Михайловский замок — бывший императорский дворец в Санкт-Петербурге, внешне напоминающий западноевропейский дворец-крепость. Своим названием замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Когда в 1991 г. здание передали Государственному Русскому музею, оно было отреставрировано. При Павле I анфилада парадных галерей, располагающаяся по периметру внутреннего двора (зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок), была наполнена первоклассными произведениями искусства. После реставрации залы Михайловского замка также заполнили картинами и скульптурами, но уже другими. Здесь были организованы выставки «Портретная галерея русских исторических деятелей», «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса и творчество русских художников», «История замка и его обитателей». Здесь проходят разнообразные временные художественные выставки.
Михайловский замок ИСТОРИЯ / ФОТО / ЛЕГЕНДЫ
Когда-то на месте Михайловского замка находился деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы, в котором родился Павел — сын будущей императрицы Екатерины II, а тогда еще жены наследника престола. Павел не любил свою мать Екатерину, считал ее убийцей отца, незаконно узурпировавшей власть, и она отвечала ему недоверием. Сам уклад ее царствования был невыносим для Павла. Когда же наконец императрица умерла и Павел пришел к власти, он не захотел жить в ее резиденции (Зимнем дворце) и приказал выстроить себе новую.
Согласно преданию, склонный к мистицизму Павел однажды сказал, что хотел бы умереть там, где родился, поэтому для строительства и было выбрано это место. По требованию видевшего повсюду угрозу императора его новый дворец строился как надежно укрепленная крепость, со всех сторон окруженная рвами с подъемными мостами. В Петербурге его традиционно называют замком. Михайловским он назван в честь архангела Михаила, которого император считал своим небесным покровителем.
Необычные для Петербурга внешний вид и устройство Михайловского замка определили рыцарские идеалы и особенности характера Павла I, которому везде мерещились заговоры и измена. До сих пор не утихают споры об авторе проекта замка. По одной версии, за основу был взят проект Василия Баженова (автора дома Пашкова в Москве), по другой — Винченцо Бренны, а по третьей — замысел принадлежал самому Павлу, уж больно точно отразилась в облике здания неугомонная натура царственного романтика. В любом случае воплощал проект в жизнь итальянец Бренна, который выполнял функцию не столько архитектора, сколько прораба.
Это было самое дорогое и самое спешное строительство XVIII в. Замок возводили 4 года, и обошелся он в 6,5 млн рублей золотом. Параллельно были порастасканы материалы для строительства мраморной ринальдиевской Исаакиевской церкви, имения Екатерины в Пелле, Таврического дворца. Работа шла с большой поспешностью, днем и ночью здесь трудилось по несколько тысяч человек — Павел спешил скорее укрыться за надежными стенами. Наконец в начале февраля 1801 г. нетерпеливый владелец вместе со своим многочисленным семейством въехал в еще не просушенный и почти не отапливаемый только что достроенный замок.
Тайны Михайловского Замка. Свидетельство очевидца
Новая царская резиденция, окруженная реками и специально вырытыми каналами с подъемными мостами, тщательно охраняемая солдатами, казалась неприступной. Но судьба сыграла злую шутку с императором Павлом — всего через сорок дней после вселения он был зверски убит заговорщиками в своей опочивальне. Недовольные его сумбурным царствованием гвардейские офицеры забили несчастного насмерть. Сбылось предсказание одной из городских юродивых, которая предрекла, что царь проживет столько лет, сколько букв в надписи над воротами замка: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Букв здесь 47 — в этом возрасте император и погиб.
Посмотрим внимательно на замок. Не правда ли, от него веет какой-то суровостью и таинственностью? Весь его неприступный и загадочный облик проникнут духом архитектурной романтики. Каждый фасад массивного здания выглядит по-разному. Со стороны Садовой улицы видна дворцовая Михайловская церковь, увенчанная типично петербургским шпилем.
К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и с широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален главный южный фасад с мраморными колоннами и скульптурой. На его фронтоне -барельеф «История заносит на свои скрижали славу России».
До сих пор в городе бытует легенда о том, что в качестве образца для необычного для Петербурга красновато-розового цвета, в который выкрашены стены замка, послужила перчатка, оброненная во время бала фавориткой Павла Анной Лопухиной. «Удворца имя архангела и краски любовницы», — писал саксонский посланник Розенцвейг.
Почти двадцать лет после насильственной смерти императора замок пустовал. Члены царской семьи боялись и избегали этого зловещего и таинственного сооружения. По городу ходило много слухов и мистических рассказов, связанных с Михайловским замком. Говорили о дурных предзнаменованиях, якобы имевших место при его строительстве, передавали из уст в уста легенду о появляющемся здесь по ночам призраке убитого императора. Неудивительно, что замок долгое время оставался заброшенным, возбуждая любопытство и страх своим таинственным обликом.
. Глядит задумчиво певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец. — писал о нем Пушкин.
Затем в замке разместили Главное инженерное училище, отсюда его второе название — Инженерный. Здесь учились будущий писатель Достоевский, композитор Кюи, физиолог Сеченов, электротехник Яблочков. После революции в нем продолжала работать военно-инженерная школа, которую сменили многочисленные конторы и конструкторские бюро. Наконец в начале 1990-х гг. замок отошел к Русскоу музею, которому принадлежит и поныне. К юбилею города здание было отреставрировано, реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть фортификационных сооружений, окружавших замок.
Зайдем во внутренний двор замка. У него необычная форма — восьмиугольная, напоминающая о восьмиугольной мальтийской звезде (Павел был гроссмейстером ордена мальтийских рыцарей). Посреди двора несколько лет назад был поставлен памятник императору. При желании можно зайти и внутрь замка. Там теперь находится музей -один из филиалов Русского музея.
Можно походить по отреставрированным парадным залам или посмотреть художественные выставки.
Перед главным входом в замок находится устроенная для парадов площадь Коннетабль с памятником Петру I посередине. Этот первый в России конный памятник Петру I был сделан скульптором Растрелли еще в 1740-е гг., но установили его только 60 лет спустя, пожеланию Павла I, который повелел сделать на его пьедестале лаконичную надпись «Прадеду правнук». Монументом царя, изображенного в виде римского императора на могучем коне, восхищался еще Ломоносов:
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил.
Пьедестал памятника украшают два бронзовых барельефа, на которых запечатлены важнейшие сражения Северной войны — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». На обоих в небе парят ангелы, протягивающие Петру лавровый венок и трубящие о победе. Обратите внимание на отполированную пятку одного из моряков на барельефе, изображающем Гангутскую битву. Считается, что если попытаться помочь ему влезть на борт, то загаданное желание обязательно сбудется.
Источник: wikiway.com
Михайловский замок
Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.
Общая информация
Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.
Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.
Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.
Внешний вид и отделка фасадов
- То ли замок, то ли крепость.
- Отделка корпуса.
- Фасады замка.
- Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.
С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.
Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.
Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.
Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.
В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.
Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.
Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.
Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.
К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.
Вид изнутри
- Интерьер замка для любителей фотосессий.
- Сырость и роскошь.
- Галерея Рафаэля.
- Тронный зал.
- Овальный зал.
Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.
Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.
При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.
Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.
Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.
Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.
Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.
Легенды и тени замка
- Трагедия и дворцовый переворот.
- Призрак Михайловского замка.
- Дальнейшая история Инженерного замка.
У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.
Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.
Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.
Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.
Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.
В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.
Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.
В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.
Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.
Как добраться и когда посещать
Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.
Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.
По стоимости посещение музея доступно практически всем. Цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.
Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.
Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!
В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.
Источник: www.miroworld.ru
Михайловский замок (Инженерный замок)
Михайловский замок — одно из самых романтичных и самых загадочных зданий Санкт-Петербурга. Он притягивает взгляды прохожих, ибо в нем необычно все: взметнувшийся в небо золоченый шпиль, совершенно по-разному оформленные фасады (ни один из них не повторяет другой), непривычный цвет. С этим замком связано множество легенд и преданий городского фольклора.
Строительство Михайловского замка
Летний дворец Елизаветы Петровны
Место для строительства замка Павел Первый выбирал лично: чтобы возвести замок был разобран старый деревянный летний дворец (построенный Бартоломео Растрелли) императрицы Елизаветы Петровны — его двоюродной бабки, в котором он появился на свет 20 сентября 1754 года. Широко известны пророческие слова Павла: «На этом месте я родился, здесь хочу и умереть».
Первые указы о сломе предыдущего дворца и строительстве нового на его месте появились через несколько дней после восшествия Павла Первого на престол: 18 и 26 ноября 1796 года (напомним, что Павел стал императором 6 ноября).
Специалисты до сих пор спорят о том, кто является архитектором Михайловского замка: Винченцо Бренна или Василий Баженов, сегодня оба архитектора назваются среди создателей проекта, известно также о личном участии Павла Первого в создании проекта замка для его любимой резиденции в Гатчине, который был переработан, когда Павел стал императором, в проект Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
В основу проекта легли впечатления, полученные Павлом во время путешествия, которое он с женой Марией Федоровной совершил в Европу в 1781-1782 годах под именем графа и графини Северных, внутренняя планировка замка в основном повторяет планировку дворца принца Луи-Жозефа Конде в Шантильи под Парижем.
Замок строили с 26 февраля 1797 по 1800 год (работами руководил Винченцо Бренна — придворный архитектор Павла) — с невероятной для тех времен скоростью: работы продолжались без перерыва летом и зимой, днем и ночью (при свете костров и факелов); одновременно в работах по возведению замка участвовало до шести тысяч человек. Император лично контролировал ход работ, вникая во все тонкости и указывая сюжеты росписей, характер отделки и цвет обоев, по его приказу для ускорения работ по возведению замка были использованы материалы, заготовленные для строительства Исаакиевского собора.
Замок был освящен 8 ноября 1800 года — в день Святого Архистратига Михаила.
Архитектурные особенности Михайловского замка
План Михайловского замка
(Винченцо Бренна)
Замок представляет собой в плане квадрат со скругленными углами и вписанным в него восьмиугольником (именно такая сложная форма обусловила исключительной сложности объемы внутренних помещений). Все фасады замка отличаются друг от друга, что придает замку исключительную живописность. К главному — южному — фасаду замка с монументальными мраморными воротами, украшенными обелисками с воинскими доспехами и вензелем Павла Первого, ведет тройной веерный каменный Воскресенский мост (по имени когда-то существовавшего здесь канала, частично восстановленного в последние годы); центральный пролет моста предназначался только для членов императорской семьи.
Архитектурно-художественное оформление фасадов было призвано возвеличивать славу России: например, в треугольном фронтоне главных ворот сохранился барельеф «История заносит на свои скрижали славу России». Ниже барельефа по фасаду тянется на порфировом фризе надпись золочеными буквами: «Дому Твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (эта надпись была предназначена для украшения Исаакиевского собора, о чем говорит и её происхождение).
Северный фасад замка, выходящий к Летнему саду, отличается наибольшей пышностью и декоративностью: открытая терраса, широкая лестница, украшенная скульптурой (фигурами Геракла и Флоры Фарнезских) — и напоминает итальянские дворцы эпохи Возрождения.
Западный фасад замка завершается золочным шпилем высотой 64 метра, возведенным над дворцовой церковью, фасад этот и по сей день украшают статуи Религии и Веры.
Над восточным фасадом — самым скромным по его убранству — во времена Павла Первого развевался его штандарт (поднятый штандарт был знаком присутствия императора в его резиденции).
Легенда о пророчестве Ксении Блаженной
Согласно легенде Святая Ксения Петербуржская, увидев на замке надпись, которая должна была украшать Исаакиевский собор, предсказала Павлу, что он проживет столько лет, сколько букв было в этой надписи. Можно верить или нет в эту легенду, но Павел прожил 47 лет, именно столько букв мы можем насчитать в словах, расположенных на фасаде замка.
Внутреннее убранство Михайловского замка
Новую резиденцию императора современники называли «чудом роскоши и вкуса», в её отделке принимали участие известнейшие мастера эпохи: Карл, Пьетро и Джованни-Баттиста Скотти, Антонио Виги, Агостино и Паоло Трискорни, Михаил Александров-Уважный, Франц Тибо и многие другие. Парадные покои императорской семьи располагались по периметру внутреннего двора, Галереи Арабесок, Лаокоона, Рафаеля, Антиков наполнились произведениями искусства, лестница, ведущая в бельэтаж, была отделана цветным мрамором, в центральной нише находится копия работы П. Трискорни с античной скульптуры «Умирающая Клеопатра», символизирующая конец правления Екатерины Второй. В боковых нишах второго яруса можно видеть статуи «Осторожность» и «Правосудие» — символы правления Павла.
Театр Михайловского замка
Когда-то в юго-восточном углу замка находился театр, занимавший два этажа здания, декорации и занавес для которого исполнил выдающийся декоратор эпохи Пьетро Гонзага. Первое и единственное представление в театре состоялось 1 февраля 1801 года в связи с переездом императорской семьи в новую резиденцию, звездой этого действа была известная французская актриса Шевалье. Театр был уничтожен в 19 веке, помещения его приспособили для нужд Письменного архива Инженерного департамента.
Церковь Михайловского замка
Обычно во дворцах русских императоров возводилась дворцовая церковь (вспомним хотя бы Екатерининский дворец в Царском селе или Зимний в Санкт-Петербурге). Павел не отступил от традиции: особое место среди парадных апартаментов замка занимала церковь освященная во имя Архангела Михаила, в ней до сих пор сохранились уникальные элементы убранства: огромный полуциркульный образ святого покровителя, написанный польским художником Францишеком Смуглевичем (восточная стена храма) и иконостас — подлинный шедевр русского камнерезного искусства, отделанный яшмой, лазуритом разноцветным мрамором, чудом сохранившийся до настоящего времени. Церковь украшают также мощные гранитные колонны с золочеными базами и капителями, которые первоначально поддерживали хоры.
Убийство Павла Первого
Как это ни печально, но самый известный факт, связанный с Михайловским дворцом, касается не его архитектурного убранства, а смерти императора Павла Первого. Лишь 40 дней Павел наслаждался жизнью в своей новой резиденции, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит гвардейскими офицерами в собственной спальне (был избит, получил удар табакеркой по голове, а затем задушен шарфом). Убийство императора явилось результатом заговора (не единственного в его правление), идейными вдохновителями которого были Никита Панин, Петр Пален, а среди непосредственных участников — Николай Зубов и Леонтий Бенигсен. Причиной заговора была непредсказуемая внутренняя политика Павла, ни один из его подданных не мог быть уверен в своем будущем, ибо многие дворяне подверглись оскорблениям императора и ссылке по смехотворным причинам.
Был ли наследник престола Великий князь Александр Павлович в курсе событий, остается невыясненным.
Смерть Павла обрадовала практически все слои общества: император был исключительно непопулярен, даже люди порядочные, осуждавшие методы заговорщиков, радовались окончанию его царствования.
В течение более ста лет в Российской Империи официальной причиной смерти Павла Первого называли кончину от естественных причин: апоплексического удара.
Инженерный замок (Судьба Михайловского замка после смерти Павла Первого)
После смерти Павла Первого императорская семья без промедления покинула замок, некоторое время он стоял в запустении, затем в нем устроили казенные квартиры, частично разрушив его убранство, например, здесь жил архитектор Чарльз Камерон.
В 1822 году замок был передан Главному Инженерному училищу, в связи с чем в 1823 году получил название Инженерный замок. Роскошные интерьеры были перестроены и приспособлены для нужд учебного заведения, в парадных залах дворца устроили казармы и помещения для строевых занятий.
В 1855 году училище было переименовано в Николаевское Инженерное училище в честь его основателя, некоторые из его выпускников стали известными деятелями русской культуры: здесь учились известные писатели Федор Достоевский и Дмитрий Григорович, композитор Цезарь Кюи, ученые Иван Сеченов и Павел Яблочков, святитель Игнатий Брянчанинов и другие.
Инженерное училище прекратило свое существование сразу после октябрьских событий 1917 года, в марте 1918 здесь были устроены Первые инженерные командные курсы, просуществовавшие в нем под разными названиями вплоть до начала 1960-х годов. С 1957 года по сей день в здании замка находится Военно-морская библиотека (главная техническая библиотека города), некоторое время здесь же располагались различные проектные и технологические институты.
С 1991 года замок поэтапно передается Русскому музею, который и проводит исследовательские и реставрационные работы в здании.
Источник: guida-spb.com
Михайловский замок
Михайловский, или Инженерный замок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, на рубеже XVIII—XIX веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.
Название
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.
Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением Архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок. По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя называть замок «Михайловским» сразу после закладки. Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно для того, чтобы обосновать весьма сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции указанием святого.
Единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.
Строительство
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца.
Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября (9 декабря) 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома».
Дворец этот занимает место, на котором прежде стоял Летний дворец, построенный Петром Великим в 1711 году, при слиянии Мойки с Фонтанкой.
— Коцебу А. Ф. Ф. фон. Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года.
Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, созданного архитектором Растрелли, где 20 сентября (1 октября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать.
Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Первый проект дворца на основе рисунков императора, разработанных А. Ф. Г. Виолье был выполнен архитектором В. И. Баженовым. Но уже через две недели после закладки здания, Баженов из-за неосторожно высказанных критических замечаний о проекте Павла, был отстранён от всех работ. Дальнейшей разработкой проекта и строительством руководил архитектор В. Бренна.
Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников, а ещё на стадии создания проекта Павел привлекал А. Ф. Г. Виолье. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет.
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка были украшены картинами крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона. В художественную коллекцию Павла I, частично размещённую в замке, входили работы выдающихся художников: Рубенса, Грёза, Тьеполо и Маргариты Жерар. Кроме того, оригинальные интерьеры замка были щедро украшены мрамором и другим поделочным камнем, античными статуями (как оригиналами, так и копиями), скульптурами, созданными современниками императора Павла (в том числе, Гудоном), огромными вазами из поделочных камней, бронзовыми часами, зеркалами, расшитыми золотом бархатными портьерами. По словам современника, драматурга Августа Коцебу, интерьеры дворца производили на посетителя несколько нескладное, но весьма торжественное впечатление.
По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно
8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.
В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». В помещении императорской спальни, где был убит Павел I, в 1858 году по указанию императора Александра II была освящена церковь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.
В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик. Руководил строительством тогда Томмазо (Фома Леонтьевич) Адамини. В 1829—1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев).
В 1893—1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым.
С 1918 по 1941 и с 1945 года в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище). Во время Великой Отечественной войны в Михайловском замке располагался госпиталь.
В 1951 году в замок на время проведения ремонта и реставрации в Главном адмиралтействе переведены кораблестроительный и особый факультеты Военно-морского инженерного училища имени Дзержинского. С 1957 года по 2018 год в замке располагалась Центральная военно-морская библиотека. В 1960 году военное ведомство освободило (за исключением ЦВМБ) замок, который был передан Ленинградскому Совету народного хозяйства для размещения технологических институтов. Основным арендатором стало Центральное бюро технической информации г. Ленинграда (ЦБТИ). В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации (ЛенЦНТИ), Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), Всесоюзный проектный институт «ГипроНИИнеметаллоруд», Ленинградский государственный институт по проектированию заводов энергетического машиностроения «Ленгипроэнергомаш», ЛПО вычислительной техники и информатики, СКБ «Индикатор».
В 1988 году арендаторы начали постепенно освобождать помещения замка. Из-за использования разными учреждениями различных ведомств на протяжении долгого времени состояние замка оставляло желать лучшего: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперек, плафоны и росписи на стенах — грубо закрашены.
В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.
В залах замка открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».
Домовый храм Михайловского замка был освящён 21 ноября 1800 года в честь Архистратига Божия Михаила. В 1918 году храм был закрыт, ценные художественные предметы передали в музейный фонд. Помещение использовали под склад, позднее в нем располагались проектные организации. Вместе с тем храм был взят под охрану государства.
Михайловский храм был первым помещением Инженерного замка, переданным Русскому музею для размещения экспозиций. Он открылся после реставрации, проведённой в 1991 году. С 1993 года в церкви время от времени проходили богослужения для сотрудников музея. Храм считается приписным к храму святых Симеона и Анны на Моховой улице. 24 ноября 2019 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил домовый храм Архистратига Михаила и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме.
Архитектура Михайловского замка и её источники
В плане Михайловский замок представляет собой ориентированный по странам света квадрат со скруглёнными углами, внутри которого находится октогональный (восьмиугольный) парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга.
Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью Коннетабля по образцу одноимённой площади в Шантийи, владении принцев Конде, которую будущий император Павел Петрович осматривал во время своего заграничного путешествия в июне 1782 года. В центре площади в Шантийи установлена конная статуя коннетабля Анри II Монморанси, а между павильонами — подъёмный мост. Эти особенности просматриваются в планировке усадьбы Павла в Гатчине и Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Первый план петербургского замка, нарисованный рукой самого императора, а затем разработанный А. Ф. Г. Виолье, представляет собой как бы удвоенный треугольник плана дворца в Шантийи из альбома с видами Шантийи, подаренного Павлу принцем Конде в том же году.
Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля с установленным распоряжением Павла I в 1800 году памятником Петру I, также был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. По кругу также находились бастионы с орудиями. За памятником, как в Шантийи, — ров и три моста, причём средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.
Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.
Канал с южной стороны (воссоздан в 2003 году) подходит вплотную к цоколю, и возникает впечатление, что замок вырастает прямо из воды. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.
В конце 1798 года император Павел назначил себя гроссмейстером Мальтийского ордена. В облике Михайловского замка соединились романтические настроения и мальтийская символика. Замкнутый объем здания, скруглённые углы, ассоциирующиеся с круглыми угловыми башнями, создают суровый образ неприступной цитадели мальтийских рыцарей.
Разработка композиции новой императорской резиденции через ряд вариантов привела к квадратному корпусу с восьмиугольным двором, который напоминает и круглый двор дворца Фарнезе в Капрароле, и его пятигранный внешний силуэт (Джакомо да Виньола, 1559). Всего существовало 12 либо 13 проектов по 8 листов каждый.
Бренна, вероятно, соединял разные варианты, условно называемые «западноевропейскими» и «баженовскими». Ассоциацию с рыцарским замком усиливает золочёный шпиль церкви Св. Михаила, увенчанный мальтийским крестом. На флагштоке с противоположной стороны поднимали императорский штандарт. Полуротонда церкви, которая в замке Шантийи располагалась посередине фасада, отмечена полукруглым выступом апсиды в западной части здания и симметрично повторена на противоположной стороне петербургской постройки: тем самым зданию, не имевшему угловых башен, придано ещё большее сходство со средневековой крепостью.
Вероятны также влияния французской школы мегаломанов во главе с К.-Н. Леду через посредство В. И. Баженова, учившегося в Париже, а затем отстраненного Екатериной II от работ в Царицыне. Именно Баженову император Павел вначале поручил возглавить строительство, но уже через две недели после закладки здания, 4 марта 1797 года, отстранённого от всех работ.
В композиции главного, южного фасада Михайловского замка угадываются очертания триумфальной арки Сен-Дени в Париже, возведённой в 1672 году по проекту Франсуа Блонделя Старшего, основоположника французского академического классицизма. Колоннада большого ордера боковых частей южного фасада напоминает «Колоннаду Лувра» — работу К. Перро в Париже. По сторонам портала, как и в арке Сен-Дени, к фасаду как бы прислонены два обелиска с римскими воинскими арматурами и вензелями Павла I. Такие же арматуры украшают внутренний октогональный двор — блестящую работу Винченцо Бренны.
Известно также, что в 1782 году, во время путешествия по странам Западной Европы, наследник Павел Петрович был в Парме (Эмилия-Романья, Северная Италия) и встречался там с французским архитектором Э.-А. Петито. Проект главного фасада дворца герцога Фердинанда I Бурбона (Palazzo Ducale) в Парме, созданный Петито, представляет собой оригинальное совмещение композиции арки Сен-Дени, с двумя обелисками и с арматурами по сторонам, и традиционного фасада городского палаццо с треугольным фронтоном. Фасады дворца в Парме и замка в Петербурге почти полностью совпадают.
Эффектный октогональный двор Михайловского замка в Петербурге имеет прототипы не только в классической архитектуре Италии (дворец в Капрароле), он восходит к октогональным раннехристианским баптистериям. Здесь, несмотря на кажущееся новаторство, прослеживаются глубокие христианские традиции петербургской постройки.
Восемь статуй, находящиеся в нишах южного фасада Михайловского замка: Сила, Изобилие, Победа, Слава и другие, вероятно, связанные с мальтийской символикой, олицетворяют добродетели идеального монарха. Архитектура колоннады парадного проезда через южные ворота и парадной лестницы Михайловского замка (В. Бренна) соотносится с аналогичными композициями западноевропейского барокко, например Королевского дворца в Казерте близ Неаполя (Л. Ванвителли, 1752—1774).
Западный (церковный) фасад замка выглядел наиболее нарядно. Он был украшен лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды. На месте окон третьего этажа, которых при Павле не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырёх евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка).
Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма. Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла работы Паоло Трискорни. В тимпане южного фронтона над обелисками помещён рельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Ч. Стаджи. На аттике здания две фигуры Славы держали щит с гербом Российской империи.
На парапете кровли находились статуи, символизирующие российские губернии (не сохранились). Восемь статуй означали восемь главных губерний, это число соответствует восьми провинциям ордена иоаннитов.
Северный фасад замка, обращённый к Летнему саду, выделен широкой лестницей, ведущей в лоджию входа с мраморной колоннадой тосканского ордера. На высоких постаментах по сторонам: бронзовые реплики статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских (император Павел распорядился перенести эти статуи с Камероновой галереи в Царском Селе). Смешение в архитектуре Михайловского замка классицистических и барочных мотивов относит это сооружение к переходному периоду в истории архитектурных стилей в России. Классицистические элементы рядом с романтическими образуют в Михайловском замке особенную «костюмированную архитектуру», предвосхищающую стиль ампир начала XIX века. Иногда рубеж XVIII—XIX веков в истории русского искусства именуют предромантизмом, однако в данном случае точнее будет сказать, что уникальный облик Михайловского замка представляет собой не только предромантическую или романтическую архитектуру, но, прежде всего, являет собой архитектурный портрет самого императора — трагической фигуры русской истории.
В комплекс сооружений замка входили:
- Дворец
- Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)
- Трёхчастный мост
- Горнверк, на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)
- Кленовая улица
- Два павильона Кордегардий Михайловского замка
Помещения замка
- Общий Столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Его отделка была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. с использованием 2 люстр на пятьдесят свечей, исполненные по рисункам Дж. Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца и двух каминов из сибирского порфира. В середине XIX века Общий Столовый Зал разделен на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002—2003 годов восстановлен первоначальный объём этого зала.
- Тронная императрицы Марии Федоровны была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. Стены помещения, в котором стоял трон, были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка. В 1859 году по проекту К. А. Ухтомского в восточной стене зала (возле которой прежде размещался трон), была устроена полуциркульная арка, объединившая бывшие тронная и Предтронная комнаты императрицы, в которых устроили Модельный зал Главного Инженерного училища. Реставрация Тронной Марии Федоровны произведена в 2002—2003 гг..
- Всего в Михайловском замке тронных зал было пять: две — самого государя-императора, потом государыни, великого князя и наследника Александра Павловича и его брата Константина, имевшего титул цесаревича.
40 дней замка при Павле I
Опасавшийся дворцовых переворотов Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, решив построить себе новую резиденцию. Существует предание, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.
Любопытно, что по одной из семейных легенд статский советник Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом о добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын, Александр Иванович Михайловский-Данилевский, стал известным военным историком.
Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло своё отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приёмом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.
1 (13) февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки.
Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры. Павел I переселился в Михайловский замок, когда ещё даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота», «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам». На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.
Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года, на нём, в частности, выступала мадам Шевалье (которой однажды удалось задеть сердце императора тем, что она пела в платье цвета стен Михайловского замка). А в ночь с 11 на 12 (24) марта 1801 года Павел был убит в собственной спальне. После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец, замок потерял значение парадной резиденции, перешел в ведение Министерства Императорского двора и постепенно пришел в запустение.
Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов.
Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит. В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем о надписи больше не упоминают, она исчезла, оставив черные точки на поле фриза над Воскресенскими воротами замка (места крепления букв). В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.
Текст «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию. Загадочная надпись действительно имела символическое значение в замыслах императора относительно его нового дома, но какое именно — пока достоверно ответить невозможно. Совпадение количества букв и лет, прожитых императором — вероятнее всего, наблюдение, сделанное задним числом, никаких достоверных данных о предсказании мы не имеем.
Призрак Михайловского замка
Другая, более известная легенда гласит, что призрак убитого заговорщиками императора не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали видеть взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца — разводящий ефрейтор училища Лямин, и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру.
Легенда возводит появление призрака Михайловского замка ко времени, непосредственно последовавшему за гибелью здесь императора Павла I. Однако слухи о призраке появляются не ранее конца 1840-х годов.
Образ призрака активно использовался, если не был создан, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.
Известность призраку принёс занимательный, но в полной мере демистифицирующий рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище.
В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в это время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. Также использовался метод, известный как лозоходство.
Цвет стен Михайловского замка
Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.
По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял её и собрался было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил её архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца.
Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.
Послепавловская история замка
До революции 1917 года
Использование замка Министерством Императорского двора
Размещение в замке Инженерного училища
Советское время. Организации в здании
Передача Русскому музею и работа в его составе
Процесс передачи Русскому музею. Реставрация и открытие
Работа в составе Русского музея
Планы размещения постоянных экспозиций и временные выставки Лекторий Русского музея Копирование и сохранение в замке оригиналов старинных скульптур Летнего сада
Памятники
Во дворе замка и перед его главным фасадом с интервалом в 203 года были установлены памятники двум русским императорам.
- В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745—1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребенёвым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского.
- В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.
Нумизматика и филателия
5 июля 2017 года Банк России выпустил в обращение памятные серебряные монеты номиналом 25 рублей «Винченцо Бренна» серии «Архитектурные шедевры России». На монете расположены портрет архитектора Бренны и изображение Михайловского замка.
Источник: oktmo.ru