран и лифт-подъемник. Только на леса ушло более тысячи тонн металла. Монтировали их полтора года. Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в десять раз макет высотой 5,2 метра.
Его «разрезали» на части через каждые 5 сантиметров и каждую деталь десятикратно увеличивали на фанерных листах для создания лекал наружной гипсовой опалубки.
Внутри установили стальную арматуру и деревянную опалубку. И постепенно наращивали ее, заполняя предварительно напряженным бетоном, ярус за ярусом.
А вот руки, голову и шарф Родины-матери Никитин решил сделать на земле. Их поднимали наверх при помощи крана, как и меч.
Так поднимали меч, чтобы вложить его в руку Родины-матери. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
И вот меч уже в руке величавой громадины. Правда, через семь лет его заменят, уж слишком сильно гремел. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
После установки меча строительные леса вокруг Родины-матери начали постепенно разбирать. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством небольших комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» одиннадцать. Кстати, величавая громадина держится только благодаря собственной тяжести — на основании она никак не закреплена.
— Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил — ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, — рассказывает Александр Чернов. — Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект. Но ниши эти все же существуют.
Монумент внутри не отделан — он изначально был задуман как памятник, а не место для экскурсий. Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила, выше — уже металлические лесенки. В правую руку, к мечу, ведет небольшой лаз. А сердце Родины-матери — это небольшая комнатка, где расположена аппаратура, контролирующая натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.
Говорят, что внутри Родины-матери есть лифт и даже VIP-ресторан, откуда можно выйти посидеть во рту. На ладони может развернуться автомобиль, а под монументом — подземелье, где сокрыты тайны мироздания. Но это лишь легенды, которых вокруг мемориала за полвека набралось множество.
Бетонные стенки монумента не очень толстые. Системы вентиляции нет. Поэтому летом Родина-мать моментально нагревается, а зимой насквозь промерзает. От перепадов температур бетон сильно страдает, сыпется.
Чтобы обеспечить жесткость и предотвратить растрескивание конструкции из напряженного бетона, изнутри скульптуру стянули стальными тросами. 99 канатов диаметром 38 миллиметров, каждый из которых выдерживает нагрузку в 60 тонн, идут от пяток до уровня груди и через руки монумента. Осенью 2017 года их полностью заменят.
77 таких канатов стягивают Родину-мать сверху вниз, еще 10 канатов в левой руке и 12 — в правой. Все 99 канатов заменят в этом году. Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
Первый меч для Родины-матери отлили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Его установили в мае 1967 года. Но на ветру он раскачивался и сильно гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра, в верхней части сделали специальные жалюзи — демпферы. На старом мече их не было.
На эфесе меча есть выходы и для промышленных альпинистов.
«ПОЭМА ИЗ КАМНЯ И БЕТОНА»
Скульптуры «Стоять насмерть» и «Скорбь матери» отливали по тому же принципу, что и Родину-мать — рабочие модели масштабировали, по лекалам делали гипсовые формы и заполняли их бетоном. А вот гипсовые формы для шести композиций на площади Героев делали уже с моделей в натуральную величину.
Мемориальный комплекс еще не завершен, но людей на Мамаев курган уже приходило много. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Остов стен-руин сделали из красного кирпича на железобетонных фундаментах. По нему пустили металлический каркас, на котором закрепили деревянные щиты. А уже на них монтировали гипсовые слепки рельефов, которые снимали с развалин мельницы Гергардта и жилых домов.
Большая подпорная стена перед залом Воинской Славы. 1963 год. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
По замыслу архитекторов рядом с Родиной-матерью должна была располагаться панорама. Но когда здание уже приобрело очертания, архитекторы вновь передумали. Панораму решили строить рядом с мельницей Гергардта. Поэтому 4 октября 1963 года авторский коллектив вносит в журнал работ запись, определяющую работы по переделке здания панорамы в Зал воинской славы.
Смотровая площадка. Верх стен здания тогда еще панорамы. После ее переделают в Зал Воинской славы. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
На месте Зала Воинской Славы планировали создать музей-панораму. Но передумали. Вот это решение. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Проект претерпел и множество других изменений. Так, вместо зеленой площадки на площади Героев появилось Озеро слез. А внутри пантеона вместо Стены слез — стены-знамена. На 34 приспущенных стягах высечены 7200 имен. В центре зала — рука погибшего воина, передающего потомкам Вечный огонь.
БРЕЖНЕВ, ЧУЙКОВ И ВЕСЬ СТАЛИНГРАД
Торжественное открытие мемориала «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане состоялось 15 октября 1967 года, накануне 50-летия Великого Октября, как тогда говорили. Вечный огонь в Зал воинской славы везли через весь город с площади Павших Борцов. Сопровождали его защитник Дома Павлова Иван Афанасьев, дважды Герой Советского Союза летчик Василий Ефремов и Герой Советского Союза Константин Недорубов. На протяжении всего пути с раннего утра стояли тысячи волгоградцев.
Факел везли через весь город, встречать его на улицы вышли десятки тысяч людей. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Об этом писали все газеты страны. В номере «Комсомольской правды» от 17 октября 1967 года этому событию отвели первую полосу:
«От Вечного огня, бьющего из сердца звезды, зажигает факел дважды Герой Советского Союза летчик В.С. Ефремов. Боевой бронетранспортер движется по улице Мира — первой улице, поднятой из руин; движется по проспекту Ленина… Огонь в сопровождении эскорта знамен плывет по городу, где все — память, где каждая пядь земли — свидетельница подвига».
Затем — митинг на площади Героев Мамаева кургана. На трибуне Брежнев, Косыгин, Подгорный, министр обороны СССР маршал Андрей Гречко, другие маршалы, генералы, гости. Торжественные речи. Самая длинная — у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Мы приведем лишь небольшой отрывок:
«Камни живут дольше, чем люди. Но именно люди, только люди дают бессмертие всему, чего коснется их подвиг. Подвиг героев сделал бессмертными камни Мамаева кургана».
Сопровождали факел Иван Афанасьев, Василий Ефремов и Константин Недорубов. 15 октября 1967 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Министр обороны СССР маршал Андрей Гречко:
«Пусть меч, который держит в руке стоящая на вершине кургана Мать-родина, будет грозным предупреждением для всех, кто помышляет повторить поход против Страны Советов».
После первых лиц страны речи произносят маршалы Еременко и Чуйков. Взял слово и Яков Павлов — тот самый защитник легендарного Дома Павлова. Выступили и сталинградцы: мастер завода «Красный Октябрь» Анатолий Серков, комбайнер Архипов, студентка второго курса политеха Лиля Киршина.
На трибунах — высокие гости. Торжественный митинг на Мамаевом кургане. 15 октября 1967 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Сейчас та студентка — Лилия Драгунцова, работает в родном ВолгГТУ и воспитывает внуков. А своего будущего мужа она встретила в лагере, бесплатную путевку в который получила после того самого митинга. В это воскресенье Лилия Михайловна вновь выступит на митинге, теперь уже в честь 50-летнего юбилея Мамаева кургана.
Первые лица проходят в пантеон Славы. Брежнев сам подносит пламя к Вечному огню. Звучит гимн, залпы артиллеристского салюта, в небе проносятся реактивные самолеты. И венки, венки, венки…
Сотрудник музея Иван Бормотов, Константин Недорубов, Иван Афанасьев и снайпер Зайцев на митинге. 15 октября 1967 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
— Ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине, — вспоминал Вучетич.
Позже высокие гости отправятся на торжественный прием, где Брежнев поздравит Вучетича с присвоением звания Героя Социалистического Труда. Минута молчания на площади Павших Борцов. И праздничный концерт в театре драмы.
Строительство и торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде
ВЫСОКИЕ ГОСТИ
Первые лица государств, известные революционеры и политики посещали Мамаев курган еще задолго до открытия мемориала. Здесь бывали Че Гевара, Фидель Кастро, Индира Ганди и, конечно, все руководители страны. И сегодня любой визит в Волгоград непременно начинается с этого места.
Император Эфиопии Хайле Селлассиес. Малая братская могила. 1959 г. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Евгений Вучетич и Фидель Кастро на Мамаевом кургане. 1963 год. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Евгений Вучетич рассказывает Никите Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Хрущев осматривает строящийся мемориал. 1963 г. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Борис Ельцин побывал на Мамаевом кургане 9 мая 1996 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА
Со дня открытия Мамаев курган менялся не раз.
Дважды Герой Советского Союза маршал Василий Чуйков умер 18 марта 1982 года. Он завещал похоронить себя не в Кремлевской стене, не на Новодевичьем кладбище, а рядом со своими боевыми товарищами — на Мамаевом кургане.
«Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт… С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал», — напишет Чуйков 27 июля 1981 года.
Чуйков стал единственным маршалом, похороненным за пределами Москвы. Его могила расположена на площади Скорби.
Нашли последнее пристанище на Мамаевом кургане и командующий 64-й армией генерал-лейтенант Михаил Шумилов (1975), первый секретарь Сталинградского обкома и горкома, председатель городского комитета обороны Алексей Чуянов (1977), летчик Василий Ефремов (1990), легендарный снайпер Василий Зайцев — его перезахоронили в 2006-м.
К 50-летию Победы, 8 мая 1995 года, здесь открыли воинское мемориальное кладбище, где перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. 136 одиночных могил, 8 братских, в которых покоятся останки 1911 воинов. На барельефе высечены 26 158 фамилий солдат, похороненных в большой и малой братских могилах на Мамаевом кургане.
На вершине засиял золотыми куполами храм Всех Святых. Открыли его в 2005 году.
На День победы на Мамаевом кургане теперь устраивают лазерное шоу. Родина-мать на глазах покрывается золотом или меняет платье на пурпурное. А на огромном экране, которым становится подпорная стенка Зала Воинской славы, показывают военную хронику. Приходят посмотреть на это десятки тысяч волгоградцев.
Несколько лет назад началась масштабная реконструкция памятника-ансамбля. В чаше бассейна на площади Героев заменили гидроизоляцию, стены облицевали мрамором. Обновили большую подпорную стену, которую подпортили грунтовые воды. В Зале воинской славы обновили крышу, пол, частично стены и фасад. 3 мая 2015 года здесь вновь зажгли Вечный огонь.
Фото: Андрей МИРЕЙКО
Летом 2017 года началась реставрация скульптуры «Родина-мать зовет!». После торжеств в 2018 году ее оденут в сложные леса и капитально обновят. Так что легендарный монумент простоит еще не один десяток лет.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Около 1 миллиона лет назад образовалась возвышенность кургана.
1 миллион кубометров — объем земляных работ при строительстве мемориала на Мамаевом кургане.
20 тысяч кубометров бетона ушло на создание комплекса.
19 тысяч квадратных метров гранита уложили на склонах.
820 метров — путь от проспекта Ленина до вершины.
26 га — общая площадь мемориального комплекса.
40 000 деревьев и 24 000 кустарников высадили на склонах работники Волгоградского треста зеленого хозяйства.
36,5 тысячи защитников Сталинграда захоронены на Мамаевом кургане.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как выглядит Родина-мать в Волгограде изнутри
Корреспонденты «Комсомолки» заглянули в историю, побывали внутри монумента и узнали, как сегодня чувствует себя одна из самых высоких статуй в мире (читать далее)
Реставраторы Родины-матери: Никуда она не падает, но полечить надо
52 метра над землей. Именно с такой высоты смотрит на Волгоград «Родина-мать». С этой высоты посчастливилось увидеть город-герой и альпинистам, которые сейчас проводят реставрационные работы на самом высоком монументе нашей страны. Более того, им посчастливилось заглянуть в глаза и в самое сердце нашей «Мамы» (читать далее).
50 лет памятнику-ансамблю на Мамаевом кургане: открытие мемориала на первых полосах советских газет
Осенью 1967-го весь советский народ жил в ожидании юбилея — 50-летия Октября. Главным событием в канун праздника стало открытие на Мамаевом кургане памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы. Читайте, что писали об этом советские газеты полвека назад (читать далее).
Загадки истории: Кто позировал Вучетичу для Родины-матери
Родина-мать образ собирательный — и внешне, и внутренне. Такой сильный и мощный, что его энергетики хватит на всех. Однако периодически кто-нибудь из женщин да заявит, что именно она позировала Вучетичу (читать далее).
Родина-мать не при смерти, она просто слегка больна
Эксперты уже давно спорят о состоянии самого знаменитого памятника России. Бетонную громадину «хоронят» чуть ли не каждый год (читать далее).
Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»
15 октября 1967 года в Волгограде произошло грандиозное событие — была открыта статуя Евгения Вучетича. Родину-мать строили целых восемь лет (читать далее).
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Источник: www.volgograd.kp.ru
Родина-мать Волгоград
Победа в Сталинградской битве стала ключевым и переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Именно в Сталинграде (нынешний Волгоград) велось сложнейшее и кровопролитное сражение Великой Отечественной войны. Оборона города заняла 200 дней. А победа над врагом в Сталинградской битве позволила Красной армии пойти в контрнаступление, когда казавшийся непобедимым враг начал постепенно сдавать позиции.
Конкурс на создание памятника героям и самому событию был объявлен еще до конца Второй мировой войны, в сентябре 1944 года. В нем приняли участие как известные архитекторы, так и простые солдаты и жители города. Люди присылали свои идеи и эскизы через военно-полевую почту. Также идеями делились и из других стран — например, из Китая и Марокко.
Например, архитектор Георгий Марцинкевич предложил установить здесь высокую колонну с фигурой Сталина, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. Любопытно, что будущий создатель памятника Евгений Вучетич, участия в конкурсе не принимал.
Несмотря на то, что конкурс проходил в 1940-е годы, работы над памятником стартовали уже после смерти Сталина, в конце 1950-х. Приказ о строительстве был подписан Никитой Хрущевым в 1958 году. А открыли памятник лишь в октябре 1967 года, уже при Леониде Брежневе.
Изначально предполагалось, что рядом с женской фигурой будет установлена статуя солдата, стоящего на коленях и протягивающего Родине-матери меч. Однако Вучетич решил, что солдат не может никому передать свой меч. От плана двух статуй отказались.
А кем была прототип Родины-матери? Кто позировал создателю памятника, увы, доподлинно никто точно не знает. Лишь предполагают, что скульптор лепил ее с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе (есть также версии о том, что для скульптора позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева), а лицо Вучетич «взял» у своей собственной жены Веры. Макет головы статуи можно увидеть в музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Любопытно, что монумент «Родина-мать зовет!» никак не закреплен: он устойчив за счет своего собственного огромного веса.
Историки также пишут, что скульптор вдохновлялся барельефом «Марсельезы» на парижской Триумфальной арке, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.
Сам же образ Родины-матери родился гораздо раньше появления памятника; ее можно было увидеть на плакатах СССР агитационного характера еще в 1941 году. Автором стал советский художник Ираклий Тоидзе. Прототипом Родины-матери стала его жена, которая, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, вбежала в мастерскую художника, закричав: «Война!». Тоидзе был настолько испуган и потрясен выражением лица жены, что тут же сделал несколько набросков.
Если за облик Родины-матери отвечал Евгений Вучетич, то инженерные расчеты велись под руководством Николая Никитина, построившего Останкинскую телебашню.
Исторические вехи
После победы в Сталинградской битве, в Волгограде и всей стране начался переломный период. В городе решили увековечить героический поступок военных и объявили конкурс на создание монумента уже осенью 1944 года.
Это был настоящий конкурс без границ. Предложения с эскизами поступали от советских солдат, архитекторов и жителей Шанхая и Марокко. Кто-то видел на постаменте Сталина, кто-то солдата.
Интересный факт, что в конкурсе участвовал архитектор, который в итоге и создал Родину-мать. Это был Евгений Вучетич. Некоторые историки уверены, что архитектор лично согласовывал проект со Сталиным.
После принятия решения был внесен ряд изменений. Вучетич предложил сделать композицию, где около фигуры женщины будет стоять на колене солдат, передающий меч. Проект даже утвердили, но Вучетич изменил его все равно. Аргументировал он это тем, что в стране, где не окончена война, военный не может никому передавать оружие.
Помимо Вучетича, над проектом работали другие архитекторы, команду которых возглавлял Белопольский Б.
Расчетами занималась группа под руководством Никитина Н. (которая участвовала в проекте Останкинской башни). Интересный факт, что памятник никак не закреплен. Он просто установлен на грунт и удерживается за счет собственной массы.
Несмотря на то, что конкурс провели в 1944 году, приказ о возведении статуи издали только после смерти Сталина, в 1958 году, а само строительство началось еще через 1 год. На все работы ушло около 10 лет. Торжественное открытие состоялось в октябре 1967 года.
Первая проверка прочности конструкции была проведена в 1965 году. Комиссия из Госстроя рекомендовала укрепить конструкцию,так как в этом месте майкопская глина, которая стабильно сползала к берегу реки. В результате изготовили дополнительно бетонное основание.
«Родина-мать зовет!» — это первый железобетонный памятник на территории СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон являлся самым дешевым строительным материалом. Но, уже в первые годы после открытия, на фигуре начали появляться трещинки. Поэтому ежегодно, самые уязвимые части статуи: руки и голову покрывают водоотталкивающим раствором.
Что представляет собой скульптура?
Железобетонная скульптура представляет собой фигуру женщины в полный рост, которая шагает вперёд с поднятым вверх мечом. Она воплощает в себе образ Родины, которая призывает своих сыновей сразиться с врагом.
Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который также входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. По задумке, выкованный на берегу Урала меч, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде, и в конечном итоге опущен после Победы в Берлине.
Монументы «Родина-мать зовёт!», «Тыл — фронту», «Воин-освободитель». Коллаж АиФ/ Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко, В. Коновалов, Алексей Витвицкий
Описание скульптуры
Статуя «Родина-мать» в Волгограде представлена в виде высокой фигуры шагающей женщины. Ее тело слегка повернуто назад, туда же в приглашающем жесте отведена левая рука. Она словно зовет своих сыновей на битву с врагом.
О готовности к бою говорит и мимика женского лица. Брови сдвинуты в тревожном напряжении, а рот открыт в призывном крике. В правой руке крепко зажат поднятый вверх меч.
Живость и дополнительную экспрессию скульптуре придают развевающиеся на ветру волосы и одежда. Родина-мать стремительна и решительна в своем призыве.
Технические характеристики
Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.
Толщина стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.
Внутри конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют специальные датчики.
В 1966 году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили, что все сдвиги в пределах нормы.
Самое большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в период с 2000 по 2008 год.
Высота памятника «Родина-мать зовёт!»
Изначально планировалось, что высота памятника составит всего лишь 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение серьезно увеличить высоту статуи для того, чтобы «обогнать» статую Свободы в США (высота которой без пьедестала равняется 46 метрам). Распоряжение было выполнено.
Высота статуи составляет 87 метров. Длина поднятого в правой руке меча — 33 метра.
После завершения работ Родина-мать стала самой высокой статуей на планете (и остается таковой, если не брать во внимание религиозную статую Будды в Китае). Фигура женщины высотой 52 метра стоит на высоком монументе — общая высота композиции составляет 87 метров.
«Родина-мать зовет!» в цифрах
О скульптуре в цифрах:
- высота с мечом — 85 м, без него — 52 м;
- длина меча — 33 м;
- вес меча — 14 т;
- общий вес статуи — около 8 000 т, из которых 5 500 т — это бетон, а 2 400 т — металлические конструкции;
- толщина стенок статуи — 25-30 см;
- высота фундамента — 16 м;
- высота постамента — 2 м;
- первоначальная высота насыпи для установки статуи на кургане — 14 м;
- за 8 лет (с 2000 по 2008 гг.) отклонение монумента от оси составило 16 мм.
Высота статуи Родина-мать в Волгограде почти в 30 раз больше, чем рост среднестатистического человека.
Кто автор проекта?
Статуя выполнена скульптором Евгением Вучетичем и инженером Николаем Никитиным.
В сентябре 1944 года был объявлен конкурс на создание памятника. В нём участвовали как известные архитекторы, так и солдаты, присылавшие эскизы по почте. Также проекты скульптуры приходили из-за рубежа. Однако Евгений Вучетич не принимал участие в конкурсе, ходили слухи, что свою задумку он представил напрямую Сталину.
В мае 1959 года строительство монумента было начато.
Каким мог быть памятник?
Участники конкурса предлагали разные решения памятника: архитектор Георгий Марцинкевич хотел поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а его коллега Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Согласно первоначальному проекту Вучетича, рядом с женской фигурой должна была находиться статуя солдата, который стоит на колене и протягивает свой меч Родине-матери. Впоследствии автор изменил проект, хотя он уже был утверждён. Вучетич убедил высшее руководство, что в таком виде композиция нарушает важный идеологический момент: война ещё не завершена, поэтому солдат не может отдавать свой меч.
Также изначально планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Никита Хрущев распорядился увеличить её рост, чтобы она оказалась выше статуи Свободы (46 метров без пьедестала).
Меч статуи изначально был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но впоследствии оказалось, что он сильно раскачивается на ветру и скрипит. В 1972 году меч заменили на новый, изготовленный из стали.
Прототип «Родины-матери»
Существует несколько версий, касающихся того, кто послужил для Вучетича прототипом «Родины-матери». Согласно основной из них, тело было вылеплено с тела спортсменки Нины Думбадзе, а вот лицо — с жены скульптора Веры.
Другие возможные прототипы «Родины-матери» — Валентина Изотова, Анастасия Пешкова и Екатерина Гребнева. Есть версия, что Вучетича вдохновила «Марсельеза» с парижской Триумфальной арки или даже статуя Ники Самофракийской.
Конструктивные особенности монумента
«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.
Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.
Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:
- 77 — внутри туловища;
- 10 — в левой руке;
- 12 — в правой руке.
Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.
Интересный факт! Внутри на удерживающих тросах установлены датчики. Специалисты круглогодично наблюдают за их показателями и анализируют состояние статуи.
Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.
Недочеты после строительства
Первые проблемы появились уже через год после открытия монумента. Изначально меч был изготовлен из авиационной нержавеющей стали, с покрытием листами титана. Но после открытия памятника стало ясно, что такая конструкция совершенно не подходит. Меч сильно скрипел и раскачивался от ветра. В 1972 году был создан новый меч из стали.
После обследования изваяния в 1986 году, опять провели работы по укреплению монумента. В последующие годы многие архитекторы страны пытались доказать властям, что монумент находится под угрозой обрушения. Но никаких достоверных подтверждений так и не было предоставлено.
Реставрация монумента
За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.
Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.
Реконструкция включала следующие работы:
- замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
- монтаж наружного освещения;
- противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
- устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
- частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
- восстановление заржавевшей арматуры;
- очистку от мха, грязи, плесени;
- обработку защитными составами;
- благоустройство прилегающей территории.
Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.
Как увидеть монумент «Родина-мать зовет!»
Увидеть монумент может любой желающий в мемориальном комплексе на Мамаевом кургане в Волгограде. Вход туда всем категориям граждан России и иностранцам абсолютно бесплатный.
Но вот за экскурсионное сопровождение придется заплатить, если вы хотите больше узнать об этом памятном месте. Понадобятся билеты и в экспозиционные залы музея-заповедника.
Интересные факты
В момент открытия памятника он являлся самым высоким во всем мире. На сегодняшний день он занимает лишь 9 позицию в перечне самых высоких изваяний на планете.
Если
сравнивать Скульптуру с человеческим ростом, то она увеличена в 30 раз.
Не так давно, около монумента появилась церковь, буквально в 200 м. Изначально, именно на этом месте и должна была стоять «Родина-мать».
Статуя изображена на гербе и флаге Волгоградской области.
Вокруг
сооружения множество легенд. Одна из историй гласит, что во время
строительства, а именно при монтаже конструкции, внутри исчез рабочий. Его так
и не удалось найти.
По
некоторым подсчетам на Мамаевом кургане захоронено не меньше 34 тысяч воинов.
Экскурсия
Любой
турист, приезжая в Волгоград, обязательно стремится попасть на Мамаев курган.
Ведь он входит в перечень «Семи чудес России» и даже в книгу рекордов Гиннеса.
Обычно
экскурсионная программа начинается с подъема на Мамаев курган, где
располагается композиция под названием «Память поколений». Затем путь пролегает
по аллее, вдоль которой высажены пирамидальные тополи, высотой в 100 метров.
За
аллеей начинается площадь «Стоявших насмерть!». Здесь установлен настоящий
русский богатырь-воин, который противостоит немецким врагам. За его спиной Сталинград.
Разрушенные стены города изображены в виде каменной книги.
Далее
начинается площадь Героев. Здесь запечатлены защитники волжской земли, в
стремительном порыве к действиям, всего их 6. Один из солдат ранен, но товарищ
его подхватывает и стремится в бой. Посередине площади огромный бассейн,
символизирующий слезы матерей, сыновья которых не вернулись с войны. На выходе
с площади, в одной из стен замурована капсула смерти — послание потомкам от
ветеранов войны. Полежит вскрытию – 9 мая 2045 года.
В зале
воинской Славы на красных знаменах увековечено около 7 тысяч имен солдат,
павших при защите Родины. Посередине зала установлена рука бойца, который
передает факел с вечным огнем всем будущим поколениям. Здесь всегда есть
траурный караул, и звучит тихая траурная музыка.
После
зала начинается площадь скорби. На ней установлена скульптура Скорбящей матери,
которая удерживает на своих руках погибшего сына. Лицо матери закрыло красное
знамя.
И наконец,
венец всего комплекса – фигура «Родина-мать зовет!». Статуя настолько большая,
что, кажется, что она как бы парит в воздухе.
На
протяжении всей экскурсии туристам расскажут о подвигах солдат во время
Сталинградской битвы, как защищали Дом Павлова. Можно будет понаблюдать за
торжественной сменой караула и зайти в Храм Всех Святых. В вечернее время можно
полюбоваться статуей в лучах прожекторов.
Как добраться
Добраться
к Мамаеву кургану можно на любом виде транспорта. Расположен комплекс в центре
города. Остановка называется «Мамаев Курган». К ней двигаются составы
метрополитена СТ и СТ-2, городская электричка, автобусы №№ 37, 123, троллейбусы
№№ 8, 8а, 1 и 12. Многие маршрутные такси: 15а, 15с, 1с, 2с, 13к, 53, 57.
«Родина-мать зовёт!» сегодня
Родина-мать стала первым памятником в СССР, созданным из железобетона. Железобетон был одним из самых доступных и дешевых материалов. Однако из-за его использования на статуе начали появляться трещинки уже через несколько лет.
Впоследствии проводились реставрационные работы в 1972 и 1986 годах. В 1972 году также заменили меч. Кроме того, чтобы сохранить Родину-мать ее ежегодно стали покрывать водоотталкивающим средством.
Внутри статуи натянуты специальные металлические канаты, способствующие дополнительной устойчивости. Они же отвечают за жесткость металлического каркаса. Не так давно на тросы установили современные датчики — сегодня состоянием конструкции специалисты следят с помощью компьютеров.
Заключение
Монумент «Родина-мать зовет!» — место, которое заставляет трепетать перед подвигом советских красноармейцев, вспомнить погибших за наше мирное небо над головой.
Источник: totamtotut.ru