Колодец объект капитального строительства

Законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина», но регламентирует допустимые значения глубины таких водозаборных сооружений

Перечень наиболее часто задаваемых вопросов и ответы на них (Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений )

Вопрос: Кем выдаются разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами? В чьей компетенции находится выдача указанных разрешений в отношении площадей и объектов расположенных на территории субъекта Российской Федерации, сопредельных субъектов Российской Федерации, сопредельных федеральных округов, континентального шельфа Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами» и приказом Роснедр от 01.06.2010 № 546 «О разграничении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений», указанные разрешения выдаются:

1. Центральным аппаратом Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территории двух и более федеральных округов Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

2. Региональными департаментами Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях двух или более субъектов Российской Федерации одного федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента Роснедр, а также по объектам, строительство которых намечается на территориях федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента, не входящих в сферу деятельности отделов регионального департамента Роснедр или территориальных управлений Роснедр;

3. Территориальными управлениями Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности соответствующих территориальных управлений Роснедр.

Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми документами регламентируются вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами?

Ответ: Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, являются:

1. Закон Российской Федерации «О недрах» (п.5 ч. 1 ст. 22, п.10 ч. 1 ст. 23, ст. 25).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 36, 51, 55).

3. Федеральный Закон № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 9, 16.1, 20, 22).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.13, 222).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.3, 7.4, 8.17, 9.4, 9.5, 9.5.1).

6. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.

7. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами.

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на застройку площадей полезных ископаемых и перечнем документов, необходимых для получения указанного разрешения?

Ответ: Порядок подачи заявления на получение разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых и перечень прилагаемых к указанному заявлению документов приведены в «Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений». Данный регламент размещен в открытом доступе для ознакомления и получения копий на интернет-сайте Роснедр (http://www.rosnedra.com/article/3312.html).

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, и перечнем необходимых для получения указанного разрешения документов?

Ответ: Порядок подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами и перечень прилагаемых к указанному заявлению документов приведены в «Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами». Данный регламент размещен в открытом доступе для ознакомления и получения копий на интернет-сайте Роснедр (http://www.rosnedra.com/article/4389.html).

Вопрос: Каким документом в настоящее время регламентируется порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного или капитально отремонтированного объекта, связанного с пользованием недрами? Кто должен выдавать указанное разрешение?

Ответ: Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и капитально отремонтированных объектов, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 данной статьи непосредственная выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом власти, выдавшим разрешение на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта.

Вопрос: Кому могут быть выданы разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых? Может ли быть выдано данное разрешение дочернему предприятию, организации-подрядчику или оператору проекта, не являющемуся владельцем лицензии на право пользования недрами?

Ответ: Указанные разрешения выдаются только непосредственным владельцам лицензий на право пользования недрами и не могут быть выданы иным организациям и предприятиям, осуществляющим какие-либо работы в рамках данного проекта на договорной, подрядной или иных основах.

Вопрос: Требуется ли получение владельцем лицензии на право пользования недрами разрешения на застройку площадей полезных ископаемых в границах его лицензионного участка и горного отвода, предоставленного на основании лицензии на право пользования недрами?

Ответ: В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка, либо горного отвода, площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия, получения разрешения на застройку площадей полезных ископаемых не требуется.

Вопрос: Чем вызвана необходимость получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых? В связи с чем может быть ограничена или запрещена данная застройка?

Читайте также:  Сведения о классе энергетической эффективности объекта капитального строительства

Ответ: Получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничение, вплоть до полного запрещения, данной застройки, необходимы в целях недопущения возможности негативного взаимовоздействия не связанных между собой рамками целевых назначений объектов, а также различного рода техногенных факторов, сопровождающих функционирование этих объектов.

Вопрос: Выдаются ли Роснедрами разрешения на проектно-изыскательские работы под объекты будущего строительства?

Ответ: Разрешительные функции в отношении проектно-изыскательской деятельности в сфере гражданского и промышленного строительства не входят в компетенцию Роснедр.

Вопрос: На какие виды строительства разрешения выдаются Федеральным агентством по недропользованию?

Ответ: ч. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает пределы компетенции Роснедр в части выдачи разрешений на строительство объектами, «строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ». Возможность выдачи Роснедрами разрешений на строительство каких бы то ни было иных объектов действующим законодательством не предусмотрена.

Вопрос: В каких случаях не требуется получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых?

Ответ: Получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых не требуется в следующих случаях:

1. При подтвержденном территориальным органом Роснедр отсутствии под участком предстоящей застройки месторождений полезных ископаемых.

2. В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия.

Вопрос: Каковы особенности застройки площадей залегания полезных ископаемых в пределах распределенного фонда недр, в числе линейно протяженными объектами — трубопроводами различного назначения, автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач и т.п.?

Ответ: На основании п.5 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах) любая застройка площадей залегания полезных ископаемых на участках распределенного фонда недр, вне зависимости от вида, категории и целевого назначения объекта строительства, должна быть в обязательном порядке согласована с владельцами находящихся на указанных участках горных отводов, предоставленных на основании лицензий на право пользования недрами.

Вопрос: Возможна ли выдача разрешений на строительство скважин различного назначения для целей поисков разведки и добычи углеводородного сырья на основании привязки планируемых к строительству скважин к уже имеющимся утвержденным индивидуальным или групповым рабочим проектам на бурение скважин, как то предусматривается п.п. 2.2.2 и 2.2.3 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 56.

Ответ: Да, возможна.

Вопрос: Требуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта построенного (реконструированного, капитально отремонтированного) на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления после 1 января 2009 года. Как быть в этом случае?

Ответ: Частью 2 статьи 25 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что «разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом». На этом основании и с учетом части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, являющееся в настоящее время федеральным органом управления государственным фондом недр, обладает, совместно с его территориальными органами, исключительными правами и всеми необходимыми полномочиями по выдаче указанных разрешений.

Вследствие этого, любые разрешения на осуществление строительных работ, связанных с пользованием недрами, выданные какими-либо иными органами после даты делегирования Роснедрам вышеуказанных прав и полномочий (начиная с 01.01.2009 года), могут быть признаны недействительными, а осуществляемая на основании этих разрешений деятельность будет рассматриваться как незаконная.

На этом основании в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию подобного рода объекта будет отказано.

Вопрос: Требуется ли получение разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации объектов, связанных с пользованием недрами, если лицензией ее владельцу предоставлено право на проведение буровых работ, создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей и трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о градостроительной деятельности?

Ответ: Не требуется (ст. 9, 16.1 и 22 Федерального Закона № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»).

Вопрос: Какие объекты следует относить к категории связанных с пользованием недрами?

Ответ: В качестве объектов, связанных с пользованием недрами, следует понимать любые, находящиеся в пределах не подлежащих действию, либо установлению градостроительных регламентов территорий (ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), промышленные, технологические и инфраструктурные объекты основного и вспомогательного назначения (в том числе объекты хозяйственно-бытового назначения и линейные коммуникации), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию которых предусматриваются утвержденной проектной документацией (технологическими схемами, проектами обустройства и т.п.) в целях обеспечения осуществления владельцами лицензий максимально эффективного и рационального пользования недрами в соответствии с условиями лицензионных соглашений.

Вопрос: Кем и за счет каких средств в настоящее время выполняются геологоразведочные работы по поискам месторождений нефти и газа?

Ответ: В настоящее время практически весь объем геологоразведочных работ на углеводородное сырье финансируется из негосударственных источников и выполняется предприятиями организациями негосударственного сектора экономики в соответствии лицензиями на право пользования недрами. За счет средств федерального бюджета Роснедрами, в рамках государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, осуществляются лишь незначительные объемы региональных сейсморазведочных работ и параметрического бурения на нераспределенном фонде недр, с задачами определения общих перспектив нефтегазоносности новых слабоизученных территорий. Основная часть этих работ сконцентрирована в пределах Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа Российской Федерации.

Вопрос: Каковы возможности и перспективы использования нетрадиционных методов и технологий поисков месторождений полезных ископаемых при выполнении работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы?

Ответ: Федеральное агентство по недропользованию не считает возможным использовать для целей воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также рекомендовать к внедрению различного рода разработки, в основу которых положены гипотетические природные явления, не нашедшие какого-либо подтверждения в результате экспериментальных исследований. В то же время не существует каких-либо ограничений на использование субъектами предпринимательской деятельности указанных разработок в инициативном порядке, либо на договорной основе, при проведении геологоразведочных работ за счет негосударственных источников финансирования.

Вопрос: Являются ли гидрогеологические скважины, проходка которых осуществляется при геологическом изучении недр объектами капитального строительства?

Ответ: Такие скважины не являются имуществом и, соответственно, объектами капитального строительства.

Вопрос: Какой вид проектной документации подлежит согласованию комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, при разработке месторождений питьевых и (или) технических вод?

Читайте также:  Выдача разрешения на строительство объекта капитального

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть 1 подпункта «в» пункта 9) определено, что при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проектная документация в виде проекта водозабора.

Вопрос: Какие документы и в каких случаях должны прилагаться к проектной документации при согласовании проектов разработки месторождений подземных вод или использования недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых?

Ответ: К заявлению пользователя должны прилагаться копии:

— лицензии на пользование недрами;

— заключения государственной экспертизы запасов или геологической информации о предоставленном в пользование участке недр;

— в случае, если на согласование представлен проект водозабора или строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки, размещения отходов производства и потребления; захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов — заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

— в случае, если объект недропользования находится в пределах внутреннего моря, континентального шельфа, Мирового океана, на площади особо охраняемой природной территории или связан с размещением (захоронением) отходов — заключения государственной экологической экспертизы;

— в случае, если объект недропользования относится к опасным производственным объектам — заключение экспертизы промышленной безопасности.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской федерации. Письмо. от 11 июля 2018 года N 30418-АС/08. [Об отнесении линейных объектов к объектам капитального строительства ]. Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает. В соответствии с пунктами 10 статьи 1 Градостроительного…

Требования и штрафы к колодцам на дачах — разъяснения Кадастровой палаты

Фото: Евгений Леонов/ТАСС

Российские дачники имеют право обустраивать на своих участках колодцы и скважины, глубина которых не превышает 5 м, лицензировать их не надо. Об этом рассказали в пресс-службе Федеральной кадастровой палаты.

Проблема отсутствия центрального водопровода на даче сейчас в большинстве случаев решается с помощью обустройства колодца или скважины на участках. Также дачники могут подключиться к коллективному водопроводу при наличии в садовых и огородных некоммерческих товариществах (СНТ или ОНТ) водозаборной скважины, предназначенной для общего пользования.

Само законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина» (их можно рассматривать как способы обустройства водозабора на участке), но регламентирует допустимые значения глубины таких водозаборных сооружений.

«Закон устанавливает норму глубины колодца в 5 м, но также предоставляет возможность обустройства более глубокого водозабора при условии, что он не будет достигать месторасположения источника централизованного водоснабжения в данной местности», — пояснили в Кадастровой палате.

Еще одно условие — подземные воды извлекаются исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки. Лицензия на право пользования недрами физлицам не нужна.

Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Но такие скважины могут обустраивать садовые и огородные некоммерческие товарищества. Централизованные скважины, включая артезианские, принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.

В Кадастровой палате напомнили, что с 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, могут быть оштрафованы. Размер штрафа достигает 1 млн руб.

Ранее «РБК-Недвижимость» подробно рассказывала, за что могут оштрафовать дачников. Например, за то, что собственники дач в Московской области не удалили со своего земельного участка борщевик Сосновского, можно получить предупреждение, а затем административный штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Суд указал, что само по себе использование участка для возведения и эксплуатации на нем объектов капитального строительства не может служить основанием для взимания налога на имущество в отношении стоимости работ по улучшению участка. 17 Декабря 2021. Судебная практика Налоговое право. Фото: «Адвокатская газета». Как отметила одна из экспертов, ранее в подобных делах для ВС главными были критерии определения объекта основных средств, описанные в правилах ведения бухучета, а в этот раз Суд наконец исследовал именно гражданско-правовые характеристики спорного объекта .

ВС уточнил позицию о критериях разграничения движимого и недвижимого имущества

Суд указал, что само по себе использование участка для возведения и эксплуатации на нем объектов капитального строительства не может служить основанием для взимания налога на имущество в отношении стоимости работ по улучшению участка

Как отметила одна из экспертов, ранее в подобных делах для ВС главными были критерии определения объекта основных средств, описанные в правилах ведения бухучета, а в этот раз Суд наконец исследовал именно гражданско-правовые характеристики спорного объекта. Другая указала, что ВС неоднократно напоминал о том, что сами по себе критерии прочной связи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения назначения не позволяют решить вопрос о праве налогоплательщика на освобождение от налогообложения движимого имущества.

13 декабря Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС21-12104 по делу № А40-95182/2020 об оспаривании доначисления налога на имущество организаций на результаты инженерной подготовки кустов скважин.

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 провела выездную проверку ООО «Газпромнефть-Хантос» за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г., по результатам которой доначислила обществу 135 млн руб. налога на имущество и пени свыше 29 млн руб., а также оштрафовала его на 12 млн руб. по ч. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием для доначисления послужил вывод о том, что общество не включило в налогооблагаемую базу основные средства – результаты инженерной подготовки кустов скважин, созданные после 1 января 2013 г. По мнению налоговиков, сформированные по результатам инженерной подготовки площадки должны рассматриваться в составе недвижимого имущества как неотъемлемая часть кустов скважин, представляющих собой единый конструктивный объект капитального строительства. В подтверждение своих выводов инспекция сослалась на результаты экспертизы.

ООО «Газпромнефть-Хантос» обжаловало решение инспекции в ФНС России, которая отменила его в части начисления штрафа. Затем общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в рамках инженерной подготовки кустов скважин налогоплательщиком были сформированы площадки для размещения на них сооружений, обеспечивающих добычу газожидкостной смеси. Общество утверждало, что основание кустовой площадки возводится для целей преобразования существующего рельефа земельного участка (выравнивания и обеспечения устойчивости территории), а обустройство оснований кустовых площадок является результатом выполнения солидного комплекса работ.

Читайте также:  Уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства образец заполнения для юр лица

В итоге Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска, посчитав, что спорные объекты подлежат обложению имущественным налогом, поскольку они оказывают вспомогательную функцию для обеспечивающих добычу газожидкостной смеси сооружений, являются частью сложных объектов, не могут самостоятельно функционировать с учетом своих технических характеристик и своего предназначения, а их демонтаж и перемещение без соразмерного ущерба связанным с ними сооружениям невозможны. Апелляция и кассация поддержали это решение.

Рассмотрев кассационную жалобу общества, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что улучшение земельного участка, состоящее в приспособлении его для удовлетворения нужд пользующихся участком лиц, признается неотъемлемой частью такого объекта. Возникновение самостоятельного объекта может иметь место, если выполненные работы привели к появлению на земельном участке объекта недвижимости, отличного от собственно самого участка. В бухгалтерском учете капитальные вложения в земельные участки учитываются как отдельные инвентарные объекты по видам объектов капвложений.

«Исходя из приведенных положений улучшения земельного участка, необходимые для использования этого участка по назначению, по общему правилу не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций, поскольку не формируют самостоятельного объекта гражданских прав, отличного от земельного участка, и в соответствии с правилами бухгалтерского учета их стоимость не включается в стоимость возводимых на земельном участке сооружений капитального характера. Следовательно, само по себе использование земельного участка для возведения и эксплуатации на нем объектов капитального строительства (зданий, сооружений и т.п.) не может служить основанием для взимания налога на имущество в отношении стоимости работ по улучшению земельного участка», – отметил ВС.

Как пояснил Суд со ссылкой на материалы дела, обустройство месторождения нефти (газа) предполагает строительство на его территории комплекса наземных или подземных сооружений, позволяющего вести безаварийную разработку месторождения в соответствии с утвержденным проектным документом. Кустовая площадка представляет собой ограниченную территорию месторождения, на которой имеется специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и т.п. Спорные объекты основных средств были созданы обществом в рамках инженерной подготовки кустов скважин и представляют собой песчаные площадки (основание) для размещения на них сооружений и иных объектов, обеспечивающих добычу газожидкостной смеси.

ВС добавил: при рассмотрении дела общество последовательно указывало, что созданное по результатам выполнения комплекса работ покрытие кустовых площадок обеспечивает ровную и твердую поверхность для расположенных на ней объектов нефтепромысла, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. При этом расположенные на кустовой площадке сооружения и оборудование, в том числе не носящие капитального характера, являются отдельными объектами основных средств.

«По окончании аренды земельных участков общество будет обязано провести работы по рекультивации нарушенных земель, в рамках осуществления которых все находящиеся на них сооружения должны быть демонтированы, а земельные участки – покрыты слоем почвы, пригодным для роста деревьев, вырубленных при добыче месторождения. Приведенные доводы и представленные в их подтверждение доказательства имели значение для правильного разрешения настоящего спора, поскольку они могут свидетельствовать о том, что обществом фактически понесены затраты по улучшению качественного состояния земельных участков, не образующие в силу подп. 1 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса объект налогообложения по налогу на имущество организаций; из этих затрат сформированы инвентарные объекты основных средств, стоимость которых не включается в расчет налоговой базы по данному налогу», – отметил ВС, отменив судебные акты нижестоящих судов и вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. При новом рассмотрении АСГМ, в частности, предстоит проверить, сформирована ли стоимость спорных инвентарных объектов основных средств из затрат на улучшение земельных участков, либо в нее также включены затраты на возведение сооружений.

Как отметила адвокат, партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова, Верховным Судом в очередной раз исследовался вопрос о том, являются ли конкретные объекты объектами недвижимого имущества и, стало быть, объектами налогообложения налогом на имущество организаций: «Эта категория споров сейчас, пожалуй, одна из самых многочисленных в рамках налоговых правоотношений».

Эксперт отметила: ВС РФ подтвердил ранее занятую позицию о том, что улучшения земельного участка являются с гражданско-правовой точки зрения именно его неотъемлемой частью. «И это, конечно, не может не означать, что такие улучшения не составляют объекта налогообложения налогом на имущество, поскольку согласно ст. 374 НК РФ объект налогообложения налогом на имущество должен быть отличной от участка вещью. Интересно, что во многих таких делах о квалификации объектов в качестве движимого или недвижимого имущества для целей налогообложения для Верховного Суда главными были критерии определения объекта основных средств, описанные в правилах ведения бухгалтерского учета. В рамках же рассматриваемого дела Суд наконец исследовал именно гражданско-правовые характеристики спорного объекта. Такой подход не может не радовать: он внушает надежду на то, что споров подобного рода станет меньше», – предположила Екатерина Болдинова.

Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Анна Мастракова отметила, что ВС РФ дополнил позицию относительно критериев разграничения движимого и недвижимого имущества. «Нижестоящие суды, определяя площадки для размещения сооружений для добычи газожидкостной смеси как объекты недвижимого имущества, стоимость которых должна учитываться в целях исчисления налога на имущество организаций, руководствовались положениями НК и ГК РФ. Верховный Суд в данном вопросе квалифицировал спорные объекты не как часть сложных объектов недвижимости, а как улучшения полезных свойств земельного участка, которые не формируют самостоятельного объекта гражданских прав и их стоимость не включается в налоговую базу по налогу на имущество», – пояснила она.

По мнению эксперта, такой вывод Верховного Суда согласуется с нормами действующего законодательства, поскольку из норм п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что «улучшения земельного участка» (замощения, покрытия и др.) не относятся к объектам капитального строительства и не признаются объектами недвижимости». «Ранее ВС РФ неоднократно напоминал о том, что сами по себе критерии прочной связи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения назначения не позволяют решить вопрос о праве налогоплательщика на освобождение от налогообложения движимого имущества», – отметила Анна Мастракова.

Что относится к объектам капитального строительства . Объект капитального строительства — это сооружение, строительство которого ещё не завершено. Перед его постройкой проводятся земляные, фундаментные работы. К ОКС относятся: Здания. Здание состоит из помещений, инженерных сетей, каналов для технического обслуживания. Каждая постройка в обязательном порядке включает надземные и подземные участки. В зданиях располагаются промышленные, культурные, социальные учреждения, торговые точки, развлекательные объекты .

Источники
  • https://www.rosnedra.gov.ru/article/4504.html
  • https://realty.rbc.ru/news/5f3f83809a7947d516f2e7ec
  • https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-utochnil-pozitsiyu-o-kriteriyakh-razgranicheniya-dvizhimogo-i-nedvizhimogo-imushchestva/

Рейтинг
Загрузка ...