1. Правовое регулирование использования территорий для размещения инженерных сетей и сооружений
1.1. Определение понятие инженерные сети и сооружения как объекта правового регулирования
* Распоряжение КУГИ администрации СПб. от 30 сентября 1999 года N 1203-р «Об утверждении Порядка передачи объектов инженерной инфраструктуры специализированным эксплуатирующим организациям».
** Распоряжение Губернатора СПб. от 10 января 1997 года N 21-р «О содержании ведомственных жилых домов, общежитий, инженерных сетей и сооружений» // Вестник администрации Санкт-Петербурга 3 марта 1997 года, N 2, стр. 17.
В настоящем исследовании далее будет использоваться термин «инженерные сети и сооружения» (далее ИсиС). Совокупность инженерных сетей и сооружений газа -, тепло -, электро -, водоснабжения и канализации образуют инженерную инфраструктуру.
Каждый вид инженерных сетей и сооружений (газа -, тепло -, электро -, водоснабжения и канализации) можно рассматривать как сложную вещь, в состав которой могут входить как движимые так и недвижимые вещи, образующие единое целое, объединенные общим функциональным назначением. По аналогии с электросетевыми комплексами все другие инженерные сети и сооружения (водо-, газоснабжения и канализации) являются едиными комплексами, объединёнными общим функциональным назначением.* Инженерные сети и сооружения можно рассматривать как недвижимое имущество — имущественный комплекс.
Коммуникации в фундаменте частного дома | КП Близкий | Строительство дома в Краснодаре
* Приказ Минюста РФ, Мин имущества РФ и Госстроя РФ от 30.10.2001 N 289/422/224/243 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения государственной регистрации на объекты недвижимого имущества — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы».
1.2. Инженерные сети и сооружения как обременения
Инженерные сети и сооружения относятся к объектам градостроительной деятельности. Они могут быть самостоятельным сооружением и строиться вместе с зданием. При приемке в эксплуатацию жилых домов обязательно должны быть завершены монтаж и подключение отопления, канализации, воды.* В первом случае они являются самостоятельным имущественным комплексом, во втором — частью недвижимого имущества. Однако, в любом случае инженерные сети и сооружения обеспечивают снабжение населения водой, газом, электричеством, и т.п.
* СниП 3.01.04.-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения / Госстрой России.-М.:ГУП ЦПП, 1998, Официальное издание.
Когда инженерные сети и сооружения являются неотъемлемой частью зданий и строений — частью недвижимого имущества, в таком случае они имеют одинаковый с ним (строением) правовой режим использования земельного участка. Как самостоятельные объекты градостроительной деятельности на территориях поселений и межселенных территориях, они могут рассматриваться как сооружения, определяющие особенности использования земельного участка и его недр.
Review 8 | Как сделаны инженерные коммуникации в частном доме
Специфика инженерных сетей и сооружений как объекта правого регулирования связана с обеспечением одного или нескольких объектов газо-, тепло-, водо-, электроснабжением и канализацией. Одни инженерные сети и сооружение обеспечивают удовлетворение потребностей нескольких объектов, расположенных на территории поселения или межселенной территории, другие обеспечивают потребности одного объекта.
Таким образом можно выделить:
— общие (внеплощадочные) инженерные сети и сооружения, к которым относятся магистральные, внутриквартальные и головные инженерные сети и сооружения;
— объектные инженерные сети и сооружения (локальные сети и котельные, сетевые вводы).
Определять направления правового регулирования использования земельных участков, на которых располагаются инженерные сети и сооружения, можно только относительно общих инженерных сетей и сооружений. Объектные инженерные сети и сооружения, обслуживающие отдельное строение или имущественный комплекс, являются неотъемлемой частью такого недвижимого имущества. Правовой режим использования земельного участка недвижимого имущества определяется с учетом расположения объектных инженерных сетей и сооружений.
1.3. Правовая природа использования территорий для строительства инженерных сетей и сооружений
Учитывая специфику инженерных сетей и сооружений как объектов правового регулирования можно отметить особенности отношений по их строительству и эксплуатации.
При создании инженерных сетей и сооружений (далее ИСиС) используется земля и недра в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Как указывалось ранее ИСиС являются объектом градостроительной деятельности. В результате градостроительной деятельности производится преобразование окружающей среды. Земля и недра являются составной частью окружающей среды.
Земля и недра при строительстве ИсиС выступают как пространственно-территориальный базис. В результате их преобразования при строительстве ИсиС изменяется их облик. Земля и недра изменяют свои характеристики, в том числе и экономические. Недра в результате строительства ИСиС становятся объектом «обременены» сооружением, рассматриваемым как имущество.
При этом, ИсиС относятся к объектам недвижимого имущества. Отделение их (извлечение) из недр и земли приводит к невозможности использования по назначению. Ни земля, ни недра, ни извлеченное инженерное сооружение или сеть не могут использоваться по назначению без проведения дополнительных работ (земля и недра требуют засыпки ямы, из которой извлекли трубы, а трубы требуют сборки в другом месте или утилизации).
* См. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 мая 1999 года, N 20; «Российская газета» от 16 июня 1999 года.
2. Правовое регулирование установления границ и размеров территорий, занятых инженерными сетями и сооружениями, включая охранные и санитарно-защитные зоны
2.1. Основания возникновения прав на использование территории для размещения инженерных сетей и сооружений
В случае, если инженерная коммуникация является неотъемлемой частью строения как объекта недвижимости, то основание возникновения прав на использование территории совпадает с основанием возникновения прав на недвижимое имущество.
В случае, если инженерные коммуникации являются самостоятельными объектами градостроительной деятельности на территории поселения или межселенной территории, то основанием для возникновения прав на территорию, на которой располагаются такие инженерные коммуникации, является решение о разрешении строительства и акт о приемке инженерных коммуникаций в эксплуатацию и передаче их на обслуживание специализированной организации.
Первоначальная информация о мете расположения существующих инженерных коммуникаций содержится в градостроительной документации — отведенный земельный участок (схемы и проекты развития инженерной инфраструктуры и благоустройства). На основании таких данных могут утверждаться границы зон, занятых инженерными сетями и сооружениями.
Определение места расположения границ отвода земельных участков для существующих сооружений систем водо-, газо_, тепло-, электроснабжения и канализации определяется по результатам инвентаризации таких сооружений. Методика проведения инвентаризации систем коммунальной энергетики (утв. Госстроем РФ 29 марта 2001 года) В настоящее время имеются действующие Методики проведения инвентаризации инженерных систем различных видов: Инструкция по технической инвентаризации основных фондов предприятий объединенных котельных и тепловых сетей Минжилкомхоза РСФСР (утверждена приказом Минжилкомхоза РСФСР от 29 декабря 1971 года N 576), Инструкция по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий (утверждена приказом по Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 9 сентября 1975 года N 378), Инструкция по технической инвентаризации основных фондов предприятий коммунальных электрических сетей системы МЖКХ РСФСР (утверждена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 29 ноября 1976 года N 526) и т.д.*
* Методика проведения инвентаризации систем коммунальной энергетики (утв. Госстроем РФ 29 марта 2001 года) // «Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ», N 2, 2002 года.
Источник: docs.cntd.ru
Обсуждения
Пункт 6.1.1 На плане железнодорожных путей показывают и наносят:
.
— существующие и проектируемые инженерные коммуникации по ГОСТ 21.204 с указанием их основных характеристик и привязки к пикетам в местах пересечений.
Прошу прокомментировать данный пункт.
Проблема в том, что нет четкого понимания и определения что должно понимать под фразой «инженерные коммуникации».
С одной стороны любая линия водопровода, связи, электроснабжения, трубопровода — это коммуникация. Если смотреть шире, то и сама железная дорога — это коммуникация.
С другой стороны существует понятие инфраструктуры линейного объекта, которая включает в себя все линейные объекты железнодорожного транспорта, обеспечивающие его работу. Т.е. продольные линии связи, электрической централизации, контактной сети и т.д. все это инфраструктура железнодорожного транспорта.
Возникает вопрос, что в указанном документе понимают под словами «инженерная коммуникация»? если контактный провод, провода, висящие на тех же опорах контактной сети, по сути мало чем отличаются от обычного кабеля электроснабжения, то получается это все инженерные коммуникации. Значит все их требуется наносить на план железнодорожных путей. В таком случае на чертеже в масштабе М1:1000 по станции из 5 путей окажется на полоске бумаги шириной 3 см (это 5 путей) должно быть показано:
5 осей путей;
5 контактных проводов;
до 5 дополнительных проводов, висящих на опорах контактной сети;
в одном или двух междупутьях несколько кабелей электрической централизации;
в одном или двух междупутьях 1-2 кабеля связи (станционной, межпоездной, парковой и т.д.)
Кроме того, контактная сеть не может быть показана без опор, которые должны быть показаны не в масштабе, а по условным обозначениям.
Также, на плане железнодорожного пути необходимо над каждой проектной осью подписывать расстояния между кривыми, междупутья, номера путей и их полезные длины, параметры кривых, выносные линии вершин углов и т.д.
Что можно будет прочитать на таком рабочем чертеже?
Да, чертеж должен быть информативным, должны быть показаны все коммуникации, которые пересекают ж.д. пути, особенно, если они принадлежат сторонним собственникам. При строительстве их могут не заметить и повредить, поэтому их показать обязательно, где существующие, куда выносятся проектируемые или новые.
Но линейные объекты инфраструктуры ж.д. транспорта не потеряют, не забудут. Потому что при строительстве представители всех служб присутствуют и железнодорожники прекрасно знают про своих смежников у кого где и что проложено.
Возможно, что в ГОСТе под фразой «инженерные коммуникации» подразумевают именно сети, которые пересекают ж.д. пути и не имеют прямого отношения к самим путям. Т.е. это ЛЭП, линии связи, водопровод, канализация, теплосеть и т.д.
Как получить официальный, имеющий юридическую силу комментарий по этому вопросу? Потому что в настоящее время даже среди проектировщиков с большим опытом работы нет единого мнения по этому вопросу.
Клиент NormaCS, 25 августа 2015
В продолжение вышесказанному
В ГОСТ 21.702 ссылка на ГОСТ 21.204, а там сети не перечислены. Там просто условные обозначения.
Вопрос на самом деле двойной:
1. Написано в ГОСТ21.702 показывать сети. Так вот трактуют по разному сети. У каждого комплекта есть обозначение сети связи — СС, контактная сеть — ЭТ, сети электроснабжения — ЭН, ЭС. Это все понятно, оно разрабатывается отдельными комплектами. Но. это инженерные коммуникации?
Если да, то надо показывать их все на путевом плане как проектируемые.
2. Как быть с разделом «генплан» для железнодорожной станции? Если для генплана считать контактную сеть коммуникацией и на сводном плане сетей ее показывать, тогда снова вопрос в том как это сделать наглядным и достоверным. Опоры контактной сети показывают в соответствии с условными обозначениями достаточно крупно, т.е. масштаб не соответствует и они будут налезать на рядом проложенные коммуникации, например, связи, ЭЦ. Так требуется ли по ГОСТу показывать сети, являющиеся частью инфраструктуры железнодорожного пути и выдаваемые самостоятельными комплектами рабочей документации, на сводном плане сетей. Или все-таки ограничиться сетями связи, водопровода, канализации и пр. (в большинстве своем принадлежащим сторонним организациям), пересекающим проектируемые ж.д. пути?
Пользователь, 25 августа 2015
zimin_vasilii, добрый день!
Добрый день!
По узко специальным вопросам нужно обращаться к разработчику стандарта — ЗАО «ПромтрансНИИпроект» или в ОАО «ЦНС», который перешлет этот вопрос тому же ЗАО «ПромтрансНИИпроект».
Кроме того, следует отметить, что этот стандарт относится только к рабочим чертежам марки ПЖ.
«Возможно, что в ГОСТе под фразой «инженерные коммуникации» подразумевают именно сети, которые пересекают ж.д. пути и не имеют прямого отношения к самим путям. Т.е. это ЛЭП, линии связи, водопровод, канализация, теплосеть и т.д.»
Мне казалось, что это достаточно ясно в стандарте ( существующие и проектируемые инженерные коммуникации по ГОСТ 21.204 с указанием их основных характеристик и привязки к пикетам в местах пересечений).
В рабочих чертежах марки ПЖ разрабатывается и специфицируется только то, о чем написано в самом стандарте. Контактных сетей там нет. Раньше им присваивалась марка ЭТ (сети тяговые).
Разработчик НТД, 25 августа 2015
zimin_vasilii, добрый день!
1. Определение термина «сеть» приведен в техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.
20) сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;
Мне казалось, что уже выяснили, что нужно указывать сети и коммуникации, влияющие на прокладку ж.-д. путей — условными обозначениями по ГОСТ 21.204. Какие сети пересекаются — вам лучше знать из исходных данных и материалов проекта.
2. Назначение ГОСТ 21.702 четко определено в названии — правила выполнения рабочей документации и только ж.д. путей. Эта документация предназначена для непосредственного производства строительных и монтажных работ.
В СПДС, так уж получилось, пока нет правил выполнения графических частей разделов и подразделов проекта — применяют, то что есть в наличии с определенными оговорками.
Разделы проектной документации разрабатываются до разработки рабочей документации и основные комплекты рабочих чертежей на этой стадии, в общем-то, совсем не причем.
РД марки ПЖ учитываются сведения как из раздела 2, так и из раздела 3 проектной документации линейного объекта.
Что должно быть изображено на чертежах разделов проектной документации, написано в соответствующих пунктах постановления №87.
Выбираете всё, что относится к железным дорогам и не учитываете то, что не относится:
к) план и продольный профиль трассы с инженерно-геологическим разрезом с указанием пикетов, углов поворота, обозначением существующих, проектируемых, реконструируемых, сносимых зданий и сооружений, трасс сетей инженерно-технического обеспечения, сопутствующих и пересекаемых коммуникаций, а также для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов — с указанием мест размещения запорной арматуры (задвижек с электрическим приводом и ручных), станций электрохимической защиты, магистральной линии связи и электроснабжения для средств катодной защиты и приводов электрических задвижек, мест размещения головной и промежуточной перекачивающих станций, мест размещения потребителей;
л) план трассы с указанием участков воздушных линий связи (включая места размещения опор, марки подвешиваемых проводов) и участков кабельных линий связи (включая тип кабеля, глубины заложения кабеля, места размещения наземных и подземных линейно-кабельных сооружений);
Источник: www.normacs.info